Чугун – сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода более 2,14%. Так звучит точное определение для металлургов. А для обывателей слово «чугун» ассоциируется с бабушкиной сковородкой или радиатором с закосом под старину. Это прежде всего металл, который затем становится сталью. Однако на качество сплава напрямую влияет время промежуточных операций с расплавленным чугуном. Чем быстрее мы довезем его от доменной печи до конвертерного цеха, тем лучше получится сталь, меньше потратится ресурсов на ее производство и лучше сохранится ковш, в котором едет чугун.
Почему для отслеживания ковшей с расплавленным чугуном мы выбрали технологию RFID и почему наши метки не горят — расскажу в этой статье.
Сохраняя градусы
Температура чугуна на выходе из печи составляет примерно 1500℃. На пути от доменной печи к конвертерному цеху он охлаждается. Наша задача — потерять как можно меньше градусов и довезти его максимально горячим. Для этого ковши необходимо отслеживать на всем пути их следования.
Раньше этот процесс был исключительно аналоговым. Вся информация — между диспетчерами, железнодорожниками, машинистами — передавалась по телефону или рации. Данный способ имеет более низкую скорость передачи информации в отличие от цифрового способа.
Например, диспетчер неправильно оценил обстановку — ждал чугун с одной печи, а налили быстрее на другой. Пока тепловоз перегнали к нужной точке, миксерное отделение осталось без чугуна. График сорван.
Или произошла задержка в транспортировке — из-за поломки тепловоза или долгого осмотра ковша. Ковша нет, и мастер не может открыть выпуск. Приходится предпринимать какие-то корректировки, чтобы снизить потери производства.
Чтобы ковши не «терялись» или простаивали, нужно знать, где именно находится каждый из них в конкретную минуту. Можно отслеживать сам тепловоз (кстати, мы так тоже делали), но точной информации — куда он едет, с полными ковшами или пустыми — это тоже не дает.
DEM + RFID = наглядность
Для отслеживания ковшей мы решили использовать RFID-метки. В основе решения лежит платформа «DEM — Цифровая Модель Предприятия» и аппаратная система с RFID-оборудованием (метки, считыватели, антенны), железом для его коммутации и опорно-монтажными конструкциями.
Вообще миссия DEM — это внедрение комплексной цифровой прослеживаемости товарных, производственных логистических потоков с применением технологий «цифрового двойника», машинного зрения и RFID.
Вот за что мы любим это решение:
● полная цифровизация и автоматизация операций считывания данных о бизнес-процессах;
● есть интерфейс агрегации всех данных на удобной цифровой модели предприятия;
● считывание идентификаторов происходит без участия человека — человеческий фактор полностью исключен;
● может считывать сотни идентификаторов в секунду;
● пользовательское ПО не требует установки на компьютер — это веб-интерфейс.
В рамках контроля циклов движения ковша наиболее оптимальный вариант применения DEM — это создание полноценного цифрового двойника комплекса с выводом мнемосхем в диспетчерские:
● диспетчерская доменного цеха (ДЦ);
● диспетчерская конвертерного цеха (КЦ);
● диспетчерская комбината/ситуационный центр;
● диспетчерская управления железнодорожного транспорта (УЖДТ).
Чтобы наша DEM могла следить за транспортировкой чугуна, нужно было не только разметить сами ковши, но и установить оборудование на всем пути их следования. А точнее, на ключевых точках этого маршрута:
● на въезде и выезде с приемно-отправочного парка;
● на въезде в миксерное отделение;
● на весах;
● на въезде в депо очистки ковшей (ДОК);
● в доменном и конвертерном цехах.
В каждой точке мы смонтировали защищенный шкаф с RFID-оборудованием и две RFID-антенны. В зависимости от индивидуальных особенностей каждой конкретной точки монтаж производился либо на несущие элементы инфраструктуры, либо на специальные кронштейны. RFID-антенны, расположенные в «горячих» цехах, оснастили дополнительными защитными кожухами.
Вот так выглядит шкаф с RFID-оборудованием:
На все чугуновозные ковши мы установили RFID-метки, по две на каждый (6 меток, 4 со стороны слива в МО и 2 со стороны слива на разливочные машины) — с двух сторон. Температура ковша снаружи довольно высокая — около 150-200 градусов, поэтому метки использовали жаростойкие.
На этом этапе мы столкнулись с определенными сложностями.
Несмотря на то, что футеровка ковша хорошо удерживает температуру, метку нельзя смонтировать прямо на корпус. И не только потому что очень горячо — из-за конструктивных особенностей ее просто невозможно там надежно закрепить.
Поэтому каждую метку мы поместили в стальной корпус особой конструкции и залили теплоизоляционным и жаропрочным материалом, который исключает прямой кондуктивный теплообмен метки с ковшом и собственным корпусом, а также конвективный теплообмен с окружающей средой.
Такая конструкция, помимо всего прочего, защищает метку от разного рода механических и климатических воздействий. Для монтажа корпуса метки на стенку ковша использовали старую добрую сварку — она обеспечивает надежную и долговечную фиксацию в суровых условиях металлургического комплекса.
Чтобы вся эта система — метки на ковшах, оборудование в полях и программная платформа, начали работать вместе, DEM нужно было настроить. Вот как это было.
Создали цифровую копию комплекса в виде мнемосхемы.
Отметили точки контроля и идентификации ковшей в соответствии с физическим расположением оборудования.
Интегрировали DEM с существующей ERP-системой.
Внесли метки в систему.
Разработали сценарии работы во встроенном в DEM редакторе.
Создали учетные записи для диспетчеров. (Мы создали сервисные УЗ для Горновых при входе на «банкоматы», а так все входят под своими УЗ).
Платформа готова к работе! Даже если в будущем комплекс или оборудования как-то изменяться, все эти изменения можно будет отразить в DEM, просто отредактировав, добавив или убрав соответствующие элементы.
Как это работает сейчас
Метка на ковше попадает в область сканирования антенн в какой-либо из точек, после чего информация мгновенно отображается в системе и на мнемосхемах. В диспетчерских ДЦ, КЦ и УЖДТ выводятся мнемосхемы в соответствии с их зонами ответственности, в диспетчерской комбината — мнемосхема всех зон в виде единой карты (все видят одинаково и могут любой участок открыть).
К каждой метке привязан уникальный ID ковша. По нему можно узнать много полезного — температуру, номер выпуска, химический состав, маршрут движения.
Благодаря мнемосхеме диспетчер (и не только, например горновые, газовщики, мастера и пр.) всегда знает, где находится каждый конкретный ковш, и может отследить весь его жизненный цикл, включая:
● время закрытия выпуска;
● время прохождения весов;
● время возврата на весы;
● время постановки под печь;
● время нахождения ковша в КЦ;
● время нахождения на участке разливки;
● время заездов в ДОК;
● точное время любых ожиданий на путях или под печью/при сливах ковша.
Теперь движение ковшей — максимально наглядный и прозрачный процесс. Их перемещения отображаются в режиме реального времени на мнемосхеме в диспетчерской (у всех, ЦПУ печей, банкоматы, ДОК, РМ, и множество прочих мест). В системе видны все ковши и их статус — груженые они или нет, где они находятся. Также информация выводится на сенсорную панель, с которой работают горновые. Они отмечают, какие ковши налиты, какие наливаются, уровень налива (уровень передается с уровнемеров).
Благодаря внедрению решения мы сократили время простоя ковшей и снизили теплопотери расплавленного чугуна при транспортировке. Прозрачность процессов значительно возросла: теперь мы точно знаем, насколько хватает ресурса ковшей, что позволяет эффективно планировать работу, избегать хаоса и действовать организованно.
А еще стало легче проводить плановое техническое обслуживание. Мы видим историю всех ковшей — и те, кто пережил более 450 наливов, подвергаются более тщательному осмотру и при необходимости отправляются на ремонт. За это отвечает наш сервис тепловизионного контроля — он отслеживает наружную температуру ковшей и выделяет зоны горячее 190 С. Ковши с превышением подвергаются более тщательному осмотру.
Вообще связку DEM + RFID можно без проблем масштабировать за пределы ковшей с чугуном. Например, теперь с помощью меток мы отслеживаем транспортировку лома и хотим реализовать еще один проект по отслеживанию сырья в стационарных бункерах.
Комментарии (13)
Artemys01
14.01.2025 07:32Мне мнемосхема очень сильно напоминает популярную игру "Mini Motorways". :-)
Есть идея! Теперь можно "запилить", игру по типу "Mini Motorways", только вместо машин, будут Ковши НЛМК )))
iliamsk
14.01.2025 07:32Прошло 5 лет как я диплом написал на похожую тематику, а RFID еще внедряется :)
Spartak13
14.01.2025 07:32Круто выглядит. Реально круто.
Но несколько вопросов осталось:
- Кому взвалили на плечи следить за работоспособностью терминалов считывания?
- Как проверяется работоспособность меток? Ситуации, когда метку в ее корпусе зальют чугуном по самое "перестала жить" вскоре могут начать возникать.
- Как проработан процесс замены меток?ivankn1984 Автор
14.01.2025 07:32За работоспособностью терминалов следят структурные подразделения Группы НЛМК + есть подрядчики на поддержку. Если совсем просто описать, то все оборудование находится на мониторинге, есть техническое обслуживание и ремонты.
Xexa
"Бытовой" блок питания в шкафу уличном на предприятии с системой такой "важной" - эт как-то сомнительно.
На каждом ковше на фото есть цифры крупные, чёткие и видимо по ним идёт запись "бумажная" и исторически к ним привыкли. Камера с распознаванием не решила б задачу за одно и фотофиксацию?
inkelyad
Скорее всего получилось бы плохо. Смотри историю штрихкодов(их изобретения) на железнодорожном транспорте. И которые забросили из за проблем техобслуживания этих маркеров. И в конце концов перешли на пассивную электронику.
Xexa
Штрихкоды были "навязанным" к существующей инфраструктуре(к слову на жд составах номера нанесены издревле). На жд в целом много чего не прижилось, т.к цель зачастую "освоить". Поработал там 6 лет на разработке и внедрении аппаратуры обслуживания и диагностики.
inkelyad
Да не, тогда, когда это изобреталось - компаниям оно действительно нужно было, как я понимаю. Только с обслуживанием не справились.
JBFW
Засор объектива - отказ "всех ковшей", надо бежать чистить.
Отказ метки - отказ одного ковша.
Ридер в ящике надёжнее, да и заменить на резервный быстрее. Если вообще понадобится..
ivankn1984 Автор
Касательно камер с распознаванием номеров — ответ здесь достаточно простой: участков много, и каждый из них имеет свою специфику. Сложно поставить камеры на каждом из сотен участков одинаково, чтобы они хорошо видели номера ковшей. Кроме того, настройка и обучение каждой камеры под индивидуальные условия каждого участка потребовали бы значительных ресурсов, что делает этот подход нецелесообразным. А так, если у вас есть идеи, будем рады их выслушать)
xFFFF
Рассматривали ли вариант использовать QR-код? Распознается значительно легче, чем просто номер. Полно готовых библиотек для распознавания. Можно добавить коррекцию ошибок, на случай повреждения/загрязнения.
seregina_alya
И всё равно никак не решается проблема, показанная на фотографии - просто плохое освещение и засветка прямо перед камерой, разобрать не получится ни номер, ни код. А если они ещё и на платформе стоят не одним боком, а разными?
Ридер надёжнее. Мгновенно и без ошибок считывает правильный id. В случае с qr кодом мы либо делаем резервирование, но мелкий код, либо крупный код и страдаем от ошибок. Плюс как нанести на огромный горячий металлический ковш также огромный QR код? Это цифры можно нанести как угодно и где угодно, ровно или неровно, лишь бы человек прочитал. Гиперусложнение какое-то с зависимостью от внешних условий. Датчики, опять же - дороже, сложнее, больше рисков неисправности из-за грязи. Радио как-то надёжнее
event1
Блоки питания не делятся на "бытовые" и "не бытовые". Они различаются по диапазону температур и уровню защиты от окружающей среды (знаменитые IP-рейтинги). Ещё бывает электроизоляция. Учитывая, что блок в ящике, ip-рейтинг, скорее всего, не актуален. А определение диапазона рабочих температур на глаз по фотографии не представляется возможным.