Чугун – сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода более 2,14%. Так звучит точное определение для металлургов. А для обывателей слово «чугун» ассоциируется с бабушкиной сковородкой или радиатором с закосом под старину. Это прежде всего металл, который затем становится сталью. Однако на качество сплава напрямую влияет время промежуточных операций с расплавленным чугуном. Чем быстрее мы довезем его от доменной печи до конвертерного цеха, тем лучше получится сталь, меньше потратится ресурсов на ее производство и лучше сохранится ковш, в котором едет чугун.

Почему для отслеживания ковшей с расплавленным чугуном мы выбрали технологию RFID и почему наши метки не горят — расскажу в этой статье.

Сохраняя градусы

Температура чугуна на выходе из печи составляет примерно 1500℃. На пути от доменной печи к конвертерному цеху он охлаждается. Наша задача — потерять как можно меньше градусов и довезти его максимально горячим. Для этого ковши необходимо отслеживать на всем пути их следования.

Раньше этот процесс был исключительно аналоговым. Вся информация — между диспетчерами, железнодорожниками, машинистами — передавалась по телефону или рации. Данный способ имеет более низкую скорость передачи информации в отличие от цифрового способа.

Например, диспетчер неправильно оценил обстановку — ждал чугун с одной печи, а налили быстрее на другой. Пока тепловоз перегнали к нужной точке, миксерное отделение осталось без чугуна. График сорван.

Или произошла задержка в транспортировке — из-за поломки тепловоза или долгого осмотра ковша. Ковша нет, и мастер не может открыть выпуск. Приходится предпринимать какие-то корректировки, чтобы снизить потери производства.

Чтобы ковши не «терялись» или простаивали, нужно знать, где именно находится каждый из них в конкретную минуту. Можно отслеживать сам тепловоз (кстати, мы так тоже делали), но точной информации — куда он едет, с полными ковшами или пустыми — это тоже не дает. 

DEM + RFID = наглядность

Для отслеживания ковшей мы решили использовать RFID-метки. В основе решения лежит платформа «DEM — Цифровая Модель Предприятия» и аппаратная система с RFID-оборудованием (метки, считыватели, антенны), железом для его коммутации и опорно-монтажными конструкциями.

Вообще миссия DEM — это внедрение комплексной цифровой прослеживаемости товарных, производственных логистических потоков с применением технологий «цифрового двойника», машинного зрения и RFID.

Вот за что мы любим это решение:

●      полная цифровизация и автоматизация операций считывания данных о бизнес-процессах;

●      есть интерфейс агрегации всех данных на удобной цифровой модели предприятия;

●      считывание идентификаторов происходит без участия человека — человеческий фактор полностью исключен;

●      может считывать сотни идентификаторов в секунду;

●      пользовательское ПО не требует установки на компьютер — это веб-интерфейс.

В рамках контроля циклов движения ковша наиболее оптимальный вариант применения DEM — это создание полноценного цифрового двойника комплекса с выводом мнемосхем в диспетчерские:

●      диспетчерская доменного цеха (ДЦ);

●      диспетчерская конвертерного цеха (КЦ);

●      диспетчерская комбината/ситуационный центр;

●      диспетчерская управления железнодорожного транспорта (УЖДТ).

Диспетчерская
Диспетчерская

Чтобы наша DEM могла следить за транспортировкой чугуна, нужно было не только разметить сами ковши, но и установить оборудование на всем пути их следования. А точнее, на ключевых точках этого маршрута:

●      на въезде и выезде с приемно-отправочного парка;

●      на въезде в миксерное отделение;

●      на весах;

●      на въезде в депо очистки ковшей (ДОК);

●      в доменном и конвертерном цехах.

В каждой точке мы смонтировали защищенный шкаф с RFID-оборудованием и две RFID-антенны. В зависимости от индивидуальных особенностей каждой конкретной точки монтаж производился либо на несущие элементы инфраструктуры, либо на специальные кронштейны. RFID-антенны, расположенные в «горячих» цехах, оснастили дополнительными защитными кожухами.

Вот так выглядит шкаф с RFID-оборудованием:

Снаружи
Снаружи
И внутри
И внутри

На все чугуновозные ковши мы установили RFID-метки, по две на каждый (6 меток, 4 со стороны слива в МО и 2 со стороны слива на разливочные машины) — с двух сторон. Температура ковша снаружи довольно высокая — около 150-200 градусов, поэтому метки использовали жаростойкие.

Корпус с RFID-меткой
Корпус с RFID-меткой

На этом этапе мы столкнулись с определенными сложностями.

Несмотря на то, что футеровка ковша хорошо удерживает температуру, метку нельзя смонтировать прямо на корпус. И не только потому что очень горячо — из-за конструктивных особенностей ее просто невозможно там надежно закрепить.

Поэтому каждую метку мы поместили в стальной корпус особой конструкции и залили теплоизоляционным и жаропрочным материалом, который исключает прямой кондуктивный теплообмен метки с ковшом и собственным корпусом, а также конвективный теплообмен с окружающей средой.

 

RFID-метки (температура окружения до 350 ℃)
RFID-метки (температура окружения до 350 ℃)

Такая конструкция, помимо всего прочего, защищает метку от разного рода механических и климатических воздействий. Для монтажа корпуса метки на стенку ковша использовали старую добрую сварку — она обеспечивает надежную и долговечную фиксацию в суровых условиях металлургического комплекса.

Чтобы вся эта система — метки на ковшах, оборудование в полях и программная платформа, начали работать вместе, DEM нужно было настроить. Вот как это было.

  1. Создали цифровую копию комплекса в виде мнемосхемы.

  1. Отметили точки контроля и идентификации ковшей в соответствии с физическим расположением оборудования.

  2. Интегрировали DEM с существующей ERP-системой.

  3. Внесли метки в систему.

  4. Разработали сценарии работы во встроенном в DEM редакторе.

  5. Создали учетные записи для диспетчеров. (Мы создали сервисные УЗ для Горновых при входе на «банкоматы», а так все входят под своими УЗ).

Платформа готова к работе! Даже если в будущем комплекс или оборудования как-то изменяться, все эти изменения можно будет отразить в DEM, просто отредактировав, добавив или убрав соответствующие элементы.

Как это работает сейчас

Метка на ковше попадает в область сканирования антенн в какой-либо из точек, после чего информация мгновенно отображается в системе и на мнемосхемах. В диспетчерских ДЦ, КЦ и УЖДТ выводятся мнемосхемы в соответствии с их зонами ответственности, в диспетчерской комбината — мнемосхема всех зон в виде единой карты (все видят одинаково и могут любой участок открыть).

К каждой метке привязан уникальный ID ковша. По нему можно узнать много полезного — температуру, номер выпуска, химический состав, маршрут движения.

Положение метки относительно антенны при считывании
Положение метки относительно антенны при считывании

Благодаря мнемосхеме диспетчер (и не только, например горновые, газовщики, мастера и пр.) всегда знает, где находится каждый конкретный ковш, и может отследить весь его жизненный цикл, включая:

●      время закрытия выпуска;

●      время прохождения весов;

●      время возврата на весы;

●      время постановки под печь;

●      время нахождения ковша в КЦ;

●      время нахождения на участке разливки;

●      время заездов в ДОК;

●      точное время любых ожиданий на путях или под печью/при сливах ковша.

Теперь движение ковшей — максимально наглядный и прозрачный процесс. Их перемещения отображаются в режиме реального времени на мнемосхеме в диспетчерской (у всех, ЦПУ печей, банкоматы, ДОК, РМ, и множество прочих мест). В системе видны все ковши и их статус — груженые они или нет, где они находятся. Также информация выводится на сенсорную панель, с которой работают горновые. Они отмечают, какие ковши налиты, какие наливаются, уровень налива (уровень передается с уровнемеров).

Благодаря внедрению решения мы сократили время простоя ковшей и снизили теплопотери расплавленного чугуна при транспортировке. Прозрачность процессов значительно возросла: теперь мы точно знаем, насколько хватает ресурса ковшей, что позволяет эффективно планировать работу, избегать хаоса и действовать организованно.

А еще стало легче проводить плановое техническое обслуживание. Мы видим историю всех ковшей — и те, кто пережил более 450 наливов, подвергаются более тщательному осмотру и при необходимости отправляются на ремонт. За это отвечает наш сервис тепловизионного контроля — он отслеживает наружную температуру ковшей и выделяет зоны горячее 190 С. Ковши с превышением подвергаются более тщательному осмотру.

Вообще связку DEM + RFID можно без проблем масштабировать за пределы ковшей с чугуном. Например, теперь с помощью меток мы отслеживаем транспортировку лома и хотим реализовать еще один проект по отслеживанию сырья в стационарных бункерах.

Комментарии (13)


  1. Xexa
    14.01.2025 07:32

    "Бытовой" блок питания в шкафу уличном на предприятии с системой такой "важной" - эт как-то сомнительно.

    На каждом ковше на фото есть цифры крупные, чёткие и видимо по ним идёт запись "бумажная" и исторически к ним привыкли. Камера с распознаванием не решила б задачу за одно и фотофиксацию?


    1. inkelyad
      14.01.2025 07:32

      Скорее всего получилось бы плохо. Смотри историю штрихкодов(их изобретения) на железнодорожном транспорте. И которые забросили из за проблем техобслуживания этих маркеров. И в конце концов перешли на пассивную электронику.


      1. Xexa
        14.01.2025 07:32

        Штрихкоды были "навязанным" к существующей инфраструктуре(к слову на жд составах номера нанесены издревле). На жд в целом много чего не прижилось, т.к цель зачастую "освоить". Поработал там 6 лет на разработке и внедрении аппаратуры обслуживания и диагностики.


        1. inkelyad
          14.01.2025 07:32

          На жд в целом много чего не прижилось, т.к цель зачастую "освоить".

          Да не, тогда, когда это изобреталось - компаниям оно действительно нужно было, как я понимаю. Только с обслуживанием не справились.


    1. JBFW
      14.01.2025 07:32

      Засор объектива - отказ "всех ковшей", надо бежать чистить.

      Отказ метки - отказ одного ковша.

      Ридер в ящике надёжнее, да и заменить на резервный быстрее. Если вообще понадобится..


    1. ivankn1984 Автор
      14.01.2025 07:32

      Касательно камер с распознаванием номеров — ответ здесь достаточно простой: участков много, и каждый из них имеет свою специфику. Сложно поставить камеры на каждом из сотен участков одинаково, чтобы они хорошо видели номера ковшей. Кроме того, настройка и обучение каждой камеры под индивидуальные условия каждого участка потребовали бы значительных ресурсов, что делает этот подход нецелесообразным.  А так, если у вас есть идеи, будем рады их выслушать)


      1. xFFFF
        14.01.2025 07:32

        Рассматривали ли вариант использовать QR-код? Распознается значительно легче, чем просто номер. Полно готовых библиотек для распознавания. Можно добавить коррекцию ошибок, на случай повреждения/загрязнения.


        1. seregina_alya
          14.01.2025 07:32

          И всё равно никак не решается проблема, показанная на фотографии - просто плохое освещение и засветка прямо перед камерой, разобрать не получится ни номер, ни код. А если они ещё и на платформе стоят не одним боком, а разными?

          Ридер надёжнее. Мгновенно и без ошибок считывает правильный id. В случае с qr кодом мы либо делаем резервирование, но мелкий код, либо крупный код и страдаем от ошибок. Плюс как нанести на огромный горячий металлический ковш также огромный QR код? Это цифры можно нанести как угодно и где угодно, ровно или неровно, лишь бы человек прочитал. Гиперусложнение какое-то с зависимостью от внешних условий. Датчики, опять же - дороже, сложнее, больше рисков неисправности из-за грязи. Радио как-то надёжнее


    1. event1
      14.01.2025 07:32

      "Бытовой" блок питания в шкафу уличном на предприятии

      Блоки питания не делятся на "бытовые" и "не бытовые". Они различаются по диапазону температур и уровню защиты от окружающей среды (знаменитые IP-рейтинги). Ещё бывает электроизоляция. Учитывая, что блок в ящике, ip-рейтинг, скорее всего, не актуален. А определение диапазона рабочих температур на глаз по фотографии не представляется возможным.


  1. Artemys01
    14.01.2025 07:32

    Мне мнемосхема очень сильно напоминает популярную игру "Mini Motorways". :-)

    Есть идея! Теперь можно "запилить", игру по типу "Mini Motorways", только вместо машин, будут Ковши НЛМК )))


  1. iliamsk
    14.01.2025 07:32

    Прошло 5 лет как я диплом написал на похожую тематику, а RFID еще внедряется :)


  1. Spartak13
    14.01.2025 07:32

    Круто выглядит. Реально круто.
    Но несколько вопросов осталось:
    - Кому взвалили на плечи следить за работоспособностью терминалов считывания?
    - Как проверяется работоспособность меток? Ситуации, когда метку в ее корпусе зальют чугуном по самое "перестала жить" вскоре могут начать возникать.
    - Как проработан процесс замены меток?


    1. ivankn1984 Автор
      14.01.2025 07:32

      За работоспособностью терминалов следят структурные подразделения Группы НЛМК + есть подрядчики на поддержку. Если совсем просто описать, то все оборудование находится на мониторинге, есть техническое обслуживание и ремонты.