Привет. Меня зовут Артём Арутюнян, и с 2012 года я участвовал в разработке как множества небольших стартапов, так и очень крупных продуктов на всю страну. Но делал я это всегда не в главной роли, а под руководством какого-то опытного ответственного лица — в роли девопса, продукта, лида или разработчика. Опыта у меня много, но привычка доверять старшему сыграла своё, и в какой-то момент я вписался в очень неудачный стартап. Абьюз, выгорание, куча потраченного времени и ничего взамен. Читайте и не повторяйте моих ошибок.

Летом 2023 года меня позвали стать "co-founder" проекта, озвучив: "Цель — сделать за 2 года 2 млн активных юзеров". На словах моя задача заключалась в формировании фронт-команды и доделке фронт-части, с учётом того, что дизайн и бекенд уже готовы. MVP уже был пройден, и предполагалось делать качественно и на века — это очень воодушевило. Больше всего подкупило: "Вот экселька, в ней расчёты, через год на Бали все будем кайфовать и работать", а также много утверждений о том, что есть куча потенциальных покупателей и все дороги типичных стартапов пройдены — продажи попрут быстро. Фаундеры утверждали, что у них огромный опыт, они сами участвуют в судействе акселераторов и не хотят идти к инвесторам, чтобы не размывать свою долю. Они уверены, что можно справиться самим.

При этом сходу я не согласился, потому что объективно понимал, что не потяну нужную нагрузку в то время. Но фаундер говорил очень сладко и уверенно, называл адекватные сроки, пилить нужно было интересную штуку, да и CTO я доверял. В итоге согласился. А делать надо было, скажем так, сложный и необычный конструктор сайтов.

Абсолютно никаких юридических договорённостей на старте не было — всё на позитиве, куче добрых эмоций и утвердительных успешных историй. Вся команда набиралась строго такими же позитивными мотивашками и только на парт-тайм, то есть не рекомендовалось уходить с основной работы.

Осенью, конечно, ничего не полетело, по всем направлениям ещё была куча работы. Ну, думаю, это классика, это бывает, надо ещё половинку добить — и будет супер. Ага :)

Зимой уже коренеет очень, блин, ОЧЕНЬ сильная команда. Какая? Почти 20 человек: дизайнеров и продуктов, девопсов и бекендеров, фронтов. И все на парт-тайме около 20 часов в неделю. Можно сказать, 10 фулл-тайм человек с мощной мотивацией и продуктивностью. Представляете, что можно сделать такой командой?

Часть продукта в виде сервиса с какими-то фичами уже принципиально переплёвывает многих конкурентов. Но пользователей нет или связи с ними нет. Ну, то есть их мало, а весь движ продолжается из абстрактного рупора фаундеров: "Нужно всё и сразу". Табличка о готовности прод-релиза постоянно увеличивается за счёт более глубокого раскрытия ранее описанных фич. Требуется сделать всё и сразу и на мировом уровне, или лучше. И многое даже делается! Но тестировать не на ком.

Изначально говорилось, что ЦА куча и известно, как с ней работать, но сейчас никого пускать нельзя — якобы много багов уже на входе. Хотя по факту их не так и много (блокеры очень плавающие). А я видел десятки продуктов, которые запускались с меньшими фичами и в более плачевном техническом состоянии. Стоит ещё понимать сложность продукта, на которую замахнулись: это ещё не ютуб, но уже сильно больше инсты.

После нового года сил у всех значительно меньше, начинаются трения в команде, люди перегорают, и их пытаются вернуть в строй очередными мотивационными речами из подборки лучших демотиваторов. Из-за накопленной усталости никто не понимает (это я только задним числом осознал), что из-за парт-тайма у нас катастрофически не хватает времени на решение организационных и социальных вопросов. До команды очень медленно начинает доходить, что настоящего бизнес-плана нет, чекпоинтов по времени и деньгам нет, а от фаундеров, которые должны отвечать за продажи, всё реже слышны какие-то конкретные сроки.

В конце зимы начали появляться редкие пользователи для теста, в основном из знакомых фаундеров, от которых нет толкового продуктового фидбэка (нет оборота клиентов от нашего сервиса). Но команда, перенасыщенная воодушевляющими речами, пока что не задумывается, что изначально выбранный рынок может быть мёртвым. Точнее, его вовсе нет, потому что быть не может — продукт никому не нужен.

Код пишется абсолютно любой и хоть бы как, без ревью вот уже несколько месяцев, лишь бы дотянуть до релиза. Лично меня это сильно демотивирует.

Весной случается какой-то релиз, за которым практически ничего, в плане маркетинга, не следует. Требуется больше фич, меньше багов. Лендос мирового уровня, на который мы потратили кучу сил, опять надо переписать.

Но мы не можем уже с третьей попытки загнать к нам тестировщика, потому что в требованиях творится хаос и несмотря на огромный набор выполненных мактов и сделанных фич, требования и приоритеты все время меняются.

На самом деле, каждый месяц возникают какие-то необходимые прямо сейчас киллер фичи, без которых, окзаывается, невозможно продать продукт. Аналитика "как в ютубе", лендинг для топа Behance, партнерская программа сложнее и круче любого другого сервиса на рынке и т.д. и т.п.

С конца весны идут какие-то попытки нащупать фичи, которых еще не хватает. Я принципиально с этой позицией не согласен — продукт и бизнес так не делаются. Не может быть какой-то необходимой критической массы фич у продукта на B2C-рынке с типа большим количеством ЦА, о которой фаундеры заявляли изначально, при фактическом отсутствии альтернатив (мы сделали очень инновационный продукт).

Год разработки топовой командой, пусть и в парт-тайм, не может хотя бы самоокупаться (оплачивать фуллтайм)? С учетом того, что MVP уже вроде пройден, а текущая версия красивая, хорошая и функциональная? Не верю!

Все на нервах, но проблемы решаются многочасовыми мотивационными созвонами, давлением авторитета (со стороны фаундеров) и огромными обещаниями о светлом будущем. Хотя уже начинают проскальзывать намеки, что продукт можно пилить бесконечно, деньги не главное, главное — разбогатеть на экзите через много лет.

И это я еще не рассказывал, как планировалось делить доли: 70% — двум фаундерам, остальное — по отделам. Например, на CTO и всех программистов вместе выделялось всего 6%. И это все на словах, без какой-либо бумаги. При том, что к тому моменту все работали бесплатно уже полгода. Идиотизм? Конечно. Но сначала нас подцепили чрезмерно сладкими и уверенными речами, а потом просто не осталось сил оценить все адекватно.

Примерно в этот момент, к концу весны, моя психика начала выпиливаться из этого цирка без моего ведома. Я начал заниматься пленочной фотографией, чтобы сбежать в какой-то другой, спокойный, медитативный мир.

Но еще ходил на митинги, немного кодил, пытался обещать себе и всем остальным, что вот-вот ворвусь в бой снова.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что продукту давно надо было начинать зарабатывать хоть что-то. Вместе с ростом числа пользователей тестировать существующие фичи и пилить новые исключительно по фидбеку платящих клиентов. Но в такой риторике ставка фаундеров делалась на "крупных клиентов". Я не продажник, но даже мне очевидно, что продавать большим компаниям надо либо уже имея много клиентов (т.е. продавать лиды) с отлаженными процессами, либо договариваясь заранее о нужном скоупе и выбивая хотя бы предоплату. А не через "запилим демку за 5000 бесплатных человеко-часов, и всем точно понравится".

При этом, сами фаундеры продукт не знают и даже при желании и возможности имеют проблемы с его презентацией и анализом.

Все этоо звучит как фантастика или может показаться что у каждого из участников этого праздника жизни IQ на уровне морской свинки, но поверьте мне, команда состояла из очень опытных и разумных людей! Но правильно расставленные манипуляции и эмоции сильнее интелекта.

К концу лета внутреннее напряжение зашкаливает. Люди начинают прозревать, обсуждать накопившиеся проблемы и нереалистичность вечно меняющихся планов. Проблемы по очереди высказываются фаундерам в привате, но они давят каждого по тому же сценарию: "Плохо только тебе. Соберись. Вся команда бодра".

Постепенно становится очевидно, что:

  1. Ожидаемая ЦА не клюет.

  2. Четкого плана по исправлению нет.

А это говорит о некомпетентности высшего руководства.

Огромная куча людей работает бесплатно, без каких-либо границ. Фаундеры могут придумать любую дичь — и никто ее не верифицирует, потому что не имеет авторитета над ними. Нет сроков, нет финансовых чекпоинтов, чтобы отследить качество их работы. В один из личных созвонов прозвучало: "Сроков и гарантий не будет. Любой бизнес может не взлететь, нас могут быстро перебить богатые конкуренты". То есть команда результат выдает, а голова ничего гарантировать не может.

При этом команда сильная. Я вижу, как продакты делают свою работу. Я вижу, как разработчики делают свою работу. Да, с ошибками, переделками, опозданиями. Точно так же как в любой крупной и эффективной компании - работа идет, и ее результат виден. Она делается нормально, даже лучше, чем в среднем по индустрии. Я говорю это с полной уверенностью, потому что работал во многих местах.

Фаундеры собрали дримтим — и это круто. Это их огромная заслуга, которой можно гордиться. Но это уже прошлый этап. На момент сентября 2024 главная цель — выйти на рентабельность. Эта цель не была хорошо спланирована, и никто не понимал, как ее достичь.

Лично я перестал верить в продукт и жестко высказал это в паблике.

Long story short: после очередной серии созвонов и переписок меня снова замотивировали на месяц, но физически и психологически я уже не мог ничего делать. В ноябре я написал всем прощальное письмо.

К тому моменту я уже полгода практически ничего не делал в проекте, но это призрачное желание "вернуться с новыми силами" морально давило и высасывало соки. Я потерял потенциальную прибыль с консалтинга, которым занимался бы вместо этого. А технически, как опытный разработчик, я ничего нового не вынес, кроме каких-то OSS-наработок, которые и так бы сделал в свободное время.

Конечно, за это время ухудшились отношения в семье, и это уже не компенсировать (моему ребенку больше никогда не будет снова три года).

Да, были и позитивные моменты: познакомился с крутыми людьми, потыкал новые технологии, конечно утвердил понимание того, как делать не надо. Но оно того не стоило, и я никому бы такого не пожелал.

На январь 2025 года в стартапе почти никого не осталось. О компенсации за участие может говорится на публику, но в кулуарах и головах настроения совсем другие. Фаундеры об уходящих думают, что они слабаки и вообще должны им за возможность поучавствовать в таком крутом продукте.

Продукт на серверах пока ворочается, несколько человек еще остались, а с ними:

  • огромная куча красивых (и в большей степени выполненных!) макетов,

  • около 100к строк кода на фронте,

  • больше 50к строк на бэке.

Но что с этим делаеть? Там по правилам нормального бизнеса и для захвата ЦА нужно половину выбрасывать.

Пожалуй, это все, чем я хотел поделиться. Ниже — мои заметки, написанные немного позже моего ухода.

Вписываться в стартап бесплатно стоит только без надежд. Обещания 100% результата — обман.

Поиск и решение проблемы пользователя необходимо делать только в уже активно работающем (востребованном) продукте.

Искать проблему в контексте "чё-то ничего не работает" — супернеэффективно и вероятно закончится нулевым результатом.

"Сначала продать то, что продаётся, потом искать, как продать то, что не продаётся" — из той же оперы.

Сначала нужно решить существующую проблему пользователей в других сервисах — тогда сами попрут. Это к тому, что с новым типом продукта без огромного рекламного бюджета выходить нет смысла.

Создавать новый рынок — задача вообще другого масштаба. Она лучше всего решается как сайд-проект огромной корпорации. Энтузиастами с горящими глазами тоже можно, наверное, но сил потребуется колоссально больше относительно продуктовой жизни более приземлённых кейсов.

Деловые отношения должны строится только на юридических договоренностях, а не пацанских мотиваторах. Тем более с незнакомыми людьми.

Рефлексия необходима всегда и везде.

Комментарии (12)


  1. onets
    02.02.2025 11:13

    В смысле все бесплатно работали полгода? Вас там часом не развели?


    1. artalar Автор
      02.02.2025 11:13

      Развели)


    1. BEARlogin
      02.02.2025 11:13

      Я CTO и 2.5 года работал, с самого начала, и пару дней назад вышел. А ребята, кто 2 года уже, кто 1.5, кто год. И там остаются еще.


  1. AlexeyPolunin
    02.02.2025 11:13

    А сколько получилось человеко-часов до публичного релиза?


    1. artalar Автор
      02.02.2025 11:13

      Сложно сказать. Пару тысяч человеко-часов - это точно. Ну и не понятно что релизом считать, продукт давно в паблике, но фаундеры говорят что он не готов.


      1. JBFW
        02.02.2025 11:13

        И вот тут-то можно и выпускать. Команда "партнеров" разбежалась сама - экономия!
        А на поддержку и нанять кого-нибудь можно.


        1. artalar Автор
          02.02.2025 11:13

          Никому оно не надо, рынок не сформирован


  1. JBFW
    02.02.2025 11:13

    Хехе, бы у меня такой опыт. "Мы построим супер-во!“

    Вот точно так же: всё и сразу, круче всех, всем нос утереть, миллионы будут наши, блаблабла!

    Кто наши клиенты? - все наши клиенты!

    На деле "портрет клиента" взят с потолка, ожидания построены на том что всем само захочется, и вместо того чтобы решить проблемы потенциального клиента - сотня крутых киллер-фич и свистелок, которые в реальности нафиг никому не нужны были бы. И абсолютное нежелание прислушиваться.

    Причем даже не распил - это можно было бы понять...


  1. funca
    02.02.2025 11:13

    Хорошая статья про стартапы.

    6% от нуля это ноль. "Доля в бизнесе", где у вас нет возможности принимать и блокировать ключевые управленческие решения, это тоже ноль.

    Я зарекся в свое время работать без предоплаты. Мне тогда хватило месяца, чтобы убедиться на практике в верности тезиса "ни кто не хочет платить за уже оказанную услугу".

    Даже если у фаундера не денег, у него должна быть голова, сердце, почка. Когда вместо денег за работу вам предлагают только слова это говорит, выражаясь цензурно, о некоторой несерьезности переговорной ситуации.


  1. PetyaUmniy
    02.02.2025 11:13

    Как такие фаундеры решают без обратной связи от реального пользователя, какую фитчу продолжать развивать, а какую нужно бросить? (разрабатывать фитчи в стол не эффективно, пока ты тормозишь, твою идею могу слить, выпустить как-то работающий продукт и захвать рыночек).
    Они считают что умнее рыночка? Почему они тогда на бирже не торгуют, если такие умные?
    И почему они не имеют собственных средств, если они такие умные, чтобы платить разработчикам и не размывать свою долю? Кажется что это был изначальный лохотрон и делиться долей никто и не собирался.


    1. JBFW
      02.02.2025 11:13

      как писал кто-то недавно "не замечали очевидных проблем, ослепленные великолепием собственной идеи"...


  1. irvinerus
    02.02.2025 11:13

    А пытались поднимать вопрос о перераспределении долей? Повышение риска должно быть компенсировано увеличением потенциальной награды за этот риск