Сервисы по доставке готовой еды и продуктов встроили блок с чаевыми прямо во флоу оформления заказа: Glovo, Яндекс.Еда, Snoonu, Wolt и другие.

На себе заметил, что такая схема создает две проблемы для меня, как пользователя.

  1. Чувствую опасение за качество доставки. При выборе 0р. чаевых во время заказа я сразу думаю о том, что эту сумму увидит курьер. Увидит и потеряет мотивацию привезти заказ горячим и вовремя. Ловлю первую порцию разочарования.

  2. Чувствую на себе давление общества. При этом не всегда могу отблагодарить курьера по факту доставки еды. В Glovo, например, ты не можешь повлиять на размер чаевых при получении заказа от улыбчивого и шустрого курьера. Ловлю вторую порцию разочарования: курьер привез мне горячие бургеры в ночь и в дождь, а я, скотина, пожалел пять процентов на "спасибо".

    Когда заказывал кофе за 400р. в аэропорту, перед оплатой кассир и одновременно с этим бариста предложила мне выбрать размер чаевых за ее работу (от 10%). Смотрела в глаза и улыбалась. В таких кейсах нажать на "No tips" реально тяжело.

При этом чаевые во время оформления заказа уже стали стандартом. Почему так?

Ведь чаевые – это удовлетворенность сервисом, выраженная в деньгах. А я, оформляя заказ, все еще голоден, возможно этим раздражен и, возможно, в таком состоянии больше готов на 0% чаевых, чем на 10%.

  1. Увеличение вероятности оставления чаевых, если чаевые предлагаются ДО и ПОСЛЕ оформления заказа с последующим напоминанием.

  • Клиенты, которые не готовы платить до получения заказа, могут передумать по факту получения.

  • Выше вероятность получить деньги от клиентов, которые забывают или ленятся платить чаевые по факту получения заказа.

  • Клиенты, которые оформляют заказ уже не в первый раз, могут указать чаевые заранее и уже думать только о еде.

Есть еще такая тема, как tip baiting: когда клиенты обещают большие чаевые, чтобы ускорить доставку, а затем уменьшают их после получения заказа, что бесит курьеров.

  1. Индустрия приучает нас к чаевым как к неотъемлемой составляющей заказа. Буквально несколько лет назад чаевые были частью ресторанного бизнеса, а сегодня, к примеру, в США ты уже платишь пару долларов сверху, просто покупая стаканчик кофе.

  2. Из второго пункта вытекает третий - так называемый guilt-tripping. За счет давления на наши эмоции и чувство ответственности компании перекладывают часть своих издержек (зарплаты) на нас, клиентов. Я полагал, что курьер не видит точную сумму чаевых до завершения заказа. Но теперь не уверен. Плюс к этому сами курьеры продвигают в Тиктоках такую тему, как No tip, no trip. В США некоторые из курьеров, когда после доставки заказа видят 0% чаевых, сами связываются с клиентом и настойчиво просят пару баксов сверху за свою работу.

В будущем можно ожидать больше эмоциональных ui решений вокруг чаевых внутри сервисов доставки. Например:

  • Отображение прогноза погоды: «Сейчас на улице мерзко и тоскливо. Поэтому мы автоматически установили 10% чаевых».

  • Курьеры смогут ставить реакции (стикеры) или комментарии на чаевые (например, «Спасибо за щедрость, друг!»).

Если статья оказалась для вас полезной — подписывайтесь на канал автора в ТГ — «Сделай удобно», чтобы не пропустить другие материалы по теме.

Комментарии (22)


  1. sergeyns
    04.02.2025 09:48

    А меня вот бесят эти все чаевые, особенно когда по дефолту везде пытаются запихнуть так процентов 15-20, и ладно действительно когда ты доволен заказом, но ведь (особенно про Америку) это становится просто обязательным без привязки к качеству услуг (а почему мне на работе не платят чаевые??? за хорошую работу? ну или просто за факт что я появился на рабочем месте). И подозреваю что всем этим агреграторам сами курьеры интересны не более чем юниты, а интереснее получить свои агентские с оборота.


  1. Kovurr
    04.02.2025 09:48

    Вроде бы в Америке "чаевые" это способ ухода работодателя от налогов. Формально официант получает копеечную зарплату и с нее берут налоги, а остальное он добирает "чаевыми", с которых налог не платится. Но к нам эту дрянь зачем тащат?

    Если курьеру не хватает мотивации (вспоминаем статьи вроде "В России курьеры стали получать ничуть не меньше и зачастую даже больше многих ИТ-специалистов") то пусть меняет работу.


    1. HemulGM
      04.02.2025 09:48

      Иногда действительно хочется накинуть курьеру "чаевых". Но, конечно же, уже по факту доставки. Без какой-то цели, просто так, но по ряду причин. За собой заметил несколько таких причин:
      1. Очень поздняя доставка
      2. На улице погода отвратительная (ливень, мороз)
      3. Какая-нибудь забавная ситуация с курьером (уже у дверей)
      4. Симпатия


      1. Kovurr
        04.02.2025 09:48

        Не вопрос. Но хочется и "обязан", это разные вещи.


        1. HemulGM
          04.02.2025 09:48

          Ну, мой комментарий скорее к "недостатку мотивации", чем к Америке.

          В приложениях, пока, чаевые не обязательны.

          И я, конечно, за то, чтобы так и осталось. Чаевые - изначально, добровольный жест, а не плата.


      1. karmael
        04.02.2025 09:48

        а мне вот не понятно почему такси становится в дождь в два раза дороже? они на сахарных машинах что ли ездят?


        1. gudvinr
          04.02.2025 09:48

          В плохую погоду люди менее охотно идут до остановки или пешком. Растет спрос, растет и цена т.к. доступных машин тоже меньше


          1. karmael
            04.02.2025 09:48

            вот прям в два раза?


            1. anaxita
              04.02.2025 09:48

              На самом деле может оказаться что в три или в четыре


              1. karmael
                04.02.2025 09:48

                объектитвно учитывать возросшую сложность пилотирования в трудных погодных условиях, ну там с некоторым коофициэнтом, а вот это вот в два\три\ватэвер раз, - это всё игры в недополученную прибыль, в которую играют гомосексуалисты в плохом смысле этого слова


            1. gudvinr
              04.02.2025 09:48

              Я не Яндекс, откуда мне знать. Вопрос был "почему". Вот поэтому.


    1. CitizenOfDreams
      04.02.2025 09:48

      Вроде бы в Америке "чаевые" это способ ухода работодателя от налогов.

      Чаевые в Америке уже больше 40 лет облагаются налогом. Работник платит с чаевых подоходный налог, а работодатель учитывает их при расчете отчислений в пенсионный фонд.

      В теории подоходным налогом облагаются даже неденежные чаевые - билеты в кино или шоколадки, например. Но если про шоколадку вполне можно "забыть" при заполнении налоговой декларации, то с чаевыми, которые платят кредитной картой, такое вряд ли получится без хитрых схематозов, чреватых длительными сроками и крупными штрафами для всех причастных.


      1. Kovurr
        04.02.2025 09:48

        Спасибо. Значит уже не прокатывает. Непонятно, почему эту тему не прекратят. Наверное потому что уже сложилась культура доплачивать на ровном месте.


        1. AxeFizik
          04.02.2025 09:48

          В америке для работников ресторанного бизнеса установлен меньший МРОТ, чем для всех остальных работников, как раз из-за того, что они якобы на чаевых много зарабатывают.
          В результате работодателям которые экономят на рабочей силе совсем не выгодно отказываться от чаевых, ведь чаевые - это доплата из кармана клиента, а бОльшую зарплату придется платить из ФОТ.
          Самим работникам тоже не хочется получать МРОТ, по этому они в среднем за чаевые, хоть и в долгосрочной перспективе работать за более высокий МРОТ было бы выгоднее, чем за нестабильные чаевый.


  1. NeoNN
    04.02.2025 09:48

    Мне нравится подход в Японии, где чаевые являются оскорблением для работодателя.


  1. MonkAlex
    04.02.2025 09:48

    В вопросе чаевых всегда непонятно, почему курьеру. Где повар, администратор, поставщик продуктов?


  1. melesik
    04.02.2025 09:48

    А можно в качестве чаевых давать шоколадку или конфету?