Современный мир буквально погряз в совещаниях. Синки, митинги, созвоны, дейлики, викли… От этих слов порой кружится голова и хочется рыдать, когда видишь забитый календарь. «А когда же работать?» – этот вопрос возникает снова и снова. И ладно бы, если все эти встречи и созвоны приводили к результату, но многие из них оставляют неприятное послевкусие – вроде и собирались, и побрейнштормили, и было сказано много полезного, но по факту не договорились ни до чего, ни к конкретным шагам не пришли, а, если и пришли, то воз и ныне там. И уж совсем становится грустно, когда потрачено время большого количества людей (те пресловутые человекочасы), которые на самом то деле и не нужны были на этой встрече, и могли бы заниматься куда более важными задачами, чем просто «посидеть на звонке».
Так как же уйти от бестолковых встреч? Есть прекрасная фраза Махатмы Ганди: «Хочешь изменить мир – начни с себя».
Изменять культуру планирования встреч в компании также стоит начинать со своих личных изменений, а уже потом транслировать эти действия и на коллег. В этой статье постараемся разобраться, какие существуют шаги для планирования умных встреч.

Шаг 1. Обоснование
Итак, как бы банально это не звучало, но первое, с чем надо определиться, а нужна ли встреча вообще. И если нужна, то для чего.
Ответьте себе на этот вопрос: «Зачем?» Зачем вы хотите собраться? Так ли необходим контакт в реальном времени или можно обойтись обсуждениями по электронной почте или в корпоративных мессенджерах. Например, вы хотите обсудить бэклог разработки или новый регламент, а может, вы столкнулись с какой-то проблемой и вам необходима помощь в её решении. Варианты могут быть разные. Главное, чтобы была реальная необходимость собираться.
Шаг 2. Цель и результат
На следующем шаге необходимо определить цель встречи. Причем здесь важно сформулировать не только основную цель, которую запишем в заголовке приглашения, но и минимальную и максимальную цели, которые фиксируем себе, и исходя из этих целей продумываем:
какие решения должны быть приняты на встрече (эдакая первичная аналитика);
чего вы хотите от участников – активного обсуждения на самой встрече или, возможно, предложения каких-то вариантов, которые участникам следует предложить ДО;
какой результат вы хотите получить для минимальной и максимальной целей.
Исходя из этих пунктов, появится понимание состава участников и необходимой предварительной подготовки, а уже отсюда вырастет повестка встречи и материалы к ней.
Важно понимать, что основная цель может быть очень объемная, и для её достижения придется проводить несколько совещаний. Поэтому следует изначально фокусироваться на минимальной цели и по ней зафиксировать ожидаемый результат и список участников, а после аналогично подумать о максимальной цели, для достижения которой состав участников уже может отличаться.
Шаг 3. Повестка встречи
Это своеобразный план. Очень желательно подкрепить его таймингом, чтобы точно укладываться в отведенное на встречу время. Также это отличный инструмент, чтобы мотивировать людей готовиться к встречам, а не читать повестку непосредственно на встрече.
Повестку разбиваем по этапам.
1. В начале встречи стоит проговорить еще раз цель, повестку и результат, к которому вы должны в итоге прийти, – выделяем не более 2-4 минуты на данный пункт и прописываем в повестке. Это позволит всем участникам настроиться на нужный лад и переключиться на задачу.
2. Далее для каждого вопроса повестки очень важно указать ответственного. Это тот человек, от которого ожидаются действия (отчет, предложение и т.д.).
3. Обязательно оставьте время на обсуждение возникающих вопросов и открытый диалог. Можно выделить время в конце каждого вопроса повестки, но желательно поставить отдельным пунктом в конце встречи. Выбранный вариант также следует проговорить во вступительной части.
Шаг 4. Протоколирование и документирование
Обязательный пункт, который также включается в повестку, – документирование встречи. Практически любая встреча нуждается в протоколе, а раз требуется протокол, то требуется и ответственный за его ведение. Это может быть как организатор, так и другой участник.
Шаг 5. Следующие действия
Логическим завершением встречи является согласованная последовательность следующих действий, обязательства участников (это могут быть конкретные задачи), определение кто и как будет контролировать результат достигнутых договоренностей, а также, каким образом будет производиться информирование заинтересованных лиц (способ и периодичность), в том числе, если они не являются участниками. На эти вопросы также следует заложить время в конце встречи и вписать это отдельным пунктом в повестку.
Подытожим
Всего пять довольно простых шагов позволят лучше спланировать встречу и сделать её более продуктивной.
Грамотное планирование – это уже 50% результата. От себя добавлю, что мне удобнее всего планировать при помощи майнд-карты (шаблон прилагаю ниже). Пользуйтесь, и пусть ваши совещания приносят пользу, а не грусть о потерянном времени.

*Статья написана в рамках ХабраЧелленджа 3.0, который прошел в ЛАНИТ осенью 2024 года. О том, что такое ХабраЧеллендж, читайте здесь.
Grikhan
Забавно как цели и проблемы формулируются после обоснования самого непродуктивного способа их решения - совещания. К сожалению, теперь это уже обычная проблема целеполагания. Вероятно, и повестка дается без контекста, непосредственно перед совещанием, чтобы никто не подготовился к встрече, и протокол высылается через несколько дней, чтобы никто ничего уже не вспомнил. Главное - назначить ответственного за решение всех проблем, да?
littlepcgenius Автор
Почему же совещание самый не продуктивный способ решения? Если все участники четко понимают чего от них ожидают на встрече и выделяют время на подготовку к этой встрече, а само совещание идет по прописанному плану - то оно будет продуктивным) Проблема как раз в том, что обычно встречи устанавливаются бездумно и на большое количество людей, которые даже и не нужны на обсуждении.
Что касается повестки и протокола - отличное замечание. Естественно повестка должна быть выслана заранее, желательно минимум за день, чтобы у людей была возможность подготовиться. А протокол сразу после - чтобы не забылось. Причем это относится и регулярным активностям, единственное в некоторых из них можно пренебречь протоколом.
Grikhan
Совещание – это один говорит, а остальные слушают. Чем больше участников, тем менее продуктивное совещание - больше совокупная потеря времени и информации (отсутствуют ack-и), что бы вы не предпринимали. Сложно придумать еще менее продуктивный способ решения проблем, чем совещание. Самое эффективное взаимодействие – это точка-точка и в фулл-дуплексе (одновременно, адресно и письменно). Частые и широкие совещания - это свидетельство полного отсутствия управления, непонимания зон ответственности и причина для инвестора обязательно принять решение относительно руководителей, своеобразный cheсk engine - нужно выяснить и устранить причину, пока организация не "отъездилась".
Основная проблема не в том, что совещания назначаются бездумно и на кого попало (это не проблема - это следствие), а в том, что бездумно назначаются именно совещания вместо выстраивания процесса работы, его мониторинга и конкретных своевременных управляющих воздействий.
littlepcgenius Автор
Совещание это прежде всего диалог. История про то, что один говорит, а остальные слушают - это доклад.
Что касается взаимодействия точка-точка - не всегда этого достаточно, к сожалению, особенно в те моменты, когда речь идет о нескольких заинтересованных лицах. Но безусловно, следует стремиться к уменьшению совещаний, особенно нагруженных. Для информирования и формальных встреч зачастую достаточно письма или адресного уведомления.
И относительно последнего утверждения про частые и широкие совещания - полностью соглашусь. Разумеется все проблемы идут от кривых процессов и «эффективного» менеджмента и непонимания зон ответственности.
Хочу также обратить внимание, что статья не о том, что совещания - единственный способ коммуникации, а о том, что, если без совещания не обойтись, то надо хорошо подумать, прежде чем кидать встречу в календарь.
Grikhan
Не умоляя ценности вашей статьи, я бы рассматривал ее как претензию на туториал не для проведения совещаний, а для диагностики управления в организации (проекте) по культуре проведения совещаний в ней. Если на совещаниях всех этих шагов нет (независимо от их порядка и сочетаний), то в управлении огромные проблемы. Если же совещания проводятся только в крайних случаях и с целью никогда больше не проводить подобных совещаний, то сами собой рождаются и повестка, по которой быстро составляется протокол, и критическое осмысление состава участников.
Для донесения информации до заинтересованных лиц, для управления ими, не нужно никаких совещаний. Наоборот, существуют такие роли как РП, архитектор, бизнес-аналитик, которые занимаются переводами на языки заинтересованных лиц. Это как раз камень против совещаний, на которых многие говорят на разных языках и не очень пытаются, в отличие от тет-а-тетов, понять друг друга.
В любом диалоге, в любой момент времени говорит кто-то один. Чем больше участников диалога, тем меньше их вовлеченность в этот диалог, а значит и выше число ошибок решений именно на совещаниях. Диалог не параллелится. Поэтому совещания - это наихудшая форма взаимодействия, хуже которой только полное его отсутствие.
Grikhan
Умаляя. Стыдобища какая.((