Захотелось рассказать про один из своих старых концептов. Уже можно, NDA закончилось.
На 2022 год задачка была и правда не тривиальной.
А еще, визуально закрепить, что идея не обязана выглядеть как вылизанный проект на Dribbble.
Итак, ТЗ

- Лора, привет. Я твой новый продакт. Кароч, мы будем делать прилу для жильцов многоквартирных домов. Чтоб челики могли и чайник удаленно включить и оплатить ЖКХ.
Да, примерно такое. Тогда в компании думали, что делать с огромным объемом информации о клиентах, которым мы владели. И одним из таких проектов стал Дом.
Возьму за основу тот план, который окончательно выработался как раз на этом проекте. Че там первое?
1. Концепция концепта
Мысль общая была такая. 65% людей живет в многоквартирных домах. В домах, помимо самих жильцов функционируют:
Управляющая компания
Резиденты (услуги, магазины)
Ресурсоснабжающие организации
Домофонные/охранные компании
Умное оборудование
Будем пытаться закрыть бытовую головомойку завязанную на квартирном/домушном уровне, и собирать комплексную систему управления жильем и окружением, не выходя из одного интерфейса.
Пахнет всё это как большая куча квитанций об оплате, уведомлений и моих бессонных ночей.

Что визуализировала:
Делала схему во Figma: житель — в центре, дальше кругами — УК, соседи, поставщики, устройства. Это дало команде визуальный якорь: наш продукт не «про оплату счетов», он — про навигацию в бытовом лабиринте.
На чём споткнулись:
Уже в концепте стало понятно, что мы делаем не просто суперап, а систему с тремя уровнями взаимодействия:
— человек ↔︎ человек (чат, объявления)
— человек ↔︎ сервис (оплата, услуги)
— человек ↔︎ устройство (умный дом)
И каждый уровень требует своей UX-логики. Это означало, что интерфейс не может быть линейным или однопоточным.
Сложна.
2. Исследование ЦА
Достаточно быстро были определены боли, которые будем закрывать. Это:
Естественно, оплата счетов
Подача данных счетчиков
Чат, для коммуникации с УК, соседями
Объявления/информирование
Управление домашней связью
Умный дом
Магазин услуг и товаров
Была и B2B часть, но в рамках текущего сторитейлинга я не стану в него углубляться. Просто кратко сообщу, что данный проект в перспективе собирались продавать управляющим компаниям для шэринга по своим жителям. Конечно, с удобной (надеюсь) CRM-системой, бухучета и тд.
Прикинули, кто закрывает боли в текущий момент. Собирали цифры вооот такой красоты по отдельным живым направлениям бизнесов. Я же пыталась в голове соединять эту разрозненную кучу запросов в одну плоскость.

3. А у конкурентов чё?
Пункт смежный, да. Но тяжелый. Пришлось изучать каждую область. Телекомы, профуслуги, видео-хостинги, финтех и даже мобильный гейминг.
Но, так как данные приходили не сразу, список потребностей складывался постепенно, я обрабатывала то, что было 100% известно. Это - умные устройства.
На момент 2022 года хороших продуктов было мало (сейчас, надеюсь, больше). Но, низкий поклон иностранцам, что пускали в свои демки приложений (лайк за такую практику). Можно было щупать сразу же, после скачки с апстора.
Большой упор тогда делала на китайские приложения, ибо это единственный регион, который мыслил в том же супераппном направлении, закрывая схожие потребности одним продуктом.
Минусы для рынка РФ таких подходов - культурные привычки. О них подробнее в другой статье.
Помимо базовых устройств - умных колонок, телевизоров и чайников, нужно было охватить счетчики, шлагбаумы, двери и прочую утварь, которая в потенциале могла подключиться к вай-фаю. Как истинный урбанизированный житель, я только тогда узнала, что нагревательные котлы тоже могли потреблять интернет.
Вот что из схожих аналогов нашла.

XiaoQuTong:
Приложение, интегрированное с управляющими компаниями, домофонами, ЖКХ, магазинами.
-
Сильная интеграция с оффлайном:
Открытие шлагбаума/двери через BLE или Wi-Fi
Вызов лифта заранее (возможно, при выезде из парковки)
Заказ уборки и мелкого ремонта от сертифицированных служб
Подключение к локальным событиям (ярмарки, собрания жильцов)
Lianjia:
Старт как сервис для аренды/покупки жилья, позже добавили управление квартирой, историю ремонтных работ, оценку стоимости, контакты УК и мастеров.
-
Древо связей “жильё — люди — действия”: у каждого объекта (квартиры) есть:
История владельцев
Данные о ремонтах
Платежи
Состояние инженерки (настройки воды, отопления, отчёты от УК)
4. Формирование идеи
Вообще, я обожаю такие задачи. Поженить неженибельное, впихнуть невпихуемое. Сделать комплексный продукт из текущих (2022) фрагментарных идей, живущих на рынке РФ.
AI тогда не рассматривали, миджорни еще только учился считать пальцы на одной руке до 20.
Структурировала фичи по разделам, дала вроде понятные точки входа и начала выстраивать корректную коммуникацию пользователя с разделами.
Я выбрала для себя основные смыслы, через которые хотела бы построить повествование. Это информирование и контроль происходящего. Ну и пошло поехало..

5. UI
Вот честно, не до него было. На этом этапе помимо продакта, у нас появились бизнес-аналитики, бэкендеры, которые либо приносили новую информацию, либо разбивали наши фантазии в прах.
Но концепт сам себя не продаст. Потому, да, черная тема, базовый логотип (я умудрилась навязать на это метафору: что три шара - три основных раздела приложения, которые по группам закрывают соответствующие потребности: твоя квартира, твой дом, твои услуги).
Хотелось чего-то спокойного, пастельного.
6. Прикидка MVP
Благо команда пополнялась достаточно резво. Были выделены тех-специалисты, с которыми мы обсуждали сложность реализации этого монстра.
Самая интересная задача - создание рабочей корзины покупок, в которую можно одновременно засовывать оффлайн, онлайн товары, а также человеческие услуги (няня/клининг/сантехник).
Вечер, стакан чая, стеклянная доска с майдмэпом подключения микросервисов во время отработки флоу. Уставший бэкендер, и я, как лицо ответственное за фронтовую часть..
На этом этапе меня попросили прикинуть примерный флоу оформления такой корзины, учитывая, что товары имеют свои дальнейшие джобы, когда оплата будет совершена. Доставка товаров, оформление графика для няни, онлайн-подписки. Разбирали с коллегой, как валидируются товары в настоящем времени, и какая валидация потребуется для подобного флоу.
Помню наши грустные глаза, когда задача была решена. Ибо пришло осознание, что даже с большими бюджетами пришлось бы долго переписывать основу валидации товаров, а наш бэк и так был скрепным.
После этого концепта я уволилась, потому не знаю, реализовали ли его, ибо схему мы тогда придумали рабочую. Но продовых аналогов я не видела.
Очень продуктивный этап вышел, были адекватно оценены наши НЕбезграничные возможности. А также список бизнесов, которые мы можем докупить, чтобы упростить себе реализацию. И план выглядел так.

7. Презентация
Одна из самых муторных. Очень много цифр, логотипов, макетов, текста. Но в усталом раже, видя свет в конце туннеля, я за пару часов собрала видос в Фигме. Говорят, Фридман оценил. Денег дал.

Итого:
Проект был продан, да. После получения бюджетов, я еще с месяц погружала новых сотрудников в суть плана действий, написала заявление об уходе и кукую теперь на текущем месте работы.
Слышала, что от изначальной задумки осталось мало что. Но, нисколько не жалею об этом опыте. Только есть небольшая грусть. Часть этих функций упростила бы мне текущую жизнь бытового инвалида.
Этот проект и правда стоит того, чтобы о нем порефлексировать.
Хотя вы еще не знаете о моем другом концепте, который продавался под кодовым названием - булочка...
Комментарии (12)
NutsUnderline
19.05.2025 09:00В Китае возможно дело не только в супераппах, там вся организация жизни способствует. Где то еще бывают централизованно управляемые гигантские гардены ? бывает чтобы структура по типу ТСЖ, УК определяла, скажем, маршруты и расписание (своего) транспорта? Просто несколько профильных приложений (но от разных организаций) объединить - это даже не суперапп будет, а сборная солянка, чисто изза структуры. В общем хотелось бы про такое читать не только с програмисткой но и со организационной точки зрения, похоже будет куда как больше "открытий чудных"
Denimss
19.05.2025 09:00Забавно что пост с тегами "ДизайнДизайн мобильных приложений*Веб-дизайн* " а потом "Вот честно, не до него было ". Много вопросов по UI.
Зачем сверху адрес дома? Почему просто не номер квартиры, по которому и можно что я в свой аккаунт зашел.
Зачем вообще огромное приветствие "Привет, Константин. Что сегодня делаем?" Почему она занимает столько места, как она помогает пользователю? Ответ - никак.
Зачем опять же это надпись "Краткой и по делу"? К чем она?
Зачем в объявлении о собрание жильцов, иконки аватаров пользователей и надпись онлайн-конференция? Подсмотрели у китайского приложения "Подключение к локальным событиям (ярмарки, собрания жильцов)" и бездумно скопировали? У них возможно это все и есть, но вы хоть на одном собрании жильцов были или открывали хотя бы законодательство о проведении собраний жильцов? Может стоило немного изучить лучше реальные жизненные кейсы. Никто на собрании жильцов не записывается и никаких онлайн-конференций не предусмотрено законодательством.
И наконец внизу видна функция, ради которой только и заходит большинство жителей в эти приложения - это сдать показания счетчиков (если в новом доме уже сразу они автоматом не передаются). Поэтому сдача показаний должна быть сразу на главной странице. Открыл приложение - ввел данные, нажал отправить - закрыл приложение. У вас зачем-то крадется время и внимание пользователя ненужными приветствиями, надписями. Видно что вы не смотрели, какое UI у других аналогичных российских приложений, у большинства - сразу на первой странице.
"Слышала, что от изначальной задумки осталось мало что " Видимо пришел здравомыслящий человек и в первую очередь в корзину выкинул "корзины покупок, в которую можно одновременно засовывать оффлайн, онлайн товары, а также человеческие услуги (няня/клининг/сантехник)." ))) Няню - это смешно, кто доверит ее выбор ТСЖ или УК. Клининг - ну ладно пусть в теории дом на 1000 квартир такая услуга будет еще оправдана. Но сантехника просто сначала вызывает, он оценивает стоимость работ для начала.
loralu Автор
19.05.2025 09:00Добрый вечер) постараюсь ответить конструктивно, как и ваша критика)
Дизайн подразумевает под собой не только UI часть.
UI в контексте концепта - это лишь презентация идей/пожеланий, наброски и прикидки. И очень часто в практике визуальная часть серьезно меняется. В рамках этого проекта, уже намного позже оформлялся официальный (совсем иной) логотип и брендбук.
Аватары и конфы. Это была потребность УК, с которой мы вели «переговоры» в первую очередь. Аватары - стандартная форма персонализации. «Слиза» с Китая не было, или был, но не нашей команды, тк мы занялись изучением аналогов после формирования основных хотелок (куда и попадала коммуникация с жильцами).
Тут очень субъективное и немного ошибочное мнение. К сожалению, не осталось цифр, но после проведенных исследований, в 2022 году, была иная самая популярная джоба у жителей). Но, даже если вы конкретно на экран макета смотрите, то уведомление о подаче счетчиков находится в самой выигрышной зоне экрана. По поводу аналогов российских приложений.. Если мы изучали Китай, то точно изучали и наш рынок, это вроде логично) И учитывая, опять же, количество функционала, который хотели запихнуть, аналогов не было. Но хорошие практики мы учитывали.
Здесь есть у вас недостаток данных. Например, есть дх, у которых в штате свои сантехники/ремонтники. Процент не помню, но достаточно высокий, где сантехник выходит на вызов бесплатно. И еще большое количество вариаций, где например специалист может жить по соседству и никакой связи с УК не иметь. Мы рассматривали масштабирование и без сотрудничества с управляющими компаниями. По поводу корзины - не соглашусь, потому что эту задачу активно пытаются решить в бигтехе. Тот же Яндекс уже близко. А так же есть пара продуктов в том же Китае и Японии. У нас не вышло не из-за «здравомыслия», а из-за технических особенностей.
Уф, вроде все:) Но добавлю. Концепт большого/нового продукта почти никогда не бывает итоговым. И рисуется в небольшие сроки. В статье есть слайд с планом раскатки, и если заметите, то план был прикинут на два года) Мы же данные собирали только два месяца). Учитывая, что это продукт новый, без бюджетирования он и не стартанул никогда, потому что сотрудников, которые в последствие будут вдумчиво работать с каждой идеей (как и произошло) надо как-то оплачивать:)
Denimss
19.05.2025 09:00" Тут очень субъективное и немного ошибочное мнение. К сожалению, не осталось цифр, но после проведенных исследований, в 2022 году, была иная самая популярная джоба у жителей).
Так у вас же в тексте написано "2. Исследование ЦА Достаточно быстро были определены боли, которые будем закрывать. Это: Естественно, оплата счетов Подача данных счетчиков" Так какая популярная "джоба" была самая популярная, если не оплата счета или подача данных счетчиков?
Так да, у штатного сантехника есть услуги, которые включены уже в оплату, например обслуживание части труб, которые принадлежат дому. А есть платные услуги. Но в любом случае - зачем нужна для вызова сантехника корзина? Если для его вызова нужно описать для чего его вызывают, чтобы он понимал срочность заявки. Ну это же базовая вещь.
" Мы же данные собирали только два месяца) Учитывая, что это продукт новый, без бюджетирования он и не стартанул никогда " Вот честно, не пойму что тут было делать два месяца. А хотя прочитав " Говорят, Фридман оценил " стало понятно все, почему так долго все и так оторвано от реальности.
loralu Автор
19.05.2025 09:00Основная джоба - оплата счетов, потом - вызов дом.услуг) Показания счетчиков тоже были в топе, как и уведомления об изменениях/ремонтах в подъезде, а так же управление домашней связью, а так же все остальное, что отражено на слайдах с разным процентражем потребностей.
Иерархия экрана (в данном случае Главной), собиралась на основе частотных флоу, регулярных и потенциально регулярных (исходя из сроков в день/неделю/месяц). Хотя, это уже рабочие детали:)
Как и в случае с сантехником вы уходите в частный случай, а точнее, не самый частотный в рамках месяца. И повторюсь, это был КОНЦЕПТ, который учитывал не одну кнопку, а широкий функционал.
Извините, если это не так, но у меня возникли подозрения, что вы не сталкивались с подобными процессами и, хотя бы в рамках гипотезы, не представляете сколько времени занимает подобная проработка, когда в команде изначально только два человека. Потому, последний абзац оставлю без рабочего комментария :)
loralu Автор
19.05.2025 09:00И, я попробую кратко описать, что такое концепт. Чаще, вы правы, это отбитые идеи, особенно когда мы говорим про продукты, которых еще нет на рынке.
Пусть пафосно звучит - но это прикидка на будущее, где смотрят на текущие боли пользователей, и потребности бизнеса. Попытка закрыть оба пункта.
Это не итоговый продукт (очень редко так бывает), а отправная точка, с которой идет дальнейшее построение мыслей. Этап, где оценивается реальность и возможности. И иногда крупными мазками.
Подобный процесс необходим, для генерации новых мыслей и поиска новых идей) Иначе наступит стагнация.
Я не готова была настолько глубоко рассуждать в комментариях на эту тему. Но мне нравится, что даже такой плохой концепт заставил задуматься человека и потратить время на объяснение своих умозаключений. Это прикольно. Честно:)
CitizenOfDreams
А потом удивляются, почему такие замшелые ретрограды как я не хотят себе всякие "умные дома". Потому что сделаю я себе сегодня этот ваш умный дом, а через три года все, на чем он собран, уже будет "старым концептом".
NutsUnderline
Это далеко не только в умном доме. Когда не работает какой то термостат изза закрытого облака то это скорее "проблемы индейцев". Если проект будет более глобальным то как миниум вопить можно куда как громче
xSVPx
Зачем жрать этот кактус, вот в чем вопрос...
Ну т.е. для меня и до 22 было очевидно "или локально работающий умный дом или никакого". Потому как каждые три года вопить - такое себе...
Да, свой дороже в плане разворачивания и поддержки. Но зато можно не бояться, что кто то его разрушит попросту решив, что устройств он продал сколько смог, а поддержка что-то дороговата и не окупается
NutsUnderline
а что мы делаем когда отключает воду, электричество, связь, навигацию? мы куда как более вендорозависимы чем может показаться, умный дом просто стал той точкой когда вендоры открыто показывают желание что им все можно и не нести ответственность. По большому счету - далеко не единственной точкой.
структурно же такие вещи учет ресурсов, видеонаблюдение, домофон, шлагбаум как раз есть смысл делать более централизованно, на уровне подъезда, дома, ТСЖ, района при условии что кто то будет нести ответственность за подержание в рабочем состоянии и реагировать в случае неисправности.
xSVPx
В смысле можно ? Им нельзя :). Они ничего не могут в моем умном доме. Нет тут никаких вендоров и никогда не будет. Если какие-то готовые устройства(не все железо самодельное) будут "дурковать" тут же отправятся в помойку.
Нет, колхоз мне не нужен. У меня папа как-то раз был председателем снт. Я очень хорошо представляю к чему приводит такая фигня. Ну т.е. в дом к себе я их точно не пущу, а с шлагбаумом пусть делают что хотят, но без меня :)
Некоторые другие вещи можно тоже "купировать", к примеру качество электропитания купируется тем, что все важные потребители воткнуты в ups. Связь можно дублировать спутниковой (но дорого и пока я не вижу смысла) итд итп. То, что есть проблемы где-то не означает, что надо добавлять еще и проблем с умным домом.
NutsUnderline
это про что ?
ни телефона, ни компа :) я же говорю что это более широкое понятие, вопрос в зоне ответвенности. С электричеством например: полетит подстанция (сгорел транформатор на пару тонн весом), ЛЭП - самому чинить, или есть таки отвечает вендор поставщик электричества. сотовую связь уже кое где отключают на день-другой, банально прогноз погоды не посмотреть и свой умный дом этому не поможет.
Колхоз же конечно дело добровольное. К примеру по нескольким видеокамерам например можно отследить куда и как отправились воры после кражи, разглядеть их получше. Но в одиночку на весь район камеры не поставить, можно конечно идти на поклон к соседям которые если и не пошлют, то что нибуть еще (реальные случаи). А можно сделать виднаб на весь ТСЖ и получить неплохой такой обзор (реальный случай).
передача показаний счетчиков интересный момент. Извольте передавать их как вендор услуг прописал, и никуда не деться. Хоть камерой распознавай, хоть гумунклюсом но в строго заданом виде и в строго заданные дни (это вобще огонь). а ведь это не проблемой пользователя должно быть, включая установку счетчика и как он куда то передает.
В общем, я и не предлагаю подключать смыв унитаза к китайскому облаку. хоть ha на read-only диске. а вот больший масштаб можно бы и сделать по уму (мечты мечты) об чем тут и речь