Распространенная головная боль пользователей 1C — обновление. Это нетривиальная задача, которая требует внимания ко множеству нюансов. Что‑то забыли, что‑то не учли — и уже потеря денег, а может быть, и данных. Мы рассмотрим несколько подобных примеров. Теперь многое становится проще. Рассказываем о том, как с помощью стороннего инструмента автоматизировать процесс, сэкономить время и избежать всех возможных препятствий. Уделим внимание работе с кластером в готовом облаке 1С в Selectel.

Используйте навигацию, если не хотите читать текст целиком:
Трудности
Решение
Пример использования
Работа с готовым облаком 1С
Объектное хранилище
Заключение

Трудности


Кратко пробежимся по основным сложностям, с которыми сталкиваются пользователи при обновлении 1С.

1. Разнообразие конфигураций

Экосистема 1С включает в себя множество типовых конфигураций, разработанных для различных отраслей и видов деятельности. Одни из самых часто встречающихся — «Бухгалтерия предприятия», «Зарплата и управление персоналом», «Управление торговлей». У каждой из них свои особенности, структура данных и логика работы.

Вдобавок многие компании дорабатывают типовые конфигурации под свои нужды, что дополнительно усложняет процесс. Обновление подобной системы может привести к потере данных или некорректной работе внесенных изменений. К тому же такое многообразие заставляет каждый раз продумывать план действий и учитывать индивидуальные особенности.

Пример
Компания использовала типовую конфигурацию «1С: Управление торговлей  8». Силами стороннего подрядчика были разработаны специфичные отчеты по анализу продаж и интеграция с собственным интернет‑магазином. При попытке обновления все доработки будут перезаписаны или перестанут функционировать из-за изменений в структуре данных.

Чтобы избежать этой проблемы, приходится вести подробный учет всех внесенных модификаций, документировать их. Перед обновлением неизбежен тщательный анализ совместимости и, при необходимости, адаптация кода. Частично помогает вынесение специфичной функциональности во внешние обработчики отчетов или расширения.

2. Техническая сложность

Обновление 1С — не просто установка новой версии программы. Зачастую требуется понимание архитектуры системы, принципов работы базы данных, особенностей взаимодействия различных компонентов. Некорректные действия приведут к серьезным последствиям — например, потере ценных учетных данных или полной неработоспособности информационной системы.

Пример
Неопытный системный администратор при обновлении «1С: Бухгалтерия предприятия» не создал резервную копию базы данных. В результате обновления компания потеряла всю финансовую отчетность за последний квартал.

3. Совместимость версий

Успешное обновление 1С во многом зависит от совместимости различных компонентов. Необходимо следить за версией самой платформы, используемой конфигурации, а также операционными системами сервера и клиентских рабочих мест.

Пример
В компании решили обновить устаревшую «1С: Предприятие  8.2» до последней  8.3. Сервер 1С работает под управлением прежней версии Windows Server, которая уже не поддерживается платформой. В результате после обновления ИС работает нестабильно, периодически возникают ошибки и зависания.

4. Резервное копирование

Мы увидели, что риск возникновения сбоев в процессе обновления достаточно высок. Помимо рассмотренных ошибок, может сказываться и человеческий фактор. Единственный надежный способ защиты от потери данных в таких ситуациях — своевременное и корректное резервное копирование информационной базы. Пренебрежение этим этапом может обернуться катастрофическими последствиями.

Пример
В процессе обновления сложной, сильно доработанной конфигурации «1С:ERP Управление предприятием» произошла ошибка на этапе конвертации данных. Резервной копии БД не было создано. Восстановление данных потребовало привлечения высококвалифицированного специалиста и заняло несколько дней.

5. Затраты времени

Обновление 1С, особенно для больших баз данных или сильно кастомизированных конфигураций, может быть весьма длительным. На время всего процесса доступ к информационной системе может быть ограничен или полностью прекращен. Такая существенная пауза в работе предприятия влечет финансовые потери. Главное — и после завершения всех действий нет гарантии, что какие‑то части ИС не окажутся неработоспособными.

Пример
Крупная производственная компания запланировала обновление своей системы «1С: Управление производственным предприятием» на выходные. Однако из-за большого объема данных и сложности конфигураций процесс затянулся до середины рабочего дня понедельника, что привело к задержкам в оформлении заказов и отгрузке продукции.

6. Риск ошибок

Техническая сложность процесса обновления — высокая вероятность возникновения ошибок. Самостоятельное выполнение всех операций без должной подготовки может потребовать срочного вмешательства опытного специалиста. Услуги квалифицированных 1С‑программистов и консультантов стоят дорого, и чем сложнее возникшая проблема, тем выше будут затраты на ее устранение.

Пример
Бухгалтер компании попытался самостоятельно обновить конфигурацию «1С: Бухгалтерия предприятия». Сначала он обновил саму конфигурацию, затем платформу. Неправильная последовательность действий привела к ожидаемому результату. Не сумев разобраться в причинах сбоев, бухгалтер счел лучшим выходом заручиться помощью. Вызов сертифицированного специалиста и неожиданная пауза в работе ИС обошлись компании в значительную сумму.

7. Частые обновления

Законодательство постоянно меняется, появляются новые нормативные акты и требования. Разработчики 1С оперативно реагируют на все изменения и выпускают соответствующие обновления. Их игнорирование может привести к несоответствию новым критериям, ошибкам в отчетности и, как следствие, к штрафным санкциям со стороны контролирующих органов. Таким образом, предприятия вынуждены производить обновления 1С достаточно часто, что создает дополнительную нагрузку на IT-службу.

Пример
Вышла очередная версия «1С: Зарплата и управление персоналом», которая учитывает изменения в порядке расчета больничных листов. В компании проигнорировали это обновление, и пособия продолжили начисляться по старым правилам. В ходе проверки несоответствие обнаружилось и были начислены штрафы.

Решение


1С-разработчик Владимир Милькин создал программу, которая берет на себя заботу о большинстве сложностей, — «Обновлятор». Перечь ее функциональных возможностей и характеристик достаточно широк.
  • Автоматизация любых операций с СУБД: архивация нативными средствами, обновление, тестирование и многое другое.
  • Все операции над БД — через пакетный запуск платформы, поэтому результаты полностью идентичны работе вручную.
  • Универсальная работа как с файловыми, так и клиент-серверными БД — вне зависимости от кастомных доработок пользователей.
  • Многопоточное (параллельное) выполнение операций над базами способствует высокой скорости.
  • Облачная архитектура защищает архивы от шифровальщиков, при этом поддерживаются все распространенные S3‑совместимые хранилища.
  • Продуманность работы с самыми разными пользователями делает практически невозможной порчу рабочей базы.
  • Поддержка множества технологий — таких, как обновление доработанных конфигураций, данных из хранилища, расширений, а также управление публикацией баз на веб-сервере и написание собственных скриптов.
  • Высокий уровень доверия со стороны бизнеса и комьюнити.

Список возможностей далеко не полный, мы перечислили только основные.

Selectel никак не связан с разработчиками «Обновлятора» — это целиком стороннее решение. Используйте его на свой страх и риск.

Чтобы «Обновлятор» работал, должна быть установлена и должным образом настроена сама система 1C. Программа подключается к кластеру 1C через конфигуратор. Информационные базы, размещенные в кластере, должны быть добавлены в список на клиентском компьютере.



Пример использования


Установка и запуск


Скачиваем ZIP-архив с инсталлятором с официальной страницы в подходящую папку.


У программы есть существенное ограничение — она написана на устаревшем .NET Framework, а потому работает только в операционной системе Windows.

Распаковываем архив и запускаем файл setup.exe. Все шаги установки стандартные и не вызывают трудностей. Важно прочитать и принять лицензионное соглашение, после чего можно нажать на кнопку Далее, ничего не меняя в настройках. Вариация установки — Полная.


При первом запуске программа предложит прочитать вводную статью. В ней рассматриваются все основные темы, связанные с работой «Обновлятора».


Важно
Все операции с базами «Обновлятор» выполняет исключительно через стандартный конфигуратор 1C. Такой подход гарантирует, что при любых операциях используется рекомендованный и протестированный механизм самой 1C.

Первые шаги


Регулярное архивирование — золотое правило администратора 1C. Программа автоматически выполняет резервное копирование перед каждым обновлением баз. Такое действие желательно выполнять и на регулярной основе — это основа сохранности данных в любой информационной системе. Работу начнем с настройки и пробного запуска архивирования.

Интерфейс «Обновлятора» организован так, что работа ведется с вкладками:
  • «Базы»,
  • «Настройки программы»,
  • «Скрипты».

Перейдем на вкладку Настройки программы и убедимся, что файловые пути определились правильно (к 1C и шаблонам).

В программе перечень баз подтягивается автоматически из конфигурации 1C (файлы *.v8i) — мы должны увидеть список баз полностью идентичный тому, что отображает система 1С. Для этого должен быть установлен флажок Считывать список баз из окна запуска 1C. Присоединить базу можно и вручную, но в нашем примере на этом случае останавливаться не будем.

Напомним, что если базы данных располагаются не локально, а на сервере, должно быть настроено подключение к кластеру через конфигуратор. Ниже мы подробнее рассмотрим необходимые действия.

Также чтобы программа могла осуществлять свои действия через конфигуратор, в ней должны быть прописаны соответствующие данные учетных записей информационных баз — имя пользователя и его пароль. Их можно указать в настройках или ввести в поля Пользователь и Пароль на вкладке Базы.


Остается выбрать необходимые базы, отметив их галочками, а в нижней части окна нажать кнопку Архивировать базы.

Обновление баз


Рассмотрим главную из десятков возможностей программы — обновление баз. Укажем логин и пароль от страницы пользовательской поддержки — так «Обновлятор» сможет подтягивать все необходимые компоненты.


Сам процесс обновления баз тривиален и не вызывает сложностей. Выделяем галочками элементы списка для обновления и нажимаем кнопку Обновить базы.

Примечание
У бесплатной версии программы есть ограничение: одновременное обновление возможно не более, чем для двух баз.


Откроется вкладка отчет, где можно будет наблюдать все происходящие события. Если кратко, то программа выполнит следующие действия.

1. Подключится к базе.

2. Определит, скачает, распакует и установит необходимые обновления (в каталоге шаблонов появится новый дистрибутив).

Для обновления самой платформы 1C мы используем свои образы и автоматизацию. Такая архитектурная особенность означает, что некоторые операции осуществимы исключительно через работу с кластером в панели управления — например, получение новой версии или создание информационных баз.

3. Принудительно завершит штатными средствами платформы 1С открытые пользовательские сеансы и установит блокировку на создание новых.

Каждый, кто хоть раз обновлял рабочую базу 1С, знает, насколько критично обеспечить монопольный доступ на время этого процесса. «Обновлятор» элегантно решает эту задачу. Перед началом любых манипуляций автоматически устанавливается блокировка соединений. Такое состояние гарантирует, что никто не сможет войти в систему и ненароком помешать корректному обновлению. Возможные ошибки и повреждение данных исключены. По завершении всех операций блокировка снимается, все могут снова приступать к работе.

При попытке подключиться к базе во время блокировки пользователю будет показываться сообщение, текст которого можно отредактировать в настройках.


4. Выполнит резервное копирование базы. Здесь возможны несколько вариантов.

Если база расположена локально, то резервная копия — файл с расширением *.1CD. Полный путь к нему будет указан в отчете. Такой вариант сохранения рекомендован фирмой 1С и является оптимальным для файловых баз.

Если база расположена на севере, то по умолчанию осуществляется выгрузка информационной базы — создается файл с расширением *.dt. Такой способ в настоящее время уже не считается оптимальным с точки зрения разработчиков 1С — они рекомендуют копировать серверные базы средствами СУБД.

В облаке Selectel нет прямого доступа к СУБД, поэтому все операции резервного копирования возможны или через сервер 1С в виде файлов *.dt, или вручную в панели управления с помощью встроенных в СУБД средств.

Название архива включает в себя:
  • имя базы данных,
  • дату и время создания архива,
  • номер версии платформы,
  • номер версии конфигурации 1С,
  • пояснение в какой момент создавался архив: перед обновлением, после обновления или архивация.

5. Запустит обработчики обновлений — их рекомендуется выполнять после каждого обновления 1С.

Работа с готовым облаком 1С


Предварительные условия


Поскольку вы читаете статью, посвященную работе с «Обновлятором», то, скорее всего, уже пользуется системой 1С — значит, кластер развернут, информационная база создана, а все компоненты объединены сетью. Если же вы только задумываетесь об использовании готовых компонентов 1С в облаке Selectel, то данный подраздел поможет получить представление о том, как это сделать. Все действия будут происходить в панели управления.

Шаг 1. Создание кластера

Процесс несложен, а все необходимые параметры наглядно отображены.



Все, что потребуется — определиться с вычислительными ресурсами и версией «1C: Предприятие». Фиксированных конфигураций доступно двенадцать (на скриншоте видно шесть из них), но можно настроить и произвольную.

Шаг 2. Настройка подключения

Возможны два варианта: соединение через интернет или по приватной сети.

Работа через публичную сеть не рекомендуется — взаимодействие будет осуществляться по протоколу TCP и каждый сможет подключаться к кластеру. Используйте этот вариант только для тестирования возможностей (требуется меньше шагов) или в особых случаях, когда понимаете, что делаете.

Для настройки доступа из публичной сети откройте страницу кластера и перейдите во вкладку Подключение. Выберите тип подключения — Публичный. Отметьте галочку «Я понимаю, что кластер будет доступен с любого компьютера в сети интернет» и нажмите Создать подключение.


Рассмотрим подробнее организацию приватной сети. Прежде всего необходимо создать облачный сервер. Перейдем в ПродуктыОблачные серверы и нажмем Создать сервер. Выберем тот же пул, в котором развернут кластер 1C.


Важно
Советуем выбрать операционную систему Windows Server. Платформа 1С хоть и поддерживает Linux, однако дальнейшие шаги по установке на сервер конфигуратора в таком случае окажутся сложными.

Далее при настройке выберем использование приватной подсети. Подробно останавливаться на SSH‑подключении не будем — действия типичные, а всю необходимую информацию можно будет найти по ссылкам на странице.


Если у вас уже есть приватная сеть, то достаточно будет указать имеющийся IP‑адрес.

Далее необходимо добавить подключение в настройках кластера⁠​, как показано на скриншоте ниже.
  1. В разделе готового облака 1С в панели управления: Кластеры серверов 1С → страница кластера → Подключение.
  2. Если у вас есть интернет-подключение, удалите его.
  3. Тип подключения укажите Приватный. Выберите приватную сеть, связанную с подготовленным облачным сервером.


Где можно подсмотреть параметры

Шаг 3. Добавление информационной базы

Процесс ее добавления несложен: выбираем пункт меню Информационные базы. Далее потребуется выполнить пять несложных шагов начиная с указания кластера.


Для базы данных подготовлены 24 оптимальных конфигураций оборудования, но можно задать и произвольные параметры. Для повышения отказоустойчивости есть возможность добавить реплику.


В качестве СУБД возьмем PostgreSQL.


Нажимаем Создать базу данных, а затем Продолжить.

Создание базы данных может занять некоторое время.

Работа с продуктами 1С требует наличие лицензии. Можно использовать имеющуюся или подать заявку на аренду прямо на странице создания информационной базы.


На последнем шаге придумываем имя для информационной базы.


Далее настроим подключение через конфигуратор, и в конце — рассмотрим, как использовать объектное хранилище.

Подключение конфигуратора


Шаг 1. Установка конфигуратора (толстого клиента)

Установку будем производить на облачный сервер. Способов подключения к нему несколько, все они описаны в документации. Рекомендуем воспользоваться RDP (Remote Desktop Protocol), для чего нужно перейти на страницу облачного сервера и открыть вкладку Консоль.


Все дальнейшие действия очень просты и описаны в инструкции 1С. Обратите внимание: версия платформы должна совпадать с версией 1С в готовом облаке. Скачать платформу можно в сервисе 1С: Обновление программ.

Где можно подсмотреть параметры

Шаг 2. Настройка соединения

Перейдите в ПродуктыГотовое облако 1СКластеры серверов 1С → созданный кластер → Подключения и нажмите кнопку Создать подключение.


При этом выбранная приватная сеть автоматически станет доступной для сервисного проекта в готовом облаке 1С. Сервисный проект отобразится в панели управления: ПродуктыОблачные серверыСетьПриватные сети → страница сети → Проекты.


Шаг 3. Добавление информационной базы

Запустите толстый клиент на облачном сервере и выберите ДобавитьДобавление в список существующей информационной базы.

Вариант расположения базы — На сервере 1С: Предприятия. В поле Кластер серверов вставьте адрес подключения, укажите Имя информационной базы.

Где можно подсмотреть параметры
В списке информациооных баз выберите нужную карточу: ПродуктыГотовое облако 1СИнформационные базы. Все необходимые данные будут отображены, например:
  • пул информационной базы,
  • имя информационной базы,
  • адрес подключения и толстый клиент.

При необходимости скорректируйте параметры запуска и нажмите Готово.

Если используется не приватная, а публичная сеть, то желательно удалять подключение по завершении работ — иначе кластер будет доступен из интернета. Для этого в панели управления: ПродуктыГотовое облако 1СКластеры серверов 1С → страница кластера → Подключение → значок с мусорной корзиной.

Объектное хранилище


Рассмотрим настройку сохранения данных в объектном хранилище Selectel. Работа будет состоять из трех этапов:
  • получение специальной учетной записи,
  • создание S3‑контейнера,
  • настройка «Обновлятора» для работы с хранилищем.

Системная учетная запись для доступа к контейнеру


Предварительные замечания
Роль «Владелец аккаунта» или «Администратор пользователей» используются для создания системной учетной записи и выдаче токена S3. Роль «Администратор аккаунта» или «Администратор проекта» — для создания и настройки S3‑бакетов.

В панели управления заходим в раздел АккаунтСервисные пользователи, нажимаем Добавить сервисного пользователя.


Далее задаем параметры сервисного пользователя, такие как имя, пароль и проект, в котором создадим S3‑контейнер. Роль форме выбираем Администратор объектного хранилища — это минимальные привилегии, которые позволят загружать данные.


Выбираем проект, в котором создадим S3‑контейнер, и нажимаем Добавить пользователя. На открывшейся странице Сервисные пользователи находим нужного нам пользователя, нажимаем на имя и попадаем в его свойства.


На открывшейся странице находим вкладку S3-ключи, нажимаем кнопку Добавить ключ.


В открывшемся окне выбираем имя для ключа и проект — в используемых примерах WorkLab. Нажимаем кнопку Сгенерировать ключ и сохраняем Access key и Secret key из открывшегося окна — именно они понадобятся для загрузки бэкапов.

Обратите внимание! Значения ключей будут показаны только один раз. Сохраните их обязательно.

Создание S3‑контейнера в объектном хранилище


В панели управления переходим по цепочке ПродуктыОбъектное хранилищеКонтейнеры и нажимаем кнопку Создать контейнер.


В открывшейся форме заполняем: имя контейнера (backups-worklab в нашем примере), регион и пул (сейчас доступен только ru-1 в СПб), тип (выберем приватный), класс хранения (холодный, для бэкапов). Недавно у нас появилась новая функция — Версионирование для дополнительной защиты данных от непреднамеренного удаления.


По заполнении формы нажимаем кнопку Создать контейнер. В появившемся списке контейнеров выбираем наш, кликнув по его названию, и переходим к заданию политики доступа.


В открывшейся форме: придумываем имя правила (например, «Обновлятор»), открываем доступ, задаем пользователей (Все или Авторизованные — выбираем из списка), набор действий (Редактор для наших целей), Ресурс (оставляем по умолчанию).


Нажимаем Сохранить.

Настройка «Обновлятора» для работы с хранилищем


В программе «Обновлятор» переходим на вкладку Настройки программы и находим на ней кнопку Облака.


Открывается интерфейс Удаленные облака для хранения архивов, где мы нажимаем + (плюс) и переходим к заполнению полей формы.
  • Имя — придумываем понятное нам имя.
  • Тип — Amazon S3.
  • Макс. одновременных загрузок — оставляем 3.
  • Загружать архивы — кликаем по ссылке на слове «частями», изменяем на «целиком» (так проще ориентироваться среди бэкапов).
  • Пауза после неудачной загрузке — оставляем 1.
  • Адресhttps://s3.ru-1.storage.selcloud.ru (подробнее о составлении правильного адреса — в документации).
  • Порт — 443.
  • Папка — «Обновлятор» создаст эту папку в контейнере и будет хранить в ней бэкапы. Можно не менять.
  • Bucket name — вводим имя контейнера, который создали.
  • Access key ID и Secret Access Key — значения, которые мы сохраняли ранее.
  • Отключить проверку сертификатов — галочку ставить не нужно, с сертификатами по умолчанию все в порядке.
  • Использовать Path Style URL — снимаем, если при настройке контейнера использовали адресацию в стиле virtual-host.
  • После передачи файла в облако… — опцию не отмечаем, так как S3 позволяет рассчитывать контрольные суммы.
  • Еще настройки — менять не обязательно.

Нажимаем ОК.

Теперь надо убедиться в работоспособности настроек. Нажимаем кнопку Протестировать облако и выбираем в выпадающем меню любой вариант. Если тест прошел успешно — мы все сделали правильно. Можно нажать Сохранить и закрыть в нижней части окна. «Обновлятор» потребует ввести пароль текущего пользователя.

Осталось включить сохранение в облако по умолчанию. На вкладке Настройка программы нажимаем кнопку Дополнительные настройки, далее выбираем вкладку Архивация баз и щелкаем по ссылке «еще … облаков».


Выбираем настроенное нами облако и нажимаем ОК.


Теперь резервные копии при создании будут загружаться в наш персональный контейнер S3.

Заключение


В «Обновляторе» продуманы все самые трудоемкие и типичные операции по обслуживанию системы. Удобству и безопасности разработчики уделили особое внимание.

Мы коснулись лишь основных возможностей программы. По нажатию на кнопку Дополнительные настройки открывается окно, которое позволяет гибко задавать ее поведение. Можно переопределять пути, количество резервных копий, реакции на события и многое другое. Настраивается как программа целиком, так и отдельные информационные базы — например, иногда полезно ограничивать версию. Подсказки высвечиваются тут же, по наведению указателя мыши на знак вопроса.

А как вы обновляете свою инфраструктуру 1С? Поделитесь опытом в комментариях!

Комментарии (1)


  1. Super-Mike
    30.05.2025 21:42

    Обнвлятор хорошая программа. И стоит не дорого.

    Пользуюсь.