Привет, Хабр!

Меня зовут Даниэль Халиулин и должен признаться, что я Technical Product Manager (TPM) или технический менеджер продукта, если по-русски. Последние годы провел в этой должности на разных направлениях работы в Т-Банке. Одно время отвечал за направление производительности и надежности основного мобильного приложения - мобильного банка для физлиц. Другое время отвечал за продуктовое развитие главной системы наблюдаемости в компании - Sage. В этой статье я бы хотел рассказать немного о роли TPM: кто это такой и зачем нужен, какие основные навыки нужны для успеха в этой роли и как люди становятся TPMами. Все это по моему личному мнению, конечно.

Я надеюсь, что эта статья будет полезна таким людям:

  • Инженерам и системным аналитикам, которым интересно прокачиваться в сторону "бизнеса", но при этом не хочется оставлять "технику". Для них статья подсветит еще одну возможную ветку развития.

  • Продакт-менеджерам, которым хочется быть ближе к "технике" и не хочется совсем уж глубоко уходить в "бизнес". Для них статья тоже подсветит возможный вектор развития.

  • Всем, кому просто любопытно узнать про эту относительно новую позицию на рынке труда в РФ, о которой не так уж много инфы на русском языке.

Что ж, погнали.

Для начала давайте определимся...

Кто же такой TPM?

Technical Product Manager (TPM) - это менеджер такого продукта, для развития которого критически важны технические скиллы. TPM = Product Manager + Technical. По сути, это обычный продакт-менеджер, со всеми типичными для него навыками типа стратегирования, исследования пользователей, работы с данными, маркетинга и всего такого, НО, в дополнение, еще и с круто развитыми инженерными навыками. 

Скорее всего, основные и непосредственные клиенты его продукта - это инженеры, поэтому TPMу особенно важно, что называется, "на кончиках пальцев" понимать их задачи и проблемы. Без знания специфики их работы "на собственной шкуре" невозможно или невероятно сложно создать достаточно удобный инженерный продукт, который бы реально приносил ценность. 

Например, когда вы делаете продукт - систему логирования, которая будет принимать логи от N систем и предоставлять их в каком-то UI. Если TPM будет помнить, как он сам неоднократно копался в логах во время сбоя, что именно его бесило в такие моменты и какие фичи были бы очень к месту, то это приобретенное знание позволит ему так заложить подход к интеграции с этой системой логирования и так организовать документацию, что больше никто не будет страдать так, как когда-то страдал он. Однако с применением собственного опыта TPMу нужно быть аккуратным, чтобы при этом не переставать видеть реальные задачи и потребности клиентов, а не те, которые просто соответствуют личному опыту, но об этом чуть дальше.

По опыту, такие инженерные продукты со временем могут перерастать в целые платформы, которыми начинают пользоваться другие команды в компании для реализации задач уже своих продуктов. Это умножает техническую сложность, которую надо уметь переваривать и учитывать в развитии своего технического продукта.

Кроме привнесения своего релевантного инженерного опыта, TPM компетентно реализует интерфейс общения с клиентами, а это отдельная наука. Простите, если это уже моветон, но «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы сказали, что хотят более быстрых лошадей» - эту фразу приписывают Генри Форду и она замечательно иллюстрирует, в чем хитрость общения с клиентами. Одни клиенты просят сделать кнопку, другие приходят с проблемой и ждут ваших предложений о решении, кто-то говорит о третьем, а имеет в виду четвертое - все это будни продакт-менеджера, который общается с клиентами. Как доставать из клиентов информацию об их задачах? Какие вопросы задавать и НЕ задавать? Что из этого должно стать фичами продукта, а что ни в коем случае? Добавьте сюда еще то, что многие инженеры имеют собственный взгляд на коммуникацию и общение, и станет чуть более ясно, почему с ними должен общаться именно Technical PM.

Эти два условия - "вывозить техническую сложность" и "знать на кончиках пальцев задачи инженеров" - делают невозможным или очень сложным развитие продукта силами "обычного", не технического продакт-менеджера (здесь и далее “обычными” я называю продакт-менеджеров без приписки “Technical” чтобы подчеркнуть отличия TPM; пишу это с уважением к их работе, нисколько не пытаясь ее принизить). Первый может стараться, но этот лаг в технических знаниях и опыте будет давать о себе знать.

На деле в этой идее с специализацией TPM нет ничего нового. Всегда было лучше, если продакт-менеджер очень хорошо понимает домен своего продукта и отлично знает своих клиентов. Например, если он делает продукт для учителей, хорошо, если он сам в прошлом был учителем и знает тонкости этой работы. А если он делает продукт для курьеров, то сам поработал в доставке. Так и тут, если менеджер делает продукт для инженеров - намного лучше, чтобы он понимал инженеров и когда-то сам был в шкуре инженера. По этой причине в позицию TPMа в основном приходят люди из инженерии - разработчики, тестировщики, системные аналитики. У меня получилось как раз так - в роль TPM я вкатился с опытом разработки, SRE и системного анализа.

Как можно понять, эта роль довольно специфическая, а значит актуален вопрос...

Где нужен TPM, а где точно нет?

Размышляя над этим, я вывел ключевой фактор, который определяет, нужен ли TPM команде или нет - чем сильнее стратегия развития продукта зависит от технических факторов, тем сильнее команде нужен TPM. Если продукт можно развивать, не углублясь в технических аспекты, а руководствуясь только пользовательскими потребностями, то TPM тут не нужен. Если без понимания архитектуры и технологий и/или процессов разработки сделать продукт хорошо не получится - вот тут-то и нужен TPM.

Следствием является то, что TPM не нужен в большинстве IT-продуктов. Если ваши клиенты — не технические специалисты и не интегрируются с вашим продуктом через API, то скорее всего вы можете обойтись обычным продакт-менеджером.

Типичные примеры, где TPM избыточен:

  • Мобильные приложения (кроме, пожалуй, совсем уж огромных приложений)

  • CRM и HR-системы для бизнеса

  • Интернет-магазины

В таких продуктах стратегия определяется пользовательскими потребностями и бизнес-метриками, а не техническими ограничениями. Обычный продакт-менеджер успешно справится с задачами, а техническую сложность возьмет на себя техлид команды.

Ок, а когда TPM все-таки нужен?

Получается, TPM нужен в двух основных сценариях:

1. Продукты для инженеров
Когда основные пользователи — разработчики, DevOps или другие технические специалисты. Для развития таких продуктов критически важно понимать их пользовательские сценарии "на кончиках пальцев", что обычный продакт-менеджер обеспечить не сможет в силу специфичности нужных навыков и опыта. При этом реализация их сценариев это почти всегда обуздание технической сложности. Я с трудом представляю себе обычного продакт-менеджера, который вникает в сценарий деплоя приложения, который ему надо понимать для разработки платформы автоматизации. Другие примеры таких продуктов: IDE, системы мониторинга, CI/CD платформы, всякие developer tools, облачные сервисы типа AWS.

2. Технически сложные продукты
Когда конечные пользователи — не инженеры, но продукт требует сложных технических интеграций, и его успех зависит от качества API/SDK/технической документации или других технических особенностей. В таких условиях и нужен человек, который совместит в себе продуктовый надзор и техническую насмотренность, чтобы итоговый продукт не был слишком перекошен в ту или иную сторону. Например, платежные системы: рядовые покупатели просто нажимают "Оплатить", но за этим стоят API для интеграций, SDK для партнеров, compliance требования (и вытекающие из них особенности обработки и хранения данных) и много других технических деталей, которые самым прямым образом влияют на бизнес.

Еще одним преимуществом наличия TPM в таких продуктах является существенное сокращение времени на согласования и коммуникации в команде. В продуктах со сложной технической составляющей часто возникает история, когда продакт-менеджер, архитектор и команда разработки работают как три отдельных центра принятия решений. Это создает множественные циклы согласований: продакт-менеджер формулирует требования, архитектор их интерпретирует, команда объясняет техническую невозможность или сложность реализации — и процесс начинается заново. Каждый такой цикл может занимать дни или недели, как говорится, розы гибнут на газонах, пацаны на zoom созвонах. TPM устраняет эту проблему, объединяя в себе понимание как продуктовых приоритетов, так и технических ограничений.

Таким образом, ключевые сигналы о необходимости TPM — это когда глубокое понимание архитектуры критично для продуктовой стратегии и когда технические решения становятся частью ценности от продукта, а не просто средством реализации. Например, если вы делаете CDN, то выбор алгоритмов кеширования и предоставление возможностей их настройки для клиентов через API - это не просто "детали реализации", а вполне себе продуктовая фича.

Для того, чтобы действительно успешно решать такого рода задачи, человек должен обладать рядом важных навыков...

Какими навыками должен обладать TPM?

Как я уже писал выше, TPM это вполне себе продакт-менеджер, со всеми присущими навыками для этой роли, но в придачу еще и с круто развитыми инженерными навыками. Поэтому требования к навыкам TPM являются, по сути, гибридом навыков продакт- и технического менеджера. Перед переходом к самим скиллам оговорюсь, что, как и в любой профессии, TPMы могут быть разных уровней с разной глубиной прокачки того или иного навыка, а также в разных компаниях могут требоваться или не требоваться те или иные навыки. При этом, по моему мнению, в природе не может существовать Junior Technical Product Manager - люди на этой позиции не могут быть "начинающими", они попадают в TPMы сразу с хорошим опытом в продактстве или инженерии.

Так что за навыки должны быть у TPM? 

Опущу всякие "коммуникабельности", "системные" и "критические" мышления, сфокусируемся на сути. Порядок случайный, не по приоритетам и не по важности т.к.   часто важность того или иного навыка специфична для компании. Например, шарить в АБ-тестировании хорошо, но я ни разу не видел, чтобы TPMы делал такие тесты регулярно. Что, впрочем, не означает, что такого не бывает. Итак, к навыкам.

1. Работа с данными

  • Знать основные продуктовые метрики и уметь их считать и визуализировать

  • Уметь писать SQL-запросы для загрузки нужных данных

  • Уметь проверять на начальном уровне свои гипотезы на существующих и выявлять недостающие данные

2. Качественные и количественные исследования

  • Уметь составлять правильные опросники для этих исследований, чтобы не смещать ответы на желаемые

  • Уметь проводить разные типы качественных исследований типа JTBD-интервью, проблемных интервью, коридорок, тестирования прототипов и т.д.

  • Уметь применять разные методы выявления и анализа требований к продукту типа JTBD, CJM, USM и т.д.

3. Экономика продукта

  • Уметь посчитать сходимость экономики продукта, включая вложенные метрики типа CAC (стоимость привлечения платного клиента) и LTV (какую прибыль компании принёс клиент)

  • Понимать, как влияют продуктовые решения на основные финансовые показатели бизнеса

4. Построение процессов

  • Уметь визуализировать бизнес-процессы

  • Уметь выявлять слабые звенья в процессах и предлагать улучшения

  • Уметь внедрять процессы с нуля

5. Ведение проектов

  • Уметь выявлять заинтересованные стороны проектов (RACI и т.п.)

  • Уметь составлять план проекта и доносить его до заинтересованных сторон

  • Уметь выявлять риски проекта и обрабатывать их

  • Уметь балансировать 3 кита: сроки, стоимость и качество

6. Ведение переговоров, презентации, публичные выступления

  • Уметь выявлять интересы сторон переговоров

  • Уметь аргументированно вести устные и письменные переговоры

  • Уметь достигать win-win решения в переговорах

  • Уметь составлять и проводить презентации продукта/проекта/etc.

  • Не бояться и уметь хорошо выступать на публике

7. Приоритизация

  • Уметь применять разные подходы к приоритизации типа RICE, ICE и т.д.

  • Уметь учитывать неочевидные факторы в приоритизации

8. Стратегия

  • Уметь составлять стратегию развития продукта на N месяцев вперед и грамотно защищать ее

  • Уметь доносить стратегию до команды и вдохновлять этим людей

9. Гипотезы

  • Уметь корректно формулировать гипотезы по развитию продукта

  • Уметь формировать критерии проверки гипотез (что докажет/опровергнет)

  • Уметь быстро тестировать MVP / фичи

  • Уметь масштабировать успешные гипотезы в стабильные решения

10. People-менеджмент

  • Уметь в оперативное целеполагание на уровне месяцев и кварталов

  • Уметь проводить полезные 1-1 встречи

  • Уметь организовать процесс разработки на уровне хотя бы одной команды (по Scrum, Kanban по вкусу)

  • Уметь мотивировать и развивать команду (в том числе через фидбек, рост зон ответственности и пр.)

  • Уметь адаптировать стиль управления под разных людей и контексты

  • Уметь решать конфликты внутри команды

11. Маркетинг

  • Уметь сегментировать аудиторию продукта и адаптировать коммуникации под сегмент

  • Понимать воронку привлечения и уметь находить точки роста в ней

  • Уметь взаимодействовать с маркетинг-командой на уровне постановки и анализа результативности (например, запуск лендингов, email-кампаний, соцсетей)

12. CI/CD

  • Уметь ориентироваться в CI/CD системах и понимать, что делают настроенные пайплайны

  • Понимать жизненный цикл фичи от pull request до продакшена, где могут быть узкие места

13. Программирование

  • Уметь программировать на базовом уровне хотя бы на одном языке программирования

  • Уметь читать чужой код

14. System Design

  • Уметь проектировать верхне уровневую архитектуру системы с учетом требований (C1-C2 уровень из модели C4)

  • Уметь находить слабые места архитектуры и предлагать улучшения

  • Уметь применять общепринятые архитектурные паттерны при проектировании (например, при сложном фронте предложить backend for frontend)

15. Технические метрики и мониторинг

  • Уметь выявлять технические метрики, по которым нужно настроить мониторинг

  • Быть способным оценить покрытие системы мониторингом, зная ее архитектуру

  • Уметь применять все типы телеметрии (логи, метрики, трейсы и т.д.) для организации мониторинга

  • Уметь участвовать в обсуждении SLO/SLA и влиять на них как продуктовая сторона

16. Базы данных

  • Уметь аргументированно предложить выбор СУБД под задачу

  • Уметь писать SQL-запросы

  • Уметь компетентно вместе с инженерами решать концептуальные вопросы резервирования и производительности (типа знать, когда реплицировать, когда шардировать и т.д.)

17. Инфраструктура

  • Уметь на базовом уровне понимать, как устроено продакшн-окружение: сервера, контейнеры, облака, балансировщики

  • Уметь отличить проблему инфраструктуры от проблемы кода/продукта

  • Уметь выходить из vim

Фух, навыков получилось довольно много. Я несколько раз прошертил финальный список в поисках того, что можно было бы удалить, но ничего не нашел - все это нужно, хоть и в разной степени в зависимости от требований в конкретной компании и уровня сеньорности TPM. Например, в больших компаниях могут быть выделенные отделы исследований, которые могут забрать на себя количественные исследования - тогда TPM может делегировать эту задачу им. И все же, получается какой-то человек-оркестр, как же люди приходят в эту роль?

Как становятся TPMами?

По моим наблюдениям в TPMы значительно чаще переходят люди из инженерии, чем со стороны "бизнеса". Типичные сценарии перехода такие:

1. "Вдохновленный инженер"
Инженер по ходу работы хочет больше влиять на развитие продукта, чем это доступно в его непосредственной зоне ответственности. Сначала он начинает больше интересоваться клиентами и задачами, которые они решают, выбирая продукт компании. Потом он начинает попытки влиять на дизайн или функциональность фич на ранних этапах их формирования. Шаг за шагом он становится ближе к клиентам, затем проходит N кол-во курсов по продуктовому менеджменту и получает первые задачи уровня TPM.

2. "T-Shaped сеньор-помидор"
Зрелый состоявшийся инженер рассматривает возможности для дальнейшего развития, но не хочет уходить в тим-лиды, где надо непосредственно управлять командой. Продуктовое управление - хороший кандидат для прокачки в формате T-Shaped, тем более, что на Senior уровне вопросы про бизнес и клиентов это совершенно привычное дело. По ходу углубления в тему, он открывает для себя все больше возможности влиять на продукт на том уровне, который ранее был недоступен. Если ему это по душе или если он задумывается о перспективе получения более близкого к настоящему бизнесу опыта для своего гипотетического будущего стартапа, он решает перейти в TPM.

3. "Аналитик в тупике"
Системный аналитик, который тоже думает о дальнейшем развитии, оценивает разные ветки: 

  • Двигаться ли ближе к "бизнесу"? Но тогда технические навыки будут ржаветь, а потом и вовсе атрофируются.

  • Двигаться ли глубже в "технику" и расти в архитектора? Но тогда бизнес будет дальше, а это тоже интересно.

  • Становиться ли менеджером других аналитиков? Но people management это специфичная история не для всех.

Вот тут и может появиться ветка развития в TPM.

4. "Медиатор бизнеса и инженерии"
Есть такие специальности, которые изначально находятся как бы на стыке бизнеса и техники, требуя от человека в той или иной мере участия в обоих сферах. Например, это могут быть ML-инженеры, аналитики или продакт-менеджеры - всем им особенно важно понимать не только бизнес-контекст, но и технические особенности и ограничения для успешного выполнения задач.
Люди из таких направлений могут не ограничиваются каким-то одним вектором развития, а пойти в ветку TPM, где обе этих "ноги" должны быть отлично развиты.

Что ж, в этой статье я постарался рассказать о том, кто такой TPM, где он нужен и нет, какие навыки ему нужны и как люди попадают в эту позицию.

P.S. Отдельное спасибо Марине Григорьевой - лидеру профессии TPM в Т-Банке. Благодаря твоим комментам статья получилась точно лучше, чем могла бы быть.

Комментарии (26)


  1. pnmv
    07.06.2025 19:06

    я правильно понимаю, что статья про "т-банк"-(т-)продакт-менеджеров?

    указали, откуда консультант, но не сказали, откуда сами. поэтому такой вывод.

    (хлебушек жалко - ему и так несладко, так ещё и в грустный троллейбус превратили; картинка с утконосом - одна из моих любимых)


    1. khaliulin Автор
      07.06.2025 19:06

      Статья во многом на опыте Т-Банка, но не ограничивается им - я общался с TPMами и других компаний про их работу, чтобы сложить общий взгляд. А сам я из Яндекса.


      1. pnmv
        07.06.2025 19:06

        понятно. спасибо.


  1. JuryPol
    07.06.2025 19:06

    Остается пожалеть разработчика Васю. Ему на шею посадили еще одного суетолога.


    1. kalitkinvlad
      07.06.2025 19:06

      Ведь Вася хочет просто писать код (с)!


    1. khaliulin Автор
      07.06.2025 19:06

      Когда же наконец отстанут от Васи и дадут ему просто писать код </i>

      А если серьезно, то разобраться в том, что именно, для кого и зачем разрабатывать - это тоже важная часть работы. И успех в этом деле напрямую влияет на то, будет ли код Васи приносить пользу людям.


      1. pnmv
        07.06.2025 19:06

        для чего и зачем - для зарплаты же.


  1. Matyashevskaya
    07.06.2025 19:06

    Даниэль, спасибо, интересная статья!


    1. khaliulin Автор
      07.06.2025 19:06

      Спасибо за добрый фидбек! Рад, что статья зашла:)


  1. U_Matyash
    07.06.2025 19:06

    Даниэль, спасибо, интересная статья!


    1. khaliulin Автор
      07.06.2025 19:06

      Спасибо за отзыв!


      1. Matyashevskaya
        07.06.2025 19:06

        Прошу прощения, случайно задублировала коммент, вошла не в тот аккаунт)


        1. khaliulin Автор
          07.06.2025 19:06

          Ничего, два добрых фидбека - в два раза приятней читать!)


  1. Thisnicknameisbusy
    07.06.2025 19:06

    Как говорилось некоторые время тому назад - любое кроилово ведёт к попадалову...

    Напихать несколько ролей в одну должность за одну зп, конечно, выглядит экономически привлекательным, но никогда не работало хорошо ) всегда будет перекос в какую-то одну предметную область, а остальные будут страдать.

    Кесарю кесарево, ещё пару тысяч лет назад в Евангелие писали)) но "эффективные менеджеры" непременно мудрее всех наших предков, не правда ли))


    1. JuryPol
      07.06.2025 19:06

      Напихать несколько ролей в одну должность за одну зп, конечно, выглядит экономически привлекательным, но никогда не работало хорошо ) всегда будет перекос в какую-то одну предметную область, а остальные будут страдать.

      Вот смотрите... Допускаю, что для некоторых специфических продуктов было бы оправданным на роль PM искать специалиста с технической историей роста. Но ведь в статье недаром обосновывается насущная необходимость для так называемого TPM владеть чуть ли не двумя десятками технических навыков, и это если только по крупному считать, там еще подпункты есть. Причем убрать ничего нельзя, в статье специально подчеркивается, что это необходимый минимум.

      Это гораздо больше похоже на примечание к служебной записке о необходимости введения новой должности. Поэтому и название новое, с большой буковкой «T”. И еще, особо оговаривается, что «в природе не может существовать Junior Technical Product Manager». Это тоже косвенно говорит о новой должности.

      Потому я выше разработчику Васе и посочувствовал...

      А можно и прямо автора попросить уточнить... TPM это тот же PM, просто с допнагрузкой, или их теперь двое «пээмить» будут?


      1. khaliulin Автор
        07.06.2025 19:06

        TPM это тот же PM, просто с допнагрузкой, или их теперь двое «пээмить» будут?

        Мне кажется, что тут нет однозначного ответа, который подошел бы ко всем ситуациям. Где-то один TPM делает все и норм. А где-то работает связка PM + TPM, где первый, например, больше занимается вопросами привлечения. А где-то вообще несколько TPM - я видел разные конфигурации:)


    1. khaliulin Автор
      07.06.2025 19:06

      Да, безусловно, есть в этом что-то.

      Но с другой стороны, эта роль как будто просто попадает в общий тренд "генерализации" профессий. Мало быть специалистом в одной специализации, для "успеха" надо шарить ещё и в смежных. 10-15 лет назад было нормой, что разработкой занимаются одни люди, а эксплуатацией системы другие - сейчас это скорее исключение. Такая же история и в менеджменте.


    1. Wackaloon
      07.06.2025 19:06

      Зависит от сложности задачи.

      Если человек живет дома один, он сам себе готовит, убирает и стирает и еще посуду после себя моет. Нанимать отдельно повара, уборщицу, посудомойку и бухгалтера очевидный перебор.

      Купил домик побольше, завел жену и детишек 5 штук - вот и домработница лишней не будет. Но отдельный повар с бухгалтером все еще "оверкилл".

      Купил особняк и живешь там всем кланом с родственниками до 4 колена - пора и повара отдельного нанимать с уборщицей и развивать "фэмили офис" в целом.

      В ИТ все точно так же, есть продукты где хватит 1 ТПМ и норм потянет.

      Продукт вырос - пора тимлида нанять и на него управление командой перевесить.

      Еще вырос? Пора аналитика искать, чтобы часть сложных спецификаций делал тщательно. А на следующем шаге уже и чистого продакта нанимать, который только дискавери и будет заниматься.


      1. Thisnicknameisbusy
        07.06.2025 19:06

        Это понятно, только автор ссылается как раз на сложный технический продукт.

        .Думаю причина скорее в "многие инженеры имеют собственный взгляд на коммуникацию и общение". Т.е. проблемам в самой коммуникации. И это добавляет особы сюр такой позиции, когда тпм, вместо выстраивания коммуникации с инженерами, забивает на их потребности и начинает сам принимать решения о том, что для них лучше. Собственно тем самым превращая процесс создания действительно нужного клиенту продукта в имитацию бурной деятельности.


  1. Pusk1
    07.06.2025 19:06

    У меня сейчас вот эта роль +роль аналитика и следователя. Маплюсь хорошо, но не полностью:) И целей чуть больше. Как продакт выстраиваю процессы так, чтобы TTM продуктового эксперимента был часы, а не месяц+, протаскиваю новые для компании технологии через MVP фичи, провожу семинары по ним, как могу влияю на delivery процесс, но с этим туго пока.

    Есть вторая активность как и следователя. Она отчасти маппится на первую. Например, делаешь небольшой продукт, у которого TTM по мелким фичам 15 минут. С другой стороны фронт мобильного приложения, который релизится раз в 2 недели с долгим дорогим регрессом и сборкой фич от нескольких команд. Челендж - выпускать небольшие фичи связанные с фронтом за часы вместо месяца.


  1. JuryPol
    07.06.2025 19:06

    Удалено


  1. berlicon
    07.06.2025 19:06

    Спасибо за статью. Было бы здорово осветить в статье или в комментах вопрос как попасть на эту позицию и стоит ли (на хх.ру по TPM всего два десятка стоящих позиций на всю РФ в отличие от тысяч вакансий условных разрабов или ПМ). Т.е. мне кажется, что проще готовому продакту пообщаться пару часов с разрабами, чтобы понять по верхам технические детали продукта или взять пару курсов по теме. А перейти из разрабов в TPM очень сложно, т.к. это переход с нуля в совершенно другую область (в продакты) и причем сразу на сеньор позицию (junior TPM не бывает) - такое hrы не пропустят еще на этапе скрининга CV.


    1. Wackaloon
      07.06.2025 19:06

      Я тут мимокрокодил, как бывший разраб и ныне ТПМ скажу, что взять и зайти на вакансию ТПМ не имея до этого соответственного опыта очень рискованно и тяжко. Я не про формальный опыт на должности, а про опыт выполнения такой роли.

      Сам собеседую людей с рынка на позиции ТПМ и часто встречаю кейс, когда человек, формально разраб/СА/продакт или кто-то еще, по описанию работы и набору обязанностей работает как ТПМ, просто должность называется иначе, а ответственность несет как полноценный тех продакт на своем текущем месте.

      Итого: из пустоты взять и шагнуть в позицию ТПМ плохая идея, но постепенно клониться в эту роль набирая себе подходящие ответственности по факту и потом уже формально перекрашивая должность - рабочая схема. Потому профессия и формализовалась в отдельное название и должность, потому что роль уже существовала и большое количество людей ее выполняли находясь на других должностях. Как ранее DevOps появились именно потому, что уже был ряд людей, которые будучи разрабами уэе выполняли часть роли Ops, и хотели именно таким комбо и заниматься полноценнно, а не "просто код писать".


    1. Marina_Grigorieva
      07.06.2025 19:06

      Привет, я занимаюсь процессами найма и роста TPM, попробую прокомментировать.

      Действительно, просто перейти на продуктовую позицию скорее всего не получится. Как я вижу, самые рабочие методы такие:

      1. Продолжаете работать в текущей позиции, и по договорённости с текущим продактом и ресурсным руководителем постепенно берете часть продуктовых задач на себя для наработки опыта. Обычно проблем с "поделиться задачами" не бывает, потому что продуктовых задач всегда полно

      2. Pet-проект. Прекрасен тем, что можно пробовать себя в какой угодно роли без рисков

      3. Вызваться исполнять роль продакта, если она требуется в текущей команде. Например, если нужно создать новый продукт

      Каждый из этих способов должен сопровождаться изучением продуктовых навыков. Я видела примеры, где, например, разработчик или тимлид были назначены на роль продакта, но не занимались самообразованием в области управления продуктом - выглядит всё это грустно. А вместе с образованием выходит очень даже неплохо! Может, Даниэль расскажет как-нибудь про свой путь из SRE в TPM.

      По поводу "проще готовому продакту пообщаться пару часов с разрабами, чтобы понять..." и "перейти из разрабов в TPM очень сложно" - не согласна. На практике вижу, что приобретение знаний и навыков IT гораздо более трудоёмко по сравнению с приобретением компетенций продакта. Можете ли представить, что продакт k8s - это обычный продакт без бэкграунда в IT, который просто пару часов пообщался с разрабами?)


  1. Marina_Grigorieva
    07.06.2025 19:06

    Даниэль, статья отличная, спасибо!


  1. Annaconda
    07.06.2025 19:06

    Узнала себя, хорошая статья) Привет, коллега!