Идея податься в курьеры зрела во мне давно: в своё время очень впечатлил опыт Димы Вернера, на два года переквалифицировавшегося из астрофизиков в почтальоны. Последние пару лет я стал серьёзно задумываться о том, чтобы провернуть что-то подобное, но всё никак не мог собраться, нужен был повод. И вот тут как раз очень кстати Wildberries стала настойчиво показывать рекламу работы в доставке. Как я понял, они решили организовать что-то вроде программы Citizens on Patrol из четвёртой серии Полицейской Академии - сделать ставку, условно говоря, не на "профессионалов", а на "любителей" - то что надо! Правда, в отличие от Вернера, я не планировал полностью менять профессию, а хотел поработать курьером в качестве побочного проекта, занимаясь доставкой по вечерам, пару часов после работы. Сразу скажу, что по прошествии месяца оцениваю результат как 100% успех.

Мотивация
Исходно мотивация была довольно невнятной, но задним числом оформилось несколько интересных моментов
Физические нагрузки. Это, конечно же, основная причина. 26 килограмм, на которые похудел Дима Вернер по итогам своей почтовой эпопеи, выглядят недостижимо, но, скажем, 10 уже будет отличным результатом. При этом все другие виды физической нагрузки мне довольно скучны. Я не люблю ходить пешком, не люблю слушать аудиокниги. А идея платить свои деньги за то, чтобы заниматься физическим трудом (в фитнес-центре), и вовсе кажется м��е немного абсурдной. Поэтому доставка на велосипеде представляется мне идеальной формой физической активности.
Софт скиллы. У меня проблемы с коммуникацией, в живом разговоре часто теряюсь, не могу нормально донести свою мысль или разрулить конфликтную ситуацию. А здесь общаешься с самым разным народом - менеджеры ПВЗ, клиенты, клиентские дети... Практики выше крыши, косяки потом в уме прорабатываю, делаю домашние заготовки для стандартных кейсов.
Финансы не были определяющим фактором, но, несомненно, это очень приятный бонус.
-
Защита от выгорания. Это очень интересный пункт, который сформулировался по ходу дела. Здесь два момента, или даже три:
Положительные эмоции. Когда приносишь человеку его заказ, то в какой-то мере выступаешь в роли Деда Мороза. Понятно, что человек сам купил, но он всё равно рад твоему приходу. Не говоря уже о случаях, когда в заказе долгожданная книжка или игрушка ребёнку, или кроватка молодой маме, или запас корма для любимого котика пенсионерки.
Простой цикл "усилие - вознаграждение". В разработке немного устаёшь от абстрактности своих усилий и оторванности их от вознаграждения; от того, что редко видишь результат своего труда. Сейчас прочитал, что как раз дисбаланс между вложенными усилиями и полученным результатом и является основной причиной выгорания. Ведь на основной работе как? Вознаграждение (материальное) оговаривается при приёме на работу, и в общем не зависит от твоих усилий на рабочем месте. А про моральное я вообще молчу. Здесь же всё предельно просто: доставил - получил спасибо - деньги капнули на счёт.
Физическая активность сама по себе прибавляет бодрости и оптимизма. В здоровом теле - здоровый дух.
Начало
Исходя из невнятных параноидальных соображений я хотел приобрести под этот проект отдельный телефон и номер к нему, что отсрочило начало где-то на месяц - всё никак не мог определиться с моделью. Но вот наконец в начале сентября собрался и купил самый дешёвый из представленных в DNS, некий Realme Note за 5 тысяч, впервые за много лет изменив бренду Сяоми и сэкономив на этом тысячу рублей.
С номером сначала прицеливался на Тинькова, но оказалось, что туда можно только перейти, а сразу купить у них номер нельзя. Пошёл в Теле2, да так в итоге у них и остался, не став заморачиваться ради 100 рублей разницы (500 в Теле2, 400 в Тинькове). Порадовало то, что при выборе номера можно делать поиск - в итоге новый номер отличается от основного всего на 3 цифры.
В целом, как выяснилось, иметь отдельную цифровую личность для доставки удобно, но совершенно не обязательно, так что эти покупки проходят по статье капризов, а не насущной необходимости.
Дальше я зарегистрировался на новый номер в приложении Wildberries, полагая, что будет какая-то связь между учетными записями. Но как оказалось - ничего подобного, приложение у курьера отдельное и никакой связи между учётными записями нет, работать можно и без аккаунта в маркетплейсе.
Соответственно, далее установил приложение WB Курьер и выполнил несколько несложных пунктов регистрации, таких как ввод ФИО, загрузка фотографии паспорта и фото с паспортом, etc., но вот на последнем вышел облом. По идее, в подключении личного кабинета Налоговой не должно быть ничего сложного - благо я в своё время дошел до ближайшего отделения ножками и зарегистрировал ЛК, к которому ранее уже подключал сторонние приложения, пытаясь подработать ментором. Но тут что-то пошло не так. Возможно, проблема была в недоступности сайта nalog.ru из проводной сети Билайна. При этом само приложение никакой осмысленной информации не выдавало. Только промучившись пару дней, я сообразил отключить вайфай на телефоне, и тогда всё заработало. Ну или просто так совпало.
Первые впечатления
На радостях, что всё наконец-то заработало, я необдуманно нажал кнопку "Принять", когда в приложении вдруг всплыло уведомление о заказе на доставку. И испытал нечто вроде панической атаки - я же ничего толком не успел выучить! Ни какие кнопки нажимать, ни что делать в нештатных ситуациях! Но справедливо рассудив, что уж как-нибудь да разберусь, бесстрашно выехал в свой первый рейс.
Интерфейс в приложении действительно поначалу вызывал некоторые сложности, но ничего принципиально неразрешимого. В итоге всё получилось - взять товар в ПВЗ, доехать до клиента, отсканировать его куар код, отдать товар. Надо сказать, что с тех пор интерфейс в приложении поменялся, и стал более понятным, спасибо разработчикам.
Больше заказов не было, поэтому поехал домой, но держал телефон под рукой. Через полчаса нарисовался один заказ, а за ним - другой, оба доставил без проблем. Находясь в состоянии эйфории, решил не идти домой, а постоять немного на улице - авось ещё один заказ упадёт. Это-то меня и сгубило: ездил по тёплой погоде в одной рубашке, вспотел, и, постояв немного на ветру, подхватил жестокое ОРЗ, которое заставило расстаться с работой курьера на две недели. Сразу напомнив о суровой реальности работы самозанятым: никакого больничного, нет работы - нету денег.
Из совершенно неожиданных впечатлений - работа курьером через приложение до боли напоминает казуальную игрушку! Ну натурально "Весёлая ферма"! Всплывает окошко, "У тебя взопрели озимые, надо собрать и отвезти на завод". Идёшь, собираешь, отвозишь! Только не сидя на диване, а на свежем воздухе, и не за рисованные, а за пусть небольшие, но вполне реальные деньги!
Сам процесс
Довольно простой:
в приложении выбираем статус "Активен".
После этого держим его постоянно открытым (здесь большой плюс у отдельного телефона), поскольку уведомления идут совершенно нерелевантные.
При поступлении заказа всплывает окошко с информацией о заказе (вес и адрес ПВЗ). Если устраивает - жмём "принять", если нет - "отказаться".
Если приняли, то в следующей вкладке появляется информация о брони. Зайдя в неё можно увидеть адрес до дома, количество получателей (обычно - один) и вызвать куар код для ПВЗ.
Выдвигаемся в ПВЗ, там как обычный посетитель в общей очереди показываем этот куар код мереджеру. Дальше тебе как обычно собирают заказ, менеджер отмечает, что выдал, и теперь надо обновить информацию соответствующей кнопкой и два раза нажать "принять" и "готово". При этом заказ у тебя пропадает, поскольку ты остался во вкладке бронирования, а заказ перешёл в активные. Переходишь в активные, и можешь, наконец, увидеть полный адрес доставки.
Приехав на место, нажимаешь на кнопку "почти на месте".
Когда клиент открывает дверь, просишь куар код или номер, и, соответственно, либо сканируешь, либо вводишь.
После этого клиент может либо взять всё, и ты со спокойной душой нажимаешь "завершить заказ" и отправляешься восвояси, либо может от каких-то товаров отказаться (предварительно померив, или просто так). В последнем случае такие товары надо отметить в списке в приложении, завершить заказ, и отвезти возврат в ПВЗ, где надо будет показать соответствующий куар код.
Нагрузки
Думаю, всем интересен вопрос физических нагрузок, а точнее - веса доставляемых товаров. Сразу скажу, что доставка комплекта покрышек меня пока миновала, но вот воображившийся ещё на берегу "десятикилограммовый пакет корма на пятый этаж без лифта" меня настиг. Но несколько разочаровал. И хотел бы выдать сентенцию, что "до подъезда - кардио, в подъезде - силовая", но, положа руку на сердце (pun intended) - в подъезде тоже кардио. Спокойно понимается этот пакет на 5 этаж. В целом - ничего экстраординарного для человека в средней физической форме (способного, скажем, принести ведро воды из колонки на улице или дров из поленницы на даче).
Трудности
Сразу скажу, что к возникавшим проблемам (кроме первой) я относился достаточно философски (даже когда на мне повисли 20 тысяч, о чём ниже). Поскольку данная подработка не является для меня вопросом выживания, то любые неудобства или сложности был склонен рассматривать скорее как некий челлендж (или квест в компьютерной игрушке). Ну в конце концов, что может пойти не так? Не смогу по какой-то причине доставить? Ну будет как у петуха из анекдота, "Догоню - удовлетворюсь, не догоню - согреюсь". По этой же причине не боялся браться за непонятное (обычно-то я довольно боязлив, в силу развитого воображения), например доставку "до двери".
Самой большой (и несколько неожиданной) проблемой оказалось, извините, потоотделение. Ну, или точнее - неверный подбор экипировки. Выйдя в рейс после болезни, я надел тёплую осеннюю куртку. И в итоге через пару дней начал к себе принюхиваться. Если рубашку и носки я меняю 2 раза в день, выезжая в рейс в чистых, то про куртку, и её толстый воротник, я как-то не подумал. А он пропотел очень быстро. И дело даже не столько в кручении педалей (хотя оно, конечно, разогревает), сколько в том, что будучи уже разогретым, в теплом помещении начинаешь потеть очень сильно. А если это ещё и подъем на 4-5 этаж, то совсем караул.
В итоге я стал относиться к экипировке очень внимательно - сейчас езжу в летней куртке, и чётко регулирую тепловой режим: чуть стало жарче - снимаю перчатки; ещё жарче - расстёгиваю куртку; совсем жарко - снимаю куртку совсем. При входе в помещение - будь то ПВЗ или подъезд - безальтернативно снимаю куртку и вешаю на руку.
Остальные проблемы были более-менее ожидаемыми. Например, доставка полотенец в какую-то подпольную баню - без подъезда, без номера квартиры - только номер дома. Причём менеджер ПВЗ говорит, "Звонили, никто трубку не берёт". Ну ладно - думаю - скатаюсь просто так. Приехал - там какие-то буераки: то ли стройка, то ли трущобы. Дорога перекопана, освещения нет. Яндекс ведет в угол между домами. Позвонил, ответили, человек вышел, забрал свои полотенца. Кажется, там баня нелегальная.
Погода. Разумеется, в сильный дождь особенно на велосипеде не поездишь. Правда, у меня есть специальная накидка, но для частого использования она уж очень неудобная. Поэтому в дождь предпочитаю сидеть дома. А вот в снег - без проблем, тем более что шипованую покрышку на переднее колесо я себе купил ещё в прошлом сезоне.
Немного напрягает необходимость ждать, пока клиент делает примерку. Но таких заказов довольно мало, наверное 1 из 20.
При всём моём философском отношении, немного заставил понервничать один случай. Как раз после подпольной бани подфартило - два заказа из одного ПВЗ, причём один аж на 300 рублей! Little did I know! Только в ПВЗе я понял, в чем подвох, когда увидел полный баул пуховиков, явно на примерку, мама взяла деточке 5 разных на посмотреть. Ну и если подумать, то это как раз нормально - и сам подход с заказом нескольких, и вызов на дом - всё-таки мелкого куда проще обуздать дома, чем в вот это всё в ПВЗ. Но в итоге я полчаса стоял косяк подпирал, что, впрочем, компенсировалось обаянием пацана, который не хотел мерить пуховики, а хотел общаться со мной.
Фух, наконец закончили примерку, из 5 пуховиков выбрали один. Я отметил в приложении возвраты (это можно сделать либо сканируя куаркоды, что надёжнее, либо просто ставя галочки) и забрал баул обратно. А потом случился караул. ПВЗ их не принимает.
Сканируют куар, оно противно ��удит отказом. А меня уже второй заказ поджимает - я и так сколько времени на примерке потратил! Но главное - куда, пилять, девать баул детских пуховиков на 20 тысяч?!
ПВЗ говорит "Забирай с собой". Я - "А я-то их куда?" По идее, наверное, можно было и забрать, я читал про оба варианта. Повисли бы в недостачах, я бы утром привез и закрыл. Но решил всё-таки оставить в ПВЗ. "Вот" - говорю - "оставляю под камерами" (как прочитал в курьерском чате). Немного поконтрился с менеджерами, что само по себе не очень хорошо - мне с ними работать.
Но в итоге я оставил таки у них, сказал приеду утром в 8. Отменил второй заказ - уже тупо по времени уже не успевал - и повлёкся домой. А на душе 20 тыщ висят. Не то чтобы сумма неподъёмная, но как-то уж очень обидно - так всё хорошо начиналось. Но потом как-то отморозился, особо не паниковал. Утром встал в 6-30, открыл приложение, там написано заказ закрыт ещё вчера в 23-05, всё чики-пуки. Но всё равно, купив по дороге шоколадку, заехал в ПВЗ узнать, как они разрулили. Там говорят - сами не знаем, все пуховики в отказе, сами собой оформились. Что это было, папа?
В целом, немного напрягает полное отсутствие службы поддержки. Но с другой стороны, как у хорошего сисадмина, проблемы как-то сами рассасываются.
Множественные доставки
Вообще, самое, наверное, неудобное - это множественные доставки, когда в один присест получаешь заказы для нескольких клиентов. В теории это должно быть удобно, особенно когда работаешь на авто. Но на практике постоянно вылезают разные неприятности:
Удобно это только для автомобилистов - не надо мотаться обратно в ПВЗ за каждым. Ну или если заказы мелкие, но такое бывает редко. Поскольку заказы на улице я принципиально не оставляю, так что к первому тащу две сумки.
Стоимость каждой доставки меньше, чем если их делать по отдельности, а кроме того - бонус за скорость по-жлобски даётся только один.
У менеджеров ПВЗ это выглядит как один большой заказ, то есть разделять товары по заказам иногда приходится самому (зависит от ПВЗ, многие вообще собирают заранее и сразу дают тебе готовый пакет(ы), за что им огромное спасибо!)
Опять же, сделать возврат по одному клиенту нельзя, пока не доставишь всем. У меня был такой случай - два заказа, один из которых с примеркой, а второй - огромная когтеточка. Я решил развезти их по очереди, и оставил коробку с кошачьей радостью в ПВЗ. Привожу возврат с примерки - а его опять не принимает, как тогда с пуховиками! Но благо я к этому времени уже немного насобачился и смог сообразить, что надо довыдать второй заказ. Поехал, отдал, и после этого отмены по первому заказу списались.
Приложение
В целом нормальное, особенно после недавнего обновления, которое сильно улучшило юзабилити. Но всё равно остаются досадные косяки. Например, оно почему‑то не может определить, что и так открыто и спамит уведомлениями «вернитесь в приложение» или «у вас активный заказ», причём они реально мешают — лезут под пальцы в самый неподходящий момент.
Ещё, бывает, забываешь нажать заранее «Я почти приехал» и нажимаешь уже когда надо сканировать куар код — и тут оно начинает крутить колёсиком! То есть в самый неподходящий момент — зря тратя время и моё, и клиента. Причём если перезапустить приложение — то всё ОК, можно сканировать.
Кроме того, лично мне неудобно, что внутреннюю карту можно открыть только до того момента, пока ты не забрал заказ. После этого — только внешнюю. А это лишние телодвижения. Район я знаю, маршрут мне не нужен — только расположение домов посмотреть.
Чаевые
Можно считать, что их нет. Дали один раз, и за дело — был указан один адрес, а получательница почему‑то оказалась по другому, в 5 минутах езды, довёз ей туда. Но в остальных подобных ситуациях эта мысль получателям в голову не приходила. Если сделать в приложении безналичные чаевые, как, например, у Вкусвилла, то, возможно, будут оставлять чаще — хотя не уверен.
Сколько можно заработать
Думаю, всех интересует этот вопрос. Понятное дело, могу говорить только про свою ситуацию - 2-3 часа вечером, с 7 до 10, в спальном районе Москвы, где в радиусе 10 минут пешком есть не меньше десятка ПВЗ, с использованием средства индивидуальной мобильности (в приложении выбирается, как электровелосипед, в моём случае - обычный).
Стоимость доставки складываетсяиз тарифа и бонуса. Тариф считается по какой‑то сложной формуле, но в целом составляет от 70 до 130 рублей за одну доставку. Вроде бы зависит от расстояния и веса заказа, но по ощущением там ценообразование такое же как в такси и самокатах, по принципу «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!». Бонус — 30 рублей, если успел доставить в течение часа от момента, когда нажал кнопку «Принять». Плюс, по ощущениям же, со временем средняя цена доставки снижается, особенно падая по выходным — видимо, конкуренция больше.
Для маньяка энтузиаста на велосипеде типа меня, можно делать тысячу в день не напрягаясь, что даёт 5-6 тысяч в неделю, особенно если добирать немного в выходные (не каждый ведь вечер выходишь на доставку - есть развлечения, личная жизнь). Если работать пешком, то вполне можно делать 400-500 рублей в день. Я специально на один день выбрал в приложении режим пешего курьера для теста, и заработал порядка 500 рублей, доставив три заказа.
Но я бы предостерёг от прямой экстраполяции на полный рабочий день, поскольку не уверен, что смог бы столько времени крутить педали и ходить по этажам. Но в любом случае, 8 тысяч в день, которые обещает реклама — это заведомая, кхм, реклама.
Чисто технически, по понедельникам заработанная за предыдущую неделю сумма выводится на карту. По совершенно непостижимым причинам вывод реально занимает до 5 дней. В конце месяца из налоговой (которая у меня подключена к Т‑банку) приходит счёт с начисленным налогом.
Техника
У меня обычный условно горный велосипед с багажником сзади и корзинкой спереди. Для доставки оба этих посадочных места не вариант - если уж груз габаритный, то на узком багажнике устойчиво не встанет. Поискав в Сокольниках багажник "как у электричек" наткнулся на интересный вариант - квадратный передний багажник. И это уже очень интересный вариант. Заказал вместе с багажной сеткой, как приедут - добавлю свои впечатления.
А пока в большинстве случаев просто вешаю пакет на руль, а изредка - кладу габаритный груз на задний багажник, но в этом случае не еду, а иду пешком, страхуя коробку рукой.
Электросамокат, думаю, тоже вполне подойдёт. Пешим тоже можно, но в этом случае очень рекомендую прочную и вместительную сумку на колёсиках.
Заключение
Как я и писал в самом начале, лично мне прям зашло. Наличие подходящего СИМ, свежий воздух, положительные (вмассе своей) эмоции, здоровый сон, небольшая прибавка к пенсии зарплате. Но я прекрасно понимаю, что такое развлечение подойдёт далеко не всем. И в первую очередь — если делать это основным источником дохода. Помимо очевидной причины в виде довольно скромного заработка, появится ещё один жирный минус: относиться к проблемам философски уже не получится, и из‑за любых мелких проблем или проволочек начнёшь переживать не на шутку. А такой стресс перевесит все возможные плюсы.
Но в качестве дополнительного заработка и как повод оторвать, наконец, жопу от дивана (и если нет принципиального неприятия работы курьером) — то всячески рекомендую!
Комментарии (9)

Alagar81
24.10.2025 07:58У меня переезд в Москву, может потребоваться такая работа на некоторое время. Скажите, на авто нормально можно заработать за 8 часов? За доставку не мелких вещей обычно же больше платят.

FanatPHP Автор
24.10.2025 07:58К сожалению, я без понятия. За тяжесть платят, но не так много. По идее, зарабатывать получится примерно так же: с одной стороны, на авто быстрее, но у неё же проблема с подъездами и парковкой. В общем, я бы ориентировался на 1-1,5 тысячи за два часа, то есть порядка 4-6 в день, если не упарываться. Но если займётесь, то буду благодарен, если вернётесь с реальными цифрами.

sepetov
24.10.2025 07:58Браво, маэстро! Пожалуй, самый интересный эксперимент, который я за последнее время видел.
А можете чуть подробней описать портрет типичного заказчика, если такой вообще существует? И есть ли какая-то закономерность доставок в старый жилищный фонд и новостройки?
В качестве борьбы с потоотделением попробую подкинуть идею - вдруг вам понравится? Попробуйте использовать полиэстровый рашгард, какой используют в грэпплинге или бразильском джиу-джитсу. По ощущениям очень похоже на термобельё, только без "термо", так как холодное. Я его часто использую во время физической работы под верхней одеждой (если мороз на улице) или без верхней (если лето). Это комфортно, груз не натирает на теле синяки, а верхнюю одежду можно в помещении снимать и выглядеть при этом спортивно-прилично.
У меня примерно такой

Спасибо за рассказ!

FanatPHP Автор
24.10.2025 07:58О, спасибо за рекомендацию! Я как раз думал о термобелье, но абстрактно - никогда не раньше не пользовался. Обязательно попробую полиэстровый рашгард.
Портрета нет, только гендерный перекос - 80% заказов делают женщины. А так - совершенно обычные люди. Если только, пожалуй, пенсионерки и молодые мамы заказывают всё-таки чаще, просто в силу обстоятельств - дойти до ПВЗ им объективно сложнее.

VerGeSS
24.10.2025 07:58Клёвая статья, тоже уволился в августе и до сих не могу найти нормальную компанию, сменил уже три компании(((. Сейчас дополнительно на выходные выхожу в я.доставку на грузовой тариф
IvanSTV
вообще, звучит как рекламный текст для WB.
Но по своему опыту, отлично подходит для человека, настроенного на неспешный поиск нормальной работы. Я в этом году пережил тут неожиданное увольнение. В принципе, намекали на то, что проект прикроют, но все было неопределенно, работы там было много, появились новые вводные, и я не был готов психологически, но собственники подкинули доп. деньжат за заявление по собственному, бодаться через суд ради ползарплаты не стал, и я, устраивавшийся с полпинка с 2022 года, легко написал заявление. Теоретически у меня месяца 2 на прожитье с семьей и выплатами по кредитам хватало, и я решил не дергаться относительно временных запработков на время поиска и неспешно перебирал вакансии, с ужасом обнаруживая, что большинство вакансий, по которым собеседовался - они на "просто посмотреть", а в отличие от предыдущих годов, приглашать не спешат от слова "совсем". Первоначально оно не пугало, деньги расходовались на ремонт дачи, на поездку на море супруги с дочкой, на разные хозяйственные мелочи. А на второй месяц начало нарастать беспокойство, а время ожидания ответов от работодателей (отказ) - казалось бесконечным. Пришлось хвататься за первое более-менее приемлемое, куда пригласили, причем первый месяц до получения первой зарплаты был реально тяжел и прошел в режиме такой экономии, которую уже подзабыл весьма прочно, в том числе и на еде.
Постфактум понял, что надо было не надеяться на то, что собесов много и протекают бодренько (поначалу на меня накинулись все те, у кого вакансии по полгода не закрываются), а сразу пойти подрабатывать - либо на график, либо в курьерку, там денежек мало, но больше, чем 0, чтобы и бегать по собеседованиям, и иметь ненулевой доход. К вопросу, и банки имеют меньше претензий по просроченным кредитам, когда на карту капает зарплата, а не включают бесконечный марафон звонков на второй день просрочки. Иными словами, если уж уволился в никуда - то первым делом обеспечь себе небольшой доход с минимумом занятости, поможет уверенней чувствовать себя, когда что-то пойдет не так, как планировал.
FanatPHP Автор
Жаль что выглядит как реклама, мне бы этого не хотелось. Но нагонять хоррору на пустом месте тоже не хочется. Подумаю, как можно поправить.
dmitryrf
Я рекламы не вижу. Было интересно читать, спасибо!
alexdobronravov
Материал интересный, даже где-то через чур жизненный ( в хорошем смысле), тоже были проблемы с работой и искал куда приткнуться..
И пока ходил по собесам, подрабатывал. Как будто не одна такая история, а много кто сталкивался.