ИИ на хайпе. Причем хайп в этот раз вполне обоснован — генеративные нейросети и LLM, как те двое из ларца, — и читают, и пересказывают, и суммаризирацию текстов производят, и рисуют довольно неплохо и уже даже выше среднего иногда размышляют.
Все бы ничего, но они еще, заразы, программировать начали на уровне крепких начитанных технической литературы джунов. И делают это без устали, послушно и терпеливо.

И если ИИ в ближайшее время не заменит всех программистов, то часть, тех самых джунов, он заменит и заменяет уже совершенно отчетливо. Вроде бы для индустрии это не проблема и даже наоборот, много плюсов — но вся эта система с повышенной экономической эффективностью будет работать, пока текущему поколению специалистов не понадобится замена.

А откуда она берется — эта замена?
Сейчас сеньоры — это выросшие миддлы, а миддлы — выросшие джуны. Выключая джунов, по сути мы выключаем всю цепочку.
Казалось бы, выстрел в ногу и технологический тупик.

Но вспомним, как вообще сложилась такая цепочка и в какой момент?

А сложилась она из‑за сильного падения порога входа в ИТ. Инструменты для того, чтобы пробовать что‑то запрограммировать — стали более чем доступны, информации прямо в браузере куча, низкоквалифицированной оплачиваемой работы — море. Благодаря этому, можно достаточно легко стать подсобником, и при должном усердии — вырасти до крепкого специалиста.
В результате это привело к тому, что стала не совсем понятна роль классического (высшего) образования.

Вот эти все споры — «нужен ли вуз, чтобы войти в ИТ» — они не с пустого места.
Когда появилась потребность в тысячах подсобников, на вузы посыпались обвинения в том, что они дают бесполезные с практической точки зрения знания. Вчерашнего выпускника хочется поскорее впихнуть в проект, а он переполнен абстракциями и теорией.

Вузы подстроились, даже в гуманитарных и сугубо профильных неайтишных заведениях срочно открылись ИТ кафедры. Они встали на волну хайпа и стали штамповать много‑много выпускников, которым вместо глубокого системного мышления и знания теории алгоритмов, вливали актуальные практические навыки.
Студенты использовали готовые фреймворки, библиотеки, открытое системное ПО. Собирали в качестве лабораторных работ сначала сайты, потом мобильные приложения, потом VR, сейчас вот ИИ. Вызываешь команду из скачанной с зарубежного сервера библиотеки — и получаешь грамоты, победы, аплодисменты и публикацию в СМИ. Сделал нескучные обои — и вообще национальный герой.

Что там под капотом фреймворков? Линейная алгебра, дискретная математика или магия? Неважно — студенты‑теоретики сейчас ни к чему — нужны практики.
Фреймворки меняются каждые полгода‑год? Нестрашно — у всех хороших фреймворков есть стандартные методы.

В итоге, вместо глубоких узких специалистов в вузах стали производиться широкие и поверхностные. Способные надежно вызывать fit и predict. Объединяющиеся в группы для реализации курсовика, не понимая для чего им это объединение, и уже группой вызывая fit и predict (по факту, это конечно же делает кто‑то один из группы, с наиболее говорящей совестью и рефлексией).

Одновременно, почти ровно также и ровно тому же, пытаются учить учеников в модных специализированных классах школ и лицеев. А вырождается это все в абсурдные по своей сути общие олимпиады для школьников и студентов, где по классике должен быть несопоставимый разрыв в компетенциях.

Но зато теперь выпускники знают git push. А дальше этих специалистов несколько лет натаскивают старшие коллеги до приемлемого уровня системного мышления.

Все сказанное, разумеется, не относится к единицам студентов, у которых есть изначальное призвание и внутренний зуд — самостоятельно поглощать знания. Им бы главное не мешать, а уж если немного помочь...

Теперь старшим коллегам заниматься обучением младших не будет смысла.
А у айтишных и математических кафедр вузов есть шанс вернуть себе свое прямое предназначение — взять на себя цикл взращивания высококлассных низкоуровневых (хорошо знающих базу) специалистов. Способных формулировать корректные сложные системные цели. Пусть json'ы перекладывают нейронки. А вот проектируют протоколы обмена, занимаются анализом, высокоуровневым моделированием реальных систем — выпускники вузов.

Да, хороших специалистов не выпустить в больших объемах, но лучше от вузов получить целенаправленный маленький поток ученых, чем большой поток ремесленников. Ремесленники — прерогатива колледжей, училищ и других средних специальных учебных заведений.

Не понаслышке знаю, что текущая ситуация угнетает и студентов, и преподавателей, и HR, и пресловутых сеньоров, а также размывает границу между высшим образованием и курсами «вкатись за 2 недели».

Возможно, ИИ встряхнет индустрию разработки ПО и вернет на свое место статус высшего образования. И споров насчет нужности высшего образования в ИТ будет гораздо меньше.

Комментарии (13)


  1. NeoNN
    16.06.2025 05:40

    Слово "вуз" пишется с маленькой буквы, это исключение из правил аббревиатур.


    1. TemaAE Автор
      16.06.2025 05:40

      Спасибо, учту.


  1. Dmitrii_Zz
    16.06.2025 05:40

    А что ты хочешь? Чтобы была кучка узконаправленных специалистов крутящих вдоль и поперек алгоритмы на ассемблере? И такими темпами сколько лет они будут пилить бизнес продукт?

    Пусть json'ы перекладывают нейронки

    Когда начнут уже?

    На мой взгляд нормальные курсы дают возможность сменить профессию, а не опять 6 лет ходить в универ непонятно ради чего, после которого тебя с руками и ногами точно не побегут брать. Год-два максимум знаний для решения задач и скелет для дальнейшего развития.

    Напрограммировать можно много чего, на разных уровнях и для всего есть своя цель. Выбор языка, фоеймворка, платформы, других инструментов и т.д. И последнее это выбор специалиста того уровня, который требуется для решения задачи. Тут нет учёный/не учёный, тут огромный градиент уровней и каждый работает на том где ему комфортно и интересно. Ты же предлагаешь большой пласт программистов джунов и выпускников онлайн курсов просто устранить. Для чего?


    1. TemaAE Автор
      16.06.2025 05:40

      Я не предлагаю их устранить вообще в принципе.
      Я предполагаю, что они в некотором смысле самоустранятся в силу объективных причин.

      А на данном этапе я предлагаю устранить выпуск джунов из вузов (тем более, что с высокой вероятностью они в таком виде как сейчас и не будут нужны), оставив это как раз на курсы и среднеспециальные учебные заведения. А высшим позволить вернуться к взращиванию серьезных инженеров.
      Их и раньше процент был не такой высокий. А сейчас во многих институтах просто отсутствует возможность получения образования такого уровня. Можно предположить, что никто им не мешает учиться сверх, но нет - в среде заведомо "чутьнижесреднего" и высокий потенциал стремится к этому среднему.


    1. mitzury
      16.06.2025 05:40

      Тут тема без явного правильного ответа. Делать сайты на Laravel можно после курсов. Чего достаточно подавляющему большинству заказчиков. А вот разработать свой заблокированный в России видео хостинг, тут уже курсов вряд ли хватит. Или взять разработку встраиваемых систем..


  1. Oncenweek
    16.06.2025 05:40

    И если ИИ в ближайшее время не заменит всех программистов, то часть, тех самых джунов, он заменит и заменяет уже совершенно отчетливо.

    Вообще пока этого не видно: ИИ сейчас худо-бедно справляется с задачей "напиши метод по описанию", в то, время, как, например, моей первой задачей на первом месте работы было "вот в этом приложении есть баг, воспроизводится так-то, нужно исправить", и вот на эту задачку LLM пока что совсем не способны. Может, конечно, и джуны не способны, но это тогда означает, что понятие джуна усохло по сравнению с 2010-м, а ведь это и было время когда брали просто за знание синтаксиса языка


    1. mitzury
      16.06.2025 05:40

      ИИ справится только нужен правильный подход и скормить ему кодовую базу проекта с багом. Но не весь объем может влезть в мозг ИИ к сожалению.


    1. TemaAE Автор
      16.06.2025 05:40

      Он хорошо справляется с задачами - "есть csv с такими-то столбцами, надо ее загрузить, отфильтровать, перевернуть и выгрузить в json".

      Да, задачи бывают разными, но тем не менее, часть того, что можно было поручить кому-то сейчас проще не поручать. И это смещает баланс.
      В то, что случится катастрофа для сферы - я не верю, человечество и не к такому адаптировалось. Но перераспределение будет. И задним числом все поймут, что все было к лучшему, хоть и деревья стали какими-то менее зелеными, что-ли...


      1. Oncenweek
        16.06.2025 05:40

        "есть csv с такими-то столбцами, надо ее загрузить, отфильтровать, перевернуть и выгрузить в json

        То-то и оно, что это задачка не для джуна, а задачка для собеседования. Ибо даже джуну предполагается работать с существующей, зачастую весьма обширной, кодовой базой, в основном на фиксе мелких багов. То есть пока что ЛЛМ-ки они скорее в помощь джуну, чем замена джуну. Другой вопрос, что похоже, само программирование нужно в масштабах меньше тех, что ожидались.


      1. Free_ze
        16.06.2025 05:40

        "есть csv с такими-то столбцами, надо ее загрузить, отфильтровать, перевернуть и выгрузить в json"

        Функционал вряд ли будет висеть в воздухе - его надо будет интегрировать в существующую кодовую базу, что резко поднимает сложность задачи для нейронки.

        сейчас проще не поручать

        Даже в стирильных условиях кому-то придется проверять выхлоп и допиливать при необходимости.

        Поэтому как раз проще рассматривать нейронку - как инструмент в руках человека, а не как автономный заменитель человека.


  1. sobeskiller
    16.06.2025 05:40

    Цель ВО - не научить. Цель ВО - отфильтровать самых спобных и мотивированных.


    1. TemaAE Автор
      16.06.2025 05:40

      Научить самых способных и мотивированных тому, чему остальные не могут научиться.
      Для простого фильтра мотивированных - достаточно просто бить и давать документ тому, кто продержался дольше всех.


      1. sobeskiller
        16.06.2025 05:40

        достаточно просто бить и давать документ тому, кто продержался дольше всех.

        Экзамены, сессии и прочие защиты дипломов этим и являются.