Несколько месяцев назад передо мной поставили задачу - разработать корпоративный маркетплейс. Нужно было изучить всех конкурентов, включая Яндекс маркет, Озон, ВБ и Мегамаркет. И какие выводы сделала наша команда разработки: Озон - для мужчин, а ВБ для женщин, дальше я опишу почему.

Аналитика обоих маркетплейсов подтвердила, что мы правы.
Целевая аудитория Озона:

  • Пол: Широкий охват, включая мужчин.

  • Возраст: 25-44 года.

  • Доход: Средний и выше среднего.

  • Интересы: Электроника, товары для дома, бытовая техника, товары для детей.

  • Предпочтения: Гарантия качества, оригинальность товара, удобная доставка. 

Аудитория ВБ:

  • Пол: Преобладают женщины.

  • Возраст: Основная группа - 25-45 лет.

  • Доход: Средний и ниже среднего.

  • Интересы: Мода, красота, одежда, обувь, косметика.

  • Предпочтения: Онлайн-шопинг, следование трендам. 

Эти критерии и толкнули создателей обоих маркетплейсов сделать разные механики одних и тех же действий и создать отличия в дизайне.

Основные отличия

1) Поиск по категориям

Озон использует более сложную механику поиска товаров через категории и дает возможность перейти любой из разделов. ВБ же показывает конечный результат без возможности попасть в головную категорию (например, Электроника)

Поиск товаров через категории
Поиск товаров через категории

2) Количество контента (например, на Главной и в конкретной Категории)

Ширина карточек также отличается
Ширина карточек также отличается

3) Расположение фильтров

Как мы видим, на скрине выше фильтры расположены в разных местах, механика компонентов тоже отличается. Если Озон выводит их в боковую панель слева, тем самым сразу раскрывая основные параметры поиска, то ВБ прячет их за конкретные кнопки и под таб. Количество фильтров у Озона намного больше, так что их спрятали за кнопку "Все фильтры". Вб выводит в боковой панели справа все доступные пользователю фильтры

Также ВБ блюрит и затемняет фон
Также ВБ блюрит и затемняет фон

И, кстати, ВБ первыми перешли на формат фото 3х4 для улучшения отображения товаров на мобильных устройствах и в поисковой выдаче

Получается, что Озон больше ориентирован на детализированный поиск (что свойственно мужской ца), а ВБ - на показ большего контента и быстрый поиск (фильтрами на вб почти не пользуются, данные актуальны на 2025 год).

Откуда цифры и аналитика

У Вб и Озона есть веб сервисы для селлеров. Я работаю в крупной компании, которая продает на обоих маркетплейсах, соотвественно внутри селлерских интерфейсов есть много блоков и по аналитике, дополнительно используются такие сервисы как MPStats и тд. 

В интерфейсе селлера ты видишь пользователей (включая пол), количество купленных товаров, частоту покупок и сам настраиваешь стоимость товаров (тут ты видишь и цены конкурентов). Эта аналитика касается в основном категорий электроники, косметики и детских товаров

Спасибо за прочтение, надеюсь было полезно! Всем, кто столкнулся с разработкой магазина и маркетплейса посвящается, можно использовать как шпаргалку

кусочек мобильного приложения с маркетплейсом, который мы создаем
кусочек мобильного приложения с маркетплейсом, который мы создаем

Я в тг - @creator_aa
Мой канал - https://t.me/designanet

Комментарии (32)