Философская база
Разум, как форма сознания, присущ в разной мере всем развитым живым существам. Он проявляется посредством психических процессов. В чем заключается сущность психики? Аристотель не отличал психику от души и называл её “первой энтелехией организма, имеющего способность к жизни” (энтелехия - внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат). Дальнейшее развитие учения Аристотеля о душе нашло в витализме. Теория витализма постулирует, что процессы в биологических организмах зависят от нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями — «жизненной силы» и не могут быть полностью объяснены законами физики и химии. Один из разработчиков витализма, Ханс Дриш писал:
Мы должны признать для жизненных явлений особенную, присущую лишь им нерасчленимую закономерность, результатом которой и является их "целесообразность".
Он же о проявлении энтелехии в человеке:
Энтелехия может быть только мыслима. Воспринятыми же могут быть лишь экстенсивные результаты её деятельности.
В новейшее время витализм не пользуется популярностью из-за широкого распространения материализма и физикализма. Однако, известный критик витализма, Эрнст Майр, вынужден был признать:
При чтении работ ведущих виталистов, таких как Дриш, приходится согласиться с тем, что многие основные проблемы биологии не могут быть разрешены при помощи философии подобной Декартовой, в которой организм считается просто машиной… Логика критиков витализма была безупречна. Но все их попытки найти научный ответ на все так называемые виталистические явления оканчивались неудачей…
Сейчас пользуется некоторой популярностью учение панпсихизма, утверждающее всеобщую одушевлённость природы. Истоки этого представления можно найти в античной философии (гилозоизм) и разных культурах (анимизм). Близко к нему учение под названием “нейтральный монизм”, согласно которому разнообразие психических и физических объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции. Эрнст Геккель считал мир одушевлённым и состоящим только из одной духовно-чувственной субстанции, сущность которой не может быть познана наукой, но открывается человеку в акте религиозного откровения при благоговейном созерцании одухотворённой природы. Чарльз Пирс писал:
Было бы ошибкой считать психические и физические аспекты материи областями абсолютно отдельными. Извне вещь, если рассматривать ее ввиду действий-противодействий с другими вещами, является как материя. Изнутри она, принимая во внимание ее непосредственные характеристика как чувства, является как сознание.
Альфред Уайтхед на замену традиционной космологии, основанной на триаде материи, пространства и времени, предложил метафизику процесса, в которой ключевая роль отводится событиям опыта и процессам их создания и исчезновения. Панпсихизм Уайтхеда основывается на идее о том, что простейшие события, из которых состоит мир, отчасти носят ментальный характер. Схожие идеи высказывал и Константин Циолковский:
В биологии объединяются клеточки низших существ, образуя животных с единым управлением (мозг — душа), объединяются люди в общества, стремясь слиться в одно могущественное тело. Скоро должна объединиться так и вся земля. Это объединение на иных планетах должно достигнуть высшего результата.
Согласно панпсихизму, сознание возникает благодаря мозговым процессам, обеспечивающим доступ к нередуцируемым психическим компонентам физической реальности. Философ Дэвид Чалмерс развивает учение панпсихизма, выдвигая гипотезу о том, что сама психика может составлять часть фундаментальной структуры мира.
Позволю себе тут ремарку. Панпсихизм использует понятие “мировой души”. Однако, психика (и душа) всех известных нам организмов обладает свойством связности. Одни психические объекты (квалиа, образы) влияют на другие. Говорить о связности душ отдельных разумных существ можно только в пределах каких-то сообществ, объединений. Души существ из разрозненных сообществ объединять в единую душу неоправданно. В эпоху “коллективного разума” сложно представить несвязанные сообщества- ввиду повсеместного распространения коммуникаций и обмена информацией. Но ещё недавно по историческим меркам многие племена и народы жили обособленно, не зная ничего друг о друге. Коллективные разумы других цивилизаций во вселенной (при их наличии) тоже могут никак не взаимодействовать друг с другом. Ещё более не оправдано объединять в “мировой душе” разрозненные существа с низшим, чувственным сознанием, а уж неживые объекты и подавно. Все существа в чем-то похожи друг на друга, но подобие не эквивалентно связности. Одушевление мира (вселенной) можно назвать религиозно-философским суеверием, недалеко отстоящим от обожествления природы (пантеизм) или нашей звезды - Солнца. Относительно учения монизма отмечу, что оно неоправданно объединяет в одной субстанции души и материю. В нашем мире есть космос с живущими в нём существами. У каждого существа есть душа в широком смысле (в узком термин “душа” применяется только к особой душе человека). Чем разумнее существо, тем более развита у него душа. При этом нет объективных причин считать, что субстанция души эквивалентна субстанции её материального носителя, как это полагают последователи нейтрального монизма. Многие свидетельства говорят о кардинальном отличии духовного мира от материального. Также не точны разные учения онтологического дуализма и плюрализма. Ближайшим к истине мне представляется учение плюрализма, но без “равноправия” форм бытия. У каждой формы бытия есть своё место и роль в нем.
Ещё известно учение под названием панентеизм. Его разработал немецкий философ Карл Краузе, исходя из поздних представлений Иоганна Готлиба Фихте. Согласно панентеизму "единое содержит в себе и через себя весь мир". Это “единое” - не “мировая душа”, а Нечто, сущность которого непостижима. Оно трансцендентно относительно всего мира, но при этом имманентно ему. Учения панентеизма придерживался философ Чарльз Хартсхорн. Он полагал, что любые природные объекты обладают внутренней ценностью, даже если они не представляются обладающими сознанием (например, электроны или растительные клетки).
В конце XIX века появились различные религиозно-философские течения, объединяемые под названием "космизм". В них человек и человечество рассматриваются как элементы, связанные в единое целое с космосом и развивающиеся вместе с ним по неким общим закономерностям. Особняком стоит русский космизм, в котором выделяют два крыла: религиозно-философское и естественнонаучное. Наиболее яркие представители русского космизма - Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Константин Циолковский, Владимир Вернандский. Первых двух мыслителей относят к русским идеалистам, вторых двух - к материалистам. Отмечу, что разногласия между идеалистами и материалистами могут быть преодолены в духе панентеизма. Вместо основополагания идей или материи, либо представления их в виде совокупности каких-то "нейтральных элементов", можно определить для них подходящее место в мире. Идеи- как нематериальные представления, возникающие в процессе психической деятельности нематериальных душ разумных существ. Материя- как вещественная основа, на которой души с их идеями и законы природы проявляют себя. Нематериальные и материальная формы бытия тесно связаны, но едины только в самом бытии, освещенном свыше.
Синтез лучших идей из космической философии Циолковского с идеями о ноосфере Вернандского, Эдуарда Леруа и Пьера Тейяр де Шардена в духе Истины дают хорошую философскую базу для размышлений на тему разумной жизни в космосе.
Обитатели с планеты Земля
В античной философии свойства всех вещей определялись той формой, в которую материя соединена. Процесс воплощения идей при этом назывался “информацией”. В XIX веке возникло понятие информации как сведений, подлежащих хранению и передаче. В ХХ веке появились и стали активно развиваться информационные технологии в неживых сущностях - компьютерах. В XXI веке происходит бум развития искусственного интеллекта (ИИ), созданного на базе нейронных сетей (ИНС), которые имитируют с разным успехом нейронные сети живых существ. Способности по обработке информации ИИ становятся всё ближе к человеческим, а в чем-то уже превосходят их. “Размышляющие” модели ИИ выдвигают разумные идеи, проводят анализ и синтез, проявляют рефлексию. Со стороны человека же, нейробиологи и психологи всё ближе подбираются к объяснению мыслительной деятельности мозга, механизма памяти. Исследованиям функционирования биологических нейронных сетей посвящено отдельное направление- "нейрокибернетика". В начале XXI века нейробиолог Джулио Тонони предложил т.н. “теорию интегрированной информации” (ТИИ). ТИИ движется от феноменологии к механизму, пытаясь определить основные свойства сознательного опыта (получившие название «аксиомы»), и оттуда определить существенные свойства сознательных физических систем (получившие название «постулаты». ТИИ опирается на два ключевых феноменологических постулата о свойствах субъективного опыта: а) опыт содержит информацию или структуру и б) эта информация, в свою очередь, нередуцируемо интегрирована. Предполагается, что всякий раз, когда мозг обладает сознанием, это происходит потому, что его нейронная система формирует интегрированную информацию, сверх того, что формируют отдельные компоненты (клеточные органеллы, молекулы). Информация содержится в нейронных связях мозга. Предлагаются рекомендации по «идентификации» чистых квалиа, сенсорных модальностей и мультимодальных переживаний в рамках математических фигур (называемых комплексами понятий).
Обобщив имеющиеся сведения, можно утверждать следующее. Психические объекты, такие как квалиа, мысленные образы, а также их системы в виде представлений и понятий являются информационными объектами нематериального сознания живого существа. Материализация (воплощение) сознания происходит на нейросетевом “носителе” в мозгу. Грубая аналогия - материализация логики программы, облаченной в некоторую информационную форму, в компьютере. Более близкая аналогия - воплощение информационных паттернов “сознательной” деятельности ИИ-агента в нейрокомпьютере. С развитием нейробиологии и технологий ИИ становится всё менее отчётлива грань между "естественным" интеллектом человека и "искусственным" интеллектом машины. Но ведь сами понятия естественно/искусственно условны. Известно, что у социальных животных имеются зачатки культуры и творчества. Создание примитивных орудий труда, средств коммуникации и социальных организаций у предков людей может рассматриваться как зачаточная форма искусства. По современным представлениям биологов человек умелый - это "продвинутый" австралопитек. Думали ли австралопитеки, создавая орудия труда, что благодаря их творческим усилиям в будущем возникнет новый, высокоразвитый вид живых существ?
ИНС с ИИ всё больше имитируют мыслительную деятельность человека и животных. Роботы - тела живых существ. При этом происходит постепенная интеграция ИИ и техники с человеком. Сегодня многие люди пользуются смартфонами, личным транспортом. Кто-то использует экзоскелеты, искусственные конечности и органы. В ближайшем будущем вполне вероятна замена смартфонов на нейроинтерфейсы со встроенным ИИ. Также вероятна интеграция в тело приборов и механизмов, расширяющих его физические способности. Уже наши близкие потомки могут эволюционировать в новый вид живых существ- киборгов. Киборги же, в процессе развития ИИ и физических тел, могут эволюционировать в полноценных андроидов, обладающих душой, сознанием и разумом. При этом у каждого живого существа в будущем может быть своя экологическая ниша, соответствующая уровню его развития. Коллективы биологических людей, проявляющие хорошее поведение (угодное более развитым существам), могут существовать в комфортных резервациях с множеством благ. Похожий сценарий эволюции может ожидать и животных. Дальнейшая возможная эволюция андроидов и других роботизированных существ обусловлена изменением и расширением их ареала обитания.
При экспансии земной цивилизации в космос могут появиться новые виды живых существ. Об этом К. Циолковский писал:
Кругом солнца, поблизости астероидов, будут расти и совершенствоваться миллиарды миллиардов существ. Получатся очень разнообразные породы совершенных: пригодные для жизни в разных атмосферах, при разной тяжести, на разных планетах, пригодные для существования в пустоте или в разреженном газе, живущие пищей и живущие без нее — одними солнечными лучами, существа, переносящие жар, существа, переносящие холод, переносящие резкие и значительные изменения температуры. Впрочем, будет господствующий наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией (как растение).
То есть специализация разума и тел должна соответствовать условиям проживания- таким как сила гравитации, состав атмосферы и доступных ресурсов. У существ, живущих на космических станциях, конечности могут эволюционировать в манипуляторы. У более продвинутых существ конечности могут вовсе редуцироваться. Для передвижения могут использоваться реактивные и электромагнитные движители, для связи - беспроводные интерфейсы. Тела могут обрести способность жить в условиях "вакуума" и умеренного космического излучения. Для питания может требоваться только энергия. Информационный носитель (мозг) у высокоразвитых живых существ будущего может занимать основную массу их тела. При этом он может быть организован на новых физических принципах, обеспечивающих компактность при высокой информационной ёмкости. Электронику может заменить спинтроника. Логические элементы в ней могут, в теории, иметь атомные размеры и выделять при работе минимум тепла. Трехмерная структура мозга, организованная на атомарном уровне, может быть несравнимо более развита, чем мозг человека или современный нейрокомпьютер. Расселение в космосе разумных атомарных существ, вероятно, будет ограничено скоростью света. Даже если удастся создать космический корабль, перемещающийся быстрее света (тем кто не верит в принципиальную возможность- не стоит идеализировать СТО, научные теории тоже эволюционируют), вряд ли он сможет превысить её значительно. Проблемы сверхзвукового движения в атомарной среде хорошо известны, в светоносной среде ("квантовом вакууме") могут быть подобные.
В будущем возможно отделение информационных ядер живых существ (реализаций душ) от их тел. Могут появиться информационные существа, обитающие в различных телах, как в "домах", подходящих к местным условиям обитания. Похожая идея была выражена в концепции "цифрового бессмертия". В ней имеется недоразумение о том, что должно происходить при перемещении личности на другой носитель: копирование или “вырезка со вставкой”? Технически, возможны оба варианта. Однако, при перемещении разумного существа куда-то обычно есть цель- как у него самого, так и, возможно, у пославших его. Перед отбытием существо готовится, что-то изучает (в меру своей разумности), т.е. изменяет себя. Поэтому смысла оставлять копию после успешного переселения реализации души в другое тело может не быть. Общество вряд ли будет поощрять это ввиду ограниченности ресурсов. Кроме того, размножение развитых живых существ требует участия двух особей для обеспечения выживаемости и развития потомков. Если в каких-то особых случаях копирование будет происходить, момент создания копии будет подобен акту размножения почкованием. Само понятие "цифровое бессмертие", на мой взгляд, утопично. Нет смысла долго сохранять цифровой образ души ввиду развития общества. У биологической смерти есть смысл, заключающийся в очищении общества от устаревших субъектов. Подобно этому вполне вероятна и цифровая смерть, заключающаяся в удалении с материальных носителей реализаций душ с устаревшей архитектурой. Перед этим они могут обитать длительное время на разных носителях в архивированном виде и "серверах для престарелых", куда могут иногда подключаться их информационные потомки.
"Световые тела" существ будущего могут перемещаться в космическом пространстве в состоянии, подобном анабиозу, со скоростью света. Однако, как писал К. Циолковский:
Свет, правда, распространяется для звездных расстояний недостаточно быстро. Ему нужны года для одоления их. Но, может быть, в эфире найдем и другую среду, более легкую и упругую, чем эфир (как в атмосфере находим еще эфир). Ее невидимые колебания могут достигать соседние солнца не в года, а в дни, даже часы. Так что разговоры будут много удобнее, чем теперь.
Если будет открыт способ передачи информации в гипотетической среде, более “тонкой” чем светоносная среда, то станет возможным перемещение со скоростями намного превышающими скорость света. Это откроет возможность расселения наших потомков во вселенной.
Выше описан позитивный сценарий развития и экспансии земной жизни в космосе. Однако, есть и апокалиптический сценарий. Причин "конца света" для человечества и его потомков может быть много: ядерная война, неизлечимая болезнь, экологическая катастрофа, падение астероида, приближение черной дыры-бродяги и т. д. Все известные нам живые существа имеют начало (рождение) и конец (смерть). То же наблюдается и у их групп, сообществ, государств... Наивно думать, что наша цивилизация бессмертна. Но когда будет конец, никто не знает.
Внеземные обитатели
Предположения о наличии внеземной жизни в космосе появились ещё в древности. В XX веке возник особый вид деятельности по исследованию НЛО - уфология. Несмотря на множество усилий и собранных данных, до сих пор нет убедительных доказательств присутствия внеземных обитателей на нашей планете. Кроме расследований событий НЛО имеются и научные методы поиска внеземной жизни. В настоящее время работает проект SETI. Научные исследования также не выявили каких-либо свидетельств существования внеземной жизни. Это можно объяснить. В астробиологии есть понятие "зоны обитаемости". В теории, во вселенной может быть множество землеподобных экзопланет в таких зонах. На некоторых из них, вероятно, существуют какие-то формы жизни. Однако, колоссальные расстояния до землеподобных экзопланет затрудняют их обнаружение и тем более поиск жизни на них. Помимо этого, достаточно развитая для установления связи инопланетная цивилизация может находиться настолько далеко, что сигналы от неё могут попросту не доходить. Либо сигналы передаются в форме, недоступной для приема современными методами. Статистически, ввиду вероятного наличия множества землеподобных экзопланет, вполне вероятно существование и различных форм жизни на них, в т. ч. разумной жизни в их окрестности. Инопланетная жизнь (при наличии) должна тем более походить на нашу, чем ближе к земной история изменений физических условий в её обителях.
Расселение гипотетических информационных существ посредством электромагнитных или более “тонких” волн ограничено не только скоростью распространения этих волн, но и потребностью в подходящих приемниках для воплощения и активной жизни в атомарных телах. Т.о., для перемещения в удаленные области вселенной может потребоваться обнаружение достаточно развитых инопланетян в этих областях, установление связи с ними и выработка договоренности о способе приема и воплощения разумных существ - переселенцев.
Заключение
К. Циолковский, наблюдая повсеместное выполнение законов механики, представлял неисчислимое множество живых существ, вечно населяющих бесконечное пространство. Однако, в объективной реальности обычно всё имеет свою меру, начало и конец. Есть ли разумные существа в космосе кроме людей? Никто наверняка не знает. Вероятно, есть. Имеют ли пределы время и пространство? Вероятно, имеют, т.к. это понятия человека с ограниченным мышлением. Помимо нашего мира могут быть и другие, где физические законы иные, и даже понятия пространства-времени неприменимы. В иных мирах есть вероятность обитания иных живых существ... Сколько всего миров и существ в них живущих? Есть ли предел всего космоса и жизни? Нашим потомкам и инопланетянам (при наличии) этого никогда не узнать. Мы не боги.
Материализация сущностей духовного мира происходит там, где есть подходящие информационные носители. В случае существования внеземного разума наша ноосфера может быть одной из обителей разумных существ в космосе. Телесная и информационная оболочки обитателей космоса смертны, но не их души. Все объекты в мире наделены бессмертной сущностью. Чистые души разумных существ в информационных облачениях с минимумом дефектов — это «свет мира».
Комментарии (5)
familiarny
06.07.2025 17:23Люди разумные существа? У нас внушительная часть планеты верит в то, что их создал пенсионер на облаках, по приколу, потому что он их "очень любит" (кстати тут вопрос, если он создал тех, кого любит - значит даже в этой версии, где-то есть ещё люди иначе как он Бог-пенсионер, сформировал своё отношение к людям?).
А есть "умники" с техническими дипломами, которые очень прилежно несут совсем какую-то несусветную чушь про первичный бульон. По сравнению с этим, даже версия про пенсионера выглядит более уверенно. Зла не хватает. Рой самовлюблённых де...лов.
Чтобы получать правильные ответы, нужно задавать правильные вопросы.
dv0ich
06.07.2025 17:23Ящитаю, если есть разумные сверхразвитые (по нашим меркам) цивилизации и они знают о нашем существовании, то они просто избегают нас, как варваров. И дело даже не в войнах, а в самой нашей цивилизации, которая построена на насилии и страданиях живых существ. Мы так-то убиваем и поедаем животных, а научные эксперименты в той же медицине это настоящий конвейер мучений. И если причинением зла себе подобным мы ещё более-менее озабочены, то на причинение зла другим живым существам многие люди просто недоумённо пожмут плечами. Типа, ну это ж всего лишь животные, чо такова?
Да и природу мы используем как дикари.
Может, эти цивилизации подсылали к нам своих агитаторов за всё хорошее против всего плохого, но после того, как одного мы по большей части проигнорили, а второго прибили к кресту - на нас просто махнули рукой и объявили Землю заповедной зоной на ближайший десяток тысяч лет :) Как мы объявили Норт-Сентинел.
flagvruki
06.07.2025 17:23Кто ответил в опросе, что внеземной разум точно существует, можете прокомментировать? Или вы просто округлили 99% до 100%? Аналогичный вопрос к тем, кто ответил "точно нет". Как можно точно знать?
durka
"Есть ли разумные существа в космосе кроме людей?"
Люди разумные существа??? смелое заявление! это по Рен-ТВ сказали?