Современная наука утверждает что первым в мире алфавитом после клинописи был т.н. финикийский, произошедший прото-синайского письма, произошедшего от египетских иероглифов, а наши цифры были независимо разработаны в Индии.

Проблема №1: Цифры выиграли в лотерею у финикийцев

В этой таблице вторая колонка содержит финикийские буквы в оригинальном алфавитном порядке, а буквы остальных алфавитов расположены так чтобы совпадать по звуку с финикийскими. Вероятность совпадения форм цифр 4, 7 и 8 с формой соответствующих финикийских букв (3+ совпадения в 9 парах цифр/букв: 29143 / 362880) где-то 8%:

92% что наши цифры не из Индии, но не будем останавливаться на достигнутом. Попробуем понять почему этот элементарный факт официальной науке не известен. Об этом не знали даже сами финикийцы! Их система цифр была не сильно лучше римских.

Проблема №2: Соответствие и несоответствие стилей

Таблица показывает общее стилистическое сходство наших цифр, финикийских букв и ранних китайских символов и символов "линейного А". Они не похожи на египетские иероглифы или иератическое письмо (ниже). Творчество египтян либо требовало от писца навыков художника либо выдающейся каллиграфии (выделенное красным это те же иероглифы, но "прописью" - как это вообще различали при чтении?):

Вот как выглядит прото-синайское письмо:

Нам говорят что это семитский текст написанный египетскими иероглифами. Верю, но при чём тут финикийский? Это пиктограммы, т.е. картинки буквально изображающие объекты. Финикийский больше похож на китайские идеограммы чем на это. Идеограмма от пиктограммы отличается как Ван Гог от Рембрандта. Теоретически можно предположить что египетские иероглифы стали родоначальником китайских (и не только) иероглифов, но это выходит за рамки данной статьи.

Проблема №3: Происхождение цифр

Для многих известных систем письма было обычным делом использовать буквы алфавита в качестве цифр, порядок буквы в алфавите задавал численное значение цифры, - логично предположить что наши цифры тоже "алфавитные". Зачем независимые от букв цифры не имеющие в своей конструкции никакой числовой логики? Сравните c "не-алфавитными" китайскими или римскими цифрами где такая логика была.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Римские

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Китайские

Китайский иероглиф пятёрки 五 очень похож на китайский иероглиф для правой руки . Это не случайно! Похожие идеограммы должны быть как-то осмысленно связаны, иначе их было бы трудно читать. Произносится 5 как ng в Кантонском/Шанхайском и ngoo в Хоккиенском диалекте. Схожие слова для 5 и руки или пальцев использующие корень типа гласная-n-согласная есть во многих индо-европейских языках: сравните Латино-Греко-Персидско-Бирманские qu-inq-ue, p-ent-e, p-anj, ng-a с Англо-Курдско-Урду h-and, f-ing-er, p-ench-e, ung-li.

Конвергентная эволюция объясняет схожесть 1, 2, 3 and 10 (X = 十 = две руки), и формы 六 (6) и 七 (7) тоже не случайны:

  • 六 развился из того же корня что иероглиф пенетрации-проникновения , по той же причине что six и sex звучат одинаково (это ещё с латыни пошло);

  • 七 развился из того же символа что буква Z, цифра 7 и иероглиф работы (инструмент, плуг) .

Продолжение и объяснение ниже.

Проблема №4: Происхождение букв

Почему альфа, бета, гамма, дельта, эпсилон, ...? Потому что буквы в финикийском алфавите назывались словами. Потом эти слова скопировали греки, не особо задумываясь над смыслом. Вот эти слова: бык (алеф), дом (бет), дверь (дельт), палка/верблюд (гимл), молитва/выдох/окно (хэ) ... - неужели именно эти понятия определяли мир и душу финикийца? Почему именно в таком порядке который скопировали несколько народов с очень разными по виду алфавитами в регионе Ближнего Востока?

Земледельцы и скотоводы не создают алфавиты. Системы письма использовались и разрабатывались (религиозной) бюрократией, поэтому в центре внимания должны быть некие более абстрактные и важные понятия. Порядок копировали потому что слова, "озвучивавшие" буквы, именно в такой последовательности звучали как некая "мантра". Вспомните старо-русское аз, боукы, веди, глагол, добро ... - вам не кажется странным что греки не стали для своих букв придумывать осмысленные имена, а для славян постарались, до гораздо лучше финикийцев?

Интересно что в грузинском и армянском тот же порядок букв, хотя они явно не от греков, и не от финикийцев, дизайн букв совершенно иной (3(!) грузинских и армянский):

Названия букв и у армян и у грузин бессмысленные, короткие, однослоговые. Почему? Подозреваю что раньше они были поинтереснее, как и в старо-славянском, но потом пришла цензура. С третьим сверху грузинским история особенно интересная, он похож на несколько алфавитов из ... юго-восточной азии:

Я со школы знал что это уникальный и неповторимый грузинский алфавит, но бирманцы, тайцы и индонезийцы об этом не подозревали: во всех их алфавитах с грузинским совпадает как общий дизайн букв так и конкретная буква отвечающая за звук т. На самом деле таких "круглых" алфавитов много от юго-восточной азии и до Индии. Как ни верчу карту, не могу понять при чём тут Грузия.

Видимо не только греки и финикийцы распространяли письменность. Если мы видим где-то явно неуместные названия букв вроде верблюд и палка то скорее всего первоначальные значения либо отцензурены либо "утеряны при переводе", поскольку они были определены на другом, не-семитском языке. Финикийцам пришлось придумать собственные названия для букв, совпадающие по первому звуку с буквами, что, учитывая их ограниченный словарный запас, не позволило подобрать что-то осмысленное.

Моя теория

Персы разработали иероглифическую систему, которая распространилась во всех направлениях, от Крита до Китая. Это не египетские иероглифы, это что-то похожее на "Линейное А" с Крита. Позже персы разработали алфавит, похожий на финикийский, с теми же буквами в почти том же порядке (A, B, V, D, E, G, Z, T) и некоторыми специфическими персидскими символами. Наши цифры основаны на иероглифах и порядке букв того самого первого алфавита, который финикийцы и скопировали, и не только они, ибо порядок букв задавал религиозную мантру, так как каждой букве соответствовал смысл. Со временем цифры упростились до их нынешнего вида, подобно тому, как китайский иероглиф человек упрощается до при сочетании с другими идеограммами.

Я думаю, что знание истинной символики букв было известно до Средневековья, и разные Церкви в последствии модифицировали буквы соответственно их первоначальным значениям. Это так же причина того, что, например, six и sex или eight и ate звучат одинаково в английском.

Почему Персия?

Ближний Восток находился под персидским владычеством более 1000 лет. Греки, грузины, армяне, все семитские народы, подтверждают это в своих источниках и в следах культурного влияния.

Например большая часть греческого пантеона существует в Персии под другими именами, и персидская версия выглядит как оригинал. Персидский Гермес называется Tir, что буквально означает стрела и объясняет, почему у Гермеса были крылья на сандалиях, а не на спине или руках, как можно было бы ожидать.

И всё же все научились письму у финикийцев, а те у египтян? Учитывая масштабы Персидской империи, следовало ожидать экспансию и в других направлениях – китайцы, славяне – все должны были что-то заимствовать у персов, но ни о чём таком никто не помнит. Подозрительно.

Почему не Китай?

В истории Китая есть несколько признанных с китайской стороны примеров персидского культурного влияния и прозелитизма. А сколько конфуцианцев или даосов к Западу от Китая? Зороастрийцы добрались до Китая почти 2000 лет назад. Потом ещё и персидские христиане и манихейцы. Потом Ислам и отсюда в Китае уйгуры мусульмане (а ещё малайзийцы и индонезийцы - не только европейцы любят колонизировать и "крестить" другие народы). Предполагаю что иероглифы тоже распространились с Запада на Восток, это более вероятно чем обратный сценарий.

Сохранились и расцвели иероглифы в Китае скорее всего именно благодаря их пришлости - носители сразу нескольких китайских диалектов начали их использовать одновременно и понимали друг друга без перевода на письме. Отказаться от такого бонуса иероглифической письменности Китайская Империя просто не захотела.

Метод

Ниже я не пытаюсь найти точные соответствия между цифрами, буквами и китайскими иероглифами. Учитывая количество и разнообразие написаний китайских идеограмм, это бесмысленно: "найдётся всё".

Я так же не пытаюсь доказать что цифры произошли от букв "финикийского" алфавита - это уже доказано в самом начале: 92%.

Я так же не пытаюсь доказать что "это всё персидское": финикийцы о цифрах прилагавшихся к "их" алфавиту ничего не знали, арабы "открыли" цифры в Индии гораздо позже, индусы ни о каком "цифрообразующем" алфавите не слыхали, китайцы тоже. Кто же ещё это мог быть? Неужели инопланетяне?

Я пытаюсь восстановить значение цифр/букв, используя китайские идеограммы в качестве словаря. Здравый смысл и лингвистика помогают, поскольку культуры влияют друг на друга, люди мыслят одинаково, а Церкви во всех странах создавали/корректировали буквы, алфавиты и слова, поскольку больше грамотных не было. В качестве букв в алфавит шли популярные иероглифы-слова, ничего редкого или заумного там быть не могло.

? 人 ? A 亻1) То что это не голова быка очевидно уже хотя бы из того что рогами вниз голову быка никто рисовать не стал бы. Когда я увидел как китайский иероглиф "мужчина"/"человек" пишется в своей "сжатой" форме для сочетания в композициях, я понял что это оно. Предполагаю что горизонтальная черта в букве "А" это символическое "платье", что обязательно полагалось жрецам (и поэтому соответствующий иероглиф "линейного А" такой сложный по сравнению с китайским). Сначала я думал что это адам (на арабском и иврите это просто мужчина) но именно по платью додумал что это жрец азро(н).

? ? B Б 2) Все мужчины меня поймут без слов. Нарисовано с любовью. То что такой иероглиф символизировал бога Бахуса (Вакха) догадаться не трудно, потому что по-персидски и сад и бог это багх (от индиийской Бхагавадгиты и до русского бог, а ещё это бахча, Багдад и багатур). При чём тут сад: Бахус это ещё и бог виноделия. Ассоциация женских прелестей с плодами и цветами, а любви с алкоголем изобретена не сегодня. Персидские сады были важным культурным символом, именно от них происходит слово парадиз (рай), и, наверное, легенда об Эдеме.

? ? D Д 厶 4) Английское 4 (four) звучит похоже на fear (страх) и fire (огонь) в английском, похоже на чёрт в русском, планета Марс №4, форма звезды Давида (два треугольника) + само Давид, звучащее очень похоже на дэв (бес, демон, в персидской культуре). Ветхо-заветный Давид и индо-иранские дэвы от Индии и до Европы и у мусульман и у евреев и у христиан и у индусов и у персов это очень популярные негативные образы (библейский Давид заканчивает очень плохо). Скорее всего это дэв. Оригинальный символ из линейного А это изображение меча, поэтому у четвёрки "ножка".

? Э E 爪 5) Китайский читатель 1000+ лет назад буквы Э и E воспринял бы как лапа / рука. Зная, сколько языков используют один и тот же индо-европейский корень для числительного 5 и руки или пальцев - это персидское энгаштан (пальцы).

工 Z 七 7) Cимвол и значение почти не менялись. Китайская семёрка подтверждает:

? H 曰 8) Китайские идеограммы Солнце , речь и витая нить 糸 (в старинном написании) похожи на цифру 8. Что общего у Солнца с 8? У нити? Речь? Kитайская идеограмма, похожая на квадратную 8 теоретически похожа на губы, и это объясняет, почему по-английски eight (8) звучит похоже на ate (кушали). Есть ли в древне-персидском слово, начинающееся со звука h и означающее что-то вроде речь? - Да: хухт, и оно звучит похоже на персидское 8 хашт!

Результат (ссылка на google spreadsheets, картинка тоже кликабельна)

Для начала я сопоставил все цифры с буквами от 1 до 9. Потом глядя на все символы, обозначающие звуки, родственные вав (Y, W, V), во многих языках, я заметил, что буквы, обозначающие 6 и 3, поменялись местами: вав должен был быть №3. В русском языке третья буква алфавита по-прежнему соответствует звуку Вэ, что подтверждает мою теорию. Это также означает, что иероглиф проникновения раньше был №6, что объясняет созвучность sex и six и то как похожа китайская цифра 6 на древние формы этого иероглифа (колонка Ancient Chinese в таблице).

Единственное грузинское числительное совпадающее с греческим это 6: экси. Это подсказывает, кто изменил начальный порядок A-B-V-D-E-G... на A-B-G-D-E-V... Я думаю, что были перемещены буквы, а не цифры, поскольку начальный символ вав это трёхконечный Y (это первый дизайн тройки и был).

Я реконструировал почти всё, возможны ошибки, но в первых буквах-цифрах - вряд-ли, - похоже это была своего рода мантра: жрец-Бахус-знать-дьявол-пальцы-секс-орудие-речь-Бог-... Звучит гораздо интересней чем бык-дом-палка-дверь-... :)

Почему этот персидский алфавит до сих пор не нашли археологи?

Археологи, например, не нашли общего предка египетских пиктограмм и иератического письма. Египтяне не могли с нуля разработать около тысячи красивых картинок и столько же соответствующих им рукописных иероглифов. В Китае найдена куча версий одних и тех же иероглифов из нескольких эпох. Так должно быть и в Египте, но мы этого не наблюдаем. Иероглифов кроме Египта и Китая, того же "прото-синайского", вообще нигде нет.

Не совсем понятно как с нуля была разработана довольно абстрактная клинопись. Должны быть находки предков клинописи где более привычные глазу картинки из палочек и крючков и т.п. - и они есть, но очень мало. Клинопись трудно читать, в том смысле, что это как читать QR-код или азбуку Морзе — можно, но мы так не делаем, человеческие глаза для этого не предназначены, — поэтому никто не использовал клинопись последние 1000+ лет. Попробуйте прочесть вот такое без лупы:

Полагаю, это была особая письменность для духовенства, что-то вроде современной латыни или церковно-славянского.

Во-вторых археологи нашли этот алфавит и его потомка. Потомок назывался арамейским и активно использовался и даже насаждался(!) Персидской империей. Арамейский официальной наукой считается развитием финикийского. Так и есть, просто почему-то авторство присваевается загадочным семитским народам арамеям и финикийцам. По-персидски арами это не только арамейский но ещё и тихий, спокойный (В Багдаде всё спокойно!). Вполне возможно что и финикийский и арамейский это просто версии предполагаемой мной персидской письменности для спокойных граждан (т.е. не "служителей культа" и не военных). Наличие нескольких версий письменности для разных каст это нормальная практика в прошлом - выше я привёл пример трёх алфавитов сосуществовавших в Грузии в именно таком симбиозе. Население Леванта и Сирии никогда не говорило на арамейском и ни одного этнического арамейца в природе нет - это просто плебеи освоившие спокойный язык, т.е. персидско-имперский диалект некоего оригинального семитского языка с грамматикой и правописанием, разработанными персами. И пользовались они персидским спокойным алфавитом - и находки персидских документов написанных по-персидски, но арамейскими буквами есть. Нет лишь находок где по-персидски написано финикийскими буквами. Почему?

Мы очень мало знаем о зороастрийской Персии и ещё меньше о до-зороастрийской. Учитывая масштабы империи, одно это вызывает подозрения. Нам не известны никакие до-зороастрийские тексты. Есть все основания полагать что зороастрийцы "подчистили" до-зороастрийское культурное наследие так же хорошо как мусульмане "подчистили" зороастрийское. Можно предположить (авторы известного фильма «300» так и сделали) что до‑зороастрийская Персия была чем‑то вроде языческой Индии с оргиями и Камасутрами и это объясняет почему всё «забылось» уже при зороастризме. Символы и письменность той эпохи сохранились в более мелких периферийных культурах (езиды, финикийцы), но исчезли на своей родине.

Что касается греков и явно финикийских альфа-бета-гаммы ... - греки ненавидели персов: сотни лет войн. В европейской культуре это отношение унаследовано: обратите внимание на то как мало вообще освещается существование персидской империи в публичном пространстве. Если только в контексте её разрушителя Александра Македонского или героически погибших трёхсот спартанцев. Перед нами типичная история френч-фрайс превратившихся во фридом-фрайс по политическим мотивам.

Заключение

Хорошая новость: символ ? для цифры 9 и буквы "тет", скорее всего, был популярным региональным символом, обозначающим Бога, т.е. финикийцы использовали символ похожий на кельтский крест, он же Феникс, он же павлин, он же еврейская менора, т.е. не сильно отличались от современных евреев. Следовательно принесение в жерту Молоху собственных детей это римская пропаганда. Также возникает вопрос о высокой доле рыжеволосых людей в Ирландии, Англии и среди ашкеназских евреев :)

Трудно поверить, что Зевс это... искажённое персидское тавус (павлин), но к тому времени греки понятия не имели, откуда произошло слово теос (павлины не водятся ни в Греции, ни в Турции). Мы тоже не знаем откуда произошло слово god (хотя я подозреваю, что это Аид, которого славяне произносили как Хадей/Гадес что впоследствии выродилось в гад, а у германцев в готт, ну а оттуда и до англичан недалеко). Первые христиане, будучи выходцами с Ближнего Востока, знали, и использовали символику павлина (google «peacock early christianity»), как это делают и езиды сегодня.

P. S. Или почему никто раньше не обращал внимания на эти соответствия между алфавитами, иероглифами и цифрами?

Я не сомневаюсь что совпадения замечали и до меня, но не то что доказать, а хотя бы даже объяснить это, перелопатив данные из разных областей науки не смогли бы даже многопрофильные специалисты — многое из того на что я здесь ссылаюсь лишь недавно попало в Интернет и доступно публично. Тут и египтология и семитология и синология и иранистика и только в сумме они дают понимание того что произошло. Я потратил годы на сбор данных и отнюдь не сразу пришёл к той версии что здесь изложена. Даже конспирологически эти совпадения не объяснишь, они слишком размытые и, по большому счёту, бессмысленные, — проще подумать что «кажется» и забыть.

Я не лингвист, но «сочувствующий», я из Грузии, которая была частью Персидской империи, говорю по‑английски, по‑грузински и по‑русски, дважды иммигрант родом из СССР: я по себе знаю, как отражается культурное влияние Империи на провинции. Когда я узнал сколько всего «исконно грузинского» на самом деле персидское то посмотрел на карту и спросил себя: а чем остальные хуже?

Учёные не замечали сколько всего персидского в семитских культурах потому что они персидские с ног до головы. Оригинал утерян и забыт даже в Иране, за 1000 лет, несколько династий, Зороастризм, Ислам, Тамерлан,... В итоге всё приписывают тем у кого нашли.

Комментарии (11)


  1. K0styan
    27.08.2025 09:19

    Начнём с очевидного: аз, буки, веди и т.п. - это не названия букв, придуманные Кириллом&Мефодием. Это мнемоника, облегчавшая их зазубривание (Аз буки веди ~= я знаю буквы), и возникшая только при систематизации образования. Обобщая - в Новое время.

    По остальному - почекайте хронологию. Она хромает на все ноги. Дело даже не в (не)найденных образцах письменности, а в том, когда персы как таковые сформировались из разрозненных племён.


  1. panzerfaust
    27.08.2025 09:19

    Каждый раз, когда на хабре опровергают ОТО или делают археологические открытия, не вставая с дивана, у меня вопрос. А чего на хабре-то, а не в рецензируемом журнале?


    1. jar_ohty
      27.08.2025 09:19

      Так потому что в рецензируемом журнале на отрицательной рецензии все и закончится, и помимо рецензента статью прочтут (и поржут) разве что в редакции, а здесь в панамку, конечно, напихают -- но зато ее увидят многие.


  1. verax_mendax
    27.08.2025 09:19

    почему никто раньше не обращал внимания на эти соответствия между алфавитами, иероглифами и цифрами?

    Замечали. Послушайте, посмотрите лекции лингвистов - там методики такие, что то, что вы тут написали - фантазии далёкого от темы человека.

    Мой комментарий не попытка "ткнуть носом". Я, скорее, всеми руками "за" всякие попытки вникнуть во что-то. Но перед такими "расследованиям" всё же лучше изучить методологию.


  1. mSnus
    27.08.2025 09:19

    Земледельцы и скотоводы не создают алфавиты. Системы письма использовались и разрабатывались (религиозной) бюрократией, поэтому в центре внимания должны быть некие более абстрактные и важные понятия.

    Земледельцы и скотоводы торгуют и спорят в судах из-за земель и стад, для чего и создают "алфавиты".

    Вся статья примерно того же качества, как и положено псевдоистории.


  1. Daddy_Cool
    27.08.2025 09:19

    Очень интересно!
    Я был очень удивлен, когда на Шри-Ланке увидел на надписи на тамильском, я сразу вспомнил буквы на бутылках с водой Боржоми.
    А насчет датировок - кстати да, интересно было бы включить в текст даты. Впрочем проблема датировок это больной вопрос всей исторической науки.


  1. wtigga
    27.08.2025 09:19

    Английское 4 (four) звучит похоже на fear (страх) и fire (огонь)

    А Рим основали древние Русы, только они назвали его "Мир", а римляне прочитали задом наперёд.


    1. wtigga
      27.08.2025 09:19

      六 развился из того же корня что иероглиф пенетрации-проникновения 入, по той же причине что six и sex звучат одинаково (это ещё с латыни пошло);

      Вы произвольно соединяете точки на карте и из этого делаете выводы. Это рассуждения уровня Алексеева и примкнувшего к нему Задорнова. "Гора" - "Go Ra" - "Бог солнца Ра" - "Идти к Солнцу".

      Нет никакой половой связи между латинским sex и древнеанлийским six (протогерманским seks, санскритом sas). И тем более это никак не доказывает связи с 六 или 入. Эти иероглифы появились в совершенно другое время и в совершенно другом месте.


  1. Octagon77
    27.08.2025 09:19

    Даже в доступной части археологии полно артефактов указывающих на совершенно фантастические торговые пути, а идеи путешествуют того интереснее, см. эффект сотой обезьяны. Поэтому любые реконструкции цепочки заимствований по сходству - крайне и заведомо неубедительны.

    Китайский иероглиф пятёрки 五 очень похож на китайский иероглиф для правой руки .

    А тут я, пожалуй, просто знаю что это чушь собачья. Для кого похож? Иероглиф воспринимается как след, вероятно энергии а не кисти, и это восприятие определяется последовательностью черт, а не тем, на какие элементы его раскладывает нейронка в мозгу белого варвара. Нисколечко иероглифы не похожи.


  1. Missis_Pam
    27.08.2025 09:19

    Товарищ автор, вы очень позабавили, конечно, но почитайте хотя бы Зализняка на тему псевдолингвистики, а?.. )))

    Примерно с упоминания "похожих" иероглифов стало прям ваще смешно мне, как изучающей китайский. Ни одного серьезного сходства, если что, у них нет и близко, про "шесть" и "проникновение" — то же самое. )))

    Типичные ошибки псевдолингвиста-любителя налицо в большом количестве. Зализняк вам в помощь, реально: быстро осознаете, где и как вы принципиально накосячили (спойлер — везде и очень сильно). )))


  1. Radisto
    27.08.2025 09:19

    Очередной Марр. Предыдущий был неправ