Жизнь была прекрасна: спокойствие, умиротворенность, гармония, созерцание того, как растут деревья. А потом я узнала про многозадачность. Оказывается, можно делать больше одного дела в день. 

Списки. Планирования. Календари. Заметки. Категории. Да, я решила заморочиться. Заходите на огонек, если по какой-то неведомой причине вам наскучило спокойствие и хочется уберэффективности.

Сейчас я веду все дела в календаре. Да-да, не удивляйтесь. Это крайне эффективный инструмент. Но прежде чем использовать календарь на 146% до него требуется дозреть. В моём случае — пройти путь отбрасывания стандартных инструментов. Вы их знаете. Первый из них — это…

Ежедневник

Всё началось с ЕГЭ. В какой-то момент наскучило корпеть над прорешиванием сотен задач по одной теме и я решила распределять свою активность: первый час уделяла русскому, второй час — математике, третий — информатике, и т.д. В каждом часовом «стриме» добавляла разнообразия, решая задачи разного уровня сложности по различным темам.

Схема работала ровно до того момента, пока не выросла нагрузка. В моём случае — это курсы дополнительной подготовки при ВУЗе. Нагрузка выросла — схема сломалась.

Но как с ним работать на тот момент я не понимала, поэтому просто записывала в книжечку:

  • что критично важно сделать,

  • что успела сделать,

  • то, что не успела,

  • что важно сделать из тех задач, что не успела.

Выписывание задач работало с переменным успехом. И даже тогда, когда я переместилась в ВУЗ, где успевала сходить на сеанс в кинотеатр между лекциями и подготовкой лабораторной, а после потусить с друзьями, делегирование задач ежедневнику лавандового цвета всё ещё работало.

Ежедневник может существовать как в бумажной версии, так и в цифровой, но сути это не меняет. А суть в том, что несмотря на то, что задачи выписаны, они по-прежнему кучкуются в голове, потому что каким-то образом ими надо жонглировать, выделяя на каждую время и перемещаться между ними. И этот неустойчивый баланс рушится, когда появляется что-то непредвиденное, например, работа. 

Матрица Эйзенхауэра

Работа у меня появилась на третьем курсе. А совмещение работы и учебы привело к появлению в жизни таких понятий, как «приоритет» и матрица Эйзенхауэра (МЭ). 

Как видите на иллюстрации, матрица, — это таблица, в которой всего два столбца «Срочное» и «Несрочное» и две строки: «Важное» и «Неважное».  

Работать с матрицей удобно и просто:

  • Задачи в ячейке «Важное» и «Срочное» делаешь прямо сейчас.

  • Задачи в «Важное» и «Несрочное» делаешь потом. Здесь можно поработать над планированием. 

  • “Неважное” и “Срочное” - делегируем доверенным людям, которые могут взять на себя эту задачу. 

  • “Неважное” и “Несрочное” - откладываем в бэклог задач, когда-нибудь возьмем и не беспокоимся о них. Иногда можно просматривать и закрывать из-за неактуальности. 

Здесь мы, опять же, возвращаемся к расстановке приоритетов. Главными приоритетами в жизни были работа и учёба, и цели, соответственно, с ними связанные. Среди жизненных стремлений выделялись две цели: окончить университет и пройти стажировку, чтобы получить свою первую работу.

Поэтому связанные с ними задачи попадали в первую строку. Встречи с друзьями отходили на второй план. Все мешающие занятия (факторы) исключались, и я сосредотачивалась лишь на том, что приближало меня к моим мечтам.

Вот такая “суровая” эффективность.

Чтобы расставить приоритеты, я использую колесо баланса. 

Колесо баланса

Достаточно интересная техника. Пользуюсь ей, когда идет перекос в сторону того или другого.

Как пользоваться? 

Выбираешь 8 важных сфер (у меня они на картинке)

Разделяешь жизнь на восемь категорий: здоровье, отношения, семья, работа, финансы, хобби, друзья, развлечения. 

Восемь — удобная цифра. Но можно разделить круг хоть на 256 секторов, если голова не треснет от такого разделения, то пожалуйста.

  • Отметьте уровень удовлетворенности каждой сферой. 

  • Выберите сферы, где вас не устраивает оценка. Я обычно выбираю то, что меньше 7, например. Но приоритизирую. Главное не выбрать все, а первые 2-3 по приоритетам. Например сейчас это Здоровье, финансы и развлечения. 

  • Необязательно закрывать все кольцо на 100%, вы же не бесчувственный робот, а человек. 

  • Если из колеса выпадают, например, здоровье и спорт, финансы и развлечения, то выписываю эти пункты и составляю список того, что я могла бы сделать для того, чтобы эти блоки стали лучше. 

  • Через неделю-две снова оцениваю по колесу изменения и смотрю, подходит ли мне такой подход. 

Можно также оценить каждый сектор по наполненности, чтобы объективно понять, что я делаю для того, чтобы этот сектор не выпадал. 

Для этого необходимо вести дневник событий. Обычно, я веду это в календаре в виде списка дел. Создаю отдельную категорию и заполняю по активностям, которыми занимаюсь. 

Как оценивать. 

  • Берем колесо баланса и выписываем сферы жизни, которые в нем есть.

  • Берем таблицу с описанием недели (дневник событий), определяем, к какой сфере относятся действия, подсчитываем количество времени, которое мы тратим на каждую сферу, и заносим в заметку/таблицу.

  • Оцениваем что мы сделали, для того чтобы закрыть колесо на допустимое для нас нормальное значение. Иногда бывает так, что сфера жизни для нас очень важная, но в потоке рутины мы совершенно забываем, например “позвонить тете”, хотя для нас очень важно, просто поделиться настроением с семьей. 

  • Делаем выводы и думаем, как нам внедрить это в жизненную рутину.

Так можешь понять, на что тратишь время и на что его ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стоит тратить, и на что не хватает времени или желания, несмотря на то, что это для тебя очень важно. 

Кстати, о целях.

Дерево целей

Как таковой информации о том, как работать с целями, временем и прочая бизнес-литература прошла мимо меня, и я доходила до всего эмпирическим путём. В какой-то момент поняла, что для достижения какой-то большой цели работает дробление. 

Когда у меня появляется большая идея/цель/задача, я делю её по технологии бинарного дерева (или дерева целей, картинка ниже).

Как работает? 

  1. Определить главную цель и составить ее по SMART. В моём случае целью было стажировка в крупную IT-компанию летом 2026 года.

  2. Разбить цель на подцели (ветви дерева). В моём случае подцель, например, “Определить компанию, в которой я хочу работать”.

  3. Декомпозировать подцели на задачи (листья дерева).

  4. Расставить приоритеты и сроки того, что и когда необходимо выполнить. 

Получившееся дерево может выглядеть примерно так.

Я так нашла любимую работу и завела свой канал (сейчас там 1000 подписчиков). Когда у меня есть неприступная цель, бинарное дерево очень помогает, потому что у меня волшебным образом появляется структурированный пошаговый план по достижению цели.

Интересно, что обычно хватает половины плана, чтобы достичь цели, потому что в голове путь представляется гораздо сложнее.

И вот мы подходим к главному.

Задачи и календарь

Так как я работаю в команде, то мне необходимо совмещать внутрикомандные задачи и задачи от направления. Это два вида трудозатратных задач. Они объемные и требуют концентрации. И таких задач параллельно бывает пара десятков. В какой-то момент перестала вообще что-либо успевать. И тут мы подходим к сути статьи.

Сейчас я распределяю задачи по дням:

  • Один день выделяю на технические задачи. Например, это может быть пятница.

  • Три дня — командные задачи

  • Один день — задачи лида с созвонами. Понедельник.

  • Обед. В календаре есть занятый слот на обед. Мы дожили до тех времен, когда нужно на Хабре напоминать об обеде. В череде событий об этом можно забыть, а если еще туда созвон поставят, то швах. Так и останетесь голодными.

Скрин моего календаря как пример.

Распределение касается не только работы, но и личной жизни. 

  • Например, я выделяю вторник и четверг на спорт и обучение (мне так нравится).

  • А по пятницам — то, что помогает мне переключиться с работы, например, выехать за город, сходить на дегустацию рязанского сыра и пр.

  • Понедельник выделяю на рандом, друзей и падаванов (я ментор).

  • Суббота и воскресенье без планирования. По выходным люди отдыхают, побойтесь Бога, какое планирование.

Напоминания

Очень люблю списки и категоризацию, поэтому у меня есть напоминания для дел, которые я буду делать когда-то в будущем. Например, у меня есть собака и каждые три недели её надо прокапывать, каждый год вакцинировать, регулярно скармливать таблетку от блох и клещей и пр. На все эти дела стоят напоминания в календаре.

Выглядит это следующим образом:

Плюс стоят напоминания по другим категориям: саморазвитие, домашние дела, работа.

В категории "Работа" есть подкатегории, например, касательно дел в компании или дел для развития канала:

В заметках быстрые записи, но они также разбиты по категориям:

К распределению по категориям я шла очень долго. В какой-то момент у меня был хаос в заметках, не могла понять что и зачем я делаю. Сейчас я распределяю заметки по определенным директориями с поддиректориями. Люблю все категоризировать. 

Конец

Лучше не откладывать что-то на потом, а делать то, что хочется прямо сейчас. Не сделать мы всегда успеем.

Я не считаю, что всё успеваю. Будь у меня возможность делать больше дел, я бы ею воспользовалась.

Эффективность зависит от энергии. Как-то я прожила месяц в режиме мультиэкстрамногозадачности и закрывала 25 разных дел за сутки: ходила в зал, встречалась с друзьями, выступала на митапах и закрывала рабочие задачи. А следующий месяц я просто лежу и смотрю турецкие сериалы. 

Дело в том, что суперэффективность опасна. Вчера ты закрыл 10 задач, а сегодня? Захочешь 11? А потом 12? И так будешь повышать планку, пока планка не треснет и не останется никаких желаний, кроме того, как погулять в парке с собакой.

А в следующий раз решишь, что можно спать меньше, чтобы успевать больше. Как-то я решила, что буду спать меньше и буду больше успевать (нет) и наступило время экспериментов:

  • Спала по 20 минут каждые 4 часа, чтобы за сутки набралось 4 часа сна.

  • Спала в определенные промежутки времени, чтобы организм не успел упасть в глубокий сон. Например, по нечетным числам я должна была спать не 4 часа, а 3, и будто бы, в теории, это должно было мне прибавить часик на другие активности. 

  • И какие-то ещё методы.

Сначала часов действительно становится больше. Да и энергии. И дела делаются. Но потом ресурсы тела заканчиваются и оно такое: «Не хочешь спать? На тебе бессонницу…Хотела больше дел? Пожалуйста, делай»

На этом глупости и закончились. Решила восстановить режим сна и спать по 7 часов. Теперь ложусь в 12 ночи, встаю в 7 по будильнику. 

Примечание. Разделение на сов и жаворонков — спорная концепция. Но я чувствую себя более продуктивной, если просыпаюсь поздно. Люди, которые начинают свой трудовой день в 5 утра меня восхищают.

А у вас какая система планирования?


Может быть интересно:

Я управляю тестированием ИИ-моделей 4 года. Что я понял за это время?
Привет! Меня зовут Валентин, я — руководитель направления тестирования моделей машинного обучения в ...
habr.com
АНТИ-План по устройству в бигтех, или Как всё пошло не по плану
Всем привет! Это Гузель, дизайнер цифровых продуктов в Альфа-Банке. Уже год наблюдаешь, как в бигтех...
habr.com
Три варианта решения задачи распределения бюджета в категорийном кэшбэке
Уровень «Хард». Часто нам нужно распределить бюджет какой-то акции/программы так, чтобы… Это «чтобы»...
habr.com
Почему ваш новый «гениальный» флоу вызывает у команды панику? Разбираем психологию сопротивления изменениям
Привет, Хабр, меня зовут Станислав, я Product manager! Представьте ситуацию: вы, как продакт, нескол...
habr.com

Комментарии (0)