
Перед собеседованием (и тем более перед принятием оффера!) обязательно нужно проверить компанию, чтобы в будущем не словить сюрпризы.
На словах: мы перспективная IT-компания, а в реальности: три токсичных фаундера, выгорание на второй неделе и зарплата через раз. Как этого избежать и заранее пробить компанию рассказываю в этой статье.
Какая информация нам будет полезна?
Перечислю факторы, на которые вообще нужно обращать внимание при поиске работы и выборе компании.
Финансы и устойчивость бизнеса – прибыльна ли компания, как растет выручка/убытки по кварталам и годам, есть ли инвесторы, какие были раунды.
Продукт и рынок – в чем ценность продукта, кто конкуренты, в какой стадии бизнес (запуск продукта / рост / стагнация).
Культура и ценности – что транслируется в соц. сетях, на сайте, в самой вакансии и что есть по факту.
Менеджмент – кто руководит, репутация фаундеров, что за человек потенциальный руководитель, были ли публичные скандалы.
Внутренняя атмосфера – как реально устроена работа: митинги, переработки, как относятся к ошибкам, дают ли расти.
Команда – кто работает в компании и откуда пришли (экс-Яндекс, или джуны на галере), есть ли текучка.
Это идеальная картинка, понятно, что по каждой компании всю информацию быстро достать не получится, и не все есть в открытом доступе.
Где и как копать?
Теперь самое интересное:
-
Гугл, сайты и открытые данные
Сайт компании, разделы: о нас, вакансии, блог.
VC, Хабр, ТЖ, Форбс, РБК, тг-каналы – ищите новости и скандалы вокруг компании.
Сайт ФНС, EdTechs․ru, Контур.Фокус, РБК Компании, Rusprofile.ru, sabyprofile, СПАРК – если юрлицо в РФ, можно найти выручку, прибыль, понять растет компания или нет.

-
Отзывы и репутация
Комменты в VC и Хабре или под красивыми рилсами о работе в компании – там можно найти много интересного.
Отзывы на хх.ру, Хабр.Карьера, dreamjob, Glassdoor, Antijob․net – фильтруйте по дате и тону, не верьте всему.

-
Нетворкинг
Найдите бывших или текущих сотрудников и задайте им вопросы про работу, причины ухода, атмосферу и т.д.
В тг-чатах поспрашивайте, кто собесился и какие у них впечатления. Например, https://t.me/qa_bad_company.
Пример
Для примера пробьем небольшую компанию Intelsy.
Шаг 1. Проверяем сайт компании
Из раздела About узнаем, чем занимается компания, сколько лет на рынке, кто клиенты и партнеры.
Из раздела Career узнаем, какие условия работы в компании, есть ли активные вакансии. Также анализируем условия, прописанные, в самой вакансии.

Шаг 2. Юридическая информация
Чтобы собрать ключевую информацию достаточно бесплатного доступа на соответствующих сайтах.
По названию компании простым поиском в гугле находим ИНН (сверяем ОКВЭД и основную деятельность, сайт). Далее переходим на профильные сайты: РБК Компании, СПАРК
-
Смотрим дату регистрации компании, чтобы понимать, как давно она на рынке. Количество сотрудников, чтобы понимать размер компании.
Примеры выдачи разных площадок (цифры затер на всякий случай) -
В финансовых отчетах обращаем внимание на рост/падение прибыли и выручки.
Компания демонстрирует рост Также можно проанализировать участие компании в арбитражных делах.
На этом этапе сервисы уже выдают полезную бесплатную аналитику на основании открытых данных.

Шаг 3. Репутация компании
В поисковике вбиваем название компании + новости. Смотрим, были ли какие-то скандалы или наоборот новости о привлечении инвестиций и пр.

Шаг 4. Отзывы о компании
Изучаем отзывы в нескольких источниках. Стараемся отсеивать крайне позитивные и крайне негативные, обращаем внимание на повторяющиеся детали, общую оценку, важные для вас ключевые слова (например, переработки).

Шаг. 5. Изучаем команду
Находим компанию в LinkedIn и переходим в раздел сотрудников. На этом этапе можно обнаружить знакомые контакты и задать несколько вопросов в сообщениях или посмотреть последние посты потенциальных коллег – там тоже бывает что-то интересное. Ну и посты самой компании хорошо показывают атмосферу и ценности.
Также можно найти профиль вашего потенциального руководителя – по должности или по имени, если вам уже сообщили эту информацию. Посмотреть его опыт или даже пробить другие его социальные сети, чтобы понять, что он за человек. Например, он может вести тг-канал на профессиональную тему.

Шаг 6. Подводим итоги
Теперь, когда мы собрали достаточно фактов, что мы видим: компания растет, не фигурирует в скандалах, отзывы сотрудников позитивные и подтверждают наличие здоровой культуры в компании. В целом мы нашли достаточно подтверждений, чтобы поверить всем плюшкам, описанным на официальном сайте.
Бонусом в процессе поиска мы узнали последние новости компании, а значит сможем упомянуть их на собеседовании и показать свою заинтересованность. Ну или с порога уточнить какие-то мутные детали, если бы такие были.
В крайнем случае, даже если вы потратили совсем немного времени и нашли немного информации, даже так ваша интуиция уже сработает лучше ?.
Финальный чек-лист проверки перед оффером
✅ Компания реальная, с понятным продуктом и выручкой
✅ Есть живой сайт, активные соцсети и новости
✅ У руководства нормальный опыт
✅ Есть отзывы без критических повторяющихся проблем
✅ Договор и схема выплат прозрачны
✅ Понимаешь, кто твой руководитель и чем будешь заниматься
✅ Понимаешь, как измеряется успех
✅ Атмосфера, процессы и стиль общения тебе комфортны
А у вас бывало, что компания оказывалась не так хороша, как казалось на первый взгляд?
Не поленитесь и хотя бы перед принятием оффера верхнеуровнево пробейте инфу о компании, куда вы собираетесь выходить работать. Иначе в случае расхождения ожидания-реальности придется искать новую работу или работать, скрипя зубами.
А если вам нужны рабочие советы по поиску работы в условиях текущего рынка — приглашаю в свой тг‑канал Твой ментор. Там я делюсь полезным контентом от составления резюме до выбора оффера. Подписывайтесь, всем рад!
Комментарии (4)
Paschok
02.10.2025 17:20Вышел я как-то раз в компанию, неделю даже не отработал... На собесе одни сказки была, а по факту вышло все иначе
Greesha
02.10.2025 17:20Текст явно написан LLM, в комментариях три бота, у каждого бота в профиле по три комментария, и все три к статьям угадайте какого автора.
flower9
Всегда стараюсь прочитать последние новости компании перед собесом именно чтобы было, о чем поговорить на смол толке. Или чтобы задать умный вопрос на актуальную тему – такое обычно играет на руку.