Доброго дня всем любителям математики! В этой статье я собрал наиболее интересные, на мой взгляд, логические задачи, каждая из которых получила широкую известность в мире. Их часто публикуют, но иногда с некоторыми неточностями в их формулировках и решениях.
Привожу задачи сразу с решениями. Если вам известны другие классные задачки подобного рода, просьба поделиться ими в комментарии.
Угадайте число от 1 до 9, задав загадавшему его человеку два вопроса. Он может отвечать только «да», «нет» и «не знаю».
Решение:
Первый вопрос:
Я загадал число от 4 до 7. Оно больше, чем Ваше? Ответ «да» – загадано число от 1 до 3. Ответ «не знаю» – от 4 до 6. Ответ «нет» – от 7 до 9
Если ответ «да», тогда второй вопрос:
Я загадал число от 2 до 3. Оно больше, чем Ваше? Ответ «да» – 1. Ответ «не знаю» – 2. Ответ «нет» – 3.
Если ответ «не знаю», тогда второй вопрос:
Я загадал число от 5 до 6. Оно больше, чем Ваше? Ответ «да» – 4. Ответ «не знаю» – 5. Ответ «нет» – 6.
Если ответ «нет», тогда второй вопрос:
Я загадал число от 8 до 9. Оно больше, чем Ваше? Ответ «да» – 7. Ответ «не знаю» – 8. Ответ «нет» – 9.
Бабушка решила заняться фермерским хозяйством - выращивать и продавать помидоры. Она насобирала 100 кг томатов, погрузила их на тележку и выставила с утра перед домом.
Помидоры, которые вырастила бабушка, на 99% состоят из воды, но на солнце часть воды испаряется сквозь кожуру. День выдался жарким, и к вечеру воды в помидорах стало уже 98%. Сколько теперь весят бабушкины помидоры?
Рассчитаем состав помидоров с утра. В них было 99% воды. Это значит, что в них было 99 килограммов воды и 1 килограмм клетчатки. Эта клетчатка с утра занимала 1%:
100% - 99% = 1%.
По условию задачи, этот килограмм клетчатки не может испариться или исчезнуть, его вес всегда одинаковый. Испаряется только вода.
Теперь считаем состав помидоров вечером: воды было уже 98%. Это значит, что количество воды уменьшилось, но вся клетчатка осталась на месте: как был килограмм с утра, так и остался. Но изменилось процентное соотношение клетчатки к воде: сейчас тот же самый килограмм клетчатки занимает 2% общего веса.
2% помидоров весит 1 килограмм, а значит 100% весят 50 килограмм.
Есть две комнаты с низкими потолками. В первой висит три лампы накаливания, а в другой установлено три переключателя. Можно сколько угодно раз щёлкать переключатели, но в комнату с лампочками разрешено перейти только один раз.
Как узнать, к какому переключателю подсоединена каждая из лампочек?
В условии сказано, что комнаты с низкими потолками, а перед нами лампы накаливания - то есть они нагреваются. Нам достаточно включить любую из них на некоторое время, затем выключить её и включить любую другую. После этого переходим в комнату с лампочками. Выключенная тёплая соединена с первым переключателем. Горящая лампочка связана со вторым. Та лампочка, которая не горит, соединена с выключателем, который мы не трогали.
Cултан помещает узника в темницу с двумя дверями - «дверь свободы» и «дверь рабства». Выход из темницы находится под охраной слуги султана. Этот слуга либо говорит правду, либо лжет. Узник имеет право задать слуге один и только один вопрос. Может ли он с уверенностью определить «дверь свободы», заранее не зная, лжет ли слуга или говорит правду?
Узник задал следующий вопрос: «Верно ли следующее утверждение: если эта дверь - «дверь свободы», то ваш ответ на мой вопрос будет ложью, а если нет, то истиной?»
В поезде три пассажира поделились друг с другом своим обедом. У первого из них было пять блюд, у второго - три; третий же не имел ничего, и он дал двум своим попутчикам восемь франков. Как должны распределить между собой эти восемь франков два первых пассажира, если стоимость каждого из восьми блюд одинакова?
Поскольку третий пассажир заплатил за обед 8 франков, то, если счесть его плату справедливой, обед надо будет оценить в 24 франка, а, значит, каждое блюдо - в 3 франка.
В таком случае первый пассажир внес еды на 15 франков, а второй – на 9 франков. Значит, первому пассажиру следует взять 7 франков, а второму – 1 франк.
Площадь озера, покрываемая одной кувшинкой, каждый день увеличивается вдвое. Через месяц покрытой оказывается вся поверхность озера. За сколько времени покроют все озеро две растущие кувшинки?
На второй день кувшинка принимает размер двух кувшинок. Поэтому две кувшинки покроют озеро за месяц минус один день.
Трое путешественников прибыли на постоялый двор, где решили заночевать. Свободной оказалась лишь одна комната с тремя кроватями, за которую хозяин запросил 30 франков. Поэтому каждый путешественник заплатил по 10 франков.
Позднее, подсчитывая выручку, хозяин вспомнил, что за комнату следовало взять не 30, а только 25 франков. Он послал мальчика отнести пять монет по одному франку путешественникам. Но мальчик по ходу дела взял свои чаевые и вручил каждому путешественнику по одному франку, оставив себе два франка.
Итак, каждый путешественник заплатил за ночлег по 9 франков, а два франка мальчик оставил себе. Но трижды девять плюс два – это 29. Куда же делся один франк?
Форма, в которую облечено условие задачи, выбрана так, чтобы запутать читателя; на самом же деле никакой проблемы тут нет. 30 франков, которые заплатили путешественники, распределились следующим образом: 25 франков осталось у хозяина, 2 франка забрал себе мальчик и 3 франка вернулось к путешественникам.
В один стакан налито вино, а в другой – такое же количество воды. Из стакана с вином берут чайную ложку вина и переливают ее в стакан с водой. Затем, как следует перемешав содержимое стакана с водой, берут чайную ложку смеси и переливают ее обратно в стакан с вином. Чего при этом оказывается больше – вина в воде или воды в вине?
Если количество жидкостей в стаканах после переливаний осталось одинаковым и было обменено одинаковое количество жидкости, то и распределение воды и вина разным быть не может.
На улице однажды встретились два бывших одноклассника, и между ними состоялся такой диалог.
– Привет!
– Привет!
– Как дела?
– Хорошо. Растут две дочери, дошкольницы ещё.
– А сколько им лет?
– Ну‑у‑у… Произведение их возрастов равно числу голубей у нас под ногами.
– (посчитав голубей под ногами) Этой информации мне недостаточно!
– Старшая похожа на мать.
– Вот теперь я знаю ответ на свой вопрос!
Поскольку ответ стал ясен после получения дополнительной информации, значит, до того существовала неоднозначность, несмотря на то, что второй одноклассник знал, чему равно произведение возрастов дочерей первого одноклассника (мог пересчитать голубей).
Рассмотрим все варианты, при которых появляется неоднозначность после первого ответа:
Второй одноклассник увидел 6 голубей, и тогда дочерям 1 и 6 или 2 и 3 года. Но тогда дополнительная информация о том, что одна из дочерей старше, не приводит к нахождению единственного подходящего варианта и второму однокласснику пришлось бы задать дополнительный вопрос.
Второй одноклассник увидел 4 голубя, и тогда дочерям 2 и 2 (они близняшки) или 1 и 4 года. И вот тут информация о том, что одна из дочерей старше, приводит к единственному возможному варианту – 1 и 4 года.
Любое другое количество голубей нельзя получить произведением двух чисел меньше или равных семи двумя равными способами, а значит другие варианты произведения не привели бы к неоднозначности. Соответственно, единственный подходящий вариант – 1 и 4 года.
Ян и Мария полюбили друг друга, общаясь только через интернет. Ян хочет отправить Марии обручальное кольцо по почте – чтобы сделать предложение. Но вот беда: возлюбленные живут в стране Клептопии, где любая посылка, передаваемая по почте, обязательно будет украдена – если только её не заключить в ящик с навесным замком.
У Яна и Марии много замков, но отправить друг другу ключи они не могут – ведь ключи тоже будут украдены. Но им все-таки удалось решить данную проблему и Мария надела отправленное Яном по почте обручальное кольцо. Что они сделали?
Ян отправляет Марии кольцо в запертом на замок ящике. Мария, получив посылку, вешает собственный замок.
Затем коробка снова отправляется Яну. Тот открывает свой замок собственным ключом и вновь адресует посылку с единственным оставшимся запертым замком Марии. А у девушки есть к нему ключ.
В тёмной комнате стоит стол, на котором лежат 50 монет. Вы их не видите, не можете пощупать (чтобы изучить рельеф монеты), но можете перемещать и переворачивать. И главное, точно знаете: 40 монет изначально лежат орлом вверх, а 10 – решкой.
Ваша задача – разделить деньги на две группы (не обязательно равные), в каждой из которых должно быть одинаковое количество монет решкой вверх.
Разделите монеты на две группы: в одной 40, в другой 10. Теперь переверните все деньги из второй группы.
Перед вами стоит три банки с рисом, гречкой и их смесью. Названия на каждой банке перепутаны. Вам можно достать только одно зерно. Как определить, в какой банке находится рис?
Нужно достать зерно из банки с подписью «Смесь». Все названия точно ложные, поэтому эта банка либо с рисом, либо с гречкой. Остальные банки определяются методом исключения.
Врач выписал вам рецепт: принимать «Антиболин» и «Выздоровин» по одной таблетке утром и вечером. При этом нельзя выпить две таблетки одного вида утром, а другие две – вечером. Вы достали четыре таблетки на день, но они перемешались и выглядят одинаково. Как выпить таблетки по указанию врача?
Разделить таблетки пополам и выпить половинки утром и вечером.
Комментарии (52)

MadridianFox
09.10.2025 06:26Что-то не так в задаче про бабушкины помидоры. Чисто логически - было потеряно несколько процентов воды, но вес помидоров уменьшился вдвое.
Имхо должно быть (100 - 1) * 0.98 + 1 = 98.2
blik13
09.10.2025 06:26Там всё так. Я чаще встречал эту задачу с арбузами.
Если у вас будет 1 кг сухого вещества, а общая масса 98.2 кг, то воды 97,2 кг, а это влажность 98,98%.

sergodimitr98
09.10.2025 06:26Тут просто всё дело в восприятии, потому что логично было бы, что про потерю половины массы только продавцы на рынке расскажут, но тут дело в том, что помидоры состоят на 99% из воды, и оставшийся 1% это мякоть, вес которой в данном случае не меняется, будет равен всегда 1кг, исходя из этого выходит, что-то вроде этого:
- 100 кг - изначальный вес, где 99 кг - вода, 1 кг - мякоть
- Х кг - вес к вечеру, где воды теперь стало 0,98% от общего объёма, который теперь у нас Х, следовательно кг мякоти теперь у нас составляет 2% от общего объёма, и дальше только математический расчёт уравнения из начала старшей школы
0,02*x=1кг, x=1/0,02=50кг.
MadridianFox
09.10.2025 06:26Тут просто всё дело в восприятии
Скорее даже в расставлении акцентов. Я вот сначала подумал про то что вечером воды стало 98% от изначального объёма воды, а не от общей массы помидоров.
А так, да, признаю, зря быканул

SlFed
09.10.2025 06:26В летний солнечный день вы входите в комнату, где возле окна на столе стоит бутылка темного стекла с водой. Солнечные лучи из окна падают на бутылку, окно закрыто. Находящиеся в комнате задают вам вопрос :
- Почему сторона бутылки обращенная к солнцу холоднее противоположной ?Правильный ответ дам через час :)

Alexandroppolus
09.10.2025 06:26перед моим входом в комнату, бутылку развернули на 180?

marsel84 Автор
09.10.2025 06:26Думаю, тут как-то нужно использовать информацию о том, что бутылка из темного стекла

Alexandroppolus
09.10.2025 06:26Вот что вспомнил: задача про волка и зайца. Заяц плавает в лодке по круглому озеру и прямо сейчас находится в его центре. Волк на берегу. Волк бегает в 4.6 раза быстрее скорости лодки, но заяц бегает быстрее волка, ему достаточно выбраться на сушу, чтобы сбежать. Как зайцу причалить к берегу, чтобы там не было волка?

myswordishatred
09.10.2025 06:264.6
Кажется, с таким значением никак.
А нет, впрочем, заяц должен двигаться со световой скоростью прямо к краю озера, противоположному волку, и сделает это за r / c. Волк превысить световую скорость не может, придётся бежать полуокружность за (pi * r) / c. Таким образом, съесть зайца не успевают.

myswordishatred
09.10.2025 06:26никак
Впрочем
Выбираем точку, которая противоположна местоположению волка. На другом конце диаметра, короче говоря, который через волка и зайца проходит Волку придётся выбрать направление, чтобы побежать к ближайшей точке. Тогда мы начинаем грести в другом направлении.
Но тут получаются какие-то кривые, угловые скорости, полярные координаты, а конкретно считать такое я уже морально не готов.

Akina
09.10.2025 06:26Сначала заяц выплывает на окружность, по которой он может двигаться с той же угловой скоростью, с которой волк бегает по берегу, причём заяц держится максимально далеко от волка - т.е. на прямой, включающей центр озера, и с противоположной от волка стороны. А затем плывёт к берегу по прямой. Волк побежит в определённую сторону - соответственно заяц поплывёт не по радиусу, а с отклонением в другую сторону. И вот тут нужно считать, есть ли такая прямая траектория, по которой зайцу хватит времени, чтобы свинтить, или нет. Задача на поиск максимума, при аналитическом решении достаточно замороченная, но вполне решаемая.

Alexandroppolus
09.10.2025 06:26И вот тут нужно считать, есть ли такая прямая траектория
Ну собственно да, задача об этом. Эта прямая идет по касательной к "малой" окружности (радиуса R/k, где k - во сколько раз волк быстрее лодки), на которую заяц выходит в первом этапе. И там, составив несложное уравнение, определяем предельное максимально возможное k, оно будет 4.6033..., некое иррациональное число

Akina
09.10.2025 06:26Эта прямая идет по касательной к "малой" окружности
А вот в этом я несколько сомневаюсь. Представим, что мы эту траекторию повернём на некий весьма малый угол. В этом случае в области точки высадки мы можем считать старый и новый пути параллельными, а сегмент берега - прямым отрезком. Тогда дополнительный путь, который надо (или если вертеть против часовой - то наоборот, не надо) проплыть зайцу, есть фактически один из катетов треугольника, тогда как дополнительный путь для волка - гипотенуза этого треугольника. И далеко не факт, что соотношение катета и гипотенузы превышает соотношение скоростей волка и зайца.

Alexandroppolus
09.10.2025 06:26Вот, прикинул. Если нигде не ошибся, то касательная дает оптимальный результат.

Малая окружность - куда заяц доплыл на первом этапе, теперь он в точке В, волк в точке А, угол АОВ чуть меньше 180 (ровно 180 не получится, это предел), значение
х- угол ВОС в радианах, далее они стартуют одновременно и встретятся в точке С (волк по синей линии, заяц по красной). Мы определяем числоК- во сколько раз волк быстрее лодки, в зависимости от углах, то естьК(х). Значение х от 0 до чуть меньше Пи/2. Радиус малой окружности равен 1, большой - К. Длина пути волкаL = K * (Pi + x), а длина пути зайца, по теореме косинусов,d = sqrt(1 + K^2 - 2K * cos(x)). Из соотношения скоростей должно бытьL = K*d, далее подставляем формулы, сокращаем, решаем кв. уравнение, в итоге получилосьK = cos(x) + sqrt(-1 + (cos(x))^2 + (Pi + x)^2)Я просто вбил эту формулу в wolframalpha, экстремум оказался как раз при x = 1.35047..., при этом К = 4.60334..., ну и легко посчитать, что угол АВС равен 90 гр. для этих значений

Kanalja
09.10.2025 06:26На собесе была задачка легкая:
Если Вы находитесь в доме, где все окна выходят на юг, то какого цвета будет медведь, проходящий мимо?
(Ответ - белого, т.к. находимся на северном полюсе)
Akina
09.10.2025 06:26Вы никогда не видели домов, у которых с трёх сторон из четырёх НЕТ окон, да?
Кстати, именно на северном полюсе белых медведей нет. Они туда просто не добираются.

rybakolbasa
09.10.2025 06:26В исходном варианте задачи был охотник, который ходил вокруг полюса. Но даже там ответ "Белого" был не единственным.

CaptainFlint
09.10.2025 06:26Перед вами стоит три банки с рисом, гречкой и их смесью. Названия на каждой банке перепутаны.
Неудачная формулировка. "Перепутаны" обычно подразумевает случайное перемешивание и не гарантирует, что каждая наклейка обязательно окажется на на чужой банке.

marsel84 Автор
09.10.2025 06:26Но тут перепутаны НА КАЖДОЙ. Поэтому правильных быть не может.

CaptainFlint
09.10.2025 06:26Ну вот лично я воспринял это как синоним "на всех". Дескать, с каждой банки сняли наклейку, все три перемешали, и налепили как попало обратно, никак не контролируя, что получилось. И дальше я безуспешно ломал голову, пока не сдался и не прочёл ответ, и оказалось, что условие было понято неправильно. Было обидно, что из-за такой мелочи лишился удовольствия решить задачу.
Скажем, в задачах про лжецов всегда явно подчёркивают, что этот человек не просто лжец в "обиходном" смысле, а что он в принципе неспособен ни разу сказать правду, и это существенный фактор. Здесь такого подчёркивания не было, и поэтому воспринимается как случайный выбор вместо гарантированного несоответствия.

Dudarion
09.10.2025 06:26В задаче про вино и воду ответ неправильный.
В стакан с водой мы добавляем целую ложку вина, а в стакан с вином добавляем ложку со смесью. Значит, вина в воде оказывается больше, чем воды в вине

CaptainFlint
09.10.2025 06:26Но из этой целой добавленной ложки мы часть вина уносим обратно в составе смеси.

Dudarion
09.10.2025 06:26Пусть ложка будет составлять 10% изначального объема жидкости в стакане. Жидкости назовем А и В.
1) Изначально в стаканах [1A, 0B] и [0A, 1B]
2) Переливаем из одного в другой ложку, получаем [0.9A, 0B] и [0.1A, 1B]
3) Переливаем обратно. Берем ложку из второго, в ней [0.01A, 0.1B], добавляем ее в первый, получаем [0.91A, 0.1B]. Во втором остается [0.99A, 0.9B]
Итог: относительные концентрации близки, но разные

CaptainFlint
09.10.2025 06:26Переливаем обратно. Берем ложку из второго, в ней [0.01A, 0.1B]
Неправильно, у вас в сумме тогда получится 0.11, а ложка у нас объёмом 0.10. И результирующие объёмы жидкости в стаканах у вас получаются разными (1.01 в одном, 0.99 в другом).
Поэтому на самом деле обратно у нас переливается 0.10 в пропорции 10:1, то есть [1/110 A, 10/110 B]. И в стаканах окажется: [9/10+1/110 A, 10/110 B] = [100/110 A, 10/110 B]; и [1/10-1/110 A, 1-10/110 B] = [10/110 A, 100/110 B]. Видим, что соотношение получилось одинаковое.

marsel84 Автор
09.10.2025 06:26Тут нужно просто внимательно следить за перемещениями воды и вина. В начале уровень воды и вина одинаковый, в конце тоже. Каждый раз мы перемещали одинаковое количество жидкости (чистой или смеси). Значит, стакан условно можно поделить на две части - чистая жидкость (до определенного уровня) и смешанная жидкость (ложка). если в одной из ложек концентрация одной из жидкостей больше - то объем этой жидкости превысит первоначальный, что противоречит здравому смыслу)

Dudarion
09.10.2025 06:26Правильно, каждый стакан можно поделить на две части - чистая жидкость и то, что налили из другого. Объем будет одинаковый, но концентрация налитого будет разная. Значит и итоговоая концентрация жидкостей тоже будет разная

marsel84 Автор
09.10.2025 06:26Чтобы лучше понять ход рассуждения, попробуйте рассмотреть частный случай, когда ложка - это ровно половина стакана. Берем ложку вина, переливаем в стакан с водой и перемешиваем. Потом набираем ложку смеси. Какое в ней будет процентное соотношение?
Когда получите ответ, попробуйте рассмотреть объем ложки как одну четвертую стакану. Найдите общую закономерность. Она и описана в ответе.

myswordishatred
09.10.2025 06:26частный случай, когда ложка - это ровно половина стакана
Гораздо проще тогда уж посчитать ложкой весь стакан. Вот уж где точно не ошибёшься.

Akina
09.10.2025 06:26Не нужно ни за чем следить. Достаточно исследовать конечное состояние.
Изначально - воды 1 в первом стакане, и 0 во втором. Соответственно вина - 0 в первом и 1 во втором.
Финально - в первом стакане X воды, суммарный объём в стакане равен 1, значит, вина там 1-X. Тогда во втором воды 1-X (ведь суммарно воды - 1, как и было изначально), а вина 1-(1-X)=X.

marsel84 Автор
09.10.2025 06:26Ну так это и написано в решении. Вам, например, понятно. Кому-то нет. Полезно посчитать и прийти к этой простой мысли.

Akina
09.10.2025 06:26Нет, не это. В решении дан только финальный вывод, а его обоснование настолько скомкано и перекручено, что ИМХО его проще считать вообще отсутствующим.
Akina
Это НЕ логические, а обычные расчётные, математические, задачи.
Условие не гарантирует, что вы попадаете в комнату с лампами до того, как они все остынут. Т.е. в общем случае ответ неверный.
Во-первых, в задаче не определено, в каком возрасте ребёнок идёт в школу. Во-вторых, старшинство не гарантирует разного возраста. В общем случае ответ неверный.
marsel84 Автор
Касательно задач, не являющихся чисто логическими, тут я с Вами, конечно, соглашусь. Но логику для их решения подключать не возбраняется)
Касательно двух комнат - сложно представить, что комнаты с выключателями и лампочками расположены настолько далеко друг от друга, что не хватит нескольких минут, чтобы перейти из одной в другую (но тут наверно нужно было уточнить, что комнаты находятся рядом). К тому же, вопрос предполагает наличие определенного реалистичного решения, которое и можно озвучить.
Касательно возраста дочерей. Допустим, Вы не знаете, до скольки лет можно не идти в школу. Какие новые решения Вы можете предложить?
То, что старшинство не гарантирует разного возраста - верно. Но раз по условию задачи второй одноклассник после уточнения сказал, что теперь знает правильный ответ, говорит о том, что первый одноклассник в понятие разного возраста вложил однозначный смысл - разное количество лет.
Akina
Есть постулат: всё, что не описано явно, может быть как угодно. Комнаты рядом, но щёлкать вы будете сегодня, а в комнату с лампами пойдёте завтра. Это НИКАК не противоречит условию задачи и не вступает в конфликт ни с какой информацией из условия. Но ваше решение, увы, не подходит.
Если в школу идут с 10 лет, то есть решение 3+3 и 1+9.
Это совершенно не гарантирует, что он получил правильный результат. Детям по 2 года, но одному 2 года и 1 месяц, а другому 2 года и 11 месяцев. НИЧТО в этом случае не противоречит никаким фактам из условия - но ответ неправильный.
Я уж не говорю о варианте, что первый сказал так потому, что это двойняшки, и одна дочь родилась на полчаса раньше другой. Старше? несомненно.
-------------
В задачах нельзя высасывать дополнительную информацию из пальца и выдавать её за истину.
Hardcoin
Однако такого постулата нет. Могли бы вы как-то подтвердить его существование?
AgentFire
У меня ощущение, что его необходимость как будто бы очевидна.
Hardcoin
Это ложное ощущение. Если попробуете копнуть вглубь, то ощутите это.
Попробую проиллюстрировать. Предположим, вы читаете в учебнике по физике задачу. Мяч падает с высоты 80 метров. Сколько времени длилось падение?
В задаче не описана явно планета, на которой это происходит. Не описано, происходит ли это на суше или под водой. Что вы напишете в решении? «Недостаточно данных»?
konst90
С одной стороны вы правы, а с другой - смысл задач на логику как раз в том, чтобы не просто механически взять число из задачи, взять число из справочника и посчитать. А в том, чтобы подумать, прокрутить в голове разные варианты... И вот оказалось, что решений-то больше одного.
Hardcoin
Больше одного, это вы какое решение имеете ввиду? 9 лет и 1 год? Когда в школу идут с десяти?
Слишком натянутое решение, никто не будет всерьёз считать, что в школу с 10 лет идут.
Если вы про какое-то другое решение (с дробными числами или ещё как), то скажите, что за решение.
konst90
В порядке бреда - в Хогвартс идут с 11 лет :)
myswordishatred
Про такой подход на хабре есть замечательный пост
marsel84 Автор
Тут ключевое - второй одноклассник ответил, что знает ответ и мы принимаем это за правду. Если бы рассматривался вариант с одногодками разного возраста, он бы так не ответил а затребовал бы еще пояснений. Возможность неверных рассуждений заранее бы оговаривалась. Ну а про школу с 10 лет это уже перебор. Можно как-то заподозрить возраст 8 лет, но уж точно не больше.
Однако, спасибо за критические замечания! Нужно всегда быть начеку)
Akina
То, что второй одноклассник думает, что он знает правильный ответ, никак не гарантирует, что его ответ правильный на самом деле. И если мы говорим именно о логике, то она-то как раз и не позволяет нам совершенно безосновательно, на основании наших ничем не подтверждённых суждений, отбросить такую ситуацию, пусть даже её вероятность и мала.
На каком основании-то? Вы пытаетесь накидывать варианты, когда известно как сторонний наблюдатель, обладающий информацией обеих сторон, а не только той, что известна второму. Второй решил, что они не одногодки, потому что есть старшая и младшая - но ведь это не абсолютно, и я уже озвучил вариант, когда при одинаковом возрасте в годах они однозначно различимы по старшинству.
Для современной России - да.
Hardcoin
Если мы говорим о логике, то мы не можем отбросить и существование больцмановского мозга, а значит ни одного из учеников вообще не существует, а ситуация нереальна.
Не говоря уж о том, что вам могли просто соврать об условиях - при таких логических посылках вообще ни одну задачу решить будет нельзя.
axion-1
Лампа накаливания остывает несколько минут, можно даже успеть добежать до соседнего здания. Мне в этой задаче другой момент показался неинтуитивным. В условии должно быть сказано что переключатели имеют положение вкл/выкл, т.е. с их помощью можно установить конкретное состояние лампочки, а не просто сделать инверсию.