Вступление

В современном рекрутинге, как и в жизни, существуют свои семь смертных грехов, которые HR-специалисты совершают ежедневно. Эти ошибки не только портят репутацию компаний, но и обжигают доверие талантливых кандидатов. Разберём главные грехи, которые убивают имидж работодателя и мешают строить крепкие отношения с будущими сотрудниками.

10 смертных грехов HR

Первый - Безразличие

Полный игнор - главный грех в коммуникации с кандидатами. Это не просто абсурд - это активное разрушение доверия к вашей компании. В огромном количестве компаний обрабатывается менее 50% откликов (общую статистку не нашёл, эта на основе постов и статей соискателей. Если знаете где найти пишите в комментарии!).
Когда кандидат не получает ответа, у него формируется впечатление, будто компания не ценит людей даже на самом базовом уровне, не ценит их время. В эпоху социальных сетей и отзывов это быстро превращается в плохие отзывы и репутационные потери. При нынешних технологиях автоматизации и массовой рассылки стандартных ответов это не просто упущение - это признак непрофессионализма и пренебрежения. HR-отделы могут легко масштабировать обработку без потери качества, если настроить процессы и инструменты.

Дополнение: Еще хуже - ответ приходит спустя недели или месяцы. Это не ответ, а издевательство. Недавно получил подобный шаблонный ответ от 19 августа:

Спасибо за интерес к вакансии! Мы ценим ваше желание работать с нами, но уже закрыли эту позицию.

Возможно, скоро снова появится подходящая для вас позиция - можете подписаться на вакансии компании, чтобы не пропустить.

С уважением, {hrName}

Сам HH рекомендует не ждать отзыв на отклик дольше пяти дней

Второй - Шаблонность

Шаблонные ответы от hh и прочих ботов. Я не говорю, что автоматические ответы это сразу плохо. Плохо когда они идентичны у всех компаний и выглядят как копипаст из базы hh, это сразу видно и вызывает раздражение. Неужели так сложно потратить две минуты и сделать уникальный автоматический ответ? Это сразу повысит привлекательность вашей компании для кандидатов и репутацию в их глазах.

Вот шаблон, который используют все HR на сегодняшний день:

Отказ

{firstName}, здравствуйте!

Большое спасибо за интерес к вакансии! К сожалению, сейчас мы не готовы пригласить вас на следующий этап. Ценим ваше внимание и будем рады получать ваши отклики на другие позиции.

{hrName}

Третий - Лживость

Вопросы кандидатам в чате от бота, но представляется как сотрудник-человек. Это не просто кринж - это подрыв доверия и повод думать, что компания скрывает свою неискренность. В таких случаях хочется ответить "напиши код на питоне для обхода двоичного дерева". Лучше честно сказать, что отвечает бот, чем создавать ложные ожидания и сбивать с толку кандидатов.

Действительно, N A N O Hire
Действительно, N A N O Hire

Хотя сейчас всё чаще вижу, как боты действительно представляются ботами

Четвертый - Навязчивость

Звонок без предупреждения. Базовое поведение HR должно быть таким - сначала отправить сообщение с предложением созвониться, а не настойчиво звонить с неизвестных номеров. Сейчас такое количество скам-звонков, что я зачастую уже вообще не поднимаю трубку от рандомных номеров.

Дополнение: Очевидно, что предварительное сообщение позволяет подготовиться и настроиться на диалог, что увеличивает качество коммуникации.

Пятый - Бездействие

Отсутствие фидбека после собеседования. Это уже более высокий уровень безответственности и неуважения, ведь происходит он уже после реального знакомства. Не устроил собес? Ответь, что вы не подходите своим стандартным шаблонным ответом. Потратить 30 секунд на вежливый отказ - элементарная этика и вклад в репутацию компании.

Обещали фидбек через 3-4 для - десять дней прошло
Обещали фидбек через 3-4 для - десять дней прошло

Дополнение: Положительный или отрицательный фидбек - неважно. Любой ответ, даже отказ, оформленный с уважением, формирует положительный опыт.

Шестой - Хаос

Несогласованность в коммуникации - один из самых подрывающих доверие факторов в процессе найма. Когда один HR говорит мне об одном, а другой - о совершенно ином, начинают закрадываться сомнения в адекватности этих людей и профессионализме компании. Такое расхождение может касаться не только условий работы или этапов отбора, но и элементарных деталей, например, времени интервью, требований к вакансии или статуса заявки.
Чтобы избежать этого, необходимо выстроить прозрачную и чёткую внутреннюю коммуникацию между всеми участниками процесса - от рекрутеров до HR-руководителей. Важно, чтобы информация была централизованно доступна и регулярно обновлялась, а сотрудники получали одинаковые инструкции по взаимодействию с кандидатами. Такой подход не только минимизирует путаницу, но и укрепляет доверие, что особенно важно в конкурентной борьбе за талантливых специалистов.

Седьмой - Жадность

Устройство и помощь в прохождении собеседований кандидатам, которые согласны материально поддержать за это нанимающего HR - это по своей сути преступление. Состояние рынка найма сегодня в целом в значительной степени обусловлено использованием стратегий по заработку денег с кандидатов. Менторы, HR, собеседующие, "хакеры найма" - все работают в связке для усложнения процесса найма, создания иллюзии (или уже реальности), в которой без откатов занять какую-либо позицию без появления седых волос практически невозможно.

Восьмой - Тягомотина

Длительный и непрозрачный процесс отбора - одна из главных причин потери интереса кандидатов к вакансии. Когда решение затягивается на недели или даже месяцы без каких-либо уведомлений. Это приводит к разочарованию и может заставить кандидатов отказаться от дальнейших коммуникаций или негативно отзываться о компании. Современный кандидат ценит не только саму работу, но и уровень уважения, с которым к нему обращаются. Для многих работодателей это какой-то неразрешимый парадокс: как это, он нанимается ко мне, но требует уважения?
Качественный HR понимает, что прозрачность процесса - это важный элемент профессионализма. Регулярные обновления о статусе заявки, четкие сроки и объяснения причин задержек помогают сохранять доверие и показывают, что компания дорожит людьми и их временем. Это создает позитивный опыт, даже если кандидат в итоге не проходит отбор, и способствует формированию положительного имиджа работодателя на рынке труда.

Девятый - Отсутствие эмпатии

HR часто забывает, что по другую сторону - живые люди. Думаю, всем известно, что идеальный HR - это социопат, который имеет отличный эмоциональный интеллект, т.е. понимает, что чувствует человек, но сам при этом эти эмоции на себе не ощущает. Недостаток эмпатии ведёт к шаблонным и холодным коммуникациям.

Нашёл забавный текст про то, кто такой идеальный HR по мнению самих HR:

Самый главный инструмент - не рот, а уши. Настоящий HR сначала 100% слушает, а потом уже говорит.

Он не ищет «просто кандидатов», он ищет ту самую недостающую деталь в пазле команды. Когда находит - сияет, как ребенок, нашедший последний кусочек пазла с изображением неба.

Он не дает несбыточных обещаний, зато честно говорит о возможностях и трудностях.

Он может снять напряжение шуткой, разрядить обстановку, всех заставить делать зарядку, прийти на работу с любимой мягкой игрушкой и посмеяться над собой.

Т.е. они сами понимают, что нужно делать, но...

Десятый - Игнор негатива

HR часто пренебрегают мониторингом и работой с негативными отзывами, что в разы усиливает репутационные проблемы. Все знают тг каналы, в которых пишутся отзывы на компании, собеседования и т.д. Много видели там обработки этих отзывов? Я видел пару раз, один же раз HR завёл там скандал. Видимо думал, что это поможет исправить проблему.

Заключение

Эти десять смертных грехов трудно простить как HR, так и рынку труда. Чтобы компания сохраняла статус привлекательного работодателя, на которого хочется работать (если это вообще возможно), HR должен исправить эти ошибки, вернуть уважение и доверие к людям и строить прозрачные, человечные процессы. Проблема в том, что для этого нужно изменить не только свои рабочие навыки, но и саму личность, что уже не так просто.

Комментарии (9)


  1. blik13
    20.10.2025 11:34

    Семь смертных грехов HR

    10 смертных грехов HR

    Что-то пошло не так...


    1. AllNicknamesAreBusy
      20.10.2025 11:34

      Когда перепутал грехи с заповедями


  1. SvetlanaDen
    20.10.2025 11:34

    Любые цифры хорошо влияют на прочтение. Плюсую за находчивость! Каждый захотел написать, что насчитал 10, а не 7 грехов.


    1. blik13
      20.10.2025 11:34

      Ну вот прочитали и что? Статья из детсада какие плохие эйчары не облизывают всех желающих.


  1. SvetlanaDen
    20.10.2025 11:34

    Я лично HR могу простить все. Особенно отсутствие эмоциональной вовлеченности. Мы к нему не на исповедь идем.


    1. winkyBrain
      20.10.2025 11:34

      Сложно не согласиться. С одной стороны сам неоднократно сталкивался с неприятными ситуациями, когда не то что отклик не смотрят, а написал везде по всем возможным каналам связи, имеешь оверподходящий узконаправленный стек и интерес к нему, а компания как раз начинает развивать направление - и всё равно игнорище. Неприятно. А с другой стороны сейчас на вакансии по 500+ откликов, и если бы я сам был на месте рекрутера, то хз, как бы это всё разгребал руками, да так, чтобы каждому уделить достаточно внимания.


  1. olku
    20.10.2025 11:34

    HR нужно контролировать ибо они могут иметь большое влияние на компанию. В отличие от главбуха, который несёт материальную ответственность, HR может случайно или намеренно толкать к идиотическому взрыву или кадровому голоду без последствий для себя. Если вся работа эта публикация постов и оценка резюме по ключевым словам, то такое действительно лучше алгоритмизировать для исключения человеческого фактора, описанного в статье.


  1. Pkgc
    20.10.2025 11:34

    "Когда кандидат не получает ответа" - ему пофигу, у него нет времени на то, чтобы сидеть и строчить отзывы в сеточках.

    "Еще хуже - ответ приходит спустя недели или месяцы" - вообще до фонаря. На самом деле, можно матчить компанию и учитывать дату отклика соискателя... Но что это я, соискатель занят обидами и отзывами.

    "Шаблонные ответы от hh и прочих ботов" - см. выше. Я сам пишу такие же +- шаблонные отклики, просто у меня шаблонов больше, и я поумнее. А так - пусть хоть бот мне ответит, хоть бомж, моя мини-цель: получить ответ.

    "Вопросы кандидатам в чате от бота, но представляется как сотрудник-человек" - в чём проблема отвечать шаблононным же отказом с обоснованием, что на все вопросы, касающиеся трудовой деятельности дадите ответы на собеседовании?

    "Звонок без предупреждения" - согласен, за это надо гвоздь в голову забивать. Правда, столкнулся с этим ровно 1 раз, но там было бинго: в 19 часов, ещё и с предложением пообщаться на выходных.

    "Отсутствие фидбека после собеседования" - пора бы уже привыкнуть к тому, что до вступления в трудовые отношения вы никому не должны, и вам никто не должен.

    "Несогласованность в коммуникации" - тут я не знаю, ни разу не оказывался в ситуации, чтобы hr было больше 1.

    7 - тут тоже ничего не скажу, не бывал в таких ситуациях.

    "Когда решение затягивается на недели или даже месяцы без каких-либо уведомлений" - ну и ладно. Если нет четких дедлайнов - либо вы не умеете общаться, либо, если дедлайн просрочен - 1 напоминание, даётся 2-3 дня hr-у, и досвидоний. Вам работу надо найти, или сидеть разочарованным?

    9 - вовсе до лампочки. До фонаря. Пофигу. Hr - это не супруг, чтобы эмпатии ждать. По работе больше с ним тоже сталкиваться никто не будет.

    Резюмируя, скажу: много надуманных обид. Вы просто ищете работу. Это как ходить по рынку в поисках картошки: какой-то продавец вам не понравится, какой-то не скажет, когда открывается ларёк, какой-то ответит шаблонно и без эмпатии. ...а вам нужна картошка.


    1. sten65
      20.10.2025 11:34

      резковато :), но согласен.