1. Заявки на регистрацию: новости vs реальность
Новостные каналы регулярно публикуют сообщения о регистрации товарных знаков международных брендов в Роспатенте, вызывая надежды на их возвращение. Например:
Компания McDonald's подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака («Макдоналдс»), пишет «РИА Новости» со ссылкой на соответствующие документы ведомства.
... Под товарным знаком «Макдоналдс» компания хочет производить, продавать и доставлять еду и напитки и заниматься ресторанной деятельностью.
(Источник: паблик «Раньше всех. Ну почти.»)

подана 28.12.2024
Но проходят месяцы — а возвращения так и нет. Сценарий повторяется с десятками брендов: заявка подана, СМИ сообщают о «возвращении», компания выпускает опровержение. Цикл повторяется — заявки продолжают поступать.
Вот ещё некоторые из таких "свежих" заявок на товарные знаки:

Зарегистрирован по заявке №2024756503
подана 23.05.2024
Зачем тратить деньги на регистрацию, если не собираешься работать в стране? Передумывают в последний момент — или дело в другом?
Причина проще и практичнее: правовая страховка.
2. Почему бренды продолжают регистрировать товарные знаки
Компании снижают правовые риски. Главный из них — досрочное аннулирование за неиспользование: если знак не применяется три года подряд, любое заинтересованное лицо может инициировать прекращение охраны. Судебная практика пока не поддерживает массовое оспаривание знаков ушедших брендов, но стратегия “на всякий случай” работает: лучше перестраховаться заранее.
Норма установлена п. 1 ст. 1486 Гражданского Кодекса РФ:
«ГК РФ Статья 1486. Последствия неиспользования товарного знака
1. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение трех лет...»
При этом инициировать аннулирование заинтересованное лицо может:
«не ранее чем по истечении трех лет с даты государственной регистрации товарного знака»
То есть оспорить неиспользуемый знак можно не раньше, чем через три года после его официальной регистрации.
Использование знака — обязанность правообладателя. Если он не используется, возникает риск аннулирования — но не раньше чем через три года с даты регистрации. Плюс время экспертизы заявки (около года): в сумме новая регистрация даёт бренду порядка четырёх лет форы. За это время геополитическая ситуация может измениться, и опция возврата останется открытой — без потери контроля над товарным знаком. А если нет — можно подать ещё одну заявку.
3. Выводы
Логика действий ушедших компаний становится понятнее: новая заявка — это не подготовка к немедленному возврату, а страховка от потери прав на четыре года вперёд. Кто-то когда-то действительно вернётся — но пока это лишь управление рисками и сохранение свободы выбора на будущее.
... а вдруг и правда возвращаются? ?
Хотите самостоятельно отследить заявки мировых брендов? Поможет инструкция в статье “Айсберг регистрации товарного знака: что упускает быстрый поиск и вскрывает полноценная проверка”.
Остальные разборы и наблюдения из мира интеллектуальной собственности — в канале @patentmafia
Комментарии (8)

autoanswerzzz
28.10.2025 12:06может просто пытаются защитить потребителя от мошеничества - в суде он будет более защищён



woodiron
Это дорога в одну сторону, или наши бренды тоже могут поддерживать свои марки в других странах? Если это дело под санкциями, то должна быть зеркальность, на мой взгляд.
patattorney Автор
Интересный вопрос! Ситуация действительно асимметричная.
14-й пакет санкций ЕС ввёл запрет на приём новых заявок на товарные знаки и патенты от российских заявителей. При этом продление уже существующих товарных знаков остаётся возможным.
А вот вводить ли такой запрет зеркально — вопрос неоднозначный. И вот почему.
Система регистрации товарных знаков защищает не только права заявителей. Защита товарных знаков делает рынок цивилизованным. Представьте: российская компания регистрирует знак Samsung для электроники. Кто от этого выиграет? Что мы получим? Потребители столкнутся с недобросовестным поставщиком — добросовестные компании не присваивают чужую репутацию, а строят свою. Репутация известного бренда будет разрушена. Выигрыша от такой ситуации нет ни для кого.
Для патентных прав запрет имеет логику: он не даёт недружественным компаниям блокировать использование технологий в стране.
Но с товарными знаками такие меры бьют прежде всего по нам самим. Есть и ещё один момент: такие санкции снижают инвестиционную привлекательность страны. Какой смысл локализовывать производство там, где у вас могут изъять права на собственный бренд?
woodiron
Спасибо. Тут конечно возникает вопрос, а есть ли у нас производства с зарегистрированными товарными знаками на Западе, которые жалко потерять. Разве что авто - Камаз на ралли побеждал, может быть ещё что-то крупное. Всё-равно, когда пойдёт потепление - а оно неизбежно, никто уже не будет помнить наши бренды, так что придётся создавать новые.
patattorney Автор
Тем, кому это принадлежит, наверняка потерять жалко)
Провёл сейчас поиск. В Европейском союзе есть по крайней мере 5239 регистраций товарных знаков от российских компаний.