1. Заявки на регистрацию: новости vs реальность

Новостные каналы регулярно публикуют сообщения о регистрации товарных знаков международных брендов в Роспатенте, вызывая надежды на их возвращение. Например: 

Компания McDonald's подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака («Макдоналдс»), пишет «РИА Новости» со ссылкой на соответствующие документы ведомства.

... Под товарным знаком «Макдоналдс» компания хочет производить, продавать и доставлять еду и напитки и заниматься ресторанной деятельностью.

(Источник: паблик «Раньше всех. Ну почти.»)

Заявка на товарный знак McDonald's от 2024г.
Заявка на товарный знак McDonald's от 2024г.

Заявка №2024847234

подана 28.12.2024

Но проходят месяцы — а возвращения так и нет. Сценарий повторяется с десятками брендов: заявка подана, СМИ сообщают о «возвращении», компания выпускает опровержение. Цикл повторяется — заявки продолжают поступать.

Вот ещё некоторые из таких "свежих" заявок на товарные знаки:

Заявка на товарный знак UNIQLO от 2025г.
Заявка на товарный знак UNIQLO от 2025г.

Заявка №2025806752

подана 30.09.2025

Заявка на товарный знак ZARA от 2025г.
Заявка на товарный знак ZARA от 2025г.

Заявка № 2025793336

подана 03.09.2025

Заявка на товарный знак TOYOTA от 2024г.
Заявка на товарный знак TOYOTA от 2024г.

Заявка № 2024824806

подана 23.10.2024

Зарегистрированный товарный знак Starbucks от 2025 г.
Зарегистрированный товарный знак Starbucks от 2025 г.

Товарный знак №1086004

Зарегистрирован по заявке №2024756503

подана 23.05.2024

Зачем тратить деньги на регистрацию, если не собираешься работать в стране? Передумывают в последний момент — или дело в другом?

Причина проще и практичнее: правовая страховка.

2. Почему бренды продолжают регистрировать товарные знаки

Компании снижают правовые риски. Главный из них — досрочное аннулирование за неиспользование: если знак не применяется три года подряд, любое заинтересованное лицо может инициировать прекращение охраны. Судебная практика пока не поддерживает массовое оспаривание знаков ушедших брендов, но стратегия “на всякий случай” работает: лучше перестраховаться заранее.

Норма установлена п. 1 ст. 1486 Гражданского Кодекса РФ:

«ГК РФ Статья 1486. Последствия неиспользования товарного знака

1. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение трех лет...»

При этом инициировать аннулирование заинтересованное лицо может:

«не ранее чем по истечении трех лет с даты государственной регистрации товарного знака»

То есть оспорить неиспользуемый знак можно не раньше, чем через три года после его официальной регистрации.

Использование знака — обязанность правообладателя. Если он не используется, возникает риск аннулирования — но не раньше чем через три года с даты регистрации. Плюс время экспертизы заявки (около года): в сумме новая регистрация даёт бренду порядка четырёх лет форы. За это время геополитическая ситуация может измениться, и опция возврата останется открытой — без потери контроля над товарным знаком. А если нет — можно подать ещё одну заявку.

3. Выводы

Логика действий ушедших компаний становится понятнее: новая заявка — это не подготовка к немедленному возврату, а страховка от потери прав на четыре года вперёд. Кто-то когда-то действительно вернётся — но пока это лишь управление рисками и сохранение свободы выбора на будущее.

... а вдруг и правда возвращаются? ?

Хотите самостоятельно отследить заявки мировых брендов? Поможет инструкция в статье “Айсберг регистрации товарного знака: что упускает быстрый поиск и вскрывает полноценная проверка”.

Остальные разборы и наблюдения из мира интеллектуальной собственности — в канале @patentmafia

Комментарии (8)


  1. woodiron
    28.10.2025 12:06

    Это дорога в одну сторону, или наши бренды тоже могут поддерживать свои марки в других странах? Если это дело под санкциями, то должна быть зеркальность, на мой взгляд.


    1. patattorney Автор
      28.10.2025 12:06

      Интересный вопрос! Ситуация действительно асимметричная.

      14-й пакет санкций ЕС ввёл запрет на приём новых заявок на товарные знаки и патенты от российских заявителей. При этом продление уже существующих товарных знаков остаётся возможным.

      А вот вводить ли такой запрет зеркально — вопрос неоднозначный. И вот почему.

      Система регистрации товарных знаков защищает не только права заявителей. Защита товарных знаков делает рынок цивилизованным. Представьте: российская компания регистрирует знак Samsung для электроники. Кто от этого выиграет? Что мы получим? Потребители столкнутся с недобросовестным поставщиком — добросовестные компании не присваивают чужую репутацию, а строят свою. Репутация известного бренда будет разрушена. Выигрыша от такой ситуации нет ни для кого.

      Для патентных прав запрет имеет логику: он не даёт недружественным компаниям блокировать использование технологий в стране.

      Но с товарными знаками такие меры бьют прежде всего по нам самим. Есть и ещё один момент: такие санкции снижают инвестиционную привлекательность страны. Какой смысл локализовывать производство там, где у вас могут изъять права на собственный бренд?


      1. woodiron
        28.10.2025 12:06

        Спасибо. Тут конечно возникает вопрос, а есть ли у нас производства с зарегистрированными товарными знаками на Западе, которые жалко потерять. Разве что авто - Камаз на ралли побеждал, может быть ещё что-то крупное. Всё-равно, когда пойдёт потепление - а оно неизбежно, никто уже не будет помнить наши бренды, так что придётся создавать новые.


        1. patattorney Автор
          28.10.2025 12:06

          Тем, кому это принадлежит, наверняка потерять жалко)

          Провёл сейчас поиск. В Европейском союзе есть по крайней мере 5239 регистраций товарных знаков от российских компаний.


  1. patattorney Автор
    28.10.2025 12:06

    +


  1. autoanswerzzz
    28.10.2025 12:06

    может просто пытаются защитить потребителя от мошеничества - в суде он будет более защищён


    1. patattorney Автор
      28.10.2025 12:06

      Заботятся о нас, несмотря на санкции? Что ж, наверняка)


  1. patattorney Автор
    28.10.2025 12:06