Фудшэринг, каршеринг, ТВшэринг, шэринг новых идей про шэринг — очевидно, что очень скоро технологии потребления войдут в новый цикл, который и определит структуру бизнеса на ближайшие несколько лет. Человечество хочет потреблять гораздо больше ресурсов, чем способно купить, и, кажется, оно нашло альтернативный выход, как можно будет действовать при всё возрастающих потребностях, помимо всемирного погружения в пучину кредитов. Со дня на день лично я ожидаю появления стартапов с sharing-ом друзей или бабушек, домашних животных или рабочих мест (на период отпуска).

image

Все логично. Никому из нас не нужна постоянно в руках ложка, когда мы ей не едим. Также, думаю, никто из нас не в восторге от того, что до 50% площади каждого коридора в каждой квартире занимают вещи, которые мы не хотим надеть на себя вот прямо сейчас. Ну и уж совсем мало кому в голову придет после похода в театр отвезти в багажнике всех понравившихся актеров к себе домой с мыслью: «Пусть полежат, возможно, завтра утром захочется пересмотреть этот спектакль заново». Человек не может и не обязан становиться единоличным хозяином всего, что увидят его глаза или до чего сможет дотянуться его рука — и повсеместное внезапное осознание именно этого факта говорит о новом этапе взросления всего человечества.

image

Предположим, однажды, ввиду такой всеобщей уберизации, выпадут из тренда все интернет-магазины, предлагающие нам слишком невыгодную сделку по постоянному хранению у себя кучи вещей, необходимых всего несколько раз в жизни. Дом человека перестанет быть складом хлама и запасов еды, а станет пространством для отдыха, творчества и общения.

Возможно, на место стандартных магазинов придут некие службы развоза\обмена\взаимодоставки, где сами потребители будут готовы создавать новые связи и запускать обменные процессы неиспользуемой техники. И вопрос, который в связи с этим меня занимает больше всего: «А готово ли к такому витку прогресса самое слабое звено в этой цепи — сам человек? Сколько из нас с вами уже сегодня готовы к тому, чтобы не только брать любой существующий в мире ресурс в аренду, но и переформатировать свой существующий бизнес, чтобы занять лидирующие позиции на завтрашнем рынке?»

Готовность — это ведь не столько наличие материальных ресурсов для проведения глобальных изменений в бизнес-процессах и системе складирования, сколько смелость провести перестройку в собственном и только собственном сознании. К примеру, почти на каждой конференции и симпозиуме по проблемам и перспективам e-commerce на все лады смакуется мысль о том, что ключевым для сегодняшнего потребителя становится фокус вовсе не на цене схожего с конкурентами товара, сколько на времени его доставки, а также в легкости и простоте дальнейшего сервиса. И всеобщий вывод о том, что сегодня именно качество доставки в перспективе дает куда большую лояльность, чем скругленная по всем гайдлайнам кнопка на сайте — он крайне разумен и перспективен, да. Но что же происходит, когда люди расходятся по своим рабочим местам после симпозиумов, не все ли остается по-прежнему?

Аналитические возможности крупных сайтов с легкостью позволяют предсказывать уже сейчас: кто из нас и какой именно новинкой заинтересуется через полгода-год при первом же появлении ее в продаже. Возможность подержать товар в руках задолго до появления осознанного интереса или совершения оплаты — должна быть доступна не только десятку известных на всю страну блогеров, но каждому честному обывателю. Именно возможность взять и покрутить товар — способна дать настолько взрывной рост продаж, который никогда не даст ни один эксперт по дизайну или UX. Но сколько всем нам придется ждать реализации этой идеи в большинстве интернет-магазинов — 10 лет, 15, 25?

А ведь мир никогда еще не видел такого охвата различными средствами коммуникации с возможностью мгновенного совершения сделок. Это совершенно точно новый опыт для всех для нас, расшатывающий фундамент текущей экономической модели с доминированием частной собственности.

Да, и все грядущие проблемы будущей sharing-эпохи тоже видны уже сегодня невооруженным глазом — недоверие к окружающим и взращенное предыдущими эпохами острое чувство собственности к неиспользуемым ресурсам. Причем не только к предметам — но и к людям. «Это же мой ребенок, это же моя бабушка, это же мой бывший муж!!!»

Все мы в своих мыслях все еще владеем другими людьми, и автор данного текста не исключение — мысль о том, что тебе полностью принадлежат несколько самодостаточных личностей — греет душу куда сильнее, чем обладание даже самыми навороченными гаджетами. И этот атавизм прошлого, пожалуй, на сегодня является самым последним препятствием на пути прогресса.

image

Но от роста шэринговых стартапов уже сейчас никуда не скрыться. Как все-таки хорошо, что самые ценные вещи на свете: воздух, солнце, мама — достаются каждому из нас совершенно бесплатно.

Комментарии (16)


  1. CommiesZar
    18.02.2016 19:19

    Наибольший эффект будет достигнут, если расшаривать автомобили. Как выйду из дома — невозможно до остановки дойти, все тротуары забиты припаркованными авто. Но это будет возможно только тогда, когда полностью допилят автопилот, и можно будет сделать так, чтобы по нажатию кнопки, автомобиль, припаркованный где-то далеко, сам приезжал ко мне во двор.


  1. Liquidos
    18.02.2016 19:19

    А что делать с брезгливостью? Неужели небрезгливых так много, что движение шэринга набирает обороты?


    1. SunX
      19.02.2016 15:28

      Ну Вы же не ходите в ресторан со своими тарелками и приборами? Есть много вещей, на которые у большинства людей брезгливость не распространяется. Конечно, я бы не стал шарить свои трусы и зубную щетку (и еще некоторый список вещей), но вот тот же перфоратор или фотоаппарат — вполне мог бы, даже парой табуреток мог бы поделиться на время, все равно 99% времени они стоят без дела.


      1. Liquidos
        19.02.2016 18:28

        Ресторан дорожит своей репутацией, поэтому там посуда чистая, за этим следят. Не дай бог, кто-то начнёт распространять грязные во всех смыслах слухи.

        А какую гарантию дадут незнакомые люди, с которыми вы поделитесь табуретками? Вы никогда не узнаете, какие части тела (и в каком количестве одежды) побывали на ваших табуретках. Что чесал незнакомый фотограф, прежде чем взяться рукой за ваш фотоаппарат? Какие детали заменил незнакомый строитель в вашем перфораторе? (Это уже немного из другой оперы, но по теме)

        Я, возможно, просто пока не могу понять перспектив. Навскидку, не могу ничего придумать эдакого "безопасного" для личной гигиены хотя бы, чем я согласился бы постоянно делиться с незнакомцами.


        1. SunX
          19.02.2016 18:42

          Ну естественно компания, которая все это организует должна будет все (или хотя бы большинство) таких моментов как-то предусмотреть. Например обязательная дезинфекция табуретки после использования (компанией, для надежности, а не человеком, кто это брал в пользование) и пломбы на оборудовании.
          Впрочем, как я понимаю, пока стоит говорить не столько о том, что я бы дал кому-нибудь попользоваться, а что бы я, вместо того, что бы купить, лучше взял бы попользоваться за некоторое вознаграждение. Многие вещи нужны очень редко, те же инструменты (большинство из). Тот же перфоратор нужен только на время ремонта, потому многие вместо его покупки лучше бы взяли его в аренду, если бы это, в итоге оказалось сильно дешевле для них.


          1. Coriander
            19.02.2016 22:46

            У меня на табуретках и стульях кот сидит. И лучше вам не знать, где он ещё ходит.


            1. SunX
              24.02.2016 14:42

              У меня самого есть несколько котов, так что хоть точно я про Вашего и не знаю, но вполне могу предположить :)


  1. Canep7
    18.02.2016 19:19

    Опоздали лет на 100. Подобными идеями давно уже пылали коммунисты и во времена сразу после революции массово устраивали тотальный шеринг всего, включая женщин. Время показало, что такое баловство народу вовсе не нравится.


  1. tadevush_torba
    19.02.2016 09:30

    Даже не знаю реально ли это всё, мы ведь такие странные приматы со своей фигней в биосе…


  1. vxd_dev
    19.02.2016 15:12

    Шеринг — это, конечно, хорошо, но вот мне, например, свою квартиру все равно хочется, хотя и не сказать, что на съемной плохо жить. Тоже с машиной. Насчет перестройки сознания — после общежития не хочется снова в это возвращаться (было очень похоже на коммунизм из комментария выше). Не знаю насколько это типично для всех людей, но оценивая по себе, считаю, что шеринг будет работать только, если нет возможности купить что-то свое.


    1. Coriander
      19.02.2016 15:30

      Редко у кого есть возможность купить квартиру в каждом городе, а путешествовать любят многие