В данной статье мы выясним, почему связи важнее всего, что придет на смену BigData и что такое «колесо сансары» применительно к вашему бизнесу.

image

Любые разрозненные факты, если представить их схематично в виде точек, являются просто небольшими проблесками знания на белом фоне неизведанного и неопределенного. Эти точки выглядят просто некими погрешностями на фоне общего графического изображения тотального незнания ситуации.

image

Но если эти же самые факты мы сможем объединять в некие логические связи, используя причины и следствия, пересечения множеств, и другие разнообразные последовательности, то область незнания постепенно отступает под натиском человеческого разума. Более того, связи между россыпью фактов позволяют нам делать новые выводы, позволяющие мысли двигаться в определенном направлении и даже делать прогнозы появления новых фактов в пустоте незнания (выставления очередной точки на белом фоне).

image

Так и только так формируется человеческое знание — мы самостоятельно ставим в белой пустоте все больше и больше новых точек-фактов, используя именно связи между предыдущими. Так, собственно, человек и прошел свой путь от кремниевого топора до Кремниевой долины.

Сегодня многие адепты BigData ратуют за то, чтобы собирать громадные массивы данных, оперировать гигантскими базами для поиска связей и на этом основании формировать полноценную картину мира, практически без белых пятен незнания. Само по себе это замечательно, но вызывает сомнение единственный вопрос — кто и как будет проставлять логические связи между фактами? Как машина сможет, допустим, на основании этого набора данных сделать вывод о модных трендах российской обуви?

— В X веке большинство жителей Ростова носило лапти;
— В XV веке большинство жителей Ростова носило лапти.

Что же будет носить подавляющее большинство жителей Ростова в 21 веке? Лапти!

Перед нами примитивный пример того, что факты сами по себе бесполезны, также, как и бессмысленный «машинный» поиск связей и совпадений между ними. Но если в системе существует алгоритм, в котором заранее человеком прописано, что помимо исторических данных нужно поискать информацию об ассортименте обувных магазинов 21 века в соседних городах, то перед нами уже открывается шанс сделать адекватный прогноз и правильно поставить новую точку знания. Только придуманный человеком заранее алгоритм оперирования и фильтрации данных и дает шанс использовать всевозможные факты на пользу бизнесу, достигая с их помощью конкретной цели.

До создания этого алгоритма человеком и до помещения человеком его в машинный код — машина, обладая даже всеми знаниями на свете — не будет способна корректно их использовать в нужных нам целях. В ненужных — возможно.

Тут же хочу немного успокоить многих взволнованных мамочек и пояснить постоянно растущий хайп на тему «учите своих детей программированию с пеленок». Да учите, но не одному-двум языкам из тысяч существующих — а логическому мышлению. Учите умению рассуждать в формате процессов, исходных и конечных данных, требований и задач. Учите оперировать информацией в любых форматах и применять ее должным образом.

Настоящий программист не тот, кто напишет говнокод, но любой человек, который как раз и способен на основании исходных данных сформулировать четкий и однозначный алгоритм действий для достижения требуемой цели кратчайшим путем, пусть даже устно и непечатными словами. В этом плане, на мой субъективный взгляд, лучшие программисты — это сержанты и прапорщики в армии, а вовсе не оккупировавшие коворкинги хипстеры.

Сегодня существует большое количество специалистов по Метрике и Аналитике, собирающих и анализирующих громадное количество данных. Таблицы, диаграммы, графики и «пироги» являются отличным примером использования примитивной версии БигДата. Однако, окончательное решение о том, как именно использовать полученные данные — принимает всегда другой человек, не тот, кто составлял аналитический отчет — а некто, видящий картину целиком и имеющий стратегическое видение задач. Кстати, зачастую, глядя в одну и ту же табличку, разные эксперты делают совершенно разные выводы и планируют абсолютно противоположные действия. Потому что разный жизненный опыт сформировал в их головах различные алгоритмы использования одних и тех же знаний.

Но уже сейчас я вижу дальнейшую тенденцию превращения эпизодических точек БигДаты через графы связей БигАлгоритма в некое бесконечное колесо сансары в вебе. Ведь человек, пока он жив, — обладает потребностями всегда, в каждую секунду своего бытия. Однако, пока влияние на него информационных систем крайне эпизодично и отрывочно — ну там разовое уведомление, ну ответная реакция на его поисковый запрос, ну благодарность «Спасибо за покупку» — не более того. Все остальное время человек предоставлен сам себе, а все собранные о нем знания и логические связи — «пылятся» в базе данных бесполезным грузом.

Эгоизм и внутреннее противоборство между различными бизнесами не позволяет информационным системам бесконечно предсказывать и бесконечно же отвечать на постоянно изменяющиеся потребности пользователя.

Например, девушки старше 24 лет после покупки авиабилета в Таиланд, как правило, переходят к выбору отеля, а девушки младше 24 лет — к покупке нижнего белья. Значит, умный сайт и должен их перенаправлять дальше по пути потребностей. Более того, первая группа после заказа отеля — начинает выбирать поблизости кафе, а вторая группа — уже ищет знакомства в Тиндер, вот и еще один переход. Далее, первые закупают набор вещей для отпуска для ребенка. Вторые же — исследуют отзывы про тайские кафе и рестораны, и так до бесконечности — система, после совершения собственной продажи, не имеет права бросать пользователя — а обязано постоянно передавать эстафету (имея с этого свой %, разумеется).

image

От рождения до самой смерти, от комплекта новорожденного до бронирования места на кладбище — непрерывный поток взаимодействий с юзером на основании его прошлых выборов. Виртуальное колесо сансары — это когда любое действие запускает новую цепочку алгоритмов, не позволяя человеку выйти из этого потока.

Для всех, кому не понравился мой нарочито попсовый стиль изложения, многоуважаемый Станислав Макаров написал все-все то же самое, но умным и научным языком.

Спасибо за внимание!

Комментарии (5)


  1. Raegdan
    04.03.2016 12:55

    С чего вы взяли, что военные всегда делают всё кратчайшим путём? Напротив, у них есть огромный ресурс бесплатного труда в виде солдат. В таких условиях можно разбрасываться затратами как угодно, результат всё равно скорее всего получится. Если что-то в армии и может воспитать способность оптимизировать — это служба рядовым, а никак не командиром. Оптимизировал решение поставленных задач — поспал сэкономленный на этом час, допустим.


    1. Keyten
      05.03.2016 23:56

      Круглое — тащить, квадратное — катить.


  1. sim2q
    04.03.2016 23:00

    Ну раз уж вы упомянули Сансару, то хотелось бы заметить, что этот термин в оригинале ещё и синоним слов: несовершенство и страдание… Но отнють не "безвыходность" или невозможность разорвать [порочный] круг. Может вы и хотели донести что нельзя бросать пользователя и следует помочь ему и на следующих этапах, но термин на мой скромный взгляд — не совсем подходящий:)


  1. doktr
    05.03.2016 15:49

    Сегодня многие адепты BigData ратуют за то, чтобы собирать громадные массивы данных, оперировать гигантскими базами для поиска связей и на этом основании формировать полноценную картину мира, практически без белых пятен незнания. Само по себе это замечательно, но вызывает сомнение единственный вопрос — кто и как будет проставлять логические связи между фактами?
    С помощью машинного обучения: регрессионных моделей, нейросетей, SVM, различных методов классификации и кластеризации и т.д. Без этого всего одна лишь голая BigData ничего интересного и полезного для бизнеса и потребителя не даст. Поэтому адептам BigData ничего другого не остается — либо продолжать кропотливо собирать и хранить данные для специалистов машинного обучения, либо самим этими специалистами становиться.


  1. Throwable
    08.03.2016 17:29

    Колесо Сансары — хороший термин в плане, что периодически один технологический пузырь сменяет другой, но суть при этом не меняется. Колесу бизнеса нужно вертеться, а для этого нужно свежее мясо и мозги. Вот зреет очередной новомодный пузырь под названием БигДата. И на паровоз спешит куча инвесторов, провайдеров, аферистов, работяг, просто левых людей, желающих срубить бабла на подъеме. Тот же самый сценарий постоянно повторяется: пузырь доткомов сменил вебдваноль, затем бум социальных сетей, мобильных приложений. Теперь вот Бигдата. Разрекламируют идею, сформируют пищевую пирамиду, срубят бабла с бизнеса. Затем начнет все потихоньку загибаться: заказчики не сообразят как их бигданные сконвертировать в бигденьги, подоспеют юристы с исками о защите персональных данных и тайне частной жизни, запретными законами отреагируют правительства… и очередная пирамида рухнет.