Выбери жизнь. Выбери работу. Выбери карьеру. Выбери семью. Выбери телевизор с большим экраном. Выбери стиральную машину, музыкальный центр, автомобиль и электрический консервный нож. Выбери здоровый желудок, зубы и медицинскую страховку. Выбери недвижимость и аккуратно выплачивай взносы. Выбери свой первый дом. Выбери друзей. Выбери курорты и шикарные чемоданы. Выбери костюм-тройку в самой лучшей фирме из самой дорогой материи. В свой выходной выбери диван, чтобы развалиться и смотреть отупляющее шоу. Набивай брюхо всякой всячиной. Выбери загнивание, в конце концов, и со стыдом вспомни подонков, которых ты заложил, чтобы выбраться самому. Выбери своё будущее. Выбери жизнь. Но зачем мне всё это? Я не стал выбирать жизнь, я выбрал кое-что другое…

Сегодня быть визионером-футурологом довольно удобно. Согласитесь, приятно давать долгосрочные прогнозы, анализировать, делать далеко идущие выводы, прославлять изобретателей и инженеров, находящихся на самой передовой прогресса, — при этом не гарантируя ничего конкретного и не отвечая рублем за собственные прогнозы хотя бы в виде пари с читателем.

Не скрою, я сам обожаю читать подобные статьи, впадая в мир грез о великом и прекрасном будущем: без войн, голода, зависти и рекламы. Стоп, кажется, тут ошибся. Ни один визионер всерьез не верит, что мир однажды сможет избавиться от такого порока как реклама, настолько краеугольным камнем всех существующих моделей бизнеса она выглядит. Реклама — это сегодня «матка» практически для всех продаж, а значит и денег в мире, и глупо было бы надеяться, что однажды положение дел измениться. Или все же нет?

Даже беглый взгляд на всю историю развития человечества говорит нам о том, что люди в процессе своего развития постепенно адаптировались к нескольким принципиально противоположным моделям существования и потребления. Речь здесь идет не столько о пятой, десятой, двадцать пятой технической революции, сколько о ментальных сдвигах в сознании, смене внутреннего мировоззрения, жизненных ценностей и вектора собственных желаний. Это больше, чем революция технологий, это сдвиг внутренних оценок и моделей поведения всего социума.

Например, еще 100 лет назад при повальной неграмотности никому бы не пришло в голову повсеместно коммуницировать с помощью написания текста. Невозможно было спрогнозировать никому из евангелистов эпохи Николая II, что всего через сотню лет люди захотят писать текст там, где можно быстро и удобно пояснить все словами.

Однако, вот уже сегодня всеми ведущими дизайнерами России раз и навсегда утвержден новый тренд: писать отныне априори проще, чем говорить, видеть и слышать. Так, например, чат-бот при приготовлении стейков уже однозначно считается более удобным и юзабельным решением, нежели чтение кулинарной книги или даже просмотр видеоуроков на YouTube.

Тренд 2016-2017: в любой непонятной ситуации — всегда делай чат.





И этот сдвиг в массовом сознании всегда случается в одночасье, ведь еще вчера вам казалось, что поговорить вживую с человеком — это крайне приятное времяпрепровождение, но внезапно наступает новый день и приходит четкое убеждение, что сегодня общение с мертвыми ботами, сериалы и одиночество — стали куда более точным и желанным описанием вершины общечеловеческого комфорта.

Точно также, описывая мир будущего с сегодняшних позиций, потребностей и оценочных суждений — будет невозможно предсказать тренды будущего. Эта ситуация больше всего напоминает мне любой фильм про будущее, в котором люди из 25 века обсуждают человеческие войны и в качестве примера приводят картинки именно II Мировой. Не войны римлян с парфянами, не взятие Кутузовым Измаила, не битву за галактику Пояс Андромеды.

И носят пиджаки. И говорят по-английски. И, разумеется, не вживляют в себя 10 ног, 25 рук, 3 головы или метровый член. Сразу становится очевидно, что мышление сценаристов ограничено сегодняшним днем и они даже не в состоянии реально оценить потенциал и уровень мышления и ассоциаций у будущих поколений. Рамки настоящего — как линия горизонта. Ярчайший пример тотальной зашоренности сознания сегодняшним — на видео:



Итак, ассоциативный тип мышления играет с человечеством злую шутку, погружая возможное БУДУЩЕЕ — в существующую сегодня (но гарантированно архаичную уже через 20-30 лет) систему ценностей, упирая на еще большую ударную силу рекламы, пропаганды, пиара и информационных потоков на обычный человеческий мозг потребителя.

Реклама на улицах, в играх, в кино, даже в суррогате живого общения в чат-ботах — весь мир якобы будет одной сплошной рекламой, мудро дозирующей саму себя своим подданым, как раньше вождь племени мудро распределял доли добычи своим охотникам по их заслугам. Иного пути со своей точки обзора мы просто не видим. Так ли это?

image

Давайте предположим, что ценность рекламы в любом виде и формате: нативной, адаптивной, корпоративной — со временем резко снизится, то есть обычные люди устанут от нее очень быстро. Да они уже устали, они уже не хотят, чтобы им предлагали, навязывали, толпились у них перед глазами, и заставляли ежесекундно: выбирать, выбрать, выбирать…

Если человеку прошлого делать ключевой выбор в своей жизни, оказывающий влияние на всю его последующую судьбу, приходилось лишь пару раз в жизни, и то в самые экстремальные моменты, то уже сегодня, буквально каждые три секунды нам предлагают “изменить жизнь к лучшему”, “выйти из зоны комфорта”, обновить свой статус, ранг, имидж, привычки и модель потребления. Практически каждые 3 секунды это происходит, и ни один человек биологически не готов к такому напору, да и никогда не станет готов к такому вечному стрессу, какие бы прошлые данные о нем не хранили на своих БигДата серверах.

Первоначально, исторически и, извините, анатомически, всем людям нужен более высокий статус в собственном племени, а показное потребление всех остальных продуктов — лишь следствия данной исходной причины. И тут вступает в силу обычное правило: “Куда эффективнее работать с самой порождающей причиной, чем мучительно навязывать обществу ее суррогатные производные”. То бишь — дать человеку его статус, и навешивать уже все шмотки и причиндалы сообразно тому образу (персонажу), которого сам потребитель из себя формирует.

Такое поведение будет ассоциироваться у вас со знакомой со страниц истории ситуацией, когда во Франции 17 века статус “дворянина” выбирали себе все желающие, кто мог держать шпагу, не хотел сеять и пахать и особенно — не желал жить долго и умереть старым и больным. Там разовый выбор статуса и определял всю дальнейшую судьбу человека — его одежду и стиль общения, круг друзей и рацион питания, перечень выполняемых задач и реестр доступных женщин. Вот собственно и все, более не требовалось выходить из зон комфорта и жаждать изменить свою судьбу: делай что можешь — и получай что заслуживаешь.

Сегодня все больше и больше людей сходятся во мнении, что будущее — за сервисами по подписке. Это не только ежедневный рацион питания, но и потребление духовной пищи в виде подписки на фильмы и сериалы — это выбор своего образа целиком, всей сущности.

Допустим, типичный хипстер-веган, дабы сохранить свой круг общения и упрочить авторитет в нем, получать все новые лайки и респекты — просто обязан выглядеть определенным образом, потреблять определенный медиа-контент, совершенно однозначно проводить свой досуг и иметь строго определенную профессию.

Подобные же законы существуют и в любом другом социуме: адидасовские штаны и кепка определенного фасона, питание и любимая музыка, места отдыха и труда — также абсолютно четко формализованы внутри данного сообщества. И перепутать правила (понятия), появившись в кругу друзей в табуированном здесь образе хипстера-вегана из примера выше — это навсегда понизить свой социальный статус и лишить себя любых перспектив на престижный формат потребления в данном кругу.

Места рекламе здесь не остается — выбрав свой образ, сформировав своего персонажа, остается лишь делать то, что “положено”, стараясь нарушить как можно меньше неформальных правил.

image

Чтобы удерживаться на плаву в выбранном социуме, и не выпадать из регулярно меняющихся трендов, необходимы регулярные поступления новых товаров и услуг. Нив коем случае не в виде рекламных советов и возможных рекомендаций, а в виде единственно возможного шанса не отстать в гонке за лидерами.

Вывод: чем больше в мире будет рекомендательной рекламы — тем сильнее дезориентация общества и утеря единых целей и общего вектора. И наоборот, чем быстрее общество встанет на позицию доктора, выписывающего каждому свое уникальное лекарство для сохранения социального и душевного здоровья (в виде перечня потребления обязательных товаров и услуг) — тем скорее мир избавится от подростковых суицидов и всеобщей растерянности и беспомощности.

Почему я так в этом уверен, что решился даже оформить свои догадки в виде статьи?

Долгое время анализируя процесс формирования мужского сознания из подросткового в диких племенах, не испорченных еще воздействием рекламы, я пришел к ясному выводу, что отсутствие выбора у молодежи = отсутствию суицида.

Когда каждый подросток четко знает, что он может стать только великим воином, пройти строго определенные ритуалы и служить своему племени в узких допустимых рамках обычаев — он не истязает себя духовными метаниями, внутренними протестами и поиском своего Я.

За него его Я и Сверх-Я уже нашли мудрые старейшины наилучшим для всего племени образом. Так, дикие и необразованные люди достигают эффекта, почти невозможного в сегодняшнем обществе — каждый индивидуум не бесполезен в коллективе, но приносит пользу по максимуму собственных способностей.

image

Если верить, что история всегда движется по спирали, тогда мой прогноз в том, что на очередном витке цивилизация откажется от продажи и рекламы как таковой, избавив сверхзанятого человека, тонущего в потоках информации — от ежесекундного выбора и поиска собственного образа. Одежду, пищу, коллектив и моральные нормы пользователь будет получать сразу, целиком и по подписке на ближайшие 10-20-30 лет.

К чему я это все подвожу? По сути, к новым стандартам сверх-экономии конечных ресурсов. Ну а самым конечным и невосполнимым из всех существующих сегодня ресурсов — является время человеческой жизни. Увы.

И тратить его на выбор, на покупки, на посещения магазинов. на просмотр рекламы (которую уже нельзя просто закрыть крестиком) — преступно уже сейчас, а через 15 лет будет просто бесчеловечно. Пока user погряз в бесконечных и бессмысленных однообразных операциях и событиях, переключая бесконечные кнопки, чекбоксы, экраны, разделы, и упуская время собственной жизни сквозь пальцы в песок — говорить о существовании в мире usability всерьез просто неприлично.

Господин Тиньков уже сегодня уверен, что банки вскоре умрут. Но он не договаривает того, что очень скоро наверняка отомрут и деньги (включая криптовалюты), и магазины, и поиск по сайтам — как слишком времязатратные операции. При чуть более адекватном распределении еды и жилья — уже сегодня можно было бы навсегда избавиться от всех голодных и бездомных на свете; а значит в скором будущем все поймут — что заработок себе пропитания и выплата ипотеки — не могут быть ключевыми целями и потребностями личности, идущей иной раз во вред всему остальному человечеству ради утоления собственной мнимой нужды (и фобии).

Сейчас остается лишь наблюдать, кто же первым сможет оказать помощь страдающему человечеству, выведя его из информационно-рекламной интерфейсной интоксикации?

Также рекомендую к прочтению: Что есть диджитал и что есть интерфейс между человеком и объектом его потребления
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (9)


  1. GreyhoundWeltall
    17.11.2016 11:59
    +8

    Невероятно сумбурный поток сознания. Прям как пятница пришла раньше.

    Почему вы уверены, что человека будет действительно устраивать предрешенность его жизненного пути на ранних этапах? Человечество от этого уходило на столько долго и мучительно, и еле-еле (минимально) добилось этого только «сейчас» чтобы от этого отказаться?

    Реклама тут вообще не при чем. По-настоящему занятые люди не тратят свое время на рекламу: они не смотрят телевизор, не читают популярные журналы и не «зависают» в соц.сетях. Если человек действительно многим занимается, то и распорядок дня планируется заранее (и даже не с сегодняшнего вечера на завтрашний день).


  1. natan555
    17.11.2016 12:35
    +2

    Вам бы успокоится и делом заняться, а не забивать себе голову вопросами, что о вас думают другие.


  1. lingvo
    17.11.2016 13:21
    +2

    Никто не хочет быть рабом, все хотят быть дворянами, ездить на Мальдивы, а не Крым и иметь Мерседес, а не Ладу.
    Обеспечить это ни сейчас ни в будущем общество не в состоянии. Разделить на касты? Где-то я это уже видел…


    1. Virtu-Ghazi
      17.11.2016 16:16
      +1

      Всё зло от обобщений.
      Я, например, не хочу быть ни рабом, ни дворянином (и даже хочу, чтобы таких явлений не существовало в современном мире), отдыхать хочу банально там, где устраивающий меня климат, уровень цен и сервис (и неважно, как это место называется и в какой оно стране), как называется моя машина, мне, по большому счёту, тоже всё равно, была бы доступной по стоимости и обслуживанию и пореже ломалась бы (хейтеры, на старт: новая Лада вполне отвечает этому запросу, включайте свои маршевые реактивные двигатели).


  1. Ezhyg
    17.11.2016 14:58
    +2

    > Ярчайший пример тотальной зашоренности сознания сегодняшним — на видео:

    Знаток! Развелось, куда ни плюнь.

    В этом отрывке совершенно о другом. Даже заголовок, вкупе с содержимым, уже говорит обо всём. Даже будучи вырвано из контекста серии, содержание отрывка говорит, как раз о незашоренности.


  1. P0WERMIC
    17.11.2016 15:08
    -1

    А мне ок, думаю, что все плюс-минус так и будет, если смотреть в разрезе власти корпораций, но все же в чем будет выгода? Я совсем не уварен, но капитализм отомрет, просто останется с 500 корпораций, которые будут глобальными и едиными для всех рынков.


  1. maslyaev
    17.11.2016 19:08

    Ситуация и правда складывается забавная. Весь общественный и экономический уклад ориентирован на удовлетворение потребностей, но технологии достигли такого уровня, когда оказываются удовлетворены ВСЕ материальные потребности (исключения составляют регионы, в которых единомоментное удовлетворение потребностей неизбежно приведёт к катастрофе). Экономика, развитие которой ориентировано на удовлетворение возрастающих потребностей, захлёбывается уже достаточно давно. Ну не может человек съесть больше, чем в него помещается и надеть на себя больше, чем он способен поднять. Ютиться тремя семьями в малогабаритной двушке плохо, но и по пять комнат на человека тоже незачем. Экономике приходится изворачиваться, выдумывая новые искусственные потребности и пытаясь убедить потребителя в том, что они у него есть.

    У гуманитариев господствует концепция, что способ существования человека — это удовлетворение потребностей. Они с удовольствием рисуют пирамиду Маслоу и многословно рассуждают о том, что мы всю жизнь только и делаем, что удовлетворяем потребности. И ничем больше не занимаемся, потому что ничего больше-то и нет. Удовлетворили первую ступеньку — лезем на вторую, и так далее, вплоть до макушки, где у нас какая-то загадочная самоактуальзация, которая тоже не что иное, как неудовлетворённая потребность.

    Если двуногое без перьев существо рассматривать как машинку для удовлетворения своих потребностей, то задача общества — позагонять всех на макушку пирамиды Маслоу и там зафиксировать. 8 миллиардов кадавров полностью удовлетворённых.

    Но юмор в том, что человек — вовсе не машинка для удовлетворения потребностей. Ни разу. Вообще неправильная постановка вопроса. В терминах удовлетворения потребностей можно более-менее адекватно описать только отдельные фрагменты происходящего, а всё остальное с треском вываливается из этой концепции. Даже написание мной вот этих букв — никакое не удовлетворение моих потребностей.

    Рано или поздно, придётся менять и концепции, и систему. Старая просто уже неадекватна изменившейся реальности. На что будет похожа новая — не знаю, и гадать не берусь. Очень не хотелось бы, чтобы она была похожа на ту, которая описана в посте, когда в начале пути человек делает один единственный выбор, кому (или чему?) навсегда продать свою душу.


    1. APLe
      17.11.2016 22:40
      +2

      Даже написание мной вот этих букв — никакое не удовлетворение моих потребностей.
      «Написание вами вот этих букв» — удовлетворение ваших потребностей в самоактуализации, верхний уровень пирамиды Маслоу.
      P.S. Написание мною этих букв — тоже, :-).


      1. maslyaev
        18.11.2016 11:35

        «Написание вами вот этих букв» — удовлетворение ваших потребностей в самоактуализации, верхний уровень пирамиды Маслоу.
        Так тоже можно сказать, но смысла в этом будет на полкопейки. В данном случае верхняя ступенька пирамиды — это что-то вроде статьи «Прочие затраты» в справочнике «Прочие расходы». Отстойник, который специально предназначен для того, чтобы туда сливать всё, что не укладывается в классификацию.

        Привлечение концепции «удовлетворение потребности» к рассмотрению этой ситуации — это привнесение лишней сущности. Оно ничего не добавляет, а только запутывает.