Кейс: обязательно дайте человеку руль — отправляется на свалку истории. Тяга к постоянному контролю за происходящим, тотальное недоверие машинам и алгоритмам — постепенно отмирает.

Дети и молодежь, уже воспитываемые на мультиках с говорящими машинками и самолетами, подсознательно уже готовы признать у машины не только интеллект, превосходящий человеческий, но настоящий разум и даже душу (наделенную доброй волей — это же мультики). И признав это подсознательно, ощутить готовность делегировать умной машине все то, что отнимает время или вызывает затруднения у самих.

image

Муки выбора

Мало что на свете также затрудняет и расходует моральные силы, как муки постоянного выбора. Выбора в том числе и внутри интерфейса при взаимодействии с любой инфосистемой. Выбора товара или услуги, дальнейшего действия или подписи к фото — это все ежедневно отнимает наши с вами время и силы. Поколение родившихся в прошлом веке пока еще не может окончательно доверить подбор оптимальной покупки целиком и полностью существующим интеллектуальным системам, тем самым постоянно раздувая пузырь ремламно-маркетингово бизнеса до немыслимых величин. Но люди нового тысячелетия уже способны спокойно делегировать всю рутину перебора возможных вариантов машинному алгоритму без каких-либо моральных мучений.
image

Первым о революционных переменах в психологии поколений догадался YouTube, сделав запуск следующего ролика автоматическим, не спрашивая пользователя лишний раз, вообще не доставая его лишним выбором. Возможно, лично вам это все еще не нравится? А ваши дети уже довольны — мультики идут своей чередой, запускаются сами, вот только реклама папиных “танчиков” постоянно мешает.

Вы все еще выбираете подарок своей жене на 8 марта, перелопачивая сотню сайтов и расходуя десяток часов? А ваша дочь уже наслышана про стартапы XXI века, где модные аксессуары привозятся по подписке, на время, с возможностью опробовать лично и оставить себе все понравившиеся после тест-драйва. Это уже не выбор как таковой, ведь сложный алгоритм выбрал целый имидж за покупателя. Для конечного потребителя такой бесконечный подвоз идеально подобранных магазином товаров — это просто возможность получить больше модных look-ов или веселых приколов за те же деньги.

image

Сегодняшний дикий хайп вокруг колец безопасности Nimb тоже основан на новейшем психологическом подходе к интерфейсам — жертва ведь не выбирает, кому именно она хочет отправить сообщение, какого рода, с какими эмодзи, нет. Умная система делает это сразу и всем. Не за горами кольцо для заказа любимой пиццы в 1 клик для тех, кто любит “как обычно”. Один мой знакомый вообще утверждает, что аналог брачного кольца для мужчин с тайным вызовом проститутки\любовницы простым разовым нажатием на тайное кольцо — взорвет рынок так, как ни одному НИМБу и не снилось.

image

Шутки шутками, но идея кнопки без интерфейса все больше будоражит умы самих передовых UX-исследователей, замеряющих эволюцию пользовательского опыта и подыскивающих все новые способы его удовлетворения.

Вот лишь несколько потенциальных вариантов использования интерфейсов нового типа с почти бездействующим пользователем:

Автомобиль с автопилотом, автодоставка на дом новой модели iphone сразу после презентации, телефон с автофотографированием ( и автоматическими тэгами) — самостоятельно делающий фото в Инстаграм каждые 5 минут, создавая тем самым хронологию каждого дня, которую с интересом можно будет полистать самому, еще раз вспоминая все события и лица, встретившиеся в течении трудного дня.

Правильно продавать билет

Чтобы еще раз наглядно проиллюстрировать, чего от современных интерфейсов и алгоритмом ждет бизнес уже сегодня, расскажу вам о поговорке еще одного из моих знакомых: “Говоря о чем бы то ни было, всегда продавайте туда билет”.

Предположим, человек только мельком заинтересовался объявлением о грядущем органном концерте или от скуки прочитал статью про Древнюю Грецию — и вот, современный бизнес хочет, чтобы уже сегодня, чтобы прямо тут же на почту или в мессенджер пользователю падал готовый билет в Афины или в филармонию на нужную дату. Не пригласительное. не маркетинговый спам с “зацепочками” — а готовый билет, который осталось только выкупить в любое время, после чего место забронируется.

image

Человек послушал песню в плеере — и тут же получил pdf-ку с возможностью посетить живой концерт данной группы такого-то числа. Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой — как не фантастично звучит, но взаимодействий именно такого уровня уже ждут от проектировщиков “здесь и сейчас”.

Бизнес и технологии уже готовы к этому, отстает лишь дизайн наших с вами морально устаревших интерфейсов.

Заключение

Создавая современный интерфейс, избавляйтесь от тяги давать рычаги контроля каждого шага замученному кнопочками и чекбоксами пользователю. Минимизируйте любые взаимодействия: подтверждения, выборы и всевозможные настройки, просто дайте человеку полноценного виртуального менеджера всех его проектов и повседневных дел, на которого многие психологически уже вполне готовы положиться.

Так искусственные алгоритмы впервые в истории человечества готовы полноценно заменять большинство сложнейших операций, на которые ранее люди тратили всю свою жизнь.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (34)


  1. PaulMaul
    27.06.2016 09:41
    +15

    > Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой

    Случайно увидел фривольную рекламу — и вечером в дверь твоей квартиры непрерывно звонят проститутки одна за другой.


    1. thatsme
      27.06.2016 11:24
      +1

      >Случайно увидел фривольную рекламу — и вечером в дверь твоей квартиры непрерывно звонят проститутки одна за другой.

      Будет хуже, если это будут люди в погонах, и тоже в очереди…


      1. cyberly
        27.06.2016 11:29
        +1

        >> Будет хуже, если это будут люди в погонах

        А они-то что продают?


        1. Zerotto
          27.06.2016 13:16
          +1

          Горящие путёвки в Магадан. Недорого!


          1. PaulMaul
            27.06.2016 13:21

            Это если реклама будет в школьной одежде, с бантиком и с глобусом в руках, — тогда точно в Магадан.


            1. SnowLoKu
              27.06.2016 14:32
              +1

              Жители Магадана могут не переживать.


        1. andrew_that
          28.06.2016 09:36

          Путевки в пансионаты, где все включено.


  1. Kanut79
    27.06.2016 09:48
    +3

    Сегодняшний дикий хайп вокруг колец безопасности Nimb тоже основан на новейшем психологическом подходе к интерфейсам — жертва ведь не выбирает, кому именно она хочет отправить сообщение, какого рода, с какими эмодзи, нет.


    Вообще-то насколько я понял очень даже выбирает. Только не в момент отправления сигнала, а заранее.
    Создавая современный интерфейс, избавляйтесь от тяги давать рычаги контроля каждого шага замученному кнопочками и чекбоксами пользователю. Минимизируйте любые взаимодействия: подтверждения, выборы и всевозможные настройки, просто дайте человеку полноценного виртуального менеджера всех его проектов и повседневных дел, на которого многие психологически уже вполне готовы положиться.


    Абсолютно верно. Только пожалуйста предупреждайте о таком заранее, сразу на главной странице и большими буквами. Чтобы люди вроде меня даже не пытались пользоваться такими вот "сервисами".


    1. lorc
      27.06.2016 15:11

      Подтверждаю. Раздражает эта новая мода убирать возможность настраивать приложение под себя. Почему-то с каждой новой версией гугл-карт, хенгаутсов, почты и т.д. возможности кастомизации всё меньше и меньше. Хотелось бы напомнить разработчикам историю среднего пилота ВВС США:

      Если вы проектируете кабину для среднего пилота, то в реальности она не будет подходить ни для кого.


  1. prostosergik
    27.06.2016 10:13
    +1

    Вспомнился одна старая повесть Владимира Малова «Семь пядей».

    Если за человека будет думать машина (или маркетологи), то сам человек думать отучится. Удобно для маркетологов, но ведет к деградации человека. Поэтому при покупке чего-либо я полностью вхожу в предметную область для того, чтобы мой выбор точно соответствовал моим потребностям за минимальные деньги.

    Если действовать по принципу «лайкнул фото — получил визу» или «заказал пиццу — и каждый день приносят новую», то мой дом был бы завален едой, электроникой, одеждой и грушками с верху до низу, и у меня были бы визы во все страны мира, и даже билет на Марс.


  1. GreyhoundWeltall
    27.06.2016 10:37
    +1

    Считаю это логику в корне неверной.
    Если идея отсутствия выбора и кнопки без интерфейса так нужна людям, почему андроид (который вполне не соответствует этой концепции, и при этом противопоставляется эпплу, который наоборот вполне соответствует) популярнее?

    Естественно приводить будущее к такому виду и упрощать все до полной невозможности выбора — грешная практика, ведь уже сейчас далеко не весь софт «удобен» как старый, и далеко не все можно подстроить под себя в полной мере.


    1. cyberly
      27.06.2016 11:18
      +1

      >> почему андроид… популярнее?

      Думаете, средняя стоимость телефона тут ни при чем?


      1. GreyhoundWeltall
        27.06.2016 19:05

        В тех же штатах ифон довольно дешевый аппарат. Мы же не сравниваем популярность в СНГ?


        1. cyberly
          27.06.2016 20:06

          Так он тут не самый дорогой, если сравнивать с аналогичными по ТТХ. Да и сколько бы он не стоил, если есть что-то другое, подходящее под чьи-то конкретные требования, но дешевле — какой смысл тратить лишние деньги?


  1. dmitry_ch
    27.06.2016 10:57

    Человек послушал песню в плеере — и тут же получил pdf-ку с возможностью посетить живой концерт данной группы такого-то числа. Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой — как не фантастично звучит, но взаимодействий именно такого уровня уже ждут от проектировщиков “здесь и сейчас”.

    Поругался с кем-то на улице — вечером уже зашел киллер обсудить подробности контракта?

    Не надо все усложнять и делать довольно тупые выводы.

    Неужели все лайкают только из искренней привязанности? Мне чаще видна другая модель — у тебя в ленте сотня-две-три людей, лайкаешь все мало-мальски симпатичное, они в ответ лайкают и тебя, а на выходе у всех хорошее настроение ("за что кукушка хвалит петуха", помните?), и психологическая возможность пообщаться уже о чем-то более интересном. Кстати, потому и нет кнопки «не-лайк», чтобы люди не плакали, что их в соцсетях не любят, и не сбегали оттуда.

    Вот что нужно было бы сделать, так это облегчить сознательное произведение неких действий. Скажем, я хочу в Испанию, но, чтобы получить загранник и визу в него, я должен пройти через несколько узаконенных унизительных процедур, которые занимают от месяца до полутора, и стоят денег. Сделайте получение разрешения на посещения страны быстрым (все равно обо мне ваша бигдата все знает и так), и недорогим — я не примину этим воспользоваться, и всем будет только польза. Но не надо связывать совершенно социальное действие «лайк» с довольно обременяющим действием запроса визы — последнее ляжет в личное дело куда большим грузом.


  1. Kanut79
    27.06.2016 11:02

    Просто всегда есть, были и будут люди которые предпочитают сами выбирать и принимать решения, а есть такие, которые предпочитают чтобы за них это делали другие. А уж кто там за них эти решения должен принимать, другой человек или какой-то алгоритм, это уже отдельный вопрос.


  1. cyberly
    27.06.2016 11:12

    Описанные кейсы, по большей части — просто очередные средства автоматизации вещей, которые кому-то неинтересны. Автовоспроизведение следующего клипа, автоподбор подарков, вот это все. В этом нет никакой революции, самому подходу уже черт знает сколько лет. Как автоматический отвод звукоснимателя на пластиночном проигрывателе в конце дорожки. Или как автовозврат каретки на печатной машинке при переводе строки. Или вот посвежее: предзаполнение форм данными, которые технически возможно где-то взять, не напрягая пользователя (например, местоположение). Все это делается для пользователя, это хорошо и правильно.

    Но вот с билетами — совсем другая история. Во-первых, концепция тут перестает работать, потому что невозможно определить основной случай использования. Мало ли, зачем я искал информацию? А во-вторых, тут вместо заботы об удобстве пользователя начинаются технологии «впаривания» (я думаю, в маркетинге есть более красивое определение, но на ум почему-то приходит именно это слово). Это, вероятно, неплохо работает. И это полезная штука, когда ты хочешь что-нибудь продать. Но как потребитель, лично я субъективно чувствую, что меня где-то хотят обдурить. Это отталкивает. Ну и революции тут, кстати, тоже никакой нет. Скорее совершенствование. Из этой же серии, предодобренные кредиты уже довольно давно появились, мне кажется.


  1. maxpsyhos
    27.06.2016 11:24

    >> Дети и молодежь, уже воспитываемые на мультиках с говорящими машинками и самолетами

    Так говорящие машинки и самолётики присутствуют в мультфильмах ещё со времён немого чёрно-белого кино, но что-то мы тут от этого не прониклись симпатией к идее, что эти машинки будут решать за нас.

    >> Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой

    Тут есть пара проблем:
    1 — за день средний человек создаёт сотни поводов что-нибудь себе впарить, рекламщики разорятся, а клиент задолбается.
    2 — слишком смелые экстраполяции, то что я что-то прочитал не значит, что мне захочет прямо сейчас прямо туда.
    3 — продавать таким образом что-то дороже пиццы — издевательство, т.к. у человека банально не будет хватать денег на 90% присланных предложений.


  1. Stirliz85
    27.06.2016 11:24
    +1

    Создавая современный интерфейс, избавляйтесь от тяги давать рычаги контроля каждого шага замученному кнопочками и чекбоксами пользователю. Минимизируйте любые взаимодействия: подтверждения, выборы и всевозможные настройки, просто дайте человеку полноценного виртуального менеджера всех его проектов и повседневных дел, на которого многие психологически уже вполне готовы положиться.

    Только не забудьте добавить галочку «для старперов», которые не хотят у себя иметь Амиго, Яндекс-браузер и еще кучу вещей, которые кто-то где-то посчитал необходимыми лично для меня. Я хочу автоматизации, но я хочу иметь возможность контроля в случае, если эта автоматизация мне не по душе.


  1. Joker-xxl
    27.06.2016 11:30
    +1

    Проблема как раз в том, что маркетологи именно так и думают о пользователях. И всё идёт к этому, но по сути это ужасно, особенно когда мне не оставляют выбора, всё решили за меня. Надо было родиться глупым, тогда это меня бы не тревожило, но не повезло


  1. john_samilin
    27.06.2016 11:57

    Напоминает мне ситуацию в системе управления запасами одной розничной сети (часто такое происходило): есть магазин, в котором никто не берет, скажем, цемент. И вот в один день приходит клиент и покупает 40 мешков (разовая покупка, которая вряд ли повторится). Система реагировала на это как на всплеск интереса к цементу и тут же выписывала со склада гигантские партии в этот магазин.


    1. tmin10
      27.06.2016 14:46
      +3

      Система считает как-то так видимо
      image


  1. ezhikov
    27.06.2016 12:17

    Человек послушал песню в плеере — и тут же получил pdf-ку с возможностью посетить живой концерт данной группы такого-то числа. Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой


    Так некоторые банки с кредитными картами делают. Присылают в одном конверте с дебетовой и «просто активируй».

    Развивая тему лайков (утрируя):
    Мы приготовили специально для Вас пиццу с анчоусами и доставим её в течение получаса, поскольку вы только что опубликовали пост в социальной сети «ненавижу пиццу с анчоусами».


  1. Vjatcheslav3345
    27.06.2016 12:17

    «Но люди нового тысячелетия уже способны спокойно делегировать всю рутину перебора возможных вариантов машинному алгоритму без каких-либо моральных мучений.»
    Нет никаких гарантий, что закрытые алгоритмы работают на благо покупателя а не в интересах производителя и продавца.


  1. wormball
    27.06.2016 14:00
    +1

    А я ещё революционнее придумал! Зачем нам вообще что-то об людях знать и что-то у них спрашивать? Давайте им просто в одностороннем порядке слать распорядок на каждый следующий день! Завтра вы поедете в захватывающий тур по египетским пирамидам, деньги уже сняты с вашей карточки. А отрабатывать будете на строительстве дачи для protogui, инструкции какой кирпич куда класть получите на месте. Без вариантов! Ведь новому поколению так нравится, когда за него всё решают!


  1. tmin10
    27.06.2016 14:41

    Не за горами кольцо для заказа любимой пиццы в 1 клик для тех, кто любит “как обычно”.
    Amazon Dash

    телефон с автофотографированием ( и автоматическими тэгами) — самостоятельно делающий фото в Инстаграм каждые 5 минут
    Это мне его всё время в руках держать и ждать, когда он сделает фото нужное? Логичнее не телефон, а шарообразная камера с обзором 360 градусов, закреплённая где-то на плече уже тогда. Да и подобное логгирование всех действий с выкладкой в паблик крайне сомнительно…

    Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой
    Если учесть, что получение визы не бесплатная процедура, то общаться в соцсетях будет просто невыгодно для своего кошелька.

    от скуки прочитал статью про Древнюю Грецию — и вот, современный бизнес хочет, чтобы уже сегодня, чтобы прямо тут же на почту или в мессенджер пользователю падал готовый билет в Афины
    Я люблю читать разные статьи, страшно представить, сколько таких билетов мне придёт, зайди я на сайт путешественников. А уж сколько заказов мне предложат выкупить после чтения пары статей на гиктаймсе из раздела DIY… Это будет просто шквал спама, а не полезная информация.

    Вообще ненавижу такие интерфейсы, которые считают, что могут сами решать за пользователя, что ему надо и в них отсутствует механизм более тонкой настройки. Обычно я попадаю в 5% тех, кому стандартных настроек не хватает. Яркий пример: стандартная программа сканирования в windows 10. 5 настроек, среди которых нет выбора угла поворота, поэтому на сканере формата a3 бумаги a4 нельзя её повернуть.


  1. densss2
    27.06.2016 14:45

    Человек послушал песню в плеере — и тут же получил pdf-ку с возможностью посетить живой концерт данной группы такого-то числа. Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой — как не фантастично звучит, но взаимодействий именно такого уровня уже ждут от проектировщиков “здесь и сейчас”.

    Я не хотел-бы жить в таком мире.


    1. edd_k
      27.06.2016 16:20

      Но спрос (пусть и не совсем в такой форме, но близко) кто-то же формирует. Для кого-то же создаются мириады бизнес-блогов, где постеры в самой дружеской манере трижды в день красочно указывают буквально «что ты должна хотеть и куда тебе хочется пойти / где быть». Для мужчин, к счастью, такой подачи еще мало.


      1. densss2
        27.06.2016 20:01

        Мой спрос формирую я сам. И мне совсем не нравится, когда когда кто-либо думает что я слишком глуп, чтобы формировать самостоятельно свои интересы и предпочтения.


        1. edd_k
          27.06.2016 20:21

          А чтобы большинство продуктов удовлетворяло вашим вкусам нужно быть очень и очень не «сам» )) В этом то и проблема.


      1. Tanyku
        29.06.2016 14:48

        Такие спросы формировались всегда, ранее просто были носители другие — журналы, например.


  1. Zenitchik
    27.06.2016 16:29
    +1

    >Мало что на свете также затрудняет и расходует моральные силы, как муки постоянного выбора
    В то же время, мало что так тренирует мозги.

    Только сегодня прочитал статью про «функциональную безграмотность» (http://syg.ma/@daria-sokologhorskaya/funktsionalnaia-nieghramotnost)

    И вот статья, про то, как эту самую функциональную безграмотность поощрять и эксплуатировать.


  1. geher
    27.06.2016 20:56

    Почему-то все, что написано в статье ассоциируется у меня с современным положением дел: купил что-то в интернет-магазине, и почтовый ящик ломится от предложений купить то же самое еще раз.


  1. Alajne
    28.06.2016 09:37

    По моему опыту, любовь к «выбору за тебя» кончается истошным воплем "@#! СКОЛЬКО?!"