Дети и молодежь, уже воспитываемые на мультиках с говорящими машинками и самолетами, подсознательно уже готовы признать у машины не только интеллект, превосходящий человеческий, но настоящий разум и даже душу (наделенную доброй волей — это же мультики). И признав это подсознательно, ощутить готовность делегировать умной машине все то, что отнимает время или вызывает затруднения у самих.
Муки выбора
Мало что на свете также затрудняет и расходует моральные силы, как муки постоянного выбора. Выбора в том числе и внутри интерфейса при взаимодействии с любой инфосистемой. Выбора товара или услуги, дальнейшего действия или подписи к фото — это все ежедневно отнимает наши с вами время и силы. Поколение родившихся в прошлом веке пока еще не может окончательно доверить подбор оптимальной покупки целиком и полностью существующим интеллектуальным системам, тем самым постоянно раздувая пузырь ремламно-маркетингово бизнеса до немыслимых величин. Но люди нового тысячелетия уже способны спокойно делегировать всю рутину перебора возможных вариантов машинному алгоритму без каких-либо моральных мучений.
Первым о революционных переменах в психологии поколений догадался YouTube, сделав запуск следующего ролика автоматическим, не спрашивая пользователя лишний раз, вообще не доставая его лишним выбором. Возможно, лично вам это все еще не нравится? А ваши дети уже довольны — мультики идут своей чередой, запускаются сами, вот только реклама папиных “танчиков” постоянно мешает.
Вы все еще выбираете подарок своей жене на 8 марта, перелопачивая сотню сайтов и расходуя десяток часов? А ваша дочь уже наслышана про стартапы XXI века, где модные аксессуары привозятся по подписке, на время, с возможностью опробовать лично и оставить себе все понравившиеся после тест-драйва. Это уже не выбор как таковой, ведь сложный алгоритм выбрал целый имидж за покупателя. Для конечного потребителя такой бесконечный подвоз идеально подобранных магазином товаров — это просто возможность получить больше модных look-ов или веселых приколов за те же деньги.
Сегодняшний дикий хайп вокруг колец безопасности Nimb тоже основан на новейшем психологическом подходе к интерфейсам — жертва ведь не выбирает, кому именно она хочет отправить сообщение, какого рода, с какими эмодзи, нет. Умная система делает это сразу и всем. Не за горами кольцо для заказа любимой пиццы в 1 клик для тех, кто любит “как обычно”. Один мой знакомый вообще утверждает, что аналог брачного кольца для мужчин с тайным вызовом проститутки\любовницы простым разовым нажатием на тайное кольцо — взорвет рынок так, как ни одному НИМБу и не снилось.
Шутки шутками, но идея кнопки без интерфейса все больше будоражит умы самих передовых UX-исследователей, замеряющих эволюцию пользовательского опыта и подыскивающих все новые способы его удовлетворения.
Вот лишь несколько потенциальных вариантов использования интерфейсов нового типа с почти бездействующим пользователем:
Автомобиль с автопилотом, автодоставка на дом новой модели iphone сразу после презентации, телефон с автофотографированием ( и автоматическими тэгами) — самостоятельно делающий фото в Инстаграм каждые 5 минут, создавая тем самым хронологию каждого дня, которую с интересом можно будет полистать самому, еще раз вспоминая все события и лица, встретившиеся в течении трудного дня.
Правильно продавать билет
Чтобы еще раз наглядно проиллюстрировать, чего от современных интерфейсов и алгоритмом ждет бизнес уже сегодня, расскажу вам о поговорке еще одного из моих знакомых: “Говоря о чем бы то ни было, всегда продавайте туда билет”.
Предположим, человек только мельком заинтересовался объявлением о грядущем органном концерте или от скуки прочитал статью про Древнюю Грецию — и вот, современный бизнес хочет, чтобы уже сегодня, чтобы прямо тут же на почту или в мессенджер пользователю падал готовый билет в Афины или в филармонию на нужную дату. Не пригласительное. не маркетинговый спам с “зацепочками” — а готовый билет, который осталось только выкупить в любое время, после чего место забронируется.
Человек послушал песню в плеере — и тут же получил pdf-ку с возможностью посетить живой концерт данной группы такого-то числа. Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой — как не фантастично звучит, но взаимодействий именно такого уровня уже ждут от проектировщиков “здесь и сейчас”.
Бизнес и технологии уже готовы к этому, отстает лишь дизайн наших с вами морально устаревших интерфейсов.
Заключение
Создавая современный интерфейс, избавляйтесь от тяги давать рычаги контроля каждого шага замученному кнопочками и чекбоксами пользователю. Минимизируйте любые взаимодействия: подтверждения, выборы и всевозможные настройки, просто дайте человеку полноценного виртуального менеджера всех его проектов и повседневных дел, на которого многие психологически уже вполне готовы положиться.
Так искусственные алгоритмы впервые в истории человечества готовы полноценно заменять большинство сложнейших операций, на которые ранее люди тратили всю свою жизнь.
Комментарии (34)
Kanut79
27.06.2016 09:48+3Сегодняшний дикий хайп вокруг колец безопасности Nimb тоже основан на новейшем психологическом подходе к интерфейсам — жертва ведь не выбирает, кому именно она хочет отправить сообщение, какого рода, с какими эмодзи, нет.
Вообще-то насколько я понял очень даже выбирает. Только не в момент отправления сигнала, а заранее.
Создавая современный интерфейс, избавляйтесь от тяги давать рычаги контроля каждого шага замученному кнопочками и чекбоксами пользователю. Минимизируйте любые взаимодействия: подтверждения, выборы и всевозможные настройки, просто дайте человеку полноценного виртуального менеджера всех его проектов и повседневных дел, на которого многие психологически уже вполне готовы положиться.
Абсолютно верно. Только пожалуйста предупреждайте о таком заранее, сразу на главной странице и большими буквами. Чтобы люди вроде меня даже не пытались пользоваться такими вот "сервисами".lorc
27.06.2016 15:11Подтверждаю. Раздражает эта новая мода убирать возможность настраивать приложение под себя. Почему-то с каждой новой версией гугл-карт, хенгаутсов, почты и т.д. возможности кастомизации всё меньше и меньше. Хотелось бы напомнить разработчикам историю среднего пилота ВВС США:
Если вы проектируете кабину для среднего пилота, то в реальности она не будет подходить ни для кого.
prostosergik
27.06.2016 10:13+1Вспомнился одна старая повесть Владимира Малова «Семь пядей».
Если за человека будет думать машина (или маркетологи), то сам человек думать отучится. Удобно для маркетологов, но ведет к деградации человека. Поэтому при покупке чего-либо я полностью вхожу в предметную область для того, чтобы мой выбор точно соответствовал моим потребностям за минимальные деньги.
Если действовать по принципу «лайкнул фото — получил визу» или «заказал пиццу — и каждый день приносят новую», то мой дом был бы завален едой, электроникой, одеждой и грушками с верху до низу, и у меня были бы визы во все страны мира, и даже билет на Марс.
GreyhoundWeltall
27.06.2016 10:37+1Считаю это логику в корне неверной.
Если идея отсутствия выбора и кнопки без интерфейса так нужна людям, почему андроид (который вполне не соответствует этой концепции, и при этом противопоставляется эпплу, который наоборот вполне соответствует) популярнее?
Естественно приводить будущее к такому виду и упрощать все до полной невозможности выбора — грешная практика, ведь уже сейчас далеко не весь софт «удобен» как старый, и далеко не все можно подстроить под себя в полной мере.cyberly
27.06.2016 11:18+1>> почему андроид… популярнее?
Думаете, средняя стоимость телефона тут ни при чем?GreyhoundWeltall
27.06.2016 19:05В тех же штатах ифон довольно дешевый аппарат. Мы же не сравниваем популярность в СНГ?
cyberly
27.06.2016 20:06Так он тут не самый дорогой, если сравнивать с аналогичными по ТТХ. Да и сколько бы он не стоил, если есть что-то другое, подходящее под чьи-то конкретные требования, но дешевле — какой смысл тратить лишние деньги?
dmitry_ch
27.06.2016 10:57Человек послушал песню в плеере — и тут же получил pdf-ку с возможностью посетить живой концерт данной группы такого-то числа. Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой — как не фантастично звучит, но взаимодействий именно такого уровня уже ждут от проектировщиков “здесь и сейчас”.
Поругался с кем-то на улице — вечером уже зашел киллер обсудить подробности контракта?
Не надо все усложнять и делать довольно тупые выводы.
Неужели все лайкают только из искренней привязанности? Мне чаще видна другая модель — у тебя в ленте сотня-две-три людей, лайкаешь все мало-мальски симпатичное, они в ответ лайкают и тебя, а на выходе у всех хорошее настроение ("за что кукушка хвалит петуха", помните?), и психологическая возможность пообщаться уже о чем-то более интересном. Кстати, потому и нет кнопки «не-лайк», чтобы люди не плакали, что их в соцсетях не любят, и не сбегали оттуда.
Вот что нужно было бы сделать, так это облегчить сознательное произведение неких действий. Скажем, я хочу в Испанию, но, чтобы получить загранник и визу в него, я должен пройти через несколько узаконенных унизительных процедур, которые занимают от месяца до полутора, и стоят денег. Сделайте получение разрешения на посещения страны быстрым (все равно обо мне ваша бигдата все знает и так), и недорогим — я не примину этим воспользоваться, и всем будет только польза. Но не надо связывать совершенно социальное действие «лайк» с довольно обременяющим действием запроса визы — последнее ляжет в личное дело куда большим грузом.
Kanut79
27.06.2016 11:02Просто всегда есть, были и будут люди которые предпочитают сами выбирать и принимать решения, а есть такие, которые предпочитают чтобы за них это делали другие. А уж кто там за них эти решения должен принимать, другой человек или какой-то алгоритм, это уже отдельный вопрос.
cyberly
27.06.2016 11:12Описанные кейсы, по большей части — просто очередные средства автоматизации вещей, которые кому-то неинтересны. Автовоспроизведение следующего клипа, автоподбор подарков, вот это все. В этом нет никакой революции, самому подходу уже черт знает сколько лет. Как автоматический отвод звукоснимателя на пластиночном проигрывателе в конце дорожки. Или как автовозврат каретки на печатной машинке при переводе строки. Или вот посвежее: предзаполнение форм данными, которые технически возможно где-то взять, не напрягая пользователя (например, местоположение). Все это делается для пользователя, это хорошо и правильно.
Но вот с билетами — совсем другая история. Во-первых, концепция тут перестает работать, потому что невозможно определить основной случай использования. Мало ли, зачем я искал информацию? А во-вторых, тут вместо заботы об удобстве пользователя начинаются технологии «впаривания» (я думаю, в маркетинге есть более красивое определение, но на ум почему-то приходит именно это слово). Это, вероятно, неплохо работает. И это полезная штука, когда ты хочешь что-нибудь продать. Но как потребитель, лично я субъективно чувствую, что меня где-то хотят обдурить. Это отталкивает. Ну и революции тут, кстати, тоже никакой нет. Скорее совершенствование. Из этой же серии, предодобренные кредиты уже довольно давно появились, мне кажется.
maxpsyhos
27.06.2016 11:24>> Дети и молодежь, уже воспитываемые на мультиках с говорящими машинками и самолетами
Так говорящие машинки и самолётики присутствуют в мультфильмах ещё со времён немого чёрно-белого кино, но что-то мы тут от этого не прониклись симпатией к идее, что эти машинки будут решать за нас.
>> Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой
Тут есть пара проблем:
1 — за день средний человек создаёт сотни поводов что-нибудь себе впарить, рекламщики разорятся, а клиент задолбается.
2 — слишком смелые экстраполяции, то что я что-то прочитал не значит, что мне захочет прямо сейчас прямо туда.
3 — продавать таким образом что-то дороже пиццы — издевательство, т.к. у человека банально не будет хватать денег на 90% присланных предложений.
Stirliz85
27.06.2016 11:24+1Создавая современный интерфейс, избавляйтесь от тяги давать рычаги контроля каждого шага замученному кнопочками и чекбоксами пользователю. Минимизируйте любые взаимодействия: подтверждения, выборы и всевозможные настройки, просто дайте человеку полноценного виртуального менеджера всех его проектов и повседневных дел, на которого многие психологически уже вполне готовы положиться.
Только не забудьте добавить галочку «для старперов», которые не хотят у себя иметь Амиго, Яндекс-браузер и еще кучу вещей, которые кто-то где-то посчитал необходимыми лично для меня. Я хочу автоматизации, но я хочу иметь возможность контроля в случае, если эта автоматизация мне не по душе.
Joker-xxl
27.06.2016 11:30+1Проблема как раз в том, что маркетологи именно так и думают о пользователях. И всё идёт к этому, но по сути это ужасно, особенно когда мне не оставляют выбора, всё решили за меня. Надо было родиться глупым, тогда это меня бы не тревожило, но не повезло
john_samilin
27.06.2016 11:57Напоминает мне ситуацию в системе управления запасами одной розничной сети (часто такое происходило): есть магазин, в котором никто не берет, скажем, цемент. И вот в один день приходит клиент и покупает 40 мешков (разовая покупка, которая вряд ли повторится). Система реагировала на это как на всплеск интереса к цементу и тут же выписывала со склада гигантские партии в этот магазин.
tmin10
27.06.2016 14:46+3Система считает как-то так видимоezhikov
27.06.2016 12:17Человек послушал песню в плеере — и тут же получил pdf-ку с возможностью посетить живой концерт данной группы такого-то числа. Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой
Так некоторые банки с кредитными картами делают. Присылают в одном конверте с дебетовой и «просто активируй».
Развивая тему лайков (утрируя):
Мы приготовили специально для Вас пиццу с анчоусами и доставим её в течение получаса, поскольку вы только что опубликовали пост в социальной сети «ненавижу пиццу с анчоусами».
Vjatcheslav3345
27.06.2016 12:17«Но люди нового тысячелетия уже способны спокойно делегировать всю рутину перебора возможных вариантов машинному алгоритму без каких-либо моральных мучений.»
Нет никаких гарантий, что закрытые алгоритмы работают на благо покупателя а не в интересах производителя и продавца.
wormball
27.06.2016 14:00+1А я ещё революционнее придумал! Зачем нам вообще что-то об людях знать и что-то у них спрашивать? Давайте им просто в одностороннем порядке слать распорядок на каждый следующий день! Завтра вы поедете в захватывающий тур по египетским пирамидам, деньги уже сняты с вашей карточки. А отрабатывать будете на строительстве дачи для protogui, инструкции какой кирпич куда класть получите на месте. Без вариантов! Ведь новому поколению так нравится, когда за него всё решают!
tmin10
27.06.2016 14:41Не за горами кольцо для заказа любимой пиццы в 1 клик для тех, кто любит “как обычно”.
Amazon Dash
телефон с автофотографированием ( и автоматическими тэгами) — самостоятельно делающий фото в Инстаграм каждые 5 минут
Это мне его всё время в руках держать и ждать, когда он сделает фото нужное? Логичнее не телефон, а шарообразная камера с обзором 360 градусов, закреплённая где-то на плече уже тогда. Да и подобное логгирование всех действий с выкладкой в паблик крайне сомнительно…
Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой
Если учесть, что получение визы не бесплатная процедура, то общаться в соцсетях будет просто невыгодно для своего кошелька.
от скуки прочитал статью про Древнюю Грецию — и вот, современный бизнес хочет, чтобы уже сегодня, чтобы прямо тут же на почту или в мессенджер пользователю падал готовый билет в Афины
Я люблю читать разные статьи, страшно представить, сколько таких билетов мне придёт, зайди я на сайт путешественников. А уж сколько заказов мне предложат выкупить после чтения пары статей на гиктаймсе из раздела DIY… Это будет просто шквал спама, а не полезная информация.
Вообще ненавижу такие интерфейсы, которые считают, что могут сами решать за пользователя, что ему надо и в них отсутствует механизм более тонкой настройки. Обычно я попадаю в 5% тех, кому стандартных настроек не хватает. Яркий пример: стандартная программа сканирования в windows 10. 5 настроек, среди которых нет выбора угла поворота, поэтому на сканере формата a3 бумаги a4 нельзя её повернуть.
densss2
27.06.2016 14:45Человек послушал песню в плеере — и тут же получил pdf-ку с возможностью посетить живой концерт данной группы такого-то числа. Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой — как не фантастично звучит, но взаимодействий именно такого уровня уже ждут от проектировщиков “здесь и сейчас”.
Я не хотел-бы жить в таком мире.edd_k
27.06.2016 16:20Но спрос (пусть и не совсем в такой форме, но близко) кто-то же формирует. Для кого-то же создаются мириады бизнес-блогов, где постеры в самой дружеской манере трижды в день красочно указывают буквально «что ты должна хотеть и куда тебе хочется пойти / где быть». Для мужчин, к счастью, такой подачи еще мало.
densss2
27.06.2016 20:01Мой спрос формирую я сам. И мне совсем не нравится, когда когда кто-либо думает что я слишком глуп, чтобы формировать самостоятельно свои интересы и предпочтения.
edd_k
27.06.2016 20:21А чтобы большинство продуктов удовлетворяло вашим вкусам нужно быть очень и очень не «сам» )) В этом то и проблема.
Tanyku
29.06.2016 14:48Такие спросы формировались всегда, ранее просто были носители другие — журналы, например.
Zenitchik
27.06.2016 16:29+1>Мало что на свете также затрудняет и расходует моральные силы, как муки постоянного выбора
В то же время, мало что так тренирует мозги.
Только сегодня прочитал статью про «функциональную безграмотность» (http://syg.ma/@daria-sokologhorskaya/funktsionalnaia-nieghramotnost)
И вот статья, про то, как эту самую функциональную безграмотность поощрять и эксплуатировать.
geher
27.06.2016 20:56Почему-то все, что написано в статье ассоциируется у меня с современным положением дел: купил что-то в интернет-магазине, и почтовый ящик ломится от предложений купить то же самое еще раз.
Alajne
28.06.2016 09:37По моему опыту, любовь к «выбору за тебя» кончается истошным воплем "@#! СКОЛЬКО?!"
PaulMaul
> Лайкнул фотографии друга из Испании — и вечером курьер принес загранпаспорт с открытой визой
Случайно увидел фривольную рекламу — и вечером в дверь твоей квартиры непрерывно звонят проститутки одна за другой.
thatsme
>Случайно увидел фривольную рекламу — и вечером в дверь твоей квартиры непрерывно звонят проститутки одна за другой.
Будет хуже, если это будут люди в погонах, и тоже в очереди…
cyberly
>> Будет хуже, если это будут люди в погонах
А они-то что продают?
Zerotto
Горящие путёвки в Магадан. Недорого!
PaulMaul
Это если реклама будет в школьной одежде, с бантиком и с глобусом в руках, — тогда точно в Магадан.
SnowLoKu
Жители Магадана могут не переживать.
andrew_that
Путевки в пансионаты, где все включено.