image
Началось все с того, что я решил продать машину. А потом была почти детективная история с участием приложения «Парковки», «Госуслуги Москвы». Впрочем, закончилось все хорошо…

Для начала — небольшой ликбез для понимания истории. Безлошадным будет полезно, а владельцы машин могут пролистнуть.

У любого автомобиля на территории РФ есть несколько идентификаторов. Первый (и главный) — это VIN (Vehicle Identification Number). Он не меняется в течение всей жизни машины.
Далее есть ПТС (паспорт транспортного средства). Выдается при пересечении машиной границ РФ или при выходе с завода в продажу. В 90% случаях номер этого документа не меняется (разве что свободное место закончится или угораздит его потерять).
После покупки и постановки машины на учет выдается свидетельство о регистрации (СТС) и государственные номера. СТС меняется каждый раз со сменой владельца машины, номера также могут меняться, а (с недавнего времени) могут передаваться новому хозяину.

И еще одно. Раньше при продаже машины владелец должен был сам снять ее с учета, а покупатель после завершения сделки — поставить (уже на свое имя). Но с недавнего времени машину стало можно продать по простому договору купли-продажи, не снимая с учета. Новый владелец обе процедуры делает одновременно в десятидневный срок. Для подстраховки от нерадивого покупателя продавец может сам прийти в МРЭО с договором купли-продажи и снять машину с регистрации пост-фактум.

Так вот, это все присказка была, а теперь сказка. В ноябре прошлого года я продал свою машину по простому договору купли-продажи. Покупатель заверил меня, что переоформил машину на себя, правда оставив старые номера (это легально, я ничего против не имел). Таким образом, номер СТС должен измениться, а VIN и номер ПТС (и госномер, естественно) остаться старыми, что логично.

Месяца через два в официальное приложение «Парковки» и «Госуслуги Москвы» пришло странное уведомление о штрафе…
Два скрина
image


Госномер машины был правильный, однако имя владельца мне ни о чем не говорило (моего покупателя звали иначе).
Сначала я подумал о том, что это ошибка. Потом — что развод. А потом — задумался.

Дело в том, что поиск штрафа в «Госуслугах Москвы» осуществляется после ввода госномера машины и номера СТС, а в «Парковках» — только по номеру СТС. Но ведь этот номер после постановки машины на учет на нового владельца должен стать однозначно другим! Для эксперимента я поставил приложение «Парковки» на чистое устройство и ввел туда мои старые данные по машине. И тут же снова увидел этот таинственный штраф…

Форма запроса о штрафе
image


Каюсь, на этом месте я запаниковал и рванул в МРЭО. Там милая девушка в форме младшего лейтенанта, попросив мой паспорт и договор купли-продажи, проверила по базе факт снятия машины с учета. Оказалось, что мой покупатель честно переоформил машину на себя (как и говорил), а небольшое время спустя — продал ее (что тоже не возбраняется). Так восстановилась моя вера в людей, а также объяснилось незнакомое имя в постановлении о штрафе. Но почему же мой старый СТС (уже два раза как неактуальный) по-прежнему «пробивается»? Успокоившись и выпив мятного ликера (в честь избавления от геморроя в виде хождения по инстанциям), я стал рассуждать.

Налицо ошибка в базе данных. Причем это относится только к мобильным приложениям (если зайти в «Мосуслуги» с десктопа — никакого штрафа по тем же данным не ищется). И тут мне подумалось, что программисты могли использовать в качестве безусловной идентификации машины ее VIN-номер (или номер ПТС). Мне доподлинно известно, что в МРЭО есть база данных, в которой однозначно сопоставлены VIN-код машины, ПТС и данные ее владельцев (всех), включая номера СТС. Логика работы программы очевидна: получив от пользователя номер СТС машины, по которой надо поискать штрафы, идет обращение к некоей БД, в которой этим данным сопоставлен VIN или ПТС машины. И к нему привязаны штрафы текущего владельца и прочая чешуя. Таким образом, кстати, я отыскал свои собственные штрафы, оплаченные год назад.

Очевидно и то, что программа НЕ обращается напрямую к базе данных ГИБДД. Лично я бы такого доступа не дал во избежании злоупотреблений. Значит имеет место какая-то периодическая выгрузка данных. Учитывая то, что машину я продал в ноябре 2015, а в программе чужой штраф на машину-призрак ищется до сих пор, эта выгрузка или поломалась, или работает некорректно. Ну или из нее не вычищают старые номера СТС. А еще интересно — может ли нынешний владелец машины посмотреть мои старые штрафы? Охранители персональных данных нервно плачут в углу…

К чему я все это? Доверяйте людям, но и проверяйте их. Тем более что в МРЭО нынче очередей почти нет, поскольку туда можно записаться через все те же Госуслуги…

Берегите себя и нервы!

UPD: Если кто недавно продавал машину — попробуйте ради смеха поставить «Парковки» и пробить свой старый номер СТС.

Комментарии (26)


  1. Doktor_Gradus
    03.03.2016 00:04

    Вы можете посмотреть любые штрафы (но ещё не оплаченные) на любую машину и любые права в сервисе Яндекс.Деньги. Там где оплата штрафов.


    1. Zzzuhell
      03.03.2016 08:24

      Какие там нужны данные? Номер СТС и/или номер прав и/или еще что-то?


      1. Doktor_Gradus
        03.03.2016 11:12

        Номер водительского удостоверения и номер свидетельства о регистрации.


        1. Zzzuhell
          03.03.2016 11:27

          В яндексе все прекрасно, видать правильным сервером пользуются :)


  1. Nizametdinov
    03.03.2016 01:14
    +1

    Поэтому советую снимать с учета + номера перед продажей, глюков меньше соберешь. То же самое с покупкой б\у машины — даже если хозяин отдал с номерами, чуть переплати и получи новые — головняк того не стоит.


    1. Zzzuhell
      03.03.2016 08:25

      На самом деле покупатель тут в более уязвимом положении. Я продал машину по ДКП, на следующий день пошел, заявил об угоне. Суд, разбирательство, головняк. Поэтому добросовестный покупатель заинтересован как можно быстрее поставить машину на учет.
      Но в целом да, согласен.


      1. Plone
        03.03.2016 12:39

        Почему? У покупателя на руках договор с подписью продавца. С датой. Имеет смысл еще и время приема-передачи вписывать.


        1. Zzzuhell
          03.03.2016 14:59

          Это понятно, что он это заявление об угоне оспорит без проблем. Но если продавец — алкоголик без квартиры и полученные деньги уже пропил, а суд почему-то решит признать договор ничтожным — вот тогда будет веселье.
          Понятно, что это граничные случаи. Но они демонстрируют уязвимость как раз покупателя...


          1. Plone
            03.03.2016 15:15

            Да, но покупатель уязвим не из-за отстутсвия регистрации. Факт регистрации никак не отменяет возможности признания договора ничтожным. Скорее наоборот, придется еще и регистрацию аннулировать.

            А по опыту моих знакомых, страдает продавец. У одного Сбербанк списал с карточки тихой сапой штраф за нового владельца. Потом долго нужно мотаться с договором и показывать, что нарушал уже не ты.

            У второго знакомого ситуация еще хуже — дело самотеком пошло дальше, пошли пени и арест счетов. При этом, когда знакомый понял, что дело пахнет керосином и сам «временно» заплатил за покупателя, из-за какого-то сбоя ему служба приставов повторно «применила» судебное решение. Опять списание, блокировка карт.


      1. NikitaYakuntsev
        03.03.2016 13:39

        Про покупателя в точку. Достаточно вспомнить случаи, когда довольный покупатель приходит переоформлять авто с ДКП, а снять с учета не может из-за ограничения регистрационных действий.


        1. demondeimos
          03.03.2016 14:56

          вот поэтому передавать деньги проще всего прям в ГАИ.
          если что и есть, то там вылезет


          1. Zzzuhell
            03.03.2016 14:57

            Так обычно и делается. Нововведение в том, что продавцу не обязательно ходить по этажам. А только покупателю. Т.е. вместо двух кругов на одну сделку теперь проходится только один.


        1. Zzzuhell
          03.03.2016 15:00

          а снять с учета не может из-за ограничения регистрационных действий

          Это если машина кредитная и т.д.?
          На этот случай на гибдд.ру есть сервис проверки машины по ВИНу — там все показывает.


          1. NikitaYakuntsev
            03.03.2016 15:23

            Либо за долги, либо (худший вариант) может быть ситуация, когда с VIN, который выбит на кузове, что-то случилось (уничтожила ржавчина, переварена деталь или кто-то пытался перебить/избавиться от номера). Ходи потом доказывай, что не верблюд.
            Сервис — это вещь хорошая и удобная, не спорю, но все категории населения о них знают. Мое старшее поколение покупает автомобиль, о новой процедуре (составил ДКП, передал деньги, перерегистрируй когда хочешь) знают, а о подводных камнях — нет.


            1. Zzzuhell
              03.03.2016 16:35

              Согласен, всех камней не избежишь, но минимизировать риски можно. Пробить по ВИНу на предмет ограничений, на самой машине с фонариком залезть, сверить номер с документами. ПТС опять же повнимательнее посмотреть (я, лично, очень дубликатов опасаюсь)...


    1. Zzzuhell
      03.03.2016 08:36

      А по поводу продажи на номерах (как показала практика) — ничего страшного в этом нет. И благодаря этому теперь совершенно легально можно перевешивать (продавать) "красивые" номера без лишнего гемора.


    1. LumberJack
      03.03.2016 08:59

      Автомобиль снимается с учёта в двух случаях: Утилизация и вывоз за границу РФ. То, что Вы называете "снять с учёта" на самом деле "внесение изменений о собственнике". Выжидаете 10 дней после факта продажи и подаёте в РЭП ГИБДД заявление с копией ДКП. По результату получаете справку в налоговую. Все штрафы, выписанные на владельца после даты продажи, при наличии копии ДКП, оспариваются в вашу пользу почти автоматически, если не пропущены сроки обжалования.


      1. Zzzuhell
        03.03.2016 09:35

        То, что Вы называете «снять с учёта» на самом деле «внесение изменений о собственнике»

        Согласен, просто в народе популярнее именно выражение "снять с учета".

        Справка для налоговой мне не нужна, поскольку транспортный налог на эту машину не платился. За разъяснения про штрафы — спасибо, к счастью, в моем случае обжалование не понадобилось (штраф был уже на нового владельца).


  1. yosemity
    03.03.2016 01:57
    +1

    А что мешало при возникновении подозрений первым делом пробить машину на сайте самого ГИБДД http://www.gibdd.ru/check/ ?


    1. Zzzuhell
      03.03.2016 08:27
      +1

      Пробивал. Там (как на десктопных госуслугах) пишет — информации о штрафах не найдено. Тем удивительнее косяк в мобильных приложениях


      1. LumberJack
        03.03.2016 09:00

        Не косяк, а несвоевременная синхронизация БД.


        1. Goron_Dekar
          03.03.2016 12:09
          +1

          Несвоевременная синхронизация базы данных, которая приводит к заблуждению — это косяк.


    1. sirocco
      03.03.2016 14:24

      Я права не так давно получал, два года назад. Но даже сейчас при попытке пробить штрафы по базам получаю ответы "Не действительный номер удостоверения", "Данные не найдены", "Номер не значится в базе". Стоит понимать как штрафов нет?


      1. Zzzuhell
        03.03.2016 14:55

        Удостоверение имеется в виду водительское?


  1. LumberJack
    03.03.2016 08:53

    В 90% случаях номер этого документа не меняется

    Количество записей о владельцах в ПТС ограниченное. Даже у свежекупленной машины частенько в нём уже два владельца, а уж у "лохматых" изделий АвтоВАЗа, переходящих из рук в руки по нескольку десятков раз, ПТС может быть и вторым и третьим с пометкой "Выдан взамен… ."


    1. Zzzuhell
      03.03.2016 09:08

      Именно поэтому я добавил оговорку: "...(разве что свободное место закончится или угораздит его потерять)"