На которые стоит обратить внимание, подбирая себе руководителя ИТ-службы




На должность ИТ-директора претендует большое количество «скороспелых» менеджеров, которые руководить начали раньше, чем научились делать что-то своими руками. Вреда от таких руководителей обычно больше, чем пользы, и технические специалисты чувствуют «скороспелых» менеджеров за версту. Но компании, чей бизнес не связан с информационными технологиями, регулярно нанимают подобных кандидатов за их харизму.

В данной статье я собрал отличительные признаки «скороспелых» ИТ-директоров и постарался сформулировать их как можно доступнее. Надеюсь, что они помогут не разбирающимся в информационных технологиях специалистам по кадрам и генеральным директорам фильтровать кандидатов на должность руководителя ИТ-службы. Буду рад, если сообщество Хабрахабра дополнит меня или исправит ошибки в суждениях. Но на этом вступительную часть заканчиваю и перехожу к сути:

1. Короткие (менее 2 лет на одном месте) сроки работы



Информационные системы в компаниях внедряются на 5 и более лет. Умение строить информационные системы так, чтобы их не пришлось переделывать или списывать раньше времени, приходит с годами, когда ты видишь долгосрочные последствия, а точнее ошибки в принятых тобой когда-то решениях. Работающие на каждом месте по 1-2 года специалисты такого опыта не имеют и на должности ИТ-директора заменяют ошибки своих предшественников своими собственными ошибками, за которые приходится расплачиваться компании.

2. Обилие «профессионального» сленга в речи

Если вы на собеседовании не понимаете, о чем говорит кандидат, то когда он станет вашим ИТ-директором весь ИТ-отдел превратится для вас в черный ящик. Вам придется или слепо соглашаться с инициативами ИТ-отдела, не пытаясь в них разобраться, или вас регулярно будут обвинять во всех грехах, т.к. «я же говорил, что ксеоны у нас слабоваты, чтобы парсить задачу с такой скоростью». Умение общаться на понятном языке – такой же важный критерий для ИТ-директора, как и компетентность.

3. Использование «мы» вместо «я» в разговоре



В целом, мне импонируют руководители, которые не присваивают себе успехи отдела и, рассказывая о них, используют местоимение «мы». Но рассказывать на собеседовании, какие проекты «мы» сделали, и каких результатов «мы» достигли – это зачастую способ скрыть, что все проекты из резюме были успешны вопреки, а не благодаря участию в них кандидата. Если на собеседовании кандидат упорно говорит «мы» и не может объяснить свою роль в проектах, то мой вам совет держаться от него подальше.

4. Разносторонний управленческий опыт

Специалисты, которым все равно кем управлять — веб-разработчиками, сисадминами, дизайнерами или доярками — называются руководителями проектов, а не ИТ-директорами. Такие люди не понимают работу своих подчиненных и не могут адекватно оценивать ресурсы на выполнение задач. Принимая технические решения, они ориентируются на заявления производителей, а не на техническую оценку. В итоге, ваш ИТ-отдел будет или расслабленно работать, или героически перерабатывать, но в обоих случаях внедряться будут решения тех производителей, у которых самые беспринципные маркетологи.

5. Игнорирование правил составления резюме



Задача ИТ-директора — помогать компании работать и повышать эффективность труда. Но для этого ИТ-директор должен разбираться и понимать ценности в работе всех подразделений компании. Резюме с нарушением общеизвестных правил говорит о том, что кандидат не желает разбираться в работе специалистов по кадрам, даже когда от них зависит его судьба. С таким ИТ-директором велика вероятность, что сотрудникам компании придется самим разбираться в ИТ, а не наоборот.

6. Ошибки и опечатки в тексте резюме



Гора орфографических ошибок и опечаток в тексте резюме – это или незнание кандидатом инструмента проверки орфографии, или избыточная гениальность и связанная с ней отрешенность от реалий мира, или избыточная глупость и невнимательность. Все три категории не очень вяжутся с человеком, который должен разбираться в технологиях, общаться с людьми и держать под контролем все аспекты работы вверенного ему подразделения. Резюме такого кандидата можно смело отправлять в печь.

7. Непоследовательность изложения

Когда у тебя пара сотен пользователей и компьютеров, несколько десятков серверов, без структуры каждый вопрос или проблема требуют кучу времени на решение. Профессиональная деформация системных администраторов – структурировать все. Это, черт побери, закладывается на подкорке и применяется ко всему без исключения. Если вы получили резюме, где все вперемешку и иногда повторяется, то это резюме уровня специалиста техподдержки, а не профессионального системного администратора и, тем более, ИТ-директора.

8. Абсолютные знания всех систем



Настоящий профессионал знает свою область знания и область незнания. Знать одновременно FreeBSD, Photoshop, Windows, Word, Active Directory, AutoCad, SQL и Delphi может только начинающий специалист. По мере набора опыта приходит понимание, что каждый пункт требует годы оттачивания мастерства и перечень того что ты действительно знаешь неизменно уменьшается. Но если перед вами специалист с опытом, претендующий на абсолютные знания всего – держитесь от него подальше. Подобный руководитель, скорее всего, похоронит все лучшие начинания в вашем ИТ за стеной своей некомпетентности.

9. Указание конкретных моделей оборудования в резюме

Когда кандидат указывает в резюме конкретные модели оборудования («настраивал Cisco 851 и D-Link 1100»), то можете быть уверены, что он настраивал именно это оборудование, а в связанных с ними технологиях он не разбирается. Точно также не разбирается в работе двигателя человек, который менял свечу на мотороллере «Stels Leader-50» и подливал масло в «ВАЗ 2105». Единственный случай, когда указание конкретных моделей оборудования говорит положительно об опыте кандидате — это работа с решениями, которые не каждый специалист в своей жизни может даже потрогать.

10. Отсутствие осязаемых для бизнеса результатов в работе



Когда кандидат не может объяснить, какую пользу он принес компании на последнем месте работы или формулируемая им польза не очевидна для вас, то перед вами любитель поиграть в ИТ («обновить, настроить, модернизировать»), а не ИТ-директор. Если ваш генеральный разбирается в ИТ и способен сам ставить и контролировать задачи ИТ-службы, то можете не обращать внимания на этот критерий, но в остальных случаях ИТ-директор должен тащить компанию вперед, а не компания его.

В качестве послесловия:

Идеальных кандидатов не бывает — бывают плохо прособеседованные. Но отсутствие у кандидата перечисленных выше недостатков не говорит о его идеальности, а лишь означает, что с ним можно продолжать диалог. Мой опыт аттестации ИТ-директоров и изучения результатов их работы убедил меня, что на должности ИТ-директора больше пользы от специалиста без управленческого опыта вообще, но без перечисленных выше недостатков, чем от опытного руководителя с недочетами из списка. А вы как считаете?

Комментарии (49)


  1. DrPass
    17.03.2016 01:38
    +3

    > Знать одновременно FreeBSD, Photoshop, Windows, Word, Active Directory, AutoCad, SQL и Delphi может только начинающий специалист.
    Вы только что серьезно занизили мою самооценку, человека, который работал в свое время и админом, и потом программистом, имеет на рабочем компе фряху, и в свободное время иногда рисует :)
    Что касается статьи, её надо было бы назвать «отличительные признаки скороспелого специалиста», и заменить по тексту «ИТ-директор» на «специалист». Т.к. эти замечания, кроме п.4, весьма общие, и касаются любого кандидата на любую специальность.


    1. ikormachev
      17.03.2016 08:50

      Что касается статьи, её надо было бы назвать «отличительные признаки скороспелого специалиста», и заменить по тексту «ИТ-директор» на «специалист». Т.к. эти замечания, кроме п.4, весьма общие, и касаются любого кандидата на любую специальность.

      Не могу согласиться с вами полностью. В общем случае техническому специалисту не нужно общаться с бизнесом, разбираться в его потребностях и делать то, что нужно бизнесу — это уже задача ИТ-директора общаться с бизнесом и направлять подчиненных. И я достаточно лояльно отношусь к оформлению резюме тех технических специалистов, которым резюме не нужно для поиска работы. Ну а начинающим специалистам в резюме просто необходимо вписывать все за что они подержались, чтобы было что обсудить с ними на собеседовании. :)


      1. DrPass
        17.03.2016 11:40

        По моему опыту, если речь идет не об ИТ-компании, а об обслуживающем ИТ-подразделении, то все-таки коммуникации рядовых специалистов, и особенно руководителей нижнего и среднего звена (секторов/отделов и т.д.) по ИТ-вертикали не менее важны. Не будет ИТ-директор единственным коммуникационным прокси между бизнесом и ИТ. Это и не его работа вообще, и занимает огромное количество времени. Он будет решать стратегические вопросы по ИТ-направлению, финансовую оперативку по нему же, и разрешать конфликты.
        Т.е. его задача, грубо говоря, задать направление: «Это нам нужно, делаем это». А сидеть с сотрудниками бизнес-подразделений и разбираться, как «это» должно работать, чтобы удовлетворять их потребности, будут начальники отделов, ведущие спецы и ИТ-аналитики, если они есть.


        1. pan_KOST
          17.03.2016 13:07

          «Это нам нужно, делаем это»

          Как раз именно поэтому ИТ-директор и должен прекрасно понимать что делают ведущие специалисты и ИТ-аналитики в его подразделении и что именно нужно бизнесу. Да, он не единственный прокси, но точно так же и директор по производству не единственный прокси между рабочими и генеральным директором


          1. DrPass
            17.03.2016 13:18

            Дак я ж и не говорил нигде, что он не должен понимать. Должен, само собой. Я просто говорил, что эти же требования касаются и специалистов других рангов.


  1. Mimus_spb
    17.03.2016 01:43
    -1

    Задача ИТ-директора — помогать компании работать и повышать эффективность труда.

    Мне всегда казалось, что так думают только предприниматели безнадежно застрявшие в прошлом веке, с убеждениями а-ля "все можно купить" или "ничему новому учиться не надо".


    1. DrPass
      17.03.2016 02:47
      +2

      Ну зря вам так кажется. Если у человека в названии должности есть слово «директор», то у него в сферу ответственности входит не только какая-то операционная деятельность, но и генерация и реализация идей по развитию компании по своему направлению.


    1. pan_KOST
      17.03.2016 10:53

      Мне всегда казалось, что так думают только предприниматели безнадежно застрявшие в прошлом веке, с убеждениями а-ля «все можно купить» или «ничему новому учиться не надо».

      Скажем так, если в компании ИТ-директор отвечает только за "железо" и изменения в системах от внешних заказчиков, не должен составлять ИТ-ландшафт, бизнес-аналитики не предусмотрены и развитием бизнес-процессов в целом, анализом узких мест работы компании и иным аналитическими работами занимается специальный отдел вне вертикали ИТ-директора то да, такой ИТ-директор просто обслуживающий персонал, который, кстати, можно заменить на качественный аутсорсинг.

      НО, если ИТ-директор занимается и аналитикой и решает бизнес-задачи, то тогда он именно помогает работать и повышает эффективность компании в целом, а не только эффективность труда


    1. vehicross
      18.03.2016 08:30

      А можете пояснить свою мысль? Что не так с этим высказыванием?


      1. pan_KOST
        18.03.2016 10:35

        С конкретно этим высказыванием всё более-менее в порядке, но в контексте критики высказывания от Mimus_spb:

        Задача ИТ-директора — помогать компании работать и повышать эффективность труда.

        звучат уже несколько иначе.
        Современный ИТ-директор, это человек, который должен разбираться в том, как работает компания лучше, чем многие топ-менеджеры.
        В качестве примера ( не реклама, а именно как пример) - программа семинара для ИТ-директоров:

        И то, на мой взгляд, она далеко не полная.


        1. vehicross
          18.03.2016 16:26

          Мне кажется, у нас с Вами небольшое недопонимание случилось. Мой вопрос был обращен к Mimus_spb. А конкретнее, я пытался понять, почему '… только предприниматели безнадежно застрявшие в прошлом веке, с убеждениями а-ля "все можно купить" или "ничему новому учиться не надо"' считают, что задача ИТ-директора — помогать компании работать и повышать эффективность труда.


          1. pan_KOST
            21.03.2016 16:36

            Да, всё верно


  1. haxum
    17.03.2016 08:53

    Автор рассуждает о том, какой «директор» должен быть «специалист», а это не верно.
    Специалист это специалист-исполнитель. Руководитель линейного звена это уже на 10-30% управленец/менеджер, руководитель департамента/высшего звена это управленец уже на 30-60%, а директор по определенному сектору управленец на 60-90%.

    Ну и я бы добавил про саморазвитие, т.е. брать людей, которые не повышают свою квалификацию, на руководящие должности это довольно опрометчивый шаг.


    1. ikormachev
      17.03.2016 09:11

      Автор рассуждает о том, какой «директор» должен быть «специалист», а это не верно.
      Специалист это специалист-исполнитель. Руководитель линейного звена это уже на 10-30% управленец/менеджер, руководитель департамента/высшего звена это управленец уже на 30-60%, а директор по определенному сектору управленец на 60-90%.

      Я скорее рассуждаю о том, какой у человека должен быть технический опыт, чтобы на должности ИТ-директора не сильно вредить.

      Ну и я бы добавил про саморазвитие, т.е. брать людей, которые не повышают свою квалификацию, на руководящие должности это довольно опрометчивый шаг.

      На собеседовании не понять будет человек в дальнейшем развиваться или нет, особенно когда он очень хочет попасть на должность. Но за годы работы я понял, что для развития нужно отдавать себе отчет о масштабах своего незнания предмета. Собственно, про это 8 пункт в моей статье.


      1. haxum
        17.03.2016 09:36

        1. Ну если рассматривать с точки зрения "найти того, кто навредит меньше всех", то да. Но разве не лучше искать того, кто обеспечит развитие/увеличение эффективности? Т.е. тут прямо читается посыл — на рынке труда все плохие, поэтому ищем наименее плохого.

        2. Понять о дальнейшем развитии довольно легко — первое что можно посмотреть — курсы/сертификаты, которые недавно закончил/получил кандидат. Если этого нет, то попросить назвать 3 последние книги из его проф. области, которые он прочитал.

        Перечитал пост еще раз и у меня сформировалось мнение, что у вас негативный опыт привлечение руководителей высокаго звена извне.


        1. ikormachev
          17.03.2016 10:37

          Ну если рассматривать с точки зрения «найти того, кто навредит меньше всех», то да. Но разве не лучше искать того, кто обеспечит развитие/увеличение эффективности?

          Статья написана для тех, кто ничего не понимает в ИТ, но кому нужно подобрать в компанию ИТ-директора. Я не знаю, как таких людей научить выбирать наиболее подходящего кандидата — я могу лишь обозначить, как не обжечься при выборе.

          Понять о дальнейшем развитии довольно легко — первое что можно посмотреть — курсы/сертификаты, которые недавно закончил/получил кандидат. Если этого нет, то попросить назвать 3 последние книги из его проф. области, которые он прочитал.

          Курсы достоверно говорят нам только о том, что кандидат их посетил. Книги также можно читать по разному (у меня на полке лежит книжка по Freebsd, которую я уже лет пять "читаю"). Сертификаты для технических специалистов — да, хорошо. Когда у ИТ-директора есть сертификация за плечами — тоже отлично, но сдающий постоянно сертификационные экзамены ИТ-директор — это странное явление.

          Перечитал пост еще раз и у меня сформировалось мнение, что у вас негативный опыт привлечение руководителей высокаго звена извне.

          Несколько раз в год меня просят прособеседовать кандидатов на должность ИТ-директора. По моему опыту, на такие вакансии прилетает по несколько сотен резюме "опытных руководителей", 95% из которых можно сразу отправлять в корзину.


          1. pan_KOST
            17.03.2016 10:56

            Сертификаты бывают разные.
            В части крупных компанией вполне полезно иметь у ИТ-директора сертификаты ITIL высокого уровня или PRINCE2 или даже Lean/Kanban.


  1. realbtr
    17.03.2016 12:14

    Любой топ-менеджер — это штучный продукт. Хороший IT-директор это не только сплав знаний, дисциплины, ответственности, опыта и политической тертости, это еще и состыковка всего этого с конкретной компанией, с конкретными топами, собственниками, их историей.

    Но так или иначе, директор — это прежде всего управленец, менеджер. Чтобы поднять технаря до директора нужны десятилетия. А чтобы погрузить управленца в технику, зачастую — лишь месяцы.

    У меня море знакомых, удивляющихся, что топами становятся то учителя, то военные, а то и вовсе — библиотекари. Многие считают себя — достойнее. Но простейшие упражнения на микроменеджмент ставят все на место. Человек не директор лишь потому, что не умеет управлять ни собой, ни другими, не видит мотивов, тенденций, не представляет этого примитивного взаимодействия таких вот ничтожных людишек, не дотягивающих до уровня их гениальности.

    Сам, как технарь, долго ломал себя на то, что люди — не процессоры. Процессор совершает один сбой на миллионы команд и это повод возмутиться. Человек выполняет одну команду на миллион сбоев и это повод аплодировать.

    И пока технарь не поймет этого всей широтой ума, менеджер из технаря — неэффективный, непродуктивный и немасштабируемый. И никогда он из лейтенанта не станет майором.


    1. ikormachev
      17.03.2016 19:00

      Но так или иначе, директор — это прежде всего управленец, менеджер. Чтобы поднять технаря до директора нужны десятилетия. А чтобы погрузить управленца в технику, зачастую — лишь месяцы.

      Если исходить из вашей логики, то любой генеральный директор (а гендиры в менеджменте разбираются лучше линейных менеджеров) способен за пару-тройку месяцев разобраться в ИТ и решить там все проблемы. Но почему-то этого на практике не происходит и зачастую генеральные директора годами не могут найти себе даже просто нормального ИТ-директора.


      1. realbtr
        18.03.2016 15:00

        Годами не находят, а компании все это время работает. Ни о чем не задумываетесь? Топам приходится вдаваться в любой косяк своих подчиненных. Будь они хоть квантовыми физиками. Потому что топу нужно, чтобы компания жила и, хотя бы, выжила. А технарь сегодня здесь, завтра — там.

        Так что на практике, в 90% компаний ИТ-директор на 90% менеджер и на 10% технарь, а не наоборот.
        Хотя я встречал компании, где все топы технари. Долю сами представите?


    1. m0hn
      17.03.2016 20:24

      Чтобы поднять технаря до директора нужны десятилетия.

      Как и любого специалиста, пусть технической или гуманитарной направленности. Тут нужен опыт.

      А чтобы погрузить управленца в технику, зачастую — лишь месяцы.

      Тут с вами готов спорить. Чему я научился у руководителей, которые у меня были: руководитель обязан понимать работу своих подчиненных хотя бы на 50% — 100%, иначе будут проблемы в его отделе, компании.
      Причины:

      1. Для правильной оценки занятости, компетенций сотрудников (в статье это есть)
      2. Работник будет видеть не только руководителя, но и специалиста, который на голову выше работника по профессионализму, т.е. некая достижимая планка (у технорей работает — факт).


  1. evictorov
    17.03.2016 15:18

    Профессиональная деформация системных администраторов – структурировать все

    это резюме уровня специалиста техподдержки, а не профессионального системного администратора и, тем более, ИТ-директора.

    Непонятно, почему, по логике автора, ИТ-директор должен расти из админа. Варианты архитекторов и внедеренцев не рассматриваются.


    1. SeeRay
      17.03.2016 18:42

      Мне, честно говоря, этот момент тоже непонятен. Так же как и про руководителей проектов, которым «всё равно кем управлять». Как по мне, уважающий себя специалист должен углубляться в те азы и аспекты работы, в которых ему предстоит копошиться. Вне зависимости от того, кто он — системный администратор или руководитель проектов. В противном случае, грош цена такому сотруднику.


      1. ikormachev
        17.03.2016 19:24

        Как по мне, уважающий себя специалист должен углубляться в те азы и аспекты работы, в которых ему предстоит копошиться.

        Я тоже так считаю, но на практике еще не сталкивался с управленцами-гастролерами, которые демонстрировали бы понимаете азов того, чем они управляют (хотя терминологией все жонглируют умело). В большинстве случаев громкой должности и хорошего оклада им достаточно, чтобы зауважать себя и уверовать в собственную компетентность.


        1. Just_Wah
          17.03.2016 21:32
          +1

          я думаю, если вы обратите внимание на мотивацию тех управленцев, с которыми сталкиваетесь, вам сразу станет понятно почему они уверовали в собственную компетентность.
          от себя замечу, что я не встречал ИТ директоров, понимающих того, чем они управляют. Более того, по наблюдаемой за последние пару лет динамики я вижу, что и на должности управляющих проектами ставят людей по чему угодно (харизме, связям, лояльности, внешности) но никак не по глубине знаний в теме. И это ужасно.


    1. ikormachev
      17.03.2016 19:04

      Я считаю, что ИТ-директор должен иметь опыт длительной эксплуатации информационных систем, чтобы видеть последствия своих решений. Внедренцы опыта эксплуатации зачастую вообще не имеют, а архитекторы такой опыт, наоборот, также обязаны иметь.

      Если вам режет фраза "системный администратор", то могу ее выкинуть из текста, но суть от этого не поменяется.


      1. m0hn
        17.03.2016 20:27

        Просто указать, что это пример, для особо.…


      1. Just_Wah
        17.03.2016 21:41

        Понимаете, такое подход нельзя рассматривать вне контекста компании-фирмы, где происходит дейтсво. Часто вы выдели крупные компании, сплошь состоящих из компетентных людей? Особенно на руководящих позициях? А ведь компания — это такая мини биосфера. Все живет по определенным правилам. При этом эти правила могут быть далеки не только от идеала, но даже от обывательского представления о здравом смысле. Даже чтобы просто в ней прижиться, надо будет принять определенный свод правил и вне того, нравится вам это или нет. В ином случае вы покините компанию достаточно быстро. А чтобы стать в компании кем-то надо не просто принять определенный свод правил и соглашений, надо сделать их своей нормой. Чем выше вы поднимаетесь, тем плотнее ваша сфера влияния будет воздейстовать на чужие. В итоге система принимает лишь "своих". Ну а кто это — я написал во втором предложении. При этом, мое мнение, в России это все имеет свои и весьма характерные усугубляющие особенности. Но это тема отдельного разговора.


        1. ikormachev
          17.03.2016 22:06

          Ну, собственно, моя статья для тех компаний, которым нужен компетентный ИТ-директор, а не для тех, которым нужен "приближенный" ИТ-директор. И такие компании есть, как и такие специалисты.


          1. Just_Wah
            17.03.2016 22:09

            разумеется, компании такие есть. Вопрос не в их наличии. А в их процетном соотнощении к доле финансов, если образно. Грубо говоря, вот маленькая конторка, где все компетентны вплоть до цвета носков. Она оказывает аутсорс услуги другим маленьгим конторкам. Все счастливы. А вот огромный интегратор. У него один проект по сумме больше, чем годовой бюджет конторки, которую я описал ранее. Как вы думаете, кто будет играть первую скрипку в сфере?


            1. ikormachev
              17.03.2016 22:27

              Я работал в огромном интеграторе, прежде чем создать своего маленького аутсорсера. Да, жизнь у меня стала менее денежная, но мне приятнее делать дело, видеть пользу от своей работы и развиваться, а не "осваивать бюджет". Каждый в жизни ищет и находит то, что хочет.


              1. Just_Wah
                18.03.2016 07:33

                как я понял, статья не про вас, а про ИТ-директоров вообще.


        1. pan_KOST
          18.03.2016 10:29

          Я бы ещё добавил — что у менеджеров высшего звена 2 ключевые задачи:

          • Подобрать правильных исполнителей
          • Принимать решения на основе имеющейся у них информации, в т.ч. и от исполнителей, которых они подобрали


  1. alexhott
    19.03.2016 21:21

    На тему изучения ИТ директором функционала кдровика или бухгалтера, а не кадровиком ИТ.
    Это мнение ленивых кадровиков и бухгалтеров, пытающихся переложить свою работу на кого-нибудь.
    В наше время скорее все уже должны погружать в ИТ в части своего функционала.
    Но понимание этого пока нет, поэтому хорошим ИТ-шником считается не тот, который оптимизировал код, струтруктуру оборудования, а тот который сделал работу за бухгалтера.