В интервью, касающемся работы Комиссии по расследованию финансового кризиса (Financial Crisis Inquiry Commission, FCIC), в 2010 году Уоррен Баффетт ответил на несколько вопросов о том, что, по его мнению, породило пузырь в сфере недвижимости и кредитов.

image
Уоррен Баффетт

В ходе интервью он также дал кристально ясное объяснение, как формируются пузыри.
Это — прекрасный материал для всех, интересующихся инвестиционной или поведенческой экономикой.
Интервью поступило из недавнего сброса документов из Национального архива, который опубликовал расшифровки стенограмм, повестки дня встреч и соглашения о конфиденциальности от FCIC. Группа была создана Конгрессом после кризиса, чтобы изучить причины этого события.

Итак, Баффетт (выделение наше):

"… Мой бывший босс, Бен Грэм, рассказал мне одно своё наблюдение приблизительно 50 лет назад; оно мне запомнилось, и теперь я увидел его подтверждение.

Он сказал: «Можно получить намного более тяжёлую проблему в инвестировании, основываясь на здравой предпосылке, чем опираясь на ложную.»

Если вы как-то предполагаете, что луна сделана из зелёного сыра или что-нибудь в этом роде, то это, на первый взгляд, нелепо. Если вы основываетесь на предпосылке, что обычные акции предпочтительнее облигаций, то получаете глубинную основу для пузыря [1929]. Люди думают, что акции становятся замечательным вложением капитала, и они забывают ограничения исходной предпосылки [....]. В результате через некоторое время об этой исходной предпосылке, которая была своего рода стимулом для того, что позже оказалось пузырём, забывают, и начинает действовать цена.
Сейчас мы увидели то же самое в недвижимости. Полностью здравой является предпосылка, что недвижимость будет стоить со временем больше, поскольку доллар дешевеет. [...]

И так как более 66% людей желает иметь свой собственный дом и поскольку вы можете занять деньги на него и мечтаете о покупке дома, то, если вы, действительно, верите, что недвижимость будет дорожать, вы покупаете дом сразу же, как появляется такая возможность. И это — очень здравая предпосылка. Однако это относится, конечно, к недвижимости, продаваемой за что-то примерно равное цене замены, и к ситуации с не очень сильно опережающей инфляцией.

В результате на основе здравой предпосылки, что покупка дома в этом году является хорошей идеей, поскольку он будет стоить больше в следующем году, вы нацеливаетесь на покупку дома; тот факт, будете ли вы в состоянии финансировать это, начинает деформироваться через некоторое время, если цены на жилье повышаются на 10 процентов в год, а инфляция — лишь на пару. Скоро начинает действовать цена — или в некоторой степени цена — и появляется желание приобрести три дома и пять домов и желание приобрести в кредит, на 100% составляющий стоимость дома, и вы соглашаетесь на платежи, которые не в состоянии выполнить, и на прочие такие дела, поскольку это не имеет значения: сегодняшнее приобретение будет стоить на следующий год дороже.

И кредитор ощущает то же самое. Это, действительно, не имеет значения, является ли это необеспеченным кредитом или же это — ну, вы знаете, что я имею в виду? [...] Поскольку, даже если кредиторы должны будут потом забрать покупку, она будет стоить в следующем году больше. И в какой-то момент этот процесс набирает скорость, усиливается под действием цены, и исходная предпосылка забывается, как это прозошло и в 1929 году.

Интернет стал тем же самым. Предполагалось, что Интернет изменит нашу жизнь. Но это не означало, что каждая компания будет стоить 50 млрд. долларов, которые нафантазированы в каком-то проспекте.

И ценовое действие становится столь важным для людей, что оно захватывает их, — оно захватывает их умы ещё и потому, что жильё является самым большим моноактивом, составляя приблизительно 22 триллиона долл. от общего семейного дохода в 50-60 триллионов долл. в Соединённых Штатах. Гигантский актив! Это так понятно народу – он мог бы ничего не понять об акциях, он мог бы ничего не понять о луковицах тюльпана, но он понимает, когда речь идёт о доме, и он страстно желал купить его любым способом и при любом финансировании, и можно было раскручивать ситуацию до неба — это и создало такой пузырь, какой мы никогда не видели."

Комментарии (21)