photo by Harvard Business Review©
Великий сегодняшний парадокс в том, что мы чувствуем влияние технологий повсюду — в наших автомобилях, наших телефонах, супермаркетах, кабинете врача, везде кроме уровня наших зарплат. Мы работаем по-другому, общаемся друг с другом по-другому, по-другому созидаем и развлекаемся тоже по-другому — все благодаря новым технологиям. Тем не менее, с начала революции персональных компьютеров, произошедшей три десятилетия назад, средняя заработная плата осталась на прежнем уровне.
За последние двести лет благодаря технологическим достижениям заработные платы увеличились примерно в десять раз. Некоторые утверждают, что сегодня технологии работают против нас, постоянно устраняя рабочие места среднего класса и предвещая будущее расширение экономического неравенства. Средство от этого заключается в политике перераспределения богатства.
Но действительно ли, мы находимся в точке исторической бифуркации?
Нет, в самом деле, настоящее не сильно отличается от прошлого. На протяжении всей истории, фундаментальные новые технологии первоначально сопровождаются застоем уровня заработной платы и ростом неравенства. Как во времена промышленной революции в начале девятнадцатого века, так и во время волны электрификации, начавшейся в конце девятнадцатого века. Тем не менее, после десятилетий застоя эти паттерны обращаются вспять; большое количество рядовых работников в конечном итоге застанут рост заработных плат благодаря новым технологиям.
Конечно, сегодня обстоятельства различаются. Информационные технологии автоматизирует работу «белых воротничков» и темпы ускоряются, но ключевые задачи рабочей силы такие же, как в прошлом. И тогда, и сейчас, в целях реализации фундаментальных новых технологий, большое количество людей должно было получить новые навыки и знания. Обучение оказалось на удивление медленным и трудным, но было ключом к более высоким заработным платам. Сегодня работники должны преодолеть подобный барьер, прежде чем смогут извлечь выгоду из новых технологий.
Слишком часто, когда люди думают о технологиях, они думают только о начальном изобретении. В мультипликационной версии, технологии состоят из изобретений, «разработанных гениями для идиотов». Тем не менее, большинство фундаментальных новшеств разрабатываются в течение десятилетий, а изрядное количество людей учатся применять, адаптировать и улучшать первоначальное изобретение. Изобретение станка одна из преобразующих технологий промышленной революции, автоматизирующая ткацкие задачи и позволяющая производить в два раза больше ткани. Но в течение следующего столетия, ткачи улучшив свои навыки и механику, менеджеры адаптировав и улучшив бизнес процессы, стали производить в двадцать раз больше готовой продукции.
Понадобилось значительное время, чтобы довести технологию до ума. Аналогичные прогрессирующие процессы прошли в области паровых двигателей, электрификации и переработки нефти. И уж совсем недавно кажется, потребовались десятилетия, чтобы довести до ума компьютерные технологии.
В ходе промышленной революции работодатели иногда шли на многое, чтобы подтянуть интеллектуальные способности рабочей силы. В Лоуэлле, штат Массачусетс, «Кремниевой долине» тех дней работодатели стали нанимать на работу молодых женщин, предлагая им что-то вроде стажировки колледжа.
Эти меры для фабрикантов могут показаться удивительными, потому что даже сегодня заводчане с низким уровнем образования часто считаются «неквалифицированной» рабочей силой. В конечном итоге специализация и образование позволило выжать максимум из соответствующих технологий. Технические навыки, полученные опытным путем, позволили «синим воротничкам» с низким уровнем образования войти в средний класс.
Тем не менее, этот процесс занял длительный срок. Многие работники не имели возможности учиться на работе. На первых текстильных фабриках было очень тяжело работать, поэтому многие работники увольнялись после первого месяца работы. Необходимым навыкам не обучали в школах, поскольку технологии изменялись слишком быстро для внедрения. Первые школы, обучающие необходимым навыкам, были созданы только после гражданской войны. Одной из важных причин такого отставания было отсутствие стимула для обучения работников, ведь первоначально рынок труда был весьма ограниченным. В 1830-е годы, текстильные фабрики, главным образом, нанимали рабочих, не имеющих никакого опыта. Опыт, приобретенный на одной фабрике совсем не обязательно ценился на другой, так как заводы использовали различные технологические и организационные процессы. После гражданской войны рынок квалифицированных работников текстильной промышленности активизировался, и только тогда заработная плата начала увеличиваться. Почасовая оплата рабочих в Лоуэлле мало изменялась между 1830 и 1860, но в 1910 году выросла сразу в три раза. Для этого рывка потребовались десятилетия работы учебных заведений, развития бизнес-моделей и рынков труда.
Конечно, технологии и навыки не были единственными факторами, которые помогли повысить заработную плату. Рост капитальных вложений сделал работников более продуктивными, появились широкие возможности, увеличившие оплату труда женщин. Профсоюзы также сыграли свою роль в этом процессе, особенно в 20-м веке. Исследования показали, что члены профсоюзов зарабатывали примерно на 15% больше, чем сопоставимые по квалификации работники, не участвующие в профсоюзных движениях. Это, конечно, значимое различие, но по сравнению с трехкратным ростом выглядит незначительным. В конечном счете, на рост заработной платы самое большое влияние оказали технологии.
Благодаря новым разработкам поколения менее образованных работников производственной сферы имели возможность неплохо зарабатывать. Сейчас, автоматизация и оффшоризация ликвидировали многие из подобных рабочих мест; многие навыки являются устаревшими. Тем не менее, появляются и новые возможности, технологии создают рабочие места, которые требуют новых навыков, но переход к новым рабочим местам труден и медлителен.
Компьютеризация издательств практически убрала типографов и графических дизайнеров, которые вынуждены были столкнутся с теми же проблемами, что и работники довоенной текстильной промышленности. Стандарты, бизнес-модели и технологии постоянно меняются, требуя непрерывного обучения. Сначала дизайнерам пришлось учиться настольным издательским системам, потом средствам веб-публикации, а сейчас, с широким распространением смартфонов, дизайну под мобильные системы. Наиболее способные из них учатся сами, но остальные остаются не удел. При этом образовательные учреждения продолжают обучать устаревшим навыкам. 10% дизайнеров наблюдают значительный рост своего заработка, связанный с их вновь приобретенными навыками, но зарплата среднего специалиста не изменяется вот уже в течение трех десятилетий.
С 1980-х годов подобный разрыв коснулся множества рабочих мест. В профессиях, где большинство работников используют компьютеры, заработная плата десятой части работников растет, но средняя показывает весьма незначительный рост. Среди ученых, инженерных и компьютерных профессий, обладающих специализированными техническими навыками, средняя заработная плата также медленно растет. Трудность приобретения новых навыков влияет и на работодателей. Опросы показывают, что более трети руководителей испытывают трудности с поиском квалифицированных сотрудников. Многие компании требуют работников с критическими техническими навыками, которым готовы платить высокие зарплаты, но, к сожалению, таких не хватает.
Таким образом, проблема не в том, что технологии устраняют необходимость в средней квалификации работников. Новые возможности имеются, но воспользоваться ими не просто, а преодоление этого препятствия займет время и потребует внедрения стратегий, способствующих технической подготовке и сертификации навыков, поощрению мобильности сотрудников и повышению надежности трудовых рынков.
Возможно, в будущем умные машины кардинально устранят среднеквалифицированные рабочие места, но сегодняшняя стагнация заработной платы не из-за этого. Технологии не повернулись против нас. Вместо этого технологии заставляют нас разрабатывать новые возможности, и если мы решим эту проблему, то многие существенно выиграют от внедрения новых технологий, так же, как это было в течение последних двухста лет.
Великий сегодняшний парадокс в том, что мы чувствуем влияние технологий повсюду — в наших автомобилях, наших телефонах, супермаркетах, кабинете врача, везде кроме уровня наших зарплат. Мы работаем по-другому, общаемся друг с другом по-другому, по-другому созидаем и развлекаемся тоже по-другому — все благодаря новым технологиям. Тем не менее, с начала революции персональных компьютеров, произошедшей три десятилетия назад, средняя заработная плата осталась на прежнем уровне.
За последние двести лет благодаря технологическим достижениям заработные платы увеличились примерно в десять раз. Некоторые утверждают, что сегодня технологии работают против нас, постоянно устраняя рабочие места среднего класса и предвещая будущее расширение экономического неравенства. Средство от этого заключается в политике перераспределения богатства.
Но действительно ли, мы находимся в точке исторической бифуркации?
Нет, в самом деле, настоящее не сильно отличается от прошлого. На протяжении всей истории, фундаментальные новые технологии первоначально сопровождаются застоем уровня заработной платы и ростом неравенства. Как во времена промышленной революции в начале девятнадцатого века, так и во время волны электрификации, начавшейся в конце девятнадцатого века. Тем не менее, после десятилетий застоя эти паттерны обращаются вспять; большое количество рядовых работников в конечном итоге застанут рост заработных плат благодаря новым технологиям.
Конечно, сегодня обстоятельства различаются. Информационные технологии автоматизирует работу «белых воротничков» и темпы ускоряются, но ключевые задачи рабочей силы такие же, как в прошлом. И тогда, и сейчас, в целях реализации фундаментальных новых технологий, большое количество людей должно было получить новые навыки и знания. Обучение оказалось на удивление медленным и трудным, но было ключом к более высоким заработным платам. Сегодня работники должны преодолеть подобный барьер, прежде чем смогут извлечь выгоду из новых технологий.
Слишком часто, когда люди думают о технологиях, они думают только о начальном изобретении. В мультипликационной версии, технологии состоят из изобретений, «разработанных гениями для идиотов». Тем не менее, большинство фундаментальных новшеств разрабатываются в течение десятилетий, а изрядное количество людей учатся применять, адаптировать и улучшать первоначальное изобретение. Изобретение станка одна из преобразующих технологий промышленной революции, автоматизирующая ткацкие задачи и позволяющая производить в два раза больше ткани. Но в течение следующего столетия, ткачи улучшив свои навыки и механику, менеджеры адаптировав и улучшив бизнес процессы, стали производить в двадцать раз больше готовой продукции.
Понадобилось значительное время, чтобы довести технологию до ума. Аналогичные прогрессирующие процессы прошли в области паровых двигателей, электрификации и переработки нефти. И уж совсем недавно кажется, потребовались десятилетия, чтобы довести до ума компьютерные технологии.
В ходе промышленной революции работодатели иногда шли на многое, чтобы подтянуть интеллектуальные способности рабочей силы. В Лоуэлле, штат Массачусетс, «Кремниевой долине» тех дней работодатели стали нанимать на работу молодых женщин, предлагая им что-то вроде стажировки колледжа.
Эти меры для фабрикантов могут показаться удивительными, потому что даже сегодня заводчане с низким уровнем образования часто считаются «неквалифицированной» рабочей силой. В конечном итоге специализация и образование позволило выжать максимум из соответствующих технологий. Технические навыки, полученные опытным путем, позволили «синим воротничкам» с низким уровнем образования войти в средний класс.
Тем не менее, этот процесс занял длительный срок. Многие работники не имели возможности учиться на работе. На первых текстильных фабриках было очень тяжело работать, поэтому многие работники увольнялись после первого месяца работы. Необходимым навыкам не обучали в школах, поскольку технологии изменялись слишком быстро для внедрения. Первые школы, обучающие необходимым навыкам, были созданы только после гражданской войны. Одной из важных причин такого отставания было отсутствие стимула для обучения работников, ведь первоначально рынок труда был весьма ограниченным. В 1830-е годы, текстильные фабрики, главным образом, нанимали рабочих, не имеющих никакого опыта. Опыт, приобретенный на одной фабрике совсем не обязательно ценился на другой, так как заводы использовали различные технологические и организационные процессы. После гражданской войны рынок квалифицированных работников текстильной промышленности активизировался, и только тогда заработная плата начала увеличиваться. Почасовая оплата рабочих в Лоуэлле мало изменялась между 1830 и 1860, но в 1910 году выросла сразу в три раза. Для этого рывка потребовались десятилетия работы учебных заведений, развития бизнес-моделей и рынков труда.
Конечно, технологии и навыки не были единственными факторами, которые помогли повысить заработную плату. Рост капитальных вложений сделал работников более продуктивными, появились широкие возможности, увеличившие оплату труда женщин. Профсоюзы также сыграли свою роль в этом процессе, особенно в 20-м веке. Исследования показали, что члены профсоюзов зарабатывали примерно на 15% больше, чем сопоставимые по квалификации работники, не участвующие в профсоюзных движениях. Это, конечно, значимое различие, но по сравнению с трехкратным ростом выглядит незначительным. В конечном счете, на рост заработной платы самое большое влияние оказали технологии.
Благодаря новым разработкам поколения менее образованных работников производственной сферы имели возможность неплохо зарабатывать. Сейчас, автоматизация и оффшоризация ликвидировали многие из подобных рабочих мест; многие навыки являются устаревшими. Тем не менее, появляются и новые возможности, технологии создают рабочие места, которые требуют новых навыков, но переход к новым рабочим местам труден и медлителен.
Компьютеризация издательств практически убрала типографов и графических дизайнеров, которые вынуждены были столкнутся с теми же проблемами, что и работники довоенной текстильной промышленности. Стандарты, бизнес-модели и технологии постоянно меняются, требуя непрерывного обучения. Сначала дизайнерам пришлось учиться настольным издательским системам, потом средствам веб-публикации, а сейчас, с широким распространением смартфонов, дизайну под мобильные системы. Наиболее способные из них учатся сами, но остальные остаются не удел. При этом образовательные учреждения продолжают обучать устаревшим навыкам. 10% дизайнеров наблюдают значительный рост своего заработка, связанный с их вновь приобретенными навыками, но зарплата среднего специалиста не изменяется вот уже в течение трех десятилетий.
С 1980-х годов подобный разрыв коснулся множества рабочих мест. В профессиях, где большинство работников используют компьютеры, заработная плата десятой части работников растет, но средняя показывает весьма незначительный рост. Среди ученых, инженерных и компьютерных профессий, обладающих специализированными техническими навыками, средняя заработная плата также медленно растет. Трудность приобретения новых навыков влияет и на работодателей. Опросы показывают, что более трети руководителей испытывают трудности с поиском квалифицированных сотрудников. Многие компании требуют работников с критическими техническими навыками, которым готовы платить высокие зарплаты, но, к сожалению, таких не хватает.
Таким образом, проблема не в том, что технологии устраняют необходимость в средней квалификации работников. Новые возможности имеются, но воспользоваться ими не просто, а преодоление этого препятствия займет время и потребует внедрения стратегий, способствующих технической подготовке и сертификации навыков, поощрению мобильности сотрудников и повышению надежности трудовых рынков.
Возможно, в будущем умные машины кардинально устранят среднеквалифицированные рабочие места, но сегодняшняя стагнация заработной платы не из-за этого. Технологии не повернулись против нас. Вместо этого технологии заставляют нас разрабатывать новые возможности, и если мы решим эту проблему, то многие существенно выиграют от внедрения новых технологий, так же, как это было в течение последних двухста лет.
ploop
Странно, почему 200 лет?
Когда люди научились добывать металл, появились кузнецы. Как научились обрабатывать камень — строители. Вся история человечества на этом строится.
jasiejames Автор
Думаю потому, что раньше не было четкой заработной платы, как мы сейчас это понимаем.