Привет Мегамозг! У нас в офисе есть небольшая, даже крошечная библиотека. Пока что книг 12, но мы, конечно же, собираемся ее постепенно расширять. Сегодня же хотелось бы рассказать об одной из самых любимых книг. Автор – Гай Кавасаки, книга – «Правила Кавасаки. Жесткое руководство для тех, кто хочет оставить конкурентов позади».

image
На заднем фоне Vault-Boy, ибо да, «War. War never changes»

Книга не новая – издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014 год. Оригинал вышел еще в далеком 2008-м году. На Мегамозге много рецензий на книги Кавасаки, чаще упоминают его произведение «Стартап», но и в «Правилах» тоже можно почерпнуть немало интересного.

Книга разбита на 12 больших разделов, каждый из которых состоит из 5-10 глав. Кавасаки углубляется в темы поиска финансирования, планирования, инноваций, маркетинга, продаж, коммуникации, конкуренции, приема на работу и даже немного GTG. Все это, конечно же, приправлено соусом с отсылками к художественным фильмам и книгам, личным опытом, тестами и таблицами.

Язык повествования легкий и непринужденный, тут, пожалуй, надо сказать спасибо Павлу Миронову, который переводил с английского и сумел сохранить стиль Кавасаки с его способностью говорить «просто о сложном». Глава «Как надрать задницу Кремниевой Долине» не даст нам соврать.

Каждая глава начинается эпиграфом, причем не только цитатами различных писателей, поэтов, бизнесменов, философов, президентов и других выдающихся личностей, от современников вроде Рика Кука до классиков в лице Гёте и Канта, но и народными мудростями, пословицами и выдержками из Библии. Некоторые весьма экстравагантны и передают всю суть. К примеру, эпиграф к главе 66 «Искусство сводить с ума конкурентов»:

Если бы кто-то из моих конкурентов тонул, то я бы запихнул ему в рот шланг
— Рэй Кок (1902-184), владелец корпорации McDonalds


Сам Кавасаки любит ссылаться и подкреплять свои тезисы мнениями профессионалов или реальными примерами. В первой же главе он приводит выдержки из книги Джессики Ливингстон «Основатели за работой: Истории первых дней стартапов» и ссылается на статью Доктора Зимбардо из Стэнфордского университета.

Помимо этого, многие главы написаны не самим Кавасаки, а успешными бизнесменами, к примеру, Гленн Келлман, CEO Redfin написал главу 2 «Кухня предпренимательства». Многие другие главы представлены в виде интервью с экспертами разных областей. К примеру, глава 13 «Кухня законодательства о венчурном финансировании» целиком и полностью состоит из вопросов и ответов между Кавасаки и Фредом Грегурасом, партнером юридической компании K&L Gates.

Это одна из отличительных черт книг Кавасаки. Он не старается прослыть экспертом, разбирающимся во всех сферах. Если речь идет об юриспруденции, то он обращается к юристу, если о бизнесе, то к бизнесменам. Так, к примеру, в главе 16 «Парадокс стратегии: как проиграла Apple и как повезло Microsoft», на вопросы отвечает Майкл Рейнора, сотрудник крупной консалтинговой компании, специалист по бизнес-администрированию, автор ряда книг. Это при том, что Кавасаки сам работал в Apple и может поведать на эту тему немало интересного.

Еще одна особенность, за которую любят Кавасаки, это то, что он редко прибегает к дидактике. Практически везде и всегда он мягко советует, подкрепляя это реальными примерами, своим личным опытом и цифрами. Даже там, где, казалось бы, речь идет об очевидных истинах, он умудряется внести нечто новое и доказать, что «А – плохо не потому, что оно А, а потому что в ходе исследований было выяснено…». Вот пример из главы 38 «Искусство продаж», где Кавасаки рассказывает, почему надо отказаться от обмана. Казалось бы, прописная истина, но он подходит к вопросу совсем иначе:

Откажитесь от обмана. Доцент Ванесса Патрик из Университета штата Джорджия вместе с Дебби Макиннис и С. Вон Парком из Университета Южной Калифорнии выяснили, что «люди обращают на что-то внимание, когда чувствуют себя хуже, чем ожидали, а не когда им лучше, чем предполагалось». Команда исследователей придумала для описания разрыва между ожидавшимися и истинными чувствами особый термин – «аффективная ошибка прогнозирования» (affective misforecasting). Выводы исследования подкрепляют старую максиму о том, что люди рассказывают пяти другим о негативном опыте и лишь одному – о позитивном (можно ли считать это негативным евангелизмом?). Поэтому действия в стиле «обещать меньше и делать больше» вполне оправданны.


Практически везде Каваски вслед за советом приводит пример из реальной жизни или же раскрывает понятие. К примеру, после совета «Нанимайте правильных людей» в главе 55 «Искусство работы с клиентами», Кавасаки объясняет, что кроется под понятием «правильный человек» и чем он отличается от неправильного.

Говоря о патентах в главе 65 «Контрапункт: патенты и защита» он советует обеспечить безопасность документу, и вслед за этим рассказывает, как это сделать (опубликовать его где-нибудь в Албании, что позволит сохранить секретность и даст определенную защиту с точки зрения патентного законодательства).

Отдельные главы посвящены рассказам об успешных сервисах и советам, как с помощью этих продуктов можно сделать себе жизнь лучше. Так, глава 74 называется «Как получить работу с помощью Craiglist».

В конце книги вы найдете приятный бонус — тест, где вы сможете определить, чему равен ваш EQ (коэффицент предпренимательства), а также проверочный список с 10 вопросами для всех, кто пилит свой стартап:

  1. Делаете ли вы что-нибудь осмысленное?
  2. Способен ли ваш продукт перескочить на новый уровень или даже создать его?
  3. Можно ли считать ваш продукт Глубоким, Разумным, Полным, Элегантным и Волнующим?
  4. Есть ли у вас мантра, описывающая, что вы делаете?
  5. Есть ли у вас презентация из 10 слайдов с текстом, набранным шрифтом не менее 30 пунктов, которую вы можете изложить за 20 минут?
  6. Вы нашли способ выводить свои продукты на рынок без бюджета?
  7. Помогаете ли вы людям, которые не могут помочь вам?
  8. Можете ли вы привести любую аудиторию в экстаз, демонстрируя ей свой продукт?
  9. Готовы ли вы принять на работу «неидеальных» кандидатов, которые любят то, что вы делаете, и людей, которые лучше, чем вы?
  10. Просите ли вы людей делать только то, что могли бы сделать сами?


В заключение хотим сказать, что «Правила Кавасаки» это не правила одного отдельного взятого человека касательно бизнеса и маркетинга в сети, как может показаться по названию. Это сборник историй, советов, историй побед и поражений двух-трех десятка выдающихся людей, обернутые в простую и читабельную форму и подкрепленные конкретными примерами. Ни в одном предложении Кавасаки не говорит: «А вот так правильно» или «Сделайте так и будет вам счастье». Это не руководство к действию или срыв покровов. Это просто «Правила Кавасаки».

Спасибо, что читаете нас.
Подписывайтесь на наш блог.

Комментарии (1)


  1. J_K
    09.05.2015 06:39

    Ой ребятки, ребятки, подтягивайте русский язык, пока не поздно, а то на таком предпрЕнимательстве вы далеко не уедете, хоть на ракете, хоть без.