Вот уже более пяти лет Гарри Бринул (Harry Brignull), независимый дизайнер пользовательских интерфейсов из Лондона, собирает уникальную коллекцию DarkPatterns.org — так называемых тёмных паттернов — реальных примеров, как профессионалы используют специфические приёмы веб-дизайна для обмана интернет-пользователей и побуждения их к «нужным» действиям. Например, принуждения к покупке ненужного товара или переходу по рекламной ссылке.

Коллекция Dark Patterns — вовсе не ошибки дизайна, совсем наоборот. Это результат работы грамотных специалистов, которые сознательно применяют своё мастерство в нечистоплотных целях. Они могут назвать это «эффективным дизайном» или «продающим сайтом», но суть именно в манипуляциях с целью получения выгоды.

К сожалению, в последнее время некоторые сайты снова вернулись к этим грязным трюкам. Это видно на примере онлайн-газеты Boston Globe, которая из-за кризиса на рынке СМИ прибегла к обманным приёмам для увеличения количества платных подписчиков.

Предположим, вы открываете статью «Открытое письмо к Берни Сандерсу».



Появляется всплывающее окно с предложением оформить подписку. Здесь используется небольшой трюк: кнопка «Закрыть» отрисована очень слабо контрастным фоном, так что её трудно заметить. К тому же, она перенесена в нестандартный левый верхний угол. Разработчики рассчитывают, что некоторые пользователи не заметят кнопку и оформят подписку.

Если вы всё-таки нажали «Закрыть», манипуляции продолжаются.





В нижней части страницы всплывает хорошо заметный неубираемый баннер, снова с предложением оформить платную подписку. Опять же, этот баннер сам по себе назойливый, но вполне приемлемый. Однако, в тексте сказано, что подписка стоит «всего 99 центов в неделю», а вот это уже неправда, как мы увидим ниже.

Перейдём по ссылке Subscribe Now.





Здесь становится ясно, что 99 центов в неделю — не настоящая цена. Коммерческие компании часто предоставляют скидку при подключении услуге или в начале подписки, это нормально. Проблема в том, что Boston Globe вообще не указывает настоящую цену, которую начнёт брать через четыре недели. Это вводит в заблуждение пользователя.

Если нажать Sign Up, то мы увидим ещё больше тёмных паттернов.







На странице указана сумма, которую снимут за первый месяц ($3,96). Настоящая цена указана ниже, мелким шрифтом. Она подобрана таким образом ($3,99 в неделю), чтобы не сильно отличаться от заявленной красной цены, так что пользователю не сразу придёт в голову, что цена значительно возрастает: далее идёт отсчёт не по месяцам, а по неделям. Вдобавок, слева пользователя по умолчанию подписывают на три маркетинговые рассылки.

На следующих этапах оформления подписки реальная стоимость больше не показывается ни разу. Чтобы узнать её, нужно зайти в раздел FAQ по маленькой ссылке в правой части страницы.





Среди вопросов о кроссвордах, некрологах и гороскопах спрятан вопрос «Сколько стоит подписка на цифровую версию».





Там указано, что настоящая цена вовсе не $0,99 в неделю, как было в рекламном объявлении, и даже не $3,99 в неделю, как сообщалось на странице оформления подписки, а… $6,93 в неделю! Почти в два раза дороже или в семь раз больше, чем на рекламном баннере. Эта цена вступает в силу только через год, так что обычному подписчику трудно будет заметить, что со счёта начали списывать больше денег, если только он не изучает детально банковские выписки. Очень грамотный приём!

И наконец, последний ход. Если пользователь всё-таки заметил неладное и попробует отказаться от подписки, то его ждёт небольшой сюрприз.





По любым вопросам в редакцию можно обращаться по электронной почте или через онлайн-чат, но отказаться от подписки можно только по телефону (вероятно, после долгого ожидания на платной линии), при этом со счёта продолжат списываться деньги до конца текущего «четырёхнедельного периода».

К сожалению, эти и другие тёмные паттерны нередко встречаются на вполне респектабельных и приличных сайтах, в том числе российских. Так можно увеличить продажи в краткосрочный период, но в долгосрочной перспективе они наносят ущерб репутации бренда.

На сайте Dark Patterns все типы манипулятивных приёмов веб-дизайна разбиты по категориям.

Библиотека тёмных паттернов
  1. Приманка и переключение. Пользователь совершает одно действие, а вместо этого происходит нечто другое.

  2. Замаскированная реклама. Баннеры маскируются под контент или навигацию, чтобы поощрить пользователя нажать на рекламу.

  3. Скрытая детализация. Вместо доставки каждый месяц подробной детализации в почтовый ящик пользователя, сервисные компании пытаются заставить пользователя самого её проверять. Подразумевается, что он забудет это сделать.

  4. Принудительное продление. Пользователь подписывается на бесплатную пробную услугу, но ему принудительно продлевают платную подписку.

  5. Принудительное раскрытие информации. Чтобы предоставить пользователю бесплатную или дешёвую услугу, его заставляют раскрыть некую персональную информацию, которая на самом деле необязательна для совершения транзакции.

  6. Спам френдов. Приложение просит авторизации, а потом публикует сообщения в социальной сети от имени пользователя, направляя спам на его френдов.

  7. Скрытая стоимость. На последнем этапе оплаты за товар пользователю вдруг предлагают оплатить ещё небольшую сумму (комиссия, страховка, налог и т.д.).

  8. Смена фокуса. Внимание пользователя специально привлекают к постороннему объекту, чтобы отвлечь внимание от главного.

  9. Предотвращение сравнения цен. Практика обфускации ценовой информации разными способами: изменение количества товаров в упаковке, изменение размера упаковки и т.д.

  10. «Цукеринг приватности». Практика использования приёмов веб-дизайна и фразеологизмов, чтобы склонить пользователей к нужному выбору. Термин «цукеринг» (zuckering) для подобных действий предложил использовать Фонд электронных рубежей.

  11. Ловушки предполагают создание ситуации, когда пользователю будет максимально сложно отказаться от сделанного выбора, отменить своё действие (например, отменить платную подписку на журнал).

  12. Блокировка. Интерфейс затрудняет для пользователя желаемое действие, помещая перед ним на экране посторонний объект. Например, появление рекламы на кнопке паузы в видеоплеере.

  13. Сюрприз в корзине. Добавление лишнего товара в корзину покупателя.

  14. Вопросы с подвохом. Обращение к пользователю сделать выбор, когда при беглом прочтении текста создаётся одно впечатление, а при внимательном — совсем другое. Эта уловка основана на том, что пользователи склонны невнимательно читать тексты в интернете («сканировать» их по диагонали).


Комментарии (54)


  1. andreishe
    28.04.2016 07:59
    +20

    Ализар продолжает не оформлять переводы как переводы!


    1. Regis
      28.04.2016 13:26
      +1

      Видимо редакторы «равнее чем другие» и им это можно. Или может всем можно (и нужно?), а сам вариант «статьи-перевода» — ошибочно реализованная фича и не должна использоваться на практике? (sarcasm)


  1. AWSVladimir
    28.04.2016 08:59
    +1

    Теле2 почти так же подписки устроены, вводишь один сайт, они подсовывают другой с всплывающим окном.
    При этом браузер на стационарном компьютере. Служба отписки вообще трешь, молчат как рыба об лед, кто они, от кого работают, какой юр и физический адрес.
    В общем теле2 с БостонГлобе вместе тренинг проходили :)))


    1. JIghtuse
      28.04.2016 12:01

      Больше всего у теле2 раздражает их "честная" реклама: мол, у них никакого fine print и вообще они пушистые. На деле просто врут побольше.


      Не так давно у них такая реклама появилась:


      Скрытый текст


      1. dilukhin
        28.04.2016 14:15

        Лялька симпатичная нарисована, когда еду мимо — любуюсь. А всякие заявления типа «у нас всё честно» «звёздочки — приём аферистов» и «мы, rусские, никогда не обманываем друг друга» для меня как красный свет. Люди явно знают, о чём говорят, с чего бы им не использовать новые приёмы?


      1. mva
        28.04.2016 15:54
        +1

        Вот только такой момент: сейчас Теле2 не тот Теле2, который был изначально. Сейчас это ширма Билайна, РТК и так по мелочам (устал уже следить за распределением акций туда-сюда между теми, кто его купил).
        Но при этом, да, они продолжают «выезжать» на старой «честной» рекламе, потому что поняли, что «Пипл хавает»


        1. geher
          28.04.2016 21:33

          Судя по тому, как оно работает в России, это все тот же Теле2. И смена владельца не нем никак не отразилась. Разве что поменяли мафию на новых странных персонажей.
          И кстати, а он разве не Ростелекому на пару с ВТБ сейчас принадлежит? Или я что-то пропустил?


          1. mva
            29.04.2016 00:32

            Изначально покупал ВТБ чтобы «распотрошить» и поделить между тройкой. Но потом передумали.
            Потом с ним игрался РТК. Потом они начали там что-то мутить и ходило очень много слухов про общий менеджмент с полосатыми.


  1. Valery4
    28.04.2016 09:34

    Что мешает, если уже встрял, связаться со своей кредитной компанией или банком и отменить? Хотя самое сложное это, конечно, заметить.

    Правда в нормальных местах ещё пишут, что отменить подписку можно в любой момент и без проблем.


    1. Constin
      28.04.2016 10:41
      +3

      Например, в Германии ты фиг что просто так отменишь простым звонком в банк. Те ты можешь технически перестать платить, но это не отменит твоих обязательств по договору, который ты автоматически заключил с компанией. Ты обязан платить. Те к физикам относятся так же, как и к юрлицам. Чтобы отписаться от сервиса, ты должен прислать им специальное письмо (kundigen) в БУМАЖНОМ ВИДЕ.

      Еще очень часто бывает, что у тебя заключен договор, скажем, на год. И через год он автоматически продлевается. Так вот написать это письмо ты должен не за неделю или день до окончания срока, а месяца так за три. Иначе извини, ты опоздал, плати еще год.


      1. qw1
        28.04.2016 11:27
        +5

        Почему тогда для подписки на сервис не требуется присылать специальное письмо в бумажном виде?
        Эта асимметрия закреплена законодательно?


      1. Ziptar
        03.05.2016 09:33

        Мы не в Германии. В этом смысле — слава богу.
        Оферта офетрой, но не платишь — услугу не получаешь. А все остальное недоказуемо. Подпись то не стоит нигде.


    1. MiiNiPaa
      28.04.2016 10:44

      Оригинальная статья из США. Там подобное считается неоплатой услуги и негативно влияет на кредитный рейтинг, которым дорожат как священной коровой. Вроде как можно послать письмо об отказе от услуг с уведомлением о вручении на юридический адрес компании, и это будет доказательством на суде, но это либо не в каждом штате работает, либо слишком накладно для большинства.


      1. Gradiens
        28.04.2016 12:48

        Как все сложно-то.
        Неужели нет механизмов, защищающих потребителя в Штатах и других странах?

        Я конечно смотрю со своей колокольни, но если бы столкнулся с подобным (нахожусь в РФ), то сделал бы следующее:
        1) написал жалобу на сайте ФАС о нарушении закона о рекламе.
        2) написал жалобу на сайте прокуратуры о мошенничестве.
        3) перестал платить. Технически самое простое — перевыпустить карточку (пользуюсь услугами банков, где это либо бесплатно либо очень дешево, к тому же в сети плачу только дополнительными карточками которых не жалко)
        4) купил поп-корн.

        Хороший вариант развития событий — ФАС и прокуратура наедут на недобросовестную компанию.
        Но я готов и к плохому варианту, а именно: ФАС и прокуратура проигнорировали жалобы, и ничего не случилось.

        Требовать с меня денег за продление подписки бесполезно. Я буду ссылаться на статью 32 Закона о защите прав потребителя, которая гласит

        Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

        Кроме того, если компания после невозможности списать средства заблокирует доступ к своему сервису — т.е. фактически перестанет оказывать услуги, то и основания получить плату по Статье 781 ГК РФ также исчезнет.
        Вообще великолепно!

        Но предположим, в компании сидят принципиальные люди, которые подадут на меня в суд.
        Тогда мне потребуется очень большая пачка поп-корна, т.к. в самом плохом для меня случае компания потратит много-много сотен, если не тысяч долларов на суд, а выиграет $6.93. Дополнительные издержки на меня, как на проигравшую сторону, по закону повесить нельзя, ибо я — потребитель. А в хорошем для меня случае компания проиграет суд, понесет колоссальные издержки да еще заплатит штраф за недобросовестную рекламу.

        Вот мне кажется странным, что потребитель не может быть так же защищен в других странах.


        1. MiiNiPaa
          28.04.2016 14:11
          +1

          После суда тебе скорее всего не придётся платить, но чёрное пятно отказа платежа на кредитной истории не смоется. В США отвратительная страховая система (и авто- и мед-) — хвалёной недискриминацией там и не пахнет: всё, от цвета кожи и пола, до твоего твиттера может использоваться, чтобы поднять ставку; банковская (In capitalist America bank account owns you) и не самый лучший трудовой кодекс.

          Разные страны — разные законы. Например во Франции, как и в России, право на изучение кода программ защищено законом. А в других европейских странах можно получить штраф за попытку дебага проприетарной программы.


        1. Alexey2005
          28.04.2016 19:51

          Никто не будет обращаться в суд. Компания продаст долг какому-нибудь коллекторскому агентству, и вот тут-то вы уже ничего не сделаете. Вам придётся либо годами жить под постоянным психологическим прессингом (звонки в 3 ночи, разрисовывание дверей краской; обзвон друзей, коллег по работе и родственников с угрозами и прочий набор пакостей), либо всё же заплатить, чтоб наконец эти рэкетиры отвязались.


          1. maxpsyhos
            29.04.2016 10:45

            Никакой коллектор не купит такой копеечный долг. На одни только звонки денег уйдёт больше, чем потом вытрясешь.


            1. Alexey2005
              29.04.2016 11:17

              Так затраты на звонки, письма и всевозможные пакости они потом включают в счёт.
              Знаю человека, у которого исходный долг был 600 рублей, и вот он из-за этих копеек с 2011 года воюет с коллекторами. Уже и срок давности вышел, т.ч. через суд ничего не взыскать даже в теории, а сумма долга лишь выросла в несколько раз, т.к. коллекторы отступать не собираются и все затраты включают в сумму под видом штрафов и пеней.


          1. MiiNiPaa
            29.04.2016 11:04
            +1

            Мы про США. Там не так устроено.


          1. phprus
            30.04.2016 12:11
            +1

            Ну было дело, когда РТ решил оказать услуги связи на том свете (и «наоказывал» рублей на 500 что ли), а потом выставить за них счет, но не умершему человеку, а сразу через коллекторов. Пара обращений в РТ (суммарно заняло чуть больше месяца) и коллекторов уже несколько лет не слышно, а от РТ где-то лежит письмо с извинениями, что мы не правы и больше так не будем.

            Не надо разговаривать с коллекторами (вообще). Нужно сразу действовать по изначальной компании (предъявляя им и незаконную передачу персональных данных, незаконное обогащение (за не оказанные услуги), незаконные действия от их имени и т.д.), так как в подавляющем большинстве случаев у них нет никаких законных способов создать и продать такой «долг».


  1. AllexIn
    28.04.2016 10:03
    +6

    Вот поэтому у меня нигде не подключен автоплатеж.
    Доверять кому-то списывать автоматически деньги с моего счета?
    Спасибо, нет.


    1. leshakk
      28.04.2016 12:25
      +1

      Аналогично.
      Мне, если честно, вообще непонятно, почему российские банки так заинтересованы в продвижении именно автоплатежей (если не рассматривать данную услугу как раз с позиций возможности списывать больше, чем клиент готов заплатить )? Тот же сбербанк постоянно рекламирует автоплатежи по ЖКХ и завлекает скидками на оплату ЖКХ через автоплатёж.


      1. MiiNiPaa
        28.04.2016 12:30
        +1

        Чтобы люди хранили деньги именно в этом банке. Чтобы был автоплатёж, нужно открыть в банке счёт. На счёту будут хранить деньги. А на хранении денег банки и зарабатывают.


        1. bopoh13
          28.04.2016 13:00

          «Вы самый важный клиент, для вас есть персональные условия кредита».
          Замануха везде, но не является офертой. Впрочем, договор целиком Вы можете и не увидеть, потому что там будет ссылка «можно прочитать на сайте» или где ещё. Сотрудники опять же скорее всего не предложат, потому что на этом банк кормится. В комментах есть некоторые моменты: http://otzovik.com/review_560636.html В Мобильном банке услугу «Быстрый платёж» отключить вообще нельзя, поэтому завладея смартфоном можно бесследно увести деньги: http://otzovik.com/review_559370.html


          1. leshakk
            28.04.2016 13:09

            Если Вы про сбер, то отключиь быстрый платёж можно (и нужно!): смс с текстом «0» на номер 900 (плата по тарифу). Другой вопрос, что через какое-то время она опять оказывалась подключённой! Так что эту процедуру приходится повторять.


            1. sumanai
              28.04.2016 21:24

              Проблема в том, что платежи на счёт своего мобильного так не отключить. Его вообще никак не отключить, кроме как отключения мобильного и интернет банка или не называния своего номера при регистрации договора. А сотрудники прямо навязывают мобильный банк, отказаться, по их словам, невозможно.


              1. Semenar
                01.05.2016 17:41

                Можно отключить сразу после регистрации, у меня так получилось.


                1. sumanai
                  01.05.2016 18:17

                  Попробуйте отправить «100» на номер «900», это платёж на свой номер мобильного, и как раз он никак не отключается.
                  Если у вас отключился, подскажите способ пожалуйста.


                  1. Semenar
                    01.05.2016 18:19

                    Я про мобильный банк говорил, а не автоплатёж. Первое можно отключить сразу после того, как навязали.


                    1. sumanai
                      01.05.2016 18:28

                      Это не автоплатёж, это просто пополнение баланса мобильного, до 10000 рублей в сутки. Учитывая, как легко перевыпускаются сим-карты, возможность потерять 10000 немного раздражает отсутствием возможности защититься от этого.


        1. leshakk
          28.04.2016 13:04

          Это понятно, что банку надо привлечь клиентов разными плюшками.
          Но дело в том, что активно продвигаются именно автоплатёжи, в том числе предоставлением скидок.
          Какая разница банку, заплачу я сам через онлайн-клиента, или автоматом спишут?
          Разве что экономия на подтверждающих смсках…

          PS. Один раз мне насчитали долг по коммуналке почти за год.
          Выручило то, что я храню все квитанции за 3 года.
          Тщательно изучив их, тётенька в ЕИРЦ произнесла сакраментальное «значит, компьютер ошибся» и сделала перерасчёт. В случае автоплатежа, мне либо пришлосьбы побегать по кабинетам, чтобы вернуть свои деньги, либо по факту дать беспроцентный кредит коммунальщикам.


          1. bopoh13
            28.04.2016 15:37

            Расходы на обслуживающий персонал исключаются. Обратите внимание, что в современных отделениях одни терминалы стоят, — людей там вообще нет. Да и за ошибку отвечает тот, кто на кнопки нажимает. Очень удобно: получать процент ничего не затрачивая.


          1. ArjLover
            07.05.2016 04:37

            А разве у автоплатежа нет верхнего месячного лимита?
            И как это вообще устроено технически?


  1. kemply
    28.04.2016 10:44
    -4

    На сайте призывают встать против темных паттернов, но на сайте описывают о них самих, на некоторых детальнее и с применением.
    Что-то здесь не чисто…


  1. Alexey_Leonov
    28.04.2016 10:44
    +2

    На авито заметил странную особенность. Каждый раз, когда хочешь зайти в личный кабинет, в этом месте начинает подгружаться баннер Домофонда, соответсвенно кликаешь на баннер и попадаешь на его сайт. Таким образом, домофонд сделал хорошую статистику, и стал якобы самым посещаемым ресурсом по недвижимости в рунете.


    1. taumag
      29.04.2016 18:29

      FF 45. Баннер грузится в самом верху. Нужно быть предельно криворуким чтобы по нему попасть вместо личного кабинета. А вообще adblock решает


  1. JBuryanov
    28.04.2016 10:44

    Прям окунулся в интернет лет 5 назад…


  1. marenkov
    28.04.2016 11:26
    +1

    Столкнулся с чем-то подобным у мобильного (и очень известного) оператора T-Mobile. Любая платная услуга без проблем включается на их сайте или через смс, но дальше все что-можно сделать без посещения офиса — перейти на более дорогую версию услуги. Отключения либо нет вообще, либо все попытки завершаются сообщением о временных технических проблемах. Благо в любом салоне отключают без проблем.


    1. ipswitch
      28.04.2016 16:29

      Штаты, Польша, Германия?


      1. marenkov
        28.04.2016 16:39

        Польша. Но не думаю, что руководство не знает о такой «проблеме». Результат закономерен — смена оператора.


  1. Ohar
    28.04.2016 11:30

    Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана

    Да ладно? А то никто не знал. Это заголовок новости на каждый день?

    «Убийцы продолжают убивать», «Воры продолжают воровать»?

    Поставьте информативный заголовок не от капитана.


  1. JIghtuse
    28.04.2016 11:40
    +1

    Спасибо за продолжение истории. Нужно иметь талант, чтобы столько ловушек на одном сайте расставить.


    1. bopoh13
      28.04.2016 13:00
      -1

      Странно, мне казалось это всё-таки не тематика хабара. Если бы я начал рассказывать, например, что на сайте Земскова можно заказать турник, но не так как это написано в разделе «Оплата и доставка». По факту нет самовывоза, и заказ доставляют не через 3 дня, как написано, а больше (причём через Подольск). Служба поддержки от всего отговаривается (хотя и перезванивает) — главное что с карты Вы уже перевели деньги. Но самым неприятным оказалось даже не качество покраски, а мелкие капли сварки, разбрызганные вокруг грифа — держаться в этих местах невозможно. Вывод: не доверяйте пиарщикам и обходите их «сервисы» стороной!


  1. Browning
    28.04.2016 12:33
    +3

    Как раз попался на эту ловушку у The Boston Globe. Понадобилось кое-что из их архивов, оформил подписку, рассчитывая через несколько дней закрыть её в пару кликов. Только после этого обнаружил условие про отключение только по телефону. Честно позвонил им, прождал почти полчаса, всё в лучших традициях: «ваш звонок очень важен для нас, пожалуйста, оставайтесь на линии». Ответа я не дождался (может, оно и к лучшему: я сейчас думаю, что идея звонить в Америку, находясь на территории режимного оборонного предприятия, была не очень удачной), потратил рублей двести. Но есть и ложка мёда: после одного моего злобного письма они мгновенно закрыли подписку и даже вернули деньги за предоплаченный период.


    1. marenkov
      28.04.2016 12:45
      +2

      Может напишете статью «Русский мат как эффективный язык международного общения»? В ключе данной статьи — весьма актуально ;)


    1. leshakk
      28.04.2016 13:10
      +2

      Для таких целей и стоит держать виртуальные карты.


  1. Greendq
    28.04.2016 14:20

    Подобные паттерны использует даже Амазон, чего уж…


  1. skssxf
    28.04.2016 16:52
    -1

    В будущем, когда всё же доизобретут нормальный ИИ, сделают его специальный вариант «Средний человек». Введут юридически понятие человека среднестатистического интеллекта и требование понятности его обладателю массовых договоров, оферт и интерфейсов. В спорных случаях будут натравливать эталонный ИИ на сайт или договор, и смотреть, был ли он обманут или запутан.


  1. Nepherhotep
    28.04.2016 19:38

    Мне так недавно «продлили» подписку в Linkedin на премиум аккаунт — описание тестового периода выглядело так, как если бы не нужно было явно отписываться, а в конце они по-тихому сняли 44 Евро. Оспорил платеж в PayPal, но пока никакого результата.


    1. fcoder
      28.04.2016 19:50

      Я в подобных случаях пишу или звоню в поддержку. В штатах всегда без проблем деньги возвращали.


  1. ibrin
    28.04.2016 19:40

    Есть ещё очень популярная тема с бесплатным периодом в начале подписки, но для оформления требуется ввести реквизиты банковской карты. Отказаться от автопродления можно не успеть, по этому карта должна быть без овердрафта вообще, даже без технического — транзакция жестко отклоняется. ЛинкедИн, Нетфликс не возмущались, просто аннулировали подписку, но снова ждут в гости.


  1. sunnyfox
    28.04.2016 22:40

    На feedspot.com воспользовалась предложением бесплатной Gold-подписки на год и конечно же, забыла о ней (на что и расчет). После того как деньги списались (около $23), пошла искать, где отписаться, но на сайте такой опции нет. Пришлось писать в саппорт по мылу, мол, отпишите меня от премиум-аккаунта. Ребята отвечали очень долго, пришлось написать повторно. После чего меня сперва отписали от премиума, а потом тут же подарили этот премиум за то что я долго пользуюсь сервисом :D То есть подписали обратно, но бесплатно. И то хлеб…


  1. inDeepCode
    28.04.2016 22:49

    JetBrains предлагали скидку на годовую подписку. Подписался, оказалось на 11ть месяцев. При переписке сообщили: — Ну вы же заплатили не за год, а меньше!


  1. D01
    29.04.2016 18:30

    Что-то похожее было на freelancer.com
    Года 4 назад было — получите бесплатно расширенный аккаунт (или что-то подобное), а потом через год заметил, что уже несколько месяцев несколько долларов списывается каждый месяц.