В самой «велосипедной» стране – Нидерландах 14 мая прошел День велосипедиста (на голландском Landelijke Fietsdag). Этот праздник отмечают во вторую субботу мая. Жители страны садятся на своих железных «коней» и отправляется в путь. И хотя День велосипедиста не имеет официального статуса, он весьма почитаем среди голландцев. В странах СНГ это движение пока только набирает обороты, но тем ни менее ряды велолюбителей постоянно растут. По такому поводу мы решили вспомнить историю возникновения велосипедов, а также рассмотреть современный рынок устройств для этого средства передвижения.



История возникновения


С незапамятных времён человечество использовало колесо для облегчения передвижения по земле. Среди археологических находок самым ранним считается колесо возраста примерно 7 000 лет. За всю свою историю люди находили этому предмету применение в различных видах повозок, тележек и колесниц. Но абсолютно революционным стало изобретение Карла фон Дреза, который в 1814 году создал из дерева что-то на подобии двухколесного самоката. Этот агрегат и стал прототипом современного велосипеда. Барон фон Дрез назвал свой аппарат «машина для бега» (на немецком Laufmaschine). В отличии от велосипеда в классическом понимании, у этой машины не было педалей, самокат приводился в движение за счёт того, что ездок отталкивался ногами от земли. Устройство было запатентовано в 1817 году и заложило официальное начало истории велосипедостроения.



Велосипед немецкого изобретателя Барона Карла фон Дреза

Но существует и другие версии создания первого велосипеда. К примеру говорят, что впервые подобное устройство было создано российским умельцем Артамоновым — кузнецом, который опередил фон Дреза на целых 14 лет. И хотя модель кузнеца была вполне успешной (согласно истории он преодолел на своём велосипеде более 5000 км!), получить патент на изобретение ему все же не удалось.

В начале 40-х годов XIX века ещё один кузнец поучаствовал в судьбе развития велостроения. Шотландский парень по имени Киркпатрик Макмиллан добавил к велосипеду Дреза педали, приводившие в движение заднее колесо. Несмотря на то, что изобретение Макмиллана опередило свое время и при этом не было удостоено внимания широкой общественности, его модель сформировала основные принципы современного велосипеда.



Велосипед Макмиллана

Развитие велосипедов


В 1853 году Пьером Мишо был запатентован педальный привод, ориентированный на переднее колесо. Велосипед был снабжен подпружиненным седлом и тормозом, а сама модель приобрела характерное прозвище «костотряс».



Велосипед Пьера Мишо

Прозвище велосипеда оправдывало себя – ездить на нем было не просто, требовалась особая сноровка и сила. Но, не смотря на это, подобные средства передвижения привлекали все большее внимание. В 1869 году в одном из пригородов Парижа даже проводилась двухкилометровая гонка на таких «костотрясах». Успех мероприятия был бесспорным и езда на велосипедах стала достаточно распространённым увлечением.



Картина конца XIX века

Ещё одним знаменательным поворотом истории стал 1867 год, когда английский инженер Эдуард Альфред Каупер предложил использовать металлическое колесо, оснащённое спицами. И лишь через год в Париже началось производство велосипедов с цепным приводом заднего колеса.

С 1870 года в моду вошли модели с большим передним колесом, так называемые «велосипеды-пауки». Они пользовались исключительной популярностью на протяжении 15 лет. Педали крепились к переднему колесу, а заднее служило только для поддержания равновесия и было намного меньших размеров. Огромный размер переднего колеса оправдывался тем, что позволял набирать высокую скорость за один оборот колеса. При достаточно большом размере можно было разогнаться и до 30 км/час. Но тем самым ездок «паука» подвергал себя не малой опасности. Из-за размера колеса велосипедист находился достаточно высоко над землей, а любая выбоина на неровной дороге могла привести к не запланированному кульбиту. Безопасной альтернативой «пауку» мог выступать разве что громоздкий трехколесный велосипед.

Несколько позже, благодаря английскому изобретателю Лоусону, «паукам» было добавлено цепную передачу. Такой апгрейд подарил им новое название – «кенгуру». После усовершенствования скорость определялась типом шестерен. В 1880 году в Петербурге было оформлено около сотни таких моделей. Они приобретали популярность и уже через несколько лет были представлены в Москве. Но «кенгуру» не смогли справиться с суровыми московскими дорогами и очень скоро оказались вне закона.



Велосипед «кенгуру»

В последующие года развитие велосипедов приняло лавинообразный характер. Примерно 6000 патентов было подано в одних только Соединённых Штатах Америки и Англии.

Ещё одной поворотной точкой стало создание модели Rover («скиталец», «бродяга») Джоном Кемпом Старли в 1884 году. Велосипед имел колеса одинакового размера, цепную передачу на заднее колесо и сидение между колёсами. Именно этот велосипед получил титул «безопасный» (Safety).



Велосипед Rover

Но, пожалуй, полное преображение велосипеда завершил вклад шотландца Джонни Данлопа, который добавил пневматическую полую шину. Изначально Данлоп хотел хоть как-то смягчить «костотряс» своего сына и использовал для этого поливной шланг, надетый на колёса. Позже он наполнял шланг сначала водой, а потом воздухом, который обеспечивал более высокую скорость устройства.

Развитие велосипедов и рост их популярности привели к тому, что они стали не только распространённым увлечением и способом держать себя в хорошей форме, но и реальным транспортным средством. А для кого-то даже неотъемлемой частью стиля.

В современной жизни многообразие велосипедных моделей достигло такого количества, что их описание выходит за приделы этой статьи. Но, как это часто бывает, рост количества приводит и к изменениям в качествах. Точно также и здесь поступательное развитие перешло в новую плоскость, покинув приделы непосредственно самого «колёсного друга» и включив череду дополнительных приспособлений и гаджетов для велосипедов.

Современные гаджеты


На сегодняшний день в мире создано огромное множество различных устройств, призванных улучшить разные аспекты использования велосипеда. Рассмотрим некоторые из наиболее интересных и полезных.

Водонепроницаемый GPS*



Устройство, которого явно не доставало кузнецу Артамонову, колесившему по дорогам России начала XIX века. Современный компьютер с высокочувствительным GPS, оснащен мощной водонепроницаемой защитой, позволяющей ему находиться до 30 минут погруженным в воду на 1 метр. Более чем достаточно для самого сурового проливного дождя.

Трос-сигнализация*



Учитывая стоимость современных велосипедов, внимание к их защите от кражи более чем оправдано. Данная система защиты оснащена внушительным тросом и сиреной, которая производит громкий звук при сотрясении замка или попытках перерезать трос.

Вело-сумка под смартфон*



Смартфоны давно уже стали неотъемлемой частью жизни человека. Такая сумка крепится непосредственно на велосипед, помогает держать смартфон в поле зрения, защищать его от дождя. Но самое главное — дает возможность взаимодействовать с сенсорным экраном через пленку самой сумки.

Программируемый свет для колес



Очевидно, что велосипед — это не только транспортное средство, но и способ самовыражения, элемент индивидуального стиля. Этот гаджет* позволяет сделать велосипед более красочным и оригинальным. Установка содержит несколько режимов, которые создают различные узоры и картинки при движении колеса.



Существует огромное множество таких световых картин, которые могут придать велосипеду уникальный внешний вид.

MP3 для велосипеда*



Разработчики также позаботились о том, чтобы прослушивание музыки во время езды было максимально комфортным. Музыкальный центр обладает широким спектром функций и может быть прикреплен к корпусу велосипеда. Доступно прослушивание как через наушники, так и через динамик.

Светодиодный сигнал*



Незаменимое приспособление в условиях оживленного автомобильного движения. Лампа заднего света имеет несколько режимов, делающих велосипедиста более заметным на дороге. Кроме того устройство проецирует две лини красного света по сторонам велосипеда, что отмечает пространство велосипедиста и напоминает водителям о существовании вело-дорожек.

Светодиодные перчатки*



Ещё один элемент яркого стиля. Перчатки специально спроектированы для ночной езды на велосипеде. Для смены цвета и режима работы светодиодов достаточно одного нажатия на запястье.

Водный контейнер «handsfree»*



Водный контейнер такого типа поможет продолжать езду без остановки на протяжении длительного времени. Объем резервуара составляет 2 литра.

Спортивная камера*



Запечатлеть наиболее интересные участки маршрута поможет надежная спортивная камера, которая также защищена от проникновения воды и от ударов.

Прожектор на солнечных батареях*



Это устройство может стать ещё одним удачным дополнением к комплектации велосипеда. Особенно оно пригодится для длительных вело-путешествий. Кроме прожекторов станция также может совершать зарядку и других устройств вроде смартфонов, фотокамер.

Портативный набор для быстрого ремонта*



Очевидно, что ремонтный набор всегда был актуален. Одним из преимуществ такого комплекта инструментов, созданных специально для велосипедистов, выступает их компактность и универсальность.

Итак, современный велосипед — это не только сам механизм, но и сопровождающие его устройства. В своей истории велосипед прошел долгий и насыщенный путь развития. Что же касается будущего, то очевидно, что тенденция снаряжения велосипеда дополнительными гаджетами и его интегрированность с современными технологиями будут только усиливаться.

P.S. * — ссылки, отмеченные звёздочкой реферальные, так что вы можете дополнительно сэкономить, вернув кешбек до 3%. Подробнее на Dronk.ru/cashback/ или можете получать до 30% за любые покупки, приобретая их через кешбек-сервис LetyShops.

image

Спонсор поста кэшбэк-сервис LetyShops. Возвращайте деньги за любые покупки в интернете. Подробнее о том что такое кэшбэк-сервис читайте в нашей статье Выбираем кэшбэк-сервис на 6-летие Алиэкспресс
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (25)


  1. Bedal
    16.05.2016 15:00
    +2

    Прокладка лазером линий сзади для обозначения коридора — не работает. Проверено, и не на наших грязно изрытых, а на гладких лондонских дорогах. Нифига они не видны водителям.

    За сирену на велосипеде в той же Голландии вас засудят. И велосипеды там как раз не дорогие. Наоборот, старые и ржавые, хозяева даже иногда специально сразу после покупки обливают велик аккумуляторной кислотой — лучшее средство от угона.

    Колонки для велосипеда — ну, смешно. Лучше бы прописали про костные наушники — вот они велосипедисту реально полезны.

    А для списка иллюстраций — вот велосипед из лондонского музея транспорта:
    http://bedal.ru/2010-09-London/Museums/Transport/img_8113.jpg
    В задней втулке — встроенная планетарная коробка передач.
    В передней втулке — встроенный генератор для фары и прочих нужд (кондиционер, магнитола, обогрев заднего сиденья)
    Ездил на нём обычный почтальон. Пробег 80 тысяч километров.


    1. Tolstyj_OD
      16.05.2016 16:22

      Голландия — это где?
      А в Нидерландах велосипеды любят, да. Обливать кислотой велик за 300 евро и дороже, чтобы не украли? Ну, у богатых, конечно свои причуды, но в основном там как бы велосипеды надежно пристегивают, иногда в 2-3 слоя. Крадут чаще всего полное барахло, которое даже хозяевам не жалко, и которое соответственно не находится под присмотром.


      1. Bedal
        16.05.2016 16:47

        Голландией в России обычно называют Нидерланды. Впрочем, в Нидерландах таки есть Голландия :-)

        Пристёгивают, точно, и в два-три слоя тоже. Но, памятуя, что «Крадут чаще всего полное барахло, которое даже хозяевам не жалко» — действительно есть такие, что обливают велик кислотой, чтобы он, будучи новым и хорошим, выглядел, как «полное барахло». Или ещё, бывает, обматывают его клейкой лентой самого гнусно-коричневого вида.

        И, всё-таки, дорогих за 300 евро там не так много, это так, для парадных покатушек. Огромное количество велосипедов там и дома-то не видят. Человек живёт в мелком городе, ездит в Амстердам на работу на поезде. Приезжает, берёт свой велик с огромной стоянки у вокзала, едет на работу и вообще по городу. Вечером снова велик — на стоянку, и поехал домой на поезде.
        Таких великов там — чуть ли не большинство, и они, конечно, самые утилитарные, без изысков.

        Вот иллюстрация для обоих утверждений, и про ржавь, и про стоянки: http://go24.pro/media/filials/hpijLcgwbH.png



    1. PlayTime
      16.05.2016 18:15
      +1

      Почему? В Нидерландах запрещены звуковые сигнализации?


      1. Bedal
        17.05.2016 07:29

        Пока оно не заорёт беспричинно — не запрещено. А когда заорёт — гхм.


    1. V_Leontiev
      16.05.2016 18:39
      +2

      >Колонки для велосипеда — ну, смешно.
      Вот и не смешно. Когда катаешься в группе, наличие у одного человека аудиоподготовленного велосипеда серьезно повышает уровень фана.


      1. 1Tiger1
        16.05.2016 23:38
        +1

        Я считаю что водители «мобильных двухколесных аудиоколонок повышенной мощности на ножном приводе» должны передвигаться исключительно в группах как минимум их 3-4 колонок, в которой каждая будет играть свою музыку и на максимальной громкости. При этом водитель более тихой колонки должен уступать дорогу водителю более громкой, и все это должно происходить на закрытом стадионе расположенном не менее чем в 5 километрах от велодорожек где катаются нормальные велосипедисты которые слушают свою музыку в своих наушниках никак не мешая другим.

        Еще хочу чтобы был стадион где навстречу друг-другу будут кататься любители особо мощных фар направленных не на дорожку у а глаза.

        Имхо, надо уважать друг-друга, если где-то на трассе — еще ладно, но есть кадры которые пытаются самоутвердиться тем что у них самый громкий велосипед или самый яркий фонарь и делают это прямо в городе, мешая сотням велосипедистов и пешеходов.


      1. MyFearGear
        17.05.2016 00:13

        Ну это уже сугубо вкусовщина.


    1. RazorRunner
      16.05.2016 18:39
      +1

      А можно поподробнее про работу кондиционера на велосипеде? А то что то трудно представить, что и как там можно охлаждать.


      1. Bedal
        17.05.2016 11:37

        обогрев заднего сиденья тебя, значит, не смутил :-D
        То, что в скобках — шутка. Велик 30-х годов, тогда и фара была шиком как сейчас климат-контроль.


        1. RazorRunner
          17.05.2016 13:53

          Эх понедельник, понедельник…


  1. Firesword
    16.05.2016 18:40
    +1

    Очень прошу, не надо советовать такие вело-замки! Такой замок защитит разве что от плоскогубцев. И то не факт. Пищалка мало кого остановит. Прохожим, зачастую, даже на вскрытие замка болгаркой плевать (https://www.youtube.com/watch?v=-dz0Za5-wOM).
    Вменяемый уровень защиты обеспечивают только замки с использованием толстых стальных прутьев, такие как U-образные (http://bikelock.ru/common/htdocs/upload/fm/images/url-2.jpeg), либо из толстенной цепи с заваренными звеньями, либо на худой конец, ОЧЕНЬ толстые тросы (https://01.img.avito.st/1280x960/2353421801.jpg)


    1. braineater
      16.05.2016 19:49

      U-образные довольно неудобные. И возить с собой непонятно как, и пристегнуть можно не всегда. Доводилось к столбам цеплять, и на дерево в парке, да и в городе не везде получится.


      1. stalinets
        16.05.2016 20:33

        Возить можно либо в треугольной внутрирамной сумке, либо вставив между прутками багажника так, чтобы не болтался (тут нужно подбирать удачное расположение). Пристегнуться порой действительно не к чему, я вот сегодня хотел заскочить в торговый центр — охранник не дал прицепиться к парковочному барьеру, а их велопарковка оказалась бесполезной — к неё U-lock'ом можно было пристегнуть только колесо, но не раму. Пришлось развернуться и уехать. Но обычно находится что-то, к чему можно пристегнуться.


        1. braineater
          16.05.2016 21:08

          Хороший совет, безусловно, но не на всех велосипедах есть возможность разместить внутрирамную сумку и не на всех велосипедах есть багажник. U-Lock сильно ограничен все же, как вы даже сами говорите. Если уж искать надежность, то не в ущерб удобству, и брать цепь.


      1. Firesword
        16.05.2016 21:17
        +1

        Согласен, не очень удобно. Я свой вожу в рюкзаке. Вернее, у меня их два: один — U-образный, второй — толстый трос.
        Просто поймите, пожалуйста, что обычный трос-пружинка — это защита, максимум, от детей. Такие тросы моментально перекусываются небольшими кусачками, которые помещаются в рюкзак. Если вор реально захочет украсть ваш велосипед, он это сделает без проблем и моментально.
        У меня у самого угоняли вел, у нескольких моих друзей угоняли вел, я несколько раз наблюдал обрезанные тросы на велопарковках. Про разнообразные велотусовки вообще молчу: там постят сообщения о кражах по несколько раз в неделю.


      1. Fr0stb1te
        18.05.2016 18:20

        У меня как-то так:


        bike


        1. Firesword
          18.05.2016 21:13

          отличный набор )


    1. Sleepwalker_ua
      16.05.2016 22:27

      я такой замок как-то раз за 30 секунд шпилькой вскрыл, когда ключи посеял. Думаю, что более-менее ловкий воришка вполне управился бы секунд за 5-10, что сопоставимо со временем открытия ключом (ну подзаело вдруг. мало ли) и не привлекает внимания совершенно…


      1. Firesword
        16.05.2016 22:34

        Поэтому замка лучше использовать 2 или 3. Главное — отбить желание возиться в вашим велосипедом и выбрать что-нибудь по-проще :) Просто обычный тоненький трос это буквально 5 секунд, всё равно что он совсем не пристёгнут.


        1. Sleepwalker_ua
          16.05.2016 23:01

          ну это да. Просто иногда самого задалбывает возиться с ними.

          Впрочем, я наглел, частенько закатывал вел прямо в магаз, например, если рядом не было удобного места пристегнуться. и просил охранника покараулить. Городок у нас небольшой в принципе, так что относились почти всегда лояльно-нейтрально к такому — ну конечно если велик не угваздюкан по самое седло в грязи, но в плохую погоду я и не ездил по понятным причинам.

          Еще вариант — стараться ставить под камерами, на виду у таксистов скучающих (тут правда есть шанс, что они сами велосипеду ноги и приделают, но в основном мизерный). Так в случае кражи будет хотя бы небольшая вероятность поимки ворюги, хотя у нас правоохранители таким занимаются ну с оооооооочень сильным скрипом и нежеланием.


    1. Rsa97
      16.05.2016 22:40

      Есть ещё встроенные замки (http://www.abus.com/eng/Mobile-Security/Bike-Safety-and-Security/Locks/Frame-Locks). Уехать не дадут, только унести или увезти.
      Складные замки (http://www.abus.com/eng/Mobile-Security/Bike-Safety-and-Security/Locks/Folding-locks).
      И специальный крепёж на раму эта же фирма выпускает (http://www.abus.com/eng/Mobile-Security/Bike-Safety-and-Security/Locks/Holders)


  1. Roseluck
    17.05.2016 01:44

    Какие-то ара-гаджеты, если честно.) На фиксах в компании покататься-поугарать подёт, а на повседневку — большая часть малополезна, либо имеет более универсальные и удобные аналоги.
    Для повседневных поездок, ящитаю, можно\нужно юзать следующее — удобный шлем и яркая одежда со светоотражающими полосками, водонепроницаемый комплект в рюкзаке (куртка и штаны типа «клеёнка», бахилы, чехол для шлема), бутылка с водой на раме, запасная камера с насосом (ремкомплект сожрёт кучу времени, а камера не такая уж тяжелая ноша), пара самых важных ключей и шестигранников (не вижу смысла таскать с собой толстые «швейцарские» комплекты, они неудобны и половина вам не понадобится вообще никогда), задний светодиодный габарит (а можно и не один, второй на рюкзак цеплять, своя безопасность дороже) и передняя велофара (не этот анекдот из статьи, а что-то типа Fenix BT серии), а также велозамок, желательно понадёжнее, типа Kryptonite (плюс я использую замок-блок-сирену на тормозной диск, он очень чувствителен, а снять его трудно) и, конечно, видеорегистратор типа экшн-камера (как в статье) для фиксации возможных инцидентов в нашей агрессивной городской среде (у меня, например, уже есть видео, как один умник на обочине передо мной резко дверь открыл).
    С этим набором велосипедист в принципе готов к 90% ситуаций на городских дорогах. Ну и самое главное, конечно, вообще голову как таковую не забывать и по сторонам поглядывать: «они все хотят тебя убить». =)


  1. 25080205
    17.05.2016 21:19

    Велосипед Артамонова — фейк, еще в «Наука и жизнь» был разбор. Т.е. сам велик исторический, самоделка «по мотивам», но ни первым, ни, тем более, опередившим время на ~50 лет он не является.
    А почему бы не сделать велосипед хоть в древнем Египте — я не совсем понимаю… Попаданческая технология, таких много — где техническая сложность на нуле, главное идея.