Компания WayRay был основана в России в 2012 году, но спустя некоторое время обосновалась в швейцарском городке Лозанна, воспользовавшись приглашением агентства по экономическому развитию Женевы и Берна (GGBa). Хотя штаб-квартира компании располагается в Швейцарии, Центр разработки по-прежнему базируется в России. В российском подразделении WayRay работает порядка 70 инженеров и AR-навигатор Navion, использующий в работе принципы технологии дополненной реальности, стал основным продуктом компании.
В комплектацию системы входит лазерный проектор и прозрачная пленка, позволяющая создавать на лобовом стекле цветную голографическую картинку, воспринимаемую водителем как изображение, все время находящееся перед автомобилем. Таким образом, водителю оказывается доступна наглядная информация о маршруте следования и расстоянии до объектов в зависимости от скорости движения в режиме реального времени. Как пояснили представители WayRay, ни шлема, ни специальных AR-очков не требуется, а сам навигатор прекрасно справится со своими задачами в автомобиле любой марки, любого производителя, начиная с 1990 года. Никаких специальных технических изменений в конструкцию при этом вносить не нужно. Работу устройства поддерживает собственная система навигации, использующая картографию, созданную при помощью OpenStreetMap.
Важно, что «… Navion использует оптомеханику и специальные оптические элементы — корректоры — для того, чтобы обеспечить качественное изображение на разных лобовых стеклах. Кроме того, мы прорабатываем разные варианты структуры пленки с разной степенью эластичности», – поделился с журналистами представитель компании.
Navion реагирует на простые голосовые команды, что позволяет взаимодействовать с автомобилем, не переключая внимание на элементы приборной панели. Задать программу маршрута, получить доступ к нужной функции или приоритетному интерфейсу экрана (прогноз погоды, статистику вождения и др.) в любой момент можно голосом. Работу устройства, размером в 6.7 x 4.72 x 3.15 дюйма поддерживает 4-ядерный процессор 1.3 ГГц. Доступен 3G Интернет и канал Bluetooth.
AR-навигатор Navion, использующий принципы технологии дополненной реальности – первый стартап компании, на который, по словам основателя и гендиректора WayRay Виталия Пономарева, «… На сегодняшний день компания потратила более $10 млн собственных средств и венчурных инвестиций».
WayRay позиционирует свою систему как первый полностью готовый к выходу на коммерческий рынок AR-навигатор на планете. Однако, стоит отметить, что в концерне BMW ранее уже задумались над чем-то похожим:
На b2c рынке США, где у компании также имеется офис, Navion ждут к концу 2016 года. Стоимость устройства, в зависимости от версии, составит $300-$500. На российский, менее “емкий” рынок, по словам представителей WayRay, продукт поступит несколько позже. Насколько позже? — Не уточняется.
промо-сайт проекта
На этом всё, с вами был простой сервис для выбора сложной техники Dronk.Ru. Не забывайте подписываться на наш блог, будет ещё много интересного.
Комментарии (81)
Roseluck
02.06.2016 09:33+5Что-то мне не нравится как она постоянно мерцает. Может, вживую оно иначе, конечно, нак вариант можно было бы сделать чтобы она начинала мерцать только в момент каких-то манёвров — перед поворотом или торможением или чем-то еще.
5oclock
02.06.2016 09:36+5Да, тоже показалось, что индикацию можно было сделать не такой навязчивой.
syslinux
02.06.2016 09:47+2Та же мысль пришла. Её бы еще с Яндекс навигатором соединить.
saege5b
02.06.2016 11:04+1«Эфффективные менеджеры» же.
«шевроны» двигаются, изображая что они неподвижны, а по ним едет машина.
Правда компьютерного зрения особо не заметно.
Проще было им оставить только цифру с расстоянием до препятствия впереди, можно добавить относительную скорость по отношению к препятствию (приближение/удаление). Но это будет не так красочно.syslinux
02.06.2016 12:01Вы правы) будем надеется что это начальный маркетинг, в серийной версии будет лучше.
saege5b
02.06.2016 12:24что подумал:
При компьютерном зрении можно выставлять габариты между препятствиями — проедешь/не проедешь, например между столбиками или машинами.
но, учитывая их настрой это малоожидаемо :(syslinux
02.06.2016 12:40Ну тогда дальномеры нужно добавить. По своему опыту с Raspberry и OpenCV могу сказать, что бывают моменты когда одним компьютерным зрением не обойтись. Тем более что это машины и большие финансовые риски в случае ошибки, в отличии от моих мелких поделок с роботами). В итоге получится аналог Теслы =)
Maximuzzz
02.06.2016 15:32+1Менеджеры менеджерами, а реализация косая. «Шевроны» двигаются со скростью не соответствующей реальной скорости автомобиля, вероятно из-за погрешности спидометра (GPS?) или из-за того, что плохо учли всякие штуки вроде угла проекции, расстояния до реальнх объектов и т.д. не суть, но в конечном итоге «шевроны» мельтешат (заметно, что они «обгоняют» линии разметки) и создают визуальный шум. Правда, как мне кажется, даже если решат проблему синхронизации, ощущение неподвижности все равно будет не полным — неожиданно появляющиеся и исчезающие указатели на дороге и поверх других объектов не добавляют реалистичности.
ssneg
02.06.2016 20:48Еще больше мешает то, что «шевроны» не стабилизированы относительно дороги, поэтому постоянно скачут. Нужно сдвигать проекцию согласно качанию автомобиля, чтобы значки были визуально «приклеены» к дороге.
alsii
02.06.2016 11:24Просто они решили сделпать все, сразу и сами. Им бы сосредоточиться на собственно устройстве отображнения. А навигацию и UI оставить навигаторам и автодизайнерам. Но им хочется сразу конечный продукт.
Twanger
06.06.2016 09:08Вот тоже не понял, зачем постоянно показывать стрелку «прямо».
Да еще и поворот налево показался не таким уж очевидным — можно было более заметно отобразить.
OtshelnikFm
06.06.2016 09:08Меня за 30 секунд ролика тошнить начало от этого кислотного мерцания. Не хотелось бы такое видеть на дороге постоянно. Поворотники впереди стоящей машины в вечернее время раздражают, а тут плюсом такое…
oleminator
06.06.2016 09:08Штука конечно очень интересная, но доработки видимо еще потребуются
Например, индикация поворота.
На видео, она не однозначная и требует больше сосредотачиваться не на дороге, а на индикации направления навигации
Возможно и правда, мешает мерцание индикации
Tanyku
02.06.2016 10:15+1А в тёмное время суток такие навигаторы тестируют?
BarsMonster
02.06.2016 15:50Да, вот такой прибор (Konica Minolta LS160) показывает яркость дополненного изображения и реального мира — в cd/m2. Яркость ночью естественно на порядки меньше.
bak
02.06.2016 10:35+4Могли бы уж сделать привязку к дороге, в текущем виде она поворачивается вместе с автомобилем, нет ощущения что на дороге нарисовано.
Khayrullin
02.06.2016 10:43+2Вот если бы действительно использовался шлем, и была нормальная дополненная реальность, при этом интерфейс разрабатывали компетентные специалисты — это было бы замечательно. Там столько возможностей открывается — можно ненавязчиво подсвечивать проезжую часть, приоритетную полосу для движения, обводить дорожные знаки, пешеходов и резко-маневрирующие автомобили. При достаточной производительности можно будет используя нейронные сети перекрашивать всякие «Мухосрански» в стиле примечательных городов, убирать мусор и рекламные баннеры.
А то, что реализовано у них, не является ни дополненной реальностью, ни голографией, ни даже новинкой. Уже давно существуют навигаторы на мобильных устройствах, проецирующие «стрелку» на лобовом стекле.
Не взлетит.
А вообще — пора бы уже завязывать с разработкой новых навигаторов. И десяти лет не пройдет как автомобили будут передвигаться полностью самостоятельно. А те немногочисленные крики, которые останутся за рулем, будут ориентироваться по звездам, таким образом противопоставляя себя технологиям.Urvin
02.06.2016 11:10+4Там столько возможностей открывается — можно ненавязчиво подсвечивать проезжую часть, приоритетную полосу для движения, обводить дорожные знаки, пешеходов и резко-маневрирующие автомобили.
Ну и зачем Вам эта новогодняя елка на лобовом стекле?Khayrullin
02.06.2016 12:27Ну и зачем Вам эта новогодняя елка на лобовом стекле?
Я не говорил о лобовом стекле.
Это вопрос дизайна. Цвет для выделения используется на большинстве сайтов. Не все они похожи на елки. Некоторыми даже удобно пользоваться и ничего не отвлекает от контента. Для нового типа интерфейса придется немного более внимательно отнестись к его проектированию. Ничего невозможного.hoarywolf
02.06.2016 14:11+1На сайте из-за внезапно замигавшего баннера не собьешь пешехода в темном пальто
Khayrullin
02.06.2016 14:37обводить дорожные знаки, пешеходов и резко-маневрирующие автомобили
новогодняя елка
На сайте из-за внезапно замигавшего баннера не собьешь пешехода в темном пальто
Читайте исходные сообщения прежде чем отвечать. Замигать должен как раз пешеход. Да, я с вами согласен, систему можно сделать идиотской. Но зачем? Почему вы считаете, что тот, кто будет создавать эту гипотетическую навигацию окажется настолько глупее вас, что и представить не сможет, что на дороге могут оказаться пешеходы, которых сбивать не надо, а?
Veliant
02.06.2016 10:50+2На мой взгляд это не информативно. Система информирует о повороте в самый последний момент. Постоянно смотреть на неё не вариант. Да и не всегда есть возможность в последний момент перестроиться спокойно перед поворотом
Куда информативнее, на мой взгляд, указывать как в обычных навигаторах статичную картинку с направлением поворота/перестроения и расстояние до него. (оно сейчас указывается но слишком мелко, при первом просмотре даже не заметил)ilyaplot
02.06.2016 11:04+1Если обратиться к играм, то там перед поворотом стрелки изменяют цвет, сообщая о необходимости снизить скорость при повороте. Причину изменения цвета можно показывать не навязчиво, все равно обратишь внимание.
SnowLoKu
02.06.2016 10:53А нужна ли она постоянно включенная да еще с такой индикация которая постоянно кричит тебе: «ТУДА, ТУДА!»?
ilyaplot
02.06.2016 11:01В играх давным давно такая навигация. Технологии давно позволяют вывести информацию на лобовое стекло. Не понимаю, почему мы еще не используем такие девайсы. Возможно, есть какой-то существенный недостаток?
IronHead
02.06.2016 11:12+2Есть существенный недостаток. Эта штука сильно отвлекает водителя. В игре вы врезались в столб на скорости — потеряли 1 сердечко и дальше поехали, в жизни как правило все иначе…
impetus
02.06.2016 14:39+3есть — что бы она правильно проецировалась куда надо — надо голову чётко зафиксировать (пристегнуть к подголовнику)
vilgeforce
02.06.2016 11:49Не голография. Не ново: в самолетах такое уже давно.
ivan01
02.06.2016 15:07В самолетах все же коллиматорная картинка, т.к. используется для прицеливания, здесь и близко нет. В самолетах системы на порядок сложнее.
vilgeforce
02.06.2016 15:11Это-то понятно. Но сама суть, а именно проецирование на полупрозрачный носитель — та же.
ivan01
02.06.2016 15:52+3Нет, в коллиматорах нет проецирования, там лучи проходят через систему, без проецирования. Так что суть можно свести разве что к тому, что свет светит. )
darkfrei
03.06.2016 00:11Разве нет проекции на самом последнем стёклышке коллиматора?
ivan01
03.06.2016 10:42+1Нет, на этом стеклышке изображения нет. Проецирование происходит исключительно на экраны. Экран в свою очередь должен отражать свет. Если вы к стеклышку поднесете бумагу вы спроецируете лучи на нее, это будет экран, естесственно, все полезные свойства коллиматора пропадут, зато появится проекция.
darkfrei
03.06.2016 16:31На обычном лобовом стекле тогда тоже ничего не проецируется? Или отраженный свет смартфона от лобового стекла является коллиматором низшего уровня? И гуглгласс с ними же.
BarsMonster
02.06.2016 16:15+1А почему вы думаете, что тут не «коллиматорная» картинка? Изображение в 10+ метрах перед автомобилем :-)
ivan01
02.06.2016 16:34+1Да, дейстивтельно. В статье этого нет. Но вот на их блоге есть, кстати. Статья вообще мутная. То есть наклейка на стекло — просто отражатель для лучей, чтобы не было двойного отражения?
BarsMonster
02.06.2016 17:03Наклейка на стекло — хитрый оптический элемент, не просто отражатель.
ivan01
02.06.2016 18:00Но роль у неё всё равно отразить лучи, так ведь? И одновременно пропустить свет снаружи. А хитрость дело десятое. Брэгговский рефлектор что ли?
lonelymyp
02.06.2016 12:03+3в статье написано что там специальная плёнка которую надо клеить на лобовуху и в которой отражается картинка.
желающие могут узреть бликующие края плёнки на 24 секунде видео
на мой взгляд достаточно неудобно будет ездить с куском плёнки наклеенном в центре лобовухи.
а спустя несколько протираний стекла, торцы плёнки запылятся и будет противная чёрная каёмочка.
насчёт первого на планете они что-то поторопились…
например вот http://www.f1cd.ru/auto/reviews/rivotek_hud_100
проектор для навигации на лобовуху.
bobermai
02.06.2016 12:19+3«Navion реагирует на простые голосовые команды, что позволяет взаимодействовать с автомобилем, не переключая внимание на элементы приборной панели.»
— Рублиштэйна двацат чэтырэ!
— Ошибка.
saboteur_kiev
02.06.2016 12:36+3«WayRay позиционирует свою систему как первый полностью готовый к выходу на коммерческий рынок AR-навигатор на планете. Однако, стоит отметить, что в концерне BMW ранее уже задумались над чем-то похожим:»
Странно, что на видео с WayRay, я вижу стрелку, которая просто показывает примерное направление, например на повороте она явно не следит за авто.
В то время как на BMW, где только «задумались над чем-то похожим», продукт выглядит гораздо более завершенным и отзывчивым.
vanyatwo
02.06.2016 13:33Инноваторы блин… в прошлом году соотечественники на кикстартер выходили с таким же продуктом (причем успешно!). Хотя чего скрывать — выглядит он значительно приятнее.
http://hudwayglass.com/
Wuzaza
02.06.2016 14:01Непонятно, как решается проблема фокусировки глаз одновременно на бесконечности (дороге) и на информационном табло? И как яркие указатели поведут себя в ночное время в условиях низкой освещенности?
BarsMonster
02.06.2016 15:27Очень просто: информационное табло также впереди автомобиля, в ~10 метрах перед автомобилем. В этом и хитрость/сложность.
Ночью естественно яркость существенно снижается, вплоть до 4 cd/m2.
GarryC
02.06.2016 14:06+4Вообще то такую фиговинку мы делали лет 5 назад и она даже работала, но возникла дикая проблема с бликами на пленке от внешних источников освещения, что и загубило проект. Интересно, теперь проблема решена и как именно?
teifo
02.06.2016 14:45+2По ролику мне не нравится, что индикатор заслоняет другие машины и слишком близко к своей машине. Раз это навигатор, то он предназначен для тех, кто плохо знает путь следования, а для этого нужны подсказки гораздо заранее, с учетом скорости, чтобы водитель мог заранее принять решение о перестроении. Тем более знаки и разметка могут меняться, значит система должна учитывать возможную смену направления. К тому же, опять же возможно, стоит добавить редактируемые вещи на карту. Ту же разметку подправить, знаки расставить. Что-то типа народной карты, как вариант. В любом случае, в текущем варианте — я бы не стал покупать, идея витает в воздухе, но до практической пользы еще далеко. С другой стороны, первые регистраторы нашли же своих клиентов? Может и тут найдется своя ниша.
BarsMonster
02.06.2016 16:20Проецируемое изображение в принципе не может ничего заслонять — оно всегда остается прозрачным, даже нарисованная зеленая стрелка остается прозрачной, и через неё по прежнему видно объекты. Проблема в том, что снять это на камеру затруднительно, ограниченный динамический диапазон.
tmin10
02.06.2016 17:27Так основа системы навигации OpenStreetMap: можно править всё что угодно, главное, чтобы карты для устройства регулярно обновлялись из OSM.
bobermai
02.06.2016 17:45Там предусмотрен какой-то механизм авторизации правок, и гарантии их своевременного наличия? Если нет — для навигатора такое не подойдет.
tmin10
02.06.2016 17:48Полная свобода действий, как в вики.
https://en.wikipedia.org/wiki/OpenStreetMapbobermai
02.06.2016 17:53+1Тогда я бы на месте производителя любого навигатора либо запретил их использование, либо повесил большое объявление «никакой ответственности за содержание сторонних карт не несем». Машина в озере — детский лепет по сравнению с тем, что можно натворить произвольной правкой карт в навигаторе.
encyclopedist
02.06.2016 20:53+1Ну так в фирменных навигаторах не намного лучше. И да, даже у них есть отказ от ответственности, и упоминание что навигатор — это только для справки, а при езде нужно руководствоваться правилами и обстановкой.
tmin10
02.06.2016 21:49Такое происходит и с навигаторами не на базе OSM: Женщина заехала в озеро по GPS-навигатору
NickyX3
09.06.2016 14:37В OSM коллективное подтверждение спорных или неактуальных правок наличествует
SaintReset
06.06.2016 09:08+1Слишком навязчиво и занимает слишком много «места» на лобовом. ИМХО. Выходит что ты едешь как на автосимуляторе. А эта анимация жуть отвлекает от дорожной обстановки.
Скажем тот-же HUD мод к IGO плюс пленка отражающая выдает куда более информативную картинку. Хотя да, не поспоришь — есть нюансы с яркостью при ярком наружном освещении. Но это с лихвой компенсируется голосовым сопровождением.
Vnuchok
06.06.2016 09:09Мне одному кажется, что плёнка слегка мутная? Если да, то в сумерках это может оказаться критичным…
Archy_Kld
06.06.2016 09:09Проецирование подсказок на стекло как в фантастических фильмах.
Попробовал перечислить возможные технологии.
1. Отражение в лобовом стекле зеркального изображения на экране планшета/телефона.
Уже есть во многих навигационных программах на андроиде — положив телефон на торпеду, в стекле видно его отображение.
(+) всегда в фокусе;
(+) не требует приобретения отдельного hw;
(-) размер проецируемой области — примерно равен размеру экрана;
(-) есть искажения — отражающая поверхность имеет кривизну, но не сильно большие, из-за небольших размеров экранов носимых устройств.
2. Использование HUD.
«Как в истребителях», есть предложения на рынке.
(+) плоская поверхность отражателя не дает искажений;
(+) большой диапазон регулировки по яркости;
(-) необходимо специальное дополнительное довольно громоздкое устройство, на торпеду не любого автомобиля подойдет.
3. Проектор.
Проецирование видеосигнала, как в настенном проекторе.
(-) крайне сложная поверхность линз оптической схемы объектива, компенсирующее отражения от криволинейного лобового стекла и обеспечивающее изображения «в фокусе» по всему полю.
4. Изображение, формируемое лазером.
Тема статьи. Можно использовать поляризованную пленку — чтобы лазер не улетал через стекло. Не используя — всего лишь потеряется яркость.
(+) изображение в фокусе по всему полю и оптические искажения несложно компенсировать программным способом;
(+) небольшие габариты устройства;
(+) возможность использования и с существующими или с штатными системами автонавигации, как VDO Dayton, у которых рекомендации по перестроению выводятся в фиксированную область экрана при вождении;
(+) высокая яркость (естественно она может регулироваться)
(-) монохромность;
5. MEMS лазерное сканирование — проецирование.
Только одну фирму нашел, которая делает такие чипы — MicroVision. Два продукта: лазерный проектор для iPhone «MicroVision SHOWWX» (б/у $200) и лазерный проектор Сони на той же технологии «Sony MP-CL1» — на технологии PicoP.
Все плюсы четвертого пункта и в полноцвете.
Но MicroVision хотят пойти гораздо дальше.
Их решение навигации для авто обещает работать в дополненной реальности.
Вариант когда само лобовое стекло является экраном — не стал добавлять. Теоретически — возможно, однако технологичность выступает за рамки разумного.
Т.о. получаем, что очень близки к прорыву лазерные проецирующие технологии.
Слой на стекле, который отражает лазер — т.е. либо фильтр по конкретному цвету, либо по поляризации — необходим для удобства дневной видимости — чтобы не наращивать мощность лазера для обеспечения контраста.
Нигде пока что не видел упоминаний о технологии напыления поляризованной пленки на стекло.
А жаль, брызнул из баллончика — и у тебя экран поляризованный сразу есть.Dioniss81
07.06.2016 13:08+1Положив телефон на торпеду мы не получим изображение в фокусе. В фокусе оно будет только пройдя через объектив. В противном случае в фокусе будет либо изображение на стекле, либо дорожная обстановка. Это физическое ограничение глаз как оптического прибора — нужно перенастраивать фокус.
Как собственно и писали выше — необходим коллиматор, который является частным случаем объектива обычного фотоаппарата — можете попробовать смотря вдаль, взять телефон на расстоянии вытянутой руки. Вдаль смотреть не получится. Если же посмотреть на телефон через объектив, так чтобы телефон был в фокусе — то изображение хоть и будет увеличенным, но будет всегда в фокусе.
В случае с проектором тоже не все так просто — лучи «расходятся» в стороны, а коллимация это параллельность оптических лучей. Следовательно надо использовать вогнутое зеркало- отражатель. Есть военные HUD с вогнутым комбайнером. Вогнутое зеркало-отражатель играет роль выходной собирающей линзы, которая весьма громоздка и размеры которой определяют поле обозрения.
В качестве пленки используют обычную пленку с металлизацией. Так отражается максимум света от оптической системы. В случае с лазером тоже. Лазер не дает коллимированного изображения, оптика нужна, как и в случае с оптическим прицелом — вогнутое зеркало или собирающая линза+ плоский отражатель.
Изображение стекла являющегося экраном НИКОГДА не будет коллимационным!
lazil
10.06.2016 16:10Работу устройства … поддерживает … процессор
— то есть, если процессор убрать, то работать будет чуть хуже, но всё же будет?Dioniss81
10.06.2016 17:18есть механические коллиматорные системы, работу которых поддерживают опять таки электромеханические и аналоговые вычислители, но мне кажется имелось в виду что то другое…
В принципе информационной автомобильной системе процессор особо не нужен. Можно тупо продублировать приборную панель :-) Навигатор на этом конечно же не построишь.
sophist
Я правильно понимаю, что в системе применяется настоящая голография, а не похожая на нее внешне технология?
Imp5
Похоже, отражение в переднем стекле + коллиматор.
dos_88
При отражении двух изображений было бы от внешней стороны стекла и внутренней. Отличие отражения от голограммы в том, что картинка показывается не на стекле, а вдали на дороге.
BarsMonster
Отразить «вдаль» конечно можно и от стекла — просто коллиматор большой еще нужен. Проблема двойного отражения — действительно головная боль для упрощенной схемы отражения от лобового стекла. Тут — голограмма на лобовом стекле.
BarsMonster
Нет, это не примитивное отражение от лобового стекла. Коллиматор требуемых габаритов тупо не влез бы в устройство (если конечно не встраивать его на заводе). А маленький коллиматор — дал бы крошечное изображение.
Потому тут есть и классическая оптика, и голографические элементы позволяющие все это реализовать в относительно маленькой коробочке.
Frankenstine
Да, вы правильно понимаете — как всегда, заголовок не соответствует статье :) Голографией тут и не пахнет.
Rumlin
«Обычная» технология
В конце статьи есть видео https://geektimes.ru/post/249136/
BarsMonster
В вашем примере — между водителем и лобовым стеклом дополнительные сферический (в первом приближении) комбайнер (довольно габаритный кусок стекла), и вам постоянно нужно смотреть через это стекло. У Navion — такого дополнительного стекла нет: голографический оптический элемент «наклеен» прямо на лобовое стекло или даже может быть на заводе встроен внутрь его.
Izy125
никакой голографии, обычная проекция с фокусировкой на бесконечность. Система аналогична самолетной(ИЛС, ИКШ, HUD и другим)
с одной стороны идея проста, с другой стороны там достаточно сложная оптикомеханическая часть, которая позволяет подстраивать под разные стекла и габариты, если я правильно понял статью.
Nuwen
Наверняка нет. Для настоящей голографии нужна голографическая пластинка, которая освещается лазером. Информация содержится на самой пластинке, а не в лазерном луче, поэтому настоящая голография всегда статична. Та плёнка на дисплее уж точно не является такой пластинкой.