Заказчики бывают разные: кто-то денежки подкидывает, а кто-то ими помашет у носа, возьмёт работу и слиняет как жёлтый снег по весне. А ты, юный фрилансер, ищи ветра в поле. Всем, кто ушёл с галеры или до неё вовсе не добрался, посвящается…
Ранее мы писали о том, что делать фрилансеру, если заказчик отказывается платить, и получили много ценных отзывов. Поэтому мы подытожили рекомендации и провели своё исследование, как фрилансерам обезопасить себя от неуплаты за выполненную работу со стороны заказчиков. Сразу, с самого начала раскрытия этой темы, благодарим всех тех, кто ответил на наши вопросы, поделился своим опытом и тем самым помог в подготовке этой статьи. Опрос фрилансеров из разных стран, в котором приняли участие более 300 участников, показал, что в странах СНГ независимые специалисты почти в 2 раза чаще сталкиваются с затягиванием сроков оплаты или вовсе с отказом платить за выполненную работу чем в фрилансеры из США.
Со стороны заказчиков, казалось бы, всё ясно. Ни один уважающий себя человек не станет платить за фуфло: просроченный дэдлайн, софт с многочисленными багами, перевод через Гугл транслэйт или статью, написанную пятнадцатилетним школьником с пушком под носом. Всё это как нельзя хуже влияет на столь бережённую фрилансерами-профессионалами репутацию независимого специалиста. Но мы сейчас не об этом. Честь и славу взлелеянных тайскими девственницами заказчиков, которые исправно перечисляют кровные на счета фрилансеров, безукоризненно выполняющих заказы и ценящих свою карьеру как собственную пятую точку в тёмном переулке, мы пятнать не станем. Даже когда они оправдано отказываются платить изгою из мира фриланса, пытающемуся нажиться на этих благородных и почитаемых людях, то это никак не влияет на их славу. Но, к сожалению, и в чете бояр случается чернь, которая предпочитает жалкие аферки нежели честный расчёт. А как они оправдывают свой замысел в случае, когда фрилансер отлично выполнил свою работу – об этом мы сейчас и поговорим.
Как выяснилось и, впрочем, совершенно неудивительно, почти половина мошенников используют метод “Я – не я и кобыла не моя”. Проще говоря, просто игнорируют исполнителя после получения готовой работы. Они предусмотрительно в профиле на фриланс-бирже не указывают своё настоящее имя и не ставят ссылки на соц. сети. Видимо, после получения выполненной работы у них удаляется Интернет. Вторым аргументом в рейтинге оказался “Не, мне не нравится, вяленько как-то”. ТЗ соблюдено целиком и полностью, но кого это волнует? Тут речь о том, когда заказчик не может даже указать конкретно, что именно ему не нравится в работе. Другое дело, когда задача действительно была коряво выполнена, но тогда и замечания конкретные.
Третье место занял аргумент “Извините, но деньги закончились. Платить нечем”. А, ну тогда ладно, можете не платить. Следующим оказалась отмена проекта после получения готовой работы. 8% фрилансерам, которые столкнулись с недобросовестными заказчиками, сообщают, что заказ уже отменен и все договоренности с исполнителем аннулированы. Ну и напоследок, самое оригинальное, но наименее популярное “Деньги? Какие деньги? Это же тестовое задание. Ну и что, что такое объёмное”.
Поэтапная оплата оградит исполнителя от значительной потери времени и сил на работу за “спасибо”. Необходимо заранее договориться об объёмах работ, за которые будет производиться поэтапная оплата после выполнения и чётко продублировать после обсуждения, сохранив скрин себе на память.
С одной стороны – это нормальная практика деловых отношений, а с другой стороны – далеко не все заказчики согласятся давать аванс фрилансеру, с которым ранее не работали. Истории известны случаи, когда недобросовестные исполнители брали предоплату и исчезали. Заказчики также боятся потерять свои деньги, как исполнители – своё время, которое для них является деньгами. Профессионалы на фрилансе советуют брать предоплату от 30% до 50%, но это касается больше раскрученных специалистов, у которых сформировался пул постоянных заказчиков и есть хорошая репутация. Для новичков – больше 30% наперёд просить не стоит.
Это как говорится, к-комбо. Мало кто из заказчиков на это согласится, но комплекс этих двух методов позволит сохранить кучу нервов и сил. Интересным вариантом также является поэтапная предоплата (прям каламбур какой-то).
Договор и акт приёма работ – основные юридические методы, которые обезопасят от неуплаты. О составлении договора в свою пользу можно прочитать здесь.
Если вы работаете через фриланс-платформу, на которой предусмотрен сервис “Безопасная сделка”, то это позволит обойтись без просьб о предоплате, договорах и прочих трудностей. Существуют также сторонние сервисы Безопасной сделки c комиссией, которые пригодятся в случае, когда вы работаете с заказчиком напрямую, например, SafeCrow или WayForPay.
Нет-нет, конечно, речь не о том, чтобы бросить фриланс и пойти в найм на удалёнку, а о том, чтобы заказчик ваш был не неким человеком, в достоверности имени какого вы не уверены, а именно компания. То есть, общаться вы будете с сотрудником этой компании, но он в большинстве случаев не станет порочить репутацию своего работодателя. Уж слишком много информации вы сможете найти о компании или даже добавить на всеобщее обозрение что-то от себя в случай чего.
Тут уже второе комбо – когда у вас есть хороший знакомый, работающий в компании-заказчике, которую вы знаете. И заказы могут быть регулярными, и оплата гарантируется практически всегда. Мало кто решится кинуть своих, хотя…
Дело тут совсем не в расизме, а в том, что именно в этих странах чаще всего встречаются недобросовестные заказчики. Хотя таких же фрилансеров там ещё больше. Если выбирать не приходится, то нужно…
Сложность в том, что заказчики обычно не беспокоятся о своей репутации в сети, поэтому даже на биржах их профили часто не полностью заполнены. Имя, ники, контакты, отзывы – всё это нужно “прошерстить” и по другим ресурсам, вдруг на что-то и наткнётесь. Старайтесь обсудить условия с заказчиком голосом – с некой долей вероятности это поможет выявить мошенника с помощью интуиции. Тут все средства хороши.
Если есть такая возможность, конечно. Если из вашего города нашелся заказчик, то не поленитесь с ним встретиться лично для обсуждения деталей сделки в случае, когда заказ стоящий. А если заказ на внушительную сумму, то можно и в соседний город сгонять на встречу. Личная встреча не даст гарантий, но значительно повысит шансы получить оплату за выполненную работу.
Комбинирование нескольких методов из вышеперечисленных будет более эффективным нежели использование только одного. Каждая конкретная ситуация требует отдельного подбора методов, а некоторые – универсальны, например, первые три. А как вы страхуетесь от мошенничества?
Ранее мы писали о том, что делать фрилансеру, если заказчик отказывается платить, и получили много ценных отзывов. Поэтому мы подытожили рекомендации и провели своё исследование, как фрилансерам обезопасить себя от неуплаты за выполненную работу со стороны заказчиков. Сразу, с самого начала раскрытия этой темы, благодарим всех тех, кто ответил на наши вопросы, поделился своим опытом и тем самым помог в подготовке этой статьи. Опрос фрилансеров из разных стран, в котором приняли участие более 300 участников, показал, что в странах СНГ независимые специалисты почти в 2 раза чаще сталкиваются с затягиванием сроков оплаты или вовсе с отказом платить за выполненную работу чем в фрилансеры из США.
Почему заказчики отказываются платить
Со стороны заказчиков, казалось бы, всё ясно. Ни один уважающий себя человек не станет платить за фуфло: просроченный дэдлайн, софт с многочисленными багами, перевод через Гугл транслэйт или статью, написанную пятнадцатилетним школьником с пушком под носом. Всё это как нельзя хуже влияет на столь бережённую фрилансерами-профессионалами репутацию независимого специалиста. Но мы сейчас не об этом. Честь и славу взлелеянных тайскими девственницами заказчиков, которые исправно перечисляют кровные на счета фрилансеров, безукоризненно выполняющих заказы и ценящих свою карьеру как собственную пятую точку в тёмном переулке, мы пятнать не станем. Даже когда они оправдано отказываются платить изгою из мира фриланса, пытающемуся нажиться на этих благородных и почитаемых людях, то это никак не влияет на их славу. Но, к сожалению, и в чете бояр случается чернь, которая предпочитает жалкие аферки нежели честный расчёт. А как они оправдывают свой замысел в случае, когда фрилансер отлично выполнил свою работу – об этом мы сейчас и поговорим.
Как выяснилось и, впрочем, совершенно неудивительно, почти половина мошенников используют метод “Я – не я и кобыла не моя”. Проще говоря, просто игнорируют исполнителя после получения готовой работы. Они предусмотрительно в профиле на фриланс-бирже не указывают своё настоящее имя и не ставят ссылки на соц. сети. Видимо, после получения выполненной работы у них удаляется Интернет. Вторым аргументом в рейтинге оказался “Не, мне не нравится, вяленько как-то”. ТЗ соблюдено целиком и полностью, но кого это волнует? Тут речь о том, когда заказчик не может даже указать конкретно, что именно ему не нравится в работе. Другое дело, когда задача действительно была коряво выполнена, но тогда и замечания конкретные.
Третье место занял аргумент “Извините, но деньги закончились. Платить нечем”. А, ну тогда ладно, можете не платить. Следующим оказалась отмена проекта после получения готовой работы. 8% фрилансерам, которые столкнулись с недобросовестными заказчиками, сообщают, что заказ уже отменен и все договоренности с исполнителем аннулированы. Ну и напоследок, самое оригинальное, но наименее популярное “Деньги? Какие деньги? Это же тестовое задание. Ну и что, что такое объёмное”.
Способы защиты от мошенничества заказчиков
1. Работать по майлстоунам
Поэтапная оплата оградит исполнителя от значительной потери времени и сил на работу за “спасибо”. Необходимо заранее договориться об объёмах работ, за которые будет производиться поэтапная оплата после выполнения и чётко продублировать после обсуждения, сохранив скрин себе на память.
2. Брать предоплату
С одной стороны – это нормальная практика деловых отношений, а с другой стороны – далеко не все заказчики согласятся давать аванс фрилансеру, с которым ранее не работали. Истории известны случаи, когда недобросовестные исполнители брали предоплату и исчезали. Заказчики также боятся потерять свои деньги, как исполнители – своё время, которое для них является деньгами. Профессионалы на фрилансе советуют брать предоплату от 30% до 50%, но это касается больше раскрученных специалистов, у которых сформировался пул постоянных заказчиков и есть хорошая репутация. Для новичков – больше 30% наперёд просить не стоит.
3. Связывать поэтапную- и предоплату
Это как говорится, к-комбо. Мало кто из заказчиков на это согласится, но комплекс этих двух методов позволит сохранить кучу нервов и сил. Интересным вариантом также является поэтапная предоплата (прям каламбур какой-то).
4. Заключать договор + пункт “УТЗ”
Договор и акт приёма работ – основные юридические методы, которые обезопасят от неуплаты. О составлении договора в свою пользу можно прочитать здесь.
5. Безопасная сделка
Если вы работаете через фриланс-платформу, на которой предусмотрен сервис “Безопасная сделка”, то это позволит обойтись без просьб о предоплате, договорах и прочих трудностей. Существуют также сторонние сервисы Безопасной сделки c комиссией, которые пригодятся в случае, когда вы работаете с заказчиком напрямую, например, SafeCrow или WayForPay.
6. Работать на компанию
Нет-нет, конечно, речь не о том, чтобы бросить фриланс и пойти в найм на удалёнку, а о том, чтобы заказчик ваш был не неким человеком, в достоверности имени какого вы не уверены, а именно компания. То есть, общаться вы будете с сотрудником этой компании, но он в большинстве случаев не станет порочить репутацию своего работодателя. Уж слишком много информации вы сможете найти о компании или даже добавить на всеобщее обозрение что-то от себя в случай чего.
7. Работать через гаранта
Тут уже второе комбо – когда у вас есть хороший знакомый, работающий в компании-заказчике, которую вы знаете. И заказы могут быть регулярными, и оплата гарантируется практически всегда. Мало кто решится кинуть своих, хотя…
8. Избегать заказчиков из Индии и Пакистана
Дело тут совсем не в расизме, а в том, что именно в этих странах чаще всего встречаются недобросовестные заказчики. Хотя таких же фрилансеров там ещё больше. Если выбирать не приходится, то нужно…
9. Тщательно изучать информацию о заказчике
Сложность в том, что заказчики обычно не беспокоятся о своей репутации в сети, поэтому даже на биржах их профили часто не полностью заполнены. Имя, ники, контакты, отзывы – всё это нужно “прошерстить” и по другим ресурсам, вдруг на что-то и наткнётесь. Старайтесь обсудить условия с заказчиком голосом – с некой долей вероятности это поможет выявить мошенника с помощью интуиции. Тут все средства хороши.
10. Знай заказчика в лицо
Если есть такая возможность, конечно. Если из вашего города нашелся заказчик, то не поленитесь с ним встретиться лично для обсуждения деталей сделки в случае, когда заказ стоящий. А если заказ на внушительную сумму, то можно и в соседний город сгонять на встречу. Личная встреча не даст гарантий, но значительно повысит шансы получить оплату за выполненную работу.
Комбинирование нескольких методов из вышеперечисленных будет более эффективным нежели использование только одного. Каждая конкретная ситуация требует отдельного подбора методов, а некоторые – универсальны, например, первые три. А как вы страхуетесь от мошенничества?
Поделиться с друзьями