Вдохновление написать данный пост про ракетную технику пришло от интереснейших тем про «незаметные сложности ракетной техники». И если не ошибаюсь, то вопрос про «зажигалки» в темах не рассматривался. Пишу первый раз, возможно тема банальная, но мне показалась интересной.

11 июня 2016 года был произведен успешный пуск ракеты тяжелого класса Delta-IV Heavy c КА Orion9 (в рамках миссии NROL-37). Почему старт именно этой ракеты? Во-первых, потому что была запущена в очередной раз самая мощная действующая ракета, во-вторых, это был всего 9-й пуск Дельты Хэви, в-третьих, старты Дельты Хэви очень красивые и эффектные (низкая тяговооруженность, медленный подъем сквозь горящие клубы водорода).

Пуск РКН Delta-IV Heavy NROL-37:



Хоть пуск можно считать и рядовым, даже обычной рутиной, но я бы выделил старты данного типа ракет, у которых есть своя изюминка — так называемый Fireball — пламя разгорающихся паров водорода, сквозь которые стартует ракета. Хоть для наблюдателя это изюминка, для инженеров — это проблема, с которой необходимо бороться. А как это происходит написано ниже.

«Проблема» (или особенность) старта ракет с водородным двигателем RS-68 (на других типах циклограмма может быть иной, и эффект в итоге тоже отличный) заключается в следующем:

Перед запуском двигателя RS-68 (на паре кислород-водород), за 5 секунд(T-5) до отрыва РН от стола, горючее (в данном случае водород) подается в магистрали двигателя. Необходимо это для захолаживания (более холодным водородом в сравнении с жидким кислородом) магистралей и элементов двигателя перед запуском (для исключения резких перепадов температур на трубопроводах, клапанах и т.п.). В результате данной процедуры вокруг ракеты образуется облако из паров водорода, постепенно смешивающихся с воздухом, которые могут как гореть, так и взрываться.

Далее, через 3 секунды открывается клапан подачи жидкого кислорода и происходит запуск двигателя. В этот момент пламя двигателя поджигает образовавшуюся гремучую смесь вокруг ракеты и все это начинает полыхать. Примерно так:



Или так:



В итоге ракета имеет такой вот «угольный» вид:



Конечно, даже первые пуски ракеты не привели к сбоям и ракета, хоть и обгорелая, успешно уходила со старта. Но выглядело это хоть и эффектно, но довольно опасно и ненормально (как максимум, есть опасность объемного взрыва).

Естественно о данном эффекте было понятно и до первого пуска. Тем более, что опыта работы с водородными двигателями у американцев хватает (в рамках Space Shuttle с двигателем RS-25). Исходя из этого, было как минимум два инженерных решения для снижения воздействия горящего водорода на оболочку ракеты.

Во-первых — мощная теплоизоляция(оранжевые участки на модулях ракеты). Работает она как изолирующий материал баков окислителя и горючего от внешнего атмосферного тепла, так и защита от горящих паров водорода. В некоторых пусках эта изоляция частично горит при полете ракеты:



Второе необходимое решение — установка «зажигалок».

На стартовом столе смонтированы так называемые зажигалки — Radial Outward Firing Igniters (ROFIs, or “sparklers”). Аналогичные присутствовали на стартовой платформе для Space Shuttle. Правда от зрелища вырывающейся из огня ракеты эти зажигалки не спасают: дело в том, что основное их предназначение исключение перемешивания паров водорода с воздухом (или минимизация концентрации этих паров), то есть исключение образования взрывной смеси. С этим они справляются — пока что все пуски происходили без взрывов.
Но все равно проблема сильного обгорания оставалась и несла потенциальную угрозу теплоизоляции и оболочке баков.

Снизить эффект от излишнего догорания смогли изящным и недорогим инженерным решением: разновременным запуском двигателей блоков РН.

Упрощенная циклограмма запуска выглядит следующим образом: первым запускается один из двигателей RS-68 на блоке "starboard"(одна из боковушек), через 2 секунды запускаются двигатели на остальных блоках: «port» (другая боковушка) и «core» (центральный). Смысл в этом следующий: ранний запуск одного из двигателей приводит к тому, что уменьшается выброс избытка водорода в атмосферу(к тому еще что успевают сжечь зажигалки), одновременно с этим газовая струя уходящая в газоход (газоотводный канал) создает эжекционный поток воздуха, который работает как пылесос, засасывая в газоход все, что находится вокруг стола и ракеты. Поэтому при дальнейшем запуске остальных 2- х двигателей снижается общий выброс паров водорода и большая его часть увлекается потоком воздуха, который обтекает ракету и элементы стола и уводит излишки пламени в газоход.

Данный подход, позволил уменьшить эффект fireball`a до аналогичного при запуске Delta-IV M с одним водородным двигателем. И действительно, последние запуски (Orion EFT-1 и вчерашний) прошли в «щадящем» режиме. Но тем не менее, старт ракеты получается эффектным и непривычным для глаз обывателя.

Пуск Delta-IV-H EFT-1 (первый с разновременным запуском двигателей):



Для наглядности приведена фото-статистика пусков Дельты Хэви от автора Jason Davis. Стоит заметить, что с разных сторон ракета обгорает по-разному. Также, газоотводный канал на мысе Канаверал имеет двухканальную схему, на Ванденберге — 1 канал. Это различие может влиять и на характер обгорания (несимметрия при засасывании окружающего воздуха).

image

Стоит однако напомнить, что такая проблема была не только у Дельты. Наверное впервые данная проблема появилась у отечественной МБР Р-7 (прародитель нынешнего Союза), которая также «страдала» от эффекта догорающих паров (теперь уже керосина и кислорода) из-за длительного процесса запуска двигателей первой и второй ступеней (более 10 секунд). И первые пуски ракет этого типа также проходили сквозь пламя и не добавляли инженерам нервов. Решение было найдено в системе газовой (хотя изначально она должна была быть водяной, но это отдельная история) эжекции, которая до запуска двигателей создавала в газоходе поток воздуха, увлекающий пары горящего топлива в сторону выхода газов.

Вот так это выглядело тогда: Р-7 сквозь пламя.

image

Вот такой краткий пост об еще одних сложностях ракетной техники. Если материал понравился, то у меня есть идея написать еще о некоторых интересных моментах, которые сопровождают старты космических ракет.

Спасибо за внимание.

Источники:

1. www.americaspace.com/?p=21832
2. www.planetary.org/blogs/jason-davis/2014/20141126-ula-burning-questions.html
3. kollektsiya.ru/raketi/335-r-7-8k71-dvukhstupenchataya-mezhkontinentalnaya-ballisticheskaya-raketa.html
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (95)


  1. amarao
    15.06.2016 17:42

    А иметь постоянно работающий на отсос вентилятор на стартовой площадке (пусть даже одноразовый и сгорающий при старте) — не?


    1. zapimir
      15.06.2016 18:43

      Возможно связано с летучестью водорода, он как бы значительно легче кислорода, а пары керосина вообще тяжелее воздуха.


    1. Tim_23
      15.06.2016 18:45
      +3

      Вентилятор — интересное решение. Но тут нужно иметь ввиду нюансы. Какова потребная производительность вентилятора? Струя из сопла вытекает со скоростями 2900-3500 м/с и создает мощный спутный поток и разрежение вокруг себя, а в узком канале работает как пылесос (и даже этого недостаточно). Открытый вентилятор, на мой взгляд, не сможет «обработать» такую площадь (ширина ракеты около 12 метров). То есть уже вырисовывается система вентиляторов, а еще лучше для создания существенного пониженного давления — труба(ы) (наподобие аэродинамической или воздухозаборника ВРД). Далее, а вентилятор ли нам нужен? Если избыток водорода просто прогонять вентилятором, то эти газы начнут распространятся вокруг, то есть нужен вообще говоря отдельный дренаж, чтобы это не полыхало на еще большей площади. Скорее нужно эти газы заталкивать в канал газохода, пусть там горят. А прокачать такой канал непростая задача.
      Получается от идеи простого одноразового вентилятора мы плавно переходим к целой системе с обслуживанием и неслабым энергопотреблением. Но это уже отдельная инженерная система и делать ее одноразовой смысла нет.
      Вентиляторы эффективнее было бы поставить внутри газохода для создания пониженного давления и отсоса газов перед пуском, но это строительные работы, переделка старта. Второе решение — как на «Союзе» (но места под трубы вокруг стола, судя по фото, нет).

      p.s. Если повнимательнее посмотреть фото, то ракета стоит на довольно высоком постаменте. Внизу есть проемы. Туда в принципе можно было смонтировать что-то вроде эжекторов.
      image


      1. Jeffryxon
        15.06.2016 19:29

        2900-3500 м/с

        Для керосиновых, у RS-68A — 4040 м/с на уровне моря.


    1. argentumbolo
      15.06.2016 18:49
      +1

      Объёмы газов при старте ракеты *огромны*, таких вентиляторов в природе нет.
      Разве что можно поставить ещё один двигатель в канале, что бы работал эжектором ещё до момента запуска. Но это будет слишком дорого.


      1. black_semargl
        15.06.2016 23:19

        Можно взять б/у движок от самолёта.
        Но наверно решили не усложнять, раз и так работает.


        1. argentumbolo
          16.06.2016 00:40

          Вы не осознаёте разницы параметров.
          Самые мощные самолётные двигатели имеют расход воздуха ~100..150 кг в секунду.
          Расходы ЖРД измеряются тоннами с секунду и приводом эжектора может быть лишь двигатель сравнимой тяги.
          А его тоже нужно как-то обслуживать и запускать…


          1. black_semargl
            16.06.2016 01:30

            судя по фото — диаметр образующегося файрбола где-то 25м
            Это 8000м3 т.е. максимум полтонны водорода
            так что создать достаточно мощный поток воздуха который засосёт этот водород вниз в газоход должно быть вполне реально.


            1. argentumbolo
              16.06.2016 23:09

              Весь водород плюс подсосанный воздух. И так быстро, что бы всё это спонтанно не загорелось. И что бы двигатель внезапно не поломался. И что бы случайно не подпалил не то, что нужно.


  1. dfgwer
    15.06.2016 18:10
    +2

    Выглядит как в KSP. Не хватает только желтых топливопроводов от боковушек к центру.


    1. Oberon812
      15.06.2016 18:24
      +2

      Большинство моделей в KSP имеют реальный прототип.


    1. dfgwer
      15.06.2016 18:57

      Потестил в КСП, два варианта с перекачкой топлива и без перекачки топлива. Разница меньше чем я думал. Намного


      1. dfgwer
        15.06.2016 19:04

        Не успел отредактировать

        С перекачкой топлива апоапсис на 1.340.000м, без перекачки 1.018.000, разница в dV непонятна модов нет


        1. Sleepwalker_ua
          15.06.2016 19:34
          +1

          а откуда куда качали и как сконфигурировали, если не секрет? Можно и в личку, может быть, смогу объяснить разницу.


          1. dfgwer
            15.06.2016 23:32

            https://www.youtube.com/watch?v=wyyGKCS3LrU
            сделал видео сравнения со спаржей и без


            1. Sleepwalker_ua
              16.06.2016 02:08
              +1

              О, так у вас все предельно просто.

              Когда перекачиваете, у вас сначала выжирается топливо из «бустеров» по бокам, причем его используют все три двигателя. Потом, когда топливо закончилось, вы просто раньше отстреливаете эти два бустера вместе с двигателями (емнип, там тонн 10 массы легко набирается), и у вас остается центральный топливный бак, полный под завязку с одним двигателем, который способен дальше разгонять ракету.

              Поскольку вы раньше выбираете топливо из бустеров, высота их отстрела получается ниже, что слегка способствует увеличению массы полезной нагрузки — вместо того, чтобы придать, скажем, 300м\с импульса 10 тоннам мусора (в который превратились два движка, два бака, половина массы декоплеров и стяжек), вы можете придать лишние 3000м\с импульса одной тонне полезной нагрузки. Цифры, конечно, с потолка, но ничего странного в этом поведении нет.


              1. Sleepwalker_ua
                16.06.2016 02:16

                Забыл написать, сам себя дополню
                В первом случае у вас разделение идет на высоте 78300 и при скорости 1580м\с
                Во втором же случае — всего 29200м и 790м\с
                Зная разницу в скоростях и массу пустых бустеров с двигателями можно примерно узнать, насколько поднялась итоговая dV ракеты с перекачиванием в сравнении с версией без оной.


        1. SVlad
          22.06.2016 11:30

          Это ещё завист от массы полезной нагрузки — если получится, что с одной полной центральной ступенью у ракеты TWR сильно меньше единицы, то после отстрела боковых ступеней по схеме спаржи ракета вообще вниз полетит. Хотя deltaV в вакууме больше.


      1. BubaVV
        15.06.2016 23:11
        +4

        Engineer Redux позволяет посчитать dV не выходя из цеха. Самый нужный мод, без вариантов


        1. dfgwer
          15.06.2016 23:34

          Решил пройти карьеру без модов, потом разные моды попробовать. Почти год уже прохожу


          1. SVlad
            22.06.2016 11:32

            И как успехи?
            Без мода инженера вообще сложно слетать куда-то дальше лун: слишком большие нужны скорости — на глаз трудно угадать, а считать вручную — долго и муторно.


            1. Jeffryxon
              22.06.2016 12:21

              Инженер и Delta-V map — наше всё ;)


            1. dfgwer
              23.06.2016 05:40

              Скоро будет третья экспедиция с целью вернуть Джеба домой с Дюны :)


            1. igormu
              23.06.2016 05:46

              Скорости элементарно считаются в Экселе, перелеты планируются в Window Planner'е. И до Дюны dV немногим больше, чем до лун.


              1. SVlad
                23.06.2016 12:50

                Только массу корабля и топлива в каждой ступени и параметры двигателей придётся переписывать вручную после каждого изменения корабля.


                1. igormu
                  25.06.2016 07:43

                  После изменения переписываются только параметры измененной ступени, остальное изменяется само. Параметров совсем немного, часто используемых деталей тоже, довольно быстро все запоминается. В целом, все не так уж долго и муторно.


        1. drobzik
          16.06.2016 12:47

          А есть мод чтоб можно было сделать ракету-шаблон, а потом просто ее вставлять как готовую конструкцию в новую ракету? Я строю на орбите исследовательскую станцию, и нужно сделать много запусков с частями этой станции. Каждый раз собирать ракету-носитель реально утомляет, а так взял из шаблона, например, «тяжелый ракетоноситель», прилепил к грузу, обтекатели натянул — и все, груз к полету готов.


          1. Oberon812
            16.06.2016 13:22
            +2

            Это можно без модов уже давно. Поищите subassembly.


          1. dfgwer
            16.06.2016 19:35

            Нажимаеш open там под списком крафтов, есть кнопка «merge»


  1. Abdubda
    15.06.2016 18:49
    +1

    Интересный материал, так что был бы рад прочитать еще про интересные моменты ракетной техники.


  1. KhanovDmitry
    15.06.2016 19:17

    А почему дымовой шлейф появляется только на определенной высоте? (примерно 2:05 на видео)


    1. Tim_23
      15.06.2016 19:34
      +1

      Инверсионный след от продуктов сгорания (водяной пар), которые конденсируется в холодной атмосфере. Так то работа водородных двигателей самая чистая: струи прозрачные, выхлоп — водяной пар)


      1. impetus
        15.06.2016 23:06

        Слишком быстро-близко этот след к ракете — выхлоп ОЧЕНЬ горячий, что бы так сразу остыть, более того — на тех высотах атмосфера уже горячая…


        1. ploop
          16.06.2016 00:23

          Слишком быстро-близко этот след к ракете

          Ракурс снизу, поэтому так кажется.


          1. impetus
            16.06.2016 14:33

            и по времени, и по тангажу… на 100-й секунде полёта ракета уже на какой высоте? километров 30? (нет под рукой графика) и температура там уже около 0С, да и теплоёмкость разреженного воздуха уже никакая, что бы столь быстро остужать раскалённый выхлоп… Не может там уже быть инверсионого следа — он если был бы — то должен был бы быть гораздо раньше и к этому времени как раз закончится.


            1. Tim_23
              16.06.2016 17:48

              По видео след появился на 80 секунде, а это должно быть 5-10 км подъема(с учетом низкой тяговооруженности РКН, неплохо б посчитать), вполне нормальная высота и температура окружающей среды для конденсации.


              1. impetus
                16.06.2016 20:29

                У Вас, случайно, нет под рукой графика полёта (высота-скорость) от времени? Не нашёл, что-то сходу, рыть форум НК недосуг.
                Вопрос интересный.


                1. Tim_23
                  16.06.2016 20:38

                  Графика нет. Можете сами прикинуть, зная, что начальная масса РКН 733 тонны, тяга 960 тонн. Расход топлива где-то 0,82 т/с через каждый двигатель. Грубо, но можно оценить. 30 километров никак не получается.


                  1. impetus
                    16.06.2016 21:43

                    не, там средний дросселируются, тангаж уменьшается, скоростной напор растёт… отложу в долгий ящик — графики скорее всего мимо пробегут.
                    (всё равно — у самолёта инверсионный след появляется через неск секунд пролёта — это сотни метров, а там в движках выхлоп специально охлаждают-перемешивают вот этой деталью:
                    image
                    image
                    а тут этот дым явно ближе, при том выхлоп гораздо горячее (и сам, и не смешивается). Пока нестыкуется. Ок, порою — порою.


                    1. Tim_23
                      16.06.2016 22:07

                      Не очень то и ближе. Длина РКН метров 70, выхлоп по ракурсу на этой же длине и далее, то есть на конце струи, в метрах 80-100 от сопел.
                      Температура газа на выходе из сопел в районе 2000 К, но это в ядре струи. На границах струй поток уже слабенький и температура ниже раза в 2-3 (очень грубо) раза и охлаждается это все быстрее.
                      Вот наглядный пример, Протон-М. Видно, что пар «близко» к соплам, на конце струй и как бы слетает с их границ, там где газ холоднее, образуя «конус»:


                      1. impetus
                        16.06.2016 22:47

                        ага. спасибо, о системе охлаждения я не подумал — там же горючее тупо в сопло сбрасывается, по кругу завесой? До 5% вроде да — на это дело идёт? И не сгорает в струе, а так — в кислороде воздуха окружающей атмосферы лишь, и то не всё? Вот оно-то и даёт этот след. а начинается с такой высоты — скорее всего там уже мало кислорода (не в процентах, а абсолютно), что бы всё его дожечь.
                        Уже лучше.
                        (обычно у атмосферных движков «срыв зажигания» километрах на 15 начинается, чисто из-за нехватки кислорода — вот где-то около и тт дым появляется...)


                      1. impetus
                        16.06.2016 22:54

                        отдельно замечу, что оценка скорости и температуры потока «у границы струи» (классическая «затопленная струя» да?) как «слабенький» и «в 2-3 раза» мне представляется навскидку чересчур схоластической и неоправданно заниженной, но спорить об этом вопросе сейчас пожалуй всё же излишне, ибо похоже гипотеза о топливе системы охлаждения завесой может быть продуктивна))


                        1. Tim_23
                          17.06.2016 06:36
                          +1

                          Я поэтому в скобках дописал «очень грубо». Все-таки формат здесь научно-популярный, а не сугубо научный, да и без точных исходных данных и по видео материалам съемки подобные рассуждения носят вообще умозрительный характер)
                          По струе, это получается свободная затопленная струя, без учета скорости ракеты. Границы струи определяются вообще говоря по разным критериям, например по скоростному напору определенной величины, это вопрос субъективный и зависит от граничных условий.


    1. MasMaX
      16.06.2016 15:04

      У самолетов тоже след появляется не сразу. И это не дым, а пар.


  1. utor
    15.06.2016 19:17

    1. а почему бы не насыщатьпространство вокруг ракеты например азотом?
    2. не понятна фраза «для захолаживания… для исключения резких перепадов температур» не могли бы вы обьяснить подробнее


    1. Tim_23
      15.06.2016 19:30

      1. Я думаю сложность реализации и огромный объем пространства вокруг, летучесть водорода.
      2. Не специалист по ЖРД, но как смогу объясню. Жидкий водород имеет температуру ниже -252 градусов Цельсия. Магистрали и элементы РКН, вне баков имеют условно температуру окружающей среды(25 градусов например). Если резко начать заливать эти элементы жидким водородом возникают «большие» температурные напряжения, которые могут привести к разрушениям каких-то элементов. Другой момент, это интенсивное испарение жидкого водорода на «теплых» элементах насоса, что приведет к кавитации и нестабильному расходу компонента и тяги ЖРД если начинать это процесс без предварительной «подготовки».


      1. Jeffryxon
        15.06.2016 19:34
        +1

        Интересно, что захолаживание начинается за 5 секунд до отрыва, если ваши данные верны. У того же F9 двигатели первой ступени начинают охлаждаться за 10 минут до запуска. Вероятно, 10 минут дренажа водорода сравняли бы площадку с землёй в момент зажигания :)


        1. Tim_23
          15.06.2016 19:56

          Я все-таки наверно ошибся. За 5 секунд открывается основной клапан подачи водорода. А зажигалки начинают работать за 14.5 секунд до пуска, то есть скорее всего с этого времени начинается захолаживание, если конечно там нет какого-нибудь байпаса.
          А у Ф9 дренаж наружу идет? Интересно как было на RS-25 и на РД-0120.


          1. Jeffryxon
            15.06.2016 20:16

            А у Ф9 дренаж наружу идет?


            Судя по всему, да. Вот здесь можно видеть дренаж через патрубки рядом с каждым двигателем. Но выходит, что у F9 только контур окислителя нуждается в предохлаждении. Вероятно, подача кислорода на DIV-H начинается также значительно раньше. Лично мне кажется, что такая длительная процедура охлаждения используется в многоразовом мерлине для снижения тепловых нагрузок и увеличения количества циклов без капремонта. Вторая ступень отлично стартует после очень короткого chill-down'а (другой вопрос, что у неё достаточно ограниченный запас кислорода)


            1. Tim_23
              15.06.2016 21:26

              Да, неслабо там парит. Видимо и в многоразовости есть подобные нюансы.


      1. utor
        16.06.2016 17:12

        исходя из текста: сначала стравливают топливо — водород с температурой ~20 K, а потом пускают окислитель кислород с ~90 K (точка замерзания 50 К). После зажигания температура факела достигнет 3000 градусов цельсия. Точно нам нужно захолаживание? Может водород всё таки используется как «смазка»? см. статью про советские ракетные двигатели.


        1. Tim_23
          16.06.2016 18:15

          Это в камере сгорания и в струе такая температура. На стенках за счет охлаждения намного ниже. А захолаживаются прежде всего элементы внутри ЖРД, магистрали, клапана и т.п.


    1. TedBronson
      15.06.2016 19:35
      +7

      Готов гарантировать 78% азота в пространстве вокруг ракеты. Возьму недорого, миллионов двадцать.


  1. lozga
    15.06.2016 19:28
    +3

    Я сам об этом хотел написать :) Круто, что мои труды кого-то вдохновляют. Статья хорошая, только я бы вынес разновременный запуск двигателей в третье инженерное решение.


    1. Tim_23
      15.06.2016 19:55

      По факту да, третье. Тоже думал сделать по порядку, но решил добавить драматизма, как героическое преодоление назревшей проблемы )
      Вообще немного поспешно получилось, не думал, что вообще буду писать на эту тему. Про это читал давно, в уме держалось. Но тут после пуска возник вопрос у людей по поводу обгорелости и прочего, пришлось втягиваться в тему и пришла идея сделать пост )


      1. lozga
        15.06.2016 21:10

        Дело вкуса, я предпочитаю порядок и сделал бы отдельно. А вообще классный факт, штатно горящая при взлете ракета, причем не наша — это очень смешно :)


        1. Tim_23
          15.06.2016 21:25

          С одной стороны курьезно, а с другой — это показывает насколько инженеры уверены в своих расчетах и железе, что позволяют летать ей горящей) Я бы даже сказал, что американцы имеют такую черту в инженерной ментальности, «ходить на грани», тогда как у нас скорее всего сочтут это грубой ошибкой, которую срочно необходимо ликвидировать. Даже нештатные ситуации они умеют как-то по-иному обыгрывать. У нас в этом плане более осторожные.


          1. lozga
            15.06.2016 22:16

            У этой черты есть такая паршивая сестра как «нормализация отклонения» из-за которой два шаттла с экипажами погибли. Так что я бы ей так не восторгался.


            1. Tim_23
              15.06.2016 22:25

              Да, обратная сторона медали, причём с шаттлом такие промахи пошли уже с первого его пуска. У Маска и Спейс иск тоже есть нечто похожее, но они пока «молодые» и к пилотируемым пускам наверняка будут более «дисциплинированы» в этом плане, по крайней мере хочется надеяться.


          1. impetus
            15.06.2016 23:19

            Наши инженеры в крови имеют привычку закладывать некий запас на случай косяков и разброса параметров. Ну и как хлипкую защиту от прокуроров. Поэтому предельные, экстремальные, рекордные машины — у нас это всегда настоящий честный подвиг создателей.


  1. perfect_genius
    15.06.2016 19:49

    … а тем временем там у Маска ракета горит после посадки на баржу.


    1. aireth
      15.06.2016 20:26
      +1

      … и выводит пн на орбиту


  1. t-nick
    15.06.2016 19:59

    А почему подобной проблемы не было у шаттлов?


    1. Tim_23
      15.06.2016 20:29
      +1

      Там двигатель RS-25. Я не спец по двигателям, но из найденой в сети брошюре нашел циклограмму работы. Главный клапан горючего открывается на полную за 0,6 секунд от команды на пуск, а главный клапан окислителя открывается на 60% еще через 0,5 секунд, видимо здесь двигатель уже работает(прошло зажигание), на полную клапан открывается еще через 3 секунды. То есть выход на режим идет быстрее, плюс возможна другая схема захолаживания. Зажигалки у Шаттла начинают работать за 4 секунды до появления струи, у Дэльты аж за 14.


  1. potan
    15.06.2016 20:07

    А почему не охлаждать стоящую на площадке ракету, извне? Начать можно жидким азотом, потом перейти на гелий-водородную смесь.


  1. DarWiM
    15.06.2016 20:29

    Спасибо, очень интересно!


  1. ShabanovYT
    15.06.2016 22:16

    жидкий азот замерзнет. и кристаллики могут где-то что-то закупорить.
    гелий дорогой.

    непонятно почему мерканцы используют водород-кислород для первой ступени. нет особого смысла.


    1. Pavel-Well
      15.06.2016 22:48

      Скорее всего просто привыкли использовать такие двигатели после Space Shuttle — на Дельте ведь стоят двигатели RS-68 — это доработки (точнее упрощение и удешевление) тех самых двигателей RS-25, что на самом челноке стояли (а там нужно было чтобы они до самой орбиты работали).

      Но до этого на Saturn-5 для первой ступени керосин и кислород использовали! И да, это было куда безопаснее.


      1. Jeffryxon
        15.06.2016 23:12
        +1

        доработки (точнее упрощение и удешевление) тех самых двигателей RS-25


        На мой взгляд, "доработка" это очень большая натяжка. Из общего там разве что топливная пара. Другая конструкция, размеры, цикл (открытый), ТНА, сопло с абляционным покрытием и т.д. Вот RS-68A — доработка RS-68.


        1. Pavel-Well
          15.06.2016 23:51

          Но по крайней мере изготовитель тот же: Aerojet Rocketdyne
          Если посмотрите их «портфолио» по двигателям, то увидите, что все их мощные двигатели работают на этой топливной паре. Кроме нового Baby Bantam и ещё несделанных двигателей для Vulcan.


          1. Jeffryxon
            16.06.2016 00:04

            … и ну очень мощного керосинового F-1, сделанного ещё до слияния с Aerojet ;)


    1. Jeffryxon
      15.06.2016 23:22

      нет особого смысла.


      Из-за высокой эффективности, я полагаю. С другой стороны, как показывает история, носители с мощными кислород-водородными ступенями не бывают дешёвыми. Delta IV уже выводят из эксплуатации, оставляя только Heavy-вариант для тех ПН, для которых пока нет альтернативы. Ariane 5 это другая история, там центральная ступень — так называемая sustainer stage, не обеспечивающая существенной тяги для отрыва и полагающаяся на твердотопливные бустеры, но работающая очень долго и, по сути, в профиле полёта выполняющая немалую часть работы второй/третьей ступеней по сравнению с РН с продольным разделением. Очень маленькая вторая ступень выполняет только довыведение и разгон на ГПО. Аналогичное назначение и у первой кислород-водородной ступени SLS будет (но её стоимость и без того космическая, во всех смыслах)


  1. Jeffryxon
    15.06.2016 23:12

    [удалено]


  1. nomadmoon
    16.06.2016 03:19
    +1

    Надо сделать параболический трамплин, на котором разгонять ракету на электротележке до 500-1000 км/ч а двигатели включать перед отрывом. Тогда водород продувки будет просто оставаться позади ракеты в очень низкой концентрации.


    1. tmteam
      16.06.2016 03:45

      Что делать с боковыми нагрузками на этот небоскрёб?


      1. nomadmoon
        16.06.2016 09:49

        Ладно, про параболическую я загнал, например возьмем трамплин в форме сектора окружности. Возьмем в качестве опоры какую нибудь известную гору, например высота эвереста (радиус нашей окружности) 8 848 м, при 1000 км/ч ускорение, вызванное изменением направления скорости составит 9,2 м/с2, то есть ракета будет весить в два раза тяжелее. На 500 км/ч доп ускорение вообще всего 2,3 м/с2 и то будет напрямую складываться с силой тяжести только на первых этапах доворота.


        1. arheops
          16.06.2016 15:19

          Осталось только расчитать стоимость такого трамплина, который бы еще и выдерживал вес ракеты в 733 тонны, причем ракету нельзя трясти.


          1. nomadmoon
            20.06.2016 03:27

            Ну не обязательно же самым тяжелым пулять. Если верить энторнетам то водородный Безосовский New Shepard весит всего 75,000 kg в заправленном виде.


  1. totally_nameless
    16.06.2016 05:47

    А напишите, как решается проблема отрыва от стола. Я что-то такое читал давно, что там довольно сложная система синхронизации, чтобы отпустить ракету в нужный момент когда тяга от двигателей уже достаточная, чтобы начать подъем, но не настолько большая чтобы разрушить РН. При этом тот источник который я читал лет 15 назад утверждал, что советские инженеры решили проблему «без всякой электроники» просто за счет того, что ракета своим весом удерживает три «мачты» вокруг себя, а когда начинается отрыв, они за счет противовесов сами расходятся…


    1. Tim_23
      16.06.2016 05:58

      Проблемы на самом деле нет. Отрыв начинается тогда, когда перегрузка переваливает за единицу, то есть тяга начинает превышать стартовый вес, при отсутствии системы удержания. Такой тяги, чтобы РКН разрушило на старте у космических ракет не бывает, точнее не тяги, а перегрузки. А максимальные перегрузки, на которые рассчитана РКН достигаются на некоторой высоте, например при переходе через трансзвук, или по окончании топлива в баках. Для уменьшения перегрузок регулируют тягу ступеней.
      У данной ракеты например тяговооруженость(стартовая перегрузка) в районе 1,15. У ракеты Зенит чуть ли не 1.4.
      А ваш пример — это стартовая схема ракеты Союз. Ракеты висит на фермах, в момент старта она сходит с направляющих, фермы освобождаются и за счёт противовесов отводятся вбок дабы исключить соударение с ракетой. Здесь основная проблема соударение. Её решили чисто за счёт кинематики и противовесов. У Протона например есть гидротолкатели опор, для ускорения отвода.


    1. ShabanovYT
      16.06.2016 09:46

      Советские инженеры на самом деле были не совсем как-бы советские, но и они позаимствовали идею.

      первоисточник: http://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/mariette1870bd1/0054?sid=d4d9dc089412df3a119bd7bfcf20f0fe


  1. ShabanovYT
    16.06.2016 06:36

    Извиняюсь, не в тему: пытались взять камеру сгорания от твердотопливного двигателя с абляционным охлаждением и все такое и присобачить к нему все остальное от жидкостного? Мне кажется будет проще и дешевле за счет отсутствия системы охлаждения камеры, и соответственно надежней. Температуру и давление в камере сгорания можно сделать побольше. Несколько больший вес камеры сгорания компенсируется увеличением импульса.
    Двигатели 1-й ступени 7-ки работают всего 42 секунды.


  1. AxVPast
    16.06.2016 09:12

    Задуть (противопожарной) пеной до половины высоты ракеты.
    Водород через нее толком не пройдет (и уйдет вниз).


  1. ITMatika
    16.06.2016 10:19

    На фотографии NROL-49 в 2011-м и NROL-65 в 2013-м — одна и та же ракета.
    Многоразовая? ;)


    1. black_semargl
      16.06.2016 11:21

      Там оба раза 65я
      А жаль, 49я была куда красивше
      http://www.spaceflightnow.com/delta/d352/launch/02.jpg
      http://www.spaceflightnow.com/delta/d352/launch/04.jpg


      1. black_semargl
        16.06.2016 11:47
        +1

        image
        image


      1. Tim_23
        16.06.2016 17:50

        Самая «угольная», если не ошибаюсь, на фото выше вроде бы она


    1. Tim_23
      16.06.2016 17:49

      Все ошибаются))


  1. Evgeniz1
    16.06.2016 10:19

    Интересно было бы использовать очень большой водоструйный насос :)


  1. Rumlin
    16.06.2016 14:36

    Полуофф. С каким рисунком обгорает краска на Фальконе:
    image

    Общий вид
    image


    1. Jeffryxon
      16.06.2016 17:10

      Он не обгорает, это копоть. На последнем снимке из ангара одну из ступеней уже отмыли (F9-021, вероятно)


  1. emankcinon
    16.06.2016 17:50
    +2

    Starboard/port в английском это правый/левый борт корабля, кстати. Глаз зацепился в статье, что термины не переведены.


    1. Tim_23
      16.06.2016 17:51

      Спасибо за инфо. Не нашел перевода поэтому оставил. Сам удивился, почему такие странные названия.


    1. impetus
      16.06.2016 20:32

      Ух ты! спасибо. А не в курсе, случайно истории — почему так?


      1. Avenger911
        16.06.2016 21:40

        Морские термины, а моряки — они такие… Что по-русски вместо пола палуба, что по-английски. А вообще, если верить Википедии, «starboard» происходит от «steer» («рулить»), потому что в древности рулевое весло стояло по правому борту. А «port», соответственно, потому что швартовались в порту свободным левым бортом.