Elcaset стал относительно популярным форматом аудиокассет в Японии, затем о нем узнали во всем мире, но быстро забыли. После этого некоторое время гигантские аудиокассеты использовались в Финляндии, но и там их вскоре прекратили использовать. Кто создал формат Elcaset и почему о нем быстро забыли?
Для своего времени компакт-кассеты обеспечивали приемлемое качество записи и воспроизведения звука. Но в 70-х годах прошлого века многие любители качественного звука были уверены, что компакт-кассета не может стать одновременно и качественной и массовой альтернативой бобинам и бобинным магнитофонам. Недостатками кассет считались высокий уровень шумов, относительной узкий диапазон воспроизводимых частот и низкое качество кассетных лентопротяжных механизмов.
40 лет назад три крупных японских компании, занимающиеся разработкой электронных устройств, договорились совместными усилиями решить проблему низкого качества музыки на компакт-кассетах. Эти три компании — Panasonic, Sony и Teac. Объединенная команда специалистов решила использовать формат магнитной ленты, ширина которой равна ширине магнитной ленте в катушечных магнитофонах — 6,35 мм. Скорость протяжки ленты было решено увеличить вдвое по сравнению с кассетной техникой — до 9,53 см/с. Размер кассеты нового типа составил 152?106?18 мм.
Отличительной особенностью аудиокассеты Elcaset стал не только размер. В отличие от компакт-кассеты, лента которой всегда находится внутри корпуса, ленту Elcaset вытягивал за пределы корпуса специальный механизм. Этот принцип используется и в кассетном видеомагнитофоне. Такие решение позволило использовать в магнитофонах для стандарта Elcaset проверенные временем конструкции головок, которые до этого использовались в бобинных магнитофонах. Кроме того, ведущий вал находился с внешней стороны от пленки, а прижимной ролик — с внутренней. В Elcaset использовались магнитные ленты типа Normal или двуслойные Fe-Cr.
Благодаря особенностям своей конструкции кассета Elcaset позволяла воспроизводить качественный звук с верхним диапазоном частот 25 000 Гц. Нижний диапазон частот составил 15 Гц. Компакт-кассета обеспечивала максимальную частоту звука в 16 000 Гц. Кассеты формата Elcaset позволили снизить уровень стороннего шума при воспроизведении записи. Представители Sony утверждали, что на средних частотах динамический диапазон Elcaset превосходит компакт-кассету на 10-15 децибел.
Лучшие магнитофоны для работы с Elcaset содержали три мотора, три магнитных головки для записи, воспроизведения и стирания звука на магнитной ленте. Также эти магнитофоны оснащались пультом ДУ.
У Sony, Teac, и Panasonic были собственные модели магнитофонов-дек. Sony выпускала и портативную модель EL-D8, которая помещалась в сумку. Чуть позже к тройке производителей аудиосистем формата Elcaset присоединилась и компания Hitachi. Системы начали неплохо продаваться и получать отличные отзывы. Устройство стоило от 500 до 1000 долларов США. Это было сравнимо с флагманскими моделями дек, выпускаемыми для работы с компакт-кассетами.
Но продажи устройств формата Elcaset быстро сошли на нет. Причина — в том же 1976 году, когда появились первые устройства нового формата, были представлены компакт-кассеты с пленкой, покрытой оксидом хрома (CrO2). Эти кассеты обеспечивали воспроизведение значительно более качественного звука, чем обычные компакт-кассеты. Использовать их можно было в стандартных кассетных магнитофонах. Стоила кассета CrO2 на 40% больше, чем обычная, но любителям музыки было все равно. Выгоднее было купить более дорогую кассету, которую можно было слушать на обычном недорогом магнитофоне, чем новый магнитофон с поддержкой стандарта Elcaset.
В магнитофонах с компакт-кассетами производители стали использовать однодиапазонные компандерные системы шупомонижения Dolby B. Они обеспечили повышение соотношения сигнал/шум до 10 дБ на высоких частотах.
Еще одной проблемой для кассетников Elcaset стали Hi-Fi проигрыватели компакт-кассет производства японской компании Nakamichi. С 1973 года компания выпускала модели дек 1000 и 700, которые быстро стали считаться лучшими в мире. Деки Nakamichi оснащались двухвальным лентопротяжным механизмом, сквозным трактом с раздельными головками записи и воспроизведения и системой шумоподавления. Модели 1000 и 700 имели штатные средства калибровки подмагничивания, выставления номинального уровня записи и азимута угла установки головок. И без того отличное звучание музыки, воспроизводимой магнитофоном Nakamichi, можно было дополнительно улучшить в случае использования кассеты с CrO2 лентой.
Постепенно на рынке стали появляться недорогие проигрыватели компакт-кассет, которые на хромовой ленте обеспечивали такое же или лучшее звучание, чем кассетники Elcaset. Рынок начал реагировать, количество продаж Elcaset-устройств стало падать. Обычные покупатели, не аудиофилы, вовсе перестали покупать системы Elcaset, что снизило и без того не слишком высокий уровень продаж этих устройств.
Сократился и ассортимент записей, выходящих на кассетах Elcaset. Слушатель и хотел бы приобрести популярный альбом на Elcaset, но в продаже были только обычные компакт-кассеты с этими мелодиями. А просить популярные мелодии у друзей и записывать их для себя готов был не каждый любитель музыки.
В том же 1976 некоторые популярные исполнители стали выпускать свои записи в формате моно. Так поступила, например, группа Dr.Feelgood. Первый десяток студийных записей группы были в формате моно. Поклонников музыки стали интересовать новые жанры (панк-рок, например), а не технические новинки.
Все это привело к тому, что в 1979 году выпуск устройств и кассет формата Elcaset был прекращен. У японских производителей осталось несколько тысяч дек (модели EL-7 и EL-5), которые продали с аукциона финской оптовой компании Hirvox. Вся эта техника (около 2000 систем Elcaset) была распродана в Финляндии по цене от $140 до $230, причем к декам прилагались 25 чистых кассет. По этой причине в Финляндии формат просуществовал еще какое-то время. В других странах об Elcaset забыли очень быстро.
Сейчас деки Elcaset можно встретить только на аукционах для коллекционеров.
Комментарии (21)
hdfan2
18.07.2016 14:00Википедия подсказывает, что был как минимум ещё один вариант гигантских кассет: RCA tape cartridge, причём аж в 1958-м году.
wizard32
18.07.2016 14:21Да, были времена когда компании рисковали и не боялись вводить новые форматы и идеи.
QWhisper
18.07.2016 22:32Компании тут ни причем, это признак любого зрелого рынка, когда то самолеты лепили с 16 крыльями, когда то делали танки типа Царь танка. Потом пришло понимание, что именно надо и как реализовать. И стали самолеты, танки и пр, практически одинаковыми. Эксперименты идут в новых областях. Вот будут строить космические корабли, вот там тоже может быть тот еще зоопарк решений.
Eltaron
19.07.2016 11:06Кто-то, смотрю, уже стал забывать HD DVD, Memory Stick и свои разъемы зарядки у каждого производителя телефонов.
mrsimba
18.07.2016 14:54+6Как давно и как недавно это было… Какие это были времена… Я отлично помню, как мы собирались с другом переписывать музыку. Этот обязательный ритуал протирки головок спиртом, настраивание уровня записи, выбор тока подмагничивания… Потом надо подписать кассету, особым шиком было сделать этикетку на печатной машинке. Блин, это реально было круто. Я помню, как мог очень долго смотреть, как в студии звукозаписи с БОБИННОГО AKAI писалось на несколько десятков кассетников Яуза, что нить типа Pink Floyd. А это фетиш с кассетами… Какие они были красивые. Стоили каких-то невероятных денег и на них копили месяцами. Помните эти названия? TDK, Maxwell, Basf, Sound Breeze…
Шло время, Яуза сменилась на Pioneer, усилок Ласпи, на Technics с одноименной акустикой. А потом, постепенно это перестало быть ВАЖНЫМ… Сменились приоритеты, сменились технологии, и со временем, вся аппаратура уехала на радиорынок… Но у меня до сих пор есть старая коробка с кассетами, которая пережила не один переезд. И есть небольшой музыкальный центр, который иногда, возвращает меня к тем временам…hzs
18.07.2016 22:01А сейчас люди в большинстве своём слушают музыку с низким битрейтом на дешевых китайских телефонах с соответствующими наушниками. Да что уж говорить, современная музыка создаётся как раз под стать говоённым способам воспроизведения музыки.
Чёрт возьми, где мой 95 год с немецкими кассетными магнитофонами и шведской музыкой?Gummilion
19.07.2016 03:18+4Да ладно, раньше в большинстве слушали на чем-нибудь вроде Романтик-306 или Электроника-302 переписанные по 5 раз кассеты — качество звука ничуть не лучше было.
Alexeyslav
18.07.2016 16:31Расширенный диапазон и меньший уровень шума можно было использовать для цифровой записи… но они не дожили до появления DAT-кассет? Там бы эти честные характеристики ох как пригодились бы.
alcanoid
18.07.2016 21:03+2Маркс был популярным автором, но стиль его портили часто повторяющиеся словосочетания. Ему об этом говорили, но в статьях его по-прежнему появлялись часто повторяющиеся словосочетания.
tormozedison
18.07.2016 21:13«компакт-кассеты с пленкой, покрытой оксидом хрома (CrO2). Эти кассеты обеспечивали воспроизведение значительно более качественного звука, чем обычные компакт-кассеты. Использовать их можно было в стандартных кассетных магнитофонах»
При условии, что головка изномостойкая, иначе долго не протянет. И желательно, чтобы в магнитофоне был переключатель параметров тракта, управляемый выемкой в кассете. Эта выемка находится рядом с другой, более известной — той, которая для защиты от записи. Посмотрите, например, на «Весну» 310-ю, там на передней панели даже светодиод имеется, индицирующий, что установлена кассета с «хромовой» лентой.jar_ohty
20.07.2016 11:09На воспроизведение это было не так важно, если головка сендастовая (пермаллоевой от старых хромовых лент действительно быстро приходил как, да и сами кассеты портились, потом многие производители стали делать защитное покрытие на ленте), хотя частотный диапазон при этом, понятное дело, оставался стандартным. А вот пытаться писать на CrO2 на "стандартном кассетном магнитофоне" было бесполезной затеей. Запись получалась тихая и искаженная, если писали поверх — старая запись стиралась плохо.
mrsimba
20.07.2016 11:23Кстати, упомянутая мной выше яуза мп 221с 2, имела как раз таки сендастовую головку, и возможность записи на тип пленки Fe, Cr, Me. Насчет типа FeCr, я если честно не помню. А при небольшом моддинге индикатора записи светофильтром (банально вставляли кусочек красного пластика), он из совкового зеленого, превращался в модный импортный синий )
MAXSSS15
18.07.2016 23:16Эх… давняя мечта — это комплекс с декой, в которую вместо кассеты вставляется карманный плеер с поддержкой FLAC 24/192. Чтобы у деки были все такие же кнопочки, ручечки, выключатели и стрелочные индикаторы, как на тех, из 70-х. Дека чтобы работала как док-станция для плеера, для удобного выбора проигрываемых треков, а может быть и со встроенным усилителем мощности, и усилителем для наушников. То есть, в деке может быть более качественный ЦАП и аналоговый тракт, чем в плеере. Ну и для такого плеера можно было бы иметь комплект из мощного уличного бумбластера и небольшого «портфельного» проигрывателя. А также поясная док-станция с большим аккумулятором и улучшенным трактом. Бумбластер с двумя отсеками для плееров, и — ДА! С поддержкой копирования треков с одного на другой, и с возможностью последовательного проигрывания с одного и другого. А компактный проигрыватель мог бы быть даже монофонический, лишь бы с мощным неодимовым динамиком и механическими кнопками. До сих пор не понятно, почему никто не сподобился даже попытаться предложить на рынке такие системы — наверняка спрос был бы огромный. Это же целую индустрию можно создать. Док-станции можно без проблем подключать к Интернет, получать через них стриминг.
ice2heart
Интересное видео про забытые форматы кассет
roboter
добавлю, у товарища очень много видео, и поражает количество различных тупиковых веток развития аудио\видео носителей.
ice2heart
Ну, непонятно же куда дальше пойдет техника. Вот и пробуют во все стороны идти. А так да, очень интересные вещи у него есть в коллекции.
tormozedison
http://www.deadmedia.org/