image

Двигатель, размером 20 на 30 сантиметров и скоростью вращения 33 тысячи оборотов в минуту был успешно протестирован в подразделении компании GE Aviation. Стоит отметить, что это первый реактивный двигатель, реализованный исключительно c помощью технологии 3D-печати.



На создание модели у инженеров ушло несколько лет. Большую часть времени заняла отладка технологии аддитивной печати и настройка аппаратной части. Для этого инженеры Центра аддитивных технологий (Additive Development Center) использовали специальный принтер с мощным лазером, расплавляющий металлический порошок в строго заданном порядке.

image

Сам процесс 3D-печати занимает не больше времени, чем в случае традиционным пластиком. Поэтому уже в течение следующего месяца GA планирует с помощью этой технологии начать серийное производства топливных инжекторов для линейки своих новых реактивных двигателей LEAP.

image

К слову, технологию 3D-печати активно применяет и авиапроизводитель Airbus, который использует в своем новом А350 более 1000 деталей напечатанных на 3D-принтере.

P.S. Больше о промышленном, сталелитейном и шоколадном 3D-принтинге можно будет узнать на специализированной конференции в Питере.

Комментарии (13)


  1. MaksVasilev
    16.05.2015 16:20
    +6

    Поправьте, если я ошибаюсь, но речь идёт о не о реактивном, а о турбореактивном двигателе с малым количеством ступеней компрессора.


  1. Sergiv
    16.05.2015 17:36
    +3

    Что-то мне подсказывает, что обработки на «классических» станках с ЧПУ не обошлось…


    1. idiv
      16.05.2015 18:54

      Могло и обойтись, хватило легкой чистки, как на видео. Тут скорее эта технология кроме идеи «из малого — большое» ничего общего с обычной 3D печатью не имеет, материал специальный.


      1. Sergiv
        16.05.2015 18:57

        Воздухозаборник, может, и не обрабатывали, а вот крыльчатка уже обработана. Не получить с такого принтера поверхность с малой шероховатостью.


        1. iflista
          17.05.2015 11:47

          Шероховатость тут зависит, наверное, от толщины металлической пыли, которая использовалась.

          UPD. Извините, наверное имелась ввиду поверхность трения. Я о другом подумал.


  1. pdkdrp
    16.05.2015 18:49

    скоростью вращения 33 тысячи оборотов в минуту

    Для двигателей такого размера это обороты холостого хода.


    1. MaksVasilev
      16.05.2015 19:28

      В данном случае речь идёт не о промышленном образце двигателя, а работоспособной модели, т.е. механизм только демонстрирующий принцип работы объекта.


  1. slovak
    16.05.2015 19:40
    +3

    Подшипники? :-)

    Лукавят ребята, не полностью.

    Как по мне — на принтере нужно печатать неразборную механику целиком!
    То, что невозможно сделать другим способом.


  1. RGB
    16.05.2015 20:05

    Интересно как обстоят дела с прочностными характеристиками получаемых изделий. Сравнили хотя бы, тогда примерно станет понятной грань где стоит на принтере печатать, а где лучше на станке нарезать.


    1. Tabke
      16.05.2015 20:20
      +1

      У порошковых сплавов с этим все в порядке. По крайней мере лучшие лезвия для ножей сделаны из порошковых сталей. Подбирая смесь, которую плавит лазер, можно получить материал с любыми, нужными вам характеристиками, причем распределенными по толщине детали в нужных вам местах. Думаю это технология ближайшего будущего, т.к. другими способами таких материалов и не получишь.


      1. MaksVasilev
        17.05.2015 12:23
        +1

        А можно чуть подробнее, про лучшие лезвия для ножей, которые сделаны из порошковых сталей? Стало интересно, потому как не вдавался в этот аспект и думал, что лучшие лезвия получают ковкой, образуя композитные материалы из разных металлов.


        1. Tabke
          17.05.2015 16:49

          Ответил ниже.


  1. Tabke
    17.05.2015 16:48
    +1

    Ну, по сути порошковые стали, это тоже композит, только сделанный на современном технологическом уровне. За счет подбора порошковой смеси получают уникальные свойства, которые не получишь традиционными методами. Для ножей это выражается в получении нержавеющих сталей, при этом имеющих высокий процент содержания углерода. Если упростить, то рез стали даёт углерод. Чем больше углерода, тем «злее» рез. Углеродистые стали легко точатся и хорошо режут, но ржавеют. При добавлении хрома, сталь приобретает устойчивость к окислению, но теряет твердость. В порошковых сталях можно получить высокое содержание углерода и хрома одновременно, за счет их структурного строения.
    Всякие булаты и дамаски, полученные методами кузнечной сварки, были в ходу, т.к. имели набор свойств необходимый в тех условиях, где их использовали. В современных реалиях, они годятся только для декоративного оформления клинка. По режущим свойствам они всегда будут уступать не только порошкам, но и любому клинку выкованному из инструментальной стали с правильной термообработкой. Если эту же сталь использовать в пакете для булатного клинка, то суммарные свойства такого клинка будут уступать клинку сделанному целиком из одного вида стали.
    На самом деле это тема великих холиваров в сообществе любителей и производителей холодного оружия.