Сегодня WASD кажется неизбежной и незаменимой комбинацией клавиш для игр. Как только в 3D-шутерах появилось управление мышью, стало сложно, во всяком случае правше, держать пальцы на стрелках. Клавиши в левой части клавиатуры более удобны, и там легче достать до Shift и Space. Но это сейчас WASD кажется оптимальным и единственно верным выбором, а двадцать лет назад мало игроков использовали эту комбинацию.
На заре шутеров не было единого стандарта управления клавиатурой, геймеры пытались самостоятельно подобрать оптимальный вариант. Разработчики игр ставили по умолчанию различные комбинации для движения, в том числе стрелки. Шутер System Shock в 1994 году предлагал ASDX. В Descent для движения вперёд и назад использовали AZ, а выглянуть из-за угла можно было с помощью QE. Геймеры пробовали и другие комбинации, вроде ZXCV и ESDF.
Общепринятому сегодня стандарту WASD потребовалось несколько лет, чтобы прочно войти в обиход игроков по всему миру. Неизвестно, кто именно первым начал использовать эту комбинацию, но очень весомый вклад в её популяризацию внёс один человек — Деннис «Thresh» Фонг, величайший игрок в Quake.
Отец-основатель
Деннис Фонг в 1997 году выиграл в первом национальном турнире Quake tournament личный Ferrari 328 Джонна Кармака, основателя ID Software. И в тот момент, когда он убивал Тома Кимзи (Tom «Entropy» Kimzey), правая рука Фонга лежала на мыши, а левая — на комбинации WASD.
Деннис Фонг за несколько лет до чемпионата играл в Doom со своим братом, используя исключительно клавиатуру. Но в Doom в мыши не было смысла, потому что смотреть вверх и вниз не было необходимостью. Вы направляли оружие в сторону противника, не ориентируясь на его положение по вертикальной оси.
И Деннис Фонг, и его брат Лайл были отличными игроками. Но Деннис проигрывал брату, который использовал трекбол, поэтому одним летом Фонг принял решение научиться играть мышью. И стал непобедимым. «Как только я сделал этот переход, мои навыки возросли экспоненциально», — говорит Фонг, добавляя, что после этого перестал проигрывать.
За этим последовали эксперименты, например, WADX. Но в итоге Фонг нашёл WASD и стал использовать только эту комбинацию. Он ли придумал эту схему? Возможно, нет. Другие люди тоже пытались использовать левую сторону клавиатуры в Doom в то же время. Но без влияния Фонга комбинация могла не стать стандартом. Были же EDSF, или даже странная ZXC. Интересно, на какую клавишу мы включали бы прицел, если бы ходили на ZXC, а для движения назад нажимали на правую кнопку мыши?
«Я определённо не собираюсь пожинать лавры создателя комбинации WASD. Я наткнулся на неё случайно. Я уверен, что другие люди в то же время начали использовать её просто потому, что она показалась им удобной. Но я однозначно считаю, что я помог популяризировать её для конкретной группы геймеров, в частности для игроков в шутеры,» — говорит Деннис Фонг. Эта комбинация клавиш была прописана в его Thresh’s Quake Bible как “перевёрнутая T”, а этот “гид по Quake” от одного из первых киберспортсменов имел значение. Мнение Фонга было весомым и до его карьеры в качестве игрока в Quake — до этого он был чемпионом по Doom.
Первые шутеры с WASD по умолчанию
История современных шутеров от первого лица начинается в 1970-х годах. Одной из первых игр в жанре была Maze War — “Война в лабиринте”. Игра с видом от первого лица предполагала перемещение в лабиринте, игрок мог идти вперёд, назад и поворачивать в стороны, при этом каждый раз — на 90 градусов. Здесь не было нужно точное прицеливание в конкретную точку, стрелять по противнику можно было, просто направив взгляд в нужную сторону. В этого дедушку шутеров можно было играть на Mac, Palm OS, NeXT Computer, Xerox Star.
В 1991 году вышла Hovertank 3D, один из первых 3D-шутеров. Только играли в нём не за человека, а за танк, который спасает заложников и убивает монстров в лабиринте. Её разработала компания id Software.
Спустя два года id Software выпускает Doom, одну из самых значимых игр среди шутеров от первого лица. У вас тоже в голове заиграла эта музыка? Уверен, большинство из вас знают эту игру не по наслышке.
Как выше уже было упомянуто, в Doom в мыши не было необходимости. Достаточно было стрелок и клавиш для стрельбы и смены оружия. Мышь появилась позже. При этом Quake — не первая игра, в которой её стали использовать, до неё была Marathon. Но та стала менее влиятельной по сравнению с легендарной Quake.
В 1997 году среди вариантов были, например, A Shift Z X, где A — вперёд, а Z — назад. В 1999 году вышел System Shock 2, где движение осуществлялось квадратом WADX, а на S можно было присесть.
Но люди задавали вопросы о том, как играет Thresh, как у него настроено управление: «После демо победной игры Фонга я обалдел, потому что этот парень двигается настолько быстро в Quake! Он так быстро разворачивается на 180 градусов, что я не думаю, что это можно сделать мышью. Я считаю, он настроил клавиатуру под рокет-джампы и этот разворот».
Джон Кармак, один из создателей Quake, во вторую часть игры добавил конфигурацию имени Фонга. Но вряд ли именно это сделало раскладку самой популярной в мире шутеров. В Quake 2 WASD всё ещё была в качестве отдельной раскладки. А вот в вышедшей в 1998 году Half-Life впервые для шутера комбинация WASD покинула скамейку запасных и стала управлением по умолчанию.
В 1998 году выходит шутер Starsiege Tribes, где WASD снова становится дефолтной. Quake 3 в 1999 году наконец добавила WASD в настройки по умолчанию. Затем пошли другие шутеры, но именно Half-Life, Starsiege Tribes и Quake 3 внесли основной вклад в популярность раскладки. В 2004 году выходит World of Warcraft с теми же настройками по умолчанию, и если бы WASD ещё не была основной для всех, комбинация после WoW точно вошла бы в обиход миллионов геймеров.
Такой же вариант для движения использовался ещё в Castle Wolfenstein 1981 года, но это была 2D-игра с видом слева. Сегодня комбинация используется не только в шутерах — это способ управления камерой в стратегиях.
Если вы играете в шутеры и используете эту конфигурацию, вы должны понимать её преимущества. Когда вы держите пальцы на WAD, готовые в любой момент сместить средний на S для движения назад, ваш мизинец легко достаёт до Shift, а большой палец — до пробела. И при этом вы легко можете сменить оружие на клавиши 1-4, если во время игры это необходимо.
Что, если не WASD?
Комбинация WASD размещена в левой части клавиатуры, и её используют, когда мышь находится в правой руке. Но если вы левша, то смещение управления с обычных стрелок, расположенных справа, на левую часть клавиатуры теряет смысл. Поэтому вполне вероятно, что вы используете стрелки и окружающие их клавиши для управления персонажем в игре.
Fallout 4 по умолчанию использует WASD. Но есть люди, которые переключают раскладку на ESDF. Игроки в этом случае сталкиваются с проблемой: клавиша E предназначена для сбора лута. И они всё, что видят, собирают — потому что ходят на эту клавишу, а поменять данную настройку в игре нельзя. Пользователи Reddit в треде по ссылке выше отмечают, что на ESDF играют 10% всех геймеров.
Интересно, что и Гейб Ньюэлл, основатель и CEO компании Valve, не использует WASD. Его логика состоит в том, что игры не должны уводить ваши руки от их положения при обычной печати. Поэтому он также использует сдвинутую вправо перевёрнутую T — ESDF. Другой разработчик Half-Life, гейм-дизайнер Дарио Касали (Dario Casali) предпочитает ASXC.
Есть и иные варианты. Кто-то предпочитает RDFG. Есть фанаты TFGH. Даже 5RTY и EDAF некоторым кажутся более удобными. А в чьём стане вы?
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (109)
Bytamine
22.07.2016 13:34Но это сейчас WASD кажется оптимальным и единственно верным выбором
Кому кажется?
Я пользуюсь ESDF, потому что пальцы привыкли лежать там во время печати. Во всех играх приходится раскладку менять правда, но это терпимо.ivansychev
22.07.2016 13:41+3Кажется большинству.
OnelaW
22.07.2016 13:59-149% Стрелки
Bobnecat
22.07.2016 15:11+3Опрос стоял так:
Если не WASD, то что?
thatsme
25.07.2016 10:23Мне гораздо удобнее чем WSAD:
E — strife left
R — forward
T — strife right
A — backwards
Также если необходимо, то дополнительные: F,G — для указательного пальца; Q,W — для мизинца;
В любой игре сразу устанавливаю. А комбинация WSAD, — для птичьих лапок.
hurtavy
22.07.2016 13:43Согласен, тем более, что F обычно помечена, чтоб указательным пальцем вслепую находить. Да и при ESDF больше клавишей в пределах досягаемости пальцев
VikLebedev
22.07.2016 13:48+4Использовал ESDF в ванильном WOW, чтобы больше кнопок иметь под бинды. Хотел даже перейти на RDFG, но бросил варкрафт раньше.
ragequit
22.07.2016 13:49+2Тут интереснее момент не с WASD, а с доп. клавишами типа приседа на CTRL. В определенный момент мои руки выросли и я понял, что уже как раньше наживать ребром ладони на CTRL чтобы присесть не получается, а в аркаде перемещать на него мизинец — теряется позиционирование безымянного пальца на А. Поэтому, внезапно для себя, перевел присяд на CAPS LOCK.
Кстати говоря, многие про-геймеры используют для приседания далеко не CTRL, а Q, а от свитча на предыдущее оружие вовсе отказываются (хотя для меня тяжело, во всяком случае при игре на AWP или Scout). Также некоторые перебрасывают релоад c R на E, чтобы опять таки было ближе. Некоторые приседают на F. Короче, из многих конфигов про-ксеров я CTRL вроде не встречал.
IgeNiaI
22.07.2016 17:32+1Я во всех шутерах использую SHIFT для приседания, а ходьбу перемещаю на CTRL.
А ускорение/быстрый бег всегда ставлю на B, он всегда под большим пальцем и можно легко прыгать во время бега.
Lure
22.07.2016 14:01+3Интересно какой процент играет с инвертированной осью Y для мыши. Я к этому пришёл с самого начала знакомства с 3d шутерами, так как удобнее ассоциировать с движением головы. Голову двигаем вперёд — взгляд опускается вниз. Назад — глаза смотрят вверх. Помню как пытался убедить в этом друзей, но большинство не соглашалось и играло без инверта.
TimsTims
22.07.2016 14:27+7Все очень просто:
когда вам нужно тыкнуть по кнопке на экране(например по вкладке в браузере), то вам нужно переместить курсор мыши наверх.
когда вы видете противника в игре, и он оказался где-то выше вас, то вам аналогично заточенным привычным действиям нужно просто переставить виртуальный курсор так-же выше-вверх. Переучиваться не надо, поэтому это и считается более логичным действием — как люди привыкли работать на компьютере, так пусть будет и в играх.Lure
22.07.2016 14:38Это да, но одно дело — управлять курсором на 2d поверхности, а другое дело — управлять поворотами и наклонами персонажа в 3d мире. Впрочем, я не хочу возвращаться к холивару 1998 года, да и не знаю сейчас почему тогда мне было важно донести до других своё виденье этого.
IronKaktus
22.07.2016 16:22+4А у меня все двойственно, в шутерах с инверсией играть не могу (пытался), а вот если в игре нужно летать на самолетах используя мышь, то наоборот без инверсии не могу.
TimsTims
23.07.2016 01:30А разницы 2d и 3d нет, т.к. когда вы видете противника, то вы рефлекторно дёргаете мышь на то расстояние, которое считаете нужным и стреляете. Вы не пересчитывает каждый раз в уме: *сколько еще мне надо двигать мышью, чтобы навестись*. Вместо этого вы 1 раз дёрнули на расстояние, которое считаете нужным и ждете, пока противник окажется в прицеле.
Mad__Max
23.07.2016 02:39А теперь представьте что в обычной 2д работе мышью сроллите текст или большую картинку(больше экрана или размера открытого окна) — зажимаете кнопку мышки и тащите «полотно» двигая его вверх(и мышка тоже вверх — т.е «от себя») и «прицел» (точка изображения/текста в которою направлен взгляд) при этом смещается наоборот вниз. Вот она откуда инверсия взялась.
Так что инвертированная мышь для 3д игр от 1го лица даже более естественна. Потому что в них как раз обычно нет никакого курсора (кроме разве что меню или встроенных мини игр/квестовых элементов) двигающего по неподвижному фону как в 2д работе.
А зато есть прицел (курсор) который обычно постоянно направлен куда-то около центра экрана (и туда же взгляд игрока), а вместо перемещения курсора по картинке сдвигается сама картинка/мир (окно в этот мир) под неподвижным курсором.
А вот в какой-нибудь стратегии/квесте/рпг от 3го лица — там естественно и удобно прямое управление как в обычной работе.
P.S.
Привукнуть/научиться нужно только один раз. Изначально всегда играл с инверсией — и как раз этому учиться было не нужно, как только появилось в 3д играх управление по вертикали, так сразу и начал играть с инверсий — это было удобно и естественно.
Вот как раз играть с прямой пришлось учиться/адаприроваться — когда попалась первая игра в которой в принципе не было инверсии.
С тех пор особо без разницы — оба варианта одинаково удобны. И при переключении с одного варианта уходит минут 5 чтобы привыкнуть: первые 1-2 минуты сильно тупишь, потом еще 2-4 минуты уже нормальное управление, но ощущение что «что-то не так». А после уже даже не замечаешь разницы — из области сознания это уходит куда-то на уровень рефлексов. И скорость/точность не зависит от варианта.
KoMaTo3
22.07.2016 14:29Играл так с год ради спортивного интереса в Q3 и довольно успешно, потом обратно переучился, профита не увидел кроме как «смотрите как я умею» (:
Free_ze
22.07.2016 14:37Это лишь потому, что глаза вынесены перед «осью» позвоночника? Голова у меня никуда не смещается) Кажется, управление прицелом аналогично курсору будет логичнее. Особенно это показательно в WT или WOT, где «прицел» запаздывает за «курсором». То есть мы направляем взгляд альтер эго, а не управляем головой.
anandr
22.07.2016 15:53+1В самом начале в 2Д и 3Д игры играл и с инвертированной мышью и нет, но потом пришел Descent и управление в стиле самолета (руль/мышь на себя — нос вверх) взяло верх и в шутерах. При этом переключение с десктопного управления курсором мышью на игровое/самолетное происходит моментально, чем немало удивляю друзей и до сих пор.
perfect_genius
23.07.2016 08:24Т.е. вы ассоциировали мышь с макушкой головы или штурвалом самолёта. Мы-же ассоциируем поверхность для мыши как поле обзора для лица.
Quickie
25.07.2016 06:20Насчет процента с инверсией не скажу, но предположу, что меньше половины всех игроков, если судить по моему былому игровому окружению. Мне же в шутерах не пришлось выбирать – только инверсия по Y. Координация уже крепко была отработана на авиасимуляторах, с которых пересаживался на шутеры, а там, сами понимаете, дело в работе со штурвалом.
Но! Возникают проблемы, когда вид становится не FPV, а сзади персонажа. В зависимости от игры приходится привыкать и идти на компромиссы, ибо дико неудобно на первых порах.
OldFisher
22.07.2016 14:01Предпочитаю DESF: вперёд двигаться доводится намного чаще, чем назад, и палец на D лежит лучше, чем на E.
DarkMax
22.07.2016 14:08+6На спектруме когда-то было почти дефолтным QAOP.
algot
22.07.2016 16:23В автогонках, до массового прихода рулей удобно было использовать ZX вместо стрелок. Пальцы не пересекаются между собой и оси вперед-назад/влево-вправо разнесены нормально.
algot
22.07.2016 17:10В предыдущем комментарии съелись знаки «больше/меньше»
Правильно читать так «В автогонках, до массового прихода рулей удобно было использовать ZX и „<“ „>“ вместо стрелок.»
Flying
22.07.2016 20:53+167890 4ever! :)
Rudmz
23.07.2016 10:21Sinclair II рулит! :) У меня был клон «Спектрума» — ижевский «Компаньон-2», с отдельными курсорными кнопками, как на PC (которые на классическом «спекки» были 5678). В целом, большой сложности с управлением в отсутствии мыши тогда и не было. QAOP+space, 67890, 12345, 5678, SXMN (Elite), но сейчас в эмуляторах предпочитаю как раз 67890 :)
А вообще, статья является лишь красивой сказкой про «легендарных предтечей». Просто физиологически положив пальцы левой и правой руки на клавиатуру, нащупываются кнопки слева: Caps, Space, WASD; справа: «курсор», shift, ctrl. Но для правшей мышка вторую комбинацию исключает. А WASD от XASD отличается как раз длиной среднего пальца :)
Для игр без мыши на PC вполне себе использовались: 2468 (пада), home-del-end-p.down, IJKL.
tormozedison
23.07.2016 00:29Помню, на Спектруме так привык к этому QAOP, что когда у меня появился первый PC, я ещё долго по инерции пользовался этим сочетанием и там, и считал неудобными игры, где переназначение клавиш не предусмотрено.
yul
22.07.2016 14:19Если не WASD, то что?
Я бы предпочел Logitech G13, только чтобы аналоговый джойстик мог работать как аналоговый, а не тупо мапиться на wasd/стрелки. Боюсь, такая система может работать только как двойное устройство геймпад+клавиатура, а во многих играх их нельзя использовать одновременно.perfect_genius
23.07.2016 08:27А вот Valve со своим гейбпадом как-то решили эту проблему, спецдрайверами наверно.
Действительно, после всего диапазона свободы стика клавиатура нереально ограничивает.
yorick_kiev_ua
22.07.2016 14:23Какая эпическая история, с завзкой, кульминацеие и драмматическим финалом, угу.
>Он ли придумал эту схему? Возможно, нет.
Лично я «придумал» эту схему когда стал играть в Descent. Что-то мне подсказывает, что подавляющее большинство народу тоже дошло до неё самостоятельно, потому что во-первых она ну абсолютно очевидна, а во-вторых тогда никаких интернетов не было, и каждый изобретал колесо сам.
Enam
22.07.2016 14:24Я перенастраиваю движение на ASD-Alt. Так пальцам ближе к Ctrl, Shift и пробел. Одновременно двигаться назад и прыгать приходится не часто, но совершать резкие манёвры всё ещё можно (палец всегда на клавише назад).
qwertyk06
22.07.2016 14:37Зависит от игры :).
Например КС (играл, бросил, но если вдруг, то буду играть): стрелки, всё уже давно настроено и привычно — оружие на доп цифровой клавиатуре (плюс часть сдублирована на мышке). Часть действий на Delete-page down, часть на шифте и тех что рядом. (из-за этого кстати выбор клавиатуры немного осложнился, нужно было определённое расположение кнопок около ентера, не самое популярное).
Aion (ммрог) вначале стандарный WASD, потом ESDF — нужно было больше клавиш.
Follaut 4 WASD, просто лень было что-то менять, хотя потом и пришлось. (но WASD остался).
В общем если есть выбор и доп клавиш немного выберу стрелки, если нет выбора и ненадолго васд вполне сгодится, а если собираюсь играть долго, вначале стандарт а потом настрою своё, а может сразу своё.
Cutegirl
22.07.2016 14:38Не понимаю, как можно в быстрых шутерах с большим кол-вом оружия(quake, UT, DOOM 2016) играть с WASD. Всю жизнь ставил ESDF и биндил оружие на кнопки вокруг, иначе нормально переключаться не получается: колесом медленно, а до цифр далеко тянуться.
IgeNiaI
22.07.2016 17:37Я в Unreal Tournament все оружие, что использует цифры от 6 и выше, переназначил на R, F, V, T. Оно еще и самое используемое в моем арсенале.
Sunny-s
22.07.2016 14:56А я играл в квейк и играю в шутеры до сих пор на стрелках. Причем, бег вперед — правая кнопка мыши, а подпрыгнуть — стрелка вверх.
perfect_genius
23.07.2016 08:29Может есть возможность включить бег всегда включённым? Тогда надо будет нажимать, чтобы стоять.
BillFainder
22.07.2016 15:36Опрос не универсален. Он навязывает хоть и меньшинством, но все же ненавистную комбинацию. Я амбидекстр и мне удобнее играть стрелками. Перенастройка управления сама по себе не зло. Тонны гнева вызывают авторы игр, запрещающие назначать действия на малую цифровую клавиатуру
TimsTims
22.07.2016 15:37> если вы левша, то смещение управления с обычных стрелок, расположенных справа, на левую часть клавиатуры теряет смысл.
> вероятно, что вы используете стрелки и окружающие их клавиши для управления персонажем в игре.
Знаю одного человека, он правша(!) но когда он был еще мальцом, его учил играть в стрелялки левша, держа мышку в левой руки. И этот человек после этого приходя в компьютерные клубы переставлял мышку слева от клавиатуры, держал её в левой руке и неплохо так шмалял. При этом вполне успешно использовал WASD, так-что это не панацея отказываться от WASD левшам.
А еще друг на про-уровне тренировал Quake 3, так он перешел на ESDF, чтобы освободить кнопки QWA под быструю смену оружия, от кнопки SPACE отказался вообще, т.к. прыжок поменял на MOUSE2 (вся игра Quake3 построена вокруг постоянных прыжков-распрыжки), поэтому мы вполне могли бы сейчас играть на WASD, приседать на какой-нибудь аналогично стоящий Z итд.
GennPen
22.07.2016 15:47Если не WASD, то скорее всего ESDF, можно даже RDFG, но есть некоторые моменты.
— ESDF и RDFG имеют доп. кнопки под мизинец (QAZ и WSX), это очень полезно, когда играете в какую нть MMORPG (например в WoW) где лишняя кнопка под пальцем не повредит.
— RDFG имеет минус на ноутах, ладошкой может случайно нажиматься тачпад.
… остальное — дело привычки.Sovent
22.07.2016 18:38+1В WASD так же есть клавиши под мизинец: Tab, Caps Lock и Shift, причём функционально более полноценные. Традиционно Tab отвечает за смену чего-либо: вкладок, видов, выделения на контролах в браузере. Caps Lock переключает режимы функционирования, а Shift подходит для альтернативных реакций на обычные действия. В шутерах Tab может переключать оружие, показывать карту, в гонках может показывать доску лидеров, в MMORPG менять цели. Включенный CapsLock может быть аналогом зажатого Shift, а может отвечать за что-то другое, например, в MMORPG Shift даёт тебе дополнительную панель скиллов под рукой, а Caps может отвечать за бег или банально за размер текста в чате.
Конечно, QAZ тоже можно таким же образом настроить, но это хуже коррелирует с UX. Так что альтернатива WASD — только игровой контроллер, на мой взгляд.
saboteur_kiev
22.07.2016 15:50+1«Но в Doom в мыши не было смысла, потому что смотреть вверх и вниз не было необходимостью.»
Поэтому именно в DOOM гражданин Фонг пересел на мышь и WASD, чтобы выигрывать.
Во временя DOOM мышь уже была, просто она мало использовалась, поскольку DOS и вообще не на каждом компьютере ее использовали. Но именно во времена DOOM2 была «великая война» клавишников и мышистов, которые спорили что круче — мышь или тройные комбинации.
Нужно еще не забывать качество шариковых мышек тогда и качество клавиатур тогда (а клавы были хорошие), и отсутствие у людей навыков работы с мышкой.
Но примерно через год обсуждений и игр, было ясно, что хороший клавишник проиграет хорошему мышисту из-за бОльшей скорости и точности позиционирования.IgeNiaI
22.07.2016 17:43В детстве часто играл в Serious Sam с друзьями, вчетвером на одном компьютере (извращенцы!). Один друг на обычном WASD и с мышкой, другой друг на стрелках и цифровой клавиатуре, сестра на авиационном джойстике (ее все устраивало).
Себе я настроил IJKL и все кнопки по соседству, в итоге играл одной рукой. Я был еще тот задрот (ничего не изменилось), и уделывал друга с мышкой, хотя шли по счету очень близко.Mercury13
23.07.2016 02:01А я играл на джойстике в NFS5. Просто потому, что попался чей-то джойстик, а ничего другого не было. Гашетка — газ, на себя — тормоз.
General_Failure
25.07.2016 06:59Я на джойстике играл в полный привод (первый, который на уазиках), правда это не так давно было
Местами на клаве вообще никак не мог — нужно было потихоньку подгазовывать или подтормаживать, т.е. без аналогового контроллера трудно
Правда гашетку я использовал только для руления
Газ-тормоз назначил на другую ручку, которая в авиасимах видимо для контроля тяги используется
Mad__Max
23.07.2016 02:53+1Клавишников тогда еще массово называли/дразнили трактористами или (реже) танкистами.
Точно уже не помню откуда пошло, но видимо из-за аналогий что их стиль управления персонажем был такой тормозной и грубый по сравнению с мышкой, что напоминал управление гусеничным трактором (у которого вместо руля 2 рычага — для поворота вправо и влево соотвественно) по сравнению с автомобилем с рулем.
TerroMin
22.07.2016 16:22К сожалению нет моего варианта в голосовалке, всегда использовал калькуляторную клавиатуру в шутерах. Не понимаю почему игроки её не используют — клавиши удобно расположены, без перекоса. Все 17 клавиш нажимаются четырьмя пальцами, плюс на мизинце PgDwn, PgUp
BDI
22.07.2016 16:23Раньше использовал дополнительный цифровой блок(наверное ещё с дюк нюкем 3Д пошло, но не позже первого квейка перешел на такую раскладку): 1-2-3-5 движение(1-6 если и повороты, и стрейфы нужны), всё что вокруг — оружие, или дополнительные функции(вроде приседаний, использования предметов — прыжок всегда на мышке). Итого, помимо перемещения, на цифровом блоке есть ещё 10 кнопок. В большинстве игр хватало(особенно в «дэльте»). Плюс мизинцем можно задействовать штатные курсоры(а это ещё 3-4 кнопки, зависимости от длины и гибкости мизинца :). Частично(или полностью) можно задействовать и блок Ins-PgDn. Правда в случае правши(левая рука на клаве) на столе нужно было место чтобы для того чтобы удобно расположить клавиатуру(при WASD это не так существенно), не всегда получалось его выделить. Но на WASD мне было неудобно смещение рядов на пол клавиши, как ни крутил клаву, но пальцы начинали уставать… Плюс не было удобного «упора-метки» чтобы быстро вернуть руку на управление если пришлось убрать её с клавиатуры(на цифровом блоке таких упоров достаточно чтобы быстро спозиционировать руку в слепую).
Сейчас использую игровой блок, напоминает цифровой, но «дополнительные» клавиши в основном справа, а не слева как привык — зато места на столе занимает не много, и можно подвинуть так чтобы руки лежали свободно.TerroMin
22.07.2016 16:58+1У меня движение 7895, так рука лежит естественнее и под большим пальцем Enter и Del для прыжка и приседания. Верхние кнопки для часто используемого оружия.
LifeKILLED
22.07.2016 16:32-1В 1981 году вышла Hovertank 3D, один из первых 3D-шутеров. Только играли в нём не за человека, а за танк, который спасает заложников и убивает монстров в лабиринте. Её разработала компания id Software.
Спустя 12 лет id Software выпускает Doom, одну из самых значимых игр среди шутеров от первого лица. У вас тоже в голове заиграла эта музыка? Уверен, большинство из вас знают эту игру не по наслышке.
После этих слов как-то даже читать статью расхотелось :(
Как выше уже было упомянуто, в Doom в мыши не было необходимости. Достаточно было стрелок и клавиш для стрельбы и смены оружия. Мышь появилась позже.
Не появилась, наверное, а использование мыши в шутерах стало популярным…
KindDragon
22.07.2016 17:11+1Если не WASD, то что?
Забыли про NumPad. Есть люди которые на нем играют
galaxy
22.07.2016 17:30В 1981 году вышла Hovertank 3D, один из первых 3D-шутеров
в 1991
Спустя 12 лет
ну вы поняли…
yumka
22.07.2016 17:44+1По идее для левши должно быть удобно PL:"
Нет ли левшей, которые могут рассказать об их штатном сочетании?staticlab
22.07.2016 22:46WASD, мышка в правой :P
IgeNiaI
25.07.2016 18:52Значит, вы не 100% левша. Впрочем, таких людей очень мало, как и 100% правшей. Я вот правша, но на велосипеде ведущая рука — левая.
saboteur_kiev
26.07.2016 03:35Не бывает 100% левшей. Есть определенные задачи, которые человек просто ПРИВЫКАЕТ делать конкретной рукой.
Например взять игру на гитаре. Какой бы ты не был левша, но если ты научился одной рукой перебирать струны, а другой зажимать лады, то поменяв руки местами, твоя левая рука не сможет делать то, что УЖЕ научилась правая.
Ведущая рука — просто по умолчанию в ней была чуть лучше развита моторика, и в первую очередь новую задачу тебе удобнее делать более развитой рукой. Но если потратить совсем немного времени для обучения, правая рука будет изученную задачу выполнять хорошо.
aelimill
22.07.2016 20:31+1Когда играл в Ragnarok Online использовал GFTH, так как для тамошнего battle mode было необходимо использование всех доступных кнопок, особенно для гильдийных войн.
u1789
22.07.2016 22:46Люди использующие стрелки, как вы переключаете предметы/оружие, используете предметы, заглядываете за угол? При использовании wasd всё в пределах досягаемости: цифры, e/f, q/e. Но при использовании стрелок подходящих кнопок рядом нет, кмк.
kamiel
23.07.2016 10:21потому стрелками никто и не пользуется)
u1789
23.07.2016 11:07Судя по опросу, большинство не пользующихся wasd используют стрелки. Да и в статье говориться, что левши предпочитают «стрелки и окружающие их клавиши для управления персонажем в игре».
kamiel
23.07.2016 19:36Возможно имеются в виду «стрелки на доп. клавиатуре, которая включается NumLock». Я начинал, как и автор статьи, со стрелок. При этом кнопки Home, PgUp и PgDown использовались для обзора, "+" для зума снайперки, нолик для аптечек, точка для гранат. Второй рукой цифрами переключалось оружие и все остальные действия. Всяких хитрых укрытий и выглядываний из-за углов в то время еще не было.
Но когда появилась мыша, пришлось одну руку убрать с клавиатуры. А вторая естественно переместилась в WASD. Т.к. цифрами переключается оружие, то со всех других позиций тянуться слишком далеко!
Mercury13
23.07.2016 02:06Хорошо, добавлю свою четвёрку. Точка с запятой, слэш, точка, апостроф. Служила в редакторе моей самодельной игры (не сохранившейся) для перехода между комнатами (кнопки-стрелки двигали курсор).
Игра писалась во времена DOS и мышь не поддерживала.
WhoresOnAHorse
23.07.2016 10:22А может кто-нибудь объяснить, раз такая пьянка. Почему очень многие про игроки, возьмем условный CS, держат клавиатуру под таким невероятным углом? Пример №1: cybersport.gg/wp-content/uploads/2016/03/clg-2.jpg. Пример №2 i1.ytimg.com/vi/HIm0NgfoDbQ/maxresdefault.jpg.
С одной стороны в этом есть логика, клавиатура под таким углом не мешает пользоваться мышкой на большом ковре, но при этом все удобство от wasd пропадает напрочь.EndUser
23.07.2016 15:27Лично меня угол WS сильно не устраивает — средний палец не может просто двигаться «вперёд-назад». Приходится средний двигать влево и блокировать мой же безымянный.
Наклон WS, конечно, чуть лучше, чем угол ES.
Но для меня наиболее эргономичным углом является DX. Кстати, мизинец до шифта тянуть здесь не требуется — он уже на шифте.
А вот если повернуть доску как на фото, то косяк с наклоном WS можно уже исправить.
Quickie
25.07.2016 06:44Если брать в рассмотрение не только большие ковры, то, возможно, дело в более удобной работе мизинцем без необходимости изгибать привычное положение кисти относительно предплечья, а может – и в просто удобстве положения кисти, чтобы дольше не ловить туннельный синдром или забивание мышц.
P.S. Помню, что при игре на коротких игровых клавиатурах (обрубках с чуть более, чем 50 клавишами), поворачивал их сильно, да.
DoctorStein
23.07.2016 10:22Моей любимой со времён Duke Nukem раскладки не увидел, делюсь: H -вперёд, Alt или Ctrl назад (смотря какая клавиатура), J/L стрейфы, I/K прыжок/присесть. Бросил использовать, когда перестал серьёзно относится к играм и стало лениво перенастраивать управление под каждую.
Alexeyslav
23.07.2016 11:07SEFX, неужели никто не использует?
u1789
23.07.2016 11:20Чем хороши ромбовидные комбинации?
В случае wasd расстоянии между w и s мало и средний палец можно быстро перемещать между ними.
А в sefx расстояние между e и x больше. Да и наживать sx менее удобно по сравнению с as. По крайней мере мне.Alexeyslav
23.07.2016 12:12зачем W на A мизинец хорошо лежит, и пальцы свободно расположены, ничего им не мешает.
В отличие от классики WASD — где пальцы в притирку друг к другу, и на S большой палец лежит ребром, очень неудобно в следствие чего использование нижних кнопок ZXC затруднено.u1789
23.07.2016 12:39> и на S большой палец лежит ребром
Большой палец на s — действительно не удобно. Попробуйте по другому ставить пальцы на wasd: http://imgur.com/a/6r6Zg
А как на sefx вы располагаете пальцы?Alexeyslav
23.07.2016 17:05У меня большой лежит на X и имеет лёгкий доступ к «Z» «C» «V» "|" и пробелу, если смирится с лёгким неудобством можно дотянутся до ALT.
Mabusius
23.07.2016 13:37Знаю только одного левшу, который держит мышку левой рукой, все остальные — правой.
Jogger
23.07.2016 15:57Поначалу WASD было довольно непривычно, привык к стрелкам. Поэтому даже бывало перенастраивал управление. Потом привык, стало удобно. Наверное, никакого особого удобства сама по себе WASD не несёт, просто за счёт того, что часто используется как настройки по-умолчанию — экономит время на перенастройку клавиатуры и при этом сохраняется привычка.
Sergey-S-Kovalev
23.07.2016 18:37ESDF — без вариантов.
Мизинец отвечает за Caps / LShift / LCtrl
Безымянный за Tab / Q / W / A / Z / 1 / 2 / 3
Средний за E и D
Указательный за R / T / Y / G / H / C / B / 4 / 5 / 6
Большой за Alt / Space
Итого 25 клавиш, исключено нажатие на Win, поскольку клавиша находится посреди ладони в слепой зоне (я видел кучу выдранных Win клавиш перед турнирами по ку2/3 у тех кто использует в WASD), на две (W / A) клавиши больше чем у WASD комбинации. Более естественное положение мизинца. При таком положении, удобно жать на шифт для прыжка, и большим пальцем на пробел, что бы двигаться пригнувшись, причем большой палец расположен на середине клавиши, что исключает заедание пробела (современные клавиатуры этим не грешат, но во времена шариковых мышей вообще нормальная ситуация)
И да, у меня относительно длинные пальцы :)
vovkasolovev
24.07.2016 03:33Использую AWER (мизинец на А).
Преимущества в шутерах:
1) не надо тратить драгоценные доли секунд на перестановку пальца, для резкого перхода от вперед к назад.
2) Пальцы ближе к оружию на 123456
3) Для биндов, возле каждого пальца, есть QSDF а также весь нижний ряд для большого пальца
4) Расслабленное положение кисти (вот бы ещё найти клавиатуру с кнопками раза в 1,3 больше обычных).
Rokstar
25.07.2016 10:22К сожалению не помню в какой игре (кажется Deus Ex), но была там раскладка по умолчанию ESDF движение вперед, влево, назад, вправо и AG это поворот налево, направо клавиши WR, наклон налево, направо. После Counter-Strike было очень непривычно.
riderkz
25.07.2016 10:28Я играю на олдскульном ctrl-alt (стрейф) A (прыжок) shift (назад) z (присяд) Rclick (вперед на мышке), кажется в дюке3д так было дефолтно?
A-Stahl
Есть люди ещё более упоротые, чем геймеры. Это vim`еры. И они (к счастью я увидел божественный QtCreator и забыл про вим как про страшный сон) используют HJKL.
JustRoo
Есть ещё вариант UHKM.
q1t
Почему сразу упоротые то :) просто клавиатура такая была… www.catonmat.net/images/why-vim-uses-hjkl/lsi-adm3a-full-keyboard.jpg
A-Stahl
>Почему сразу упоротые то
Потому что терминал, клавиатуру которого вы мне показываете, использовался в середине 70х.
Это как сделать электронный калькулятор с поворотной ручкой как у арифмометра.
Это… Это просто рафинированная упоротость.
ghostinushanka
Месье, вы мне льстите. «Рафинированная упоротость», это же надо такое было придумать. Теперь не могу отделаться от мысли — как же упоротость рафинируется, и сколько времени на это надо. :)
Vim-mod везде где только можно включен, хотя сам vim теперь занимаешь лишь меньшую часть рабочего времени.
jumpjet67
Мне, с полноразмерной клавиаторой очень даже нравится HJKL так как не нужно переносить руку на стрелки — она уже лежит на нужных клавишах, достаточно лишь перейти в режим просмотра.
LSDtrip
только вот во время печати пальцы лежат именно на JKL; и нажатия любой из кнопок HJKL не смещает позиции рук и других пальцев. У vim есть один маленький недостаток, выбивающийся из удобства коммандного интерфейса — эскейп далеко, а нужен он постоянно. Удобно биндить эскейп на кэпслок.
EmmGold
Да, только Emacs`еры упорно продолжают использовать Ctrl, хотя её место уже давно заменяет Caps Lock на клавиатуре, а Ctrl засунули в угол. Не каждый пианист сравнится с Emacs`ером ;)
vidyacat
>они используют HJKL
и педали. habrahabr.ru/post/232177