 В этой статье речь пойдет об услуге Облачная АТС от компании Билайн: что это такое, как работает система, каковы ее преимущества и недостатки.
 В этой статье речь пойдет об услуге Облачная АТС от компании Билайн: что это такое, как работает система, каковы ее преимущества и недостатки. С корпоративной телефонией Билайн я работаю уже на протяжении двух лет. Но облачная телефония — достаточно свежий продукт, и с ним я начал работать порядка двух месяцев назад, когда к нам обратился клиент — строительная компания. С его кейса я бы и хотел начать статью для лучшего понимания, что же такое Облачная АТС от Билайн.
Перед этой компанией остро стоял вопрос с телефонией: в офисе была установлена виртуальная АТС, однако большинство сотрудников практически постоянно находились на выездах и осуществляли свои рабочие звонки по сотовой связи. Соответственно контролировать работу подразделений руководству компании не представлялось возможным (в виду отсутствия записи телефонных звонков и сводной статистики по звонкам всех сотрудников).
Для этого клиента мы выбрали облачную АТС, которая стала решением большинства проблем. Компания приобрела один внешний многоканальный номер 8 (495)… и необходимое количество внутренних номеров, которые привязаны к многоканальному. Это были как стационарные, так и мобильные телефоны. Теперь все звонки, даже те, которые совершаются на выездах, фиксируются и записываются в облачной АТС. Это позволяет контролировать работу и принимать соответствующие решения на основании записей и статистики. Вопрос телефонии при переездах соответственно был снят по умолчанию.
Что такое Облачная АТС от Билайн
Итак, как видно из описанного выше кейса, Облачная АТС от Билайн — это виртуальная АТС, в которой подключение абонентов возможно через мобильные номера. Таким образом, облачная АТС включает в себя возможности и виртуальной АТС, и сотовой связи. Разница заключается лишь в том, что в обычной виртуальной АТС мы создаем необходимое количество виртуальных абонентов в личном кабинете на сайте провайдера, а в случае облачной АТС все абоненты подключаются через SIM-карты. То есть для начала работы в облачной АТС необходимо приобрести SIM-карты.
Как работает облачная АТС?
Рассмотрим механизм коммуникации в облачной АТС. На своем сайте и в других рекламных источниках компания указывает один номер, по которому будет звонить клиент — многоканальный номер. При входящем вызове голосовое меню направит клиента на нужный отдел. Звонки с общего многоканального номера автоматически направляются нужному специалисту на его мобильный телефон. Где бы ни находился сотрудник: в офисе или вне, он будет на связи. При исходящем вызове вместо внутреннего мобильного номера сотрудника будет подставлен многоканальный номер компании, который и “высветится” у клиента. Производится запись всех разговоров, о чем клиент автоматически предупреждается при снятии трубки. Все записи разговоров хранятся в облачном хранилище.
Тарифы Облачной АТС
Ценообразование в облачной АТС Билайн непростое. Назвать конкретную цифру, во сколько она может обойтись клиенту проблематично, так как конечная стоимость складывается из нескольких составляющих и их параметров. Рассмотрим подробнее эти составляющие:
Пакет услуг. Компания Билайн предоставляет 5 пакетов, позволяющих подключать разное количество номеров и имеющих разные наборы услуг (таких как голосовое меню, запись разговоров, количество участников конференции, виджеты и много других параметров).

Многоканальный номер. Вторая составляющая цены — это многоканальный номер — тот, к которому будет подключаться абонент и к которому будут привязаны другие номера компании. Номер может быть:
Прямой городской 8(495)… — такой номер предполагает ежемесячную абонентскую плату (500 рублей в месяц). Если же компания выбирает “красивый” номер (серебряный, золотой и т.п.), это предполагает единоразовый платеж, и его размер зависит от самого номера.
федеральный 8(9XX)… — такой номер предполагает ежемесячную оплату согласно выбранному тарифу. За “красивый” номер также, как и в случае с прямым номером, необходимо заплатить единоразово.
3. Номер абонента. Третья составляющая цены — это номера абонентов — это та самая “симка”, внутренний номер абонента, один из каналов многоканального номера. На каждом номере устанавливается тарифный план, абонентская плата которого может составлять от 300 до 3000 рублей в месяц. Услуга предоставляется авансом и оплачивается соответственно по истечении месяца.
Для разных номеров тарифные планы могут быть подобраны разные. Например, для руководителя, который общается по корпоративной связи не более 30 минут в день, и для сотрудника отдела продаж, который практически все время “на телефоне”, это могут быть разные тарифные планы.
Номер абонента можно использовать как с SIM-картой, так и в SIP-телефонии. То есть после покупки “симки” вы можете отложить ее и использовать только SIP-аккаунт: активировать номер в личном кабинете и получить доступ к IP-телефонии.
4. И последней составляющей цены являются различные платные подключаемые услуги внутри выбранного пакета. Как правило, это расширенные возможности в рамках уже имеющихся функций, например, дополнительное голосовое меню, дополнительные группы обзвона, дополнительные агенты и т.д. Амплитуда цен здесь достаточно широкая.
Для удобства восприятия информации по стоимости облачной АТС Билайн в таблице ниже представлены все предполагаемые расходы, связанные с ее приобретением и содержанием.
| Ежемесячная оплата | Единарозовая оплата | |
|---|---|---|
| Пакет облачной АТС | 50 — 4500 руб. | |
| Федеральный номер | 300-3000 руб.(согласно тарифному плану) | Предполагается при выборе «красивого» номера. Цена зависит от самого номера | 
| Прямой городской номер | 500 | Предполагается при выборе «красивого» номера. Цена зависит от самого номера | 
| Номера абонентов (цена указана за одного абонента) | 300-3000 руб.(согласно тарифному плану) | |
| Опции | от 35 руб | 
Тарифные опции Облачной АТС Билайн
Тарифных опций облачной АТС много, порядка 30: это и call-центр, и голосовое меню, и группы обзвона и много других — но я расскажу о тех, которые являются безусловным преимуществом системы и объединяют в себе функции виртуальной АТС и мобильной связи.
Групповой АОН
Функция Групповой АОН (Автоматический Определитель Номера) дает возможность для пользователей при исходящих звонках использовать в качестве АОНа общий номер компании (а также есть возможность для разных групп пользователей при исходящих звонках использовать в качестве АОНа разные номера).
Допустим, у компании есть внешний номер 8(495)… и есть номер мобильного телефона подключенного сотрудника. Когда сотрудник будет делать исходящий звонок, благодаря групповому АОНу, вызов определяется у клиента, которому звонят, как городской номер 8 (495)… — номер компании. То есть не находясь в офисе, сотрудник может совершать исходящий звонок с федерального как с городского.
Запись разговоров
Облачная АТС от Билайн предоставляет функцию записи и хранения входящих и исходящих вызовов. Эта функция подключается достаточно просто. Прослушать записи возможно в личном кабинете.
Облачное хранилище
Все записи разговоров и факсы хранятся в облачном хранилище. Что касается хранения записей, то здесь есть некоторые отличия от виртуальной АТС. Если у Манго, например, идет поминутная тарификация, то здесь идет тарификация за мегабайты. Каждый звонок — это определенный файл записи, и он занимает определенный объем в облачном хранилище. Чтобы вы понимали, 1 минута записи — это порядка 0,9 Мб (соответственно 10 минут — 9 Мб).
По умолчанию в каждый тариф включено только по 1 Гб памяти, которые быстро заканчиваются. За дополнительную плату можно подключить дополнительный объем, например, за 1000 руб в месяц 200 Гб — этого более чем достаточно. Чтобы не выходить за рамки тарифа, можно настроить удаление файлов по истечении определенного периода времени хранения.
API
API — одна из самых полезных функций, обеспечивающих прямую (без использования дополнительных систем, например, Asterisk) интеграцию телефонии с внешними системами. Система построена на базе программного продукта BroadWorks от компании BroadSoft, так что обладает всеми возможностями, которая дает эта система с точки интеграции. Сейчас телефонию среднего и крупного бизнеса сложно представить без интеграции с CRM-системой. В данном случае интеграция представлена на высшем уровне и реализует такие функции как:
- прикрепление ссылки на запись к карточке звонка (Portal API)
- отображение карточки звонящего в CRM-системе и прием звонка(Events Subscription)
- с2с (click to call) инициализация звонка из CRM (ActionsAPI)
Итак, API облачной АТС Билайн обладает широкими возможностями. К слову, только описание API занимает 455 страниц. Могу сказать из своего опыта, никаких проблем в процессе интеграции у нас не возникало, никаких нерабочих функций API не было обнаружено.

Заключение
Из плюсов системы выделю следующие:
- мобильные абоненты подключаются и контролируются в АТС
- есть возможность передавать данные с мобильных телефонов в CRM-систему
- для того, чтобы пользоваться связью достаточно GSM, не обязательно иметь интернет-связь для совершения и приема вызовов
- абоненты могут общаться по внутренней связи бесплатно, эта связь не тарифицируется
- интерфейс системы очень удобный и приятный, предоставляющий все необходимые настройки
- Качество связи не зависит от качества интернет канала до абонента
Недостатки у системы тоже имеются:
- самый большой минус, по моему мнению, — это то, что для добавления дополнительного абонента, нужно покупать дополнительную физическую SIM-карту.
- документация к API представлена только на английском языке и перегружена описанием функций, которыми вы, скорее всего, никогда не воспользуетесь
- к минусам безусловно относится и запутанное ценообразование
Услуга Облачная АТС от Билайн, по моему мнению, является оптимальным решением для компаний с мобильными рабочими местами, к тому же широчайшие возможности интеграции предоставляют возможность подключение к практическим любой CRM.
Комментарии (17)
 - korzunin09.09.2016 16:04- А не подскажете с кем можно по апи проконсультироваться? А то от билайновского менеджера уже 2 недели ответа добиться не можем.  - abyrvalg12.09.2016 06:50- Зря минусуете человека. Я месяц назад пытался потестировать их видеоконференции. Оставил заявку на сайте (вам ответят в течение 24 часов), через неделю перезвонила девочка, спросила что мне надо. Сказала, что сама помочь не может, передаст заявку в другое подразделение. Ещё через неделю перезвонил мальчик, ещё раз спросил, что мне надо. Потом устало ответил, что именно этой услугой он ни разу не занимался и обещал перезвонить. Через неделю перезвонил, спросил, актуально ли ещё? Естественно, нет. 
  - sguslya12.09.2016 12:11- Нас билайновский менеджер напрямую замкнул на разработчиков решения, они нам достаточно быстро помогли, описание API в тысячу страниц лично я открыл, и сразу же закрыл )  - korzunin12.09.2016 12:16- Ну с тем куском к которому описание на 500 страниц еще более менее понятно (хотя тоже есть несколько моментов по которым имеются вопросы), а вот по Portal API кроме wadl вообще никакой документации не видать.  - sguslya12.09.2016 17:37- Мы как раз споткнулись на другом, на подписке на события… 
 По Portal API наоборот мне показалось все достаточно просто, как я понял из WADL нужно получить список UserID для последующей работы с подписками на события по тому или иному UserID.
 Документации толковой нет, согласен, пришлось интуитивно прокапывать… - korzunin12.09.2016 20:42- С GET`ами я в принципе тоже понял чего делать… а вот чего слать в PUT, например для получения записей звонков, я не разобрался. 
 
 
 
 
 - 2dr09.09.2016 18:35+1- также я бы к недостаткам системы отнес ограниченную функциональность SIP-клиентов — отсутствия возможности переводить звонок (transfer) :(  - sguslya12.09.2016 12:00+1- Нет там такого недостатка… 
 Работает даже на мобилах трансфер,
 C SIP клиентами трансфер работает без проблем. - 2dr12.09.2016 12:39-1- Значит, сотрудники Билайне не в курсе, что это работает и где это работает, речь идет именно о функциональной клавише, а не кодах через * или #. Речь идет именно о софтовом SIP-клиенте. 
 При тестировании, так и не смогли получить вразумительный ответ в каком ПО работает кнопка «трансфер», пришлось отказаться от услуги.
 
 
 - erop09.09.2016 21:33+3- Наличие в посте со словом «Билайн» в названии тега «CRM-системы» вызывает легкую улыбку. Ибо вот цитата из письма, полученного от Билайна буквально вчера: 
 
 В ответ на Ваше письмо сообщаю, что для решения Вашего запроса необходимо указать номера Договоров, т.к. по электронному адресу поиск Договоров не производится.
 Также укажите контактный номер телефона, по которому можно с Вами связаться.
 
 Естественно, и email, и контактный телефон указывались во множественных письмах-заявлениях при заключении корпоративных договоров. То есть то, что прилетело к ним письмо с такого-то адреса, это вообще значения не имеет, ничего мы понять не можем, кто вы такой не знаем. И телефона вашего тоже. Хотя я уже лет как 10 клиент Билайна вообще и на мой email приходят счета.
 - rdin09.09.2016 22:08+1- Производится запись всех разговоров, о чем клиент автоматически предупреждается при снятии трубки 
 Страшный колхоз.
 - Номер абонента можно использовать как с SIM-картой, так и в SIP-телефонии. То есть после покупки “симки” вы можете отложить ее и использовать только SIP-аккаунт: активировать номер в личном кабинете и получить доступ к IP-телефонии. 
 
 Использовать SIP и SIM-карту параллельно, как я понял, нельзя?
 - Итак, API облачной АТС Билайн обладает широкими возможностями. К слову, только описание API занимает 455 страниц. Могу сказать из своего опыта, никаких проблем в процессе интеграции у нас не возникало, никаких нерабочих функций API не было обнаружено. 
 Это из КВН?:) 3 функции расписаны на 455 страницах? Осталось понять — зачем.
 - документация к API представлена только на английском языке и перегружена описанием функций, которыми вы, скорее всего, никогда не воспользуетесь А, ну понятно. А сами говорите, что проблем не будет, быстро и легко.:) Главное, что не описан сам кейс, поэтому либо обзор необъективен (нет опыта использования) либо писался чисто для рекламы.
 - является оптимальным решением 
 Чтобы это понять, нужно сделать сравнение с альтернативами, у вас этого нет. На Хабре были статьи про те же Мегафон, Гравител, AltegroCloud, Sipuni, Hive, Телфин, Ringcloud. Интересно будет еще проверить, что есть в МТС и Теле2. Сделайте обзор про них для чистоты эксперимента. Забегая вперед, многие из них сильно круче предложения желто-черных. - Salmar09.09.2016 22:15+2- Согласен. Был бы очень благодарен сравнительному обзору возможностей Билайн-МТС-Мегафон. Как раз выбираем решение под виртуальную АТС. 
 
 - VGusev200709.09.2016 22:10+1- А что с корпоративной телефонной книгой..? Как её шарить между всеми участниками Биллайн домена? 
 - sguslya11.09.2016 19:27+1- Подключали небольшое агентство недвижимости, чуть менее 30 сим/sip карт. 
 API имеет весьма неудобоваримое описание, но по факту разобраться можно.
 Однозначно не twillio.com, тут пчелам придется еще долго работать.
 В остальном шикарный продукт, недостатков, лично я не нашел.
 
           
 

Analitik_Telecom
Каким краем это к CRM, кроме того, что есть возможность передавать данные? Чтобы рейтинг в хабе не терять?