
Накипело — в очередной раз после пятого собеседования за день, в порыве эмоций, я решила об этом написать. Думаю, что эта статья будет полезна тем, кто руководит службами технической поддержки в ИТ-компаниях, тем кто собирается туда на работу или по каким-то причинам оттуда уже ушёл. Прошу заметить, что это лишь моя предвзятая оценка, и вы смело можете со мной не согласиться.
Лично для себя я выделила 4 основных категории кандидатов, с которыми у нас состоялось общение.
Тихоня

Что делать: действуйте не спеша, используйте короткие фразы, обязательно смотрите в глаза и по возможности улыбайтесь. Обсудите отвлеченные темы — кто в какую игру играет или что «солнце сегодня особенно яркое”. При принятии решения помните, что это может быть трудолюбивый и исполнительный сотрудник, но сам проявлять инициативу он не будет. Если вы согласны “нянчиться” с ним изо дня в день — это ваш вариант.
Самовлюбленный глупец

Что делать: если знаете, что легко собьёте спесь и поменяете его образ мышления — он ваш. Имейте в виду, что с кандидатом данной категории собеседование идет “в обе стороны” — не только вы его собеседуете, но и он вас. Поэтому при первой встрече важно показать, что вы профессионал своего дела и уважаете его мнение. Не вступайте в споры, никак не реагируйте на его фразы о родственниках — словом, будьте вежливы и холодны. Задавайте чёткие вопросы и требуйте чёткие ответы. На все вопросы кандидата отвечайте кратко и с уверенностью.
Продажник

Что делать: с продажниками бороться просто — сразу давайте им задачки на логику — вы поймете, так ли он на самом деле хорош и есть ли у него технические знания помимо навыков общения. Покажите, что вы тоже не промах и можете поддержать любую беседу. Побольше улыбайтесь, а при рассказе о компании упомяните незначительные, но интересные мелочи, которые невозможно узнать, не поработав с вами, например, что по понедельникам в 6.02 утра у вас минутка ворчания, а на кухне на восьмом по пятницам играет Billie Holiday. Кандидат оценит креативный подход и в ответ расскажет вам самое интересное о себе.
Адекватный парень

Что делать: он — адекватный, этим всё сказано. Но вы же не друга себе ищете, а сотрудника, поэтому доставайте задачи и интересуйтесь опытом работы — всё по списку. Держитесь естественно, не ликуйте раньше времени и не обещайте ничего, поддавшись порыву.

Классификация слишком субъективная, а описание утрированное. Бывают смешанные типы, а бывает так, что на первом собеседовании перед вами тихоня, а на втором — адекватный парень. На собеседованиях ведь все нервничают и ведут себя непредсказуемо. Работать можно со всеми, главное, найти подход. И тогда, за определенный срок времени вы наберете команду мечты, в которой каждый сотрудник будет примерять на себя все четыре роли — в зависимости от ситуации и от клиента на телефоне.
Комментарии (17)
viacheslav77
15.09.2016 13:10+2С другой стороны несколько странно выглядят попытки выяснить квалификацию человека в какой то узкой специальности путем построения его психологического портрета сотрудниками, не разбирающимися в это специальности. Удачные собеседования проводили специалисты, буквально несколько специфичных вопросов и уже примерно понятно. Самое короткое собеседование на моей практике содержало буквально пару вопросов где учился и в какой кружок ходил.
FractalizeR
15.09.2016 14:20С другой стороны несколько странно выглядят попытки выяснить квалификацию человека в какой то узкой специальности путем построения его психологического портрета сотрудниками, не разбирающимися в это специальности
Так ведь не профпригодность выясняли (я так понимаю, статью написал HR), а психологическую совместимость с коллективом. А кроме того, искали стратегию дальнейшего разговора, который уже будет технический специалист проводить.
viacheslav77
15.09.2016 15:55+1Из текста это очевидно, однако статья начата с
есть чётко сформулированные требования и метрики, список навыков и умений. Казалось бы, что для этого нужно? Просматривай резюме и беседуй с подходящими кандидатами. Но на деле всё оказывается по-другому.
. А так есть риск набрать психологически совместимых бездарей )) Хотя для простого суппорта гениев навряд ли надо.
dyogurt
15.09.2016 15:56+1Было дело пришел я так на собеседование, а HR был новичок в компании и не смогла толком рассказать об оборудовании своей компании, даже названия, пришлось забросать ее вопросами о том, почему вы здесь работаете? Какие плюсы вашей работы, вы видите сейчас по сравнению с предыдущей!?!)
FractalizeR
15.09.2016 18:15Дайте угадаю, вас не взяли? :)
dyogurt
15.09.2016 23:20Я работаю и пришел к ним просто пообщаться)))
И слишком сильно завысил цену… Но то что они предложили тоже было неплохо)…
Но я не готов был что-то менять сейчас....))
falsebyte
15.09.2016 18:54Было бы интересно прочитать о Вашем опыте общения с неадекватными кандидатами :)
bagiroff777
15.09.2016 22:05Описали всю нашу команду)
Да, мы психологически несовместимы и часто спорим, но в споре рождается истина, имхо.
viacheslav77
16.09.2016 03:50одно дело набирать людей на несложную работу, которой можно научить каждого, по психологическим качествам и другое дело набирать квалифицированных специалистов. Особенно, если специалист понимает свою значимость.
SmartVolk
16.09.2016 08:37Статья интересная, но чистая теория для работников кадровых служб. Практически в технической поддержке работает молодёжь студенческого возраста в качестве подработки. Ну какой тут может быть профессионализм как в сфере коммуникаций «человек — человек», так и сугубо технический. Точно могу сказать про поддержку клиентов в МТС, Сумма-Телеком, Ростелеком. Ни ухом ни рылом. И очень часто — полное, плохо скрываемое презрение к юзеру. Даже такая солидная компания как ESET, антивирусом которого я пользуюсь уже лет шесть, не имеет в России адекватную поддержку. Я испытал это на себе, и мне даже пришлось обращаться непосредственно в техподдержку на словацком сайте компании. Нужно отдать им должное: хоть они и заметили, что их политика оказания помощи клиентам основана на региональных центрах, но не послали меня подальше. И пообещали разобраться, почему в Москве так плохо с помощью по их продукту. Я дважды (!!) обращался непосредственно к ним. Потому что поддержка в России ни на что не годится. А сейчас, в разгар экономического кризиса, не приходится надеяться на качественную поддержку в любой (ну, почти любой) компании. Причина проста — никто не хочет им платить достойную зарплату. Например, МТС в вакансии (которая никогда не закрыта) работника техподдержки предлагает зарплату 25 тысяч (в среднем). В реальности, с учётом отработанного времени (если это подработка, а они охотно таких берут) сумма будет меньше. Так что статья, на мой взгляд, к российским работодателям имеет очень мало отношения. Чистая теория. Витания в облаках.
Andrey_Volk
Я бы такого послал куда-нибудь подальше. Без попыток сбить спесь и облагоразумить.
vc54
Та неее… Сходу кажется, что перед вами профессионал, но с такого сбить спесь – раз плюнуть. Он почти сразу начнет косячить, также, как все остальные. Вы поймете, что он обычный, а дальше дело техники.
Самое интересное, что такие действительно уважают и слушают профессионалов. Но надо доказать ему про себя, это да.