В прошедшие выходные в РКК «Энергия» состоялся первый в истории предприятия десант астрономов, блогеров и популяризаторов космонавтики. Полтора десятка человек из Москвы, Питера и Уфы посетили два музея, в которых хранятся легендарные экспонаты нашей космической истории. Эти музеи не являются закрытыми, но находятся на режимной территории, и в них несколько сложнее попасть. Каждый из высадившейся группы мог бы сам провести экскурсию, и, уверен, еще несколько отчетов вы скоро увидите. Но каждый ее провел бы по-своему. Приглашаю посмотреть мой вариант.

Несерьезное вступление




Проходная завода №88, НИИ-88, ОКБ-1, ЦКБЭМ, а теперь — РКК «Энергия». День космонавтики — это праздник, который всегда с тобой. Кстати, это фото ракеты — лучшее, что можно получить без квадрокоптера. На территории предприятия фотографировать запрещено, так что фотографии будут только извне и внутри музеев.



Постмодерн — фотографировать фотографирующего. Сразу видно, насколько мы взрослые и серьезные люди. Ничуть не удивительно, что, увидев толпу хипстеров, вахтер нам строго указывает: «На территории не фотографировать! Покемонов не ловить!».

Первый музей


Первый музей носит немного странное название — «Центр развития и подготовки кадров». Но оно становится более понятным, когда мы узнаем, что сюда регулярно привозят школьников. Это огромный ангар, в котором стоят ракеты, космические корабли и орбитальные станции.



По ссылке интерактивная панорама ангара.

Экскурсоводом выступает Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе, легендарный человек, который стал четвертым руководителем РКК «Энергия» после Королева, Мишина и Глушко и работал им с 1977 по 1991 год. Здесь он показывает свою первую работу как конструктора — рулевые двигатели для ракеты Р-7. По его рассказам Глушко отказался делать поворачивающиеся камеры сгорания из-за проблем с подачей компонентов по оси вращения, и Сергей Павлович Королев передал эту задачу молодым конструкторам, в число которых входил Вахтанг Дмитриевич.



Территория, на которой мы стоим, в 40-х годах принадлежала артиллерийскому заводу №88, поэтому начало экспозиции — пушки. Это — ЗИС-2 и ЗИС-3, разработанные на соседнем заводе Грабина, который в конце 50-х также передали Королеву.



У стены ангара стоят первые советские баллистические ракеты.



Интерактивная панорама.

Крайняя слева, в разрезе — Фау-2, собранная из трофейных немецких деталей. Трофеев хватило на несколько ракет, их запустили в 1946 году, а одну превратили в учебное пособие. Этот самый металл видел и заключенных завода «Миттельверке», и сорокалетнего Королева, и молодых конструкторов, которые сейчас уже седые. Жаль, что он не может говорить.



За Фау-2 идут Р-2 (улучшенный вариант адаптированной к советскому производству Фау-2 — Р-1, дальность 550 км), Р-5 (дальность уже 1200 км), Р-5М, Р-9А (дальность до 16 000 км, самая высокая), ГР-1 (должна была выводить боеголовку на орбиту и не имела ограничения по дальности, разобрана на две части — первая и четвертая справа) и твердотопливные ракеты РТ-1 и РТ-2.



Рядом с ракетами стоят двигатели и разгонные блоки. Вот Блок Е, благодаря которому грузоподъемность ракеты Р-7 выросла с 1300 до 4500 кг, а СССР смог отправить станции к Луне и запустить в космос человека.



Двигатель 11Д58М, который стоит на разгонном блоке ДМ (на заднем плане).



Двигательная установка «Бурана»



Старые планы на будущее. Лет десять назад стенд был вполне актуален. Впрочем, ракета размерности «Зенита» упорно появляется в планах из-за своей потенциальной пользы, сейчас, например, как «Феникс» и «Сункар».



После ракет стоят космические корабли.

Панорама участка зала

«Восток», почему-то только с половиной агрегатного отсека



Лунный модуль ЛК



В кабине пустовато — она не с полным комплектом оборудования. Крышка с надписью смотрится немного наивно…



Вид на зал с противоположной стороны от входа.



Панорама с лестницы лунного модуля

В углу притаился макет корабля «Клипер», проекта, закрытого в конце нулевых.



Вид изнутри.



Еще одна панорама этого участка зала.

В углу стоит конверсионная продукция, которой завод начал заниматься еще в 90-х, чтобы выжить.



Редкий агрегат для нашей космонавтики — топливные элементы. Должны были стоять на «Буране».



Бортовой субмиллиметровый телескоп БСТ-1М



И два астронома из нашей группы — Сергей Попов и Владимир Сурдин



Внутри станции «Салют» (наземная копия для обеспечения работы на орбите). Механический распорядок дня.



Интерьер станции. Владимир Сурдин вспоминает, что так же пах его «Запорожец».



Музей славы труда


Во втором музее есть несколько экспозиций. Сначала идут экспонаты, посвященные памяти С.П. Королева. Личные вещи.



Документы. Та самая записка, которая породила легенду «Луна твердая. Подпись — С.П. Королев». В реальности здесь идет речь о пилотируемой посадке, а о грунте Луны в 1964 году уже было больше известно.



Диаграмма Ганта для постройки кораблей «Восход». №3 был запущен с собаками Ветерком и Угольком как «Космос-110», оставшиеся два в космос не полетели.



Небольшой зал посвящен подаркам, которые получила корпорация. Вот этот вот уменьшенный самурайский доспех — подарок японской фирмы за успехи в освоении производства пылесосов и кухонных комбайнов (видны внизу)



Ракета Х-35 под гжель.



И последний зал экспонирует исторические космические аппараты, «Союз-Аполлон» и базовый блок станции «Мир» (наземная копия для обеспечения полета)



Панорама.

Второй этаж



На втором этаже исторические спутники. Объект «Д» или «Спутник-3» узнают многие, но не тогда, когда с него сняли внешнюю обшивку.



Эстетика сфер. Это «Луны» -1 и -2.



«Луна-3» снаружи



И внутри



Снова шарик. Это уже «Луна-9».



И, для контраста, современный спутник БЕЛКА



Внизу исторические космические корабли. Вот «Восток» в варианте, на котором летали собаки.



Контейнеры, в которых летали уже упомянутые выше Ветерок и Уголек.



Грустное фото — матери Королева и Гагарина пережили своих сыновей



Катапультируемое кресло «Востока-6», на котором летала Терешкова. Единственное сохранившееся — упало в болото. Остальные пять разбились совсем.



Кабина «Восхода-2».



«Восход-2» со шлюзовой камерой.



Первый вернувшийся нормально пилотируемый «Союз» — «Союз-3» Берегового. Цветные линии — какие-то испытания.



«Союз-Аполлон» вид снизу



Солнечная панель станции «Мир», привезенная с орбиты последним стыковавшимся шаттлом. Видны удары от микрометеоритов или микроскопического мусора.



Внутри базового блока станции «Мир»



Сейчас на МКС такие схемы перекочевали в мониторы компьютеров



Космический пылесос. На этом можно было кататься (что и делали космонавты). А на МКС поставили другую модель, на которой уже не прокатишься.



Последний зал с макетами для выставок. Макет «Федерации» дает надежду, что когда-нибудь в этом же зале будут стоять и ее спускаемые аппараты.



Заключение


На выходе нас ждет уже знакомый сотрудник. Но его милота только частично скрашивает тот факт, что мероприятие закончилось.



Большая благодарность за возможность увидеть и прикоснуться к уникальным экспонатам ведущему специалисту по внешним коммуникациям и работе со СМИ в РКК Энергия Ивану Щурову, организовавшему мероприятие, и инженеру- конструктору космического приборостроения ЦНИИ РТК Александру Хохлову за приглашение.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (44)


  1. maisvendoo
    26.09.2016 06:55
    +4

    Вот! Только сейчас увидел сопла парогаза для управлению третьей ступенью ракеты «Восток». Оказывается они есть только на двух стойках из четырех. А в свое время, когда я делал эту ступень для Орбитера мы всем форумом на «элите геймс» терялись в догадках. В итоге сделал тогда комплект сопел по крену на всех стойках парогазовых двигателей


    1. maisvendoo
      26.09.2016 07:01
      +3

      Вот этой фотки


      1. lozga
        26.09.2016 07:05
        +4

        Лучше поздно, чем никогда. Спасибо, кстати, вам за участие в проекте, отличный аддон получился, и я его использую для популяризации.


        1. maisvendoo
          26.09.2016 07:19
          +1

          Это была интересная работа. Жаль только я забросил её после выпуска второго релиза (занимался глупостями в то время)


  1. VaalKIA
    26.09.2016 07:09

    Интерьер Клиппера: так близко к голове сидящего человека выпирающие железные штуки, это не слишком опасное решение?


    1. lozga
      26.09.2016 07:10
      +2

      Это макет невысокой степени проработки. Если бы разработка велась дальше, интерьер бы сильно поменялся.


    1. maisvendoo
      26.09.2016 07:21
      +1

      Возня с «Клипером» похожа на профанацию. Для поддержания общественного мнения. Никто и не собирался им заниматься, что конечно моё имхо. В свое время он дал +5 копеек в предвыборные рейтинги и выполнив задачу сгинул.

      Хорошо бы, если бы у «Федерации» была лучшая судьба


    1. black_semargl
      26.09.2016 11:52
      +1

      Реальное кресло — должно быть предназначено для сидения в нём в скафандре, и со спинкой выше макушки.
      Тут же поставили обычное


  1. Bedal
    26.09.2016 09:20

    >ГР-1 (должна была выводить боеголовку на орбиту и не имела ограничения по дальности
    Хм, вывод на орбиту эквивалентен дальности 8ткм, разве нет?


    1. lozga
      26.09.2016 09:33
      +1

      Тогда уж в районе 20 000 — половины длины экватора. Но с такой ракетой несколько сложнее, она может идти к цели не через Северный полюс, а через Южный, чтобы не попасть на радары предупреждения о ракетном нападении. И тогда дальность будет стремиться к полной длине экватора — 40 000 км.


      1. metric_ghost
        26.09.2016 16:27

        Когда я был в этом музее, эту ракету нам называли как Р-36О. А ГР-1, как я посмотрел в вики (первый раз услышал о такой) — не орбитальная вроде?


        1. black_semargl
          26.09.2016 18:36
          +2

          «В 1962 году в СССР была начата разработка трех проектов так называемых глобальных или орбитальных ракет — Р-36-О в ОКБ-586 Михаила Янгеля, ГР-1 в ОКБ-1 Сергея Королева и УР-200А в ОКБ-52 Владимира Челомея.» (ц)

          Тут, естественно, ГР-1. Но они все достаточно похожи друг на друга были.


        1. lozga
          26.09.2016 20:02
          +2

          Р-36О — это другое КБ, здесь ей делать нечего. А ГР-1 делалась с использованием наработок по Р-9.


    1. tnenergy
      26.09.2016 09:41
      +3

      Нет, еще почти на 1 километр характеристической скорости больше.


  1. AlexCherny
    26.09.2016 09:30

    Есть ли ещё в продаже в Энергии книги 1946-1996? Какие другие интересные бумажные книги продаются?


    1. lozga
      26.09.2016 09:34

      Там был сувенирный магазин, почти пустой. Книг я не заметил.


  1. adson
    26.09.2016 09:58

    Первый вернувшийся нормально пилотируемый «Союз» — «Союз-3» Берегового. Цветные линии — какие-то испытания.

    Рискну предположить, что это термические испытания: определение максимальной температуры нагрева на спуске, т.е. одноразовые индикаторы


    1. lozga
      26.09.2016 10:23

      Была такая версия. Но я не рискнул ее написать, с этого ракурса линии без повреждений.


  1. Sokol666
    26.09.2016 12:30

    С их сайта я так понял водят только группами не менее 10 человек. Индивидуально посетить музей не получится или есть люди которые набирают группы?


    1. lozga
      26.09.2016 12:31
      +1

      Индивидуально не получится. Да и дешевле в большой группе


      1. Sokol666
        26.09.2016 12:36

        Группу мне набрать, к сожалению, ну никак не получится.


        1. lozga
          26.09.2016 20:03
          +2

          Вопрос в наличие энтузиазма в поиске энтузиастов для группы.


  1. frog
    26.09.2016 14:01
    +1

    > Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе, легендарный человек, который стал четвертым
    > руководителем РКК «Энергия» после Королева, Мишина и Глушко и работал им с 1977 по 1991 год.
    Даже полез на сайт посмотреть. Как-то всё у них непросто. Я всегда думал, что руководителем у них был Главный Конструктор. Про директоров вообще обычно не упоминали…
    http://www.energia.ru/ru/corporation/history_rsc.html


    1. lozga
      26.09.2016 20:05

      Даже Королев по вашей ссылке и начальник и главный конструктор. Думаю, там еще та неразбериха с названиями была.


  1. SGordon123
    26.09.2016 15:39

    Про пылесос подскажите — у бытового «ракета» шланг подключался с другой стороны, где серебристые защелки отсека сбора мусора — а тут как?


    1. black_semargl
      26.09.2016 16:21

      Тут тоже выхлоп по оси. Не факт что шланг подключить с обоих сторон можно, но тягу он и без шлангов даст.


      1. SGordon123
        26.09.2016 16:55

        вопрос где у него зад где перед. Ну и выхлоп в помещение или отводится куда?


      1. nehrung
        26.09.2016 20:03
        +2

        Судя по фото, это обычная бытовая «Ракета», в моём детстве такая была. Похоже, для приспособления к космосу оказалось достаточно сменить обмотки мотора с ~220 на =27 вольт.


        1. hdfan2
          27.09.2016 07:33

          Значит, эта «Ракета» таки слетала в космос.


    1. lozga
      26.09.2016 20:06

      Я настолько пристально не всматривался. У советских пылесосов разъемы для шлангов были универсальные, так что на фото он может стоять как на вдув, так и на выдув.


      1. SGordon123
        26.09.2016 20:16

        В том и вопрос, зачем прикрутили шланг на выдув? Я так прикручивал потолки белить :-) А В Космосе какой в этом смысл?


        1. lozga
          26.09.2016 21:15
          +1

          Прикрутили же уже в музее, пылесос наверняка не используется по прямому назначению. Могли и перепутать.


        1. Bedal
          27.09.2016 16:05

          выдувать пыль из мест, где высасывать не получается. Даже дома — обычное дело при чистке от пыли материнок и блоков питания. Я даже специально именно с такой возможностью пылесос покупал.


          1. SGordon123
            27.09.2016 22:24

            Вы это в помещении делаете? На космической станции я бы так делать не стал…


            1. Bedal
              28.09.2016 00:22

              почему бы, если место, откуда выдувают, заведомо хуже, чем другие, куда пыль может попасть?
              Но, на самом деле — это просто был ответ навскидку, зачем вообще выдув пылесосу. Не только для побелки стен :-)


            1. black_semargl
              28.09.2016 00:53
              +1

              А какие ещё варианты, собственно?
              Если высосать из щели никак — то только выдуть, и пусть пыль ловят фильтры циркуляции.


              1. DrZlodberg
                28.09.2016 10:57

                Воткнуть второй шланг и ловить им выдуваемое? Всё не поймает, но изрядную часть (если правильно подойти к вопросу) можно.


    1. Jeka_M3
      26.09.2016 23:11
      +1

      У меня такой же был, только синий. Подключение у «ракеты» с обоих сторон одинаковое — шланг закручивается на резьбе. На фото шланг просто к выхлопу подключен.


      1. SGordon123
        27.09.2016 08:23

        Так собственно вопрос к музею, что в нем еще прикручено к выхлопу или вверх ногами ( ну как у протона -м что ли) ;-)


    1. kotyara12
      27.09.2016 09:37

      У меня до сих пор (с 2008 года) работает пылесос как на фото, где «подарок японской фирмы за успехи в освоении производства пылесосов». Производился по лицензии Sanyo, если не ошибаюсь.


  1. AllegroMod
    26.09.2016 19:09
    +3

    На третьей картинке, как я погляжу, один парень кота на фоне кота фотографирует :-)


    1. castorg
      26.09.2016 20:06

      И этого парня на 99% скорее всего зовут Зеленый Кот (Виталий ,@Zelenyikot).


      1. AllegroMod
        26.09.2016 22:27
        +1

        Вероятность того, что есть ещё один человек, который фотографирует зелёных котов на территории «Энергии» значительно меньше 1% :-)


    1. lozga
      26.09.2016 20:08
      +1

      А у меня еще на аватарке кот, так что тут их количество зашкаливает :)