Реализация арифметики натуральных чисел с помощью чисел Пеано — популярная задача в обучение программированию. Мне было интересно, можно ли реализовать их на Rust. Таким образом моя задача: записать и сложить натуральные числа с проверкой на уровне типов.



Если верить википедии "Аксио?мы Пеа?но — одна из систем аксиом для натуральных чисел, введённая в XIX веке итальянским математиком Джузеппе Пеано."


Нас интересуют две из них — с помощью которых можно ввести и использовать натуральные числа:


  • 1 является натуральным числом
  • Число, следующее за натуральным, тоже является натуральным.

Дословно запишем на расте с помощью:


enum Nat { 
  Zero,
  Succ(Nat)
}

Nat — это либо ноль, либо следующее натуральное число. Но у такой записи есть проблема — мы получили бесконечно много натуральных чисел:


error: recursive type `Nat` has infinite size


Очевидным решением было бы вместо Succ(Nat) хранить какой-нибудь указатель на следующее натуральное число.
Но тогда на уровне типов будет всего два значения — Zero и Box<Succ>. Не годится: нет информации о числах на уровне типов — 5 и 7 имеют один тип.


Запустить код на play.rust-lang.org


Запишем те же числа немного подругому:


use std::marker::PhantomData;

struct Zero;
struct Succ<T> {
    _marker : PhantomData<T>
}

Zero — это тип данных с одним возможным значением — Zero. Succ — это тип данных также с одним значением — Succ, но с полезной нагрузкой в виде типа данных. Может быть тип Succ<i32>, Succ<String>, Succ<Succ<_>> и т.д.


Теперь у нас есть отдельно ноль и отдельно следующее число. Теперь тип Succ<Succ<Succ<Succ<Zero>>>> — валиден. Но есть проблема — Zero не связан c Succ. Решение — введём типаж Nat:


trait Nat {
    fn new() -> Self;
}

Nat — типаж который должен реализовать любой тип, являющийся частью натуральных чисел, то есть Zero и Succ.
Функция new — позволяет спустить значение с уровня типов на уровень данных, создав конкректный экземпляр.
Реализуем его для Zero и Succ:


impl Nat for Zero {
    fn new() -> Self {
        Zero
    }
}
impl<T : Nat> Nat for Succ<T> {
    fn new() -> Self {
        Succ {
            _marker : PhantomData
        }
    }
}

Теперь мы уже можем создать натуральное число!


Запустить код на play.rust-lang.org


let two : Succ<Succ<Zero>> = Nat::new();
let three : Succ<Succ<Succ<Zero>>> = Nat::new();

Наше следующая цель — получить число 4 из числа 3! Введём типаж Incr:


trait Incr : Nat { type Result; }

От нашего прошлого типажа Nat он отличается тем, что содержит не только функции, но и тип. Инкремент типа T на 1 согласно нашим правилам натуральных чисел — это Succ. Что мы и запишем:

impl<T : Nat> Incr for T { type Result = Succ<T>; }

Таким образом мы реализовали типаж Incr для всех типов T с реализованным Nat.


Теперь можно написать функцию, которая принимает что-нибудь с типом Incr (который реализован для всех натуральных чисел) и возвращает то, что написано в реализации типажа Incr. Это дословно и запишем:


fn incr<T : Incr, Res : Nat>(_ : T) -> Res where T : Incr<Result = Res> {
    Res::new()
}

Теперь мы можем получить 4!


let three : Succ<Succ<Succ<Zero>>> = Nat::new();
let four = incr(three);

И можем, например, написать функцию по работе с числами и быть уверенным, что она не сделает ничего кроме инкремента:


fn next<In : Nat, Out : Nat>(x : In) -> Out where In : Incr<Result = Out> {
    incr(x)
}

Полезно! Теперь попробуем сложить числа: согласно аксиоматике Пеано сложение можно записать вот так:


x + 0 = x
x + Succ(y) = Succ(x + y)

Попробуем записать это в терминах раста:


trait Sum<B> : Nat { type Result; }

Введём типаж Sum. Появился еще один вид синтаксиса — типаж, параметризированный типом. В данном случае Sum<B> — это всё, что может быть сложено с B.


Реализуем сложение нуля:


impl<A : Nat> Sum<A> for Zero  { type Result = A; }

и сложение не нуля:


impl<A : Nat, B : Nat, Res> Sum<A> for Succ<B> where B : Sum<A, Result = Res> { type Result = Succ<Res>; }

Если присмотрется — видно что это x + Succ(y) = Succ(x + y).


По аналогии с incr напишем удобную функцию:


fn sum<A : Sum<B>, B : Nat, Res : Nat>(_ : A, _ : B) -> Res where A : Sum<B, Result = Res> {
    Res::new()
}

Теперь мы можем складывать числа!


let two   : Succ<Succ<Zero>> = Nat::new();
let three : Succ<Succ<Succ<Zero>>> = Nat::new();
let four = incr(three);
let six = sum(two, four);

Но этого явно не достаточно. Хочется, например, вывести результат на экран. Самый простой вариант — написать так:


let six : () = sum(two, four)

Компилятор сообщит об ошибке и красиво покажет нужный нам тип в поле "ожидаемый":


note: expected type `Succ<Succ<Succ<Succ<Succ<Succ<Zero>>>>>>`
note:    found type `()`

Но хочется вывести наше число более честным способом. Воспользуемся типажом Display.


Начнём с Zero:


use std::fmt::{Display, Result, Formatter};

impl Display for Zero {
    fn fmt(&self, f: &mut Formatter) -> Result {
        write!(f, "Zero")
    }
}

Ноль просто вывести.


Теперь немного рекурсии:


impl<T : Nat + Display> Display for Succ<T> {
    fn fmt(&self, f: &mut Formatter) -> Result {
        write!(f, "(Succ {})", T::new())
    }
}

Запустить код на play.rust-lang.org


Теперь можно напечатать нашу 6:


(Succ (Succ (Succ (Succ (Succ (Succ Zero))))))

У нас всё получилось! Оставлю читателю ввести умножение:


x * Zero = Zero
x * Succ(y) = x * y + x

Вот так с помощью мономорфизации растовых типажей можно во время компиляции складывать числа. Я не уверен что представленное решение является правильным или идиоматичным, но оно показалось мне любопытным.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (12)


  1. webmasterx
    21.09.2016 10:58

    А почему такие странные имена? Succ Nat


    1. FL3
      21.09.2016 11:02
      +5

      Succ — successor,
      Nat — от natural number, бездумно взял из хаскелевого примера, о котором думал.


    1. Googolplex
      21.09.2016 11:15

      del


  1. Avadd
    21.09.2016 12:24
    -8

    Серьезно? а 'Hello world' на нем можно написать? давайте целый цикл статей что можно написать на Rust'e


    1. webmasterx
      21.09.2016 12:28
      +1

      А разве это и не есть hello world? По моему хорошой туториал. только мало информации для новичков (лично я почти ничего не понял)


      1. ozkriff
        21.09.2016 12:38
        +5

        А разве это и не есть hello world?

        Хз ирония или нет, но по мне это уже довольно продвинутое изнасилование системы типов.


        только мало информации для новичков

        Думаю, предполагается что читатель уже ознакомился с базовыми понятиями в, допустим, книге.


        1. webmasterx
          21.09.2016 13:11
          +1

          Мне правда показалось что это из разряда туториала, только для чуть более продвинутых новичков


    1. potan
      21.09.2016 19:41
      +4

      Реализация арифметики в системе типов, даже без вычитания, вещь важная, вполне заслуживающая отдельной статьи.


      1. Avadd
        22.09.2016 20:03
        -4

        Ну если надо писать целую статью, что бы рассказать как складывать числа, я боюсь представить какой консилиум собирается из специалистов, когда вам надо сделать чего по-серьезней на нем. В общем, ваш rust — говно


        1. potan
          22.09.2016 21:23
          +5

          Если кто-то не понимает назначения и принципов построения систем типов в языках программирования, лучше сообщать об этом менее завуалировано.


  1. kagamin
    21.09.2016 20:27
    +3

    Добавив немного магии, можно получить обратно нормальный вывод чисел:


    impl ::std::fmt::Display for Zero {
        fn fmt(&self, f: &mut ::std::fmt::Formatter) -> ::std::fmt::Result {
            write!(f, "0")
        }
    }
    
    impl<T : Nat + ::std::fmt::Display> ::std::fmt::Display for Succ<T> {
        fn fmt(&self, f: &mut ::std::fmt::Formatter) -> ::std::fmt::Result {
            let res = format!("{}", T::new());
            match res.parse::<i32>() {
              Ok(n) => write!(f, "{}", 1 + n),
              Err(e) => write!(f, "ERROR")
            }
        }
    }


    1. FL3
      22.09.2016 11:46
      +4

      для преобразование в число бы логичнее не заморачиваться с Display и parse а сделать так:


      impl Into<i32> for Zero {
          fn into(self) -> i32 {
              0
          }
      }
      
      impl<T : Nat + Into<i32>> Into<i32> for Succ<T> {
          fn into(self) -> i32 {
              Into::into(T::new()) + 1
          }
      }

      let x : i32 = Into::into(nat);
      println!("{}", x);

      playpen