Российский рынок OTT-видеосервисов активно развивается: растет посещаемость, качество услуг, видеоконтента. Онлайн-кинотеатры уже начинают публиковать премьеры одновременно с оффлайн премьерами, что значительно выравнивает возможности OTT и традиционных кинозалов.
В январе этого года на рынок нашей страны вышел NetFlix – крупнейший игрок американского онлайн-видео. Появление такого «динозавра» сразу вызвало обеспокоенность российских компаний, ведь имея за спиной рынок США, связи с ведущими голливудскими студиями, которые могут эксклюзивно поставлять NetFlix премьеры, очень легко стать монополистом, убрав со своей дороги скромные Ivi.ru, Амедиатеку, Tvigle, Now.ru и пр. Пока же NetFlix прощупывает почву, запустив в России лишь бета-версию и ограничив в ней репертуар. Очевидно, что отечественные игроки вряд ли смогут удержать рынок, если NetFlix задействует 100% своих мощностей.
В феврале глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил журналистам, что необходимо регулировать сферу, где работают такие крупные транснациональные игроки, как Netflix.
Дискуссии об упорядочивании большого количества кинозалов в глобальной сети ведутся весь год, но теперь можно с уверенностью говорить, что этот проект выходит на финишную прямую.
Согласно вчерашней статье в «Газете.ру», Роскомнадзор поддержал идею Медиакоммуникационного союза (МКС) о регулировании онлайн-кинотеатров. Этот союз представляет интересы операторов, правообладателей и вещателей России. Данные предложения легли в основу законопроекта, который будут обсуждать на площадке RIW-2016. Пока неясно, когда его внесут в Госдуму.
Мне удалось прочесть много материалов по данной теме и в результате у меня сложились определенные представления:
Во-первых, документ четко устанавливает, кто попадает под регулирование, а кто нет. Вводится понятие «организатор аудиовизуального сервиса». Это те онлайн-ресурсы, которые дают возможность смотреть контент за некую плату или с обязательным просмотром рекламных роликов. Аудитория таких онлайн-кинотеатров составляет 100 тысяч для территории всей страны и 20 тыс. для субъектов.
Очень важно, отметить, что ни соцсети, ни видеохостинги (YouTube, RuTube и т.д.), ни поисковые системы, ни сайты с пользовательскими видео никак не попадут под регулирование законопроекта. Это же касается и мобильных приложений AppStore, Google Play. В общем, не стоит бояться, что все будет под запретом и мы не сможем смотреть наши любимые видео или мемы.
Но как мы знаем, на «Ютубе» и фильмы смотреть можно за отдельную плату, как же государство будет это контролировать? Согласно позиции Роскомнадзора, сервисы, где именно пользовательский контент составляет большинство, не попадут под действие будущего закона.
Рынок ОТТ-сервисов ничуть не меньше традиционных масс-медиа, его регулирование имеет рациональные основания.
Начальные меры по контролю приходят на смену хаотичному положению вещей, которое есть в данный момент. Причем, если законы о регулировании соцмедиа, электронной почты или агрегаторов уже есть, то данный законопроект может стать первым шагом по выработке единых правил игры для всех участников рынка и государства, создаст процедуры адекватного урегулирования спорных вопросов и т.п.
Иностранное участие в онлайн-кинозалах ограничат, как в СМИ, 20% капитала. Это вполне себе мировая практика. В США доля иностранцев в подобных ресурсах не должна превышать даже 25% акций, во Франции компаниям не из ЕС запрещено владеть более, чем 20% долей капитала, такой процент ограничения и в Австралии, и в Канаде.
Даже в случае превышения лимита акций инвесторам из других стран предоставят переходный период, никакой «продажи за 1 день» не будет. За оговоренные сроки излишки акций будет предложено продать отечественным компаниям.
Законопроект едва ли можно назвать сделанным на скорую руку, работа длилась более года.
В дискуссиях о проекте нормативного акта участвовали все крупные игроки медиа-коммуникационной отрасли: операторы связи, правообладатели и медиа-холдинги.
Новый раунд общественного обсуждения состоится уже скоро, в ноябре, на Неделе российского интернета-2016. Свою оценку проекту даст и Минкомсвязи.
Комментарии (14)
Evengard
29.09.2016 19:08+1Вопрос-оффтоп — есть ли наконец уже сервис, где можно за абонплату легально смотреть вышедшие в кинотеатры или на DVD/BluRay фильмы в нормальном качестве без их покупки (именно в счёт абонплаты)? И не ограниченное их количество, а, фактически, все крупные премьеры как минимум.
AlexanderS
29.09.2016 22:04Ну а как Вы себе это представляете? Ведь если будет возможность за относительно небольшую абонентскую плату смотреть, то можно и записать (да тем же захватом с экрана). В хорошем качестве. А премьера — она на то и премьера, чтобы с проката денег получить…
agent10
29.09.2016 23:05А если доходы с абонентской платы будут превышать доходы от проката с кинотеатров?
pewpew
29.09.2016 23:38Тогда кинотеатры станут убыточными и все будут красноглазить у компа.
Вот только это всё вряд ли.
Люди — животные социальные и любят сопутствующие услуги вроде сходить в кино компанией или выпить/пожрать в близлежащем кафе, чем весьма поднимают совокупный доход арендодателей и прочих монополий типа макдачечной.
Короче, одно прокачивает другое и никакой тут онлайн никому из них на фиг не дался. Так что будут они лоббировать антипиратские законы и всячески поощрять традиционный оффлайн.agent10
29.09.2016 23:43А разве лоббируют законы сами кинотеатры? А не киностудии? Мне как раз кажется, что мнение кинотеатров никого особо не волнует…
pewpew
29.09.2016 23:49Лоббируют законы владельцы крупного бизнеса. А сферы влияния там уже поделены. И конкретно в России те, кто у кормушки не хотят делиться.
vconst
30.09.2016 08:37Просто посмотрите статистику посещений кинотеатров, до и после широкого распространения тв. История повторяется
agent10
30.09.2016 18:03А есть ссылка? Поверхностное гугление не дало результатов…
vconst
30.09.2016 18:07Даже за последние несколько лет упало посещение кинотеатров, навскидку: http://www.proficinema.ru/mainnews/conference/detail.php?ID=147764
А что стало с кинотеатрами в самом начале развития тв — душат слезы
vc9ufi
30.09.2016 08:29Эти доходы не взаимоисключающие. Издатель получит оба эти дохода и еще за диски.
vconst
Netflix ничего «в России» не запускал и отдельно не ограничивал. Компания открыла доступ к сервису одновременно в нескольких десятках странах, предоставив доступ к фильмам из каталога «Нетфликс интернешнл», никого при этом особо не выделяя, просто этот каталог включает в себя в несколько раз меньше фильмом, чем в Штатах, из-за правовых вопросов
vangelfeld
к слову, библиотека у него гораздо больше чем у Амедиатеки.