Пару недель назад в ИТ-отдел зашла сотрудница из опта и попросила доделать мелкую фичу к своему рабочему месту. Заявку вполне ожидаемо поставили в очередь.

Девушка немного обиделась и сказала:
— Это у вас сейчас несезон, и уже не успеваете. Посмотрю я на вас, что тогда к новому году будет!

Предполагалось, что под новогодний раш ИТ-отделу с такой постановкой дел хана. Никто не объяснил милой девушке, что сезон у нашего ИТ приходится на лето. Потому что потом, когда наступит сезон у розницы, будет вообще поздняк метаться.

А этим летом было жарко. Особый колорит процессам придал сисадмин Валера, помешанный на автоматизации. Настолько, что он даже курсы валют и погоду отслеживал Заббиксом. В общем, заходите, расскажу, как мы провели лето. И генеральную уборку. Ничего особо примечательного, но пара полезных грабель для среднего бизнеса у меня всегда найдётся.

Время уборки


Если коротко, у нас есть в общей сложности около сотни объектов, где нужно следить за каналами и оборудованием. Это магазины по стране (во франшизах владельцы следят сами за железом, мы обеспечиваем ПО), склады, производство, офисы. Главные проблемы — мы росли последовательными «линьками», поэтому парк железа негомогенен, процессы все рождались в процессе эволюции «as is», а вместо системного выстраивания подхода мы решали текущие задачи. Детальнее про всю структуру я писал вот тут.

В какой-то момент Карина, руководительница нашей внутренней ИТ-службы, решила что хватит с нас такой феерии, и пора устраивать генеральную уборку пополам с рефакторингом. И в жизни, и в 1С, и в железе, и вообще в подходе. Как только решение было принято, она просто переписала все текущие мелкие задачи и отложила их на две недели. Потому что не было такого, чтобы наших айтишников не закидывали всякой мелкой фигней, отжирающей в результате кучу времени. Ну и задачи некоторые были неготовы ещё с 2012-го года — это те самые, которые мы всегда складывали с низким приоритетом на когда-нибудь потом, рассчитывая, что «потом» не настанет.

В целом, очень просто: когда у тебя 60% работы рутина — значит, ты не оставляешь время на стратегическое развитие. Вот Карина и решилась на такую меру, ожидая шквала недовольства пользователей. А пользователи — сюрприз! — почти не заметили. Во-первых, когда у ИТ пик, у офиса середина несезона — расслабленное лето. Во-вторых, оказалось, что многие срочные неважные вещи могут потерпеть. Вообще, если подумать, в принципе не бывает срочных неважных вещей: тут уж либо срочные, либо неважные.

Аутсорсеры


Мы часто и много пользовались услугами внешних ИТ-компаний, чтобы не гонять по магазинам сети самим. До начала этого года подход разделения ответственности между внешними компаниями и внутренним ИТ-отделом себя прекрасно оправдывал.

Но так получилось, что у нас завёлся свой админ. Предыдущая бизнес-модель предполагала, что любой косяк, например, на Тёплом стане, может решить выездной админ аутсорсера. Ноутбуки мы тоже чинили у них. Они нам даже как-то дизассемблировали вируса-шифровальщика и восстановили данные. В общем, нет причин не доверять, что называется.

Конечно, не без косяков — люди на местах иногда проявляли себя крайне неожиданно. Из вспомнившихся примеров — у парня стояла задача поставить винду на сервер магазина. Там было 8 гигов оперативы, предыдущим тикетом её добили до 16. Парень приехал, начал ставить — не ставится. Отрапортовал о неготовности сервера, уехал. Диагноз — проблемы с HDD. Ок, наша команда посмотрела — HDD в порядке, глючит оператива. Ответили вежливо: парни, у вас там память, вроде, не аллё. Может, два одинаковых модуля DIMM поставить? Выездной пошёл в отказ: говорит, я профи, всё знаю и умею, идите лесом, дорогие друзья. И поставил винду. Только 32-разрядную, так что она видела только первые 4 гига. И закрыл тикет. Команда решила проблему так: позвонили и сказали, мол, у нас маркетинг упоролся и хочет, чтобы в каждом сервере планки памяти были одинаковые. Это теперь наш корпоративный стандарт. Можете сделать? (тут надо сказать, что «Маркетинг сказал» — это универсальная отмазка на все случаи жизни). Ну они и поменяли память, а потом поставили нормальную 64-битную ОС, всё завелось без ошибок.

Или второй пример — в регионе не открывался документ у девушки. Кончился триал на офис. Эникей подключился по удалёнке и поставил ей кряк. К счастью, мы это вовремя выловили. Как сказал представитель аутсорсера, «мы не имеем права так делать, но перегибы на местах случаются».

В общем, завели своего админа. Старого знакомого, кстати: именно он как-то залип у нас помогать в офисе полгода назад, и сожрал из холодильника три литра тестового сливочно-грибного соуса ночью. Слава как раз тестировал его рецептуру. Соус Валеру не убил, но сделал сильнее, видимо.

20% рутины долой


Больше всего ресурсов занимала рутина — тикеты, которые повторялись из раза в раз. Пользователи жалуются на всё подряд — вплоть до того, что просят заменить бумагу в принтере, боясь сами к нему подходить (реальный случай в офисе). Чем чаще нас достают — тем больше думаем, как автоматизировать.

Самой неприятной историей были аварийные выезды в магазины и тикеты пропадания связи. Для интернета у нас, когда получается, по паре входов в магазин. Как правило — провайдер-монополист торгового центра и чья-нибудь радиорелейка, либо «уличный» кабель FttB от общедомового шлюза плюс сотовый модем. Где не получается — спасаемся локальным сервером. Самая частая проблема не падение канала, а его замедление до реальных лагов в работе учёта и кассы.

Валера поставил весь трафик на мониторинг, и начал следить за пингом (точнее, односторонней задержкой) и степенью утилизации (где не выходило — просто удельным трафиком). При достижении критических параметров вроде 60 Кб/с и тройного пинга от нормы следует три вещи:

  1. Автоматическое переключение магазина на резервный канал.
  2. Уведомление ИТ-команды в головном офисе на экране со срочными событиями и почтой.
  3. Автоматическое письмо провайдеру (написанное в человеческом формате, вроде, «Уважаемые коллеги, в 18:03 по Москве в магазине таком-то, где подключена ваша линия по договору такому-то, был зафиксировано аномально длинный пинг и очень низкая скорость в 53 Кб/с. Просим разобраться в ситуации, принять меры и пересчитать месячный счёт в связи с этой неполадкой».

Разумеется, такое письмо отправляется только одно в несколько часов. Можно и проще — выгрузкой мониторинга. Ещё важно, что часто основанием для пересчета является не кратковременное отсутствие интернета, а отключение на сутки и более. Некоторые (монополисты) вообще не пересчитывают.

Вот это переключение магазина снимает все проблемы на местах. Конечный пользователь даже не успевает понять, что что-то пошло не так. А, значит, не звонит и не отвлекает хелпдеск. Письма снимают кучу рутинной работы. Остаётся только проконтролировать ответ провайдера, если надо — позвонить и добить тикет.

Кстати, один из контрагентов говорил, что ошибка не у него. Мы собрали графики и отправили. Он очень удивился, что на трёх подключающих провайдерах верхнего уровня всё же была однотипная проблема — и дико извинился.

На десятке точек подключили МГТС основным каналом. Это контора, которая на удивление хорошо относится к юрлицам (ставит, фактически, цены для домашних пользователей) и обеспечивает близкое к идеальному качество канала. В сравнении с другими провайдерами. Но, конечно, чтобы отправить им заявку, например, на подключение, нужно написать её на бумаге в трёх экземплярах в их офисе и пройти короткую версию бюрократического ада. И каждый наш звонок очень важен для них. Хотя, конечно, сейчас у нас появился персональный менеджер, плюс подключили электронный оборот через Диадок. Теперь всё просто, только вот на отключение точки уже достаточно одного заявления, а не трёх, но носить всё равно нужно. На ошибочный платёж (заплатили два раза за одну точку, за другую — нет) тоже ногами до офиса.

И радиоканал у них есть: дороговат в сравнении с обычным, но очень выручает в некоторых местах, где только один провайдер.

UPD: после поста с нами связался их директор по корпоративному направлению и тщательно выспрашивал, что можно улучшить. Очень круто.

Валера после этого ломанулся автоматизировать всё. Вот, например, наш контрагент по сайту был не в состоянии определить, когда ложится один из их же серваков с кэшем. Админ хмыкнул, спорить не стал, а просто поставил на него мониторинг — и тоже сделал автописьма. Пока он это кодил, его еда чуть не пропала в холодильнике — он покопался в мешке своих датчиков и поставил туда термометр, а затем подключил его к общей телеметрии офиса и задал допустимый интервал и оповещения. Решили кучу проблем, которая рано или поздно аукнулась бы. Это, например, тормоза из-за фрагментации файловых систем, расхождения времени на сервере и кассовом оборудовании (сейчас норма — 15 секунд, тревога бьётся на 3 минуты, по закону до штрафа допускается до 5 минут, до этого были проблемы с возвратами чеков из-за рассинхрона), на сервере и терминалах. Всё после решения ставится на Заббикс и выводится под алерты прямо в офис.

С этими алертами тоже была история. Под каждый тип тревоги (упал сервер, упала касса, деградировал канал) записали крик определённого животного. Нужен был ещё один звук, что всё в порядке, — для этого хотели поставить утку, но её не нашлось. В воскресенье позвонила встревоженная уборщица — пока она мыла пол в ИТ-отделе, монитор на стене несколько раз сказал «кря!» голосом хорошо знакомого ей Тимы. Это её очень насторожило. Настолько, что она подняла тревогу. Потом, конечно, объяснили, что за зоопарк.

Магазины: разбираемся с железом и сетью


С магазинами было интереснее. Во-первых, много чего пришлось посчитать. Например, у нас были местами старые ИБП, которые не мониторились. Оказалось, что раз в году менять им батареи почти в 3 раза выгоднее, чем апгрейдиться. Кстати, заодно выяснилось, что наши дорогие аутсорсеры на 4 точках воткнули машины в Surge Protection, а не в Battery Backup-гнёзда. Нет, конечно, постепенно мы их заменим на «умные», но по мере выхода из строя.

Во-вторых, купили новые роутеры. Конечно, это оказались Микротики — те самые, которые ставить дома уже очень жирно, а в большим бизнесе — уже не справятся. Но в нашем сегменте самое то: они достаточно гибкие по настройкам и при этом достаточно дешёвые. Собственно, скрипты перестройки с канала на канал подняты на них. Да, до обновления сети один из старших магазинов сам(!) починил роутер — но не очень удачно. Бродкаст-штормом накрыло сегмент.

Третье — бекапы. Инкрементальный бекап основных вещей делается в промежутках от 15 минут до часа. Сколько это нам сэкономило выездов — не счесть. И плюс море рутины ушло на «это точно было в документе»: если документ не стоит на версионировании, можно развернуть бекап и вытащить. Эти же бекапные базы очень помогают в тестах.

Потом привели в порядок документацию. Развернули Докувики (потому что есть хорошее ролевое распределение).



Ввели новый процесс накатывания релизов рабочих мест. Раньше накатывали и всё, а теперь — плавно и нежно, но неотвратимо. Прямо как слабительное. Например, когда меняли АРМ оператора — сначала руководитель колл-центра две недели работал из новой, как привык — накатили всем. С подробным письмом, что поменялось, зачем это сделано, почему будет лучше. И операторы обращались с вопросами уже не в хелпдеск, а сразу к нему — он же рядом сидит и всё знает. Конечно, хапнули тикетов сразу (особенно доставил пользователь, который прямо требовал вернуть одну малоиспользуемую функцию — а мы точно знали, что до этого она не работала).

Фичи прикручиваем постепенно, по одной. Раз в неделю отправляется рассылка об основных нововведениях на всю страну — там инструкции и пояснения главных моментов «по-человечески». Опять же, с живыми контактами в reply-to.

Раньше проблема была в том, что даже маленькую задачу тяжело было довести до конца. Приходилось объяснять каждый раз не только что надо сделать, но и почему так и зачем, чтобы эникей или внешний админ точно понимал логику. К примеру, с тестовым сервером тикет поднимался как зомби 4 раза — и каждый раз надо было объяснять специфику истории новому исполнителю. Ещё разработчикам в рознице надо часто говорить с админом. Хотя бы потому, что неудачный ночной апдейт — это работа для двоих. Иногда нужно быстро перезагружать сервер, иногда добивать диск — в общем, хорошо, когда все рядом.

Первый месяц было видно, как Валера буквально охреневал от того, что люди разговаривают. И самое страшное — что есть наша политика про то, что многие вещи нужно по-человечески объяснять пользователям. Не просто «мы завтра поменяем вот эту фиговину», а что поменяем, зачем, как им станет лучше и какие это устранит риски. Так они становятся друзьями и понимают, что о них заботятся. Вообще, почти вся ИТ-команда у нас — из тех, кто точно знает, что и как происходит на передовой. Тима (второй админ) работал администратором магазина (торговым, не системным). Второй Саша был продавцом. Макс (хелпдеск) был оператором. Да и сама Карина в своё время обошла почти все отделы.

Но вернёмся к выездам. После того, как Валера посчитал, что и как, выездов стало меньше примерно в 4 раза. Причин три:

  • Появились чёткие выделенные регламентные работы, когда админ объезжает все магазины и всё доводит до ума сразу. Раньше мы платили за сервис аутсорсеру не по часам, а по работоспособности — грубо говоря, N рублей за каждое рабочее место, N рублей за бекап и т.п. Если были тикеты — они их сами решали без увеличения оплаты. То есть логика такая: нравится ездить — езди. Не нравится — делай профилактику. Видимо, считать умели не все.
  • Добавили блоков на замену (без расчётов было бы непонятно, что это дешевле выездов). Например, сломался системник — сразу взял такой же со склада, подключил, там уже всё развёрнуто, с сервака накатывается рабочее место 15-минутной давности (спасибо вышеупомянутому бекапу или вообще терминальному сервису).
  • Магазинам стало нестрашно обращаться по мелким проблемам к «своим». Раньше это была эмоционально-сложная история: надо найти контакт, позвонить, объяснить, задать вопрос. А здесь — люди, которые понимают, почему нельзя опаздывать к открытию, и чётко знают, что у продавцов и где может болеть. Конечно, не всем в команде поначалу хватало именно ИТ-опыта — но мы осознанно набирали людей из продавцов и учили как раз ради такого.

В итоге второй админ за последний месяц на 25 магазинов в Москве не истратил даже проездной на 60 поездок.

Про «не бояться говорить своим» есть ещё важный пример. У нас есть операторы, и многие из них милейшие девушки. Айтишников, кажется, они немного побаиваются. И безгранично верят в их суперспособности. Конкретно во всеведение. Одна, например, два месяца сидела и мучилась с багом, терпела его, обходила. Потом совсем прикипело, спросила — мол, когда заработает-то? Оказалось, что она единственная пользовалась горячей клавишей, и поэтому другие операторы тикет не ставили. А она ждала и ждала. Возможно, у вас в компании где-то тоже есть такой пользователь, который страдает и думает, что ему когда-нибудь помогут.

Лучшая история пока — это петербуржский сервер. После обновления сети надо был забрать сервак в одном из техпомещений магазина в Петербурге и доставить его в Москву. Решили не рисковать с транспортной — железка дорогая. Попросили хорошо знакомого, сгонявшего туда на бизнес-конференцию. Он позвонил, сказал, что мы слегка того, но сервер он забрал. Встречали на вокзале. Из поезда он появился с тяжёлым и невероятно старым системником (чуть помощнее Распбери) и сдал его на руки ошалевшему админу. Оказалось, что в Петербурге в этой же импровизированной серверной был склад ненужных частей. И туда пару лет назад попал десктоп той же фирмы, что делала и сервер. Продавцы решили, что маленькая блестящая коробочка точно не может быть серваком. Ну никак. Они же знают, что любой сервер всегда мощнее обычного компьютера… и показали нашему другу на большой списанный системник. Со всеми почестями ветерана забрали, тщательно запаковали и доставили.

Ну и напоследок россыпь нестандартных тикетов. Вот, например, чудо-монтажники срезали датчики под корень при переезде магазина, завхоз каким-то чудом поставил тикеты и уговорил сделать это хелпдеск:



Предпечатник нашёл редкий баг в Индизайне, отправили его в Адоби. Те ругались, мол, закрыли ещё в 2008-м, а он, зараза, снова всплыл.

Гендиректор Андрей отключал внешний монитор от ноутбука, когда печатал что-то. Оказалось, что одностраничный документ печатается на две страницы при подключённом экране и на одну (как положено) — при отключённом. Почему так — пока не знаем.

На одном из зданий кабель с интернетом с крыши потрескался за год, в него набралась вода. В какой-то момент роутер буквально уплыл.

Юзер пожаловался на тормоза машины — там Винда 5 лет последовательно загаживалась сотрудниками разных отделов. Снесли всё, поставили ОС с нуля, вынули половину оперативки. Пользователь теперь счастлив, говорит, работает куда быстрее.

В целом, эхо «уборки» уже отгремело, к новому году почти готовы. Теперь делаем важную для бизнеса вещь — перепиливаем финансовое планирование вместе с ИТ.



Валера не останавливается, и мы следим за ним с огромным интересом. На фото — растение-хищник Венерина мухоловка (семейства росянковых), идея для автоматизации ловли насекомых, залетевших в офис при проветривании летом. Показала себя удачно, принята в эксплуатацию.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (68)


  1. mapatka
    11.10.2016 11:15
    +3

    Расскажите как картриджи планируете? Или у вас покопийный сервис? Или вообще в магазинах принтеров нет?


    1. Milfgard
      11.10.2016 11:19
      +1

      Для офиса поставили МФУ, у которого картриджи новые стоят дешевле, чем заправка обычных (проще менять). На новых магазинах такие же, на старых иногда ездит внешняя заправка. В целом мы знаем расход бумаги и ресурс картриджа, заказываем пачкой по плану. Всегда лежит запасной. Если вдруг магазин перешёл на запасной, сразу же делается дозаказ. Картриджи большой пачкой поставляются на центральный склад розницы, откуда попадают в магазины с поставками игр.


      1. miksoft
        11.10.2016 11:22

        картриджи новые стоят дешевле, чем заправка обычных
        Оригинальные?


        1. Milfgard
          11.10.2016 11:31
          +1

          Посмотрите на устройства Kyocera. У них печатающий блок внутри, меняется контейнер с тонером. В магазинах ещё есть всякие Brother. На замену вот подобные: Cactus CS-CF280AS.


          1. miksoft
            11.10.2016 12:56

            Понял, они у вас с раздельным заряжанием :)
            Мы, кстати, тоже на Киосеры перешли. Впрочем, и они не без проблем оказались.


            1. Wertiz
              11.10.2016 16:47

              Помню были у нас Kyoсera МФУ — я с ними намучался, ломались раза 3-4 в неделю


          1. rub_ak
            11.10.2016 13:54

            У вас есть новые киосеры?
            Можете про них рассказать?
            У нас ещё 4020 и 3140 используются, и они офигенные, но уже давно сняты с производства новые не купить. А про новые неоднозначные отзывы пока слышал.


            1. rtzra
              13.10.2016 09:27
              +1

              Мы использовали 4020, а когда их стало не купить пришлось перейти на 4200 и 4300, МФУ берем 3540. Цена ремкомплектов (около 15 тысяч) вполне приемлема на фоне тех же самых HP с их бешенным ценником на все. Картриджи перезаправляет приходящий человек, он же занимается их ремонтом и обслуживанием.
              В принципе железками довольны, но (имхо) 4020 все же как-то понадежнее были. У нас операторы печатают довольно много и сразу (в смысле могут отпечатать за полчаса несколько пачек бумаги и потом с час перерыв у принтера). У HP (4015, 600) в таком режиме очень быстро вылетали печки и ролики, киосеры же держатся намного лучше.


              1. navion
                13.10.2016 12:03

                но (имхо) 4020 все же как-то понадежнее были

                Хотя бы деградация не такая сильная, как в случае 1350 > 1370? Там из-за экономии на пластмассе перекашивает картридж.


                1. rtzra
                  13.10.2016 12:32

                  С 1350 и 1370 не работал, так что не подскажу


          1. tossshik
            11.10.2016 17:23
            +2

            У Киосер все хорошо, пока не кончается ресурс у тех деталей, которые у других принтеров меняются вместе с картриджем. Там сразу ценник такой, что проще новый принтер купить.


            1. rub_ak
              11.10.2016 18:33
              +1

              На наши 4020(3920) и 3140 ремкомплект стоит 15к руб и это на 300т страниц, в него входит все кроме самой механики.
              Просто про новые модели говорят что их упростили и они начали ломаться, и у недорогих моделей (около 30к р) всего 100т страниц межсервисный интервал, а у которых 300т стоят около 75т рублей, но бункер у них все равно меньше чем на 4020 или 3920.
              Мы последнее время их бу берем за 10-15к рублей с пробегом около 100-150т страниц, но их даже бу сложно найти и фин отдел очень не любит наличку выдавать.


          1. 2PAE
            12.10.2016 11:18

            Вас не смущает, что это картридж от HP? Так что у вас установлено? HP или Kyocera?


        1. mapatka
          11.10.2016 11:38

          Аналоги.


    1. Milfgard
      11.10.2016 11:24
      +3

      В 2011 году ещё видел интересную схему на производстве подарочной упаковки, вот:



      Сотрудник приходит за новым картриджем, берёт. Если остаток картриджей соответствует времени заказа, то под ним лежит канбан-карта (заказ на новые), которую надо просто отдать секретарю в офисе, она инициирует заказ.


  1. Geograph
    11.10.2016 11:26
    -9

    Предполагалось, что под новогодний раш

    Раш от слова «Russia» или «rush»?


    1. Geograph
      11.10.2016 20:13
      -2

      Milfgard исправьте «раш» на «раж»


      1. Milfgard
        11.10.2016 20:15
        +22

        Зачем? Проверочное слово — зерг.


  1. Dreyk
    11.10.2016 11:43
    +13

    Я думал, под последней фоткой будет написано "Знакомтесь, это Валера" :D


    1. miksoft
      11.10.2016 12:58
      +6

      Это дебаггер, нужная штука для IT-шников :)


      1. SchmeL
        11.10.2016 13:32
        +1

        <zanuda_mode>вообще-то это не росянка, а венерина мухоловка. Из насекомых примерно одна муха в месяц-два, после чего ловушка отмирает. Основное питание у нее все же не насекомые.</zanuda_mode>


        1. Milfgard
          11.10.2016 13:36
          +2

          Да, лапы у дебаггера отваливаются по одной.


          1. Gearbeast
            11.10.2016 17:40

            А новые лапы отрастают?


          1. Meklon
            13.10.2016 23:22

            Они капризные смертельно. Особенно к режиму влажности. Без теплицы никак.


        1. Torronir
          12.10.2016 12:57
          +1

          Одна ловушка может и больше. Из практики одна ловушка пережила муху, моль и одно ложное срабатывание (зацепил волосок, когда извлекал останки предыдущей мухи), правда теперь уже не срабатывает, кормлю другую ловушку. Если у Вас ловушка испортилась, значит попалась слишком большая муха и растение не смогло ее переварить.


    1. xenohunter
      11.10.2016 16:02
      +1

      Скорее, Валерина мухоловка.


  1. KorP
    11.10.2016 12:06
    +2

    Пока он это кодил, его еда чуть не пропала в холодильнике — он покопался в мешке своих датчиков и поставил туда термометр, а затем подключил его к общей телеметрии офиса и задал допустимый интервал и оповещения. Решили кучу проблем, которая рано или поздно аукнулась бы. Это, например, тормоза из-за фрагментации файловых систем, расхождения времени на сервере и кассовом оборудовании (сейчас норма — 15 секунд, тревога бьётся на 3 минуты, по закону до штрафа допускается до 5 минут, до этого были проблемы с возвратами чеков из-за рассинхрона), на сервере и терминалах.
    Кого подключили? холодильник? :)))

    пс Валере уважуха и низкого пинга :)


    1. homocomputeris
      12.10.2016 09:28
      +5

      Не Валерин ли это брат?

      xxx: У нас тут YYY (билд инженера) сманили. Чел принципиально жил только в консоли и vim, диаграммы рисовал скриптами в dot, доки писал в wiki маркдауном, если что-либо требовало больше чем 1.5 минуты писал скрипт. Сидим разбираем его наследие.
      xxx: Из прекрасного
      xxx: smack-my-bitch-up.sh — шлет видимо его жене «Задержался на работе» и генерит отмазки из списка. Поставлено в cron, стреляет после 9 вечера если на рабочей станции висят интерактивные сессии по ssh с его логином.
      xxx: kumar-mudak.sh — сканит почту, ищет письма от Кумара (заграничный ДБА с говорящей фамилией) с ключевыми словами (sorry, help и т.д.) откатывает упомянутую базу стейджинга на последний бэкап и отписывается типа не вопрос будь аккуратнее в следующий раз. Зело заколебал его Кумар вестимо.
      xxx: badun.sh — поставлен на cron на определенные даты, шлет письма «плохо себя чувствую, поработаю из дома» опять же если к 8-45 утра не обнаружилось интерактивных сессий на рабочей станции.
      xxx: И наконец первый приз: coffe-blyat.sh — ждет 17 сек (!!!) логинится по ssh в кофе-машину (епрст, мы и понятия не имели что она в сетке да и еще что на ней sshd поднят) и засылает туда какую-то абракадабру. Экспериментальным путем выяснили что ЭТО запускает процесс варения half-caf chai latte среднего размера, которое начинает выливаться в чашку как раз к тому моменту когда неспеша идущий человек добирается от его офиса до автомата.
      http://bash.im/quote/436725


      1. KorP
        12.10.2016 09:42
        +1

        Так может это сам Валера?


  1. Vjatcheslav3345
    11.10.2016 13:09
    +1

    Добавили блоков на замену (без расчётов было бы непонятно, что это дешевле выездов)… Теперь делаем важную для бизнеса вещь — перепиливаем финансовое планирование вместе с ИТ.

    Можно попробовать не просто что то прикинуть, а начать систематически использовать OpenModelica и более эффективно подойти к делу — вместо фрагментарного расчёта сделать модель того же финпланирования и поискать "грабли" на ней, прежде чем запускать реальную работу — понятные результаты моделирования (графики, таблицы) — обязательно показать людям, причастным к финансам компании — бухгалтерам, менеджерам, старшим магазинов, экономистам/финансистам, юристам — они вам целый зоопарк проблем выявят, о которых вы даже и не додумаетесь самостоятельно.


    1. Milfgard
      11.10.2016 13:11

      У нас сложность немного в другом: сначала приоритеты в разработке от разных подразделений (что и когда надо делать ИТ-команде), потом предоставление офиса (здания) и других вещей как сервиса для подразделений.


      1. Vjatcheslav3345
        11.10.2016 21:49
        +2

        Как я понял, это "задача составления расписания" — весьма непростая задача.


        1. Milfgard
          11.10.2016 21:55
          +1

          Задача составления расписания отлично алгоритмизируется со времён Дейкстры. Тут другое — оптимальный прогноз на неполных данных, а уже на нём распсание. И всё это мееняется в реальном времени.


          1. Vjatcheslav3345
            11.10.2016 22:27

            А как будете учитывать человеческий фактор? — дело в том, что абстрактные задачи — это задачи про и для сферических "коней", в вакууме, а человеку, раз он уже что то начал делать, перестраиваться влом


            1. Milfgard
              11.10.2016 22:28
              +1

              По ситуации. Это обычная задача управления в бизнесе.


  1. Tomas_Torquemada
    11.10.2016 13:39
    +6

    Не скучно у вас, и пишите интересно :)


  1. LoadRunner
    11.10.2016 15:14
    +5

    Нет, конечно, постепенно мы их заменим на «умные», но по мере выхода из строя.
    Аутсорсеров?

    Возможно, у вас в компании где-то тоже есть такой пользователь, который страдает и думает, что ему когда-нибудь помогут.
    Бывает примерно такое: «раньше работало, теперь перестало, но я не буду сообщать, вдруг само рассосётся, ведь раньше само проходило».

    перепиливаем финансовое планирование
    Удачного распилаперепиливания :)


  1. berezuev
    11.10.2016 16:21
    +1

    Offtopic:
    Скажите, а как у вас росянка выживает в условиях города? Отдельно докармливаете, или просто поставили и поливаете?)) А то, моя зимой погибла(


    1. Milfgard
      11.10.2016 16:33
      +1

      Она зимой ещё не выживала, летом завели. Но насекомых ей бухгалтерия как минимум носит, факт. Если вы знаете что-то, что её спасёт, напишите, пожалуйста, в личку.


      1. braineater
        12.10.2016 23:53
        +1

        "
        Зимой у мухоловки наступает период покоя. И поэтому очень важно в течение 3-4 месяцев обеспечить ей температурный режим 0 — 10°С. В конце сентября надо прекратить подкармливать растение насекомыми, потому что с середины октября растение само начнет готовиться к зимнему покою. Это проявится в уменьшении роста листьев и ловушек. Чтобы обеспечить необходимую температуру можно поставить мухоловку на этот период в холодильник. Почву этот период поддерживать в увлажненном состоянии.
        "
        Взято отсюда
        Сам не пробовал, просто когда-то думал завести, читал и про зимовку запомнилось. Факт что придется занять половину холодильника зимующим растением заставил передумать.


    1. Torronir
      12.10.2016 13:19
      +4

      На фото была дионея или венерина мухоловка, а не росянка. Если ей станет холодно в помещении или еще по какому-то поводу она решит что пора зимовать, то она может сбросить листья и будет выглядеть как погибшая. В таком случае не стоит ее выбрасывать, просто держите ее в прохладном месте (читал разные советы по поводу температуры — от +5 до +15 градусов Цельсия), весной, когда станет теплее, она оживет и вырастут новые листья с ловушками.

      Так же она могла погибнуть от отсутствия пищи или неправильного полива. В природе такие растения растут на очень бедных почвах, поэтому они развили механизм добычи полезных веществ из насекомых, а из корни утратили способность поглощать питательные вещества из почвы. Из-за этого дионею нужно поливать дистиллированной водой, в крайнем случае дождевой. При поливе обычной водой почва начинает засолятся и растение умрет через год-полтора. Полив кипяченной или вымороженной водой замедлит этот процесс, но итог будет тот же.

      P.S. Если у вас таки росянка (у нее длинные листья покрытые капельками жидкости на волосках, которыми она и ловит насекомых), а не дионея, то часть советов подойдет, но лучше поищите информацию об уходе за ней в Интернете, возможно есть какие-то принципиальные различия в уходе.


      1. Milfgard
        12.10.2016 13:21
        +1

        Отлично, документация в комплекте с растением об этом умалчивала. Спасибо.


        1. Torronir
          12.10.2016 13:45
          +2

          У меня вообще не было, вот и пришлось курить разные мануалы по уходу. Отправил один Вам в личку.

          Забыл еще дописать про кормежку — муха должна быть не больше трети от ловушки, иначе она не перетравится полностью и ловушка почернеет, такие ловушки лучше сразу отрезать что бы не тратить зря ресурсы растения. Также муха обязательно должна быть живой, чтобы после закрытия продолжала дергать чувствительные волоски, иначе ловушка не закроется полностью и процесс пищеварения не запустится.


  1. Godless
    11.10.2016 23:30
    +2

    Валера красава! Остальные молодцы.
    Время перемен всегда тяжелое, но радует что строишь новое и ломаешь рухлять. Удачи ребята. Взял на заметку пару идей))


  1. zirf
    12.10.2016 06:05
    +1

    Немного настораживает то, что кое-что указывает на явно любительский уровень ИТ-инфраструктуры, есть типичные "детские" болезни. Повторяющиеся инциденты (за ними обычно стоит проблема), сильная зависимость от канала (обычно по уму 99,9% доступности не нужно, информация так срочно и быстро не может быть нужна, человек имеет медленные устройства ввода-вывода :), отсутствие новомодных облачных фигней — ими правда, пользоваться надо уметь. С другой стороны, прийди к руководству любой компании грамотный ИТ-менеджер, окинь взглядом "инфраструктуру" и предложи сделать по уму. По итогам своя ИТ-служба окажется автоматизирована настолько, что можно понасажать одних роботов. Я, был таким "грамотным", бизнес доволен. ИТ-отдел тоже, но это исключение. Потом ребята не сглупили, тихонечко шатнули систему несколько раз, чтобы показать свою нужность.
    Середняку хороший аутсорсер недоступен из-за цен. Так как это интегратор, а у него сервис-машина под крупняк заточена.


    1. chieftain_yu
      12.10.2016 10:32

      Учитывая грядущие требования по передаче данных о продаже покупателю вотпрямщасбыстро (54-ФЗ), критичность канала возрастает.


      1. zirf
        12.10.2016 12:11

        Да, гаечки завернули, такими темпами скоро налоговая будет подключена к счетчикам купюр и т д. Но тут задача бизнеса искать в законе льготы, лазейки, двусмысленности. Никто же провайдеров к доступности 99% не приговаривал.


  1. Arden
    12.10.2016 09:26
    +1

    А как у вас устроена совместная работа с документами?
    А общение между магазинами? Портал, slack?

    Еще интересно посмотреть скриншоты сенсоров заббикса))


    1. Milfgard
      12.10.2016 09:28
      +1

      Финансы через 1С, разработка через Worksection+Гуглодоки, остальное в почте. Общение между магазинами — есть корпоративный сайт, Москва сидит в одном чате для оперативных вопросов, встречи старших в офисе каждую неделю.


  1. servekon
    12.10.2016 11:10
    +1

    Гендиректор Андрей отключал внешний монитор от ноутбука, когда печатал что-то. Оказалось, что одностраничный документ печатается на две страницы при подключённом экране и на одну (как положено) — при отключённом. Почему так — пока не знаем.

    Нужно больше подробностей, а именно:
    1. Версия ОС.
    2. Модель принтера и версия драйвера для него. Через USB или по сети.

    Может кто и поможет с советом.


  1. Harado
    12.10.2016 12:13
    +1

    У вас система мониторинга как я понял только Zabbix или используете другие системы мониторинга? На чем пишете плугины для мониторинга? Спасибо


    1. Milfgard
      12.10.2016 13:26

      Встроенные инструменты железа и ПО плюс только Заббикс. Валера говорит, модули не пишем, а user parameters и external checks пишем на всём, что интерпретируется (bash, bat, posh, expect).


  1. navion
    12.10.2016 15:21
    +2

    Третье — бекапы. Инкрементальный бекап основных вещей делается в промежутках от 15 минут до часа.

    Чем делаете бекапы? В магазинах тонкие клиенты или что-то важное тоже есть и как-то бекапится?


    1. Milfgard
      12.10.2016 15:46
      +2

      Из самого важного — это БД, там делаются частые бекапы средствами SQL. По возможности каждый сервис бекапится штатными средствами, управление всем этим через bareos. Маленькие (малооборотные магазины) через тонкие клиенты, там соответственно ничего не бекапим в самом магазине, только на центральном серваке. Крупные — собственные сервера на точках.


  1. timus_vladimir
    13.10.2016 15:24

    Вот самое интересное и не рассказали как Валера мониторил курсы валют и погоду с помощью Zabbix.


    1. Milfgard
      13.10.2016 15:25

      А что необычного? Там же просто показатель плавает в границе, алерты, события от динамики и конкретных показателей.


      1. timus_vladimir
        13.10.2016 16:13

        интересно парсинг внешнего ресурса организован средствами zabbix или сторонним кодом?


  1. pulsatrix
    13.10.2016 15:25
    -1


  1. CAXAline
    13.10.2016 19:13
    +3

    Спасибо за интересные статьи.
    Скажите, пожалуйста, какой системой тикетов пользуетесь?

    Для докувики могу посоветовать вот такой шаблон.
    Он чистенький, на экране только самое важное. Делал кореец, поэтому цвета шрифтов надо поправить)


    1. Milfgard
      13.10.2016 20:36
      +1

      Встроенной в WS, корпоративный портал, Basecamp и почтой. Единой нет.
      Спасибо )


  1. VSOP_juDGe
    17.10.2016 14:08

    А чем и как делаете инкрементальные бэкапы пользовательских данных? Как у вас вообще устроена схема резервного копирования?


  1. kostya_g
    19.10.2016 02:48
    +1

    Почему не используете offline кассы?
    Не надо городить резервные каналы, рдп сессии и прочее. Даже если точка ушла в оффлайн, можно спокойно работать с провайдером и восстанавливать доступ.


    1. Milfgard
      19.10.2016 05:26
      +1

      Нам нужно наличие в реальном времени на сайте.


      1. kostya_g
        19.10.2016 08:09

        Некоторые системы оффлайн касс позволяют обмениваться в онлайне о продажах с системами товароучета, тем самым решается вопрос о наличии в реальном времени информации. В преимуществах — уменьшается необходимость в резервных каналах, упрощение инфраструктуры.


        1. Milfgard
          19.10.2016 09:30

          Какие-то странные оффлайновые кассы.


          1. kostya_g
            19.10.2016 09:38

            Они как одиночная касса, в терминологии 1С, оффлайн. Когда там появляются кассовые сервера и многое другое — я уже даже и не знаю как их квалифицировать.


            1. Milfgard
              19.10.2016 09:44

              У нас логика такая: ключевой магазин ушёл с сети — данные копятся в нём, при появлении связи — синхронизируются. То же самое работает в магазинах в некоторых регионах. Если же стоит клиент с терминальным доступом — связь нужна постоянно, но в случае аварии магазин может бить чеки в ручном режиме, а потом добить продажи при появлении сети.


              1. kostya_g
                19.10.2016 09:54

                Вот для клиентов с терминальным доступом я бы такое и делал.
                Где нибудь у себя на площадке разместил кассовый сервер, который держит обмен информацией с кассами, у клиентов установил бы эти «оффлайн» кассы. Если связь и пропадает, магазин спокойно работает до восстановления связи в штатном режиме.

                Ваще с удовольствием читаю как у вас все реализовано, пишите еще! :)