Вкратце про HoloLens
Это небольшой компьютер, надевающийся на голову, не требующий никакой привязки к внешним устройствам. Перед глазами находится полупрозрачный экран, на который подаются видимые объекты создающие иллюзию реального присутствия объекта в мире. Экран — волноводные линзы — линзы с волнообразной призматической структурой, которые правильным образом преломляют и отправляют в наши глаза картинки с расположенных по бокам микродисплеев. Подробное описание оптики и технических характеристик тут.
Сильное отличие от других девайсов дополненной/смешанной/виртуальной реальности, что HoloLens полностью автономны и работа их не завязана ни на смартфон, ни на компьютер, ни на коробочку на поясе. В теории они предназначены для визуализации архитектурных проектов, для создания реалистичных 3D-моделей человеческого тела, полезных для врачей, для обучения, для того чтобы быть еще одним вкусным кусочком экосистемы Windows и использовать десятку и все ее приложения через хололенсы, для «голопортации», для более эффективных коммуникаций, которые типа лучше скайпа и т.д. То есть я теперь не просто пришлю дизайнеру ТЗ на исправление его «шедевра», а прям одев хололенсы пальцем ему тыкну, что есть зона роста в его дизайне и где именно эта зона находится. Судя по позиционированию устройства, наибольшие ожидания от него в b2b сегменте для использования продуктовыми специалистами, которым требуется визуализация. Ну и про индустрию развлечений тоже не забывают.
Ключевыми «конкурентами» являются Meta 2 и Magic Leap. Ни мету, ни ML я лично не пробовал. Если кто неожиданно имел такое удовольствие — поделитесь.
Практическая целесообразность
Вообще в HoloLens самый большой вопрос вызывает практическая целесообразность их использования, особенно при цене в 3К долларов. Правда это цена девкита и возможно консьюмерская версия будет дешевле. Так вот, я поиграл в игры на HoloLens и посмотрел виртуальный тур по сферическим панорамным изображениям Рима и Мачу-Пикчу. Играть мне понравилось, но это только для wow-эффекта классно, а в долгосрочной перспективе в них играть пока нельзя, так как просто напросто нет больших качественных игр под HoloLens и в целом разнообразия контента. У девайсов виртуальной реальности (Oculus, Vive, Sony) сейчас хоть сторы активно наполняются играми. Эти игры не AAA класса, но их все больше и качество все выше. Есть во что поиграть. А у HoloLens нет и вопрос в том, а будет ли? Я не слышал анонсов известных студий про разработку контента под HoloLens. Однако стоит отметить, что небольшие команды даже в России сейчас начинают это делать /upd.22.10 — вот в комментах написали интересно, что есть целый слак-чатик для девелоперов на лензах (неофициальный, но там порядка 300 человек, в основном с утройствами)/ И не стоит забывать, что фокус внимания Microsoft по данному девайсу направлен все-таки на b2b.
Зажжет или нет
Исходя из оценки целесообразности и технических характеристик устройства есть разные мнения насчет того, будет ли спрос на HoloLens или нет. Спасибо за мнения участникам профессионального сообщества по виртуальной реальности (А. Артищеву, В. Мещерякову, А Лисовицкому и др.). С одной стороны есть сильное мнение, что можно провести параллель с google glass, что они мол по тому же пути пойдут и не будет массового спроса. С учетом высокой цены, низкого FOV (30 x 17.5 градусов), отсутствия контента и нормальной экосистемы, что пытаясь сделать универсальный продукт как google glass в итоге получится продукт без целевой аудитории, типа одной рукой за девять зайцев не ухватишься, ну и что даже если посмотреть гуглотренды сейчас, то виден низкий хайп именно по хололенсу в сравнении с другими крупными девайсами VR/AR. Кстати, Sony VR на график даже добавить нельзя, так как остальные затеряются на его фоне.
С другой стороны есть сильное мнение, что пока это же девкит, ранний и сырой прототип только для отладки и доработки. И очень хорошо, что HoloLens продают не дешевле $3000 — покупать такие вещи должны люди, которые очень хорошо понимают, какие дивиденды эта покупка может принести им в будущем, осознающие риски. И что когда доработают, отладят, создадут экосистему, будет готов качественный контент в большом объеме, решат проблему излишне скромного FOV, увеличать срок действия батарейки, вот тогда уже по более низкой «консьюмерской» цене они зайдут в рынок и зажгут. Это вероятно будет через несколько лет, но когда именно тема для дискуссии. Давайте обсудим ее в комментариях и в рамках прикрепленного опроса.
Кроме того, еще раз озвучу такие плюсы устройства как отсутствие проводов и вообще полная автономность, трекинг жестов, крутая 3D-визуализация.
На мой личный взгляд перспективы для того, чтобы зажечь, хорошие. Обусловлены они в в том числе и субъективными ощущениями. Опишу их подробнее. Вот я в шлеме виртуальной реальности провожу 20+ минут и мне тяжеловато становится, чувствую что надо выходить. А в HoloLens не почувствовал такого, наоборот чуть ли не привыкаешь. Лично для меня это сильный фактор в пользу успеха данной технологии.
Так что думаю Microsoft Hololens — хороший задел на возможность создать удобный и популярный продукт в будущем. Сейчас же его можно показывать друзьям, использовать на конференциях, и главное тем, у кого есть желания рискнуть, можно начать делать контент уже сейчас под HoloLens, ожидая взрывного роста этой технологии и стать одним из первых, кто впрыгнул на паровоз с деньгами.
Буду очень рад вашим комментариям на тему перспектив HoloLens и других устройств смешанной реальности.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (78)
centur
21.10.2016 07:25+3Гоняем в офисе периодически. Все-таки девайс не готов к повседневной работе — в офисе свет не выключить а при ярких лампах такого классного погружения нет.
Очень интересно и удобно браузить и смотреть youtube — я бы себе взял подобный девайс для просмотра видео — никому не мешаешь и диагональ телевизора — любая. Rogue One ролик как в кинотеатре смотрится.
Немного тяжеловат, но привыкаешь быстро.
Уже видели что не всем подходит — есть люди у кого эффект вызывает тошноту и головокружение.
Ну и что-то надо делать с восприятием. Человек работающий в гололенз выглядит мягко говоря странно, даже неадекватно — машет руками делает странные жесты. Видно, что не в себе а в виртуальном мире каком-то.
Я бы сказал так — направление самое правильное — смешивать реальность и цифровой мир, осталось сделать устройство которое будет легче, компактнее и более автономное — нужно хотя бы сутки работы. А пока — очень классная, но все же игрушка, как и остальные гаджеты такого рода. И пока не хватает экосистемы приложений и дополнительных гаджетов. Руками 8 часов в день не намашешься.
И да, зарядный порт надо делать другим — Все-таки немного страшно в девайсе за $5к обломать USB порт, а заряжать приходится довольно регулярно.
Halt
21.10.2016 10:48+1Когда то и человек, громко разговаривающий сам с собой на улице тоже вызывал недоумение.
RenatSh
21.10.2016 13:05Интересно, фокусное расстояние y HoloLens одно и то же (как в Oculus) или может меняться/подстраиваться под окружение?
3aicheg
21.10.2016 15:38+2Заявленное оптимальное расстояние до голограммы два метра. Если поставить ближе, изображение не расфокусируется, вместо этого искажаются цвета. Примерно в метре от себя ещё можно рассмотреть что-то более-менее, ближе всё резко бледнеет и вообще исчезает.
Т. е., ощущения не такие, как если взять бинокль и неправильно настроить дальность, а, скорее, как если на TN-монитор под углом смотреть.
Lsh
22.10.2016 01:31А угол обзора какой?
centur
23.10.2016 01:24Угол обзора — средний. Ну т.е. не сильно уж узкий, но и не 100%. Сложно описать, представьте вы держите лист формата А4 перед лицом на расстоянии наверное ~20-25 сантиметров — вот какой-то такой. Края активной области — видны, но они не сильно мешают. Их перестаешь замечать когда делаешь что-то — всегда можно немного повернуть голову чтобы объект оказался ровно по центру и тогда с обзором проблем нет. Даже я бы сказал это иногда помогает сосредоточиться — я ради прикола увешал угол комнаты окнами браузера если видеть их все сразу — у меня сильно отвлекается внимание. А с ограниченным углом обзора — повернул голову и оказался в конкретном контексте — одно окно.
Из дополнительных замечаний — устаешь махать руками, зарядка для программиста конечно полезная штука, но так долго не поработаешь. Нужно что-то типа виртуальных рук, чтобы не двигать активно конечностями в пределах видимости камер в девайсе. С устройством идет кликер, но у нас он где-то был заныкан и я пользовался без него, так что не могу сказать насколько он облегчает жизнь.
ad1Dima
24.10.2016 08:35Кликер только кликает, он не трекает свое положение как Гугловый, последний было бы круто подключить.
Ну и можно же подключить мышь с клавой, работают правда только в пределах активного окна, но все же.
ApeCoder
21.10.2016 08:23+2Ну и что-то надо делать с восприятием. Человек работающий в гололенз выглядит мягко говоря странно, даже неадекватно — машет руками делает странные жесты. Видно, что не в себе а в виртуальном мире каком-то.
А вы помните, когда только появились гарнитуры к телефонам?
kucheriavij
21.10.2016 11:01мне и сейчас стремно в google now текст в общественных местах наговаривать)
3aicheg
21.10.2016 10:58+1> Вот я в шлеме виртуальной реальности провожу 20+ минут и мне тяжеловато становится, чувствую что надо выходить. А в HoloLens не почувствовал такого, наоборот чуть ли не привыкаешь.
Как вам это удаётся? Я пробовал и ремешок для головы по-всякому регулировать, и винт на макушке затягивать, как на пыточных тисках для головы — всё равно оно так давит на нос, что больше десяти минут подряд трудно выдержать.viacheslavnu
21.10.2016 11:03Интересное замечание, я на это не обращал внимание. Видимо у меня голова привычная к разным шлемам уже сильно.
eagleivg
21.10.2016 11:03+1Зажжет, но не эта версия.
У нее нет ключевых особенностей:
1) Недостаточное разрешение. Работать с текстом, например, невозможно.
2) Плохое качество трекинга. Лаги и просто срывы сопровождения. (Сужу по видео)
3) Низкий FOV — ну про это уже писали, успех будет, когда он будет равен естественному.
4) Автономность — тоже уже писали, нужно хотя бы часов 10.
5) Способность распознавать объекты окружающего мира и ориентироваться в пространстве — для дополнения собственно реальности дополнительной информацией
Вот когда все эти вещи сойдутся в одном устройстве, тогда и взлетит. Причем смартфоны после этого будут не нужны.synmcj
21.10.2016 11:50+2Все, кто пробовал HoloLens отмечали, что лаги и срывы есть только на записанном видео, а в реале трекинг работает практически безупречно. Так что этот момент судить по видео не стоит.
Распознование объектов и ориентация у них уже есть, хоть и в начальном виде. Можно найти демки где устройство сканирует комнату и помещает голограммы на поверхностях, делает дырки в стенах и все это выглядит вполне естественно.
Также я думаю, что разрешение и FOV может только становиться лучше с новыми версиями устройства.
На мой взгляд, у HoloLens есть все шансы выстрелить со следующими версиями. Но может случится и так, что Apple «изобретет» свой хололенз и про MS все забудут, как обычно.
ad1Dima
21.10.2016 14:162) Плохое качество трекинга. Лаги и просто срывы сопровождения. (Сужу по видео)
Если вы имеете ввиду лаги курсора, то все журналисты поголовно утверждают, что они только на видео. Если всех объектов, то хз, но думаю, вопрос решаем.
3) Низкий FOV — ну про это уже писали, успех будет, когда он будет равен естественному.
ну, они писали, что это одна из основных задач для консамерской версии и основная проблема, якобы, в производительности и времени автономной работы.
Но как очкарик вам скажу, что FOV равный естественному нужен разве что для игр. Для бизнесс-задач попросту не нужно чтоб в боковом зрении голлограммы были.
5) Способность распознавать объекты окружающего мира и ориентироваться в пространстве — для дополнения собственно реальности дополнительной информацией
эм, ну как бы это есть, он почти в реальном времени строит карту вершин окружения. Отслеживает перемещения предметов. Или вы про то, что он должен распознавать лампу как лампу?
eagleivg
21.10.2016 14:50Для бизнесс-задач попросту не нужно чтоб в боковом зрении голлограммы были.
Иначе не будет полноценной дополненой реальности. В повседневной жизни боковое зрение играет большую роль.
Или вы про то, что он должен распознавать лампу как лампу?
Именно. Холодильник как холодильник и рисовать на нем оставшийся запас продуктов и их сроки годности. Бизнес центр, и рисовать поверх располагающиеся в нем фирмы. Подсвечивать машины, движущиеся по пересекающимся траекториям. К сожалению, пока это фантастика.ad1Dima
21.10.2016 15:33Иначе не будет полноценной дополненой реальности.
Так ли оно необходимо? Т.е. это, конечно, неплохо бы, но не необходимо.
Холодильник как холодильник и рисовать на нем оставшийся запас продуктов
Достаточно повесить на него соответствующее приложение
Бизнес центр, и рисовать поверх располагающиеся в нем фирмы.
2гис уже сейчас может сделать такое приложение. для этого распознавание не нужно.
Подсвечивать машины, движущиеся по пересекающимся траекториям.
Это вообще не задача HoloLens
eagleivg
21.10.2016 16:14Сперва по каждому из пунктов:
это, конечно, неплохо бы, но не необходимо.
Дополненная реальность должна быть бесшовной, КМК. Иначе ощущения будут не те — когда объект вдруг обрежется прямо в воздухе, это неприятно.
2гис уже сейчас может сделать такое приложение. для этого распознавание не нужно.
Во-первых, может != сделал. Во-вторых, что проще — достать мобильник, разблокировать, запустить приложение (передаю отдельный привет экрану загрузки 2Gis) и навести, или просто бросить взгляд через очки?
Это вообще не задача HoloLens
Почему? Вполне себе use-case для дополненной реальности.
Ну и в целом: что удобнее использовать, одни универсальные очки дополненной реальности или 3 (или более) специализированных устройства?ad1Dima
21.10.2016 16:27Иначе ощущения будут не те — когда объект вдруг обрежется прямо в воздухе, это неприятно.
Неприятно, да. нефотореалистичная графика тоже неприятно. Критично? в некоторых случаях — да, в большинстве, не более чем досадная мелочь.
Во-первых, может != сделал. Во-вторых, что проще — достать мобильник, разблокировать, запустить приложение (передаю отдельный привет экрану загрузки 2Gis) и навести, или просто бросить взгляд через очки?
не равно. Но при чем тут мобильник? HoloLens — тот же ПК, приложения на нем надо так же запускать, просто живут они в 3d мире. Ну а если идя по улице у вас постоянно будет голомусор вокруг, это вообще ужасно, намного более ужасно, чем обрезающиеся модели.
Вполне себе use-case для дополненной реальности.
Для дополненной реальности + IOT + дополнительные датчики. Да, вероятно Windows Holographic, как платформа, c этим справится. Но для этого в качестве хололенса, по физическим причинам, должен автомобиль выступать. ну и логичнее сразу на лобовое и проецировать.
Kenya-West
Судьба Microsoft — толкать прогресс, приближать будущее и затем отложить проекты в долгий ящик. Судьба других компаний — скопипастить у Майкрософт и популяризировать.
History… mothafacka.
Idot
Тем кто минуснул, следует вспомнить, что планшет первым презентовал лично Билл Гейтс, а не Стив Джобс.
Залейте, пожалуйста, кто-нибудь http://lurkmore.to/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:TabletPC_from_MS_%26_from_Apple.jpg
3aicheg
Серия «Футурамы» про eyePhone, возможно, окажется пророческой.
Psychosynthesis
Сейчас прибегут яблочные и скажут что де Tablet PC был весь такой угловатый и убогий с какими-то уродливыми кнопками, а яДоска такая вся гладкая и красивая, ага. Ну и даже в чём-то будут правы. Наверное.
Однако, Джобс был мощным маркетолого-идеологом, этого не отнять. Тут также стоит в очередной раз заметить что не последнюю роль играет экосистема в которую выпускается продукт и тут MS, как и в случае с HoloLens, похоже, традиционно даёт маху…
Немного объясню свою мысль, вот, например с тем же Tablet PC. Одна система на планшете и на ПК это прекрасно, вот только интерфейс ПК для планшета какбы не совсем уместен. Это один из многих факторов.
А если говорить про HoloLens, я таки думаю что вот этот вот упор на b2b это тоже не слишком разумно. Мне кажется, согласуй они с двумя-тремя именитыми студиями разработку каких-нибудь действительно крутых игр, спрос на эти очки превысил бы все возможные ожидания, а там бы и остальные подтянулись. Ну и т.п., надеюсь мысль про экосистему понятна.
svboobnov
Про VR изначально говорили: это для тренировки операторов атомной станции / конструкторов.
И если какой-нибудь шлем VR поможет сконструировать газотурбинный двигатель с КПД не 33 а 37%, то он уже окупится. А если ещё и работники АЭС, обученные в виртуальной реальности, и в реале не сделают ошибок — окупится с лихвой. А вот простым потребителям пока надо довольствоваться OculusRift или чем-то подобным, ПМСМ.
Proxmiff
Да, в 93-м Newton презентовал не Джобс, он его наоборот закрыл, как вернулся в эппл :) А при чем тут Билл Гейтс?
Tujh
Тогда уж Стенли Кубрик в «Космической одиссее 2001» 1968 года выпуска. Там же аналог Skype показан и много чего ещё.