На сегодняшний день, аккумуляторы в космических программах используются в основном как резервные источники питания, когда аппараты находятся в тени и не могут получать энергию от солнечных батарей, или в скафандрах для выхода в открытый космос. Но используемые сегодня типы аккумуляторов (Li-ion, Ni-H2) имеют ряд ограничений. Во-первых, они слишком громоздкие, так как предпочтение отдаётся не энергоёмкости, а безопасности, в результате множественные защитные механизмы уменьшению объёма совсем не способствуют. И во-вторых, современные аккумуляторы имеют температурные ограничения, а в будущих программах, в зависимости от местоположения, температуры могут варьироваться в диапазоне от -150 °C до +450 °C.

Источник

К тому же, не стоит забывать и повышенный радиационный фон. В общем, будущие аккумуляторы для космической отрасли должны быть не только компактными, долговечными, безопасными и энергоёмкими, но и работать при высоких или низких температурах, а также в условиях повышенного радиационного фона. Естественно, на сегодняшний день такой волшебной технологии не существует. Но тем не менее, существуют перспективные научные разработки, которые пытаются приблизится к требованиям для будущих программ. В частности, хотелось бы рассказать про одно направление в исследованиях, которое поддерживается NASA в рамкам программы Game Changing Development (GCD).

Так как совместить все вышеперечисленные технические характеристики в одной батарейке-задача трудновыполнимая, главная цель NASA на сегодняшний день-получить более компактные, энергоёмкие, и безопасные аккумуляторы. Как же достигнуть этой цели?

Начнём с того, что для значительного увеличения энергоёмкости на единицу объёма необходимы батарейки с принципиально новыми материалами для электродов, так как возможности литий-ионных аккумуляторов (Li-ion) ограничены ёмкостями материалов для катода (около 250 мАч/г для оксидов) и анода (около 370 мАч/г для графита), а также пределами напряжений, в которых электролит стабилен. И одна из технологий, позволяющая увеличить ёмкость, используя принципиально новые реакции взамен интеркаляции на электродах- это литий-серные аккумуляторы (Li-S), анод которых содержит металлический литий, а в виде активного материала для катода используется сера. Работа литий-серного аккумулятора в чём-то похожа на работу литий-ионного: и там, и там в переносе заряда участвуют ионы лития. Но в отличии от Li-ion, ионы в Li-S не встраиваются в слоистую структуру катода, а вступают с ним в следующую реакцию:

2 Li + S -> Li2S

Хотя на практике, реакция на катоде скорее выглядит так:
S8 -> Li2S8 -> Li2S6 -> Li2S4 -> Li2S2 ->Li2S

image

Источник

Основное преимущество такого аккумулятора — высокая ёмкость, превышающая ёмкость литий-ионных аккумуляторов в 2-3 раза. Но на практике не всё так радужно. При повторных зарядках, ионы лития оседают на аноде как попало, образуя металлические цепочки (дендриты), которые в конце концов приводят к короткому замыканию. К тому же, реакции между литием и серой на катоде приводят к большим изменениям объёма материала (до 80%), так что электрод быстро разрушается, да и сами соединения с серой-плохие проводники, поэтому в катод приходится добавлять много углеродного материала. И последнее, самое главное- промежуточные продукты реакции (полисульфиды) постепенно растворяются в органическом электролите и «путешествуют» между анодом и катодом, что приводит к очень сильному саморазряду.

Но все вышеперечисленные проблемы пытается решить группа учёных из университета Мэриленда (UMD), которая и выиграла грант от NASA. Так как же учёные подошли к решению всех этих проблем? Во-первых, они решили «атаковать» одну из главных проблем литий-серных аккумуляторов, а именно, саморазряд. И вместо жидкого органического электролита, который, как было сказано выше, постепенно растворяет активные материалы, они использовали твёрдый керамический электролит, а точнее, Li6PS5Cl, который достаточно хорошо проводит ионы лития через свою кристаллическую решётку.

Но если твёрдые электролиты решают одну проблему, они также создают и дополнительные трудности. К примеру, большие изменения объёма катода во время реакции могут привести к быстрой потере контакта между твёрдыми электродом и электролитом, и резкому падению ёмкости аккумулятора. Поэтому учёные предложили элегантное решение: они создали нанокомпозит, состоящий из наночастиц активного материала катода (LI2S) и электролита (Li6PS5Cl), заключённых в углеродную матрицу.

image

Источник

Данный нанокомпозит имеет следующие преимущества: во-первых, распределение наночастиц материала, который меняется в объёме при реакции с литием, в углероде, объём которого практически не меняется, улучшает механические свойства нанокомпозита (пластичность и прочность) и уменьшает риск растрескивания. К тому же, углерод не только улучшает проводимость, но и не препятствует движению ионов лития, так как имеет также хорошую ионную проводимость. A за счёт того, что активные материалы наноструктурированы, литию не надо продвигаться на большие расстояния чтобы вступить в реакцию, и весь объём материала используется более эффективно. И последнее: использование такого композита улучшает контакт между электролитом, активным материалом, и проводящим углеродом.

В результате учёные получили полностью твёрдый аккумулятор с ёмкостью около 830 мАч/г. Конечно, говорить о запуске такого аккумулятора в космос пока рано, так как работает такая батарейка в течении всего 60 циклов зарядки/разрядки. Но в тоже время, несмотря на такую быструю потерю ёмкости, 60 циклов- это уже значительное улучшение по сравнению с предыдущими результатами, так как до этого твёрдые литий-серные аккумуляторы не работали больше 20 циклов. Также следует отметить, что подобные твёрдые электролиты могут работать в большом диапазоне температур (к слову, лучше всего они работают при температурах выше 100 °С), так что температурные ограничения такого аккумуляторы будут скорее обусловлены активными материалами, нежели электролитом, что выгодно отличает такие системы от аккумуляторов, использующих в виде электролита органические растворы.

Источники
Nano Lett., 2016, 16 (7), pp 4521–4527
interface.ecsdl.org/content/25/3/26
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (26)


  1. Sleepwalker_ua
    30.10.2016 21:39

    Ну блин… Ну серьезные люди и емкость в мАч… Ну это же ужас какой-то! А напряжение какое на аккумуляторе? А неравномерность спада напряжения какая?
    Емкость корректнее всего отображают ватт*часы!


  1. Displacer
    30.10.2016 21:48

    А нельзя в качестве альтернативы использовать ионисторы?


    1. LadyN
      30.10.2016 21:49

      Там саморазряд слишком сильный, примерно за месяц ионистор может полностью разрядиться.


      1. SHVV
        31.10.2016 01:32

        Думаю, для большинства космических задач это не великая проблема. Спутникам, например, надо всего пару десятков минут работать в тени. В планетарных миссиях достаточно пережить ночь. Конечно, ночи везде разные, тем не менее, в большинстве случаев она длится меньше месяца.


      1. simki28781
        31.10.2016 02:00

        Полностью вряд ли разрядится, так как саморазряд спадает по экспоненте, перезаряженный ионистор разряжается за минуты до номинального напряжения, с дальнейшим снижением напряжения и саморазряд падает.
        Но главная проблема, у ионисторов в 100 раз меньше емкость, 1 ампер*секунда скорее, а не ампер*час.


    1. SHVV
      31.10.2016 01:15

      У ионисторов вроде всё гораздо хуже с соотношением плотность энергии на массу.


  1. SeaCat3000
    30.10.2016 21:48

    60 зарядов\разрядов пока ни о чем… да и температуры… а интересно, можно организовать замкнутый цикл с топливной ячейкой? Тратить ее, а затем «перезаряжать», восстанавливая исходные продукты. Например, водород-вода-водород.


    1. LadyN
      30.10.2016 21:52

      Там, думаю, будут трудности с компактным размером устройства, так как для «перезарядки» вода -> водород требуется электролизер, а это дополнительные объёмы.


    1. Eklykti
      31.10.2016 01:06

      А как хранить водород?


      1. Zippospb
        31.10.2016 10:43

        Подозреваю, что только если в виде какого-либо относительно стабильного комплекса, либо в абсорбированном состоянии. Но оба варианта будут значительно увеличивать массу.


    1. SvSh123
      31.10.2016 10:41

      Есть батареи «горячего» типа, там в общем-то как раз такой принцип. Из расплавленного электролита при зарядке выделяется жидкий металл, который потом «сгорает», выделяя энергию. Натрий-серные и литий-серные батареи известны уже лет 40, но используются только в качестве буферных на электростанциях.


  1. SHVV
    31.10.2016 01:39
    +2

    Интересно ещё, как там у НАСА с супермаховиками дело продвигается. Потенциально это может быть реальным прорывом. У маховиков и диапазон температур огромный, и устойчивость к радиации, и деградации практически никакой, и циклов заряда-разряда эпическое количество, и гибкая подстройка мощности — ёмкости. Это помимо того, что их уже на современных материалах можно делать эффективнее химических аккумуляторов. А если маховик делать из графена, то и любое химическое топливо потенциально может за пояс заткнуть.


    1. eugenius_nsk
      31.10.2016 06:55
      +1

      У маховиков другие проблемы — момент импульса, а значит паразитный гироскопический эффект, что в космосе будет особенно важно.


      1. SHVV
        31.10.2016 22:28
        +1

        Если правильно сделать, то это будет не паразитный, а очень даже полезный гироскопический эффект.
        В презенташке НАСА был концепт такого аккумулятора из четырёх гироскопов по направлению вершин тетраэдра. При одинаковой скорости вращения суммарный момент импульса получается равным нулю и никакого гироскопического эффекта на корабль он не оказывает. Но, если перекачивать энергию из одного маховика в другой и обратно, то можно практически на халяву менять ориентацию корабля. То есть использовать аккумулятор и для накопления энергии и как систему ориентации. Дабл профит!


    1. black_semargl
      31.10.2016 06:58
      +2

      Да даже с просто маховиками для ориентации всё не очень — выходят из строя за несколько лет.


      1. SHVV
        31.10.2016 22:30

        Механика — такая механика. Для этого НАСА планировало использовать магнитные подшипники, которые теоретически могут уменьшить механический износ деталей на порядки.


        1. black_semargl
          01.11.2016 07:06
          +1

          Магнитные подшипники — оно хорошо, но для тяжёлых силовых девайсов они и энергии много жрут.
          А её и так немного.


          1. SHVV
            01.11.2016 23:35

            Вот такие детали и интересны, но фиг найдешь в открытом доступе. Какой будет саморазряд у такой системы от поддержки магнитных подшипников, как они будут справляться с манёврами и прочее…


  1. SmaiL
    31.10.2016 09:51

    А LiFePO4 не подходят?


    1. LadyN
      31.10.2016 10:42

      LiFePO4- материал с особой структурой кристалла, куда встраивается литий. А в случае литий-серных аккумуляторов, литий вступает в реакцию с серой, отсюда и более высокие ёмкости.


  1. Rumlin
    31.10.2016 13:01
    +1

    в будущих программах, в зависимости от местоположения, температуры могут варьироваться в диапазоне от -150 °C до +450 °C.

    Для венероходов в 80-х разрабатывались аккумуляторы для работы при температурах около 400С с электролитом на расплавах солей. Электроника тоже разрабатывалась под эти температуры — на основе углерода, а не кремния.


    1. LadyN
      31.10.2016 14:25

      Да, для Венеры эта система была бы идеальна. Такие аккумуляторы и сейчас разрабатываются для военных нужд. Единственно, они всё-таки не такие компактные.


  1. Arxitektor
    31.10.2016 15:54

    То есть в теории можно построить венероход?


    1. black_semargl
      31.10.2016 16:09

      Даже не в теории — но в разработку технологий для него нужно вложить много миллиардов.
      А больше эти технологии почти нигде и не нужны.


      1. Rumlin
        31.10.2016 16:34

        В теории может пригодится в высокотемпературных производствах. Хотя как-то сейчас обходятся.


        1. black_semargl
          01.11.2016 07:06

          Сейчас там внутрь только датчики пихают, а вся электроника — снаружи.