В конце ноября 2016 года компания Grandstream Networks объявила о запуске новой линейки IP-телефонов. Новый модельный ряд GXP1700 относится к среднему ценовому диапазону и включает в себя три модели – GXP1760, GXP1780 и GXP1782. Что характерно, новые аппараты выходят не на замену устаревшим моделям, а расширяют и так немаленькую продуктовую линейку IP-телефонов Grandstream. Зачем это нужно производителю и что собой представляют новинки — постараемся разобраться в этой статье.


В настоящий момент компания Grandstream выпускает два модельных ряда IP-телефонов. Это условно бюджетная линейка GXP1600 и условно премиальная GXP2100. Условно – потому что, к примеру, самый старший телефон шестнадцатой серии GXP1630 с тремя линиями, 8 клавишами BLF, с не самыми маленькими дисплеем и ценой ($85) попадает в категорию бюджетных уже весьма условно. Аналогичная ситуация и с GXP2130 – самым дешевым аппаратом ($105) из старшей серии. Единственное, что может относить его к категории премиальных телефонов – это цветной дисплей.

Но, несмотря на все условности, определенный разрыв в позиционировании между этими двумя сериями телефонов все же существует, и новые модели призваны заполнить эту пустоту. На это и напирают маркетологи Grandstream, называя серию GXP1700 не иначе как «Mid-Range IP Phones». Я вижу еще одну причину появления нового модельного ряда, но это исключительно мое субъективное мнение. Слева на фотографии – самая младшая модель из новых телефонов Grandstream — GXP1760, а справа – IP-телефон Yealink SIP-T42G из довольно популярного в Штатах и Европе модельного ряда Yealink SIP-T4. Понятно, что о прямом заимствовании тут речи не идет, но телефоны стилистически довольно похожи. Попытаться таким образом отвоевать часть рынка у конкурента – на мой взгляд, довольно логичная и понятная идея.



Как уже было сказано, новый модельный ряд состоит из трех аппаратов и все они довольно похожи. GXP1780 и GXP1782 – вообще братья-близнецы, разница лишь в том, что модель с двойкой на конце поддерживает Gigabit Ethernet, а GXP1780 – нет. Отличий у GXP1760 от старших моделей чуть больше: во-первых, поддерживается меньшее количество SIP-аккаунтов (3 против 4) и линий (6 против 8). Во-вторых, с восьми до шести уменьшено количество BLF-клавиш слева и справа от дисплея, за счет чего количество запрограммированных на них действий сократилось с 32 до 24. Grandstream прислала нам на тестирование самую старшую модель GXP1782, с которой мы сегодня и познакомимся. Впрочем, все написанное будет также применимо и к двум другим телефонам серии с учетом поправок, озвученных выше.

Внешний вид и эргономика




Внешний вид GXP1782 полностью соответствует современным веяниям в области дизайна IP-телефонов. Это черный матовый пластик в нижней части и черная глянцевая рамка – в верхней. Клавиши – довольно крупные, прямоугольной формы с минимальными скруглениями. Цифровые клавиши сделаны под металлик с черной шелкографией, остальные – в классическом черном цвете с белыми надписями. Трубка телефона – широкая и не очень изогнутая, из-за этого снимать ее с телефона не совсем удобно. Сам телефон тоже довольно широкий, благодаря чему все элементы располагаются на нем довольно вольготно и не давят друг на друга.



Из оригинальных особенностей внешнего вида можно выделить яркую светлую полоску, отделяющую верхнюю часть телефона от нижней и довольно симпатичный индикатор голосовой почты рядом с дисплеем, который практически незаметен в выключенном состоянии. Жалко, что российские пользователи, в массе своей не привыкшие пользоваться голосовой почтой, не заметят этого оригинального хода дизайнеров Grandstream.



Дисплей и интерфейс


Дисплей у новых телефонов Grandstream – графический черно-белый с подсветкой. Разрешение – 200 на 80 точек, диагональ – 3.4 дюйма, яркость подсветки и уровень контраста регулируются. Grandstream GXP1782 – это еще одно доказательство тому, что черно-белый дисплей в случае с IP-телефонами зачастую выигрывает у цветных по удобству работы с ним. Вся информация отображается четко, считывается легко, без напряжения. А красивая картинка на экране телефона – это дело не второе и даже не десятое.



Единственное, что расстраивает и немного удивляет – это организация графического интерфейса телефона. В частности, по умолчанию задействованы только две из четырех программируемых клавиш, расположенных под дисплеем. Выполняют они функции «перезвонить» и включения/выключения переадресации вызовов. В Web-интерфейсе можно назначить действие двум другим клавишам, но среди доступных вариантов нет, например, такой важной функции как «не беспокоить». Для включения и выключения этого режима придется лезть глубоко в меню, что весьма неудобно.

Клавиши BLF


От стандартных контексто-зависимых клавиш перейдем к главной фишке новых телефонов – светодиодным клавишам BLF, которые расположены слева и справа от дисплея. Точнее, BLF – это всего лишь одна из нескольких доступных функций, поэтому Grandstream предпочитает называть эти клавиши виртуальными многофункциональными клавишами (Virtual Multi-Purpose Keys, VPK). Помимо функции BLF, клавиши могут выполнять такие функции, как выбор активной линии, быстрый набор, донабор в тоновом режиме, интерком-вызов, запись разговора, парковка вызова, интерком, пейджинг и другие.

Несмотря на то, что физически клавиш всего 8 (у GXP1760 – шесть), каждая из них может выполнять до 4 различных действий. Переключение между действиями осуществляется перелистыванием виртуальных страниц экрана (поэтому клавиши называются виртуальными). Конечно, такое решение менее удобно, чем наличие 32-х аппаратных клавиш, но в таком случае телефон получился бы намного более громоздким и дорогим.



Порты и разъемы


Перейдем от передней части телефона к задней. На ней мы видим два сетевых порта: стомегабитных в случае с GXP1760/ GXP1780 и гигабитных – в случае с GXP1782. Естественно есть два разъема 4P4C для подключения трубки и обычной проводной гарнитуры. При использовании гарнитур Plantronics поддерживается функция электронного поднятия трубки (EHS), когда вызовы можно принимать, отклонять и завершать непосредственно с гарнитуры. Также имеется отдельный EHS-порт, зарезервированный для использования внешнего EHS-адаптера в будущем.



Все новые телефоны поддерживают возможность питания через PoE (максимальное потребление – 5 Вт). Несмотря на это, Grandstream, по старой традиции, комплектует все свои телефоны блоками питания, а не предлагает приобретать их отдельно. В качестве разъема питания используется порт microUSB, как и во всех последних продуктах Grandstream. Это удобно: во-первых, такой адаптер всегда легко найти, а во-вторых, всегда есть чем зарядить свой смартфон (если это, конечно, не IPhone).

Помимо порта microUSB есть у телефонов и полноценный USB, спрятанный за пластиковой заглушкой. Применение его весьма ограничено: в настоящий момент он может использоваться только для хранения Pcap-данных. Впрочем, все же одно полезное применение у этого порта есть – это опять же зарядка смартфона и других девайсов. Последний из разъемов на задней панели телефона – это кенсингтонский замок.



Качество звука


Как и все современные телефоны Grandstream, новые аппараты ничем не выделяются в плане качества звука, как в обычном режиме, так и в режиме громкой связи. Звук вполне нормальный, никакого отторжения, как, впрочем, и восторга не вызывает. Конечно, на трубках телефонов написано «HD», а это значит, что они поддерживают широкополосный кодек G722. Впрочем, тут даже большее внимание я обратил бы на поддержку свободного ауфиоформата Opus, который пока еще довольно редко встречается в других IP-телефонах.

Телефонные и сетевые функции


Новые телефоны Grandstream поддерживают все основные телефонные функции. Из интересного и необычного тут можно выделить разве что возможность организации 5-сторонних конференц-совещаний без задействования ресурсов АТС и поистине гигантскую телефонную книгу на 2000 номеров. Заполнить её вручную практически нереально, но есть возможность импорта через XML. Также поддерживается поиск в LDAP-каталоге.

Что касается сетевых функций, то в первую очередь тут стоит отметить поддержку OpenVPN (пока не поддерживается работа с использованием TLS-сертификатов). Также безопасность обеспечивается за счет поддержки протоколов SIPS и SRTP. Для контроля доступа телефонов к сети предусмотрена поддержка 802.1X. При установке большого количества аппаратов в локальной сети, не лишними будут VLAN и QoS.

Возможности по настройке у новых телефонов Grandstream стандартные – это экранное меню (можно запретить в целях безопасности), Web-интерфейс, а также автоматическая настройка с серверов TFTP, HTTP и HTTPS. Что касается управления и мониторинга работы телефонов, то в этом деле может помочь поддержка протоколов TR-069 и LLDP.

Цена


К сожалению, на момент написания статьи, телефоны Grandstream серии GXP1700 еще не поступили в продажу в России, поэтому точная их цена пока неизвестна. Однако ориентировочные цифры следующие: GXP1760 будет продаваться за $105 в розницу, GXP1780 – за $112 и GXP1782 – за $117. Это очень неплохая цена для функциональных, удобных и, на мой взгляд, довольно стильных телефонов. Другой вопрос, насколько актуальны телефоны среднего ценового диапазона для нынешних экономических реалий нашей страны, когда покупатели с каждым годом ориентируются на все более и более бюджетные модели IP-телефонов? Ответ на этот вопрос мы начнем получать уже в конце этого — начале следующего года, когда телефоны новой серии появятся в продаже в России.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (20)


  1. xomiakba
    05.12.2016 15:38

    Как раз тестируем GRANDSTREAMы,
    при апдейте до новой прошивки телефон стал кирпичом.
    Модель GXP1628

    Это подпортило впечатление от бренда, но в целом сам телефон был не плох… пока не стал кирпичом :)

    Говорят, что при обновлении грандстримов, нужно чтобы TFTP-d и сам телефон были в одном броадкаст-домене, иначе результат как у нас.

    Официальной информации на этот счет не нашел, может есть инфо?


    1. Quzari
      05.12.2016 17:35

      К сожалению, не могу ни подтвердить ни опровергнуть этой информации. Телефоны Grandstream действительно иногда приходят в ремонт после неудачного обновления прошивки. Но, во-первых, это случается нечасто, а, во-вторых, сложно сказать, что именно стало причиной сбоя при обновлении. По логике, протокол TFTP, работающий на UDP, действительно лучше не использовать для обновлений с удаленного сервера — для этого у телефона есть поддержка HTTP и HTTPS. Производитель в руководстве администратора говорит именно о локальном использовании TFTP-сервера: "Connect the PC running the TFTP server and the phone to the same LAN segment".


    1. SolarW
      06.12.2016 01:17

      Была у Грендстримов 16хх серии такая проблема — неудачная версия прошивки приводила к окирпичиванию.
      Но, насколько я помню есть метода как вернуть телефон к жизни — вроде в самом начале загрузки можно по ssh попасть в аварийный загрузчик откуда уже дополнительными командами прошиться по нормальному.


      1. xomiakba
        06.12.2016 10:07

        Он сеть не инициализирует, нет IP. Вариант с SSH не вариант.

        image

        Бесконечный цикл.


        1. SolarW
          06.12.2016 15:33

          Освежил немного в памяти что за проблемы были с данными телефонами.
          Оказалось что «смешались в кучу кони, люди»…

          1. С серией 16хх была проблема, проявляющаяся как нежелание брать прошивку/настройки с сервера когда на телефоне была установлена стартовая версия прошивки с которой они вышли в продажу.
          https://forum.asterisk.ru/viewtopic.php?f=3&t=6635&start=30#p59286 — путем некоторых телодвижений был произведен апгрейд до более свежей версии где эта проблема была решена.

          2. Проблема с неудачной версией прошивки относилась к серии 21х0
          http://forums.grandstream.com/forums/index.php?topic=27512 — но телефон хоть и не работал нормально по SSH удавалось зайти. (весело смотрелись сообщения на форуме Grandstream'а «Блин, у меня сотня 2160 сдохла при автоматическом обновлении что делать???!!!»)
          По рекомендациям с указанного топика удалось такие телефоны оживлять.
          Через SSH давались команды:
          — игнорировать что в телефоне более новая прошивка и закачивать более старую
          — игнорировать параметры сервера обновлений которые приезжали по DHCP
          — четко указывалось откуда взять прошивку
          — ну и собственно стартануть процесс прошивки

          Если это не ваши случаи то наверное стоит попробовать следующие действия.
          Подключить телефон через что-то, позволяющее сдампить с него сетевой трафик.
          Я применяю для этого Mikrotik RB750 у которого все порты в бридже и Packet Snifer пишет весь обмен на порту к которому подключен телефон.
          Если нет вообще никакого трафика от MAC-адреса телефона — то таки действительно «кирпич» и хорошо бы озадачить этой проблемой техподдержку производителя https://helpdesk.grandstream.com/
          Если есть какой-то трафик — то сдампить его и посмотреть в Wireshark что там есть.
          У меня такой boot loop получался когда телефон получал автоматически неправильную с его точки конфигурацию
          http://forums.grandstream.com/forums/index.php?topic=13887 — вот пример аналогичной проблемы
          Тогда стоит попробовать загрузить телефон отключив от локальной сети и через меню или подключив напрямую компьютер отменить для начала автообновление конфигурации.

          Так сказать что вспомнил — поделился…


          1. xomiakba
            06.12.2016 16:53

            Спасибо


      1. SolarW
        06.12.2016 10:40

        Постараюсь сегодня поднять записи чтобы точно вспомнить как там дело было и написать вам.
        Навскидку в голове остались смутные воспоминания о том, что присоединятся к телефону надо раньше той записи что у вас на скриншоте — до этого в течении небольшого времени телефон доступен с помощью аварийного загрузчика и если в этот момент успеть присоединится то дальше загрузка не пойдет.
        А без этого да, с поврежденной/неправильной прошивкой телефон в петлю уходит.


  1. kvazimoda24
    05.12.2016 19:40

    Почему производители так не любят CardDAV?


    1. Quzari
      05.12.2016 20:31

      Могу только предположить, что у них есть сомнения в востребованности этой функции :) Все-таки, IP-телефон — это в первую очередь устройство для корпоративного использования. Если говорить о CardDAV для личных целей — то вряд ли многие будут синхронизировать свои, в том числе личные, контакты с рабочим IP-телефоном. Если рассматривать CardDAV как средство централизованной синхронизации корпоративной адресной книги, то тут стандартом де-факто является LDAP и подавляющее большинство IP телефонов работу с LDAP поддерживают.


      1. 5exi
        07.12.2016 13:35

        LDAP тут весьма ограничен. Все телефоны и программы используют какую-то бесплатную линуксовую библиотеку. Она только шлёт запросы в AD на поиск нужной информации, во время входящего звонка или поиску по имени. Синхронизации нет. Адресной книги нет. Каждый раз идёт запрос к AD. У меня на предприятии стоят телефоны Grandstream 3240. И чтобы появилась полноценная адресная книга с фото и прокруткой контактов понадобилось поднимать CardDAV. На Android телефонах нет нормальной программы выгрузки и синхронизации контактной информации из AD.


        1. Quzari
          07.12.2016 14:31

          Про принцип работы вы все правильно говорите. Но у отсутствия полноценной синхронизации по LDAP есть и обратная сторона — возможность иметь и локальную записную книгу, и, по сути, неограниченный по объему каталог. Все-таки, это в случае с GXP1700 разработчики не поскупились на телефонную книгу на 2000 номеров, но есть телефоны, у которых её объем — 100 записей. Не каждая корпоративная книга уместится в такой объем… Если же есть потребность держать записи локально, опять же почти всегда есть возможность импорта/экспорта в XML. Часто этот процесс можно даже автоматизировать через автонастройку.


  1. IvanT
    05.12.2016 21:44

    Не идет речь про заимствование говорите? Там даже интерфейс прошивки практически копия. Я не осуждаю Grandstream, но всё таки тут копирование с мелкими-мелкими такими изменениями, чтобы юристы не придрались :)


    1. Quzari
      06.12.2016 10:36

      Ну я говорил, в первую очередь, про экстерьер :) А что вы подразумеваете под интерфейсом прошивки? Экранное меню? Ну там имхо сложно придумать что-то оригинальное. А Web-интерфейс у новых телефонов свой, настоящий грандстримовский :)


  1. Noa69
    06.12.2016 10:31

    В моей конторе за примерно год эксплуатации по разным причинам скончалась где-то треть телефонов этой замечательной фирмы.
    Эти телефоны я рекомендовал бы лишь тем, кто соскучился «знаменитому» по китайским «качеству» середины 90х годов.


    1. Quzari
      06.12.2016 10:33

      Про какую модель и про какое количество, если не секрет, идет речь? У старых моделей действительно были слабые места, например, рычажок у GXP1160/1165 или аккумуляторы у DP715/DP710. По новым моделям, например, из серии 16xx процент возвратов в ремонт очень и очень невысок, при том, что продаются они очень активно. Прекрасно понимаю, что не каждый сломанный телефон (особенно бюджетный) несут в ремонт, но даже с учетом этой поправки все довольно прилично.


      1. Noa69
        07.12.2016 15:33

        Модель GXP1400. Из 10 купленых 8 трупов. 1,5 Года. 2 Лежат в коробках на случай крайний случай.
        Часть мертвая сетевуха, часть «вставляем питание и ничего не происходит».


        1. Quzari
          07.12.2016 16:55

          Спасибо за информацию. Ваш случай могу только списать на тотальное невезение… Если бы такой процент брака был у всех, мы бы просто перестали продавать эти телефоны, чтобы не работать себе в убыток. Не говоря уже о том, чтобы рекомендовать их покупателям, что мы в отношении GXP1400 делали, сказать по правде, регулярно.


    1. SolarW
      06.12.2016 15:38

      Присоединяюсь к словам топик-стартера.
      Есть подшефная инсталяция примерно на полторы сотни 1160/1400 (первых подавляющее большинство)
      За два с небольшим года эксплуатации вернулся примерно один по гарантии если точно помню.
      Чуть по меньше времени (примерно год с небольшим) в другом месте работают под сотню 1610/1628 — тоже практически без возвратов.
      Даже не представляю что надо с ними делать чтобы за год треть ухайдокать… :-(
      В меньших количествах применяются 2130/2140/2160 — этих вообще еще не видел дохлыми.
      Все проблемы которые с ними встречались решались перепрошивкой на текущую версию фирмвари.
      С 2140 была чуть более «интеллектуальная» проблема — не захотели на последнюю версию переходить, пришлось искать предыдущие чтобы последовательно проапрейдить.


  1. Buggy777
    07.12.2016 13:35

    Немного оффтопик.
    Скажите, где взять свежий language.txt для линейки GXP21x0? А то в русском языке появляется все больше и больше английских слов. И чтобы два раза не бегать: планируется ли какой-нибудь софт для GUI генерации конфигов, чтобы в программе накликал используемые модели, свой набор параметров, загрузил кучу маков, а на выходе получил кучу готовых конфигов в желаемом (старом или новом) формате? Сразу скажу, что GS Manager немного не то. Он создает лишнюю сущность в виде своего сервиса и не позволяет сделать полную настройку телефонов.


    1. Quzari
      07.12.2016 14:50

      Отдельно файлы локализации, к сожалению, не выходят, надо ждать обновления прошивки, информацию в Grandstream передал. Что касается второго вопроса, то тут уже лучше обратиться к разработчикам напрямую — насколько мне известно, существует уже упомянутый вами GS Manager, а также консольная утилита XML Configuration File Generator. Поэтому не думаю, что вопрос создания еще одной утилиты сейчас остро стоит у них на повестке дня :)