Анализируя историю появления, так называемых, культовых УМЗЧ, на протяжении длительного времени можно отметить несколько занимательных явлений. О некоторых я расскажу в этом материале, который при положительной оценке пользователей станет первым в новом цикле постов. Сегодня разберемся c дорогим и не очень хайендом, с тем из чего он вырос, чем был, и чем стал.
В качестве основы для материала я взял обзоры таких людей как: Питер Бреунингер, Дик Олшер, Гарри Пирсон и др., а также ряд публикаций, отражающих историческое значение устройств и становление некоторых брендов. Как выяснилось, не смотря на некоторые расхождения, выводы авторов о «культовости» и историческом значении многих известных усилителей вполне коррелируют.
Красноречивое молчание
Уже на этапе анализа источников я столкнулся со следующим: журналы для аудиофилов и сочувствующих, когда речь заходит о массовом и недорогом устройстве, цену устройства не указывают. При этом, если в момент появления на витринах компонент стоил несколько десятков килобаксов, то о цене упоминают почти сразу и акцентируют на ней внимание (указывая, что этот ценник был в таком-то году, а это с учетом инфляции доллара et setera).
Я решил восполнить эти пробелы, и отыскал стоимость некоторых устройств, которые не попали в обзоры матёрых звуковедов. Ещё один момент, он связан с тем, что аудиопресса 70-х – 90-х не утруждала себя, за ненадобностью, видимо, указанием точных характеристик устройств о которых писала.
Dynakit (Dynaco ST-70) – DIY-конструктор для аудиофила
Этот революционный, для своего времени, продукт, разработал американский звукоинженер Дэвид Хафлер (David Hafler). В 1954 году, Хафлер, с другим известным отцом hi-fi дизайнером Эдом Лораном основал в Филадельфии компанию «Dynaco». К 1959 году был налажен серийный выпуск лампового усилителя ST 70, который, в удешевлённом варианте («Dynakit») был предназначен для самостоятельной сборки.
Незамысловатая и эффективная схемотехника аудиофильского конструктора предполагала использование четырех ламп EL34, одной GZ34/5AR4 и двух 7199. Впечатляющий дизайн усилителя был разработан Эдом Лораном и Бобом Такером, которые с целью экранирования использовали никелирование поверхностей корпуса. Эта особенность положительно сказалась и на эстетике устройства.
Стоимость набора для создания усилителя была сравнительно не большой и не превышала $99, 95, собранный усилитель стоил немного дороже, около $130. Самым удивительным в это продукте были почти не реальные для того времени характеристики, при сравнительно низкой цене:
RMS — 35 Вт (PMPO: 80 Вт)
Response — 10 Гц ~ 40 кГц при ± 0,5 дБ.
Total T.H.D. — less 1 %. (20 Hz ~ 20kHz, with 35 W & with 1 dB)
I.M. Distortion — less than 1% with 35 W & less than 0,05% with 1 W.
Distortion Noise & hum: 90 дБ with RMS.
Output impedance — 4, 8 и 16 Ohm.
Damping factor: >250@20Hz to 1KHz
Стоимость усилителя ($100-$130) была достаточно приличной для 1959-го, но вполне посильной для представителя американского среднего класса. С учетом инфляции — это около $820 – $1000 сегодня. Следует отметить, что аналогичные по характеристикам устройства, а по некоторым параметрам и уступающие ему, стоили в то время около $500-$800, т. е. порядка $4100 – $6500. Именно благодаря этой разнице этот усилитель стали называть McIntosh для бедных, а позже Hi-endamp for deadbeat (анг. Хайэнд усилитель для голодранцев – прим. авт).
Понятно, что сегодня можно найти усилитель с подобными характеристиками и за $820 и за меньшие деньги. Но стоит понимать, что прошло достаточно много времени, чтобы эти параметры стали обычными. А впрочем, ламповый – уже маловато, уж больно дороги нынче «тёплые» ламповые Ватты. При этом за время выпуска было продано 350 000 экземпляров ST-70, что является количеством, не имеющим равных для периода выпуска этого устройства (1959 -1970 годы).
Концертные макинтоши благодарных покойников или «тёплый» ламповый психодел
Сегодня McIntosh MC-3500 является мечтой многих меломанов и аудиофилов ностальгирующих по 60-м. Летописцами аудио он причислен к так называемому True Hi-end. При этом титулованный УМЗЧ начинал свой путь отнюдь не в шоурумах дорогих аудиомагазинов и не в личных студиях для прослушивания музыки.
McIntosh MC-3500 был рабочей лошадкой серьёзных концертных площадок, репетиционных баз и студий звукозаписи. Этот девайс изначально позиционировался как профессиональная техника и лишь через 3-4 года после обретения репутации не убиваемого и превосходно звучащего усилителя для профи, он был «взят на вооружение» аудиофилами.
Как и большинство техники своего времени (год выпуска 1968-й) McIntosh MC-3500 был ламповым. Характеристики устройства удовлетворяли требованиям лучших концертных площадок и студий того времени:
RMS — 350W (PMPO: 870 W)
Response — 20-20kHz (+0 -0.5dB)
Total T.H.D. — 0.15%. (8 Ohms less than 20 Hz ~ 20kHz, with 35 W & with 1 dB)
I.M. Distortion — less than 0,9% with 350 W & less than 0,04% with 1 W.
Distortion Noise & hum -95dB.
Output impedance: 1, 4, 8, 16, 50 and 64 Ohms.
Интересно, что именно эти моноблочные усилители использовали легенды психоделического рока, группа Grateful Dead. Возможно, именно поэтому те усилители, которые стоили в 60-х — $4 000 (эквивалентно $25 744 в 2017 году) за пару, сегодня продаются на аукционах по цене от $ 20 000 до $ 60 000 за один моноблок.
Полупроводниковый эталон 70-х
Что может появиться, когда очень хороший инженер, открывший очень пафосную компанию(Great American Sound), в очень пафосное время (70-е годы прошлого века), создаёт очень пафосный продукт? Правильно, стереоусилитель — Ampzilla II, очень хороший усилитель, по, вполне подъёмной для среднего класса, цене: $629 (что сегодня эквивалентно $2 608) и беспрецедентно пафосной рекламой.
Стоит отметить, усилитель этот стоит своих денег, о чем красноречиво говорят его характеристики, без пафосной рекламы:
80 W rms @8 Ohms @ less than 0.08% 20Hz to 20KHz
150 W rms @4 Ohms @ less than 0.02% 20Hz to 20KHz
Response: 20-20kHz (+0 -0.5dB)
Total T.H.D. & I.M. Distortion 8 Ohms less than 0.08%
Frequency Response and power bandwidth at rated power 0.5Hz to 20KHz — 0.1 dB @8 Ohms
Damping factor: >500@20Hz to 1KHz
Input sensitivity: 1.0 Volts RMS for full power output
Input Impedance: 75K Ohms
Slew Rate: 40V/uS
Noise: >-100dB
Усилитель по достоинству был оценен современниками, купили много, более 100 000 штук с 1977 по 1982. Парадоксально, но лампово-правоверная аудиофильская критика (в журналах типа Stereophile, Pride Audio и др.), высоко оценила этот вопиющий образчик транзисторно-полупроводниковой бездушности, со смехотворным (для Hi End) ценником, отметив в частности:
«Многие транзисторные усилители, тогда и сейчас, демонстрируют наличие впечатляющих технических характеристик, но это не больше, чем наличие стерильного мертвого звука. То есть, ему не хватает эмоциональной напряженности.
С усилителем Ampzilla II это всегда происходит по-другому. Его ритмичная, полная динамики презентация покоряла всех любителей музыки, в то время как меломаны старались найти в спектре высоких частот все больше подробностей.»
Про эмоциональную напряженность мне особенно понравилось.
Тороидальные монстры наших дней
Я намеренно не стану останавливаться на нескольких этапах
Лирическое отступление. Я не болен ретроградством, не молюсь на винтаж, люблю и уважаю прогресс. Я не стану, с видом умудрённого опытом старца, рассказывать о том, «как было круто», когда меня не было, нет. Но хочу, чтобы читатели отметили доминирующие концепции, в которых сделаны устройства, признающиеся культовыми (тогда — культовые, и сейчас – «культовые»). И так, готовы? Барабанная дробь…
Название: Opera Only
Масса: 1,5 тонны
Статус: культовый усилитель 2000-х, самый дорогой усилитель звука на планете.
Создатель: промышленный дизайнер Андреа Пиветт.
Конструкция: 6 тороидальных трансформаторов, каждый мощностью 30 кВт и 2112 биполярных транзисторов, которые охлаждают 12 мощных кулеров.
RMS Opera Only (mono): 160 000 W (я не ошибся, именно столько)
RMS Opera Only (stereo): 80 000 W (на канал)
Остальное: не опубликовано, и возможно не имеет значения.
Другие параметры:
Практическое применение:? (буду рад увидеть примеры в комментах, сам создатель, тайны назначения чудовища не открыл)
Цена: $ 2 200 000
Итог
Значимость определённого продукта для поколения, в какой-то степени, косвенно говорит о его приоритетах, о его ценностях. Безусловно, сегодня существует великое множество устройств, значимость которых скажет много хорошего нашим потомкам о нас. Но от чего-то мне кажется, что в звуковом оборудовании таких устройств ничтожно мало. Создаётся ощущение, что люди ценившие звук в 70-е, 60-е годы, были в разы умнее тех, кто сегодня с туповатым, пафосным видом и снобистской презрительностью, заявляет окружающим: «Что вы понимаете, это ведь звук, который стоит 100/500 тысяч баксов». Хочется, чтобы критерии оценки были другими. Но это, конечно, лирика.
Комментарии (63)
Rumlin
26.01.2017 08:57Что в дизайне современных усилителей удивляет — лампы без экрана и без панельки на амортизаторе. Если все трансформаторы/блоки в экране, то логично экранировать и лампы, подверженные микрофонному эффекту.
GreyPhantom
26.01.2017 09:16+2А чему тут удивляться? Это ж именно что «дизайн» (в значении- «красиво, привлекательно»). Если лампу в экран спрятать- её же не видно будет! Вся «теплота ламповости» пропаде!!!
Про панельки без амортизаторов сам недоумеваю, возможно- все также в угоду «красоте»…
PULT
26.01.2017 10:12+1Это не только современных. В усилителях 40-х — 50-х, лампы, бывало, горели, и чтобы их легко менять использовали подобную конструкцию, а кожух с экраном и сетчатой радиотканью надевалось сверху на всё это хозяйство, а потом дизайнеры решили, что и без кожуха эстетичненько, лампы торчат, всё такое.
Rumlin
26.01.2017 22:28Я видел конструкции с индивидуальным экраном на каждой лампе. Ниже пример.
Общий экран увидел недавно на китайском аудиоусилителе у друга. Конструкцией предусмотрено легкое снятие кожуха по желанию владельца.
Ламповый усилитель; Фото
Dioxin
26.01.2017 11:17А засоветуйте набор илии готовый усилок ламповый для сборки из китая/не китая?
Что-нибудь не дорогое, но имееющее смысл в покупке.PULT
26.01.2017 12:40Ответил вам в л/с
urbanknight
28.01.2017 19:59А если не секрет, почему нельзя было для всех написать?
PULT
28.01.2017 20:02-1Не секрет. Есть достаточно большое количество местных обитателей, которые прямую рекламу в комментариях воспринимают крайне негативно, среди этих людей множество наших читателей. Как-то так… А холиварить — нет настроения
ufm
26.01.2017 18:35+2Недавно встетил такое на ютубе https://www.youtube.com/watch?v=4nnablVeUN8&t=637s
glycol
26.01.2017 13:43У меня до сих пор есть Marantz 2010, выпуска 197х года, японской сборки. Неубиваемый аппарат, до 2007 года работал в боевом режиме, без поломок, потом отправился на пенсию в шкаф. Не hi-end, конечно, но звук достаточно интересный, «теплый ламповый», хотя и нет там ламп. Надеюсь на продолжение серии.
ivkomn
26.01.2017 13:59+1Картинки прикольные, НО! всё время вспоминаю
, никак вспомнить не могутест с металлической вешалкой в качестве аудио кабэла https://habrahabr.ru/post/55666/
Кстати, иногда слушаю пластиночки(новодел, конечно, кроме wu-tang 1996 и inner circle 1970 какого-то да Джеймс Браун ещё) на старенькой yamaha yp-500(усилитель, естественно, не ламповый таже яма 700)
madf
26.01.2017 17:11Opera Only — я бы на макс крутанул ручку громкости на демо сцена притаких колоночках. :D
ClearAirTurbulence
27.01.2017 10:40С усилителем Ampzilla II это всегда происходит по-другому. Его ритмичная, полная динамики презентация покоряла всех любителей музыки
Неудивительно. Раз реклама у него была «пафосная», значит с бюджетами у них было все в порядке, и они занесли аудиожурналам за джинсу. И, совершенно внезапно, один-единственный транзисторный усилитель смог таки выдать «живой» звук.PULT
27.01.2017 12:08Не могу согласиться с выводом про «джинсу». Они наверняка её (джинсу) печатали, но редакционная политика таких изданий как
«мурзилка»«стереофилка» имела слишком выраженный вектор в сторону эксклюзивной техники, в противовес массовой. Их регулярно прикармлимвали производители ламп и ламповой техники, которые в то время (70-е) стремительно теряли, традиционно их (ламповые) сегменты. Соответственно, любой позитив в отношении полупроводниковых устройств был почти невозможен. В противном случае их давно купили бы разные мацуситы, или ребята из филипс, которые уже осваивали первые интегральные микросхемы, и делали массовый транзисторный продукт. Вероятно пафосный усилитель попал в обзоры как транзисторное исключение, которое лишь подтверждает правило. А выбрали Ампзиллу из-за идеологических воззрений создателя, Джеймса Бонджорно, который поддерживал концепции бескомпромиссного звука на пределе технологических возможностей. Говоря проще им катило всё, что могло подтвердить, что всё лучшее не враг, хорошего, друг товарищ и брат. Короче, кукушка хвалит…
melchermax
Отлично написано, аж захотелось что-нибудь ламповое спаять. Продолжение будет?
PULT
Док, если вы останетесь одиноки, в своей оценке материала, то продолжение может накрыться медным тазом.
PULT
Кому-то ну оочень не нравится эта статья.
Ugrum
Отличная статья!
Не понравиться она может только заклятым друзьям.
PULT
Кармически одарённые у нас, выходит, заклятые друзья.
melchermax
Мне кажется, что я даже знаю, кто эти друзья. Есть, знаете ли, такие продавцы фрактальных диффузоров, стиль похож.
PULT
Мы тут все не без греха. А те кого вы имеете ввиду (с которыми вы имели удовольствие дискутировать давеча), вряд ли будут это делать, я полагаю у них достаточно высокая позиция в рейтинге, чтобы не беспокоится). На прямую конфронтацию пока не шли. У меня другие предположения относительно наших скрытых «друзей». Хотя исключать эту вероятность нельзя.
Ugrum
Опаньки, теория заговора?
Тайна, покрытая мраком, так же как и область практического применения последнего убердевайса из статьи. Это так, эмм, интригующе.
melchermax
Насчёт убердевайса у меня идея есть. Состоит она в том, чтобы взять колонки по 100500 ватт и поставить их в километре друг от друга, а аудиофила посадить в вершину треугольника между ними. Это нужно для создания широкой (1000 метров, шутка ли?) стереобазы, чтобы звук наконец-то приобрёл обьём. А мощность нужна, чтобы на таком расстоянии бас был глубоким, бархатным и сочным, но вместе с тем имел хорошее разделение и динамику. А 2112 транзисторов нужно, чтобы равномерно распределить между ними нагрузку на высоких частотах. А то там герц всяких много, их усиливать трудно, а тут глядишь, всего-то по десяточке герц на транзистор, только в путь!
P.S.: И это я ещё таблетки не принял! :)
PULT
Внушительные понадобятся шипы, и ещё момент, нужно строго учитывать ландшафт. Ибо отражения от ближайшей горной гряды, а также резонансы зданий и мостов могут всё испортить)).
melchermax
На самом деле, настройка и первичное прослушивание усилителя производились на ядерном полигоне, так приказало мировое правительство аудиомасонов. К сожалению, при половине громкости проснулись вулканы в Африке, Италии и Исландии, дальнейшее прослушивание пришлось прекратить.
P.S.: Таблетки принял, но они не действуют.
PULT
Да, нет же, явно действуют. Дисульфидные мостики явно начали работать форсировано. Что пьёте, док? Неужели в фателанде легализовали?
melchermax
Пью я её, родимую, но редко. А насчёт таблеток — шучу, держу образ.
impetus
Вот я был на концерте Жана-Мишеля Жарра в Москве у МГУ (97 год кажется) — вот примерно всё как вы описали было — километр стереобаза, 100500 ватт, равномерные ВЧ по всему полю, отражения от высотки МГУ. (На счёт таблеток не в курсе)
И да — это было эпично.
PULT
К слову о таблетках. Ингибиторы обратного захвата дофамина там бы ещё эпичности прибавили и бас стал бы ещё бархатистее, и сочнее или бета-кетоны, ох, от них такая динамика и такая прозрачность. А если ещё и Жан-Мишель Жарр… ))
melchermax
Я слышал, что если принять 2112 таблеток, то прозрачность верхов и бархатистость низов достигается при наличии хотя бы одного, совсем небольшого, транзистора.
sergku1213
Люто плюсую. Боюсь правда что от 2112 таблеток просто разорвет механически. Стерические трудности в химии называют.
spinagon
Так вот кто делал усилители для группы из "Автостопом по галактике"
grando_luddito
Классика же, Чайковский П.И.:
https://ru.wikipedia.org/wiki/1812_год_(увертюра)
Ударные: литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, бубен, треугольник, колокола и пушка.
PULT
Я вот подумал, кому-то помешал продать моноблок McIntosh MC-3500, за $50 К.
sergku1213
Меня торкнула статья про супер-пупер конусы под ножки аппаратуры для гашения вибраций. Да, не видели они стола для аналитических весов. Там плацебо-эффектом не обойдешся