На Хабре есть статьи, посвящённые так называемым бирюзовым (по поводу цвета идут споры: кто-то развивает идею до изумрудных, кто-то останавливается на жёлтых, но всё это частности, и статья не об этом) организациям. Их же называют: синергетическими, холакратическими (не стоит путать с охлократическими). Есть и посты предостерегающие. И всё же…
Вот несколько из них (для тех, кто не совсем в курсе, о чём речь):
- Собственно, о книге Ф. Лалу
- О мире в бирюзовых тонах
- Люди и организации будущего
- Синергетические организации
- Есть и другие...
Для быстрого знакомства можно, также посмотреть видео: самый частый вопрос, который рождает многие другие, звучит примерно так: «а где рабочие примеры?!».
Что ж, вот они:
- http://www.sunhydraulics.com: «There is no organizational chart or formal job descriptions here» («Нет организационной структуры или официальных должностных инструкций»)
- http://www.valvesoftware.com: «When you give smart talented people the freedom to create without fear of failure, amazing things happen. We see it every day at Valve» («Когда мы даём умным и талантливым людям свободу творчества без страха неудачи, то происходят удивительные вещи. Мы видим это в Valve ежедневно»)
- http://www.favi.com: «FAVI offers each employee the opportunity to be responsible for his/her own progress and success» («FAVI предлагает каждому сотруднику возможность быть ответственным за его/её собственный прогресс и успех»)
Вторая из перечисленных должна быть известна многим жителям Хабра, потому как для it-мира она сделала немало; а ведь ещё есть Patagonia, Zappos, HolacracyOne, Glassfrog…
А вот и сферы, которые изучил сам Ф. Лалу:
- Медицина
- Металлургия
- Энергетика
- IT (консалтинг, разработка и др.)
- Религиозные объединения
- Пищевая промышленность
- Промышленное производство
Я нарочно не указал всего, потому как эту книгу лучше прочитать, прежде, чем начать построение БО: на практике, действительно, много вопросов.
В России, например, этот опыт пытаются применять:
- Сбербанк под руководством Г. Грефа
- Кнопка (по их собственному мнению)
- Промышленные продажи — организаторы бирюзовых организаций в г. Иркутске
- Adventum — performance-агентство
- Экспедиция — «нишевые продажи широкого профиля»
- Вкусвилл — розничная сеть
- Pokupo — SaaS-решения для интернет-магазинов
- И опять же — другие...
Если же кто-то хочет углубиться в тему и изучить опыт плотнее, то вот список, который буквально называется «holacracy-cases» (есть, к сожалению, и ряд уже отключенных сайтов).
Вот как, например, может выглядеть схема подобной организации:
Очень часто в адрес подобных организаций появляется критика примерно следующего содержания: «Бирюзовые организации — исключительно умозрительная модель… перечисленные в статье виды бизнеса — это не бизнес, а некое „времяпрепровождение“ — консалтинг, изотерика и всякая фигня», но, если обратиться к списку выше, то можно увидеть, что это — далеко не так.
Второй антитезис всегда заключается в следующем (цитаты взяты из обсуждений к публикациям по теме в Сети): «К сожалению, это мало применимо в России! Глубочайшие корни нашей бюрократической машины вырвать невозможно! В такую „бирюзовую компанию“ непременно нагрянет проверяющий и потребует отчеты, справки, и т.п. А потом еще и накажут!..».
Но, во-первых, если вы знакомы с действующим законодательством РФ, наверняка знаете, что сегодня даже официально можно в Уставе расписать права и обязанности совершенно не так, как раньше (об этом, думаю, стоит поговорить отдельно в другой раз). Да, Генеральный директор — всё ещё важное лицо, но и только. Во-вторых, модель БО не требует нарушения законодательства: она лишь призывает сокращать бюрократические издержки, при том — внутри компании. Скажем, там, где есть менеджер по контролю качества или даже менеджер по продажам — он не нужен, если структура компании позволяет подобные звенья не создавать (отличное пособие по теме — «Клиенты на всю жизнь», хоть это и не совсем о БО).
Приведу два простейших примера, что встречались в трудовой яви, когда «бирюзовый подход» рождался сам собой:
- Скажем, отчётность обычно сдаёт бухгалтер, но ровно также её могут сдавать и сами учредители (или даже другие участники объединения). Весь вопрос в стандартизации и ответственности. Но это возможно, т.к. уже есть.
- Обучение: скажем, программисты развиваются в разных направлениях и иногда нужна помощь «старших товарищей», но это всякий раз — разные люди: скажем, кто-то лучше знает фишки github, а кто-то отлично разобрался с unit-тестированием. Вопрос «повышения квалификации» может быть решён, как минимум, двумя способами: а) создать отдельную рабочую единицу, которая будет исполнять роль преподавателя (это могут быть выездные курсы, отдельный консультант и т.д.) или же б) сделать всё с помощью взаимного обучения. Опять же — это работает. В этом процессе бывают сложности, но отвечу обобщённо на этот и другие вопросы: а где их нет?
В целом же одним из самых частых вопросов, который возникает у тех, кто только-только знакомится с БО, примерно следующий: «Лалу много рассказывает о признаках бирюзовой организации, но не предлагает единого стандарта или чеклиста», или от этого же автора: «шансы, что планы настолько совпадут, что вы вместе забирюзовеете и сольётесь в духовном экстазе, не так высоки в реальной жизни, как об этом пишут в умных книжках». И дальше: «ведь даже в бирюзовых организациях кто-то должен мыть пол, менять салфетки в туалете и подавать чай гостям».
Если коротко, то суть в том, что единых стандартов и не должно быть: принципы — да, но не стандарты. На самом деле, как это странно ни звучало, но этих стандартов нет и в компаниях, которые в той же классификации называются «оранжевыми». Скажем, Coca-Cola и ИП Иванов И.И. работают как организации оранжевые, но будут ли их модели совпадать там, где речь идёт о стандартах? Исходя из опыта — нет. Но принципы — безусловно.
Для того, чтобы глубже понять ценно БО, нужно разобраться в том, чем различаются:
- роль от должности (об этом — в следующий раз)
- ответственность от наказания
- строгая иерархия от «возможных децентрализованных моделей»
- объединение от компании
И это — конечно не всё.
Но на сегодня закончу, обозначив ещё один очевидный вопрос: «а зачем это публиковать на Хабре?».
- По моему глубокому убеждению БО в IT секторе, особенно там, где много людей работает удалённо, должны прижиться и уже прижились довольно хорошо, а IT и Хабр — вещи взаимозависимые;
- Судя по первичному анализу комментариев к статьям — интерес к БО есть, но есть и явное непонимание многих моментов, поэтому на какие-то вопросы хотелось бы ответить уже сейчас, а какие-то — оставить для дальнейших публикаций;
- Хабр, помимо прочего, даёт отличный фидбек и помогает найти единомышленников, а это — не так мало, как может кому-то показаться;
- Вопросов — действительно много, но большинство из них можно скомпоновать, а значит — дать хотя бы предельно общие ответы по интересующим направлениям;
- Наконец, хотелось бы уже показать, что БО — это никакая не абстракция, а обкатанная многолетней (как минимум 60летней) практикой модель, позволяющая не только эффективней, с точки зрения, скажем, прибыли, но и интересней работать всем участникам.
Надеюсь, что тема будет интересной и под статьёй появятся новые вопросы и комментарии, позволяющие расширить спектр изучаемых проблем.
P.S. Откуда брались точки зрения:
- Хабр (комментарии)
- Организации будущего: Как создать компанию, в которой захотят работать даже фрилансеры
- HR и организации бирюзового типа
- Секрет фирмы с позицией об этом явлении
- Мнение о бирюзовой самоорганизации
- Возражения по этой же теме
- О книге Лалу
- Живое, хотя и не очень конструктивное обсуждение на Финаме
- Большая запись в блоге
- Заметка с комментарием о фрилансерах
- И ещё критика обсуждаемой модели
Комментарии (18)
vmarc
09.03.2017 16:44+2Ну, насколько я знаю, в Сбере бирюзовый пилот показал падение продаж в этих офисах. Хотя это и есть парадигма БО — отказ от планов, KPI и пр. Тогда вопрос: как оценивать эффективность БО?
Удовлетворенность клиента — палка о двух концах. Клиент доволен низкой ставкой по кредитам и отсутствием сопутствующих страховок и навязанных продуктов. Для БО — это потеря прибыли и нереализованные услуги.
Menaskop
09.03.2017 16:48Самый главный показатель — прибыль, потому как БО от неё не отрекаются, в отличие от тех, кому важно «чистое» удовлетворение (их называют «зелёными» в этой же классификации). На счёт KPI — это большая проблема. О ней, во 2й части. Пока планируют так:
- Общие примеры (кто уже работает)
- Основные проблемы (из практики и вопросов)
- Основы работы (практические примеры)
- Далее — если пойдёт, о практиках реализации более частных
Ещё по существу вашего комментария: низкие ставки и БО не связаны напрямую, вот если бы сказать, что сервис и БО — это больше похоже на практику. Скажем, тот сервис, кот. я получал в Альфе и ТКС и тот, кот. мне предлагал тот же СБ лет 5 назад и ВТБ — это разные вещи и низкие ставки был вторичным вопросом. Но не только во мне дело, конечно же. В принципе. Точнее — в принципах.
О том, как измерять эффективность, в книге Лалу, кстати, есть материал. Ваш же комментарий — принят — попробую подобрать ответы не из теории.
2PAE
10.03.2017 08:20Работаю в государственном медицинском учреждении. Совершенно не представляю как ЭТО можно внедрить в наших условиях. Даже частично.
Хотя если честно, воооообще не понял бирюзовую тему. Даже картинка с кружочками не помогает. Кстати хорошо бы по русски делать комментарии.Menaskop
10.03.2017 09:23Для начала — почитайте книгу Лалу — там как раз есть про медиков (а я, например, как раз с такими не сталкивался). Второе, а что именно мешает внедрить в наших условиях и что под ними понимается?
Комментарии к картинке?
DeManiaC
10.03.2017 09:35+12ГИС в некоторых подразделениях внедряет :)
В этом видео можно узнать как проводили аттестацию и повышали зарплаты.
Почти год живем в «бирюзовом» эксперименте =)Menaskop
10.03.2017 09:50Благодарю! И как результаты?
DeManiaC
10.03.2017 10:06+1Пока все вроде ок, убрали некоторые процессы которые мешали / были излишне сложными, упростили принятие решений по изменениям.
Провели крутую аттестацию и утверждение новых сотрудников по «бирюзовой» схеме.
Можно много рассказывать, лучше, наверное написать статью :)
Мне нравится, так как идеология близка по духу :)Menaskop
10.03.2017 10:13О пишите — это будет просто супер: личный опыт — важнее всего. Обязательно уведомите, как только выйдет в свет!
pewpew
10.03.2017 10:06А можно для чайников, кто не хочет читать целую книгу объяснить, почему именно бирюзовые, а не скажем, оливковые?
Откуда берётся цветовое кодирование, и почему вообще оно здесь уместно?
Почему мы в принципе дружно соглашаемся кодировать направленность организаций цветами?
Извините, если вопросы глупые, я и правда зашёл на хабр за техническими статьями, а тут про цвета какой-то гоголь-моголь.Menaskop
10.03.2017 10:12Добрый день,
01. Технические статьи — хорошо и даже отлично, но без организации it-сообщесство ничего не значит, поэтому в статье — вопрос как раз о новых возможностях в организации.
02. Вот для начала график
03. А вот пояснение по цветам
04. Основы цветовой схемы разделения организаций (и сообществ вообще) стоит искать в Интегральной спиральной динамикеpewpew
10.03.2017 10:20Если я правильно понял, то цветовое кодирование основано на особенностях восприятия части видимого спектра человеческого глаза?
В таком случае, получается, есть зарезервированные цвета в фиолетовой области для дальнейших терминов, которых ещё нет? А если что-то не будет учтено, придётся выйти в ультрафиолетовую область и так далее?
К чему эти сложности с цветами? Почему не числами, например как по шкале Кардашёва?Menaskop
10.03.2017 10:25Да, как раз фиолетовый цвет может стоять на очереди. В частности,
цитата из Лалу.
Думаю, что выбор пал по простой причине — автор знаком с описанной методологией, и не знаком с представленной шкалой.
Собственно, мне нравится предложенный коллегой вариант — синергетические организации, но всё же — это всё вторично. Куда важнее структура (от децентрализованной до распределённой) и методология решения основных организационных вопросов.
claygod
Идея БО интересная, хотелось бы почитать совершенно конкретные рецепты применения. И к схеме в статье (с кучей кругляшков) неплохо бы получить комментарии.
Menaskop
Доброго, я как раз сейчас доделываю подобный анализ — постараюсь в скорости выложить.
Относительно схемы, если коротко, то схема и продолжение — здесь. В ней показан подход к распределению ролей. Их отличие от должностей, если коротко опять же, в том, что роль предполагает более гибкий подход, основанный на самостоятельном распределении обязанностей.
P.S. На Ваш комментарий постараюсь ответить в следующих частях — т.к. примеров хватает. Если можно, то хотелось бы уточняющих вопросов — в какой сфере лучше примеры? Или в каком виде (схемы, алгоритмы, кейсы и т.д.)
claygod
Ну, на Хабре наверно логично IT
Прежде всего в графическом, ибо лучше один раз увидеть…
Думаю, толковая инфографика будет в самый раз))
Menaskop
Это сложнее, но понял. Попробую, но через публикацию — хочется ещё про проблемы поговорить.