7 июня 1882 года родился Георгий Александрович Ботезат. За 57 лет жизни он построил первый в мире четырёхвинтовой вертолёт, рассчитал траекторию полета на Луну, которую использовали при разработке программы Аполлон, и написал несколько трудов по механике, самолётостроению и работе лопастного винта.

image

Георгий Ботезат был инженером-электриком по образованию, он окончил институты в Харькове и Бельже (Бельгия). Одно из главных его изобретений — это вертолёт с несколькими винтами. Схема из четырёх винтов упростила управление, поворачивал аппарат изменением положения лопастей носовой части.

Средства на создание вертолёта изобретателю выдала армия США. Задачей Ботезата было сделать летательный аппарат с вертикальным взлётом и посадкой. Выданных 200 000 долларов не хватало на прототипы, поэтому Ботезат сразу построил полноразмерный аппарат.

Аппарат впервые поднялся в воздух в 1922 году. В рамках одного из экспериментальных полетов он поднял на высоту в 4 метра груз весом 450 кг. За 1922 и 1923 годы этот первый вертолёт американских военно-воздушных сил совершил 100 полётов.

Технические характеристики первого квадрокоптера:
Управление: 1 пилот
Грузоподъемность: до четырех пассажиров
Габариты длина/ширина/высота: 20 х 20 х 3 метра
Масса: 1633 кг
Двигатель: 1 роторный двигатель Le Rhone мощностью 180 лошадиных сил
Максимальная скорость: 48 км/ч
Рабочая высота: 5 м
Максимальная высота: 9,1 м



image

Правительство США прекратило финансирование проекта Ботезата, отдав предпочтение автожирам. Изобретатель в 1926 году основал фирму по производству вентиляторов и начал поставлять их для установки в производственных и жилых зданиях и на военный флот США — для новых крейсеров.

image

Ещё одной работой Ботезата были спецэффекты для фильма «The Love of Sunya».

image

Индивидуальный летательный аппарат с бензиновым двигателем для военных.

image

В 1938 году Георгий Ботезат с лётчиком Борисом Сергиевским основал Helicopter Corp. of America. Первые вертолётом компании был GB-2. Модифицированная версия аппарата под названием GB-5 стала последним из вертолётов изобретателя. Вертолет не мог подниматься выше полутора метров и на одном из испытаний разбился.

Георгий Ботезат умер в 1940 году в возрасте 57 лет.

image

Комментарии (7)


  1. BasicWolf
    07.06.2015 12:57
    +2

    Помню впервые о Ботезате прочёл в «Юном технике». Помню интересный факт: лопасти были сделаны по чертежам, основанных на математических моделях, без построения каких-либо реальных моделей и прототипов.


    1. ivansychev Автор
      07.06.2015 13:07
      +2

      Как я писал в посте про первый квадрокоптер — у Ботезата не было ни средств, ни терпения для прототипов. Поэтому сразу строил готовый аппарат.


  1. yyqwerty
    07.06.2015 13:58
    +1

    Согласно википедии и другим источникам, NASA использовало для первого полета на луну расчеты этого человека.

    UPD: наверно использовались расчеты обоих ученых.


    1. idiv
      07.06.2015 16:59
      +1

      Если смотреть по английской Википедии и по источникам оттуда, то речь идет о Кондратюке, Жуковском, Цандере и прочих, но Ботезат не упоминается.


  1. Rascko
    07.06.2015 17:24

    Индивидуальный летательный аппарат с бензиновым двигателем для военных.

    Вспомнился Baumgartl Heliofly:
    image


  1. dannk
    07.06.2015 21:23

    А чем примечательна дата 133? Или это юбилей в 7-ричной системе исчисления?


  1. taboo1387
    09.06.2015 12:18

    Учитывая то, что я живу на ул. Кондратюка, мне про расчет траектории полета на Луну сейчас было почти обидно :)