Едва мы придумали само понятие «робот», как начали мечтать о том, как роботы будут во всём помогать нам. И не просто помогать, а заменять нас во всевозможных сферах деятельности. Сейчас уже пришло понимание, что столь сложные роботы появятся ещё не скоро. Но мы к этому стремимся, разрабатывая технологии искусственного интеллекта. И когда-нибудь всё-таки сбудется человеческая мечта об универсально роботе, способном и посуду помыть, и в магазин сходить, и за детьми приглядеть. А приглядывать можно по-разному. Велик соблазн спихнуть на робота и не слишком–то приятные обязанности по обучению подрастающего поколения, в том числе и самым азам. Например, роботы-няньки могли бы не только следить, чтобы подопечные не покалечились, были накормлены и в чистых трусах. Всё-равно ведь сидят с ребёнком, так пусть поучат, например, говорить. И здесь возникает проблема.

Суть её вовсе не в том, как будут выглядеть эти самые роботы, их форма может быть любой — хоть ящик на колёсиках. Нет, всё гораздо глубже и сложнее. Обучение ребёнка речи строится по определённым алгоритмам. И эти алгоритмы не могут быть нейтральными, они всегда будут отражать культуру, идеологию, жизненные принципы, философию наконец, тех людей, кто их разрабатывает. И стоит ли доверять формирование культуры речи неизвестным людям, возможно, идеологический чуждым?

Любой алгоритм, как известно, представляет собой некий набор инструкций, которым нужно следовать в заданном порядке. Конечно, можно этого и не делать, но в будущем, когда робототехника станет более развитой, а нас будет окружать интернет вещей, услужливо предсказывающий наши нужды и желания, вряд ли мы станем задумываться над подобными вопросами. Подавляющее большинство людей с радостью примут предложение робота (читай, компьютера) помочь в обучении ребёнка.

Однако стоит ли слепо доверять каким-бы то ни было программам обучения, созданным по неизвестно кем разработанным методикам? Этим вопросом можно задаваться уже сейчас, не ожидая наступления светлого роботизированного будущего. Уже существует немало обучающих приложений для детей по литературе, иностранным языкам, истории. И мы никогда не спрашиваем себя, носителями каких жизненных принципов являются люди, чьи алгоритмы легли в основу этих приложений. Как и в будущем мало кому придёт в голову задуматься о таких, на первый взгляд, эфемерных вещая, доверяя роботу или компьютеру обучение своего ребёнка.

Вопрос «этики алгоритмов» применительно к обучению детей гораздо актуальнее, чем может показаться. Скажем, компания Mattel, производитель всемирно известных кукол Barbie, разрабатывает новую модель, которая сможет поддерживать несложный диалог с ребёнком. Это станет возможным благодаря беспроводному подключению куклы к облачному сервису, в котором будут проходить все вычисления. Этакий аналог Siri для маленьких девочек. В результате мы получим: а) куклу, которая неизвестно что может ответить ребёнку, и б) устройство с микрофоном, постоянно подключённое к сети и транслирующее всё, что происходит вокруг. Насколько этично создание подобной игрушки? Отбросим пока возможность прослушки. Очевидно, что сотни тысяч или даже миллионы подобных кукол будут «общаться» по неким заложенным алгоритмам. А дети по определению внушаемы, легко перенимают речевые обороты, способы построения предложений и ведения беседы, словарный запас. Вы правда считаете хорошей идеей доверить формирование социальных и речевых навыков ребёнка пластиковой кукле и куче неизвестных людей, разрабатывавших алгоритмы?



Манипулирование с помощью алгоритмов используется сплошь и рядом. Например, Twitter формирует ленту популярных топиков таким образом, чтобы чаще менять фокус общественного внимания. С одной стороны, это позволяет быстрее забывать о столь спорных культурных явлениях, как Gangnam Style и Джастин Бибер. А с другой — важные для общества темы и политические события так же быстро могут быть убраны «со сцены», если они кому-то не угодны. Причём это ни в коей мере не цензура, а лишь грамотные алгоритмы ранжирования.

Ещё один известный пример манипулирования с помощью алгоритмов: в прошлом году Facebook провёл эксперимент на 700 000 пользователях. Исследователи решили выяснить, как формирование новостной ленты влияет на настроение пользователей Facebook. Для этого использовались разные алгоритмы ранжирования, благодаря которым у кого-то лента получалась наполнена приятными и позитивными постами, а у кого-то — негативными и отталкивающими.

Таких исследований проводится немало. Слишком это соблазнительный инструмент влияния — алгоритмы. Поэтому уже сейчас нужно задаться вопросом: как защитить детей, которые не способны в принципе защититься от подобных манипуляций? И как нам всем защищаться от повсеместного манипулирования в будущем?

В потребительском сегменте можно даже не рассматривать вариант с созданием сред или устройств, в которых каждое изменение требует одобрения надзорного органа. Это на корню губит удобство и скорость использования. Однако есть ряд сфер, где регулирование используемых алгоритмов всё же может быть внедрено. Например, в финансовом секторе: автоматизированные биржевые торговые системы имеют очень большое влияние на экономику, поэтому уже обсуждается возможность введения контроля за алгоритмической составляющей этих систем. Не исключено, что рано или поздно то же самое произойдёт и с интернет-поисковиками, уж слишком часто возникают скандалы с тем же Google в разных странах.

Этика в разработке алгоритмов — вовсе не надуманная проблема из фантастики про роботов. С расширением сети алгоритмы будут обретать всё большее значение, постепенно формируя наше общество. Возможно, уже пришло время обсудить будущие правила игры.
А как вы считаете, должны ли роботы учить детей разговаривать?

Проголосовало 110 человек. Воздержалось 24 человека.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (21)


  1. spice_harj
    09.06.2015 11:12

    Ответ то каков? Должны или нет?


    1. marika_reka Автор
      09.06.2015 11:16

      Вопрос, как мне кажется, пока без ответа. Я бы сказала, что нет, не должны.


      1. spice_harj
        09.06.2015 11:19

        Если можно, вкратце, объясните почему. Потому что из статьи двояко непонятно.


        1. marika_reka Автор
          09.06.2015 11:30

          Вы, как родитель, не сможете оценить потенциальную безвредность (в самых разных смыслах) заложенных алгоритмов. Только находясь всё время рядом во время обучения и контролируя процесс, что делает бессмысленным использование робота. В противном случае вам придётся слепо доверить важный аспект воспитания людям, создававшим ПО.


          1. UnknownType
            09.06.2015 12:05

            Ответ: если робот создан для того, чтобы учить детей разговаривать, то — Да!
            Другой вопрос: должны ли родители поручать роботу обучение ребенка — Нет!
            Третий вопрос: могут ли родители поручать роботу обучение ребенка — Да!


  1. bay73
    09.06.2015 11:26
    +3

    Уже давным давно воспитанием детей занимаются в основном не родители, а совершенно посторонние люди. И как-то мало кого беспокоит тот факт, что они могут быть идеологически чуждыми.
    Много ли родителей хорошо знакомы с воспитателем в детском саду или со школьным учителем? Грудничкам нанимают нянь и кормилец уже не одну тысачу лет. И до сих пор это проблемой не было.

    И насчет надзорных органов — пока можно заметить, что как только надзорные органы начинают слишком вмешиваться в вопросы воспитания, то тут-то беда и приходит. В общем, я гораздо больше доверяю парням, которые алгоритмы для барби пишут, чем чиновникам из надзорных органов. Большего вреда, чем от чиновников всё-равно не будет.


    1. Danov
      09.06.2015 22:30

      > пока можно заметить, что как только надзорные органы начинают слишком вмешиваться в вопросы воспитания, то тут-то беда и приходит

      Путаете корреляцию с причинно-следственной связью?


  1. tegArt
    09.06.2015 11:26

    Мне кажется обучать иностранным языкам это одно, но младенца учить разговаривать — прямая обязанность родителей. Представить не могу, что радость от первого внятного слова ребенка будут испытывать не родители, а облако или 500 индусов-разработчиков…


  1. k1b0rg
    09.06.2015 12:20

    Робот может сломаться и тогда выйдет вот так: youtu.be/EC4JsDsoqOg


    1. Mrrl
      09.06.2015 15:54

      А если родитель сломается?


      1. k1b0rg
        10.06.2015 06:16

        В большинстве случаев имеется резервный родитель, а также бабушка с дедушкой (тоже с резервом), которые имееют функции контроля исправности другого родителя, бабушек и дедушек.


  1. datacompboy
    09.06.2015 12:49

    Никто никому ничего не должен.

    Бутстрап дают родители, развитие идёт за счет социализации со сверстниками с синхронизацией и коррекцией родителей.
    Только и исключительно родители действительно должны следить за своими детьми.
    Да и то, только если их волнует результат.

    Если результат не волнует — можете забить на детей. Потом не обессудьте.


  1. Mrrl
    09.06.2015 15:53

    Neal Stephenson. The Diamond Age: Or, A Young Lady's Illustrated Primer — как раз описывается воспитание детей роботами. Правда, там автор придумал, что результат воспитания зависит от того, кто озвучивает подготовленный роботом текст — один человек, разные люди, или машина.


  1. stanislav_as
    09.06.2015 17:40

    Как бы то ни было, мы в Лекси реализуем обучение устному счёту, иностранным языкам, географии и всему такому.
    Хочется, условно говоря, чтобы родитель мог дать ребёнку Лекси, а через три дня получить образованного человека =)


  1. Vinchi
    10.06.2015 03:51

    Облачная кукла барби — этакий несуществующий друг как в «шепоте», может взять и в один прекрасный момент отдать сложную и опасную команду всем детишкам. И даже если алгоритмы как-то фильтровать по этическим соображениям что бы это ни значило, нет гарантии что облачный сервис не будет скомпроментирован.
    А вообще онлайн систем обучения для детей уже на данный момент существует великое множество, в том числе обучение языкам.
    Да и вместо куклы барби у детишек уже есть смартфоны, на которых они что угодно сами могут запустить.
    Так что главный этический выбор родители уже осуществили по всей планете — дать доступ к технологиям детям или не давать. В моем случае например я с ними знаком с 5 класса и до сих пор только рад, что родители мне подогнали ПК, хотя тогда это было на порядок сложнее чем сейчас.


  1. kot9pko
    10.06.2015 06:58

    Зачем нужен робот, если для этого есть люди?


    1. Mrrl
      10.06.2015 07:29

      Зачем тратить время и силы людей на то, с чем может справиться робот?


      1. kot9pko
        10.06.2015 07:42

        Больше сил уйдет на то, чтобы молчать в присутствии ребёнка :)


  1. dcc0
    26.06.2015 22:04
    -2

    Удивительно, что такой вопрос задают, казалось бы, образованные люди.
    Из чего однозначно следует, что красный диплом ВУЗа и множественные умения и знания совершенно еще ничего не говорят о человеке, а может вообще не имеют никакого значения.
    Но интересно, сама дискуссия вскрывает довольно многое, и еще раз однозначно, подчёркивает древнюю как мир аксиому, что толпа остается толпой, несмотря на уровень своих знаний и умений.



    1. Mrrl
      26.06.2015 22:30

      Всегда интересовало, чем руководствуются люди, давая такие ответы, в стиле «вы все дураки, а я знаю, как правильно, но вам не скажу». Встречается такое часто, но, к сожалению, не приносит никакой пользы — даже если мне интересно узнать правильный ответ, то мне его не говорят…


  1. dcc0
    26.06.2015 23:18
    -2

    Я бы хотел ответить, но не могу. Не могу по той причине, что могу ответить плохо, неполно, и это будет неправильно. Но понеже Вы задаете такой вопрос, то ответ будет, обязательно будет, так как фактически Вы задаете этот вопрос самому себе, а как программист Вы,
    наверное, знаете, что подсознание не оставляет подобные вопросы нерешёнными.