Что вы обычно слышите когда звоните в техподдержку? Достаточно часто это «Техническая поддержка, меня зовут %name%. Здравствуйте!».


Далее сотрудник техподдержки пытается узнать про какой договор идет речь — спрашивает ваш логин или имя вашего сайта и после этого сверяет полученные данные с базой клиентов. На все это впустую тратится время.


Мы продолжительное время придерживались такого же подхода. Но времена меняются, и мы решили прокачать свои принципы телефонного взаимодействия с клиентом.




Прежде чем показать, как теперь все работает, небольшое отступление про нашу систему работы с клиентами — уже много лет мы успешно используем CRM, написанную нами на Django. В ней есть хелпдеск, куда поступают заявки от клиентов, отправленные на ящики info@netangels.ru и fin@netangels.ru.


Разработанный сервис мы назвали «карточка клиента». Он является дополнением к нашей CRM и решает две задачи:


  • мы перестаем спрашивать номер договора у каждого позвонившего;
  • начинаем здороваться с клиентом по имени

Еще до поднятия трубки сотрудник техподдержки видит аккаунты, связанные с номером телефона звонящего, а так же имя клиента. Если имя нам неизвестно, то просто узнаем его у клиента.


Обычно все работает гладко, но бывают номера, с которых периодически звонят разные люди. Это приводит к тому, что имя «Алексей» в нашей базе может, например, превратиться в «Алексей + Александра».


Если же клиент звонил нам и не дождался ответа в течение минуты, то мы сами ему перезвоним. При звонке мы уже знаем его номер договора и как его зовут.


Вот как выглядит наш хелпдеск после внедрения карточки клиента:




Клик на кнопку зеленого цвета во всплывающем меню откроет карточку клиента. Красная кнопка отклоняет звонок.


Предугадывая вопросы по интерфейсу самого хелпдеска — в верхней части страницы сотрудник техподдержки может переключиться на первую или вторую линию в телефонии, либо вовсе отключиться от входящих звонков. Индикатор «СТП 2/2» указывает количество сотрудников, которые сейчас не разговаривают, и общее количество человек на линии.


В нижней части страницы отображается количество ответов на тикеты каждого сотрудника за последние сутки. Статистика ведется как для технической поддержки, так и для финансового отдела.




Большая красная кнопка «Не звонить по пустякам?» в основном используется нашим сотрудником, который обзванивает новых и недавно отключенных клиентов. Кнопка нажимается в случаях:


  • клиент сбрасывает после того, как сотрудник представился
  • просит, чтобы не звонили
  • указан некорректный номер
  • клиент из другой страны



Если в процессе разговора имя клиента забылось, то имя можно подсмотреть в нижней части экрана на любой странице в хелпдеске.


Даже спустя год по работе сервиса от клиентов еще поступают не частые, но в большинстве своем положительные отзывы («ничего себе какая магия», «крутую систему вы придумали», «а вы нас уже узнаете ?»).


Отрицательные встречаются крайне редко (сначала позвонила Надежда Петровна, потом с этого же номера позвонил Алексей, которого назвали Надеждой Петровной).


Что в момент звонка происходит под капотом?


Условно весь процесс работы этого сервиса можно разделить на 4 этапа.


Для удобства название сервиса карточка клиента будем сокращать просто до КК.


Когда к нам поступает входящий звонок, клиент в течение 15-20 секунд слушает приветственное слово, а также уведомление о том, что разговоры записываются. За это время мы собираем всю необходимую информацию о звонящем.


Данные собираются следующим образом:




Наша АТС (Asterisk) обращается в API сервиса КК. После этого запрос попадает в очередь Celery. Задача в Celery проверяет есть ли в MongoDB данные о звонящем. Если данных нет — у нас достаточно времени чтобы пробежаться по базе клиентов и проверить указывался ли телефон звонящего в качестве контактного телефона, либо, например, указывался для СМС уведомлений.


На этом этапе с одной стороны фронтэнд подписывается (subscribe) в centrifugo на приватный канал, в который поступают оповещения о событиях звонка.


Фронтэндом является наш хелпдеск. Окно с информацией о звонящем будет отображено на той странице в хелпдеске, с которой в момент звонка работает сотрудник техподдержки. Подписка на канал в centrifugo происходит автоматически при загрузке страницы в хелпдеске.


С другой стороны АТС определяет, кто из свободных сотрудников возьмёт трубку и сообщает об этом в API сервиса КК. Далее сервис КК публикует (publish) данные в centrifugo.


Вот как это выглядит:





  1. На этом этапе АТС ожидает поднятия трубки сотрудником.



Как только трубку подняли:


  • АТС сообщает об этом сервису КК
  • сервис КК публикует данные в centrifugo
  • в хелпдеске мы отображаем сотруднику техподдержки другое меню, с более полной информацией о звонящем

Этот этап очень похож на 3й, с той лишь разницей, что АТС реагирует на завершение звонка, и в хелпдеске мы перестаём отображать меню звонка.




Послесловие


Эмпирически, после внедрения системы начало разговора с клиентами с уже созданными карточками сократилось примерно на 20-30 секунд. Вместо «А номер договора у вас какой ?» разговор практически сразу перетекает в плоскость решения вопроса. Плюс, мы стали начинать разговор с клиентом, называя одно из самых приятных для него слов — его имя.


Если у вас возникли вопросы или что-то показалось спорным — пожалуйста, оставляйте свои комментарии. Будем рады обсудить.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (23)


  1. zte189
    18.07.2017 13:11
    +1

    Как же.Я.Не.Люблю.Call-центры.


    1. NetAngels
      18.07.2017 13:47

      Чем они вам не угодили?(


      1. zte189
        18.07.2017 14:18

        Потому что мурыжат постоянно по кругу, хоть я и обращаюсь 1-2 раза в году — выбешивают буквально за минуту-две. Особенно все эти «пожалуйста оставайтесь на линии, я уточню информацию» и пропадает секунд на 30-40 — и это даже когда открывается банально тарифный план или что там у них. Болтают больше, чем делают по факту. А уж если надо на верхний уровень перескочить — это целая история. Вот поэтому и не люблю, хотя был грех, когда-то и сам там работал.


        1. NetAngels
          18.07.2017 14:27
          +1

          Ой, это точно не про нас. Мы таким не балуемся.


          1. zte189
            18.07.2017 15:17

            Вы молодцы в таком случае!


  1. barbanel
    18.07.2017 13:47

    Спасибо!
    Из личных предпочтений — на имя как-то пофиг, а вот номер договора огромный плюс.

    А как вы поступаете с такими юмористами:
    — Как я могу к вам обращаться?
    — Зовите меня «Мой повелитель»


    1. NetAngels
      18.07.2017 13:50

      Это, примерно, из серии «Чем я вам могу помочь?»)

      Обязательным условием пользования нашими услугами, так как мы подчиняемся отечественному законодательству, является заполнение паспортных данных [эта норма у нас будет действовать ещё месяц-два до релиза нового сайта и новой регистрации]. Часто, если клиент физлицо, имя в анкете и есть имя звонящего.

      Но юморины с «мойповелитель» встречаются оооочень редко и отрабатываются в ручном режиме. Пусть это будет исключением)


  1. wladyspb
    18.07.2017 13:47
    +1

    Госсподи, дайте такую же систему всем банкам\магазинам\организациям… Больше всего меня бесит даже не то, что каждый раз нужно представляться\сообщать номер договора, а то, что зачастую я сообщаю эти данные + причину звонка\проблему одному оператору, он меня переводит на второго, которому я так же (sic!) сообщаю номер договора, представляюсь, описываю проблему… А потом меня могут перевести на третьего оператора)


    1. NetAngels
      18.07.2017 14:28

      Думается, что у банков, будь потребность, такие системы бы давно уже работали раньше нашей. Видимо, есть какие-то тонкости.


    1. acsel31
      18.07.2017 15:03

      А я такую информацию спрашиваю только в том случае, если она нужна для решения проблемы. Очень часто даже не знаю, кто звонил. Тут дело в том, что очередные эффективные менеджеры хотят сделать как у них за бугром, типа это круто, мы — серьезные ребята, а не шарага какая-то.


    1. Dayl
      18.07.2017 15:49

      Как минимум один банк в РФ уже внедрил такую систему.


      1. NetAngels
        18.07.2017 17:07

        Да даже не один. Есть точно один красненький и один какой-то цветастый. Они умеют.


  1. initrd0
    19.07.2017 11:48

    Похвастались, молодцы.
    В том же МТС уже 100 лет назад таким пользуются.

    В чем новизна/смысл статьи?


    1. NetAngels
      19.07.2017 11:50

      Новизны, как вы заметили, нет в этом никакой. Но как элемент клиентского сервиса, такой формат обработки входящего трафика далеко не всем знаком и понятен. Мы считаем, что прямое обращение по имени к звонящему клиенту есть хорошо.

      К слову, не только МТС таким хвастается. Ещё банки и даже некоторые государственные учреждения.


    1. V_Maksim
      26.07.2017 11:35

      Первая мысль была такой же, но… но вспоминая практику, понимаю, что всё простое лежит на поверхности, но зашоренность, или банальное незнание, не позволяют внедрять таки полезные функции в процесс.


  1. Makssss
    19.07.2017 11:51

    когда клиент обращается в тех.поддержку, то ему до ж… как его назовут и сколько красивых слов он услышит, его волнует только решение его проблемы и как можно скорее.
    как вариант, вспомните когда вы вызывали скорую/полицию/пожарных/газовиков, вас интересовало только время реагирования и решения.
    профит от того, что клиента будут называть по имени весьма сомнительный. экономия времени 5-7 сек, для тех.поддержки ни о чем.


    1. NetAngels
      19.07.2017 11:53

      Очень странным выглядит тут сравнение обращения в техподдержку провайдера и звонок в экстренную службу. Наш опыт говорит, что клиентам нравится. На сам сервис обслуживания технически это не влияет никак, а на лояльность и отношение вполне себе.


      1. Makssss
        23.07.2017 15:39

        Клиентам, которые обратились в техническую поддержку нравится:
        1. Когда до тех.поддержки можно быстро достучаться.
        2. Когда быстро решают проблему.
        3. Когда им отвечает мужчина, а не женщина (уж извините, но это факт).
        это далеко не все, что им нравится, но это самое основное.
        Вы путаете поддержку с продажами, поэтому вам кажется странным сравнение с экстренными службами. Именно в продажах делают акцент на имени клиента, чтобы расположить его к себе и т.д. и т.п.


  1. manchelsi
    19.07.2017 11:53

    А исходники будут? Или это статья из разряда «похвастаться» на тему «Зацените какая штука у нас есть на работе»?


  1. mike_y_k
    19.07.2017 14:46

    Некоторая непонятка с отсутствием предиктивного заполнения базы mango по текущей базе клиентов.
    Аналогично с отсутствием множественности в именах, что для физиков таки не так часто, а вот с юриками может и множественным и изменяющимся быть. Алгоритм должен быть универсальным. Ну и при большом списке и неоднозначности — уже вопрос «Как к Вам обращаться?».
    Но сие больше к будущим реализациям.
    Спасибо за статью.


  1. agic
    20.07.2017 09:58

    о чем статья? информации и смысла ноль


    1. NetAngels
      21.07.2017 09:50

      Мы надеемся, что статья позволит сэкономить время тем, кто только разрабатывает подобные системы.

      Мы не установили готовое решение, а создали его своими силами. Почему бы и не рассказать об этом?


      1. agic
        21.07.2017 10:28

        потому что вы рассказываете очевидные вещи, нет даже углубления в тех.часть. Мне например сложно припомнить фирму где такое не используется.