Всем привет! Я Алексей Грезов, разработчик Server Team Badoo. Мы в Badoo всегда стараемся сделать так, чтобы наш код было легко поддерживать, развивать и переиспользовать, ведь от этих параметров зависит, насколько быстро и качественно мы сможем реализовать какую-либо фичу. Одним из способов достижения этой цели является написание такого кода, который просто не позволит совершить ошибку. Максимально строгий интерфейс не даст ошибиться с порядком его вызова. Минимальное количество внутренних состояний гарантирует ожидаемость результатов. На днях я увидел статью, в которой как раз описывается, как применение этих методов упрощает жизнь разработчикам. Итак, предлагаю вашему вниманию перевод статьи про принцип "poka-yoke".
При совместной работе с кодом в команде среднего или большого размера иногда возникают трудности с пониманием и использованием чужого кода. У этой проблемы существуют различные решения. Например, можно договориться следовать определённым стандартам кодирования или использовать известный всей команде фреймворк. Однако зачастую этого недостаточно, особенно когда нужно исправить ошибку или добавить новую функцию в старый код. Трудно вспомнить, для чего были предназначены конкретные классы и как они должны работать как по отдельности, так и совместно. В такие моменты можно случайно добавить побочные эффекты или ошибки, даже не осознавая этого.
Эти ошибки могут быть обнаружены при тестировании, но есть реальный шанс, что они-таки проскользнут в продакшн. И даже если они будут выявлены, может потребоваться довольно много времени, чтобы откатить код и исправить его.
Итак, как мы можем предотвратить это? С помощью принципа «poka-yoke».
Что такое poka-yoke?
Poka-yoke – японский термин, который переводится на английский примерно как «mistake-proofing» (защита от ошибки), а в русском варианте более известен, как «защита от дурака». Это понятие возникло в бережливом производстве, где оно относится к любому механизму, который помогает оператору оборудования избежать ошибок.
Помимо производства, poka-yoke часто используется в бытовой электронике. Возьмём, к примеру, SIM-карту, которая благодаря своей асимметричной форме может быть вставлена в адаптер только правильной стороной.
Противоположным примером (без использования принципа poka-yoke) является порт PS/2, имеющий одинаковую форму разъёма и для клавиатуры, и для мыши. Их можно отличить только по цвету и поэтому легко перепутать.
Ещё концепция poka-yoke может использоваться в программировании. Идея в том, чтобы сделать публичные интерфейсы нашего кода как можно более простыми и понятными и генерировать ошибки, как только код будет использоваться неправильно. Это может показаться очевидным, но на самом деле мы часто сталкиваемся с кодом, в котором этого нет.
Обратите внимание, что poka-yoke не предназначен для предотвращения преднамеренного злоупотребления. Цель лишь в том, чтобы избежать случайных ошибок, а не в защите кода от злонамеренного использования. Так или иначе, пока кто-то имеет доступ к вашему коду, он всегда сможет обойти предохранители, если действительно этого захочет.
Прежде чем обсуждать конкретные меры, позволяющие сделать код более защищённым от ошибок, важно знать, что механизмы poka-yoke можно разделить на две категории:
- предотвращение ошибок
- обнаружение ошибок.
Механизмы предотвращения ошибок полезны для исключения ошибок на раннем этапе. Максимально упростив интерфейсы и поведение, мы добиваемся того, чтобы никто не мог случайно использовать наш код неправильно (вспомните пример с SIM-картой).
С другой стороны, механизмы обнаружения ошибок находятся вне нашего кода. Они контролируют наши приложения, чтобы отслеживать возможные ошибки и предупреждать нас о них. Примером может быть программное обеспечение, которое определяет, имеет ли устройство, подключённое к порту PS/2, правильный тип, и, если нет, сообщает пользователю, почему оно не работает. Такое ПО не могло бы предотвратить ошибку, поскольку разъёмы одинаковые, но оно может обнаружить её и сообщить об этом.
Далее мы рассмотрим несколько методов, которые можно использовать как для предотвращения, так и для обнаружения ошибок в наших приложениях. Но имейте в виду, что этот список является лишь отправной точкой. В зависимости от конкретного приложения могут быть приняты дополнительные меры, чтобы сделать код более защищённым от ошибок. Кроме того, важно убедиться в целесообразности внедрения poka-yoke в ваш проект: в зависимости от сложности и размера вашего приложения некоторые меры могут оказаться слишком дорогостоящими по сравнению с потенциальной стоимостью ошибок. Поэтому вам и вашей команде решать, какие меры подходят вам лучше всего.
Примеры предотвращения ошибок
Объявление типов
Ранее известное как Type Hinting в PHP 5, объявление типов – это простой способ защиты от ошибок при вызове функций и методов в PHP 7. Назначив аргументам функции определённые типы, становится сложнее нарушать порядок аргументов при вызове этой функции.
Например, давайте рассмотрим уведомление, которое мы можем отправить пользователю:
<?php
class Notification {
private $userId;
private $subject;
private $message;
public function __construct(
$userId,
$subject,
$message
) {
$this->userId = $userId;
$this->subject = $subject;
$this->message = $message;
}
public function getUserId()
{
return $this->userId;
}
public function getSubject()
{
return $this->subject;
}
public function getMessage()
{
return $this->message;
}
}
Без объявления типов можно случайно передать переменные неверного типа, что может нарушить работу приложения. Например, мы можем предположить, что $userId
должен быть string
, в то время как на самом деле он может быть int
.
Если мы передадим в конструктор неправильный тип, то ошибка, вероятно, останется незамеченной до тех пор, пока приложение не попытается что-то сделать с этим уведомлением. И в этот момент, скорее всего, мы получим какое-то загадочное сообщение об ошибке, в котором ничто не будет указывать на наш код, где мы передаём string
вместо int
. Поэтому обычно предпочтительнее заставить приложение сломаться как можно скорее, чтобы как можно раньше в ходе разработки обнаружить подобные ошибки.
В этом конкретном случае можно просто добавить объявление типов – PHP остановится и немедленно предупредит нас фатальной ошибкой, как только мы попытаемся передать параметр не того типа:
<?php
declare(strict_types=1);
class Notification {
private $userId;
private $subject;
private $message;
public function __construct(
int $userId,
string $subject,
string $message
) {
$this->userId = $userId;
$this->subject = $subject;
$this->message = $message;
}
public function getUserId() : int
{
return $this->userId;
}
public function getSubject() : string
{
return $this->subject;
}
public function getMessage() : string
{
return $this->message;
}
}
Обратите внимание, что по умолчанию PHP попытается привести неверные аргументы к их ожидаемым типам. Чтобы этого не произошло и сгенерировалась фатальная ошибка, важно разрешить строгую типизацию (strict_types
). Из-за этого объявление скалярных типов не является идеальной формой poka-yoke, но служит неплохой отправной точкой для уменьшения количества ошибок. Даже при отключённой строгой типизации объявление типов всё равно может служить подсказкой, какой тип ожидается для аргумента.
Кроме того, мы объявили типы возвращаемых данных для наших методов. Это упрощает определение того, какие значения мы можем ожидать при вызове той или иной функции.
Чётко определённые типы возвращаемых данных также полезны для избегания множества операторов switch при работе с возвращаемыми значениями, поскольку без явно объявленных возвращаемых типов наши методы могут возвращать различные типы. Поэтому кто-то, используя наши методы, должен будет проверить, какой тип был возвращён в конкретном случае. Очевидно, что можно забыть об операторах switch
, что приведёт к ошибкам, которые трудно обнаружить. Но они становятся гораздо менее распространёнными при объявлении типа возвращаемого значения функции.
Объекты-значения
Проблема, которую не может решить объявление типов, заключается в том, что наличие нескольких аргументов функции позволяет перепутать их порядок при вызове.
Когда аргументы имеют разные типы, PHP может предупредить нас о нарушении порядка аргументов, но это не cработает, если у нас несколько аргументов с одним и тем же типом.
Чтобы в этом случае избежать ошибок, мы могли бы обернуть наши аргументы в объекты-значения (value objects):
class UserId {
private $userId;
public function __construct(int $userId) {
$this->userId = $userId;
}
public function getValue() : int
{
return $this->userId;
}
}
class Subject {
private $subject;
public function __construct(string $subject) {
$this->subject = $subject;
}
public function getValue() : string
{
return $this->subject;
}
}
class Message {
private $message;
public function __construct(string $message) {
$this->message = $message;
}
public function getMessage() : string
{
return $this->message;
}
}
class Notification {
/* ... */
public function __construct(
UserId $userId,
Subject $subject,
Message $message
) {
$this->userId = $userId;
$this->subject = $subject;
$this->message = $message;
}
public function getUserId() : UserId { /* ... */ }
public function getSubject() : Subject { /* ... */ }
public function getMessage() : Message { /* ... */ }
}
Поскольку наши аргументы теперь имеют очень специфический тип, их почти невозможно перепутать.
Дополнительным преимуществом использования объектов-значений по сравнению с объявлением скалярных типов является то, что нам больше не нужно включать строгую типизацию в каждом файле. А если нам не нужно об этом помнить, то мы не сможем об этом забыть.
Валидация
При работе с объектами-значениями мы можем инкапсулировать логику проверки своих данных внутри самих объектов. Таким образом, можно предотвратить создание объекта-значения с недопустимым состоянием, которое может привести к проблемам в будущем в других слоях нашего приложения.
Например, у нас может быть правило, согласно которому любой UserId
всегда должен быть положительным. Мы могли бы, очевидно, проверять его всякий раз, когда получаем UserId
в качестве входных данных, но, с другой стороны, его также можно легко забыть в том или ином месте. И даже если эта забывчивость приведёт к фактической ошибке в другом слое нашего приложения, из сообщения об ошибке может быть сложно понять, что на самом деле пошло не так, а это усложнит отладку.
Чтобы предотвратить подобные ошибки, мы могли бы добавить некоторую валидацию в конструктор UserId
:
class UserId {
private $userId;
public function __construct($userId) {
if (!is_int($userId) || $userId < 0) {
throw new \InvalidArgumentException(
'UserId should be a positive integer.'
);
}
$this->userId = $userId;
}
public function getValue() : int
{
return $this->userId;
}
}
Таким образом, мы всегда можем быть уверены, что при работе с объектом UserId
он имеет правильное состояние. Это избавит нас от необходимости постоянно проверять данные на разных уровнях приложения.
Обратите внимание, что здесь мы могли бы добавить объявление скалярного типа вместо использования is_int
, но это заставит нас включать строгую типизацию везде, где используется UserId
. Если это не сделать, то PHP будет пытаться приводить другие типы к int
всякий раз, когда они передаются в качестве UserId
. Это может стать проблемой, так как мы могли бы, например, передать float
, который может оказаться неправильной переменной, поскольку идентификаторы пользователя обычно не являются float
. В других случаях, когда мы могли бы, например, работать с объектом Price
, отключение строгой типизации может привести к ошибкам округления, поскольку PHP автоматически преобразует float-переменные в int
.
Неизменяемость
По умолчанию объекты в PHP передаются по ссылке. Это означает, что, когда мы вносим изменения в объект, он мгновенно изменяется во всём приложении.
Хотя у этого подхода есть свои преимущества, он имеет и некоторые недостатки. Рассмотрим пример уведомления, отправляемого пользователю посредством SMS и электронной почты:
interface NotificationSenderInterface
{
public function send(Notification $notification);
}
class SMSNotificationSender implements NotificationSenderInterface
{
public function send(Notification $notification) {
$this->cutNotificationLength($notification);
// Send an SMS...
}
/**
* Makes sure the notification does not exceed the length of an SMS.
*/
private function cutNotificationLength(Notification $notification)
{
$message = $notification->getMessage();
$messageString = substr($message->getValue(), 160);
$notification->setMessage(new Message($messageString));
}
}
class EmailNotificationSender implements NotificationSenderInterface
{
public function send(Notification $notification) {
// Send an e-mail ...
}
}
$smsNotificationSender = new SMSNotificationSender();
$emailNotificationSender = new EmailNotificationSender();
$notification = new Notification(
new UserId(17466),
new Subject('Demo notification'),
new Message('Very long message ... over 160 characters.')
);
$smsNotificationSender->send($notification);
$emailNotificationSender->send($notification);
Поскольку объект Notification
передаётся по ссылке, получился непреднамеренный побочный эффект. При сокращении длины сообщения в SMSNotificationSender
связанный объект Notification
был обновлен во всём приложении, так что сообщение тоже было обрезанным, когда позже отправлялось в EmailNotificationSender
.
Чтобы исправить это, сделаем объект Notification
неизменяемым. Вместо того чтобы предоставлять set-методы для внесения в него изменений, добавим with-методы, которые делают копию исходного Notification
перед внесением этих изменений:
class Notification {
public function __construct( ... ) { /* ... */ }
public function getUserId() : UserId { /* ... */ }
public function withUserId(UserId $userId) : Notification {
$c = clone $this;
$c->userId = clone $userId;
return $c;
}
public function getSubject() : Subject { /* ... */ }
public function withSubject(Subject $subject) : Notification {
$c = clone $this;
$c->subject = clone $subject;
return $c;
}
public function getMessage() : Message { /* ... */ }
public function withMessage(Message $message) : Notification {
$c = clone $this;
$c->message = clone $message;
return $c;
}
}
Теперь, когда мы вносим изменения в класс Notification
, например, сокращая длину сообщения, они больше не распространяются на всё приложение, что позволяет предотвратить появление различных побочных эффектов.
Однако обратите внимание, что в PHP очень сложно (если не невозможно) сделать объект по-настоящему неизменяемым. Но для того чтобы сделать наш код более защищённым от ошибок, будет достаточно добавить «неизменяемые» with-методы вместо set-методов, так как пользователям класса больше не нужно будет помнить о необходимости клонировать объект перед внесением изменений.
Возвращение null-объектов
Иногда мы сталкиваемся с функциями и методами, которые могут вернуть либо какое-то значение, либо null
. И эти null’евые возвращаемые значения могут представлять проблему, поскольку почти всегда нужно будет проверять значения на null, прежде чем мы сможем что-то с ними сделать. Об этом опять же легко забыть.
Чтобы избавиться от необходимости проверки возвращаемых значений, мы могли бы возвращать вместо этого null-объекты. Например, у нас может быть ShoppingCart
со скидкой или без:
interface Discount {
public function applyTo(int $total);
}
interface ShoppingCart {
public function calculateTotal() : int;
public function getDiscount() : ?Discount;
}
При вычислении конечной стоимости ShoppingCart перед вызовом метода applyTo
нам теперь всегда нужно проверять, что вернула функция getDiscount(): null
или скидку:
$total = $shoppingCart->calculateTotal();
if ($shoppingCart->getDiscount()) {
$total = $shoppingCart->getDiscount()->applyTo($total);
}
Если не выполнить эту проверку, то мы получим предупреждение PHP и/ или другие побочные эффекты, когда getDiscount()
вернёт null
.
С другой стороны, этих проверок можно избежать, если мы вернём null-объект, когда скидка не предоставляется:
class ShoppingCart {
public function getDiscount() : Discount {
return !is_null($this->discount) ? $this->discount : new NoDiscount();
}
}
class NoDiscount implements Discount {
public function applyTo(int $total) {
return $total;
}
}
Теперь, когда мы вызываем getDiscount()
, мы всегда получаем объект Discount
, даже если скидка отсутствует. Таким образом, мы можем применить скидку к итоговой сумме, даже если её нет, и нам больше не нужна инструкция if
:
$total = $shoppingCart->calculateTotal();
$totalWithDiscountApplied = $shoppingCart->getDiscount()->applyTo($total);
Опциональные зависимости
По тем же причинам, по которым мы желаем избежать null’евых возвращаемых значений, мы хотим избавиться и от опциональных зависимостей, просто сделав все зависимости обязательными.
Возьмём, к примеру, следующий класс:
class SomeService implements LoggerAwareInterface {
public function setLogger(LoggerInterface $logger) { /* ... */ }
public function doSomething() {
if ($this->logger) {
$this->logger->debug('...');
}
// do something
if ($this->logger) {
$this->logger->warning('...');
}
// etc...
}
}
Есть две проблемы:
- Нам постоянно нужно проверять наличие логгера в нашем методе
doSomething()
. - При настройке класса SomeService в нашем сервис-контейнере кто-то может забыть сконфигурировать логгер, или он может вообще не знать, что у класса есть возможность это сделать.
Мы можем упростить код, сделав LoggerInterface
обязательной зависимостью:
class SomeService {
public function __construct(LoggerInterface $logger) { /* ... */ }
public function doSomething() {
$this->logger->debug('...');
// do something
$this->logger->warning('...');
// etc...
}
}
Теперь наш публичный интерфейс стал менее громоздким, и всякий раз, когда кто-то создаёт новый экземпляр SomeService
, он знает, что класс требует экземпляр LoggerInterface
, и поэтому он никак не сможет забыть указать его.
Кроме того, мы избавились от необходимости постоянной проверки наличия логгера, что делает doSomething()
более лёгким для понимания и менее восприимчивым к ошибкам всякий раз, когда кто-то вносит в него изменения.
Если бы мы захотели использовать SomeService
без логгера, то могли бы применить ту же логику, что и с возвращением null-объекта:
$service = new SomeService(new NullLogger());
В итоге этот подход имеет тот же эффект, что и использование необязательного метода setLogger()
, но упрощает наш код и снижает вероятность ошибки в контейнере внедрения зависимостей.
Public-методы
Чтобы сделать код проще в использовании, лучше ограничить количество public-методов в классах. Тогда код становится менее запутанным, и у нас меньше шансов отказаться от обратной совместимости при рефакторинге.
Свести количество public-методов к минимуму поможет аналогия с транзакциями. Рассмотрим, к примеру, перевод денег между двумя банковскими счетами:
$account1->withdraw(100);
$account2->deposit(100);
Хотя база данных с помощью транзакции может обеспечить отмену снятия денег, если пополнение не может быть сделано (или наоборот), она не может помешать нам забыть вызвать либо $account1->withdraw()
, либо $account2->deposit()
, что приведёт к некорректной операции.
К счастью, мы легко можем исправить это, заменив два отдельных метода одним транзакционным:
$account1->transfer(100, $account2);
В результате наш код становится более надёжным, поскольку будет сложнее совершить ошибку, завершив транзакцию частично.
Примеры обнаружения ошибок
Механизмы обнаружения ошибок не предназначены для их предотвращения. Они должны лишь предупреждать нас о проблемах, когда они обнаруживаются. Большую часть времени они находятся за пределами нашего приложения и проверяют код через определённые промежутки времени или после конкретных изменений.
Unit-тесты
Unit-тесты могут быть отличным способом убедиться в корректной работе нового кода. Они также помогают удостовериться, что код по-прежнему работает корректно после того, как кто-то реорганизовал часть системы.
Поскольку кто-то может забывать проводить unit-тестирование, рекомендуется автоматически запускать тесты при внесении изменений с использованием таких сервисов, как Travis CI и GitLab CI. Благодаря им разработчики получают уведомления, когда что-то ломается, что также помогает убедиться, что сделанные изменения работают так, как задумывалось.
Помимо обнаружения ошибок, unit-тесты являются отличными примерами использования конкретных частей кода, что в свою очередь предотвращает ошибки, когда кто-то другой использует наш код.
Отчёты о покрытии кода тестами и мутационное тестирование
Поскольку мы можем забыть написать достаточно тестов, полезно при тестировании автоматически генерировать отчёты о покрытии кода тестами с помощью таких сервисов, как Coveralls. Всякий раз, когда покрытие нашего кода снижается, Coveralls отправляет нам уведомление, и мы можем добавить недостающие тесты. Благодаря Coveralls мы также можем понять, как меняется покрытие кода с течением времени.
Ещё один способ убедиться, что у нас достаточно unit-тестов, — использование мутационных тестов, например, с помощью Humbug. Как следует из названия, они проверяют, достаточно ли наш код покрыт тестами, слегка изменяя исходный код и запуская после этого unit-тесты, которые должны генерировать ошибки из-за сделанных изменений.
Используя отчёты о покрытии кода и мутационные тесты, мы можем убедиться, что наших unit-тестов достаточно для предотвращения ошибок.
Статические анализаторы кода
Анализаторы кода могут обнаружить ошибки в нашем приложении в начале процесса разработки. Например, IDE, такие как PhpStorm, используют анализаторы кода, чтобы предупреждать нас об ошибках и давать подсказки, когда мы пишем код. Ошибки могут варьироваться от простых синтаксических до повторяющегося кода.
Помимо анализаторов, встроенных в большинство IDE, в процесс сборки наших приложений можно включить сторонние и даже пользовательские анализаторы для выявления конкретных проблем. Неполный список анализаторов, подходящих для проектов на PHP, можно найти на GitHub.
Существуют также онлайн-решения, например, SensioLabs Insights.
Логирование
В отличие от большинства других механизмов обнаружения ошибок, логирование может помочь обнаружить ошибки в приложении, когда оно работает в продакшне.
Конечно, для этого требуется, чтобы код писал в лог всякий раз, когда случается что-то неожиданное. Даже когда наш код поддерживает логгеры, про них можно забыть при настройке приложения. Поэтому следует избегать опциональных зависимостей (см. выше).
Хотя большинство приложений хотя бы частично ведут лог, информация, которая туда записывается, становится действительно интересной, когда она анализируются и контролируется с помощью таких инструментов, как Kibana или Nagios. Они могут дать представление о том, какие ошибки и предупреждения возникают в нашем приложении, когда люди активно его используют, а не когда оно тестируется.
Не подавлять ошибки
Даже при логировании ошибок случается, что некоторые из них подавляются. PHP имеет тенденцию продолжать работу, когда происходит «восстанавливаемая» ошибка. Однако ошибки могут быть полезны при разработке или тестировании новых функций, поскольку могут указывать на ошибки в коде. Вот почему большинство анализаторов кода предупреждают вас, когда обнаруживают, что вы используете @ для подавления ошибок, так как это может скрывать ошибки, которые неизбежно появятся снова, как только приложение станет использоваться.
Как правило, лучше установить уровень error_reporting PHP на E_ALL
, чтобы получать сообщения даже о малейших предупреждениях. Однако не забудьте запротоколировать где-нибудь эти сообщения и скрыть их от пользователей, чтобы никакая конфиденциальная информация об архитектуре вашего приложения или потенциальных уязвимостях не была доступна конечным пользователям.
Помимо error_reporting
, важно всегда включать strict_types
, чтобы PHP не пытался автоматически приводить аргументы функций к их ожидаемому типу, поскольку это может приводить к трудно обнаруживаемым ошибкам (например, ошибкам округления при приведении float
к int
).
Использование вне PHP
Поскольку poka-yoke скорее концепция, чем конкретная методика, её также можно применять в сферах, не связанных с PHP.
Инфраструктура
На уровне инфраструктуры многие ошибки могут быть предотвращены путём создания общей среды разработки, идентичной среде production, с использованием таких инструментов, как Vagrant.
Автоматизация развёртывания приложения с использованием серверов сборки, таких как Jenkins и GoCD, может помочь предотвратить ошибки при развёртывании изменений в приложении, поскольку этот процесс может включать в себя множество шагов, часть из которых легко забыть выполнить.
REST API
При создании REST API
можно внедрить poka-yoke, чтобы упростить использование API. Например, мы можем убедиться, что возвращаем ошибку всякий раз, когда неизвестный параметр передаётся в URL или в теле запроса. Это может показаться странным, поскольку мы, очевидно, хотим избежать «поломки» наших API-клиентов, но, как правило, лучше как можно скорее предупреждать разработчиков, использующих наш API, о некорректном использовании, чтобы ошибки были исправлены на ранней стадии процесса разработки.
Например, у нас в API может быть параметр color
, но кто-то, кто использует наш API, может случайно использовать параметр colour
. Без каких-либо предупреждений эта ошибка может запросто попасть в продакшн, пока её не заметят конечные пользователи.
Чтобы узнать, как создавать API, которые не доставят вам хлопот, прочтите книгу Building APIs You Won’t Hate.
Конфигурация приложения
Практически все приложения нуждаются в какой-либо пользовательской настройке. Чаще всего разработчики предоставляют как можно больше значений настроек по умолчанию, что упрощает конфигурирование. Однако, как в примере с color
и colour
, можно легко ошибиться в параметрах конфигурации, что заставит приложение неожиданно вернуться к значениям по умолчанию.
Такие моменты трудно отследить, ведь приложение не инициирует ошибку как таковую. И лучший способ получить уведомление при неправильной настройке – просто не предоставлять никаких значений по умолчанию и сгенерировать ошибку, как только будет отсутствовать параметр конфигурации.
Предотвращение ошибок пользователя
Концепция poka-yoke также может использоваться для предотвращения или обнаружения ошибок пользователей. Например, в бухгалтерском программном обеспечении номер счёта, введённый пользователем, может быть проверен с помощью алгоритма контрольной цифры. Это не позволит ввести номер счёта с опечаткой.
Заключение
Хотя poka-yoke представляет собой только концепцию, а не определённый набор инструментов, существуют различные принципы, которые мы можем применить к коду и процессу разработки, чтобы предотвратить ошибки или обнаружить их на раннем этапе. Очень часто эти механизмы будут специфичны для самого приложения и его бизнес-логики, но есть несколько простых методов и инструментов, которые можно использовать, чтобы сделать более надёжным любой код.
Главное – помнить, что, хотя мы хотим избежать ошибок в продакшне, они могут оказаться очень полезными в процессе разработки, и мы не должны бояться инициировать их как можно скорее, чтобы было легче их отслеживать. Эти ошибки могут быть сгенерированы либо самим кодом, либо отдельными процессами, которые выполняются отдельно от приложения и контролируют его извне.
Чтобы ещё больше уменьшить количество ошибок, мы должны стремиться к тому, чтобы public-интерфейсы нашего кода были максимально простыми и понятными.
Комментарии (14)
JSmitty
18.07.2017 23:01Вот этот раздел — «Возвращение null-объектов» — такое ощущение, что еще полшага, и автор изобретет Maybe монаду.
Yanovsky
19.07.2017 17:15+1Вообще-то это
довольно известныйшаблон проектирования
Null_object_(Шаблон_проектирования) [wikipedia]
SerafimArts
19.07.2017 02:11+1Статья замечательная, спасибо!
Но есть небольшое замечаниеКогда пишите "Мы в Badoo всегда стараемся сделать так, чтобы наш код было легко поддерживать, развивать" — стоит форматировать код в PSR. Отсутствие стандарта — это не критично, просто наводит на определённые мысли. ;)
SerafimArts
19.07.2017 03:08+1Но есть небольшое замечание
Простите, я слепой, не увидел тега "Перевод".
rkosolapov
19.07.2017 06:52+2Двойственное ощущение от статьи.
С одной стороны, даже вот такой вот несистемный частный набор «советов» имеет смысл, с другой — ну в целом-то гораздо больше профита даёт системное обучение фундаментальным вещам, под нормальными названиями.
В общем всем, кому статья показалась годной, рекомендую прочитать хотя бы https://www.info.ucl.ac.be/~pvr/book.html, толку будет в разы больше, как мне кажется.
bezuman
20.07.2017 12:07Возможно я не правильно понял пример про минимизацию интерфейса, на мой взгляд он не очень удачный. Если ваша абстракция — account, требует методов withdraw и deposit, то они должны быть в интерфейсе, другое дело если вам только transfer нужен, тогда все понятно.
alexglue
21.07.2017 00:12Речь, очевидно, не о минимизации интерфейса, а об использовании написанного кода: даже если интерфейс класса требует наличия обоих методов, не факт, что разработчик, использующий написанный класс не забудет вызвать оба метода. Т.е. то, что могла бы предотвратить база нивелируется использованием кода, в отличие от transfer, который внутри метода гарантирует нужную последовательность выполнения
cjbars
Такая теплая и ламповая статья, спасибо большое!