Настроить базу
Несмотря на всеобщий прогресс, в немалом количестве компаний интранет по-прежнему существует для галочки. У него нет вовлеченного владельца, ведь в ИТ-отделах (куда он, как правило, относится) нет специалистов, профессионально работающих с информацией, контентом. Тех самых филологов, пиарщиков, переводчиков. А раз основное СМИ болтается бесхозно, можно смело говорить, что функция информирования в компании не оформлена.
Договоримся о терминах. Информирование, а я говорю о массовом информировании, — это своевременное донесение до сотрудников новостной информации (что, где, когда). Информирование — это важный управленческий инструмент, потому как многие процессы бизнеса могут быть заблокированы, если сотрудник вовремя о чем-то не узнает и не сделает.
Да, на первый взгляд кажется, что всё понятно и просто. Но по факту, пока компания маленькая, важная информация доносится изо всех уголков офиса, а когда она уже 300+, информация исчезает или ее распространение становится хаотичным. Оставить эту тему без присмотра еще на какое-то время можно, но уже чревато.
Пример
Когда я пришла в компанию, нас как раз было около 400, интранет был представлен двумя «дохлыми» порталами, за один отвечал HR, второй технически поддерживали ИТ. Основным способом, которым доносилась информация, были рассылки по корпоративной почте. И что это были за рассылки! В них рассылалось все подряд: от ключевых данных по бонусам до объявлений о потери ключей где-то там. Каждое письмо удивляло своей html-версткой, хотя авторы старались копировать шаблон из предыдущего письма. На письма отвечали и часто сразу на всю компанию. Понятно, что стиль изложения и грамматика также были авторскими. Новостной ленты не было.
Что в такой ситуации оставалось делать сотрудникам? Конечно, вспоминать о спаме, настраивать рассылки в отдельный ящик и никогда туда не заглядывать. Хотя и это сделать было сложно, так как письма могли приходить с личных адресов. В итоге, сложно было назвать подобный «неочищенный» канал официальным. И это нормальный этап развития компании, главное — обратить внимание на функцию и заняться и здесь повышением управляемости.
Тогда собралась инициативная группа и нам понадобилось примерно три квартала, чтобы объединить порталы, продумать инфоархитектуру, залить базовый контент, придумать бизнес-логику новостей-рассылок и реализовать ее на SharePoint, раздать права, выделить контентщиков в «полях» подразделений. В отношении информирования было сделано принципиальное:
- Ограничен доступ на рассылку;
- Рассылка делалась только по важным и срочным поводам, остальное уходило в новости и еженедельный дайджест;
- Выделен редактор-модератор;
- Шаблон рассылки стал максимально «жёсток»;
- Авторы прошли обучение.
Это было в 2013 году. Почти пять лет назад. За это время ничего не изменилось: ни дизайн дайджеста, ни «маркер» для ключевых новостей, на шаблон рассылок. С одной стороны, это камень в мой «декретный» огород. А с другой: что хорошо работает, действительно не всегда нужно трогать. Канал информирования настроен. Поколение сотрудников, помнящих старые порталы, уже давно размыто новыми 800+. Да и универсальное дзен-правило тут очень кстати: 30% не читают новости, 30% читают время от времени, 30% — читают всегда, 10% — пишут новости. Всегда. Независимо от частоты редизайнов.
Так выглядит главная страница корпоративного портала ICL Services
Информирование, диалог, влияние
В понятии «информирование» есть две ключевые характеристики. Первое — односторонность: мол, мы сказали, а вы там как-то сами это читайте и обдумайте. Второе — это объективность: мы не подбираем тексты, чтобы сформулировать ваше мнение так и этак, мы — классическая новостная журналистика. То есть мы выводим информацию в массы, когда повод для публикации неоспорим: событие случится или случилось.
Однако в последнее время на информирование стали посматривать немного пренебрежительно. Мол, это про односторонность, монологичность, нестратегичность и вообще не дело специалистов по коммуникациям. Возможно. Но при этом нужно не забывать, что информирование, качественное информирование, — это как раз то, что коммуникатору необходимо выстраивать в компании в первую очередь. А уже потом докручивать задачи и способы их решения.
То, что при желании можно сделать с односторонностью, понятно. Это соцсетийные игры и функционал: лайки-дизлайки, комментарии, опросы и т. п.
Пример
Мы по-прежнему не включили функцию комментариев у новостей. По большей части из-за нашего перфекционизма, так как предполагаем, что появится значимый объем контента, с которым нужно вдумчиво работать. Хотя одна коллега мне с уверенностью сказала, что никто не ответит на комментарии друг друга лучше, чем сами сотрудники. Возможно… Но в голову приходит другое решение. В компании много лет (дольше, чем полноценный портал) существует коллективный блог, не связанный с официальной базой сотрудников, который в данный момент переживает не лучшие времена. А не объединить ли нам его с официальной новостной лентой, чтобы не плодить конкуренцию уже привычному ресурсу и многочисленным внешним социальным сетям? Просто на уровне размещения важных новостей и дайджеста? Глядишь, и количество зарегистрированных участников увеличится, а компания получит более регулярный фидбек на свое информирование.
Что касается влияния, то здесь остро встает вопрос целеполагания. Пока система работает в режиме информирования, решаются только тактические задачи, которые в состоянии сформулировать средний менеджмент. Если же мы уходим в классическое влияние, то должно включаться руководство. Оно должно оценить ситуацию с учетом всей аналитики по удовлетворенности персонала, всех видений и собственных планов на бизнес — и сформулировать цель: зачем будем влиять, на кого, до каких пор.
И речь здесь не идет о пропаганде в ее современном политическом «смысле», хотя, конечно, любое влияние — про интерпретацию хаоса. И это уже естественная человеческая потребность и типовые социальные ожидания. Аудитория компании, как и любая другая аудитория, нуждается в уменьшении неопределенности и ожидает этого от компании. Можно генерить негатив, можно его игнорировать, а можно его объяснить. И в идеале — отметить материал понятным маркером, чтобы сотрудник понимал, где новость, а где «за жизнь».
Пример
Базовый инструмент при формировании управляемого информационного поля — контент-план. Он хорошо известен маркетологам и пиарщикам. И если внутренние коммуникации интегрированы с внешними, то вопросов о его использовании не встанет. В нашем же случае ВК являются частью HR, и тут исторически другие методы и подходы. С недавних пор мы начали-таки планировать размещение материалов не только по явным новостным поводам, но и аналитику, репортажи, мнения, истории про людей. До этого подобные материалы тоже были, но, как правило, в виде «писем в редакцию» или в качестве ответа на что-то уже слишком «горящее». Чтобы сотрудники ценили свое здоровье и ДМС, нужно напоминать им об этом ежеквартально, раскрывая тему с разных сторон. А не раз в год в момент выдачи новых полисов… К сожалению, эта ветка развития предполагает значительное увеличение объема работ, включения большого количества людей в задачи генерации контента и всё это на постоянной основе. Может ли непрофильный бизнес позволить себе в штате не только профессионального редактора, но и журналиста?
Журналистика данных: читатель = автор
Размышляя над ресурсоемкостью контент-плана, я стала читать про журналистику данных. У РИА в 2014 году случился прекрасный перевод книги The Data Journalism Handbook, в котором живо и с примерами описывается это контентное явление. И мне показалось, что использование подхода журналистики данных вполне может лечь на задачи корпоративной коммуникации.
Блогерство, сторителлинг, подкасты, стримы — это история про авторский контент, то есть описание явлений всегда сквозь призму авторского «я». Поэтому здесь всегда будет дополнительная работа авторов. В такой коммуникации сохраняется традиционный набор ролей: «писатель — читатель», и это разные лица.
Что же предлагает журналистика данных? В целом, она тоже предлагает авторские репортажи и расследования, но после этапа сбора большого количества данных, его анализа и визуализаций. Но эти традиционные авторские надстройки опциональны. Сами по себе эти визуализации становятся законченным материалом. Как бы информированием. Ведь публикуются некие объективные данные. Но на самом деле классическим информированием всё не заканчивается. Подобный контент — сразу и диалог, и интерпретация.
Такую гистограмму представил Уильям Плэйфэйр в 1786 году (!), чтобы наглядно показать количественные показатели импорта в Шотландию
Каждый читатель, смотря на эти данные, сам становится автором. То есть он сам придумывает сюжет, исходя из актуальной для себя точки зрения, вычленяет из предложенного данные и связи, которые интересует именно его. Чем глубже данные и изощреннее визуализация, читатель=автор может создавать полноценные материалы, которые при желании можно интервьюировать и публиковать. И тут уже новый вариант «писем читателей» в редакцию (контент контента контента), но опциональный, ведь коммуникация уже случилась.
Таким образом мы информируем читателя, но информируем: а) в режиме онлайн; б) без тематической агрессии; г) вовлекая в диалог и интерпретацию. Да, создание таких сервисов трудоёмко. Но это проект, а не процесс: создав его один раз, мы дарим миру контент без срока годности.
Пример
Собралась команда журналистов, дизайнеров и программистов и решили, что в этом месяце они собирают данные о качестве школ в городе О, так как у жителей нет прозрачности, и они теряются в выборе, а в редакцию поступают жалобы (социальной запрос как повод). После этого данные на тему собираются, мапятся, сводятся, чистятся, дополняются свежей редакционными «раскопками» и в конце концов публикуются на сайте редакции в качестве интерактивного сервиса. Сервисом может пользоваться любой: найти свою школу, сравнить со школами в районе, посмотреть самые высокие рейтинги по городу, посмотреть самые низкие, сравнить школы по признаку Х, провести корреляции по признакам X и Y… Да, журналисты сделают здесь свои сюжеты и, вероятнее всего, встроят этот контент в каком-то адаптированном виде в эту визуализацию. Но каждый пользователь тоже сделает свои выводы, изучив данные, интересные конкретно ему.
Ну круто же!?!
«Большая инфографика»
А теперь фантазия на тему корпоративных визуализаций данных. Собираются пиарщики, дизайнеры и программисты и делают шикарную объемную глубокую интерактивную инфографику. На какую тему? На все ключевые. Финансы, клиенты, социалка, расходы, доходы. Стоит спросить у коллег, какой информации им не хватает. Можно посмотреть на больные темы. Например, если сотрудники не видят связи своей работы с общими целями компании, то вывести данные, которые будут отвечать на этот вопрос. «Я принес компании столько-то денег, компания на меня потратила столько-то». Со всеми налогами в обе стороны, со всеми инвестициями. Можно встроить какие-то подвиги пофамильно. Можно детализировать на команды, на отделы — зависит от культуры компании в отношении личных заслуг.
Как правило, эти данные в разном виде есть в компаниях и служат задачам управленческого учета. У кого-то это красивые эксельки со сложными формулами, у кого-то хаотичные, еще не объединенные блокноты. И понятно, что прежде чем такие данные публиковать, нужно настроить их сбор. Ну и быть готовым к ошибкам, некорректностям и расследованиям сотрудников. А что?.. Аудиторам меньше работы, оптимизация от «низов», поощряем инициативы.
И да, меня сейчас закидают помидорами, говоря, что никакой руководитель не согласится открыто выдавать подобные данные. Я не буду спорить с этим. Мне кажется, что может. Любой взрослый человек понимает, что одна из задач корпорации — это прибыль акционеров, поэтому эту информацию можно воспринимать вполне лояльно. Особенно если при этом руководитель предлагает сотрудникам комфортные рабочие места, а у сотрудников есть выбор. К тому же, форма дашбордов уже прочно вошла в отчетности любых уровней. Просто нужно усилить его интерактивностью, публичностью и многоуровневыми связями, понятными широкой аудитории (!). Ведь второй риск здесь — это сам сотрудник, который не хочет или не умеет работать с информацией. Поэтому связи должны быть о вечном и наглядны, а аудитория — лояльной к навыку анализа.
Пример
Как-то один молодой человек спросил у генерального директора большой ИТ-компании, а почемуего операционный директор получает зарплату в столько-то много раз больше, чем он обычный системный администратор. На это генеральный директор ответил, что и системный администратор будет получать столько сразу после того, как у него в подчинении будет 800 человек. Так вот, ответ сотруднику тоже можно визуализировать, чтобы другие молча не страдали. Ну и все другие данные, которые нужны сотруднику и руководителю, чтобы чувствовать доверие, определенность, управляемость и связи. И сотрудник с удовольствием станет и читателем, и автором, и экспертом 24 часа в сутки. Хочешь посмотреть, как повлиял скачок евро на дела компании? Смотри на график. Хочешь узнать, планирует ли компания продажи в Java-разработки? Посмотри, сколько она инвестировала в Java за последнее время! Сделали оффер из Берлина? Посмотри, какие выплаты делает по тебе компания и сравни их с налоговыми условиями Германии. И так далее. И тому подобное.
К чему все это? А к тому, что информирование — это прекрасно. Информировать статичным фактом – это база, влиять контент-планом и аналитикой — это мощно, а информировать и интерпретировать интерактивными связями — это возможное развитие (не только функции коммуникации, но и всех ЦА). Даже если на первый взгляд этот вариант кажется очень идеалистичным. Я бы с удовольствием взялась за такой проект. Ну или помечтала бы с кем-то еще на эту тему :)
Комментарии (8)
Botkin
29.08.2017 22:52+1Все очень клево, но какие профиты для компании?
MarinaPronina Автор
31.08.2017 17:23Можно, я отвечу скучно? :-) Информированность повышает качество решений. Любых. Хочется найти инструмент, который не будет требовать больших ресурсов для поддержки. А еще, в случае создания «большой инфографики», может быть решена задача наведения порядка в управленческом учете. До тех пор, пока информация мало публична, на ее качество могут не обращать внимание. А если с этим всё хорошо, то стоит получить вторичную выгоду: дать возможность работать с ней не только руководителям, но и всем сотрудникам… Которым информация тоже нужна для принятия качественных бизнес-решений. Как в отношении компании, так и себя :-)
olgapavlova
30.08.2017 12:08+1Телеграфировала: t.me/datajouru/80
Если лень идти по ссылке, вот весь текст рецензии.
Хабражитель Марина Пронина (то ли HR, то ли PR в IT-компании, непонятно) рассуждает на тему «Как использовать журналистику данных во внутрикорпоративных коммуникациях»: habrahabr.ru/company/icl_services/blog/336670
Содержательная для нас часть начинается примерно на середине статьи, как раз около обложки популярной пару лет назад книги «The Data Journalism Handbook».
Суть заметки _примерно_ такая: а что если внутренние коммуникации компании вести с помощью журналистики данных? Давать сотрудникам возможность самостоятельно отвечать на разные возникающие у них вопросы о жизни, карьере и всём остальном.
Хочешь ты, например, понять (утрированный пример из статьи), почему начальник зарабатывает в 100500 раз больше тебя — хоп пошёл закопался в залежи информации и выяснил: у него больше подчинённых, ненормированный рабочий день, восемь высших образований, опыт работы 42 года и всякое такое. А у тебя нет.
Автор больше рассуждает в стиле «А что, если», чем описывает какую-то реальность. И большинство этих рассуждений, похоже, основаны на том, что некоторая часть аудитории (конечно, никогда не все) смогут самостоятельно разбираться в данных, графиках, схемах и таблицах. Причём не просто считывать их, но и активно задавать вопросы к данным и получать на них ответы в терминах данных же.
Предположение довольно смелое. Но в IT-компании, пожалуй, не совсем уже безосновательное.
Какую бизнес-проблему автор пытается решить, непонятно. Рискну предположить, что речь идёт о том, чтобы дать пытливым умам IT-шников возможность самостоятельно искать ответы на неудобные вопросы про бизнес. И тем самым снять некоторую часть напряжённости между условно-программистами и условно-bizdev’ом.
Но всё это умозрительные рассуждения. Так что остаётся только ждать развития событий: сможет ли автор сделать что-то конкретное и рассказать о результатах? Будем надеяться.MarinaPronina Автор
31.08.2017 17:08Спасибо за рецензию. Вы очень хорошо сократили мой текст :-) А что касается бизнес-ценности, то, предполагаю, что инструмент может быть востребован не только для поиска ответов на неудобные вопросы, но и в целях того самого базового информирования. Нередко не только простые сотрудники, но и средний менеджмент не имеет перед глазами данных, которых помогли бы им принимать решения. Бизнес-решения :-) Увольнение, кстати, — это тоже бизнес-решение. Да, информация выдается порционно, на отчетных встречах, по запросу, но ведь бизнес не в порциях. Поэтому такая «большая инфографика» могла бы закрыть и такой информационный голод. Да, сюда уже напрашивается тема об уровнях доступа. Ну и ключевое: «Какой информации вам не хватает?».
Ascott
TL;DR: Привет, мы компания ххх и мы не зря потратили несколько сотен человеко-часов на корпоративный портал (на самом деле нет)
MarinaPronina Автор
Зря-зря. Надо было просто один график сделать :-) Но зато весело.